Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 декабря 2021 г. N 3а-654/2021
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Хабирова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кандаурова Владимира Павловича к Совету Березовского сельского поселения Бугульминского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующим пункта 150 Правил благоустройства территории муниципального образования "Березовское сельское поселение" Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Совета Березовского сельского поселения Бугульминского муниципального района Республики Татарстан от 15 июня 2015 года N 3,
установил:
решением от 15 июня 2015 года N 3 Совета Березовского сельского поселения Бугульминского муниципального района Республики Татарстан утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования "Березовское сельское поселение" Бугульминского муниципального района Республики Татарстан (далее - Правила благоустройства Березовского сельского поселения).
Данное решение вместе с Правилами благоустройства Березовского сельского поселения обнародованы путем размещения на специальных информационных стендах на территории сельского поселения.
Пунктом 150 Правил благоустройства Березовского сельского поселения установлены требования, при выполнении которого разрешается размещение отдельных ульев с пчелами на земельных участках, в том числе количество ульев с пчелами не более трех штук; расстояние от границ смежных участков не менее 10 метров; участки с ульями должны быть отделены от жилых зон и от другого земельного участка зданием, сооружением, сплошным забором или медоносными деревьями и густым кустарником высотой не менее чем два метра.
Кандауров В.П., являющийся собственником расположенного на территории Березовского сельского поселения земельного участка, на котором им осуществляется деятельность по пчеловодству, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 150 Правил благоустройства Березовского сельского поселения.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на противоречие оспариваемого положения нормативного правового акта требованиям Инструкции по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных участках, утвержденной федеральным государственным учреждением "Инспекция по пчеловодству", Ветеринарным правилам содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19 мая 2016 года N 194, статье 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Административный истец полагает, что установленный оспариваемым пунктом Правил благоустройства Березовского сельского поселения норматив содержания пчелосемей ограничивает его права по сравнению с вышеприведенными нормами федерального законодательства, согласно которым в населенных пунктах допускается содержание не более 2 пчелосемей на 100 квадратных метров участка пчеловода.
В судебном заседании представитель Совета Березовского сельского поселения Бугульминского муниципального района Джонтемирова А.А., Глава Березовского сельского поселения Бугульминского муниципального района Сальманов Ф.Ф. административный иск не признали.
Представитель Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан Шаяхметов Р.Ф. оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Кандауров В.П., Кандаурова В.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, представителя не направили. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав представителей административного ответчика, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ утверждение правил благоустройства сельского поселения отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 9 части 3 статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", а также в пункте 9 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования "Березовское сельское поселение Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, принятого решением от 21 декабря 2014 года N 2 Совета Березовского сельского поселения Бугульминского муниципального района Республики Татарстан (далее - Устав Березовского сельского поселения).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ст. 15 Закона РТ от 28 июля 2004 г. N 45-ЗРТ
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в силу статей 6, 30 Устава Березовского сельского поселения является Совет Березовского сельского поселения Бугульминского муниципального района Республики Татарстан (далее - Совет Березовского сельского поселения).
На основании статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ Совет Березовского сельского поселения был вправе принять нормативный акт об утверждении Правил благоустройства Березовского сельского поселения.
В силу требований статей 14, 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статей 7, 22 Устава Березовского сельского поселения 22 мая 2015 года проведены публичные слушания по проекту Правил благоустройства Березовского сельского поселения, назначенные решением от 11 мая 2015 года N 9 Совета Березовского сельского поселения. Решение о назначении публичных слушаний обнародовано в день его принятия путем размещения на специальных информационных стендах согласно решению от 27 апреля 2009 года N 54 Совета Березовского сельского поселения. По результатам публичных слушаний составлено заключение, которое обнародовано этим же способом 22 мая 2015 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Советом Березовского сельского поселения в пределах, предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о противоречии пункта 150 Правил благоустройства Березовского сельского поселения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Правовое регулирование отношений в сфере пчеловодства в настоящее время осуществляется Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 490-ФЗ "О пчеловодстве в Российской Федерации", другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 13 названного Федерального закона ветеринарные правила содержания пчел утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, которым в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года N 450 является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в сфере развития пчеловодства в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 490-ФЗ).
Ветеринарными правилами содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19 мая 2016 года N 194 и вступившими в силу с 16 августа 2016 года (далее - Правила содержания медоносных пчел) установлены, помимо прочего, требования к условиям содержания гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах медоносных пчел.
Правила содержания медоносных пчел утверждены на основании статьи 24 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" в рамках полномочий, предоставленных федеральному органу исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии (Министерству сельского хозяйства Российской Федерации) пунктом 3 статьи 21 этого же федерального закона.
Пунктом 11 Правил содержания медоносных пчел установлено требование о размещении ульев с пчелами на расстоянии не менее 3 метров от границ соседних земельных участков с направлением летков к середине участка пчеловода, или без ограничений по расстояниям, при условии отделения их от соседнего земельного участка глухим забором (или густым кустарником, или строением) высотой не менее двух метров.
Согласно пункту 17 Правил содержания медоносных пчел при содержании пчел в населенных пунктах их количество не должно превышать двух пчелосемей на 100 квадратных метров участка.
По делу установлено, что административный истец является одним из собственников земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство) площадью 1120 квадратных метров с кадастровым номером 16:13:020201:18, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Бугульминский муниципальный район, Березовское сельское поселение, поселок Подлесный, улица Новая, дом 12.
Постановлением административной комиссии Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан от 10 июня 2021 года Канадуров В.П. зафиксирован факт размещения на земельном участке по указанному адресу трех ульев с пчелами. Это обстоятельство квалифицировано как нарушение пункта 150 Правил благоустройства Березовского сельского поселения, за что Кандауров В.П. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (нарушение муниципальных правил благоустройства территорий поселений).
Разрешая вопрос о законности правовых норм, содержащихся в оспариваемом пункте 150 Правил благоустройства Березовского сельского поселения, суд принимает во внимание, что установленные ими ограничения по количеству ульев с пчелами - не более трех на земельном участке, независимо от его площади - противоречат требованиям пункта 17 Правил содержания медоносных пчел, допускающим размещение на земельных участках в населенных пунктах не более двух ульев с пчелами на 100 квадратных метров.
Требования оспариваемого пункта Правил благоустройства Березовского сельского поселения к расстоянию от границ смежных участков не менее 10 метров по своему содержанию не соответствуют положениям пункта 11 Правил содержания медоносных пчел, установившего иное требование (не менее 3 метров), а также возможность размещения ульев с пчелами без ограничений по расстояниям при соблюдении условия отделения их от соседнего земельного участка (глухой забор, густой кустарником, строение высотой не менее двух метров.
Кроме того, форма изложения в оспариваемом муниципальном правовом акте условий размещения ульев с пчелами, предполагающая соблюдение одновременно трех требований (к количеству, расстоянию от границ смежных земельных участков и способу отделения от других земельных участков) носит ограничительный характер по сравнению с нормативным правовым актом федерального уровня, которым допускаются варианты размещения ульев с пчелами как расстоянии не менее 3 метров от границ соседних земельных участков с направлением летков к середине участка пчеловода, так и без ограничений по расстояниям, при условии соблюдения предписанного способа отделения их от соседнего земельного участка.
В то же время не могут быть приняты в качестве обоснования незаконности нормативного правового акта доводы административного истца о противоречии оспариваемых норм требованиям Инструкции по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных участках, утвержденной 17 июня 2002 года директором федерального государственного учреждения "Инспекция по пчеловодству" Департамента животноводства и племенного дела Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, поскольку приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 9 июля 2013 года N 269 данная инструкция признана неподлежащей применению.
Доводы административного ответчика об отсутствии на момент принятия Правил благоустройства Березовского сельского поселения правового регулирования правоотношений в области пчеловодства на федеральном уровне не свидетельствуют о законности оспариваемых норм, вступивших в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу со дня его вступления в силу.
Позиция Совета Березовского сельского поселения о ненормативном характере Правил содержания медоносных пчел и отсутствии у них юридической силы опровергаются положениями пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", прямо указывающим на их отнесение к нормативным правовым актам, устанавливающим обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования в соответствующей сфере.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом даты опубликования Правил содержания медоносных пчел на официальном интернет-портале правовой информации (5 августа 2016 года), пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", предусматривающего вступление в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, пункт 150 Правил благоустройства Березовского сельского поселения подлежит признанию недействующим с 16 августа 2016 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Кандаурова Владимира Павловича удовлетворить.
Признать недействующим с 16 августа 2016 года пункт 150 Правил благоустройства территории муниципального образования "Березовское сельское поселение" Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Совета Березовского сельского поселения Бугульминского муниципального района Республики Татарстан от 15 июня 2015 года N 3.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://bugulma.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 декабря 2021 г. N 3а-654/2021
Текст решения опубликован не был