В соответствии с пунктом 10.2 Положения о Контрольно-счетной палате муниципального района "Заполярный район", утвержденного решением Совета муниципального района "Заполярный район" от 27 сентября 2013 года N 436-р, на основании Протокола заседания Коллегии Контрольно-счетной палаты Заполярного района от 15 декабря 2021 года N 89, приказываю:
1. Утвердить Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СФК 056 "Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд" (прилагается).
2. Ведущему специалисту Шайтановой Е.М. направить Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СФК 056 главе Администрации муниципального района "Заполярный район" для официального опубликования и размещения на официальном сайте Заполярного района.
3. Аудитору Кокиной Е.Ю. обеспечить мониторинг актуальности Стандарта и последующую его актуализацию.
4. Приказ Контрольно-счетной палаты от 05.09.2014 N 83-п "Об утверждении Стандарта внешнего муниципального финансового контроля СФК 056" признать утратившим силу.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
6. Настоящий приказ вступает в силу с даты его подписания.
Председатель |
Е.В. Субоч |
ПРИНЯТ |
УТВЕРЖДЕН
Действует с 15.12.2021 |
Стандарт
внешнего муниципального финансового контроля
СФК 056
Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СФК "Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд" (далее - Стандарт) - нормативный документ, регламентирующий правила проведения аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (далее - аудит в сфере закупок) в рамках реализации положений статьи 98 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
1.2. Настоящий Стандарт разработан в соответствии с требованиями:
1.2.1. Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
1.2.2. Положения о Контрольно-счетной палате муниципального района "Заполярный район", утвержденного решением Совета муниципального района "Заполярный район" от 27.09.2013 N 436-р.
1.2.3. Регламента Контрольно-счетной палаты муниципального района "Заполярный район", утвержденного приказом Контрольно-счетной палаты муниципального района "Заполярный район" от 24.03.2021 N 22-п (далее - Регламент).
1.2.4. Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17.10.2014 N 47К (993)).
1.2.5. Стандарта внешнего муниципального финансового контроля СОД 001 "Организация методологического обеспечения деятельности Контрольно-счетной палаты муниципального района "Заполярный район", утвержденного приказом от 30.12.2013 N 72-п (протокол заседания Коллегии Контрольно-счетной палаты Заполярного района от 27.12.2013 N 3).
1.3. Целью Стандарта является установление общих требований, правил и процедур проведения аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
1.4. Задачами настоящего Стандарта являются:
1.4.1. установление требований к организации, подготовке, проведению и оформлению результатов аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд;
1.4.2. установление основных этапов и процедур проведения аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
1.5. Объектом стандартизации является аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, проводимый должностными лицами Контрольно-счетной палаты муниципального района "Заполярный район" (далее - Контрольно-счетная палата) в пределах своих полномочий для осуществления анализа и оценки результатов закупок, достижения целей осуществления закупок в том числе выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.
1.6. Применение Стандарта должностными лицами Контрольно-счетной палаты при проведении аудита в сфере закупок обеспечивается с соблюдением основных принципов внешнего государственного финансового контроля: законности, объективности, эффективности, независимости, гласности и открытости.
1.7. По результатам аудита в сфере закупок должностными лицами обобщаются результаты, в том числе устанавливаются причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливаются предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируется информация о реализации указанных предложений и размещается в единой информационной системе в сфере закупок по установленной форме (Приложение 1), а также на странице Контрольно-счетной платы официального сайта Заполярного района www.zrnao.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее сеть "Интернет") обобщенная информация о таких результатах.
1.8. Решение вопросов, возникающих в ходе проведения аудита в сфере закупок и не урегулированных Регламентом Контрольно-счетной палаты, настоящим Стандартом, осуществляется в соответствии с приказами председателя Контрольно-счетной палаты.
2. Общая характеристика аудита в сфере закупок
2.1. Аудит в сфере закупок проводится в форме экспертно-аналитического мероприятия, контрольного мероприятия или в качестве самостоятельного вопроса в рамках проводимого контрольного мероприятия согласно программе мероприятия.
2.2. Цель аудита в сфере закупок:
- проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности (в том числе анализ и оценка процедуры планирования закупок и обоснования закупок), своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам;
- обобщение результатов осуществления деятельности по проверке, анализу и оценке результатов закупок, в том числе установление причин выявленных отклонений, нарушений и недостатков;
- подготовка предложений по устранению выявленных отклонений, нарушений и недостатков.
2.3. Для достижения цели аудита в сфере закупок должностные лица и специалисты Контрольно-счетной палаты подвергают анализу и оценке представленные документы и материалы, содержащие информацию о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам и (или) гражданско-правовым договорам (далее - контракты):
2.3.1. проверка законности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам осуществляется на основании анализа соблюдения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а также соблюдения бюджетного законодательства (наличие объекта закупки в муниципальной программе, соответствие объекта закупки функциям и полномочиям муниципальных органов);
2.3.2. проверка целесообразности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам осуществляется на основании анализа установления соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
2.3.3. проверка обоснованности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам осуществляется на основании оценки применения методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цены единицы товара, работы и услуги, установленных статьей 22 Федерального закона N 44-ФЗ, и способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с положениями главы 3 Федерального закона N 44-ФЗ.
Проверку обоснованности расходов и способов определения поставщика осуществлять с учётом требований статьи 18 Федерального закона N 44-ФЗ;
2.3.4. проверка своевременности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам осуществляется на основании анализа расходных обязательств, обусловленных указанными расходами на соответствие их исполнению в соответствующем финансовом году с учётом сроков (периодичности) осуществления закупок по плану-графику закупок, срока действия Решения Совета муниципального района "Заполярный район" о районном бюджете (решения о бюджете соответствующего муниципального образования) на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с положениями Федерального закона N 44-ФЗ и Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2.3.5. оценка эффективности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам (достижение заданных результатов обеспечения муниципальных нужд с использованием наименьшего объема средств) определяется с учетом соблюдения принципа ответственности за результаты обеспечения муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, предусмотренного статьей 12 Федерального закона N 44-ФЗ, а также принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
2.3.6. оценка результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам заключается в определении степени достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств и целей осуществления закупок.
2.4. При проведении аудита в сфере закупок должностные лица Контрольно-счетной палаты могут использовать методы муниципального финансового контроля, определённые в статье 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе проверка, обследование:
2.4.1. в ходе проверки осуществляется документальное и фактическое изучение законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверность бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки оформляются актом.
2.4.2. обследование применяется в целях анализа и оценки состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта аудита (контроля). Результаты обследования оформляются заключением.
2.5. Аудит в сфере закупок должен быть:
- объективным - осуществляться с использованием обоснованных фактических документальных данных, полученных в установленном порядке, и обеспечивать полную и достоверную информацию по предмету мероприятия;
- системным - представлять собой комплекс экспертно-аналитических и контрольных действий, взаимоувязанных по срокам, охвату вопросов, анализируемым показателям, приемам и методам;
- результативным - организация мероприятия должна обеспечивать возможность подготовки выводов, предложений и рекомендаций по предмету мероприятия.
3. Предмет, объекты и источники информации аудита в сфере закупок.
3.1. Предметом аудита в сфере закупок является процесс использования средств местных бюджетов, направляемых на закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
3.2. Объектами аудита в сфере закупок являются:
1) органы местного самоуправления, муниципальные казенные учреждения, действующие от имени муниципальных образований, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;
2) бюджетные, автономные учреждения, муниципальные унитарные предприятия и иные юридические лица, определённые в статье 15 Федерального закона N 44-ФЗ осуществляющие закупки, в том числе с учётом положений статьи 266.1. Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
3.3. При проведении аудита в сфере закупок используются следующие источники информации:
1) законодательство о контрактной системе, включая Федеральный закон N 44-ФЗ и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок;
2) внутренние документы заказчика:
- документ о создании контрактной службы и положение о ней или документ, утверждающий постоянный состав работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения;
- документ о создании и регламентации работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;
- документ, регламентирующий процедуры планирования, обоснования и осуществления закупок;
- утвержденный план-график закупок;
- утвержденные требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов;
- документ, регламентирующий проведение контроля в сфере закупок, осуществляемый заказчиком;
- иные документы и информация в соответствии с целями проведения аудита в сфере закупок;
3) единая информационная система в сфере закупок, в том числе документы, утвержденные заказчиком и подлежащие размещению в единой информационной системе в сфере закупок, а именно:
- планы-графики закупок;
- информация о реализации планов-графиков закупок;
- реестр контрактов, включая копии заключенных контрактов;
- реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов;
- реестр банковских гарантий;
- каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- реестр плановых и внеплановых проверок, включая реестр жалоб, их результатов и выданных предписаний;
- правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов;
- отчеты заказчиков, предусмотренные Законом N 44-ФЗ;
- извещения об осуществлении закупок, документация о закупках, проекты контрактов, размещаемые при объявлении о закупке, в том числе изменения и разъяснения к ним;
- информация, содержащаяся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- информация о ходе и результатах обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет либо превышает один миллиард рублей;
- результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
- иная информация и документы, размещение которых предусмотрено Законом N 44-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
4) электронные площадки и информация, размещаемая на них, включая реестры участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;
5) официальные сайты заказчиков и информация, размещаемая на них, в том числе о планируемых закупках;
6) печатные издания, в которых публикуется информация о планируемых закупках;
7) документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг потребителю, заключения об экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, акты приемки, платежные документы, документы о постановке имущества на баланс, разрешения на ввод объектов строительства в эксплуатацию и иные документы, подтверждающие, что закупленные объектом аудита (контроля) товары, работы и услуги достигли конечных потребителей, в интересах которых осуществлялась закупка;
8) результаты предыдущих проверок, соответствующих контрольных и надзорных органов;
9) информация о выявленных нарушениях законодательства о контрактной системе, полученная от правоохранительных органов в рамках реализации соглашений о взаимном сотрудничестве;
10) интернет-сайты компаний-производителей товаров, работ, услуг;
11) иная информация (документы, сведения).
В ходе проведения аудита в сфере могут использоваться одновременно несколько источников информации, имеющих непосредственное отношение к предмету и объекту аудита (контроля).
При этом необходимо учитывать следующий минимальный набор документов, который должен быть у объекта аудита (контроля):
до этапа осуществления закупки:
- документ о создании контрактной службы и положение о ней или документ, утверждающий постоянный состав работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения либо сведения о контрактном управляющем;
- документы о создании и регламентации работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;
- документ, регламентирующий проведение контроля в сфере закупок, осуществляемый заказчиком;
- план-график закупок и вносимые изменения в него, включая обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительных требований к участникам закупки;
- требования к отдельным видам закупаемых товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены на товары, работы, услуги) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций (статья 19 Федерального закона N 44-ФЗ);
- документы, подтверждающие обоснования начальных (максимальных) цен контрактов;
до заключения контракта (дополнительно к предыдущим документам):
- извещения об осуществлении закупок, документация о закупках, проекты контрактов, в том числе изменения и разъяснения к ним;
- решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- протоколы, составленные в ходе осуществления закупок, в том числе решения об отстранении участников закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказы от заключения контракта с победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам;
- заявки участников закупки;
- документы, подтверждающие поступление обеспечений заявок от участников закупки;
- информация о результатах обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей;
- согласование закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с контрольным органом в сфере закупок (пункты 24, 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ);
- согласование закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с контрольным органом в сфере закупок (часть 3 статьи 84 Закона N 44-ФЗ);
- отчеты, обосновывающие невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- документы, подтверждающие поступление обеспечений исполнения контрактов;
по исполненным контрактам (дополнительно к предыдущим документам):
- заключенные контракты (договоры) и изменения к ним;
- расторгнутые контракты (договоры);
- уведомления, направленные в контрольный орган в сфере закупок (в случаях, установленных частью 2 статьи 93 Закона N 44-ФЗ);
- документы, подтверждающие взыскание неустойки (пени, штрафа) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), удержание с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) обеспечения исполнения контракта;
- документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и их использование;
- документы, обосновывающие изменение и (или) неисполнение условий заключенных контрактов.
4. Этапы и процедуры организации аудита в сфере закупок
4.1. Организация аудита в сфере закупок, включает следующие этапы, каждый из которых характеризуется выполнением определенной процедуры:
1 этап - подготовка и планирование аудита;
2 этап - проведение аудита;
3 этап - оформление результатов проведения аудита;
4.1.1. Процедурой этапа подготовки и планирования является получение достаточной информации, сведений и документов для проведения аудита. На этапе планирования осуществляется:
- предварительное изучение предмета и объектов аудита;
- определение цели (целей) и масштаба аудита;
- определение методов, позволяющих достичь цели аудита;
- подготовка проекта программы аудита.
Информация по предмету аудита закупок при необходимости может быть получена путем направления в установленном порядке в адрес руководителя (руководителей) объектов аудита запросов о предоставлении информации.
По результатам предварительного изучения предмета и объектов аудита закупок определяются цели и вопросы аудита закупок, методы его проведения.
По каждой цели аудита закупок определяется перечень вопросов, которые необходимо изучить и проанализировать.
По результатам предварительного изучения предмета и объектов аудита в сфере закупок разрабатывается программа проведения экспертно-аналитического мероприятия, контрольного мероприятия или сформированные вопросы включаются в программу контрольного мероприятия отдельным разделом.
Подготовка и утверждение программы экспертно-аналитического мероприятия аудита в сфере закупок осуществляется в порядке, установленном Стандартом СФК 052 "Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия" Контрольно-счетной палаты.
4.1.2. Второй этап проведения аудита осуществляется как непосредственно на объектах аудита (контроля), так и по месту нахождения Контрольно-счетной палаты в зависимости от форм и методов осуществления аудита в сфере закупок, указанных в пунктах 2.1, 2.3. и 2.4. настоящего Стандарта, статье 98 Федерального закона N 44-ФЗ, статье 267.1. Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
В процессе формирования доказательств проводится работа по сбору информации и фактических данных в соответствии с поставленной целью (целями) аудита и вопросами аудита по проверке их на полноту, точность, объективность, достоверность.
В ходе проведения аудита в сфере закупок необходимо определить, являются ли полученные данные достаточными для того, чтобы проанализировать и оценить законность, целесообразность, обоснованность, своевременность, эффективность и результативность расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам объекта аудита на основе используемых показателей и критериев. Если собранных фактических данных недостаточно, проводится сбор дополнительной информации.
В ходе непосредственного проведения аудита осуществляется рассмотрение деятельности объекта аудита в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг (в том числе нормирования в сфере закупок, осуществляемого в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона N 44-ФЗ);
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора (контракта), предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени муниципального образования, а также учреждением, предприятием либо иным юридическим лицом определённом в статье 15 Федерального закона N 44-ФЗ;
4) особенностей исполнения контрактов.
4.1.3. Завершается процесс проведения аудита в сфере закупок третьим этапом - систематизацией доказательств и оформлением заключения с выводами и рекомендациями по результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия и оформлением документов, предусмотренных Регламентом, по результатам проведения контрольного мероприятия.
Определение результатов аудита в сфере закупок, формулировка на основе этих данных соответствующего заключения и выработка рекомендаций - ключевые этапы процесса аудита.
Они должны включать в себя:
1) аудиторские доказательства;
2) результаты аудита;
3) оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок;
4) выводы и рекомендации по законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки.
Продолжительность проведения каждого из указанных этапов зависит от особенностей предмета мероприятия.
4.2. Если при проведении аудита в сфере закупок должностные лица Контрольно-счетной палаты сталкиваются с фактами нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, усматривающие признаки:
4.2.1. административного правонарушения (нарушения установленного порядка закупок товаров, работ, услуг), то информация о таких нарушениях в течение трёх рабочих дней передаётся в контрольный орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок;
4.2.2. преступления или коррупционного правонарушения, а также фактов незаконного использования средств местного бюджета, то информация о таких фактах незамедлительно передаётся в правоохранительные органы;
4.3. В процессе проведения контрольных или экспертно-аналитических мероприятий осуществляется выявление наличия фактов завышения (занижения) цен на товары, работы, услуги, проверка формирования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с учетом соблюдения требований, установленных статьей 22 Федерального закона от N 44-ФЗ.
Для выявления фактов завышения (занижения) начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) закупок товаров, работ, услуг, должностными лицами и специалистами Контрольно-счетной палаты осуществляется сопоставление анализируемой цены объекта аудита с ценой товаров, работ, услуг определяемой и обоснованной посредством применения метода или нескольких методов, установленных статьей 22 Федерального закона N 44-ФЗ с расчетом отклонения.
Расчет отклонения анализируемой цены объекта аудита от цены товаров, работ, услуг, определяемой и обоснованной посредством применения метода или нескольких методов установленных статьей 22 Федерального закона N 44-ФЗ в процессе проведения аудита производится по формуле:
,
где:
О - отклонение анализируемой цены объекта аудита от цены товаров, работ, услуг, определяемой и обоснованной посредством применения метода или нескольких методов, установленных статьей 22 Федерального закона N 44-ФЗ в процессе проведения аудита;
Цаоа - анализируемая цена объекта аудита;
Цооа - цена товаров, работ, услуг определённая и обоснованная посредством применения метода или нескольких методов, установленных статьёй 22 Федерального закона N 44-ФЗ в процессе проведения аудита.
Отличие анализируемой цены объекта аудита от цены товаров, работ, услуг, определяемой и обоснованной посредством применения метода или нескольких методов, установленных статьёй 22 Федерального закона N 44-ФЗ в процессе проведения аудита, признается завышенной (заниженной), если отклонение в большую или меньшую сторону составляет более 25%. Такое отличие свидетельствует о факте завышения (занижения) начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, начальной суммы цены единицы товара, работы, услуги заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) закупок товаров, работ, услуг, объектом аудита соответственно.
5. Требования к организации, подготовке, проведению и оформлению результатов аудита в сфере закупок
5.1. Организация аудита в сфере закупок проводится в соответствии с годовым Планом работы Контрольно-счетной палаты, на основании приказа председателя Контрольно-счетной палаты и программы мероприятия. Планирование аудита в сфере закупок осуществляется в порядке, определенном разделом 8 Регламента.
5.2. На основании плана работы и приказа председателя Контрольно-счетной палаты, должностное лицо, ответственное за проведение аудита в форме экспертно-аналитического мероприятия, готовит проект программы проведения аудита в сфере закупок.
5.3. При оформлении документов (программы, уведомлений, запросов, акта и иных документов) в ходе проведения аудита в сфере закупок в форме контрольного мероприятия необходимо руководствоваться соответствующими положениями стандарта финансового контроля СФК 051 "Общие правила проведения контрольного мероприятия", устанавливающего структуру, содержание и форму программы, запроса, уведомления, акта.
5.4. Общую организацию аудита в сфере закупок осуществляет должностное лицо, ответственное за проведение аудита в соответствии с планом работы и приказом председателя Контрольно-счетной палаты.
5.5. К участию в аудите закупок могут при необходимости привлекаться государственные органы, учреждения, организации и их представители, аудиторские и специализированные организации, отдельные специалисты (далее - внешние эксперты).
Внешние эксперты могут привлекаться к участию в аудите в сфере закупок в случаях, когда для достижения целей мероприятия и получения ответов на поставленные вопросы необходимы специальные знания, навыки и опыт, которыми не владеют должностные лица и специалисты Контрольно-счетной палаты в сфере аудита закупок.
Привлечение внешних экспертов осуществляется посредством выполнения внешним экспертом конкретного вида и определенного объема работ, услуг на основе заключенного с ним контракта или договора возмездного оказания услуг.
5.6. Подготовка и оформление результатов аудита в сфере закупок, проведенного в форме экспертно-аналитического мероприятия.
5.6.1. Выводы. Подготовку выводов аудита закупок необходимо начинать с всестороннего анализа и оценки собранных фактических данных и информации (доказательств), которые зафиксированы в составленных в ходе аудита заключениях и рабочих документах.
По итогам аудита в сфере закупок готовятся выводы, которые должны содержать информацию о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.
При подготовке заключения следует исходить только из полученных и собранных фактических данных, служащих надежными доказательствами. На основе анализа результатов закупок формулируются соответствующие выводы по каждой цели аудита в сфере закупок, которые должны:
1) содержать характеристику и значимость выявленных фактических результатов закупок объекта аудита;
2) определять причины выявленных недостатков и нарушений, которые привели к не достижению целей осуществления закупок, и последствия, которые эти недостатки и (или) нарушения влекут или могут повлечь за собой;
3) указывать ответственных должностных лиц, заказчиков, которые несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и иными нормативными правовыми актами в сфере закупок товаров, работ, услуг.
5.6.2. Предложения. Подготовка предложений является завершающей процедурой формирования результатов аудита в сфере закупок. В случае, если в ходе аудита выявлены отклонения, недостатки, нарушения должностные лица Контрольно-счетной палаты с учётом положений статьи 98 Федерального закона N 44-ФЗ, подготавливают соответствующие предложения для принятия мер по устранению отклонений, недостатков и нарушений, которые включаются в заключение о результатах аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, проведенного в форме экспертно-аналитического мероприятия.
Должностным лицам органа аудита в сфере закупок необходимо, основываясь на выводах, сделанных по результатам аудита в сфере закупок, находить возможности и разрабатывать соответствующие предложения по совершенствованию деятельности объекта аудита в сфере закупок контрактной системы в целях более высокого повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг объекта аудита.
Содержание предложений должно соответствовать поставленным целям аудита в сфере закупок и основываться на выводах, сделанных по результатам аудита. Предложения необходимо формулировать таким образом, чтобы они были:
1) направлены на устранение причин существования выявленного недостатка, нарушений или проблем отклонения;
2) обращены в адрес объектов аудита, должностных лиц, в компетенцию и полномочия которых входит их выполнение;
3) ориентированы на принятие объектами аудита конкретных мер по устранению выявленных недостатков, нарушений и устранения причин отклонений;
4) экономически эффективными, то есть расходы, связанные с их выполнением, не должны превышать получаемую выгоду, направленную для обеспечения муниципальных нужд;
5) направлены на получение результатов от их внедрения, которые можно оценить или измерить;
6) четкими и простыми по форме.
Формулировки предложений должны быть достаточно конкретными, но без излишней детализации. В предложениях, необходимо, излагать конкретные вопросы, которым объекты аудита должны уделить внимание и рассмотреть для принятия соответствующих решений.
Количество предложений определяется содержанием и масштабом аудита в сфере закупок конкретного объекта аудита.
5.7. Заключение о результатах аудита в сфере закупок, проведенного в форме экспертно-аналитического мероприятия.
5.7.1. Подготовка и оформление заключения о результатах аудита в сфере закупок является завершающей процедурой его проведения.
Результаты аудита должны излагаться в заключении в соответствии с поставленными целями и давать ответы на каждую из них на основе выводов, сделанных по итогам аудита в сфере закупок. В заключении следует приводить наиболее существенные факты, свидетельствующие о достижении или не достижении целей осуществления закупок, а также указывать конкретные причины отклонений, недостатков, нарушений обнаруженных или возможные последствия выявленных отклонений, недостатков, нарушений.
Одновременно при необходимости с проектом заключения подготавливаются проекты соответствующих информационных писем, содержащих основные выводы по результатам аудита в сфере закупок и предложения по совершенствованию контрактной системы в адрес государственных органов, муниципальных органов, организаций и учреждений, заинтересованных в результатах аудита в сфере закупок муниципального образования Заполярный район.
5.8. Результаты контрольного мероприятия, в том числе в рамках которого в соответствии с программой мероприятия были запланированы вопросы (вопрос) проведения аудита закупок, оформляются в соответствии с требованиями раздела 10 Регламента Контрольно-счетной палаты и пунктами 5.6 и 5.7 настоящего Стандарта.
6. Осуществление контроля за исполнением положений Стандарта
6.1. Контроль за исполнением положений настоящего Стандарта осуществляется аудитором Контрольно-счетной палаты.
Приложение 1
к СФК 056
Результаты
аудита в сфере закупок Контрольно-счетной палаты Заполярного района за
202_ год
N п/п |
Результаты аудита в сфере закупок |
Показатели |
1 |
2 |
3 |
Общая характеристика мероприятий | ||
1 |
Общее количество контрольных мероприятий, в рамках которых проводился аудит в сфере закупок |
|
2 |
Общее количество объектов, охваченных аудитом в сфере закупок |
|
3 |
Перечень объектов, охваченных аудитом в сфере закупок |
|
4 |
Объем проверенных средств в рамках аудита в сфере закупок |
|
Выявленные нарушения | ||
5 |
Общее количество и сумма нарушений законодательства о контрактной системе, выявленных при аудите в сфере закупок по результатам проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам, в том числе на следующих стадиях: |
|
5.1 |
Организации и планирования закупок |
|
5.2. |
Проведения конкурентных процедур |
|
5.3. |
Заключения и исполнения контрактов |
|
5.4 |
Применения обеспечительных мер и мер ответственности по исполненным контрактам |
|
Представления и обращения | ||
6 |
Общее количество представлений (предписаний), направленных по результатам контрольных мероприятий по итогам аудита в сфере закупок |
|
7 |
Общее количество обращений, направленных в правоохранительные органы по результатам контрольных мероприятий по итогам аудита в сфере закупок |
|
Установление причин | ||
8 |
Основные причины отклонений, нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольных мероприятий в рамках аудита в сфере закупок |
|
Предложения | ||
9 |
Предложения по совершенствованию контрактной системы, меры по повышению результативности и эффективности расходов на закупки, в том числе нормативно-правового характера |
|
Председатель
контрольно-счетной палаты
заполярного района ___________________ ФИО
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Контрольно-счетной палаты МО "Муниципальный район "Заполярный район" от 15 декабря 2021 г. N 145-п "Об утверждении Стандарта внешнего муниципального финансового контроля СФК 056"
Вступает в силу с 15 декабря 2021 г.
Текст приказа опубликован в издании "Официальный бюллетень Заполярного района" от 24 декабря 2021 г. N 85-86(958-959)