Постановление Мэрии города Магадана от 29 декабря 2021 г. N 4245
"Об утверждении плана (концепции) развития предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования "Город Магадан"
В целях создания благоприятного инвестиционного климата и повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Магадан", руководствуясь Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Законом Магаданской области от 27.12.2013 N 1681-ОЗ "Об инвестиционной политике в Магаданской области", постановлением мэрии города Магадана от 20.12.2019 N 4264 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по внедрению Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата на территории муниципального образования "Город Магадан", требованиями Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Магаданской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, утвержденного распоряжением Правительства Магаданской области от 17.06.2019 N 94-рп, статьями 35.1 и 45 Устава муниципального образования "Город Магадан", мэрия города Магадана постановляет:
1. Утвердить прилагаемый план (концепцию) развития предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования "Город Магадан".
2. Опубликовать настоящее постановление в городских средствах массовой информации.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра города Магадана В.Ю. Троицкого.
Глава муниципального образования |
Ю. Гришан |
Утвержден
постановлением мэрии
города Магадана
от 29.12.2021 N 4245
План (концепция) развития предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования "Город Магадан"
1. Введение
План (концепция) развития предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования "Город Магадан" до 2030 года (далее - План) разработан в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Законом Магаданской области от 27.12.2013 N 1681-ОЗ "Об инвестиционной политике в Магаданской области", постановлением мэрии города Магадана от 20.12.2019 N 4264 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по внедрению Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата на территории муниципального образования "Город Магадан", а также с требованиями Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Магаданской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, утвержденного распоряжением Правительства Магаданской области от 17.06.2019 N 94-рп.
План разработан на период до 2030 года, определяет основные проблемы, связанные с инвестиционной привлекательностью муниципального образования "Город Магадан" (далее - город Магадан), задачи, которые необходимо решить для достижения цели и ключевые показатели, характеризующие его реализацию.
2. Цель и задачи
Цель Плана - создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, повышение инвестиционной привлекательности города Магадана.
Достижению поставленной цели будет способствовать реализация следующих задач:
- укрепление имиджа города Магадана, как активно развивающегося областного центра на Дальнем Востоке;
- совершенствование муниципальной нормативной правовой базы, направленной на муниципальную поддержку инвесторов, реализующих и планирующих к реализации инвестиционные проекты в городе Магадане;
- реализация механизмов муниципально-частного партнерства путем привлечения частных инвестиций для реализации социально значимых проектов в городе Магадане;
- содействие в развитии предпринимательской деятельности на территории города Магадана;
- повышение уровня конкуренции при осуществлении закупок для муниципальных нужд;
- популяризация информации о перспективных инвестиционных проектах, а также о мерах, направленных на поддержку инвестиционной деятельности.
План задает ориентиры по направлениям развития инвестиционной и предпринимательской деятельности в городе Магадане, он призван обеспечить проведение последовательной и эффективной инвестиционной политики и служит основой для координации деятельности органов местного самоуправления, ответственных за привлечение инвестиций.
Реализация Плана будет способствовать улучшению экономико-правовых условий для ведения предпринимательской деятельности, развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, активному включению предпринимательских структур в решение проблем социально-экономического развития города Магадана, что в конечном итоге будет благоприятствовать повышению уровня и качества жизни населения.
Ключевые показатели эффективности реализации Плана
Степень достижения результата |
Базовый показатель (2020 год) |
План (2025 год) |
План (2030 год) |
Инвестиции в основной капитал, млрд рублей (оценка) |
8,1 |
12,4 |
15,5 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Магадана, ед. |
5214 |
5228 |
5252 |
Количество работающих в сфере малого и среднего предпринимательства, ед. |
13604 |
13759 |
13984 |
3. Основные социально-экономические характеристики города Магадана
Город Магадан - центр субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа - Магаданской области, территории, обладающей значительными запасами ценных и редких природных ресурсов, прежде всего, драгоценных металлов.
В городе сосредоточена большая часть экономического и человеческого потенциала региона, основные культурные, научные и образовательные учреждения.
В Магадане проживают около 100 тыс. человек. Более четверти населения магаданцев - молодежь. Магаданцы традиционно имеют высокий образовательный и культурный уровень.
Научный потенциал города Магадана представляют Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт, Институт биологических проблем Севера ДВО РАН, Восточный научно-исследовательский институт золота и редких металлов, Магаданский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Научно-исследовательский центр "Арктика" ДВО РАН, Магаданский филиал Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии.
В Магадане расположены офисы и представительства практически всех крупных промышленных предприятий региона.
Годовой оборот крупных и средних организаций города за 2020 год составил 107,3 млрд рублей.
Городская промышленность представлена предприятиями энергетики, машиностроения и металлообработки, пищевой перерабатывающей промышленности, стройиндустрии, рыбодобычи.
Транспортный комплекс представлен автомобильным, морским и воздушным видами транспорта, имеющими городское, региональное и международное значение.
Доставка грузов в Магадан и Магаданскую область в основном осуществляется морским транспортом.
Магаданский морской торговый порт - крупнейший порт побережья Охотского моря, расположенный в бухте Нагаева и имеющий выход к тихоокеанскому бассейну. Имеет статус международного и осуществляет обслуживание иностранных судов более десятка государств в режиме круглогодичной навигации. С помощью ледоколов порт остается открытым круглый год.
Автодорога федерального значения "Колыма", протяженностью свыше двух тысяч километров, начинается от бухты Нагаева и проходит практически через все колымские районы добычи золота до Республики Саха (Якутия).
Аэропорт Магадана принимает различные виды воздушных судов, которые осуществляют регулярные междугородние и международные маршруты.
Современную систему связи на территории города обеспечивают 5 крупнейших российских сотовых операторов и Магаданский филиал ПАО "Ростелеком".
На начало 2021 года потребительский сектор представлен 1095 объектами розничной торговли и общественного питания и 410 объектами, оказывающими розничные услуги населению.
Поддержание благоприятного инвестиционного климата, привлечение инвестиций - главная задача экономической политики муниципалитета, так как его состояние и напрямую, и косвенно влияет на показатели общеэкономической ситуации и перспективы развития. Инвестиционная деятельность органов местного самоуправления - это достаточно большой объем постоянной работы, которая подразумевает взаимодействие всех отраслевых (функциональных) органов мэрии города Магадана и муниципальных учреждений.
Действует инвестиционный совет при мэрии города Магадана, обеспечивающий создание благоприятных условий для эффективного использования инвестиций на территории города Магадана.
Создана и постоянно совершенствуется необходимая муниципальная нормативная правовая база в сфере инвестиционной деятельности, которая предусматривает различные виды поддержки, гарантирует прозрачность всех процедур и обеспечение равных прав инвесторам, отвечает всем современным требованиям.
Утверждены следующие документы:
- порядок и методика проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов муниципального образования "Город Магадан" и экспертизы действующих нормативных правовых актов муниципального образования "Город Магадан", затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования "Город Магадан";
- План мероприятий ("дорожная карта") по содействию развитию конкуренции на территории муниципального образования "Город Магадан" на 2019 - 2021 годы. Дорожная карта включает в себя системные мероприятия, направленные на развитие конкурентной среды, мероприятия по развитию конкуренции на социально-значимых и приоритетных рынках, а также устанавливает числовые значения целевых показателей развития рынков;
- инвестиционная декларация муниципального образования "Город Магадан". Инвестиционная декларация устанавливает принципы взаимодействия мэрии города Магадана с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности города Магадана;
- План мероприятий ("дорожная карта") по внедрению Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата на территории муниципального образования "Город Магадан". Дорожная карта нацелена на повышение эффективности деятельности мэрии города Магадана по привлечению инвестиций и создания благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности в городе Магадане;
- порядок организации сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна" на территории муниципального образования "Город Магадан". Порядок позволяет снизить временные издержки инвесторов на реализацию инвестиционных проектов за счет исключения необходимости обращаться в различные отраслевые (функциональные) органы мэрии города Магадан и организации;
- схема расположения инвестиционных площадок в границах муниципального образования "Город Магадан".
В 2020 году объем инвестиций в основной капитал по полному кругу оценивается в сумме 8,1 млрд рублей, что составляет 107,4% от показателя 2019 года. Объем инвестиций по крупным и средним организациям составил 6213,9 млн рублей (124,6% к 2019 году).
Малое и среднее предпринимательство (далее - МСП) оказывает существенное влияние на общее состояние экономики, насыщение рынка товарами и услугами, развитие конкуренции, формирование налоговой базы и налоговых поступлений в городской и областной бюджеты, создание новых рабочих мест и производств.
По сведениям Единого реестра субъектов МСП Федеральной налоговой службы РФ на начало 2021 года на территории города Магадана ведут деятельность 5214 субъектов МСП, в том числе 3338 индивидуальных предпринимателей и 1876 юридических лиц.
Основные виды деятельности малого бизнеса - розничная и оптовая торговля, строительство, транспортные и другие услуги населению.
В целях обеспечения тесного взаимодействия между органами местного самоуправления и предпринимателями, а также выработки решений, способствующих созданию комфортной для бизнеса среды, проходят заседания Координационного совета в области развития малого и среднего предпринимательства и улучшения инвестиционного климата при мэрии города Магадана. На заседаниях оперативно рассматриваются важные для предпринимательского сообщества вопросы, вырабатывается единая позиция по актуальным проблемам и законодательным инициативам.
В рамках действующей с 2010 года программы по поддержке и развитию малого предпринимательства в муниципальном образовании "Город Магадан" предпринимателям оказывается информационная, финансовая и имущественная поддержка.
В городе имеется потенциал для развития отдельных приоритетных отраслей. С этой целью предпринимателям, осуществляющим деятельность в приоритетных для города Магадана сферах, предоставляется субсидия на возмещение части затрат на создание собственного дела.
В целях имущественной поддержки субъектов МСП утвержден Перечень муниципального имущества, предназначенный для предоставления его во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, включающий на 01.01.2021 35 объектов.
Оказание имущественной поддержки субъектов МСП способствует вовлечению муниципального имущества в хозяйственный оборот, укреплению имущественной базы малого и среднего бизнеса, и в то же время позволяет повысить доходность бюджета за счет поступления арендных платежей, а также последующего возможного выкупа имущества арендаторами.
Магадан активно участвует в работе Всероссийского совета местного самоуправления, Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, Международной ассамблеи столиц и крупных городов СНГ (МАГ), Ассоциации сибирских и дальневосточных городов.
Город связывают побратимские связи с городами Анкоридж (США, штат Аляска), Тунхуа (КНР), Елгава (Латвийская Республика), Златица (Республика Болгария), Шуанъяшань (КНР), Барановичи (Республика Беларусь).
4. SWOT-анализ социально-экономической ситуации в городе Магадане
Сильные стороны города Магадана |
Слабые стороны города Магадана |
1. Магадан - сервисный, научный и культурный центр Магаданской области. На территории города сконцентрирована социальная инфраструктура областного значения. 2. Наличие на территории города аэропорта. 3. Круглогодичная навигация морского торгового порта. 4. Развитая экономика и потребительский сектор. 5. Развитая мобильная и электропроводная связь. 6. Развитая система финансово-кредитных и страховых организаций. 7. Благоприятная экологическая ситуация. 8. Наличие условий для развития туризма. 9. Приоритет Дальнего Востока в государственной политике Российской Федерации. 10. Низкая криминогенная обстановка. 11. Особая экономическая зона |
1. Значительна удаленность от центральной части страны. 2. Суровые климатические условия. 3. Высокий износ жилищно-коммунальной инфраструктуры, низкие темпы жилищного строительства. 4. Существенные транспортные ограничения (отсутствие железнодорожного транспорта) и высокие транспортные тарифы. 5. Высокая затратность производства, значительная доля затрат на тепло- и электроэнергию в себестоимости продукции. 6. Миграционный отток населения. 7. Дефицит высококвалифицированных кадров. 8. Недостаточный уровень освоения современных инновационных технологий. 9. Реальный уровень жизни населения не соответствует номинальному уровню. 10. Низкий уровень строительства многоквартирных жилых домов современного класса |
Возможности |
Угрозы |
1. Город имеет перспективу стать опорной базой для освоения крупных инвестиционных проектов (по добыче полезных ископаемых, углеводородов на шельфе Охотского моря и т.п.) на территории Магаданской области. 2. Возможно расширение специализированных услуг в области телекоммуникаций, наукоемких услуг в области образования, консалтинга, финансов, страхования, в том числе усилиями малого и среднего бизнеса. 3. Дальнейшее формирование на территории города транспортного, логистического центра за счет реконструкции аэропорта (обслуживание транзитных международных рейсов), увеличения грузооборота морского порта. 4. Повышение туристической привлекательности города, создание туристического кластера (горнолыжный, этнический, экологический, событийный туризм). 5. Укрепление продовольственной обеспеченности города и региона за счет развития пищевой промышленности и поддержки местных сельскохозяйственных предприятий |
1. Дальнейшее снижение численности населения. В случае отсутствия активной государственной и региональной политики в целях стимулирования демографического роста. 2. Высокая зависимость численности населения города от миграции населения. 3. Рост тарифов на энергоресурсы, отсутствие квалифицированных кадров снизят рентабельность предприятий традиционных отраслей промышленности, потребительского сектора. 4. Увеличение износа инфраструктурных сетей скажется на качестве жизни населения и привлекательности города для мигрантов. 5. Прекращение действия режима Особой экономической зоны |
Основные проблемы Магадана в определенной степени обусловлены общей экономической ситуацией. Одна из наиболее острых проблем, негативно влияющая на качество инвестиционного климата в городе Магадане, вызвана территориальной удаленностью региона и оттоком населения.
Анализ сочетания сильных и слабых сторон города Магадана, позволяет сделать вывод о возможном повышении конкурентоспособности города.
Сосредоточение внимания на конкурентных преимуществах города обеспечит возможность притока в город финансовых, материально-товарных, информационных, интеллектуально-трудовых и других ресурсов.
5. Основные направления совершенствования инвестиционной деятельности на территории города Магадана
Основные мероприятия по совершенствованию системы управления инвестиционным процессом на территории муниципального образования "Город Магадан" включены в утвержденный постановлением мэрии города Магадана План мероприятий ("дорожную карту") по внедрению Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (далее - Дорожная карта).
Реализация Дорожной карты позволит внедрить механизмы управления инвестиционной привлекательностью города Магадана в целях ее последовательного повышения с учетом интересов инвесторов.
Решению поставленных задач Плана будет способствовать реализация следующих мероприятий:
- совершенствование механизмов взаимодействия предпринимателей и их объединений с органами местного самоуправления;
- развитие информационно-консультационного сопровождения инвестиционных проектов;
- обеспечение роста экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства путем расширения финансовой и имущественной поддержки на муниципальном уровне;
- формирование положительного имиджа предпринимательства на территории города Магадана путем организации и проведения конкурсов, обучающих мероприятий, конференций, форумов, круглых столов по вопросам предпринимательской деятельности;
- осуществление системной деятельности по информированию об инвестиционных возможностях и преимуществах города Магадана в рамках деятельности российских и международных деловых площадок;
- взаимодействие с федеральными институтами развития, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов муниципально-частного партнерства;
- развитие механизмов привлечения инвестиций и поддержки предпринимательской деятельности на территории муниципального образования;
- совершенствование работы по сокращению административных барьеров, в том числе в части сокращения сроков и упрощения процедуры выдачи разрешительной документации;
- наполнение инвестиционного портала мэрии города Магадана нормативной правовой и рекомендательной информацией, представление алгоритма реализации проектов муниципально-частного партнерства (МЧП), в том числе по инициативе частного бизнеса, обеспечение открытости и доступности информации о действующих и планирующихся соглашениях о МЧП;
- повышение квалификации муниципальных служащих, ответственных за развитие инвестиционной и предпринимательской деятельности.
6. Механизм реализации Плана
Реализация Плана обеспечивается согласованными действиями мэрии города Магадана и предпринимательского сообщества муниципального образования "Город Магадан".
Механизмом реализации поставленных задач является:
- деятельность инвестиционного совета при мэрии города Магадана и Координационного совета в области развития малого и среднего предпринимательства и улучшения инвестиционного климата при мэрии города Магадана;
- участие мэрии города Магадана в проектах строительства объектов инженерной и социальной инфраструктуры на территории муниципального образования "Город Магадан";
- системная работа по сопровождению инвестиционных проектов по принципу "одного окна";
- исполнение плана мероприятий, направленных на достижение целевых значений показателей регионального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы в Магаданской области";
- реализация плана комплексного социально-экономического развития муниципального образования "Город Магадан" на 2017 - 2025 годы;
- реализация государственной программы Магаданской области "Столица";
- реализация муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования "Город Магадан";
- проведение мониторинга качества предоставления муниципальных услуг, касающихся ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов муниципального образования "Город Магадан", затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Для оценки степени достижения поставленной цели возможно проведение мониторинга предоставления и использования преференций субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности, а также уточнение способов реализации мероприятий с учетом динамики социально-экономического развития муниципального образования "Город Магадан".
7. Ожидаемые результаты реализации Плана
Комплекс мероприятий Плана направлен на создание максимально благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы, комплексное развитие отраслей экономики и социальной сферы муниципального образования "Город Магадан", повышение качества жизни горожан.
Реализация Плана позволит продолжить поступательное развитие муниципального образования "Город Магадан", сформировать дополнительные налоговые поступления, создаст условия для развития конкурентоспособных секторов экономики, позволит субъектам малого и среднего предпринимательства организовать новые рабочие места и производства.
Конструктивный диалог с предпринимательским сообществом будет формировать объективную оценку условий ведения бизнеса в целях устранения избыточного муниципального регулирования, снижения административных барьеров, способствовать формированию благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Мэрии города Магадана от 29 декабря 2021 г. N 4245 "Об утверждении плана (концепции) развития предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования "Город Магадан"
Текст постановления опубликован в газете "Вечерний Магадан" от 6 января 2022 г. N 1
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Мэрии города Магадана от 20 сентября 2024 г. N 3191-пм
Изменения вступают в силу с 20 сентября 2024 г.