Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 22 декабря 2021 г. N 3.2-05/4027
по проекту федерального закона N 1124570-7 "О внесении изменении в статью 19 Федерального закона "О рекламе"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" (проект N 1124570-7), принятый Государственной Думой 16 декабря 2021 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральным законом устраняются правовые пробелы в регулировании отношений, связанных с установкой рекламной конструкции, присоединяемой к недвижимому имуществу, в том числе к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон о рекламе), установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. При этом в случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, установлена обязанность при подаче в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа заявления на получение разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции предоставить документ, подтверждающий согласие собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции (пункт 2 части 11 статьи 19).
Однако в установленных Федеральным законом о рекламе перечнях оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и для принятия решения об аннулировании ранее выданного разрешения (части 15 и 18 статьи 19) отсутствует основание в виде нарушения требования, установленного частью 5 статьи 19, заключающегося в обязательном наличии согласия собственника недвижимого имущества на присоединение рекламной конструкции к его недвижимому имуществу.
Федеральным законом устраняются указанные правовые пробелы путем дополнения части 9.2, пункта 6 части 15 и пункта 5 части 18 статьи 19 Федерального закона о рекламе указанием на основание в виде нарушения требований, установленных частью 5 статьи 19 Федерального закона о рекламе.
С момента вступления в силу Федерального закона, то есть с 1 марта 2022 года, в соответствии с частью 9.2 статьи 19 Федерального закона о рекламе (в редакции Федерального закона) все разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований части 5 статьи 19, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.
С учетом этого прогнозируется возникновение у многих владельцев рекламных конструкций затруднений, связанных с невозможностью в срок до вступления в силу Федерального закона урегулировать соответствующие отношения и оформить необходимое согласие собственника недвижимого имущества на установку рекламных конструкций.
Кроме того, при реализации части 9.2 статьи 19 Федерального закона о рекламе (в редакции Федерального закона) возникнет ряд вопросов, не урегулированных в Федеральном законе. Не вполне ясно, возникнет ли у владельца рекламных конструкций обязанность незамедлительно их демонтировать после аннулирования указанного разрешения или владельцу рекламных конструкций органом местного самоуправления может быть (должна быть) предоставлена возможность в течение определенного срока урегулировать посредством договора свои отношения с собственником недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, и предоставить в орган местного самоуправления документ, подтверждающий согласие собственника недвижимого имущества на присоединение к нему рекламной конструкции. Вследствие неурегулированности этих вопросов правоприменительная практика может быть противоречивой, что может повлечь нарушения прав не только хозяйствующих субъектов, но и собственников недвижимого имущества, к которому присоединены рекламные конструкции.
Федеральным законом не предусмотрен какой-либо переходный период для приведения договоров, которыми урегулированы длящиеся правоотношений, в соответствие с требованиями частей 5, 9.2, пункта 6 части 15 и пункта 5 части 18 статьи 19 Федерального закона о рекламе в редакции Федерального закона.
Важно отметить, что, по смыслу последовательно высказываемых Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, неоднозначность, неясность и противоречивость правового регулирования недопустимы, поскольку, препятствуя надлежащему уяснению его содержания, открывают перед правоприменителем возможности неограниченного усмотрения, ослабляющего гарантии конституционных прав и свобод (см. постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 5 июля 2001 года N 11-П, от 20 декабря 2011 года N 29-П, от 2 июня 2015 года N 12-П, от 19 июля 2017 года N 22-П и др.).
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации отклонить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий по указанному Федеральному закону.
Председатель Комитета |
А.А. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.