УТВЕРЖДЕНА
приложением N 1
к приказу Роспотребнадзора
от 17.12.2021 N 787
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) на 2022 год
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) (далее - Программа профилактики) разработана в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990.
Программа профилактики определяет виды профилактических мероприятий, предусмотренные Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1100, направленные на предупреждение нарушений санитарно-эпидемиологических требований, обязательных требований в области качества и безопасности пищевой продукции, требований, установленных техническими регламентами, Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности Роспотребнадзора, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) являются:
а) соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
б) соблюдение обязательных требований в области качества и безопасности пищевой продукции, установленных в соответствии с Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
в) соблюдение иных обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленных Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза;
г) соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
д) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;
е) выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
ж) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
Роспотребнадзор и его территориальные органы осуществляют федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) за следующими объектами государственного контроля (надзора) (далее - объекты контроля):
а) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), подлежащая государственному контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза по Единому перечню продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", к которой предъявляются обязательные требования;
в) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), составляет в 1 полугодии 2021 г. - 929027.
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) осуществляется с риск-ориентированным подходом. В I полугодии 2021 г. территориальными органами Роспотребнадзора проведено 81 784 проверки, из них плановых - 27 688 проверок.
Внеплановые проверки проводились по основаниям:
- по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенных ранее проверок,
- по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации, в том числе:
- о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде;
- о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде;
- на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданных в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
- на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с требованиями органов прокуратуры.
Доля плановых проверок, по итогам которых выявлены правонарушения, от общего числа плановых проверок составила - 95,8%.
По выявленным нарушениям:
- вынесены представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
- составлены протоколы об административном правонарушении и др.
Выдано 17084 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) жизни и здоровью граждан. Сформирован федеральный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими производственных объектов, подлежащих контролю (надзору) (реестр объектов контроля). Проведено полное распределение объектов контроля, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору), по категориям риска.
Сформирована система сбора объективных данных, позволяющая с использованием ведомственной информационной системы собирать данные и отслеживать их изменение, учитывать при определении категории риска причиненный вред и характеристики индивидуального поведения контролируемых лиц. Категории риска по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) определяются с учетом индивидуального поведения контролируемых лиц ("динамическая модель").
Актуализированы перечни объектов контроля, которым присвоены категории риска. Роспотребнадзором обеспечена доступность информации об объектах контроля. На официальном сайте Роспотребнадзора, сайтах территориальных органов Роспотребнадзора размещена информация об объектах контроля, предусмотренная пунктами 29 и 30 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1100 (http://risk.rospotrebnadzor.ru/).
II. Цели и задачи реализации программы профилактики
Программа направлена на достижение следующих целей:
предупреждение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;
повышение информированности контролируемых лиц об обязательных требованиях и способах их соблюдения;
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) жизни и здоровью человека.
Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач:
формирования единого подхода к организации и проведению профилактических мероприятий в территориальных органах Роспотребнадзора;
формирования единого понимания обязательных требований у всех контролируемых лиц;
выявления причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, разработки мероприятий, направленных на их устранение или снижения рисков их возникновения.
Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований организуются и осуществляются Роспотребнадзором и его территориальными органами на основе следующих принципов:
понятность - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной и исчерпывающей форме (описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов, их содержащих, и административных последствий за нарушение обязательных требований);
информационная открытость - доступность для контролируемых лиц сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
вовлеченность - обеспечение включения контролируемых лиц посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с Роспотребнадзором и его территориальными органами по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
полнота охвата - включения максимального числа контролируемых лиц в процесс взаимодействия с Роспотребнадзором и его территориальными органами;
обязательность - обязательное проведение профилактических мероприятий Роспотребнадзором и его территориальными органами по видам контроля (надзора);
актуальность - регулярный анализ и обновление Программы профилактики, использование актуальной информации при проведении профилактических мероприятий;
релевантность и рациональность - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающих особенности и состояние контролируемых лиц;
периодичность - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
III. Перечень профилактических мероприятий*
В соответствии с Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1100, проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
IV. Показатели эффективности и результативности мероприятий Программы профилактики
Показателями эффективности и результативности мероприятий Программы профилактики являются:
количество проведенных профилактических мероприятий;
количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
доля контролируемых лиц/объектов контроля, в отношении которых проведены профилактические мероприятия от их общего количества, %;
доля проведенных профилактических мероприятий в общем количестве проведенных контрольных (надзорных) мероприятий в отчетном периоде, %;
доля повторных административных правонарушений от общего количества правонарушений, %;
удельный вес отказов контролируемых лиц от проведения обязательного профилактического визита от общего количества запланированных профилактических визитов, %.
III.* Перечень и сроки (периодичность) проведения профилактических мероприятий
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
|
|
1.8. Разъяснение юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям обязательных требований в рамках: - "Дней открытых дверей для предпринимателей"; - "горячих линий"; - личных приемов; - выездных приемов на подведомственных территориях; - консультаций в Общественных приемных; - консультаций в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг; - тематических совещаний, семинаров для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе на базе региональных отделений Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, общественных объединений предпринимателей; - тематических совещаний для юридических в# общественного питания, торговли и др.) на уровне органов власти с представителями подконтрольных субъектов; - обучающих мероприятий для подконтрольных субъектов |
В соответствии с графиком |
Территориальные органы Роспотребнадзора Управления центрального аппарата Роспотребнадзора (по компетенции) |
1.9. Информирование неопределенного круга подконтрольных субъектов посредством средств массовой информации: - печатные издания, радио, телевидение |
В соответствии со сроками ежемесячных медиапланов |
Управления центрального аппарата Роспотребнадзора (по компетенции) Территориальные органы Роспотребнадзора |
||
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
2.1. Сбор данных об организации и проведении мероприятий по контролю (надзору), о направлении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, об обжаловании результатов мероприятий по контролю. |
Ежеквартально |
Управление организации контрольно-надзорной деятельности и оказания государственных услуг Территориальные органы Роспотребнадзора |
2.2. Выявление проблемных вопросов организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) |
В течение года |
Управления центрального аппарата Роспотребнадзора (по компетенции) |
||
2.3. Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению нарушений |
В течение года |
Территориальные органы Роспотребнадзора Управления центрального аппарата Роспотребнадзора (по компетенции) |
||
2.4. Подготовка доклада о правоприменительной практике по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) |
До 1 апреля 2022 г. |
Управления центрального аппарата Роспотребнадзора (по компетенции) Территориальные органы Роспотребнадзора |
||
3. |
Объявление предостережения |
При наличии сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований объявление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований |
В случае наличия у сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
Территориальные органы Роспотребнадзора Управления центрального аппарата Роспотребнадзора (по компетенции) |
4. |
Консультирование |
4.1. Консультирование осуществляется инспекторами, должностными лицами государственных учреждений, подведомственных Роспотребнадзору, по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия по следующим вопросам: а) наличие и (или) содержание обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; б) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий; в) порядок выполнения обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; г) порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) должностных лиц. |
Постоянно по обращениям контролируемых лиц и их представителей |
Территориальные органы Роспотребнадзора Подведомственные учреждения Управления центрального аппарата Роспотребнадзора (по компетенции) |
5. |
Обязательные профилактические визиты |
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении: - контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска; - контролируемых лиц, осуществляющих производство и реализацию продукции (товаров), отнесенных к чрезвычайно высокому и высокому риску; - контролируемых лиц, со дня начала фактического осуществления деятельности которых прошло менее одного года |
В течение года в соответствии с утвержденными территориальными органами Роспотребнадзора планами проведения обязательных профилактических визитов на 2022 г. |
Территориальные органы Роспотребнадзора Подведомственные учреждения (за исключением профилактического визита на объекты контроля, отнесенные к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Роспотребнадзор спланировал на 2022 г. мероприятия по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17 декабря 2021 г. N 787 "Об утверждении программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 г."
Текст приказа опубликован не был