Департамент регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России (далее - Департамент) в рамках установленной компетенции рассмотрел обращение, направленное в Минэкономразвития России Всероссийской ассоциацией развития местного самоуправления в рамках запроса о представлении позиции, и в дополнение к письму Минэкономразвития России от 17 августа 2021 г. N Д26и-25561 сообщает следующее.
1. Касаемо возможности распространения требований части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) в отношении положений муниципальных нормативных правовых актов, утверждающих и изменяющих правила благоустройства территории, правила землепользования и застройки, лесохозяйственные регламенты, отмечаем следующее.
Исходя из части 1 статьи 1 Федерального закона N 247-ФЗ, обязательные требования - это содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Часть 1 статьи 1 Федерального закона N 247-ФЗ, определяя контекст нормативного смысла понятия "обязательные требования", оперирует термином "нормативный правовой акт", а не "муниципальный правовой акт".
Федеральным законом N 247-ФЗ не предусмотрен порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 2 Федерального закона N 247-ФЗ порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определяется указанными нормативными правовыми актами на основании Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона N 131-ФЗ с учетом определенных Федеральным законом N 247-ФЗ принципов установления и оценки применения обязательных требований.
Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
К вопросам местного значения муниципального, городского округа в соответствии пунктами 25 и 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) относятся в том числе отношения по утверждению правил благоустройства территории муниципального, городского округа и правил землепользования и застройки.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. N 14-П выявлен среди прочего конституционно-правовой смысл пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которого допускается воспроизводить в правилах благоустройства положения обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сохраняющих свою юридическую силу, при условии, что это не ведет к установлению запретов и ограничений сверх предусмотренных данными обязательными требованиями.
Частью 6.1 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ определено, что порядок установления и оценки применения содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, иных форм оценки и экспертизы, определяется муниципальными нормативными правовыми актами с учетом принципов установления и оценки применения обязательных требований, определенных Федеральным законом N 247-ФЗ.
Также согласно положениям пункта 6 части 1 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ и части 1 статьи 47 уставом муниципального образования определяются виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
Порядок установления и оценки применения содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах обязательных требований (в том числе в части проведения оценки регулирующего воздействия проектов таких актов), например, по вопросам, указанным в пунктах 25 и 26 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, включая действие обязательных требований, определяются муниципальными нормативными правовыми актами самостоятельно с учетом принципов установления и оценки применения обязательных требований, определенных Федеральным законом N 247-ФЗ.
В отношении муниципальных нормативных правовых актов применяется часть 1 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующей вопросы вступления в силу муниципальных правовых актов, согласно которой муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
2. В отношении вопроса об осуществлении муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения сообщаем следующее.
Пунктом 19 статьи 1 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения" (далее - Федеральный закон N 279-ФЗ) в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) введены статьи 23.4-23.13. В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 279-ФЗ положения статей 23.4-23.13 Федерального закона N 190-ФЗ применяются только в ценовых зонах теплоснабжения.
Частью 3 статьи 23.7 Федерального закона N 190-ФЗ предусмотрено требование к деятельности единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения по реализации мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенные для нее в схеме теплоснабжения в соответствии с перечнем и сроками, указанными в схеме теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения отнесено осуществление в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения.
На основании части 2 статьи 23.14 Федеральный закон N 190-ФЗ предметом муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения является соблюдение единой теплоснабжающей организацией в процессе реализации мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, обеспечения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения, требований данного Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, в том числе соответствие таких реализуемых мероприятий схеме теплоснабжения.
Таким образом, обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом данного вида муниципального контроля, установлены в отношении организаций, осуществляющих функции единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения. Осуществление муниципального контроля за иными организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере теплоснабжения, Федеральным законом N 190-ФЗ не предусмотрено.
Одновременно отмечаем, что данное письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом, является мнением Департамента и носит информационный характер.
Директор |
А.Г. Литвак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 сентября 2021 г. N Д26и-29115 "О представлении позиции"
Текст письма опубликован не был