Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Анализ текущего состояния развития физической культуры
и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Физическая культура и спорт являются эффективным средством всестороннего развития личностных качеств человека и здоровьесберегающих систем организма, решающим коррекционные и оздоровительные задачи физического развития, рекреационного удовлетворения, социализации личности, укрепления положения человека в социальной среде.
В настоящее время достигнуты основные значения целевых ориентиров, определенных Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р, Государственной программой автономного округа "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 342-п.
Предыдущее десятилетие показывает устойчивый рост по всем направлениям развития физической культуры и спорта в автономном округе.
Физическая культура и массовый спорт
С 2010 по 2020 год доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличилась более чем в 2 раза - с 19,8% до 44,6%.
В соответствии с используемыми источниками статистических данных структура занятий спортом по различным возрастным группам является неоднородной. За 2020 год доля детей и молодежи (возраст 3 - 29 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, составила 82,9% населения, доля граждан среднего возраста (женщины: 30 - 54 года, мужчины: 30 - 59 лет) - 27,1%, доля граждан старшего возраста (женщины: 55 - 79 лет, мужчины: 60 - 79 лет) - 10,8%. Таким образом, рост доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, будет в основном обусловлен вовлечением в занятия спортом населения старше 30 лет.
В 22 муниципальных образованиях автономного округа ведется работа по популяризации здорового образа жизни среди граждан старшего поколения. Сформирован реестр из 85 физкультурно-спортивных организаций, оказывающих физкультурно-оздоровительные услуги для граждан старшего возраста.
В автономном округе реализуется 55 физкультурно-оздоровительных программ и проектов, направленных на увеличение продолжительности жизни граждан старшего поколения.
Граждане старшего поколения активно принимают участие в физкультурном движении "Скандинавская ходьба". В 2020 году численность систематически занимающихся данным видом активности составила 7 080 человек, из них 5 682 женщины.
Отмечается недостаток качественной и оперативной статистики в подсчете количества граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Во всех 22 муниципальных образованиях автономного округа созданы центры тестирования ГТО, в Белоярском и Октябрьском муниципальных районах их по 2, 1 региональный центр; итого 25 центров тестирования ГТО. Приём нормативов ГТО организован в 455 местах тестирования.
Ежегодно проводятся обучающие семинары по повышению квалификации спортивных судей и специалистов центров тестирования.
По итогам 2020 года во всероссийском рейтинге ГТО автономный округ вошел в 20 лучших регионов страны.
По данным 2020 года, на официальном портале gto.ru зарегистрировано 240 тыс. югорчан.
Спортивная инфраструктура
За период с 2010 года по 2020 год в автономном округе создано 1 325 объектов спортивной инфраструктуры, рост их числа составил с 2 251 единицы до 3 576 единиц соответственно. Количество городских и рекреационных объектов, приспособленных для занятий спортом, в 2020 году составило 204 единицы.
На основании формы федерального статистического наблюдения 1-ФК общая обеспеченность населения автономного округа спортивной инфраструктурой в 2020 году составила 46,1% (в соответствии с нормативами, рекомендованными Министерством спорта Российской Федерации). Федеральная статистическая информация свидетельствует о существующем дисбалансе обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры в муниципальных образованиях автономного округа. Так, в Белоярском муниципальном районе показатель обеспеченности составляет 94%, Октябрьском муниципальном районе - 87%, в городских округах Нижневартовск и Нефтеюганск показатели обеспеченности составляют по 25% и находятся ниже общего показателя обеспеченности в автономном округе на 21,1%.
Дисбаланс обеспеченности населения автономного округа объектами спортивной инфраструктуры в ряде муниципальных районов и городских округов автономного округа определяет потребность в строительстве новых объектов спортивной инфраструктуры по приоритетному принципу.
По результатам на 2020 год, в среднем износ объектов спорта в автономном округе составляет 36%, в капитальном ремонте нуждаются 135 спортивных объектов. Отмечается разница в значениях показателя износа спортивных объектов в муниципальных образованиях автономного округа с низкой и высокой плотностью населения. Например, в Березовском и Белоярском муниципальных районах уровень износа спортивных объектов составляет 19% и 17% соответственно. Население этих муниципальных образований получает физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги в более комфортных условиях на базе современных спортивных сооружений, нежели жители таких муниципальных образований автономного округа как городские округа Мегион, с показателем износа спортивных объектов в 59%, Нягань - 59% и Югорск - 53%.
Наблюдается положительная динамика загрузки спортивной инфраструктуры (в среднем с 67% в 2010 году до 73% в 2020 году). При этом средняя загрузка поддерживается на высоком уровне (80% - плоскостные сооружения, 70% - залы, 75% - бассейны, 70% - крытые ледовые площадки).
В некоторых муниципальных образованиях автономного округа загрузка объектов более чем в 2 раза ниже среднего регионального уровня. Соответственно, стратегические инициативы, направленные на увеличение уровня обеспеченности инфраструктурой, должны будут приниматься с учетом загрузки объектов спортивной инфраструктуры по каждому муниципальному образованию автономного округа.
Тем не менее, исходя из текущей статистической информации невозможно оценить фактический спрос населения на объекты спортивной инфраструктуры. В связи с этим необходима разработка инструментов обратной связи с населением для достоверного измерения качества предоставляемых услуг, повышения загрузки используемых объектов и экономической эффективности расходов на строительство новых объектов спортивной инфраструктуры.
Подготовка спортивного резерва
В системе подготовки спортивного резерва действует 61 организация (из них 6 государственных, 53 муниципальных, 2 частные организации).
По итогам 2020 года достигнуты показатели Государственной программы:
доля организаций, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в общем количестве организаций в сфере физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, - 100%;
доля занимающихся на этапе высшего спортивного мастерства в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в общем количестве занимающихся на этапе спортивного совершенствования в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, - 25%.
Важными задачами в развитии системы подготовки спортивного резерва является приведение в соответствие законодательства автономного округа с законодательством Российской Федерации о физической культуре и спорте, об образовании, формирование сети физкультурно-спортивных организаций автономного округа, основанной на территориальных (межмуниципальных) кластерах.
Спорт высших достижений и профессиональный спорт
Спортсмены автономного округа традиционно сохраняют высокую конкурентоспособность на всероссийском и международном уровнях.
Численность спортсменов автономного округа, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, в 2010 году составила 199 человек, в 2020 году - 340 человек.
Имена спортсменов автономного округа, их награды тесно связаны с историей Олимпийских игр: 50 спортсменов автономного округа приняли участие в 17 Олимпийских играх, из них 10 зимних и 7 летних. Завоевано 24 медали: 9 золотых, 7 серебряных, 8 бронзовых.
В 2021 году в Токио состоялись XXXII летние Олимпийские игры. В составе сборной команды России приняли участие 11 спортсменов автономного округа по 7 видам спорта. По итогам выступлений завоевано 3 золотых, 1 серебряная и 1 бронзовая медали.
В регионе сформированы спортивные сборные команды автономного округа по 57 видам спорта, в которые входят 3 726 спортсменов.
Значимый вклад в подготовке спортивного резерва и кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации вносят бюджетное учреждение автономного округа "Центр спортивной подготовки сборных команд Югры", автономное профессиональное образовательное учреждение автономного округа "Югорский колледж-интернат олимпийского резерва", спортивные школы и спортивные школы олимпийского резерва, спортивные клубы по командным игровым видам спорта.
Клубная структура является системой подготовки спортсменов высочайшего класса наравне с учреждениями спортивной подготовки и центрами спортивной подготовки, хотя и действует по иным нормативным правовым принципам. Именно на базе таких клубов формируются сборные команды автономного округа и Российской Федерации по игровым видам спорта.
На текущий момент базовые виды спорта в автономном округе:
зимние олимпийские виды: биатлон, лыжные гонки, сноуборд;
летние олимпийские виды: бокс, волейбол, водное поло, дзюдо, легкая атлетика, плавание, спортивная борьба, теннис, тхэквондо, тяжелая атлетика;
адаптивные виды: спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, спорт глухих;
неолимпийские виды спорта: шахматы.
Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт
В автономном округе создано и действует государственное учреждение "Центр адаптивного спорта", имеющее широкую филиальную сеть в муниципальных образованиях автономного округа.
Внимание Правительства автономного округа, уделяемое адаптивному спорту, подтверждается позитивной динамикой следующих ключевых статистических показателей:
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения выросла с 5,0% в 2010 году до 19,6% в 2020 году и превышает плановый среднероссийский показатель на 2,0%;
доля сооружений, подходящих для занятий адаптивным спортом, выросла с 12% в 2010 году до 14% в 2020 году.
Численность спортсменов автономного округа, включенных в списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по адаптивным видам спорта по итогам 2020 года, составляет 79 человек.
Научное и кадровое обеспечение
В автономном округе организацию физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по итогам 2020 года обеспечивают 6 698 физкультурных работников, что на 23% больше, чем в 2010 году (5 446 человек).
Несмотря на общий рост количества работников отрасли физической культуры и спорта за указанный период отмечается снижение численности молодых специалистов. Повышение привлекательности и престижа работы в сфере физической культуры и спорта, особенно для молодых специалистов, является важнейшим условием развития сферы физической культуры и спорта.
В регионе 4 организации высшего профессионального образования, а также Югорский колледж-интернат олимпийского резерва реализуют образовательные программы по укрупнённой группе направлений подготовки 49.00.00 "Физическая культура и спорт". Организации обладают высококвалифицированным научно-педагогическим составом, способным активно участвовать в кадровом, научно-методическом обеспечении отрасли физической культуры и спорта. В то же время этот потенциал используется не в полной мере.
Цифровизация
В автономном округе внедрена государственная информационная система "Информационно-аналитическая система подготовки спортивного резерва", которая направлена на обеспечение организации и управления спортивной подготовкой, получение информации о функциональном состоянии спортсмена, резервных возможностей организма, системе построения тренировочного процесса, прогнозирование спортивного результата и принятие управленческих решений на основе анализа объективных данных.
В то же время требуется формирование единого методического информационного ресурса в области физической культуры, спорта и спортивной медицины, а также единой автоматизированной информационной системы, обеспечивающей сбор, анализ и распространение для использования передового опыта и практик развития физической культуры и спорта. Вследствие этого ключевой задачей в сфере цифровизации является разработка единого цифрового контура физической культуры и спорта, электронного паспорта спортсмена и информационных систем физической культуры и спорта, с их интеграцией с информационными системами спортивной медицины, науки, образования, что позволит выявлять спортивно-одаренных и талантливых детей, проводить отраслевое статистическое наблюдение за результатами обеспечения многообразных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности по месту жительства, учебы и работы, формировать и развивать спортивную инфраструктуру в шаговой доступности с учетом потребностей населения, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также выстраивать адресные коммуникации с конечным потребителем.
С этой целью необходимо дальнейшее развитие информационно-аналитической системы подготовки спортивного резерва.
Финансовое обеспечение
За последние 10 лет финансирование расходов на физическую культуру и спорт в автономном округе выросло с 4 249 760,1 тыс. рублей (в 2010 году) до 12 390 287,5 тыс. рублей (в 2020 году) за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации всех уровней.
Сохраняется высокий потенциал привлечения в сферу физической культуры и спорта частного финансирования, при этом доля внебюджетных средств в 2020 году составила менее 5%.
Отмечается отсутствие исчерпывающей информации по общему финансированию сферы физической культуры и спорта. В связи с этим необходимо реализовать меры по повышению управляемости физической культурой и спортом за счет совершенствования форм сбора данных и подхода к обработке информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.