Рассмотрев вопрос "Оказание социальных и медицинских услуг: новые проактивные форматы", Президиум Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (далее - Президиум Совета законодателей Российской Федерации) отмечает следующее.
Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации ведется планомерная работа по эффективному законодательному обеспечению перевода оказания социальных и медицинских услуг в проактивный формат.
Одним из ключевых элементов в этой работе является законодательное обеспечение внедрения принципов "Социального казначейства", то есть адресной помощи гражданам, которая назначается автоматически в случае наступления того или иного жизненного события (создание семьи, рождение ребенка, выход на пенсию) или ухудшения материального положения гражданина. Внедрение этих принципов, как и других подходов, упрощающих взаимодействие гражданина с органами публичной власти при получении социальных услуг, необходимо для эффективной реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 года N 431-р утверждена Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года (далее - Концепция). Одними из основных целей разработки Концепции являются повышение адресности и эффективности предоставления мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, оптимизация взаимодействия с гражданами при получении ими мер социальной поддержки, в том числе сроков их получения, состава представляемых документов.
В соответствии с Концепцией под "Социальным казначейством" понимается модель предоставления мер социальной поддержки, оказания государственных услуг в сфере социальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления посредством использования единой цифровой платформы, обеспечивающей реализацию принципов клиентоцентричности государства, адресности и эффективности мер социальной поддержки.
Создание указанной единой цифровой платформы для ее использования Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также переход к предоставлению региональных и муниципальных мер социальной поддержки, оказанию государственных услуг и осуществлению функций в формате "Социального казначейства" позволит повысить адресность и эффективность предоставления мер социальной поддержки.
В рамках "Социального казначейства" предусмотрена реализация механизма проактивного информирования и предоставления отдельных мер социальной поддержки с использованием Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее - ЕГИССО).
Информирование граждан о доступных льготах и выплатах в настоящее время осуществляется с помощью единого портала государственных и муниципальных услуг. Обеспечено персонифицированное информирование граждан о правах на меры социальной поддержки по таким жизненным событиям, как рождение ребенка, установление инвалидности, наступление пенсионного возраста. В связи с данными жизненными событиями Пенсионным фондом Российской Федерации в проактивном формате, без заявления гражданина устанавливается материнский (семейный) капитал на основании сведений из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, оформляется страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования на новорожденных детей, устанавливается фиксированная выплата в повышенном размере пенсионерам по достижении возраста 80 лет и гражданам, которым установлена инвалидность I группы, производится индексация пенсии при прекращении работающим пенсионером трудовой деятельности.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 16 ноября 2021 года утвержден Перечень мер социальной поддержки для перевода в формат "Социального казначейства" (далее - Перечень мер).
Перечнем мер предусмотрены технологические мероприятия по переводу 95 видов мер социальной поддержки в формат "Социального казначейства", включая мероприятия по их выводу на единый портал государственных и муниципальных услуг, в том числе в части уведомлений в случае проактивного назначения, и доработке информационной инфраструктуры Правительства Российской Федерации. Согласно Перечню мер перевод мер социальной поддержки в формат "Социального казначейства" будет осуществляться поэтапно в период с 2022 по 2025 год.
В 2022-2024 годах планируется расширение перечня жизненных событий, в связи с наступлением которых осуществляется информирование граждан о мерах социальной поддержки. Необходимое информирование будет осуществляться также при наступлении следующих жизненных событий: "достижение ребенком определенного возраста", "беременность", "получение статуса многодетной семьи", "создание молодой семьи", "присвоение звания ветерана и приравненных к нему званий", "получение статуса лица, подвергшегося воздействию радиации", "установление опеки" и "потеря кормильца".
С 1 января 2022 года Пенсионным фондом Российской Федерации в проактивном режиме будут устанавливаться пенсии по инвалидности (в том числе социальные), социальные пенсии по старости и страховые пенсии по старости лицам, достигшим возраста 80 лет и являвшимся получателями страховой пенсии по случаю потери кормильца, страховые пенсии, назначаемые досрочно по предложению органов занятости. Проактивно будет также назначаться федеральная социальная доплата к пенсии. К июлю 2022 года в беззаявительном порядке будет осуществляться реализация отдельных мер, осуществление которых в 2022 году должно быть передано Пенсионному фонду Российской Федерации от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации: выплата компенсации инвалидам страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и единовременное пособие при рождении ребенка женщинам, не подлежащим обязательному социальному страхованию.
С 1 января 2022 года Фондом социального страхования Российской Федерации только на основании электронного больничного листа будут выплачиваться пособия по беременности и родам и по временной нетрудоспособности, в том числе в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, а на основании сведений из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния - единовременное пособие при рождении ребенка.
Необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения сведения будут запрашиваться страховщиком у Пенсионного фонда Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и других государственных органов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
С переходом на проактивный формат назначения пособий по обязательному социальному страхованию минимизируется объем сведений (документов), представляемых страхователем и застрахованным лицом для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также участие застрахованного лица и страхователя в процессе назначения и выплаты пособий.
В настоящее время к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении подготавливается внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 19878-8 "О внесении изменений в статьи 5 2 и 6 9 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (далее - законопроект N 19878-8), который направлен на выявление и учет граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для своевременного получения ими мер социальной поддержки, при этом предлагается реализовать механизм, при котором процесс расчета среднедушевого дохода на члена семьи и оценка имущественной обеспеченности в целях определения нуждаемости гражданина будут формироваться посредством ЕГИССО. Это позволит информировать граждан о возможности получения ими мер социальной поддержки в соответствии с их жизненной ситуацией, существенно сократить сроки предоставления гражданам мер социальной поддержки за счет оптимизации межведомственного взаимодействия, принимать эффективные решения на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях при введении новых мер социальной поддержки, в том числе размеров, категорий и условий их предоставления, за счет наличия необходимой информации, обеспечивать реализацию мер социальной поддержки в целях недопущения снижения в реальном выражении доходов низкодоходных групп граждан и обеспечения роста этих доходов, а также персонифицированно информировать гражданина о его правах, возникающих в связи с жизненным событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной поддержки.
В соответствии с положениями законопроекта N 19878-8 выявление потенциальных получателей мер социальной поддержки на основании обработки сведений о доходах и об имуществе гражданина будет осуществляться по критериям нуждаемости (учет доходов, имущества) для предоставления конкретной меры социальной поддержки, установленной нормативными правовыми актами соответствующего уровня власти, независимо от категории, к которой относится гражданин, и от получения им других мер социальной поддержки.
Президиум Совета законодателей Российской Федерации отмечает, что крайне актуальными и требующими пристального внимания и поддержки со стороны государства являются вопросы качества оказания медицинских услуг и повышения их доступности.
С 2019 года по настоящее время проводится масштабная работа по реализации национального проекта "Здравоохранение". В структуре данного проекта особого внимания заслуживает реализация федеральных проектов "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями", "Борьба с онкологическими заболеваниями", "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям", "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения".
В рамках национального проекта "Демография" ведущую роль в достижении социального благополучия, расширения спектра и повышения доступности медицинских услуг занимает реализация федеральных проектов "Старшее поколение" и "Укрепление общественного здоровья".
В целях обеспечения доступности и качества медицинской помощи интенсивно внедряются передовые технологии диагностики и лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, проводится работа по подготовке квалифицированных специалистов и организации высокотехнологичных профильных центров для оказания медицинской помощи. Расширению спектра и доступности медицинских услуг для пациентов с онкологическими заболеваниями будет способствовать реализация Порядка оказания медицинской помощи по профилю "детская онкология и гематология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 февраля 2021 года N 55н, и Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 февраля 2021 года N 116н, устанавливающих требования к маршрутизации пациентов, профессиональному уровню оказываемой медицинской помощи, материальному оснащению специализированной медицинской организации, проведению медицинского консилиума.
Применение телемедицинских консультаций обеспечивает своевременное внедрение инноваций и непрерывный контроль качества медицинской помощи в субъектах Российской Федерации, что особенно актуально в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Создана сеть биобанков, референс-центров. В соответствии с утвержденными клиническими рекомендациями расширены клинико-статистические группы и пересмотрены тарифы на оплату медицинской помощи по профилям "онкология", "детская онкология и гематология", а также расширена возможность получения необходимой лекарственной терапии в амбулаторных условиях.
Указом Президента Российской Федерации от 5 января 2021 года N 16 создан Фонд поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, "Круг добра".
По мнению Президиума Совета законодателей Российской Федерации, важно совершенствовать законодательство Российской Федерации в целях поддержки развития социально значимой и жизненно необходимой медицинской отрасли - трансплантологии.
15 июня 2021 года Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона N 1148614-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам донорства органов и (или) тканей человека, включая костный мозг и гемопоэтические стволовые клетки, и их трансплантации (пересадки)" (далее - законопроект N 1148614-7), который направлен на совершенствование нормативного регулирования вопросов донорства и трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, предусматривает, в частности, ведение Федерального регистра доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, донорского костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, реципиентов костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, а также определяет перечень содержащихся в этом регистре сведений.
16 июня 2021 года Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона N 1145391-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части совершенствования системы оказания медицинской помощи детям" (далее - законопроект N 1145391-7), внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой и А.К. Исаевым, который направлен на законодательное закрепление возможности при оказании медицинской помощи несовершеннолетним назначать и применять лекарственные препараты, предусмотренные в клинических рекомендациях и стандартах медицинской помощи, по параметрам применения, не указанным в инструкции по применению лекарственного препарата. Кроме того, в соответствии с законопроектом N 1145391-7 несовершеннолетние, достигшие совершеннолетия и страдающие заболеваниями (состояниями), включенными в перечень заболеваний (состояний), установленных уполномоченным федеральным органом власти, вправе продолжить наблюдение и лечение в медицинской организации, оказывавшей им медицинскую помощь по данным заболеваниям (состояниям) до наступления совершеннолетия, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Реализация законопроекта N 1145391-7 будет способствовать повышению качества оказания медицинской помощи указанным категориям граждан.
Президиум Совета законодателей Российской Федерации отмечает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2021 года N 1436 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2299" в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов включено оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детям по профилю "детская онкология", пациентам в возрасте до 21 года при отдельных онкологических заболеваниях в целях продолжения лечения, которое начато в возрасте до 18 лет.
Благодаря реализации Федерального закона от 6 марта 2019 года N 18-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи" на сегодняшний день паллиативная медицинская помощь является одним из важнейших видов медицинской помощи с применением лекарственных препаратов и необходимого медицинского оборудования на дому.
В соответствии с принятым Государственной Думой 25 ноября 2021 года Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и статью 13 2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (законопроект N 1258303-7) граждане смогут получать полисы обязательного медицинского страхования не только в бумажном виде или в виде пластиковых карт, но и в цифровом формате, а индивидуальный цифровой код застрахованного лица будет храниться в едином реестре застрахованных лиц. Для получения медицинской помощи в медицинской организации достаточно будет предъявить паспорт (детям в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении).
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание необходимость продолжения работы по эффективному законодательному обеспечению перевода оказания социальных и медицинских услуг в проактивный формат, Президиум Совета законодателей Российской Федерации решил:
1. Принять к сведению информацию по вопросу "Оказание социальных и медицинских услуг: новые проактивные форматы".
2. Рекомендовать Государственной Думе ускорить рассмотрение и принятие законопроектов N 19878-8, N 1148614-7, N 1145391-7 и проекта федерального закона N 1184271-7 "О внесении изменения в статью 12 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", имеющих высокую социальную значимость.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) создать координационный центр по доработке ЕГИССО, единого портала государственных и муниципальных услуг, Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в целях реализации положений Федерального закона от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере";
2) провести анализ потребности в закупках систем для непрерывного неинвазивного мониторинга глюкозы для детей с сахарным диабетом 1 типа и проработать вопрос поддержки субъектов Российской Федерации с учетом их финансово-экономического положения для решения данного вопроса;
3) рассмотреть возможность внесения в законодательство Российской Федерации изменений в целях регулирования отношений, связанных с широким внедрением и применением систем поддержки принятия врачебных решений, использующих технологии искусственного интеллекта;
4) рассмотреть вопросы:
о расширении перечня жизненных событий для предоставления гражданам мер социальной поддержки, социальных услуг, иных социальных гарантий и выплат в проактивном формате;
об увеличении финансирования в ходе исполнения федерального бюджета в 2022 году программы развития санитарной авиации в субъектах Российской Федерации для оказания медицинской помощи;
о выдаче без взимания платы медицинской справки единого образца по итогам прохождения диспансеризации для предъявления гражданином по месту требования, в том числе при оформлении им заявки на получение государственных или муниципальных услуг;
о выделении бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительных финансовых средств на совершенствование материально-технической базы медицинских организаций в целях обеспечения возможности применения современных технологий в сфере здравоохранения, включая использование систем поддержки принятия врачебных решений, использующих технологии искусственного интеллекта;
об усилении ответственности за нарушение положений законодательства Российской Федерации о социальном обслуживании граждан;
о продлении срока действия постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 1697 "О Временном порядке признания лица инвалидом" после 1 марта 2022 года.
4. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
1) предусмотреть дальнейшее развитие многоканальности информирования граждан о предоставляемых мерах социальной поддержки, социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах (мобильные устройства, банковские приложения, социальные сети и другое);
2) осуществлять развитие механизмов экстерриториальности при предоставлении мер социальной поддержки, социальных услуг, иных социальных гарантий и выплат с использованием системы "Социальное казначейство";
3) разработать порядок оперативной выдачи детям-инвалидам технических средств реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации и абилитации, в проактивном формате;
4) проводить во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации активную разъяснительную работу с гражданами по вопросу о предоставлении мер социальной поддержки, социальных услуг, иных социальных гарантий и выплат в проактивном формате;
5) продолжать совершенствование оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;
6) проработать вопросы:
о социальном обслуживании граждан вне зависимости от места их регистрации на территории Российской Федерации (по экстерриториальному принципу);
о сохранении инвалидам социальной доплаты к пенсии в случае их трудоустройства, а также выплаты пенсии инвалидам в период их трудовой деятельности с учетом индексации, об установлении для инвалидов с достаточным трудовым стажем повышенной страховой пенсии по достижении пенсионного возраста и о повышении размера пенсионного обеспечения для детей-инвалидов в случае возникновения у них права на получение пенсии по случаю потери кормильца;
о выдаче справки об установлении инвалидности с использованием информационно-телекоммуникационных сетей;
7) совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации:
проработать вопрос об определении единого стандарта предоставления социальных и медицинских услуг в электронном формате, в том числе с использованием возможностей ЕГИССО, единого портала государственных и муниципальных услуг, Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;
обеспечить разработку и издание нормативного правового акта, содержащего перечень заболеваний, наличие хотя бы одного из которых у гражданина является достаточным основанием для признания его инвалидом в проактивном формате, а также проработать вопрос о возможности предоставления такому гражданину мер социальной поддержки, предусмотренных для инвалидов, со дня выявления у него одного из заболеваний, содержащихся в указанном перечне.
5. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации:
1) принять меры по восстановлению в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) прежних объемов диспансерных осмотров и плановой медицинской помощи в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи;
2) проработать вопросы:
об обеспечении условий для создания в региональных медицинских организациях гериатрических отделений (кабинетов), а также о внедрении в субъектах Российской Федерации системы долговременного ухода за людьми пожилого возраста и оказания паллиативной помощи на дому;
об определении порядка применения современных технологий в сфере здравоохранения, включая технологии искусственного интеллекта, в клинических рекомендациях и стандартах медицинской помощи;
о совершенствовании нормативного правового регулирования порядка проведения телемедицинских консультаций, включая закрепление срока оказания плановой медицинской помощи с применением телемедицинских технологий;
3) совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования рассмотреть возможность разработки механизмов и создания условий для эффективной реализации региональных программ онкологической помощи населению, включая создание центров компетенций, совершенствование механизмов организации централизованных закупок дорогостоящих лекарственных препаратов, пересмотр клинико-статистических групп и тарифов на оплату медицинских услуг с привлечением профессиональных общественных организаций;
4) совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проработать вопросы разработки программного обеспечения для обработки электронных медицинских документов и структурирования медицинской информации с применением технологий искусственного интеллекта, а также совершенствования информационно-аналитических подсистем единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, включая использование в них указанных технологий, в целях обеспечения проактивной обработки данных электронной медицинской карты пациента и предоставления возможности:
автоматической маршрутизации пациента;
электронной записи на прием к врачу в федеральных медицинских организациях;
обмена данными между медицинскими организациями без участия пациента и при наличии его согласия;
проактивного учета результатов прохождения гражданином диспансеризации при получении им определенных разрешений, для которых требуется прохождение медицинского осмотра, обследования, если соответствующие медицинский осмотр, обследование были осуществлены при прохождении диспансеризации.
6. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению защиты персональных данных граждан в связи с развитием предоставления социальных и медицинских услуг в проактивном формате.
7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) обеспечить внедрение единого стандарта предоставления социальных и медицинских услуг на региональном уровне;
2) расширять способы информирования граждан об условиях назначения и предоставления мер социальной поддержки, социальных услуг, иных социальных гарантий и выплат, предоставление которых относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также продолжать работу по переводу осуществления указанных мер, услуг, гарантий и выплат в проактивный формат;
3) проработать вопрос об использовании в государственных учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, системы оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий для оказания содействия деятельности муниципальных учреждений здравоохранения по оказанию медицинской помощи;
4) проводить работу:
по интеграции разрозненных информационных баз данных, содержащих информацию о мерах социальной поддержки граждан;
по увеличению в малых городах и сельских местностях необходимой материально-технической базы в целях эффективного использования гражданами современных информационно-коммуникационных технологий для получения мер социальной поддержки, социальных услуг, иных социальных гарантий и выплат;
по повышению компьютерной грамотности граждан пожилого возраста и инвалидов, а также по усилению контроля за реализацией в субъектах Российской Федерации комплекса мер, направленных на обучение представителей старшего поколения компьютерной грамотности в рамках реализации федерального проекта "Старшее поколение";
5) разработать и реализовать комплекс мер, направленных на:
укрепление материально-технической базы медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных медицинских организаций для широкого применения ими современных технологий в сфере здравоохранения, включая телемедицинские технологии, а также системы поддержки врачебных решений, использующих технологии искусственного интеллекта;
обеспечение подготовки работников медицинских организаций в связи с оказанием медицинских услуг в проактивном формате.
8. Комиссии Совета законодателей Российской Федерации по социальной политике создать рабочую группу по изучению практики предоставления мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации различным категориям граждан, в том числе инвалидам, в целях выявления и анализа ситуаций, при которых гражданин при наступлении определенного жизненного события лишается возможности получить меры социальной поддержки в полном объеме.
9. Направить настоящее решение Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Совет Федерации, Государственную Думу, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Заместитель сопредседателя |
А.В. Яцкин |
Заместитель сопредседателя |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ "Оказание социальных и медицинских услуг: новые проактивные форматы" (Москва, 13 декабря 2021 г.)
Текст решения опубликован не был