Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО о применении нескольких налоговых ставок при исчислении земельного налога (далее - налог) в отношении земельного участка в течение одного налогового периода и сообщает.
К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", не относится официальное (общеобязательное) разъяснение норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по указанным вопросам. Кроме того, с обращением не представлены сведения, позволяющие исчерпывающе определить характеристики налогооблагаемых земельных участков и налоговые периоды, за которые исчисляется налог. Указанное обстоятельство препятствует предоставлению разъяснений применительно к отдельно взятым объектам налогообложения. Вместе с тем, полагаем возможным направить следующие рекомендации.
В главе 31 "Земельный налог" Кодекса предусмотрены следующие случаи применения нескольких налоговых ставок при налогообложении земельного участка в течение одного налогового периода.
Согласно пункту 2 статьи 387 Кодекса, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса. Таким образом, различные налоговые ставки могут применяться в отношении земельного участка, расположенного в нескольких муниципальных образованиях (городе федерального значения и муниципальном образовании), на территории которых действуют разные налоговые ставки для земельных участков соответствующей категории земель и (или) разрешенного использования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса, налоговые ставки не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (далее - объекты ЖКХ) (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам ЖКХ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Кодекса Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Налоговые органы обязаны руководствоваться этими разъяснениями (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса).
ФНС России направила (письмо от 04.08.2006 N ММ-6-21/764@) налоговым органам письмо Минфина России от 26.07.2006 N 02-03-09/2027, в котором разъяснено, что если на едином земельном участке наряду с другими объектами находятся объекты жилищного фонда (включая общежития) и объекты ЖКХ, то при исчислении налога к площади земельного участка, занимаемой непосредственно объектами жилищного фонда и объектами ЖКХ, должна применяться налоговая ставка в размере не более 0,3 процента, а к остальной площади этого участка должна применяться ставка, определенная для данной категории земельных участков.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 Кодекса изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и пунктом 1.1 статьи 391 Кодекса.
В свою очередь, пункт 4 части 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) устанавливает, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются со дня внесения в указанный реестр сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 Закона N 237-ФЗ, например, при изменении категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, в течение одного налогового периода могут применяться различные налоговые ставки, соответствующие ранее определенным, а затем измененным категории земель и (или) виду разрешенного использования земельного участка, с учетом которых в этом же налоговом периоде была изменена налоговая база по налогу в отношении данного земельного участка.
Иных оснований применения различных налоговых ставок при налогообложении земельного участка в течение одного налогового периода Кодекс не содержит.
Согласно пункту 2 статьи 394 Кодекса, установление дифференцированных налоговых ставок допускается в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. По мнению ФНС России, указанное не предусматривает полномочий по дифференцированию налоговых ставок по налогу в зависимости от фактического использования земельного участка, за исключением случаев, указанных в главе 31 Кодекса, в частности, в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, земельных участков, приобретенных для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, а также земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества (абзацы второй - четвертый подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса).
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
По вопросу о порядке проведения кадастровых работ предлагается обращаться в органы Росреестра.
Действительный государственный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 28 сентября 2021 г. N БС-4-21/13692@ "О применении нескольких налоговых ставок при налогообложении земельного участка в течение одного налогового периода"
Текст письма опубликован не был