В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" приказываю:
1. Утвердить программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Республики Адыгея в 2022.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Начальнику отдела федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания Пироговскому А.Н., обеспечить размещение настоящего приказа на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Управления.
Начальник Управления |
А. Р. Туов |
Утверждена
приказом Управления по охране и
использованию объектов животного
мира и водных биологических
ресурсов Республики Адыгея
от 1 декабря 2021 г. N 95-пр
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на 2022 год
1. Общие положения
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на 2022 год (далее - Программа) разработана в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990.
Программа разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1094 "О федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре)" которым утверждено Положение о федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре) (далее - Положение).
2. Аналитическая часть программы
2.1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля
Вид осуществляемого государственного контроля (надзора):
Федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (далее - государственный надзор).
Предмет осуществляемого государственного надзора:
Соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Федеральным законом "В области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания" (далее - Федеральный закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (далее - обязательные требования).
Государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями (контролируемыми лицами) обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Объектами государственного надзора являются деятельность контролируемых лиц в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также охотничье угодье или иная территория, являющаяся средой обитания охотничьих ресурсов (далее - объект контроля).
Государственный надзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
Под риском причинения вреда (ущерба) понимается вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям.
Объект контроля может быть отнесен к следующим категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления государственного надзора (далее - категория риска):
а) чрезвычайно высокий риск;
б) значительный риск;
в) умеренный риск;
г) низкий риск.
Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется решением (приказом) начальником (заместителя начальника) Управления по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея (далее - Управление) на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска.
В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения одного из плановых контрольных (надзорных) мероприятий составляет:
- для объектов категории чрезвычайно высокого риска - не менее 1, но не более 2 контрольных (надзорных) мероприятий в год;
- для объектов категории значительного риска - не менее 1 контрольного (надзорного) мероприятия в 4 года и не более 1 мероприятия в 2 года;
- для объектов категории умеренного риска - не менее 1 контрольного (надзорного) мероприятия в 6 лет и не более 1 мероприятия в 3 года;
- для категории низкого риска - не проводятся.
В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
При этом предусмотрены основания как для повышения категории риска объекта контроля, так и снижения категории риска объекта контроля для тех контролируемых лиц, которые добросовестно соблюдает требования действующего законодательства.
Государственный надзор осуществляется:
В рамках государственного надзора проводятся следующие мероприятия:
а) систематическое наблюдение за исполнением требований в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
б) анализ и прогнозирование состояния исполнения требований в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
в) проверки соблюдения гражданами, требований в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
При осуществлении государственного надзора в 2021 плановые контрольные (надзорные) не проводились.
Сведения о нормативном правовом акте, устанавливающем порядок организации и осуществления государственного надзора - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1094 "О федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания".
2.2. Перечень уполномоченных лиц, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий
Перечень уполномоченных лиц Управлении, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий:
начальник Управления - руководитель (координатор) программы;
заместитель начальника Управления;
начальник отдела федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;
специалисты отдела федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания по осуществлению федерального государственного контроля (надзора):
- организуют реализацию Программы;
- осуществляют подготовку доклада о ходе реализации Программы;
- подготавливают предложения по формированию (уточнению) перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, разработке перечня показателей для мониторинга реализации программных мероприятий, проведению мониторинга реализации Программы.
Ответственность за организацию и проведение профилактических мероприятий при осуществлении государственного надзора возлагается на начальника отдела федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.
3. Цели и задачи реализации программы профилактики
3.1 Цели настоящей Программы и профилактической работы в рамках осуществляемого государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания являются:
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
3.2 Проведение профилактических мероприятий в рамках государственного надзора позволит решить следующие задачи:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных контролируемых лиц и присвоенного объектам контроля уровня риска (класса опасности), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях в области государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
- повышение квалификации кадрового состава Управления;
- формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольной (надзорной) деятельности;
- создание системы консультирования контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и причинению вреда контролируемыми лицами;
- формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц;
- повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.
4. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Порядок проведения профилактических мероприятий определяется Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1094 "О федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания".
В рамках осуществления государственного надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
Профилактические мероприятия проводятся должностными лицами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора) в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ.
Управление предлагает проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, в течение одного года с момента начала такой деятельности.
Управление осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея.
Управление обеспечивает ежегодное обобщение правоприменительной практики осуществления государственного надзора.
По итогам обобщения правоприменительной практики Управление обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики надзорного органа (далее - доклад о правоприменительной практике) и его публичное обсуждение.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) начальником Управления каждого и ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным, размещается на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея.
В случае наличия у Управления сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Управление объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать возражение в отношении указанного предостережения, в котором указываются следующие сведения:
наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина;
идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина;
дата и номер предостережения;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении готовящихся или возможных действиях (бездействии), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
способ получения ответа.
Возражения направляются контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, на указанный в предостережении адрес электронной почты.
Результат рассмотрения возражения на предостережение направляется контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения на адрес, указанный в возражении.
Государственные инспектора по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора). Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование может осуществляться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного надзора;
разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного надзора;
порядок обжалования решений Управления, действий (бездействия) государственных охотничьих инспекторов.
Время консультирования при личном обращении устанавливается начальником Управления и размещается на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея.
Консультирование контролируемых лиц при личном обращении осуществляется в специальных помещениях, оборудованных средствами аудио- и (или) видеозаписи, о применении которых контролируемое лицо уведомляется до начала консультирования.
Контролируемым лицам, желающим получить консультацию по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора, предоставляется право ее получения в порядке очереди.
Срок ожидания в очереди при личном обращении контролируемых лиц не должен превышать 15 минут.
Государственный инспектор, осуществляющий консультирование, дает ответ по существу каждого поставленного вопроса или устное разъяснение о том, куда и в каком порядке контролируемым лицам следует обратиться.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не направляется, за исключением случаев представления письменного ответа на обращение, поданное в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Учет консультирований осуществляется в порядке, определяемом надзорным органом.
При осуществлении консультирования государственные инспектора обязаны соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иные требования, предусмотренные Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
Профилактический визит проводится государственным инспектором в форме беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Профилактический визит проводится в порядке и объеме, определенном статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ".
В ходе профилактического визита государственным инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном пунктом 16 Положения, а также статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям риска - чрезвычайно высокий и значительный.
Управление обязано предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, не позднее 1 года со дня начала такой деятельности.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
Срок проведения профилактического визита (обязательного профилактического визита) не может превышать 1 рабочий день.
Профилактический визит (обязательный профилактический визит) проводится не менее чем за 20 рабочих дней до начала проведения плановой и внеплановой проверки.
Перечень профилактически мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
N |
Формы и виды профилактических мероприятий |
Периодичность проведения, сроки выполнения |
Ожидаемые результаты проведения мероприятий |
Информирование | |||
1 |
Информирование осуществляется посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии на официальном сайте Управления в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) сведений: |
Постоянно |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях |
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля |
Постоянно |
||
- сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу |
По мере принятия или внесения изменений |
||
- перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции |
По мере принятия или внесения изменений |
||
- руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" |
Постоянно |
||
- перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска |
В течение 5 дней со дня утверждения |
||
- программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий) |
В течение 5 дней со дня утверждения (утверждение не позднее 20 декабря предшествующего года) |
||
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований |
По мере принятия или внесения изменений |
||
- сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц |
По мере принятия или внесения изменений |
||
- доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа |
До 5 рабочих дней со дня утверждения (утверждение доклада не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным) |
||
- доклады о государственном контроле (надзоре) |
До 15 марта, следующего за отчетным |
||
Обобщение правоприменительной практики | |||
2 |
Обобщение практики осуществления государственного надзора и размещение на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея. |
Подготовка доклада не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным (размещение в срок до 5 рабочих дней со дня утверждения доклада) |
Предотвращение нарушения обязательных требований |
3 |
Проведение публичных мероприятий по обсуждению результатов правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора, в том числе в межведомственном формате |
Ежеквартально |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях |
Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований | |||
4 |
Объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года N 166 |
По мере необходимости (при наличии оснований, предусмотренных п. 15 Положения) |
Стимулирование добросовестного исполнения обязательных требований |
Профилактический визит | |||
5 |
Проведение профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ. |
По мере необходимости (при наличии оснований, предусмотренных п. 17 Положения) |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях |
Консультирование | |||
6 |
Осуществление консультирования (дачи разъяснений) по следующим вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) |
По мере поступления обращений контролируемых лиц и их представителей |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях |
5. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Оценка эффективности Программы осуществляется по итогам соответствующего года ее реализации.
Результатом, ожидаемым от реализации Программы, является увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов, повышение прозрачности деятельности Управления, уменьшение административной нагрузки на подконтрольные субъекты, повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, обеспечение единообразия понимания предмета контроля подконтрольными субъектами, мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению.
Профилактическое воздействие осуществляется путем информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства.
Ожидаемый социальный эффект профилактики нарушений обязательных требований может быть достигнут только в условиях исключения избыточного административного давления на подконтрольные субъекты и конструктивного сотрудничества с подконтрольными субъектами в постоянном режиме в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания:
1) минимизация ресурсных затрат всех участников контрольно-надзорной деятельности за счет снижения административного давления; четкого дифференцирования случаев, в которых допустимо, целесообразно и максимально эффективно объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а не проведение внеплановой проверки;
2) снижение количества зафиксированных нарушений обязательных требований;
3) увеличение числа подконтрольных субъектов, вовлеченных в регулярное взаимодействие с Управлением (за исключением взаимодействия по вопросам несоблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований);
4) повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к Управлению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Управления по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея от 1 декабря 2021 г. N 95-пр "Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, объектов федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Республики Адыгея в 2022 году"
Текст приказа опубликован на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея (http://www.adygheya.ru) 28 декабря 2021 г.