Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерное положение вступает в силу с 1 января 2020 г.
Приложение 1
УТВЕРЖДЕНО
постановлением комиссии
по делам несовершеннолетних
и защите их прав при администрации
Краснодарского края
от 10.12.2019 г. N 5/3
Примерное положение
о наставничестве над несовершеннолетними, в отношении которых комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав проводится индивидуальная профилактическая работа
1. Общие положения
1.1. Правовой основой внедрения наставничества за несовершеннолетними, с которыми необходимо проведение ИПР (далее несовершеннолетний ИПР), состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, являются: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав". Закон Краснодарского края от 13 ноября 2006 г. N 1132-КЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Краснодарском крае", постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края от 27 декабря 2017 г. N 4/3 "Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении".
1.2. Наставничество в отношении несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (далее - несовершеннолетний ИПР), состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссия), является одним из видов профилактической воспитательной работы, направленной на коррекцию асоциального поведения детей и подростков, содействие в формировании у несовершеннолетних законопослушного поведения, жизненно важных ценностей и общепринятых моральных принципов.
1.3. Наставничество является добровольным как со стороны наставника, так и со стороны несовершеннолетнего и его законного представителя, и осуществляется на безвозмездной основе.
1.4. Наставником может быть гражданин Российской Федерации, независимо от пола, семейного положения, достигший возраста 18 лет, являющийся авторитетным человеком с положительной репутацией, способный по своим деловым и моральным качествам стать социально положительным примером для несовершеннолетнего, а также добровольно оказывающий помощь в воспитании несовершеннолетнего, состоящего на учете в комиссии.
2. Цель и задачи наставничества
2.1. Цель наставничества - эффективное решение проблем детской безнадзорности, снижение уровня правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних ИПР, состоящих на учете в комиссии с целью формирования у несовершеннолетних законопослушного отношения к жизни в окружающем социуме, общепринятых норм и навыков общественного поведения, создание позитивных жизненных установок, направленных на преодоление негативного отношения к обществу и на осознанный отказ от собственных асоциальных проявлений.
Основной метод, используемый наставниками - индивидуальное сопровождение несовершеннолетнего ИПР в различных сферах его жизнедеятельности.
2.2. Задачами наставничества являются:
2.2.1. Оказание помощи родителям или лицам, их заменяющим, в воспитании несовершеннолетних ИПР.
2.2.2. Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - органы и учреждения системы профилактики) по вопросам предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
2.2.3. Организация просветительской работы с несовершеннолетними ИПР, их родителями, законными представителями, в целях обеспечения безопасности ребенка, профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, асоциальных явлений (наркомании, алкоголизма, табакокурения и других зависимостей), насилия над ребенком.
3. Порядок организации наставничества и работы наставников
3.1. Наставник закрепляется за несовершеннолетним ИПР по решению комиссии.
3.2. Наставник может выполнять свои обязанности в отношении одного несовершеннолетнего.
3.3. Координация деятельности наставничества за несовершеннолетними ПНР возлагается на комиссию. Комиссия, с учетом специфики муниципального образования (территориальной, экономической, социальной и т.д.) имеет право утвердить положение о наставничестве в муниципальном образовании, с обязательным соблюдением требований Примерного положения.
3.4. Члены комиссии, руководители органов и учреждений системы профилактики осуществляют работу по внедрению института наставничества, выполняют поручения председателя комиссии.
3.5. При принятии решения о постановке на учет несовершеннолетнего ИПР, председатель комиссии даст члену комиссии, руководителю органа или учреждения системы профилактики, другого органа или учреждения, осуществляющего деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, поручение по подбору кандидатуры наставника для закрепления за несовершеннолетним ИПР.
3.5.1. Поручения прописываются в постановлении комиссии о постановке на учет несовершеннолетнего ИПР; копия постановления направляется в течение 3 рабочих дней члену комиссии, руководителю органа или учреждения системы профилактики, другого органа или учреждения, осуществляющего деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ответственному за выполнение поручения.
3.6. Подбор наставника осуществляется из числа представителей органов местного самоуправления, органов государственной власти, депутатов, активистов молодежных объединений, представителей военно-патриотических и ветеранских организаций, представителей физкультурно-спортивных объединений, трудовых коллективов, казачества, волонтеров, членов дружин по охране общественного порядка, кандидатов в приемные родители, авторитетных и уважаемых людей муниципальных образований, руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других органов и учреждений, общественных объединений, осуществляющих деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и других лиц, обладающих личностными качествами, необходимыми для наставнической работы с несовершеннолетними ИПР.
3.7. Ввиду проведения индивидуальной профилактической работы в образовательной организации и необходимости принятия дополнительных мер в отношении несовершеннолетнего ИПР, состоящего на учете в комиссии, не рекомендуется закреплять наставников из числа работников образовательных организаций.
3.8. Подбор наставника осуществляется с учетом возрастных, индивидуальных особенностей несовершеннолетнего, его интересов, и оснований постановки на профилактический учет.
3.9. Органы и учреждения системы профилактики, другие органы и учреждения, осуществляющие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляют работу института наставничества в рамках своих полномочий, и обязаны оказывать организационную и консультационную помощь наставникам, а также помощь в обеспечении досуговой и трудовой занятости несовершеннолетних ИПР.
3.10. Наставничество осуществляется до снятия несовершеннолетнего ИПР с учета в комиссии.
4. Требования к гражданам, определяемым в качестве наставников
4.1. Наставник назначается из числа лиц, обладающих значительным профессиональным и жизненным опытом, проявляющих способности к воспитательной работе, в возрасте не моложе 18 лет, проживающий в том же муниципальном образовании, что и несовершеннолетний, авторитетных людей с положительной репутацией, способных по своим деловым и моральным качествам стать позитивным примером для несовершеннолетнего.
4.2. Наставниками несовершеннолетних не могут быть граждане следующих категорий:
4.2.1. Признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными.
4.2.2. Лишенные решением суда родительских прав или ограниченные в родительских правах.
4.2.3. Отстраненные от выполнения обязанностей усыновителя, опекуна, приемного родителя по причине ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей.
4.2.4. Имеющие судимость и (или) привлекавшиеся к административной ответственности, предусмотренной статьями 5.35, 5.35.1, 6.7 - 6.14, 7.27, 19.3, 19.18, 19.23, 20.1, 20.3, 20.20, 20.21, 20.22, 20.28, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4.2.5. Имеющие заболевания, включенные в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
5. Полномочия и права наставника
5.1. Полномочия наставника:
5.1.1. Осуществлять системную работу с подопечным.
5.1.2. Изучать личностные качества подопечного, его интересы и увлечения, образ жизни.
5.1.3. Способствовать правильной организации свободного времени и досуга несовершеннолетнего, развивать его интерес к культурным и духовным ценностям, привлекать к занятиям спортом, поддерживать связь с семьей несовершеннолетнего (по согласованию).
5.1.4. Воздействовать на несовершеннолетнего личным примером, убеждением, разъяснением, дружеским советом, обращая главное внимание на развитие положительных качеств личности несовершеннолетнего, его творческие способности, содействовать в трудоустройстве, продолжении учебы.
5.1.5. Оказывать содействие в формировании у несовершеннолетнего морально-нравственных ценностей и патриотизма, чувства ответственности перед обществом и государством.
5.1.6. Способствовать формированию у несовершеннолетнего законопослушного сознания правовой культуры, навыков общения и поведения.
5.1.7. Не реже одного раза в полугодие принимать участие в заседании комиссии с информированием о работе с несовершеннолетним.
5.2. Наставник имеет право:
5.2.1. Быть проинформированным об основаниях постановки на учет и характеристикой несовершеннолетнего.
5.2.2. Обращаться в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за консультацией и необходимой помощью и содействием по вопросам воспитания несовершеннолетнего.
5.2.3. Информировать комиссию о ненадлежащем выполнении родителями и лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетнего, фактах склонения родителями детей к противоправным действиям, жестокого обращения родителей (законных представителей) с детьми.
5.2.4. Участвовать совместно со специалистами органов и учреждений системы профилактики в реализации ИПР и адаптации несовершеннолетнего.
5.2.5. Выбирать наиболее эффективные формы и методы воспитательной работы с несовершеннолетним.
6. Порядок установлении и отмены наставничества
6.1. Комиссия принимает заявления от граждан, изъявивших желание стать наставниками несовершеннолетних.
6.2. Гражданин, желающий выполнять обязанности наставника, подаст в комиссию по месту жительства письменное заявление на имя председателя комиссии с просьбой (согласием) о назначении его наставником за несовершеннолетним ИПР (Приложение 1), с указанием сведений об отсутствии ограничений, предусмотренных разделом 4.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Приложение 1" имеется в виду "Приложение 2"
6.3. По результатам рассмотрения указанного заявления комиссией принимается решение о закреплении наставника за несовершеннолетним ИПР, с учетом мнения родителей (законных представителей), лица, подобравшего кандидатуру, кандидата в наставники. Решение оформляется в форме постановления.
6.4. После принятия постановления о назначении наставника комиссия вручает гражданину, назначенному наставником, копию постановления; информирует несовершеннолетнего и его родителей (законных представителей) о принятом решении, и доводит до их сведения информацию о назначенном наставнике (ФИО гражданина, место основной работы, контактные телефоны); иные данные о наставнике (с согласия гражданина).
Предоставление сведений о персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июня 2006 г. N 152 "О персональных данных".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 27 июля 2006 г."
6.5. При закреплении наставника за несовершеннолетним родители (законные представители) не освобождаются от обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и от ответственности за его поведение.
6.6. Наставник прекращает свою деятельность в следующих случаях:
прекращения ИПР с несовершеннолетним в связи с его исправлением, достижением 18-летнего возраста, изменением места жительства, смертью;
предоставления письменного отказа гражданина от дальнейшей наставнической деятельности по собственной инициативе;
отстранения по инициативе комиссии (в случае установления обстоятельств, указанных в пунктах 4.2.1 - 4.2.5 настоящего Примерного положения, и др.).
6.7. Прекращение деятельности наставника оформляется решением комиссии.
7. Поощрение наставников
7.1. Наставники, активно и добросовестно исполняющие свои обязанности, добившиеся положительных результатов в работе с несовершеннолетними ИПР в целях стимулирования работы по ходатайству комиссии, руководителей органов и учреждений системы профилактики могут поощряться комиссиями, администрацией муниципального образования, организациями, учреждениями, общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями.
8. Права несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
8.1. Несовершеннолетние, в отношении которых проводится работа с участием наставника, обеспечиваются правами и свободами, гарантированными нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", и другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Председатель комиссии по |
Л.А. Минькова |
<< Назад |
Приложение 2. >> Форма заявления |
|
Содержание Постановление краевой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края от 10 декабря... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.