Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 13 января 2022 г. N 13-П
Обстоятельства авиационных происшествий с вертолетами AW119 МКII RA-01908, Ми-2 RA-14397 и R44 II RA-04327
30 декабря 2018 г. выполнялся полет вертолета AW119 МКII RA-01908 в целях авиации общего назначения (далее - АОН) по маршруту: посадочная площадка Березовка (г. Улан-Удэ) - посадочная площадка населенного пункта Ленино (в черте г. Улан-Удэ) - посадочная площадка населенного пункта Онохой-Шибирь (Республика Бурятия) - посадочная площадка населенного пункта Кыджимит (Республика Бурятия). На борту вертолета находились командир воздушного судна (далее - КВС) и три пассажира.
Комиссией по расследованию авиационного происшествия установлено, что КВС выполнял полет с отклонением от заявленного в плане полета маршрута, а на 44 мин полета принял решение о возврате на площадку вылета. Диспетчеру диспетчерского пункта Улан-Удэ информацию о неисправностях или отказах авиационной техники не докладывал. Обратный полет проходил по кратчайшему расстоянию на высотах около 150 м и скорости около 145 узлов. При подлете к посадочной площадке Березовка, после перевода вертолета на снижение до высоты 50 м на скорости около 60 узлов, наиболее вероятно, возникли проблемы с путевым управлением вертолета, что вынудило КВС к выполнению снижения и посадки на футбольное поле вблизи посадочной площадки. На высоте около 10 м снижение вертолета прекратилось с последующим набором высоты до 220 м и развитием правого вращения вертолета вокруг своей оси. При выполнении последующего снижения вертолета до высоты около 50 м несущий винт вертолета остановился, угловое вращение прекратилось, а вертолет с большой вертикальной скоростью столкнулся с земной поверхностью. В результате авиационного происшествия (катастрофа) КВС и пассажиры погибли, вертолет разрушен и уничтожен пожаром.
Комиссия по расследованию авиационного происшествия не установила причину отклонения фактической траектории полета от прямолинейной, вместе с тем отметила, что непосредственно перед разворотом на обратный курс вертолет совершал энергичное маневрирование на высотах около 50 м и скорости менее 50 км/ч, что оказывает максимальную нагрузку на рулевой винт. Также не установлены действия КВС по выключению двигателя на заключительном этапе полета.
В ходе расследования авиационного происшествия установлено, что внутреннее кольцо внешнего подшипника хвостового редуктора было установлено неправильно при проведении технического обслуживания (при налете вертолета 600.1 л. ч.) в августе 2018 года в ООО "Уральская вертолетная компания". При осмотре вертолета, после катастрофы, на узле сдвоенного подшипника отсутствовали крышка (для удержания наружных колец сдвоенного подшипника) и внешние кольца подшипника. Система КОСПАС-САРСАТ не зарегистрировала срабатывания аварийного маяка АРМ-406 вертолета AW119 МКII RA-01908.
По заключению комиссии по расследованию:
"Авиационное происшествие с вертолетом Agusta AW119 MКII RA-01908 произошло из-за полной потери путевого управления при выполнении зависания для производства вынужденной посадки, необходимость которой, наиболее вероятно, была вызвана его нештатной работой.
Причиной полной потери путевого управления стало отсоединение крышки и последующее рассоединение неподвижных и вращающихся деталей узла путевого управления, что привело к невозможности управления шагом рулевого винта и его установке в положение "нулевой тяги",
Отсоединение крышки от корпуса механизма изменения шага рулевого винта произошло вследствие неправильной установки сдвоенного подшипника и, наиболее вероятно, установки крышки с нерасчетным моментом затяжки при выполнении периодического технического обслуживания вертолета в период 02-09.08.2018.
Наиболее вероятно, действия КВС по реагированию на полный отказ путевого управления не соответствовали положениям РЛЭ, вследствие чего вертолет столкнулся с землей в неуправляемом полете.
Способствующим фактором явилось невыполнение п. 12b при проведении последнего (в период 07-10.12.2018) технического обслуживания вертолета ("после 100 часов налета"), что является нарушением положений документов разработчика ВС. При выполнении указанного пункта технического обслуживания неправильная установка сдвоенного подшипника могла быть выявлена.".
6 июля 2020 г. в районе посадочной площадки населенного пункта Кирсалово (Пролетарский район, Ростовская область) выполнялся полет вертолета Ми-2 RA-14397 с целью проверки работоспособности двигателей. На борту вертолета находился КВС и пассажир (специалист по техническому обслуживанию вертолета).
Накануне авиационного происшествия (5 июля 2020 г.) при выполнении полета на вертолете Ми-2 RA-14397 КВС, услышав удар в балке сзади слева в районе двигателя, предположил возможную пробуксовку муфт свободного хода главного редуктора. Для выполнения осмотра вертолета привлекался специалист по техническому обслуживанию вертолета, который после осмотра вертолета доложил КВС о нормальном состоянии муфт свободного хода главного редуктора и готовности совместного выполнения облета вертолета. После взлета и набора высоты около 30 м и скорости около 70 км/ч, в процессе выполнения левого разворота, произошло выключение двигателей вертолета. Выполняя вынужденную посадку перед собой с повышенной вертикальной скоростью в непосредственной близости от линии электропередачи (далее - ЛЭП), вертолет столкнулся с обрывистым берегом водоема и в последующем погрузился в воду на правый борт. В результате авиационного происшествия (катастрофа) пассажир погиб, КВС получил серьезные телесные повреждения, вертолет значительно разрушен.
Комиссией по расследованию установлено, что техническое обслуживание вертолета Ми-2 RA-14397 выполнялось специалистом, имевшим свидетельство специалиста по техническому обслуживанию вертолета, срок действия которого истек в 2011 году. КВС выполнял полеты в отсутствие действующего медицинского заключения, в свидетельстве пилота гражданской авиации не имелось квалификационной отметки, разрешающей выполнение полетов на вертолете Ми-2. Сертификат летной годности вертолета отсутствовал. План полетов для уведомления органов ОВД (управления полетами) или получения разрешения на использование воздушного пространства не предоставлялся.
По заключению комиссии по расследованию:
"Авиационное происшествие с вертолетом Ми-2 RA-14397 произошло в результате приземления с повышенной вертикальной скоростью при выполнении вынужденной посадки, необходимость которой была обусловлена выключением двигателя(ей) системой защиты свободной турбины на коротком интервале времени на малой высоте (около 30 м) и скорости полета (около 70 км/ч). Точно определить моменты выключения двигателей и последовательность выключения не представилось возможным из-за отсутствия на вертолете средств объективного контроля.
Срабатывание системы защиты свободной турбины и отключение двигателя(ей) произошло, наиболее вероятно, из-за неработоспособности (проскальзывания) муфт свободного хода. Неработоспособность левой и правой муфт свободного хода явилась следствием недопустимой степени износа их элементов и длительной эксплуатации главного редуктора без необходимого капитального ремонта.
Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились:
- недостатки в технической эксплуатации ВС: техническое обслуживание, а также поиск и устранение неисправностей производилось лицом, не имевшим необходимых квалификационных отметок;
- отсутствие в непосредственной близости площадки, пригодной для выполнения вынужденной посадки при фактических значениях высоты и скорости полета.
Вертолет выполнял полеты в отсутствие сертификата летной годности. Прохождение процедуры сертификации при получении сертификата, наиболее вероятно, позволило бы выявить недостатки в технической эксплуатации ВС, приведшие к выключению двигателей в полете.".
20 октября 2020 г. выполнялся полет вертолета R44 II RA-04327 в целях АОН по маршруту: посадочная площадка Кедрово (г. Вологда) - посадочная площадка комплекса "Вотчина Деда Мороза (г. Великий Устюг). На борту вертолета находились пилот и три пассажира.
Комиссией по расследованию авиационного происшествия установлено, что КВС, выполнив взлет и полет по маршруту на высоте около 100 м и скорости около 100 узлов, в установленное время не вышел на связь с диспетчером диспетчерского пункта Котлас. При выполнении полета над водной поверхностью реки Сухона в районе населенного пункта Бобровское (Нюксенский район, Вологодская область) произошло столкновение вертолета с расположенными на высоте около 20 м проводами ЛЭП, а затем с водной поверхностью. В результате авиационного происшествия (катастрофа) вертолет разрушен и затонул. Погибшие один пассажир и КВС были обнаружены, тела двоих пассажиров обнаружить не удалось.
Регистрационный номер вертолета R44 II RA-04327 был закрашен с нанесением регистрационного номера RA-04367. Срок действия сертификата летной годности вертолета R44 II RA-04327 истек в июне 2020 г. и далее не продлевался.
По заключению комиссии по расследованию:
"Авиационное происшествие с вертолетом Robinson R44 II RA-04327 произошло из-за недостаточной визуальной осмотрительности КВС при выполнении полета по маршруту на крейсерской скорости на предельно малой высоте (около 20 м), что привело к столкновению ВС с проводами линии электропередачи.
Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились:
- недостаточная подготовка КВС к полету в части изучения искусственных препятствий;
- необоснованное (не вытекающее из условий этапа полета) снижение до предельно малой высоты;
- отсутствие маркировки проводов ЛЭП.".
Подробная информация о результатах расследования авиационных происшествий с вертолетами AW119 MКII RA-01908, Ми-2 RA-14397 и R44 RA-04327 приведена в Окончательных отчетах, размещенных на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 13 января 2022 г. N 13-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.