Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 30.09.2021 N 651-р
Отраслевая программа
"Развитие строительной отрасли Красноярского края на 2022-2024 годы"
1. Паспорт
отраслевой программы
Наименование отраслевой программы |
отраслевая программа "Развитие строительной отрасли Красноярского края на 2022-2024 годы" (далее - Программа) |
Орган исполнительной власти Красноярского края, ответственный за разработку программы |
министерство строительства Красноярского края (далее - министерство) |
Органы исполнительной власти Красноярского края, реализующие программу |
министерство (соисполнителем является служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края) |
Цель и задачи программы |
цель Программы: комплексное развитие и повышение конкурентоспособности строительной отрасли Красноярского края Задачи Программы: 1. Создание условий, обеспечивающих: развитие жилищного строительства, строительство объектов инфраструктурного и промышленного назначения для достижения целевых ориентиров, установленных Стратегией социально-экономического развития Красноярского края; 2. Обеспечение потребностей строительной отрасли Красноярского края в высококачественных, конкурентоспособных, ресурсо- и энергосберегающих строительных материалах; 3. Содействие развитию инновационной деятельности в строительном комплексе Красноярского края: внедрение технологий строительства, основанных на использовании композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них |
Основные предприятия отрасли, вида экономической деятельности |
Строительство: ООО УСК "Новый город" (СГ "СМ.СИТИ"), ООО "ГСК "Арбан", ООО УСК "Сибиряк", АО "Фирма "Культбытстрой", АО "ДСК", ООО "СК "Сиблидер", ООО "Альфа", ООО "Монолитхолдинг", ООО ПСК "Омега", АО "Сибагропромстрой", ООО "КРСКА", ООО "Спецстрой", ООО "Заполярная строительная компания", ООО "Промышленная строительно-монтажная компания", ЗАО "ФАРН", ООО "Полюс Строй", ООО СК "Горизонт", ОАО "Красноярскпромстрой", ООО "ГМК Ангара", ООО "СК "Таймырстроймонтаж". Производство прочей неметаллической минеральной продукции: ООО "Красноярский цемент", ООО "Ачинский цемент", ООО "Комбинат "Волна", ООО "Сибирский элемент", АО "Фирма "Культбытстрой", ООО УСК "Сибиряк", АО "Красноярский комбинат железобетонных и металлических конструкций", ООО "Красноярский завод железобетонных изделий N 1", ООО "Торговый дом", группа компаний "Краспан", ООО "THERMIT", филиал ОАО "Фирма Энергозащита" - Назаровский ТИИК" |
Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности |
Целевые показатели по виду экономической деятельности "Строительство" к 2024 году: объем выполненных строительных работ - 247859,6 млн рублей; индекс производства - 104,2%; ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования - 1450,0 тыс. кв. м. Показатели развития отрасли по виду экономической деятельности "Строительство" к 2024 году: прибыль (убыток) до налогообложения - 4485,0 млн рублей; основные фонды по полной учетной стоимости на конец года - 34899,5 млн рублей; объем инвестиций в основной капитал - 11264,6 млн рублей; фонд начисленной заработной платы работников списочного состава - 34823,1 млн рублей; среднемесячная заработная плата работников - 59448,9 рублей; среднесписочная численность работников - 48814 чел. Целевые показатели по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции) к 2024 году: объем отгруженных товаров - 37698,1 млн рублей; индекс производства - 101,0%. Показатели развития отрасли по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции) к 2024 году: объем выпуска основных видов строительных материалов: портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичные гидравлические цементы - 2254,0 тыс. тонн; кирпич керамический неогнеупорный строительный, кирпич строительный (включая камни) из цемента, бетона или искусственного камня - 76,6 млн условных кирпичей; блоки и прочие изделия сборные строительные для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня - 443,7 тыс. куб. м; бетон готовый для заливки (товарный бетон) - 533,9 тыс. куб. м; листы асбестоцементные (шифер) - 35,8 млн штук; материалы и изделия минеральные тепло- и звукоизоляционные - 687,2 тыс. куб. м; прибыль (убыток) до налогообложения - 2100,8 млн рублей; основные фонды по полной учетной стоимости на конец года - 6400,2 млн. рублей; объем инвестиций в основной капитал - 1339,2 млн рублей; фонд начисленной заработной платы работников списочного состава - 6390,0 млн рублей; среднемесячная заработная плата работников - 58090,5 рублей; среднесписочная численность работников - 9167 человек |
Сроки реализации программы |
2022-2024 годы |
2. Основные разделы Программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
2.1.1. Характеристика текущего состояния строительной отрасли (состав, роль в экономике Красноярского края, крупнейшие организации, расположенные на территории Красноярского края)
Строительство представляет собой отдельную самостоятельную отрасль экономики страны и региона, которая предназначена для ввода в действие новых, а также реконструкции, расширения, ремонта и технического перевооружения действующих объектов производственного и непроизводственного назначения. Определяющая роль строительной отрасли заключается в создании условий для поступательного и динамичного развития экономики страны и региона.
Строительная отрасль - комплекс участников градостроительной деятельности, в том числе органов государственной и муниципальной власти, организаций, предприятий, физических лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, улучшению или утилизацию зданий и сооружений (в форме территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения, реновации, сноса), и система взаимодействия между ними на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства и территорий для формирования комфортной и безопасной среды жизнедеятельности людей.
Строительная отрасль Красноярского края ежегодно развивается, а основными направлениями ее развития являются: стимулирование жилищного строительства, реализация мер по повышению доступности жилья и улучшению жилищных условий граждан, обеспечение строительства социальных и инфраструктурных объектов.
Для строительной отрасли Красноярского края в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности характерны следующие виды экономической деятельности (далее - ВЭД): "Строительство" (строительство зданий, строительство инженерных сооружений, работы строительные специализированные) и "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции).
Состав организаций строительной отрасли и выполняемые ими функции варьируются в зависимости от осуществляемого ими вида экономической деятельности. В Красноярском крае задействованы такие структурные составляющие строительной отрасли, как проектные и строительные организации и производители строительных материалов.
По состоянию на 1 января 2021 года в общее число участников строительной отрасли в Красноярском крае, включая подрядные организации, входит 7040 организаций (подавляющее число имеют частную форму собственности), что составляет 11,4% от общего числа организаций Красноярском крае. Кроме того, на территории Красноярского края деятельность в области строительства осуществляют 4313 индивидуальных предпринимателя.
Среди крупнейших организаций, расположенных на территории Красноярского края и действующих в рамках ВЭД "Строительство", перечень которых представлен в таблице 1, выделяются застройщики, осуществляющие строительство на территории города Красноярска или на территории муниципальных образований Красноярского края, а также организации, осуществляющие строительство зданий нежилого назначения, современной инфраструктуры, в том числе сооружений инженерных коммуникаций и прочих инженерных сооружений, выполняющие специализированные строительные работы (разборка и снос зданий, подготовка строительного участка; производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ).
Таблица 1
|
На территории г.Красноярска |
На территории иных муниципальных образований Красноярского края |
Застройщики, осуществляющие строительство зданий жилого и нежилого назначения |
ООО УСК "Новый город" (СГ "СМ.СИТИ"), ООО "ГСК "Арбан", ООО УСК "Сибиряк", АО "Фирма "Культбытстрой", ООО "Монолитхолдинг", ЗАО "ФАРН", ООО "СК "Горизонт", ОАО "Красноярскпромстрой" |
ООО "СибБытСтрой", ОАО "Черногорскпромстрой" (город Минусинск), ООО "Альянс МК" (город Шарыпово). |
Организации, осуществляющие строительство зданий нежилого назначения, современной инфраструктуры, в том числе сооружений инженерных коммуникаций и прочих инженерных сооружений, выполняющие специализированные строительные работы |
ООО "Заполярная строительная компания", ЗАО "Красноярское монтажное управление "Гидромонтаж", ООО Ачинское и Норильское монтажные управления, ОАО "Северовостокэлектромонтаж", ООО "Промышленная строительно-монтажная компания", ООО "Полюс Строй", ООО "ГМК АНГАРА", ООО "СК "Таймырстроймонтаж", ООО "Енисейзолотоавтоматика", ООО "Карат", ООО "НБС-Сибирь", ООО "Стройтехмонтаж", дорожно-строительные организации (ЗАО ДПМК "Красноярская", ООО "Красноярская дорожно-строительная компания", ООО "Росдорстрой", ООО "Сибирская дорожно-строительная компания") |
Значительная часть представленных организаций специализируется, в том числе на выполнении работ для крупных организаций металлургического, нефтеперерабатывающего и энергетического комплексов, ресурсодобывающих компаний, расположенных на территории Красноярского края.
На территории Красноярского края располагаются и осуществляют деятельность в рамках ВЭД "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции) организации, производящие в индустриальных объемах основные виды строительных материалов, такие как: кирпич строительный, различные виды цементов, конструкции и детали сборные железобетонные, листы асбестоцементные, шлаковата, вата минеральная, а также конструкции для деревянно-каркасного домостроения, изделия из клееного бруса, металлоконструкции, лакокрасочные, теплоизоляционные материалы и другие виды строительных изделий и материалов.
Производством строительных материалов в Красноярском крае по состоянию на 1 января 2021 года занималось 393 организации, в число которых входят ООО "Ачинский Цемент", ООО "Красноярский цемент", АО "Фирма "Культбытстрой", ООО УСК "Сибиряк", ООО "Сибирский элемент", ООО "Канский КСК", ООО "Комбинат "Волна", АО "Красноярский комбинат железобетонных и металлических конструкций", ООО "Красноярский завод железобетонных изделий N 1".
Объемы производства строительных материалов удовлетворяют спрос строительного рынка и его требования к качеству строительных изделий и материалов (импорт по основной номенклатуре продукции, за исключением отделочных материалов, незначителен). При этом производственные мощности организаций позволяют наращивать объемы производимой продукции.
Составляющей частью строительной отрасли являются работники, осуществляющие соответствующую деятельность. Численность работников строительной отрасли Красноярского края составляет около 68,09 тыс. человек, в том числе: 46,81 тыс. человек - в строительных организациях; 12,47 тыс. человек - в проектных организациях; 8,81 тыс. человек - в организациях, производящих строительные материалы. Средний возраст работников строительной отрасли Красноярского края, осуществляющих деятельность в рамках рабочих специальностей, составляет 35-40 лет. Средний уровень заработной платы по итогам 2020 года в строительных организациях, расположенных на территории Красноярского края, по ВЭД "Строительство" составил 49,6 тыс. рублей, в организациях строительной отрасли по ВЭД "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции) - 49,2 тыс. рублей.
2.1.2. Основные производственные показатели
К основным производственным показателям, характеризующим строительную отрасль, относятся объем выполненных строительных работ, индекс производства, ввод в эксплуатацию жилых домов.
Объем работ, выполненных по ВЭД "Строительство" в Красноярском крае в 2020 году, составил 168787,8 млн рублей, по данному показателю Красноярский край занимает 1-е место в Сибирском федеральном округе.
Объемы работ, выполненные за 2020 год, по видам деятельности составили: "Строительство жилых и нежилых зданий" - 49,1%; "Строительство инженерных сооружений" - 20,8%; "Работы строительные специальные" - 30,0%.
По итогам 2020 года индекс физического объема работ, выполненных собственными силами по ВЭД "Строительство", составил 104,2% (в 2019 году - 91,4%). В 2019 году по перечисленным показателям край занимал 3-е место в Сибирском федеральном округе.
В 2020 году наблюдалось значительное увеличение стоимости работ, выполненных по договорам строительного подряда, так, по сравнению с 2019 годом:
стоимость строительства прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки в городском округе г. Норильск, а также в Северо-Енисейском муниципальном районе увеличилась на 38,7%;
стоимость строительства жилых и нежилых зданий в городских округах г. Норильск и г. Красноярск возросла на 21,9%;
стоимость прочих строительно-монтажных работ в городском округе г. Норильск увеличилась на 79,9%;
стоимость электромонтажных работ в городских округах г. Норильск и г. Железногорск увеличилась на 33,4%;
Вместе с тем, по отношению к 2019 году снизился объем следующих работ:
прочих строительных специализированных, не включенных в другие группировки, в Эвенкийском муниципальном районе, а также в городском округе г. Красноярск снизился на 39,4%;
по подготовке строительной площадки преимущественно в городском округе г. Красноярск, а также в Мотыгинском, Таймырском Долгано-Ненецком и Туруханском муниципальных районах снизился на 7,4%;
по строительству автомобильных дорог и автомагистралей в краевом центре, а также в городском округе г. Лесосибирск и Туруханском муниципальном районе снизился на 7,2%;
по строительству инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения в Эвенкийском, Туруханском и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальных районах снизился на 23,3%.
Таблица 2
Статистические показатели по ВЭД "Строительство"
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2019 год |
2020 год |
январь - июнь 2021 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Объем выполненных строительных работ |
млн рублей |
141768,9 |
168787,8 |
82675,2 |
2 |
Среднемесячная заработная плата |
рублей |
44035,2 |
49619,0 |
56010,5 |
3 |
Численность работающих |
человек |
49803 |
46811 |
45676 |
Объем работ, выполненных по ВЭД "Строительство" в крае, за январь - июнь 2021 года составил 82,7 млрд рублей, что на 13,4% выше аналогичного периода в 2019 году.
В январе - июне 2021 года в Красноярском крае юридическими лицами всех форм собственности и физическими лицами введено в действие (эксплуатацию) 458,7 тыс. кв. метров общей площади жилых домов (127,0% к аналогичному периоду прошлого года).
В 2020 году организациями всех форм собственности и населением на территории региона введены в эксплуатацию 6530 зданий (2811,0 тыс. кв. м), из них 94,3% составляют здания жилого назначения - 6158 зданий, нежилого - 372 здания, в том числе: промышленных - 49, сельскохозяйственных - 23, коммерческих - 79, административных - 25, учебных - 22, здравоохранения - 1, других - 173, в том числе:
введены в действие (эксплуатацию) объекты производственного назначения и транспортной инфраструктуры: 208 нефтяных скважин эксплуатационного бурения, 1 скважина разведочного бурения, 8 газовых скважин эксплуатационного бурения, надземный (подземный) пешеходный переход протяженностью 63 м, животноводческие помещения для содержания крупного рогатого скота на 2,7 тыс. мест, силосные и сенажные сооружения вместимостью 67,9 тыс. куб м, зерно- и семенохранилища суммарной вместимостью 35,6 тыс. тонн для единовременного хранения, общетоварные склады площадью 11,4 тыс. кв. м, а также обеспечены мощности по добыче и переработке медной руды равные 0,1 млн тонн, а также производству пиломатериалов - 12,0 тыс. куб. м, введены трансформаторные понизительные подстанции суммарной мощностью 100 тыс. кВ, линии электропередачи напряжением 35 кВ и протяженностью 19,4 км.
для социальной сферы построены и введены в эксплуатацию объекты общего образования на 1885 ученических мест, дошкольного образования - 2850 мест, медицинские центры общей площадью 1499 кв. м, плавательный бассейн с зеркалом воды равным 400 кв. м, спортивные залы площадью 6,6 тыс. кв. м, плоскостные спортивные сооружения (футбольные поля, игровые площадки и другое) 15,4 тыс. кв. м, стадионы на 98 мест, горнолыжные трассы протяженностью 3120,5 м и другие объекты.
В 2020 году в Красноярском крае введено 1 307,1 тыс. кв. м (77,1% к 2019 году), в том числе: в городской местности - 929,0 тыс. кв. м (83,6% к 2019 году), в сельской местности - 378,0 тыс. кв. м (64,6% к 2019 году), организациями-застройщиками - 750,4 тыс. кв. м (88,5% к 2019 году).
Таблица 3
Статистические показатели ввода жилья в 2017-2021 годах
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
январь - июнь 2021 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Ввод в действие общей площади жилых домов |
тыс. кв. м |
1056,5 |
1148,5 |
1695,9* |
1307,1 |
458,7 |
2 |
Темп роста объемов ввода общей площади жилых домов |
% |
76,9 |
108,7 |
110,1** |
103,4 |
127,0 |
*Для обеспечения сопоставимости с последующими периодами абсолютный показатель указан с учетом жилых домов, построенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства;
**Для обеспечения сопоставимости с предыдущим годом относительный показатель рассчитан без учета жилых домов, построенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства.
В 2020 году в г. Красноярске введено 737,1 тыс. кв. м жилых домов (82,4% к 2019 году), в других территориях Красноярского края ввод жилья составил 570,0 тыс. кв. метров.
Наибольший объем ввода жилья в Красноярском крае обеспечивается за счет строительства многоэтажных жилых домов. В 2020 году на долю многоэтажного жилищного строительства пришлось 57,1% общего ввода жилых площадей (746 тыс. кв. м). Значительная часть многоэтажных жилых домов строится в г. Красноярске (685,2 тыс. кв. м общей площади жилья), многоэтажное жилищное строительство ведется также и в других территориях Красноярского края, обеспечивая ввод до 60,8 тыс. кв. м общей площади жилья.
Ввод малоэтажного жилья в Красноярском крае в 2020 году составил 561,1 тыс. кв. м (42,9% общего ввода).
В 2020 году значительные объемы ввода зафиксированы в городах: Минусинск (26,4 тыс. кв. м), Сосновоборск (18,4 тыс. кв. м), Ачинск (16,8 тыс. кв. м), Лесосибирск (15,8 тыс. кв. м), Дивногорск (15,2 тыс. кв. м), Канск (12,5 тыс. кв. м); районах Красноярского края: Емельяновский (165,7 тыс. кв. м), Березовский (59,1 тыс. кв. м), Богучанский (16,76 тыс. кв. м), Минусинский (16,72 тыс. кв. м).
В 2020 году по сравнению с 2019 годом высокие темпы жилищного строительства зафиксированы в Мотыгинском (259,8%), Козульском (215,9%), Тюхтетском (196,6%), Рыбинском (180,9%), Ужурском (130,5%) районах Красноярского края; городах: Боготол (179,9%), Лесосибирск (149,3%), Сосновоборск (103,9%).
На территориях ряда муниципальных образований Красноярского края снижены объемы жилищного строительства относительно 2019 года, в том числе в следующих районах: Назаровском (38,6%), Саянском (41,7%), Пировском, Большеулуйском (43,8%) и Кежемском (44,9%). Значительные объемы ввода малоэтажного жилья в крае приходятся на Емельяновский (159,0 тыс. кв. м), Березовский (59,1 тыс. кв. м) и Минусинский (16,7 тыс. кв. м) районы, а также города Красноярск (51,9 тыс. кв. м) и Минусинск (23,3 тыс. кв. м).
В свою очередь развитию строительства, в том числе в муниципальных образованиях края, способствуют меры по обеспечению муниципальных образований документами территориального планирования. Так же развитию жилищного строительства в значительной мере способствуют программы льготного кредитования на приобретение жилья, в том числе реализация мер государственной поддержки граждан при покупке жилья на первичном рынке.
В январе - июне 2021 года в Красноярском крае юридическими лицами всех форм собственности и физическими лицами введено в действие (эксплуатацию) 458,7 тыс. кв. метров общей площади жилых домов (127,0% к аналогичному периоду прошлого года).
Ввод жилья в Красноярском крае формируется значительным числом застройщиков. Так, по итогам 2020 года введено в действие (эксплуатацию) крупнейшими застройщиками: ООО "Монолитхолдинг" - 249 тыс. квадратных метров общей жилой площади, ООО УСК "Новый город" (СГ "СМ.СИТИ") - 215 тыс. кв. метров общей жилой площади, ООО "ГСК "Арбан" - 176,0 тыс. кв. метров общей жилой площади, ООО УСК "Сибиряк" - 130,0 тыс. кв. метров общей жилой площади, ЗАО "Фирма Культбытстрой" - 27,0 тыс. кв. метров общей жилой площади; значительная часть введенного жилья обеспечивается организациями с долей ввода 1 - 2%; до 42,6% введенного жилья в 2020 году строилось населением за счет собственных и заемных средств.
По данным Центрального банка Российской Федерации в 2020 году в Красноярском крае было выдано 41,02 тыс. ипотечных кредитов, что на 41,2% превышает показатель 2019 года общей суммой 91,0 млрд рублей, превышающей показатель 2019 года на 59,3%. По объему выданных ипотечных жилищных кредитов Красноярский край занимает 11 место в Российской Федерации.
Снижение ипотечных ставок как за счет смягчения денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации, так и за счет запуска льготной ипотечной программы, стимулировало спрос на жилье и ипотеку. Значительный рост ипотечного кредитования поддержал сферу жилищного строительства.
Объем отгруженной продукции по ВЭД "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции) в 2020 году составил 29311,5 млн рублей. В частности, в 2020 году производство цемента составило 2092,8 тыс. тонн, кровельных асбестоцементных листов - 34,5 млн условных плиток, объем производства блоков и прочих сборных строительных изделий для зданий и сооружений из цемента, бетона и искусственного камня - 409,0 тыс. куб. метров, производство бетона, готового для заливки (товарного бетона), - 511,1 тыс. куб. метров.
Объем отгруженной продукции по ВЭД "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции) за январь - июнь 2021 года составил 16421,8 млн рублей или 132,3% по отношению к аналогичному периоду 2020 года (в действующих ценах).
Таблица 4
Статистические показатели по ВЭД "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции)
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2019 год |
2020 год |
январь - июнь 2021 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Объем отгруженной продукции |
млн рублей |
25281,6 |
29311,5 |
16421,8 |
2 |
Среднемесячная заработная плата |
рублей |
39961,6 |
49156,2 |
54738,9 |
3 |
Численность работников |
человек |
8145 |
8809 |
8614 |
4 |
Объем выпуска основных видов строительных материалов: |
||||
4.1 |
портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичный цемент гидравлический |
тыс. тонн |
1980,9 |
2092,8 |
1115,8 |
4.2 |
блоки и прочие изделия сборные строительные для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня |
тыс. куб. м |
372,4 |
409,0 |
208,5 |
4.3 |
кирпич строительный |
млн условных кирпичей |
86,8 |
79,5 |
33,5 |
4.4 |
листы асбестоцементные (шифер) |
млн условных плиток |
56,7 |
34,5 |
17,9 |
4.5 |
бетон, готовый для заливки (товарный бетон) |
тыс. куб. м |
616,2 |
511,1 |
213,5 |
4.6 |
материалы и изделия минеральные тепло- и звукоизоляционные |
тыс. куб. м |
650,1 |
599,5 |
324,8 |
В течение последних лет для строительной отрасли Красноярского края остается характерной ситуация неполного использования производственных мощностей по производству основных групп строительных материалов. Средний уровень использования производственных мощностей организаций строительной индустрии не более 70%, что свидетельствует о наличии значительных резервов в отрасли. Из этого следует, что необходимо дополнительно координировать отрасль и ее экономические субъекты для ускорения темпов строительства и увеличения производственных мощностей предприятий до 90-100%.
Значимым направлением развития строительной отрасли Красноярского края является повышение качества выполняемых строительно-монтажных работ. В том числе службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - служба) проводятся проверки, направленные на выявление и пресечение нарушений в сфере выполнения строительно-монтажных работ, а также на контроль устранения выявленных нарушений. Кроме того, службой проводятся мероприятия по профилактике нарушений, разъяснению обязательных требований выполнения строительно-монтажных работ, в целях недопущения возникновения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований.
По результатам проверок, проводимых в рамках реализации функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора на территории Красноярского края в 2020 году, установлено, что 51% выявленных нарушений связан с качеством проведения строительно-монтажных работ и используемых материалов, а также требований проектной документации. Результаты повторных проверок показали, что 91% нарушений градостроительного законодательства устранялся в установленные сроки.
Ключевым показателем, отражающим уровень безопасности построенных, реконструированных объектов является соответствие установленным требованиям. Фактическое значение показателя за 2020 год составило 100%, что свидетельствует о высоком уровне эффективности осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Красноярского края.
Однако, в своем развитии строительная отрасль Красноярского края сталкивается с некоторыми проблемами к основным из которых, негативно влияющим на деловую активность в строительной отрасли, необходимо отнести излишние административные барьеры, многочисленные процедуры согласования и получения разрешительных документов, являющиеся обязательными для застройщика при реализации инвестиционно-строительного проекта, несовершенство технического регулирования, высокий уровень налогов и высокий процент коммерческого кредита, неплатежеспособность заказчиков, высокую стоимость материалов и конструкций, недостаток квалифицированных рабочих. При этом необходимо отметить удовлетворительное состояние конкурентной среды строительной отрасли, снижение уровня недобросовестной конкуренции ненадлежащей рекламы.
Активное развитие цифровых и информационных технологий влечет за собой необходимость трансформации используемых в строительной отрасли подходов в части планирования, проектирования, строительства городской инфраструктуры.
2.1.3. Основные тенденции развития строительной отрасли Красноярского края
В основу отраслевой политики положены принципы ее территориальной дифференциации с учетом перспектив социально-экономического и демографического развития региона, городов и иных поселений и децентрализации, основанной на усилении роли местного самоуправления в принятии и реализации градостроительных и иных решений, направленных на развитие реального сектора экономики, создание благоприятной среды жизни и деятельности на территории города, иного поселения и возможностей для улучшения жилищных условий различными группами населения. Направления развития строительной отрасли Красноярского края определяются государственными приоритетами в развитии инвестиционной деятельности промышленного производства, отраслей социальной сферы, инфраструктурных объектов. На плановый период, с учетом реализации национального проекта "Жилье и городская среда", инвестиционных проектов в различных отраслях экономики Красноярского края предполагается: сохранение значительного объема выполняемых работ по ВЭД "Строительство", обусловленное продолжением реализации крупных инвестиционных проектов в сфере нефтедобычи (освоение месторождений Ванкорского кластера и новых месторождений Пайяхской и Иркинской групп в рамках крупнейшего проекта "Восток Ойл", а также Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений), освоения Сырадасайского угольного месторождения (создание Западно-Таймырского промышленного кластера по производству угольных концентратов), проектов по развитию добычи золота в Северо-Енисейском муниципальном районе (работы, проводимые: ПАО "Полюс" по увеличению мощности золотоизвлекательной фабрики (ЗИФ-5) месторождения "Благодатное"; ООО "Соврудник" по освоению золоторудного месторождения "Нойбинская площадь"; ООО ГРК "Амикан" по разработке "Ведугинского" месторождения; металлургического производства (работы в рамках проектов реконструкции ЗФ ПАО "ГМК "Норильский никель" в г. Норильске, в том числе по реализации "Серного проекта); инвестиционных проектов лесопереработки (строительство лесопромышленного комплекса в Богучанском районе Красноярского края); комплексных мер социально-экономического развития муниципального образования г. Норильск на период до 2024 года и перспективу до 2035 года, а также реализации ряда проектов Комплексного инвестиционного проекта "Енисейская Сибирь" (далее - КИП "Енисейская Сибирь"). КИП "Енисейская Сибирь" разработан на период до 2027 года и предполагает создание капиталоемких объектов промышленности, сельского хозяйства, энергетической и транспортной инфраструктуры;
увеличение площади вводимого жилья к 2024 году до 1450 кв м. В 2018-2020 годах динамика показателей площади введенного жилья изменялась от увеличения на 8,7% до снижения на 22,9% в год по отношению к предыдущему период.
Важным действующим нефинансовым инструментом, который позволит осваивать и развивать не только новые свободные территории, но и застроенные промышленные и жилые, является механизм комплексного развития территории (далее - КРТ). Стратегия "Агрессивное развитие инфраструктуры" (далее - Стратегия, в составе проекта Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утверждение которой планируется в 2022 году) предусматривает, в рамках новой градостроительной политики, разработку проектов КРТ, которые направлены на стимулирование градостроительного развития депрессивных промышленных и производственных зон, вовлечение неэффективно используемых земельных участков, создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования обновления застроенных территорий, создание необходимых условий для развития транспортной, социальной, инженерной инфраструктур, благоустройства территорий. Кроме действующих программ в сфере жилищного строительства, Стратегия предусматривает ряд инициатив: снижение стоимости ипотеки для заемщика на первичном рынке, предоставление участков для индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС) в упрощенном виде, массовое строительство индустриального ИЖС, строительство ИЖС без согласований и уведомлений.
На территории существующих городских поселений Красноярского края продолжится как застройка новых жилых территорий качественно нового типа с комплексным благоустройством, благоприятной средой проживания, так и освоение неиспользуемых площадок промышленного пояса.
В северных районах Красноярского края продолжат развитие вахтовые формы поселений для разведки, освоения и эксплуатации новых источников природных ресурсов.
Одним из направлений развития строительной отрасли Красноярского края является совершенствование правового регулирования отношений в области градостроительной деятельности.
2.2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является комплексное развитие и повышение конкурентоспособности строительной отрасли Красноярского края.
Достижение этой цели планируется обеспечить за счет решения следующих задач:
1) создание условий, обеспечивающих: развитие жилищного строительства, строительство объектов инфраструктурного и промышленного назначения для достижения целевых ориентиров, установленных Стратегией социально-экономического развития Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п;
2) обеспечение потребностей строительной отрасли Красноярского края в высококачественных, конкурентоспособных, ресурсо- и энергосберегающих строительных материалах;
3) содействие развитию инновационной деятельности в строительном комплексе Красноярского края: внедрение технологий с использованием композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них на территории края; внедрение технологий информационного моделирования.
Целевыми показателями, планируемыми к достижению, являются объем выполненных строительных работ и объем отгруженных товаров, индекс производства, а также ввод в действие общей площади жилых домов.
В целях решения поставленных задач, с учетом возможных рисков при реализации мероприятий программы, обеспечения стабильности поступлений доходов в краевой бюджет, министерством планируется осуществление комплекса мероприятий.
К основным рискам, препятствующим развитию строительной отрасли, относятся:
ожидаемое снижение объемов бюджетных (сокращение объемов ассигнований федерального, краевого бюджетов на финансирование строительства объектов, расположенных на территории Красноярского края) и частных инвестиций в развитие экономического потенциала Красноярского края связанное с ухудшением макроэкономической ситуации; инфляционные процессы, ухудшение условий привлечения кредитных ресурсов; непредвиденное изменение налоговых ставок, несовершенство системы налогообложения и государственных гарантий; ухудшение динамики доходов населения, негативно влияющей на потребительский спрос; рост логистических затрат и затрат на энергоресурсы в структуре конечной цены реализации, что ведет к значительному уменьшению маржинальности бизнеса;
значительная дифференциация цен на жилье в г. Красноярск и районах Красноярского края, снижающая экономическую привлекательность жилищного строительства за пределами краевого центра;
высокая концентрация строительных организаций в г. Красноярск и, как следствие, отсутствие необходимой ресурсной базы на территориях муниципальных образований Красноярского края, препятствующая реализации крупных инвестиционных проектов и развитию жилищного строительства за пределами Красноярской агломерации;
инновационно-технологические риски связаны с высоким уровнем износа основных фондов (строительных машин и механизмов, производственных линий), капиталоемкостью модернизации существующих производственных мощностей, отсутствием заинтересованности в применении инноваций у бизнес сообщества и, как следствие, применение устаревших технологий строительного производства и производства строительных материалов, а также минимальные темпы осуществления процесса модернизации производств отрасли;
дефицит площадок, обеспеченных инженерной инфраструктурой, для жилищного строительства, обуславливающий высокий уровень издержек при освоении новых территорий и ограничивающий развитие малоэтажного жилищного строительства;
наличие значительного количества административных процедур, увеличивающих сроки получения разрешительной документации на строительство;
низкий уровень инвестиций в научно-технические разработки и исследования в области строительных материалов и технологий;
несовершенство российского законодательства в области защиты прав научных разработок;
недостаток рабочих строительных специальностей, способствующий привлечению низкоквалифицированной иностранной рабочей силы и снижению качества выполняемых работ;
последствия ограничений, связанных с мерами по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции.
План действий министерства по достижению планируемых показателей развития по видам экономической деятельности, а также целей и задач Программы, учитывает необходимость управления рисками препятствующими развитию строительной отрасли.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий отражены в значениях целевых показателей развития отрасли (приложения N 5, 6).
2.3. План действий министерства по достижению планируемых показателей развития по ВЭД "Строительство" и "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции)
В состав плана действий министерства по достижению планируемых показателей развития по видам экономической деятельности включены мероприятия, изложенные по степени приоритетности на 2022 год и период до 2024 года по задачам, в том числе:
2.3.1. Задача 1. Создание условий, обеспечивающих: развитие жилищного строительства, строительство объектов инфраструктурного и промышленного назначения для достижения целевых ориентиров, установленных Стратегией социально-экономического развития края:
2.3.1.1. Реализация мероприятий федеральных проектов "Жилье", "Формирование комфортной городской среды", "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", национального проекта "Жилье и городская среда" (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16), а также региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п.
Ключевыми целями нацпроекта являются: обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, увеличение объема жилищного строительства, повышение комфортности городской среды, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. В свою очередь вопросы увеличения объемов жилищного строительства и повышения качества городской среды неразрывно связаны друг с другом, а устойчивое развитие и экономический рост региона напрямую связаны с развитием современной городской среды.
Результаты реализации мероприятий федеральных проектов на территории Красноярского края следующие:
"Жилье": прогнозируется стабильное значение показателя "объем жилищного строительства" с 1,41 млн кв. м в 2021 г. до 1,45 млн кв. м к 2024 г.
"Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" установлены целевые показатели, в том числе:
площадь расселенного аварийного жилищного фонда на территории муниципальных образований Красноярского края в 2022 г. - 33,18 тыс. кв. м; в 2023 г. - 41,70 тыс. кв. м; в 2024 г. - 95,52 тыс. кв. м; в 2025 г. - 17,25 тыс. кв. м;
количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Красноярского края в 2022 г. - 2525; в 2023 г. - 2320, в 2024 г. - 5243, в 2025 г. - 1219.
По итогам 2024 г. на каждого жителя Красноярского края будет вводиться до 0,45 кв. метров (в 2020 г. - 0,44 кв. метра) нового жилья, доступного и отвечающего требованиям энергоэффективности, экологичности, обеспечивающего комфортные условия проживания, а более трети вводимого жилья составит малоэтажное жилье.
К ожидаемым результатам реализации мероприятий государственной программы Красноярского края "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.08.2017 N 512 - п, по благоустройству дворовых и общественных территорий муниципальных образований Красноярского края, относятся увеличение значения показателей:
количество благоустроенных дворовых территорий (набережных, центральных площадей, парков и др.) - со 505 в 2020 году до 1067 к 2024 г.; количество благоустроенных общественных пространств - с 51 в 2019 г. до 463 к 2024 г.
Ожидаемые результаты реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п, отражены в следующих значениях целевых индикаторов:
количество многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края, в которых проведен капитальный ремонт общего имущества, - не менее 14191 ед.;
общая площадь многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края, в которых проведен капитальный ремонт общего имущества, - не менее 48892,6 тыс. кв. м.
2.3.1.2. Реализация положения градостроительной политики об использовании механизма комплексного развития территорий (далее - КРТ) Красноярского края.
Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" внесены существенные изменения в регулирование КРТ.
КРТ - совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов.
Проект КРТ - это два взаимосвязанных направления: снос и реконструкция не отвечающих современным требованиям аварийных, ветхих, морально устаревших объектов капитального строительства, в том числе многоквартирных домов и объектов инфраструктуры; строительство новых объектов, в том числе многоквартирных домов (далее - МКД), объектов коммунальной, социальной, транспортной инфраструктуры, и благоустройство территории по единому проекту.
Решение о КРТ принимается Правительством Российской Федерации, либо высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, либо главой местной администрации.
На территории Красноярского края городскими округами город Норильск и город Красноярск в процессе разработки проекты КРТ.
На бывшей территории Красноярского завода комбайнов в г. Красноярске ООО УСК "Сибиряк" возводит жилой комплекс "Новоостровский". Застройка бывшей промышленной зоны Красноярского завода комбайнов займет около 15 - 20 лет. Планируется, что в жилом районе "Новоостровский" будет построено около 1 млн кв. м жилья для проживания 30 тыс. человек, а также объекты социальной инфраструктуры.
Кроме того, в качестве пилотных проектов КРТ рассматриваются:
новый жилой район "Солонцы-2", расположенный в Центральном районе города Красноярск (площадь земельного участка - 565,9 га.; площадь жилых помещений - 1,752 млн кв. м.; стоимость инженерной и транспортной инфраструктуры - 17404,04 млн рублей; стоимость социальной инфраструктуры - 14035,1 млн рублей (информация о стоимости объектов инфраструктуры предварительная, определена из расчета стоимости проектов-аналогов);
новые жилые районы "Военный городок" и "Антенное поле" со следующими параметрами: "Военный городок": площадь земельного участка - 215,8 га, площадь жилых помещений - 1,549 млн кв. м; стоимость инженерной и транспортной инфраструктуры - 6429,29 млн рублей; "Антенное поле": площадь земельного участка - 91 га, площадь жилых помещений - 0,742 млн кв. м., стоимость инженерной и транспортной инфраструктуры - 6604,2 млн рублей. В настоящее время земельные участки находятся в аренде у ООО "Специализированный застройщик Универсалстрой" (ГК "Монолитхолдинг");
проект жилого района "Плодово-ягодный". В рамках проведения мероприятий по подготовке территории для освоения застройщиком заключен договор кредитной линии с ПАО Банк "ФК Открытие" и прорабатывается вопрос по разработке проекта планировки и межевания жилого района. Проект разрабатывается архитектурным бюро "Thomas Stellmach Planing and Architecture" совместно с организацией "Проектдевелопмент" на основе современного направления в сфере строительства - проектирование экорайона ("зеленый" район). В проект заложены основные направления по поддержанию местной флоры и фауны, а также сохранению природного характера местности. Для минимизации земляных работ и сохранения естественных "зеленых" зон застройка ориентирована, по возможности, вдоль горизонталей. Трассировка улиц также выполнена с учетом особенностей местного рельефа. В соответствии с технико-экономическими показателями на территории данного жилого массива запроектированная площадь территории составляет 143,7 га, градостроительный потенциал составляет порядка 1,03 млн кв. м.
2.3.1.3. Локальный мониторинг и оказание содействия в реализации мероприятий жилищного строительства в рамках комплексных мер развития города Норильск, а также инвестиционных проектов, реализуемых на северных территориях Красноярского края, в том числе в Арктической зоне Российской Федерации в границах Красноярского края.
В рамках комплексных мер социально-экономического развития муниципального образования г. Норильск на период до 2024 года и перспективу до 2035 года четырехсторонним соглашением между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Красноярским краем, муниципальным образованием г. Норильск и ПАО "ГМК "Норникель" предусмотрено финансирование мероприятий в объеме 19,8 млрд рублей на период до 2024 год по реновации жилищного фонда (ликвидация аварийного жилищного фонда, строительство (реконструкция) много - и малоэтажных жилых домов, реконструкция жилых домов, имеющих историческую ценность), строительству и реконструкции объектов социальной и коммунальной инфраструктуры.
2.3.1.4. Реализация мероприятий по цифровой трансформации строительной отрасли Красноярского края в рамках достижения национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация".
Цифровая трансформация строительной отрасли направлена на увеличение скорости строительства за счет повышения качества и эффективности деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Красноярского края, ускорения процессов, отмены или сокращения части обязательных процедур и сокращения сроков прохождения отдельных процедур при переводе их в электронный вид. В целях достижения цифровой зрелости реализуется Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Красноярского края, предусматривающая участие министерства в реализации проектов цифровой трансформации строительной отрасли, в том числе направления по развитию городской среды.
В целях реализации проектов цифровой трансформации, рекомендованных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в том числе: "Строим умные объекты (использование технологий информационного моделирования (далее - ТИМ)", "Строим в 1 клик", "Платформа "Решаем вместе", предусмотрены следующие мероприятия:
"Строим умные объекты (использование ТИМ)":
использование ТИМ в строительстве в соответствии с дорожной картой по внедрению в Красноярском крае ТИМ в строительстве (предусмотрено региональным планом реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2021 N 331);
введение в промышленную эксплуатацию государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Красноярского края (далее - ГИСОГД);
проведение образовательных мероприятий;
"Строим в 1 клик":
цифровизация строительных процедур (государственных и муниципальных услуг, оказываемых в сфере строительства с помощью ГИСОГД);
услуги оператора ГИСОГД для обеспечения эксплуатации информационной системы (в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации);
"Платформа "Решаем вместе":
организация голосования по отбору проектов благоустройства на цифровой платформе обратной связи "Госуслуги. Решаем вместе".
Важным шагом на пути к внедрению ТИМ является разработка ТИМ-мандата - рекомендаций по формированию технического задания на различных этапах жизненного цикла объекта капитального строительства (далее - ОКС), связанных с требованиями к информационным моделям ОКС. ТИМ-мандат утвержден 11.11.2021 министром строительства Красноярского края М.С.Рабушко.
В рамках реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 N 7, запланирована работа по созданию единого цифрового пространства в сфере строительства, предназначенного для внедрения технологий безбумажного документооборота участников градостроительной деятельности на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства, в том числе с использованием ТИМ.
Активно ведется работа по созданию на уровне Красноярского края цифровой экосистемы строительной отрасли - ГИС "Цифровая экосистема строительной отрасли". Данная ГИС ориентирована на повышение качества управления, формирование единого цифрового пространства в сфере строительства, сопровождающегося интеграцией информационных систем в градостроительной сфере и обеспечивающего межведомственное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, организаций в цифровом виде по всему циклу процессов в сфере строительных отношений.
2.3.1.5. Межведомственное взаимодействие с органами исполнительной власти Красноярского края, образовательными учреждениями, организациями строительной отрасли по развитию профессиональных учебных центров, формированию программ подготовки кадров строительных специальностей с учетом потребностей организаций строительной отрасли Красноярского края.
В целях обеспечения строительной отрасли квалифицированными кадрами планируется реализация следующих мероприятий:
расширение участия организаций строительной отрасли в процессе трудоустройства выпускников профильных образовательных организаций, а также прохождения практической подготовки обучающимися, в том числе путем заключения соответствующих соглашений с образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования;
развитие высокотехнологичных учебных и ресурсных центров крупных производителей строительных материалов на базе образовательных организаций среднего профессионального образования строительной отрасли;
межведомственное взаимодействие с агентством труда и занятости населения Красноярского края, в том числе в рамках реализации положений Стратегии управления рынком труда Красноярского края до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Красноярского края от 20.07.2021 N 460-р, (прогнозирование кадровой потребности предприятий отрасли, в том числе реализующих инвестиционные проекты, выработка предложений по оптимизации профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов в организациях профессионального образования Красноярского края, кадровое обеспечение предприятий отрасли за счет эффективного использования кадровых ресурсов региона, повышение доступности информации о кадровой потребности предприятий отрасли и возможных механизмах ее заполнения);
участие в формировании единого образовательного пространства в виде центра строительных компетенций Арктики и Сибири, отвечающего современным требованиям обеспечения строительной деятельности кадровыми ресурсами, ориентированного на восполнение кадровых потребностей не только Красноярского края, но и Сибири и Дальнего Востока, за счет применения в том числе независимой оценки квалификации специалистов в рамках развития национальной системы квалификации с целью организации конкурентоспособной системы непрерывного профессионального образования специалистов, формирования новой культуры в строительстве, учитывающей современные достижения технологического прогресса, и направленного на цифровую трансформацию строительной отрасли.
2.3.1.6. Содействие развитию и повышению конкурентоспособности архитектурно-проектного комплекса Красноярского края с учетом задач экономического и социального развития региона и отдельных территорий.
Проектная документация дает возможность до начала строительства оценить реализуемость, надежность, экономическую эффективность объекта недвижимости с различных точек зрения, включая действующее законодательство, нормы и правила, требования общества и экономическую ситуацию. Решение указанных задач возложено на проектные организации.
Для решения задач по совершенствованию деятельности архитектурно-проектного комплекса Красноярского края министерством реализуются мероприятия по:
верификации сформированного перечня юридических лиц, которые должны ежеквартально представлять информацию в Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве;
включению проектной документации в реестр экономически эффективной проектной документации повторного использования;
стимулированию развития технологии информационного моделирования в строительстве, обеспечивающей сокращение сроков разработки проектной документации, расчет и согласование компонентов систем объектов капитального строительства, разрабатываемых разными специалистами. сокращение сроков разработки задания на проектирование, составление сметы строительства и управление процессом строительства.
2.3.1.7. Проведение контрольных мероприятий, направленных на соблюдение установленных требований к качеству выполняемых строительных работ.
Предметом регионального государственного строительного надзора является соблюдение:
1) соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации);
2) требования наличия разрешения на строительство;
3) требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
4) требований, установленных частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;
5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
Контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении регионального государственного строительного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в том числе посредством контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в соответствии с программой проверок. Согласно части 15 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства службой проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктом 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации) либо об отказе в выдаче такого заключения.
Региональный государственный строительный надзор осуществляется службой с даты получения извещения о начале работ до даты выдачи заключения в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
2.3.2. Задача 2. Обеспечение потребностей строительной отрасли Красноярского края в высококачественных, конкурентоспособных, ресурсо- и энергосберегающих строительных материалах:
2.3.2.1. Мониторинг объемов выпускаемой продукции основных строительных материалов на территории Красноярского края.
Министерство регулярно осуществляет мониторинг объемов выпускаемой продукции основных строительных материалов на территории края.
Объем производимых строительных материалов и изделий, с учетом удовлетворения потребности рынка Красноярского края, позволяет реализовывать продукцию на рынках других субъектов Российской Федерации.
С целью повышения качества и увеличения объемов выпускаемой продукции реализуются инвестиционные проекты реконструкции, модернизации действующих производственных мощностей организаций по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (производство прочей неметаллической минеральной продукции) в составе производственных программ развития организаций за счет средств собственников предприятий.
Инвестиционный проект "Строительство новой помольной линии с организацией отгрузки (новая цементная мельница с замкнутым циклом помола, склад клинкера, группа цементных силосов) на ООО "Красноярский цемент" планируется завершить в IV квартале 2022 года, проектная документация разработана, положительное заключение экспертизы от 11.06.2010 N 177-10/КРЭ-0551/03, заказчик - ООО "Красноярский цемент". По результатам реализации проекта производительность мельницы составит 100 т/ч сепарированного портландцемента.
2.3.3. Задача 3. Содействие развитию инновационной деятельности в строительном комплексе края: внедрение технологий с использованием композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них на территории Красноярского края:
2.3.3.1. Информирование организаций строительного комплекса Красноярского края о новых перспективных композиционных материалах, выпускаемых на территории Красноярского края.
Одним из факторов развития строительной отрасли, повышения ее конкурентоспособности, кадрового и научного потенциала, рентабельности предприятий, а также повышения качества и комфорта среды жизнедеятельности граждан является масштабное внедрение инноваций.
Инновационная строительная технология или материал должны соответствовать одному или нескольким из следующих критериев:
упрощение и ускорение процесса строительства;
снижении себестоимости строительства и эксплуатационных расходов;
повышение энергоэффективности здания (сооружения);
увеличение длительности жизненного цикла здания (сооружения).
Основными движущими силами внедрения инноваций в строительстве выступают научные исследования и совершенствование нормативных требований.
К наиболее значимым препятствиям для внедрения инноваций в отрасли, относятся инертность технического регулирования и отсутствие коммерческого интереса со стороны строительных компаний, обусловленные высокими денежными и временными издержками и рисками.
Постоянно растущие требования к качеству строительства, длительности жизненного цикла объектов капитального строительства, их безопасности диктуют потребность в улучшении прочностных и эксплуатационных характеристик строительных материалов, изделий и конструкций при условии снижения массы конструкции (или ее элемента), а также необходимость увеличения объемов жилищного строительства в Красноярском крае обуславливает потребность в применении современных экономичных и долговечных материалов, обладающих повышенными эксплуатационными и потребительскими свойствами. В связи с этим особое внимание уделяется использованию новых перспективных композиционных материалов с высоким уровнем технических, эстетических, а также специальных характеристик для изделий, конструкций и материалов, что приведет к увеличению объемов капитального строительства и дорожного строительства.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
создание единой нормативно-технической базы;
точечное инвестирование в перспективные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, поддержка инжиниринговой деятельности;
увеличение объемов производства и потребления инновационной продукции композитных материалов, обеспечивающее снижение стоимости и увеличение сроков безремонтной эксплуатации конструкций, изделий, зданий и сооружений, произведенных, построенных или отремонтированных с применением композитов на территории Красноярского края;
повышение эффективности государственных и муниципальных закупок, осуществляемых органами исполнительной власти Красноярского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края (в том числе в рамках государственных программ, федеральных, региональных и других программ) за счет применения композитов, конструкций и изделий из них;
повышение эффективности деятельности государственных и частных организаций, расположенных на территории Красноярского края и осуществляющих деятельность в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта, за счет применения композитов, конструкций и изделий из них.
К приоритетным сферам применения композиционных материалов относятся дорожное строительство, строительство капитальных объектов, капитальный ремонт многоэтажных жилых домов.
Композиционные материалы, используемые при подготовке проектно-сметной документации на строительство объектов на территории Красноярского края:
в части строительных конструкций - это гибкие стеклопластиковые связи в трехслойной кладке стен (производитель - Бийский завод стеклопластиков);
в части инженерного обеспечения - композитные опоры для воздушных линий электропередач и электроосвещения: для воздушных линий электропередач напряжением 35-220 кВ, несиловые опоры освещения для прокладки кабеля подземного, силовые опоры освещения для прокладки кабеля по воздуху (один из производителей - ООО "Электромаш", г. Новосибирск).
Крупнейшими организациями в сфере производства и распространения композиционных материалов являются ООО "КраспанИнновации", ООО "Технологъ", ЗАО "ТехПолимер".
Отдельные виды производимой в Красноярском крае композитной продукции: геомембрана; анкерный лист V-LOCK; георешетка дорожная армированная РД; георешетка полимерная СД; бентонитовый мат; гидромат; строительные теплоизоляционные плиты и сэндвич-панели из экструдированного пенополистирола; асфальтобетонные смеси с применением фибры в качестве армирующего заполнителя; слоистые композитные панели в конструкциях вентилируемого фасада зданий; листы полимерпесчаные кровельные "ПолиСэнд" для покрытия кровель зданий; плиты из пеностекла марки ИЗОСТЕК 600-450-50; теплоизоляционная крошка; алюминиевые профили сложных форм с износостойким декоративным покрытием; строительная композитная арматура.
В жилищном строительстве организациями строительной отрасли ЗАО "Фирма "Культбытстрой", ООО "Монолитхолдинг", ООО "УСК "Сибиряк", группой строительных компаний "Красстрой-центр" применяются слоистые и волокнистые композиционные материалы: композитные холсты, ламели, стержни на основе углеродных высокопрочных волокон, предназначенные для усиления и восстановления несущей способности строительных конструкций; строительные теплоизоляционные плиты и сэндвич-панели из экструдированного пенополистирола.
В дорожном строительстве, в частности, при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения применяются: объемные георешетки с перфорацией; трещинопрерывающие георешетки; полиэфирные геосетки; геосинтетическое полотно; нетканое иглопробивное полотно различной плотности; геотекстиль и тканый геотекстиль; адгезионные добавки, различные модификаторы, которые меняют структуру битума, улучшая его физико-механические свойства.
2.3.3.2. Проведение ежегодных ярмарочно-выставочных мероприятий с участием российских производителей и поставщиков, в том числе композиционных материалов.
В целях популяризации и распространения композиционных материалов среди организаций строительной отрасли Красноярского края планируется проведение ежегодных ярмарочно-выставочных мероприятий, среди которых:
"Строительство и архитектура" - ежегодная специализированная выставка строительных и архитектурных проектов, проводится во второй половине января ежегодно;
"Строительные и отделочные материалы" - выставка, объединяющая крупнейшие выставки строительных и отделочных материалов, технологий и оборудования для их производства, проводится в первой половине мая ежегодно.
В рамках ярмарочно-выставочных мероприятий крупнейшие строительные организации заключают договоры на закупку и поставку оборудования, устанавливают бизнес-контакты и определяют тенденции развития на предстоящий год.
Объем средств государственной поддержки на реализацию мероприятий Программы представлен в приложении N 1 к Программе.
Информация об инвестиционных проектах, реализуемых в рамках Программы, представлена в приложении N 2 к Программе (данные сведения не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности информации, полученной от организации).
Информация о планируемых объемах бюджетных ассигнований, направленных на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности, представлена в приложении N 3 к Программе.
План действий министерства, направленных на обеспечение стабильности поступлений доходов в краевой бюджет, представлен в приложении N 4 к Программе.
2.4. Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности
В рамках выполнения поставленных задач в 2024 году планируется достижение показателей развития строительной отрасли (по отношению к 2020 году):
1. По ВЭД "Строительство":
увеличение объема выполненных строительных работ до 247859,6 млн рублей (146,8%);
увеличение прибыли (убыток) до налогообложения до 4485,0 млн рублей (127,0%);
увеличение прибыли (убыток) для целей налогообложения до 17860,0 млн рублей (138,0%);
увеличение основных фондов по полной учетной стоимости на конец года - 34899,5 млрд рублей (124,9%);
объем инвестиций в основной капитал - 11264,6 млн рублей (267,3%);
увеличение фонда начисленной заработной платы работников списочного состава - 34823,1 млн рублей (123,4%);
увеличение размера среднемесячной заработной платы - 59448,9 рубля (119,8%);
увеличение среднесписочной численности работников - 48814 человек (104,3%);
объем ввода в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования составит 1450 тыс. кв. метров (110,9%).
2. По ВЭД "Обрабатывающие производства" (производство прочих неметаллических минеральных продуктов):
увеличение объема отгруженных товаров до 37698,1 млн рублей (128,6%);
изменение объемов производства строительных материалов следующим образом:
производство портландцемента, цемента глиноземистого, цемента шлакового и аналогичных гидравлических цементов - 2254,0 тыс. тонн (107,7%);
производство кирпича керамического неогнеупорного строительного, кирпича строительного (включая камни) из цемента, бетона или искусственного камня - 76,6 млн условных кирпичей (96,4%);
блоки и прочие изделия сборные строительные для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня - 443,7 тыс. куб. метров (108,5%);
производство бетона, готового для заливки (товарного бетона), - 533,9 тыс. куб. метров (104,5%);
производство материалов и изделий минеральных тепло- и звукоизоляционных - 687,2 тыс. куб. метров (114,6%);
увеличение прибыли (убыток) до налогообложения - 2100,8 млн рублей (129,9%);
увеличение прибыли (убыток) для целей налогообложения - 2291,8 млн рублей (126,7%);
увеличение основных фондов по полной учетной стоимости на конец года - 6400,2 млн рублей (104,1%);
объем инвестиций в основной капитал - 1339,2 млн рублей (160,6%);
увеличение фонда начисленной заработной платы работников списочного состава - 6390,0 млн рублей (122,0%);
увеличение размера среднемесячной заработной платы - 58090,5 рубля (118,2%);
увеличение среднесписочной численности работников - 9167 человек (104,1%).
3. Показатели, характеризующие динамику качества выполняемых строительных работ:
исполнение контрольных (надзорных) мероприятий в рамках программы проверок при осуществлении регионального государственного строительного надзора постоянно на уровне 100%;
увеличение доли устраненных недостатков, от общего числа выявленных при осуществлении государственного строительного надзора до 88%.
Перечень целевых показателей и показателей развития отрасли представлен в приложении N 5 к Программе.
Информация об обязательных налоговых платежах, планируемых к поступлению в консолидированный бюджет Красноярского края, представлена в приложении N 6 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.