Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к МУК 4.3.3722-21
Пример выполнения работы по проведению измерений авиационного шума
Получение аэронавигационной информации, анализ маршрутов вылета/захода на посадку ВС
1. Исходные данные о маршрутах полетов, расположении аэродрома и его КТА, эксплуатируемых типах ВС на соответствующих аэродромах, порядке набора высоты при вылете и снижении высоты при заходе на посадку рассматриваются на основании официальной государственной информации (см. п. 9.4).
На рис. 1-4 приведены примеры схем движения и расположения места наблюдений (точки измерения АШ) относительно ВПП аэродрома*.
2. Место наблюдения характеризуется расстоянием |АВ| от точки измерения до воздушного судна, которое рассчитывается по формуле (2):
,
где |АС| - кратчайшее расстояние от точки измерения до линии пути следования воздушного судна, которое измеряется линейкой и рассчитывается в соответствии с масштабом карты;
|ВС| - высота пролета воздушного судна над землей, которая приблизительно рассчитывается для целей обоснования выбора маршрута по формулам 3 и 4.
Высота пролета воздушного судна в каждой точке следования по маршруту взлета рассчитывается по формуле (3):
,
где - длина линии пути следования ВС от места начала разбега;
Высота пролета воздушного судна в каждой точке следования по маршруту посадки рассчитывается по формуле (4):
,
где - длина линии пути следования ВС до места приземления.
Линия пути следования воздушного судна - горизонтальная проекция траектории полета на земную поверхность.
3. На рис. 5 пример расчета удаления места (точки) измерения АШ от ВС на маршруте движения.
Таблица 1
Результаты расчета удаления воздушного судна от точки наблюдений
Маршрут движения ВС |
Высота пролета ВС, м |
Расстояние от точки наблюдений, м |
Удаление ВС от точки наблюдений, м |
Взлет с МК = 013° |
691 |
710 |
991 |
Взлет с МК = 058° |
1001 |
1720 |
1990 |
Посадка с МК = 193° |
225 |
1320 |
1339 |
Посадка с МК = 238° |
196 |
3880 |
3885 |
4. Вывод о выборе маршрута измерений.
На рис. 1-2 визуализировано отображение маршрутов при взлете ВС с МК = 013° и МК = 058° относительно точки (места) наблюдения. На рис. 3-4 также визуализировано отображение маршрутов захода ВС на посадку относительно точки (места) исследования с МК = 193° и МК = 238°. При анализе представленных схем осуществления полетов можно сделать вывод, что наибольшее сближение ВС и точки (места) измерения АШ происходит при следовании ВС по маршрутам: при взлете с МК = 013°, МК = 058° и при посадке с МК = 193°. При следовании ВС по маршруту посадки с МК = 238° удаление ВС от места проведения измерений составляет более 3000 м - в этой связи принято решение об отсутствии необходимости проводить анализ влияния полетов ВС по данному маршруту на точку проведения измерений АШ.
Таблица 2
Информация, представленная оператором аэродрома, об интенсивности взлетно-посадочных операций (ВПО)
Интенсивность ВПО
| |||
Тип ВС |
День |
Ночь |
Сутки |
Ближнемагистральные |
59 |
8 |
67 |
ТУ-154 |
4 |
- |
4 |
CRJ 200 |
2 |
- |
2 |
EMB RJ135 |
14 |
2 |
16 |
... |
... |
... |
... |
Грузовые |
5 |
2 |
7 |
Airbus A330 Груз |
1 |
- |
1 |
Boeing 737-400 Груз |
2 |
1 |
3 |
... |
... |
... |
... |
Дальнемагистральные |
64 |
24 |
88 |
Airbus A330 |
13 |
11 |
24 |
Boeing 747-400 |
13 |
9 |
22 |
Boeing 767-200 |
9 |
2 |
11 |
Boeing 777-300 |
14 |
- |
14 |
ИЛ-96-300 |
7 |
- |
7 |
... |
... |
... |
... |
Малая и бизнес-авиация |
64 |
7 |
71 |
Bombardier BD-700 |
11 |
1 |
12 |
Gulfstream Г650 |
2 |
- |
2 |
Falcon 7Х |
4 |
- |
4 |
Falcon 900/900B |
2 |
- |
2 |
Hoker 125 |
5 |
1 |
6 |
Cessna 560X |
2 |
- |
2 |
... |
... |
... |
... |
Среднемагистральные |
450 |
115 |
565 |
Airbus A319 |
60 |
9 |
69 |
Airbus A320 |
11 |
6 |
17 |
Boeing 737-400 |
13 |
6 |
19 |
Boeing 737-500 |
112 |
6 |
22 |
Boeing 737-800 |
134 |
35 |
169 |
SSJ-100 (Сухой суперджет) |
80 |
47 |
228 |
Boeing 757-200 |
4 |
2 |
6 |
ТУ-204 |
4 |
- |
4 |
Ty-214 |
6 |
- |
6 |
... |
... |
... |
... |
Общий итог |
600 |
160 |
760 |
Примечание: Приводится в качестве примера, не может быть использована при определении уровней АШ как справочная информация. |
В соответствии с информацией оператора аэродрома заданная интенсивность полетов составляет 600 ВПО (или 300 взлетов) в дневное время суток и 160 ВПО (или 80 взлетов) в ночное время суток.
Проведение измерений и расчет эквивалентного уровня АШ
Анализ загрузки курсов и маршрутов полетов аэродрома
5. В таблицах 3-4 приложения 4 к настоящим МУК приведен пример возможной загрузки курсов и маршрутов полетов аэродрома. Данные сведения должны быть получены от оператора аэродрома**.
Таблица 3
Эксплуатация каждого курса в процентном (%) соотношении от максимально возможного на текущий период времени с распределением на дневное и ночное время
Курс |
Максимально возможная загрузка курса в течение дня (7.00 - 23.00) |
Максимально возможная загрузка курса в течение ночи (23.00 - 7.00) |
МК = 013 |
100%, |
100% |
МК = 058 |
100% |
100% |
МК = 193 |
60% |
40% |
МК = 238 |
100% |
100% |
Примечание: Например, курс 013 никогда не работает 24 часа из 24 часов, а курс 058 может работать 24 часа из 24 часов. |
Таблица 4
Загрузка каждого маршрута взлета/посадки в процентном (%) соотношении для среднегодового летного дня на текущий период времени с распределением на дневное и ночное время
Маршрут (Изменение курса на ...) |
Максимально возможная загрузка маршрута в течение дня (7.00 - 23.00) |
Максимально возможная загрузка маршрута в течение ночи (23.00 - 7.00) |
МК = 058 взлет
| ||
117° (BITSA 06E) |
85% |
85% |
157° (LO 06E) |
70% |
70% |
225° (BITSA 06F) |
50% |
50% |
161° (B1TSA 06D) |
40% |
40% |
... |
|
|
MK = 013 взлет
| ||
162° (BITSA 06E) |
70% |
70% |
201°/208° (WZ01E/BADNI01E) |
40% |
40% |
231°(BADNI 01D) |
40% |
40% |
137° (LO 01D) |
40% |
40% |
... |
... |
... |
MK = 193 взлет
| ||
... |
... |
... |
Примечание: За 100% взята максимальная загрузка каждого курса. |
На основании проведенного анализа маршрутов, подлежащих учету (представлен в п. 5 приложения 4 к настоящим МУК), было установлено, что наиболее значимым маршрутом является взлет ВС с МК = 013°. На основании сведений, приведенных в таблице 4 приложения 4 к настоящим МУК, установлено, что для взлета ВС с МК = 013° возможна 100%-я интенсивность полетов от среднегодового летного дня.
Дальнейшие измерения должны быть проведены с учетом условий, приведенных в п. 9.5.5.
Результаты измерений максимальных уровней авиационного шума и времени воздействия при полетах воздушных судов аэродрома
6. В таблице 5 приложения 4 к настоящим МУК представлены примеры результатов измерений максимальных уровней авиационного шума и времени воздействия при полетах ВС, осуществляющих ВПО конкретного аэродрома.
Таблица 5
Результаты измерений максимальных уровней шума в точке (месте) измерения при взлете ВС с МК = 013°, посадке с МК =193° с/на ИВПП 01/19 и взлете с МК = 058° с ИВПП 06/24 аэродрома и времени воздействия каждого события (см. рис. 1-4, 6-8)
Расчет эквивалентного уровня звука за дневной и (или) ночной период времени по интенсивности полетов, представленной оператором аэродрома
7. Эквивалентный уровень шума рассчитывается на основе среднего максимального , среднеарифметического и заданной интенсивности полетов N.
На основании имеющихся сведений об интенсивности полетов для исследуемого аэродрома и установленных маршрутов полетов ВС, влияющих на исследуемую точку в наибольшей степени (см. главу V), значение вычисляется по формуле (5):
(5)
8. Расчет среднего максимального уровня шума выполняется по формуле (6):
, (6)
где: N = 150;
из столбца 5 таблицы 5 приложения 4 к настоящим МУК.
Средний максимальный уровень шума за период наблюдений составляет:
9. Расширенная неопределенность измерений при уровне доверия 95%, рассчитанная в соответствии с приложением 1 к настоящим МУК, составляет:
10. Среднеарифметическое время эффективного звучания всех установленных в процессе проведения измерений воздушных судов составляет (расчет выполнен для всех значений, приведенных в столбце 6 таблицы 5 приложения 4 к настоящим МУК):
В соответствии с примером интенсивность полетов исследуемого аэродрома составляет:
- для дневного времени суток взлетов;
- для ночного времени суток взлетов.
11. Эквивалентный уровень шума, рассчитанный по формуле (6) для дневного и ночного времени суток для данной интенсивности полетов ( взлетов и взлетов), соответственно составляет:
;
.
Примечание: в примере приведен расчет при условии возможной 100%-й загрузки курса от среднегодовой интенсивности полетов (т.е., если испытательная лаборатория обладает сведениями о реальной возможной загрузке маршрута полета ВС, расчет необходимо производить исходя из имеющихся сведений).
12. По выполненным измерениям максимальных уровней шума и длительности воздействия могут быть произведены расчеты эквивалентного уровня шума для любой заданной интенсивности полетов в зависимости от поставленной задачи: за самый интенсивный летный день, за среднегодовой летный день, за летный день с перспективной интенсивностью, фактическую интенсивность полетов определенного дня и пр.
В качестве примера приведен результат расчета эквивалентного уровня шума, рассчитанного по формуле (6) для дневного и ночного времени суток для текущей интенсивности полетов ( взлетов и взлетов), который соответственно составляет:
;
.
13. Вся полученная информация от операторов аэродрома, записи о выполненных расчетах, результаты расчетов фиксируются в рабочих записях и (или) протоколах измерений.
______________________________
* Рассматриваемые схемы предоставлены в Сборнике аэронавигационной информации. Часть 3. Аэродромы. UUWW Москва (Внуково) (www.caiga.ru/common/Airlnter/validaip/html/rus.htm).
** Примечание: в таблицах 3 и 4 приложения 4 к настоящим МУК приведены теоретические сведения о загрузке маршрутов полетов для аэродрома В. в 2020 году (т.е. до вступления в силу новой структуры воздушного пространства 03.12.2020).
<< Приложение 3. Пример формы запроса данных оператору аэродрома |
||
Содержание Методические указания МУК 4.3.3722-21 "Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.