Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением главы
администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 30.11.2021 N 328-р
Основные направления
долговой политики Краснодарского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Долговая политика Краснодарского края является составной частью бюджетной политики, способствует решению значимых для региона задач и заключается в реализации комплекса мероприятий в процессе управления государственным долгом Краснодарского края (далее - государственный долг), направленных на удовлетворение потребности в государственных заимствованиях Краснодарского края (далее - заимствования), своевременное и полное исполнение долговых обязательств Краснодарского края (далее - долговые обязательства), минимизацию расходов на обслуживание государственного долга, поддержание объема и структуры долговых обязательств, исключающих их неисполнение, снижение рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом (далее также - бюджетные риски).
1. Итоги реализации долговой политики Краснодарского края в период до 2021 года, прогнозируемые итоги 2021 года
В 2021 году и в предшествующем периоде различные виды долговых инструментов использовались для погашения долговых обязательств в целях обеспечения сбалансированности краевого бюджета.
Заимствования осуществлялись согласно законам о краевом бюджете на соответствующие годы. Размер государственного долга, а также стоимость его обслуживания ежегодно были ниже предельных значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) и законами о краевом бюджете на соответствующие годы.
Привлечение заимствований обеспечило возможность направления доходов краевого бюджета на финансирование расходов краевого бюджета в социальной сфере. Дополнение поступающих доходов заемными средствами позволило также осуществлять развитие социальной инфраструктуры и мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие Краснодарского края.
Основные показатели, характеризующие государственный долг за 2015 - 2020 годы, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей государственного долга за 2015 - 2020 годы (факт)
N |
Показатель |
Год |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Объем государственного долга, млрд руб. |
145,3 |
150,0 |
149,1 |
140,2 |
99,5 |
102,1 |
2 |
Расходы на обслуживание государственного долга, млрд руб. |
5,9 |
7,1 |
6,3 |
4,4 |
3,6 |
2,5 |
3 |
Долговая нагрузка, %* |
98,6 |
88,2 |
77,8 |
66,6 |
41,0 |
46,5 |
______________________________
* Здесь и далее по тексту долговая нагрузка определяется как отношение общего объема государственного долга к общему годовому объему доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений за соответствующий год.
______________________________
В соответствии с условиями соглашений и дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Краснодарского края из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Краснодарского края, утвержденных Законом Краснодарского края от 6 марта 2018 г. N 3751-КЗ "Об утверждении дополнительных соглашений к соглашениям, заключенным между Министерством финансов Российской Федерации и министерством финансов Краснодарского края" (далее - соглашения в сфере бюджетного кредитования, бюджетные кредиты), уровень долговой нагрузки по состоянию на 1 января 2021 г. не должен был превышать 72%, в том числе доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Краснодарского края и кредитам, полученным Краснодарским краем от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций (далее - рыночные обязательства, рыночные заимствования), - не более 37% суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год.
По итогам 2020 года уровень долговой нагрузки составил 46,5%, что на 25,5 процентных пункта ниже максимального значения, установленного соглашениями в сфере бюджетного кредитования (72%), в том числе доля рыночных обязательств составила 13,7% суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год. Значения указанных показателей соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и условиям соглашений в сфере бюджетного кредитования.
В феврале 2020 года в результате полного досрочного погашения принципалом остатка задолженности по кредиту, обеспеченному государственной гарантией Краснодарского края (далее - государственная гарантия), досрочно прекращено действие государственной гарантии, что исключило бюджетные риски, связанные с возникновением гарантийных случаев.
В 2020 году в целях ограничения общего объема государственного долга и долговой нагрузки на краевой бюджет были досрочно погашены кредиты кредитных организаций в сумме 16 млрд рублей, сроки возврата которых приходились на 2021 и 2022 годы.
Также в соответствии с федеральными законами от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и от 1 апреля 2020 г. N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году", постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 1943 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N 1099" и от 30 апреля 2020 г. N 619 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в 2020 году проведена дополнительная реструктуризация задолженности Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам.
Объем реструктурированной в 2020 году задолженности по бюджетным кредитам составил 42,7 млрд рублей, в том числе:
по бюджетным кредитам, предоставленным на подготовку к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, - 26,8 млрд рублей. Погашение задолженности предусмотрено в период с 2025 по 2034 год ежегодно равными долями (ранее возврат задолженности был предусмотрен в период с 2023 по 2032 год);
по бюджетным кредитам 2015 - 2017 годов - 15,9 млрд рублей. Погашение задолженности предусмотрено в период с 2021 по 2029 год по графику платежей (с 2021 по 2024 год в размере 5% суммы задолженности ежегодно; с 2025 по 2029 год ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности). Ранее возврат указанной задолженности был предусмотрен в период с 2018 по 2024 год.
Таким образом, в отношении задолженности по бюджетным кредитам в объеме 42,7 млрд рублей предоставлена дополнительная отсрочка или рассрочка ее погашения, что позволяет снизить нагрузку на краевой бюджет по погашению долговых обязательств в 2020 - 2024 годах.
Условия реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам выполняются надлежащим образом.
Экономия по расходам на обслуживание государственного долга в 2020 году составила 584,1 млн рублей по сравнению с первоначально утвержденным Законом Краснодарского края от 23 декабря 2019 г. N 4200-КЗ "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Закон N 4200) объемом указанных расходов.
За 2020 год обеспечено снижение объема государственного долга на 6,5 млрд рублей по сравнению с верхним пределом государственного долга по состоянию на 1 января 2021 г., первоначально утвержденным Законом N 4200 (108,6 млрд рублей). По состоянию на 1 января 2021 г. объем государственного долга составил 102,1 млрд рублей, что соответствует установленному Законом N 4200 верхнему пределу государственного долга по состоянию на 1 января 2021 г. (102,1 млрд рублей).
Из общего объема государственного долга по состоянию на 1 января 2021 г. обязательства по государственным ценным бумагам Краснодарского края (далее - государственные облигации) составляли 30,0 млрд рублей (29,4%), по бюджетным кредитам - 72,1 млрд рублей (70,6%).
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 декабря 2020 г. N 301-р "Об утверждении основных направлений долговой политики Краснодарского края на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в числе целей и задач долговой политики Краснодарского края на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов предусмотрены достижение в перспективе высокого уровня долговой устойчивости Краснодарского края, минимизация расходов на обслуживание государственного долга, ограничение роста объема государственного долга и уровня долговой нагрузки.
В этих целях Законом Краснодарского края от 10 марта 2021 г. N 4424-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" объем привлечения кредитов кредитных организаций в 2021 году снижен на 10,3 млрд рублей по сравнению с объемом их привлечения, первоначально утвержденным Законом Краснодарского края от 23 декабря 2020 г. N 4380-КЗ "О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее Закон - N 4380). Верхний предел государственного внутреннего долга Краснодарского края на 1 января 2022 г. снижен до 101,9 млрд рублей, что ниже объема государственного долга по состоянию на 1 января 2021 г.
В целях снижения бюджетных рисков предоставление новых государственных гарантий в 2021 году не предусматривается.
Также в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2021 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" в 2021 году проведена реструктуризация обязательств Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетному кредиту, предоставленному бюджету Краснодарского края в 2020 году для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации.
Сумма реструктурированной задолженности составляет 13,3 млрд рублей (основной долг). Погашение задолженности предусмотрено в период с 2021 по 2029 год по графику платежей (с 2021 по 2024 год в размере 5% суммы задолженности ежегодно; с 2025 по 2029 год ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности). Ранее возврат указанной задолженности был предусмотрен 1 июля 2021 г.
Проведение в 2021 году реструктуризации обязательств по бюджетному кредиту позволит не привлекать в 2021 году кредиты кредитных организаций.
По результатам проводимых мероприятий по управлению государственным долгом по итогам 2021 года ожидается экономия по расходам на обслуживание государственного долга в сумме 1 260,0 млн рублей.
По состоянию на 1 октября 2021 г. объем государственного долга составляет 101,1 млрд рублей. В структуре государственного долга доля бюджетных кредитов составляет 71,3%, государственных облигаций 28,7%. Все долговые обязательства являются долгосрочными, что способствует снижению бюджетных рисков.
Объем реструктурированных обязательств по бюджетным кредитам по состоянию на 1 октября 2021 г. составляет 72,1 млрд рублей, в том числе обязательства со сроками уплаты с 2025 по 2034 год - 43,0 млрд рублей (42,5% общего объема государственного долга).
По всем реструктурированным долговым обязательствам плата за пользование средствами федерального бюджета установлена в размере 0,1% годовых.
Сохраняющийся высокий удельный вес бюджетных кредитов в общем объеме государственного долга оказывает существенное положительное влияние на оптимизацию расходов краевого бюджета по обслуживанию государственного долга, поскольку процентные ставки по этим кредитам многократно ниже размера платы по другим видам заимствований.
Наличие в структуре государственного долга различных видов долговых обязательств и распределение по годам выплат по их погашению являются факторами, положительно влияющими на снижение бюджетных рисков, связанных с существующим объемом государственного долга.
В результате проведения в 2021 году операций с долговыми обязательствами по состоянию на 1 января 2022 г. общий объем государственного долга прогнозируется на уровне не более 99,5 млрд рублей, что на 2,5 млрд рублей ниже его значения на начало 2021 года и соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.
2. Цели, задачи и особенности долговой политики Краснодарского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
2.1. Основные факторы, определяющие характер, особенности и направления долговой политики Краснодарского края на 2022 - 2024 годы:
сохраняющийся значительный накопленный объем государственного долга;
необходимость финансового обеспечения принятых расходных обязательств Краснодарского края в полном объеме;
значительный объем расходов краевого бюджета в социальной сфере;
волатильность финансового рынка;
влияние экономической ситуации на развитие отраслей экономики Краснодарского края и динамику поступления налоговых и неналоговых доходов в краевой бюджет.
2.2. Цели долговой политики Краснодарского края:
обеспечение сбалансированности краевого бюджета, достижение и поддержание высокого уровня долговой устойчивости Краснодарского края;
надлежащее выполнение условий соглашений в сфере бюджетного кредитования;
соблюдение ограничений по объему государственного долга, в том числе объему рыночных обязательств, и расходов на обслуживание государственного долга, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и соглашениями в сфере бюджетного кредитования;
недопущение возникновения просроченной задолженности по погашению и обслуживанию долговых обязательств;
минимизация расходов на обслуживание государственного долга;
проведение эффективной долговой политики, ориентированной на среднесрочные и долгосрочные заимствования, равномерное распределение нагрузки по погашению долговых обязательств, ежегодное ограничение уровня долговой нагрузки на краевой бюджет;
развитие рынка субфедеральных долговых обязательств.
2.3. Задачи долговой политики Краснодарского края:
соблюдение законодательства Российской Федерации и Краснодарского края при осуществлении заимствований;
исполнение обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга в полном объеме и в установленные сроки;
соблюдение ограничений по уровню долговой нагрузки, доле рыночных обязательств по отношению к сумме доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений, установленных соглашениями в сфере бюджетного кредитования;
ограничение роста объема государственного долга и уровня долговой нагрузки;
обеспечение ежегодно неувеличения доли рыночных обязательств по отношению к сумме доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений свыше 37%;
минимизация рисков, связанных с осуществлением заимствований;
привлечение в краевой бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых;
поддержание необходимого уровня кредитоспособности Краснодарского края, формирование его благоприятной кредитной истории;
обеспечение прозрачности и предсказуемости долговой политики Краснодарского края, сохранение преемственности основных направлений управления государственным долгом.
В 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов необходимо осуществлять управление сложившимся в предшествующие годы государственным долгом, в том числе обеспечивать своевременное погашение долговых обязательств, процентов по кредитам и купонного дохода по государственным облигациям. Требуемые для этого средства на соответствующие годы будут предусматриваться в краевом бюджете в необходимом'объеме.
Долговая стратегия в 2022 - 2024 годах предполагает осуществление заимствований в целях рефинансирования ранее возникших долговых обязательств и финансирования дефицита краевого бюджета при возникновении потребности в финансовом обеспечении расходов краевого бюджета, имеющих первостепенное значение для социально-экономического развития региона, в том числе в целях финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов, а также расходов в рамках реализации национальных проектов в Краснодарском крае. При этом ежегодные объемы заимствований будут определяться с учетом необходимости ограничения объема государственного долга и уровня долговой нагрузки.
Такой подход призван обеспечить сбалансированность краевого бюджета при одновременном ежегодном ограничении общего объема государственного долга и уровня долговой нагрузки, что является первоочередной задачей в сфере управления государственным долгом в 2022 - 2024 годах.
Выполнение поставленных задач потребует реализации комплекса мер, направленных на увеличение собственных доходов краевого бюджета, оптимизацию расходов и ограничение размера дефицита краевого бюджета с перспективой отказа в последующие годы от привлечения заимствований для финансирования дефицита краевого бюджета. Необходимость их решения учитывалась при составлении проекта краевого бюджета на 2022 год и на. плановый период 2023 и 2024 годов. Аналогичный подход будет сохраняться при составлении проекта краевого бюджета на последующие периоды.
В таблице 2 приведены прогнозируемые показатели по государственному долгу на 2021 - 2024 годы.
Таблица 2
Показатели, характеризующие государственный долг
N |
Наименование |
Год |
|||
2021 |
2022 |
2.023 |
2024 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Объем государственного долга, млрд руб. (прогноз)* |
99,5 |
99,5 |
99,4 |
99,4 |
2 |
Ограничения по государственному долгу, установленные соглашениями в сфере бюджетного кредитования, % (не более): |
|
|
|
|
долговая нагрузка |
70,0 |
67,0 |
63,0 |
60,0 |
|
доля общего объема рыночных обязательств по отношению к сумме доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений |
37,0 |
37,0 |
37,0 |
37,0 |
______________________________
* Прогноз объема государственного долга без учета бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, которые могут быть привлечены Краснодарским краем по результатам проведения отбора инфраструктурных проектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1189 "Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации" (далее - Постановление N 1189).
______________________________
2.4. Основными инструментами реализации долговой политики Краснодарского края в 2022 - 2024 годах будут являться рыночные заимствования, привлекаемые в целях погашения долговых обязательств и (или) финансирования дефицита краевого бюджета.
В целях оптимального выбора долговых инструментов на постоянной основе будут проводиться мониторинг и сравнительный анализ условий и результатов привлечения рыночных заимствований субъектами Российской Федерации.
Кредиты кредитных организаций планируется привлекать в течение финансового года по мере возникновения потребности в дополнительных финансовых ресурсах путем осуществления в установленном порядке закупки соответствующих финансовых услуг. В целях более равномерного распределения по годам объема платежей по погашению заимствований, а также для привлечения большего количества участников аукционов по закупке финансовых услуг по предоставлению кредитов Краснодарскому краю будут привлекаться среднесрочные кредиты кредитных организаций. При определении сроков привлечения заимствований также будут учитываться состояние финансового рынка и условия кредитования субъектов Российской Федерации кредитными организациями.
В целях установления начальных процентных ставок по планируемым к привлечению в течение финансового года в краевой бюджет кредитам кредитных организаций на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых, будет осуществляться систематический мониторинг результатов аукционов по закупке услуг кредитных организаций по предоставлению кредитов субъектам Российской Федерации.
Вопрос о размещении выпусков государственных облигаций будет рассматриваться с учетом общего объема привлечения заимствований в соответствующем году, состояния финансового рынка и сравнительных условий осуществления различных видов заимствований. При принятии решения о размещении государственных облигаций в программу государственных внутренних заимствований Краснодарского края на соответствующий год будут вноситься необходимые изменения с одновременным уточнением планируемого объема привлечения (погашения) кредитов кредитных организаций.
Привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов будет предусматриваться в случае принятия решения о предоставлении Краснодарскому краю таких кредитов на реализацию инфраструктурных проектов, отобранных в соответствии с Постановлением N 1189. В этом случае в программу государственных внутренних заимствований Краснодарского края на соответствующий год будут вноситься необходимые изменения.
В целях управления текущей ликвидностью краевого бюджета по мере необходимости может быть использован механизм привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета (далее - казначейские кредиты). Объем привлечения и погашения казначейских кредитов определяется в пределах ежегодно устанавливаемого лимита. Привлечение казначейских кредитов осуществляется в пределах финансового года и не влечет увеличения объема государственного долга по итогам соответствующего года.
Для минимизации нагрузки на краевой бюджет по погашению долговых обязательств при составлении и исполнении краевого бюджета будут анализироваться объемы погашения долговых обязательств, приходящиеся на соответствующие финансовые годы. Сроки, на которые будут привлекаться новые заимствования, планируется устанавливать с учетом необходимости достижения равномерного распределения по годам нагрузки по погашению и обслуживанию долговых обязательств.
2.5. Риски, возникающие в процессе управления государственным долгом:
риск рефинансирования - вероятность того, что Краснодарский край не сможет осуществить на приемлемых условиях новые заимствования для погашения накопленного государственного долга и в результате будет вынужден использовать доходы краевого бюджета для погашения долговых обязательств;
процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов краевого бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения процентных ставок;
операционный риск - вероятность возникновения потерь (убытков) и (или) дополнительных затрат вследствие ошибок (просчетов) в процессе привлечения заимствований, а также нарушения норм бюджетного законодательства Российской Федерации в процессе управления государственным долгом, сбоев или отказа используемых учетно-расчетных, информационных и иных систем.
Для количественной оценки бюджетных рисков используются следующие показатели:
долговая нагрузка на краевой бюджет:
в 2021 году - максимальное значение 70%:
в 2022 году - максимальное значение 67%;
в 2023 году - максимальное значение 63%;
в 2024 году - максимальное значение 60%;
доля объема расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов краевого бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - максимальное значение устанавливается на уровне 5%;
доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме государственного долга - максимальное значение устанавливается на уровне 15%;
годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - максимальное значение 13%.
2.6. Поддержание диалога с инвестиционным сообществом.
Важнейшим условием для привлечения в краевой бюджет заемных средств в необходимых объемах и в целом успешной реализации долговой политики Краснодарского края является обеспечение постоянного доступа к финансовым рынкам.
В этих целях необходимо обеспечивать прозрачность и предсказуемость проводимой Краснодарским краем заемной (долговой) политики, на постоянной основе взаимодействовать с кредиторами (инвесторами).
Для формирования благоприятной кредитной истории Краснодарского края на официальном сайте министерства финансов Краснодарского края будет продолжена практика размещения правовых актов Краснодарского края по вопросам управления государственным долгом, информации о долговой политике региона на соответствующие годы, сведений об объеме и структуре государственного долга (по состоянию на первое число каждого месяца), информации о проведении операций с долговыми обязательствами (привлечение, погашение, выплата купонного дохода по государственным облигациям), о планируемом осуществлении закупок услуг кредитных организаций и о предстоящем размещении государственных облигаций.
Взаимодействие с кредиторами (инвесторами) также будет осуществляться в рамках реализации мероприятий по присвоению и поддержанию кредитных рейтингов Краснодарского края и государственных ценных бумаг Краснодарского края, проведения встреч, интервью, консультаций, переговоров, участия в совещаниях, конференциях. Информация об уровне кредитных рейтингов Краснодарского края будет систематически размещаться на официальном сайте министерства финансов Краснодарского края.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 ноября 2021 г. N 328-р "Об утверждении основных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.