В соответствии с пунктом 3.5.3 Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания Проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27 марта 2018 г. N 2, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Руководство по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
Руководство по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия от 27 декабря 2019 г. N ОД-479 "Об утверждении руководств по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)".
3. Отделу контрольно-надзорной деятельности (Бурлуцкая Е.А.) в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" обеспечить размещение настоящего приказа на сайте Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия на официальном портале органов государственной власти Республики Мордовия.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра С.В. Купцова.
И.о. Министра |
И.В. Князьков |
Руководство
по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты
(утв. приказом Минсоцтрудзанятости Республики Мордовия от 13 октября 2021 г. N ОД-340)
Настоящее Руководство по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
1. Основные понятия и сокращения, используемые в настоящем Руководстве
Министерство - Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия, уполномоченный орган по осуществления регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
региональный государственный контроль (надзор) - деятельность Министерства по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
должностное лицо - сотрудник Министерства, уполномоченный на осуществление регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
обязательные требования - требования, устанавливаемые нормативными правовыми актами, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
квота - минимальное количество рабочих мест (в процентном соотношении от среднесписочной численности работников организаций) для приема на работу граждан, определенных Законом Республики Мордовия от 7 февраля 2005 г. N 9-З "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите", которые работодатель обязан выделить или создать за счет собственных средств, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории;
квотирование рабочих мест - выделение или создание работодателем за счет собственных средств рабочих мест для трудоустройства граждан, определенных Законом Республики Мордовия от 7 февраля 2005 г. N 9-З "С квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите", в соответствии с установленной квотой;
подконтрольные субъекты - работодатели - индивидуальные предприниматели и организации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности с численностью работников 35 человек и выше.
2. Нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ;
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Закон Республики Мордовия от 7 февраля 2005 г. N 9-З "О квотировании рабочих мест отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите";
постановление Правительства Республики Мордовия от 20 октября 2014 г. N 505 "Об утверждении Порядка предоставления работодателями сведений в органы службы занятости населения Республики Мордовия".
3. Описание обязательных требований
N п/п |
Описание обязательного требования |
Часть, пункт, статья нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования |
1 |
2 |
3 |
1. |
Принятие работодателем локального нормативного акта, содержащего сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счет квоты |
пункт 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" |
2. |
Установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов |
пункт 2 ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" |
3. |
Предоставление работодателем в органы службы занятости населения Республики Мордовия информации о локальном нормативном акте, содержащем сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов |
абзац 3 п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" |
4. |
Соблюдение срока предоставления работодателем в центр занятости населения информации о выполнении установленной квоты и имеющихся вакансиях для трудоустройства инвалидов |
пункт 5 Порядка предоставления работодателями сведений в органы службы занятости населения Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 20.10.2014 N 505 |
6. |
Соблюдение срока предоставления работодателем в орган службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест, созданных или выделенных в соответствии с установленной квотой для трудоустройства инвалидов |
пункт 5 Порядка предоставления работодателями сведений в органы службы занятости населения Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 20.10.2014 N 505 |
7. |
Выполнение работодателем квоты для приема на работу инвалидов |
Пункты 4, 5 ст. 10 Закона Республики Мордовия от 07.02.2005 N 9-З "О квотировании рабочих мест отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите" |
8. |
Отражение сведений о среднесписочной численности работников в информации, представляемой работодателем в органы службы занятости в неискаженном виде |
пункт 3.1. ст. 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; Порядка предоставления работодателями сведений в органы службы занятости населения Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 20.10.2014 N 505 |
9. |
Отражение иных сведений, указываемых в информации, предоставляемой работодателем в органы службы занятости, в неискаженном виде |
пункт 3.1. ст. 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Порядка предоставления работодателями сведений в органы службы занятости населения Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 20.10.2014 N 505 |
4. Цели и содержание обязательных требований
Основная цель обязательных требований - предотвращение нарушений законодательства о приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
Обязательные требования должны содержать конкретные указания для работодателей, в том числе:
- в каком случае наступает обязательство для работодателя выделить рабочее место для инвалида в счет квоты;
- что необходимо сделать работодателю для исполнения своей обязанности по квотированию рабочих мест;
- форма и содержание обязательных документов, представляемых работодателями в органы службы занятости;
- сроки предоставляемых работодателями сведений в органы службы занятости о вакантных рабочих местах, выделенных в счет квоты и о выполнении квоты;
- о необходимости работодателей выполнять установленную у них квоту, то есть принимать на все выделенные у них в счет квоты рабочие места граждан с инвалидностью.
5. Рекомендации по необходимым действиям подконтрольных субъектов по обеспечению соблюдения обязательных требований и примеры их применения, юридические последствия нарушений обязательных требований
Работодатели обязаны ежемесячно предоставлять в центры занятости населения:
- информацию о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным;
- информацию о созданных или выделенных местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным.
Информация заполняется в двух экземплярах, один из которых направляется в центр занятости населения, а другой (с отметкой центра занятости населения о его получении) хранится у работодателя, представившего информацию.
В случае приема работника на заявленное квотируемое рабочее место информация о закрытии вакансии сообщается работодателем в центр занятости населения не позднее следующего дня после принятия решения о приеме работника на работу.
Квота считается выполненной, когда на все выделенные в счет квоты места трудоустроены граждане с инвалидностью.
6. Ответственность за нарушение обязательных требований в сфере социального обслуживания
В соответствии с пунктом 2 статьи 90 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Квота |
Ответственность за нарушение правил квотирования рабочих мест |
примечание |
|
Состав нарушения |
Виды наказаний |
||
Для работодателей с численностью работников: - 35 - 100 чел. - 2%; - более 100 чел. - 3% |
Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ч. 1 ст. 5.42. КоАП РФ) |
на должностных лиц - административный штраф от 5,0 до 10,0 тыс. руб. |
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда (либо результатам аттестации рабочих мест) ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" |
|
Непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ) |
предупреждение или на должностных лиц - административный штраф от 0,3 до 0,5 тыс. руб.; на юридических лиц - административный штраф 3,0 - 5,0 тыс. руб. |
7. Анализ судебной практики
Судебная практика при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты населения в 2020 году отсутствует.
Руководство
по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания
(утв. приказом Минсоцтрудзанятости Республики Мордовия от 13 октября 2021 г. N ОД-340)
Особенность социального обслуживания заключается в том, что социальные услуги оказываются лицам, которые, как правило, не в состоянии самостоятельно улучшить условия жизнедеятельности в силу различных обстоятельств (состояние здоровья, отсутствие работы и средств к существованию, многодетность, пожилой возраст). Социальные услуги направлены не просто на улучшение уровня жизнедеятельности, а на устранение тех условий, которые значительно ухудшают или могут в ближайшее время ухудшить условия жизнедеятельности гражданина.
Поставщики социальных услуг обязаны исполнять порядок предоставления социальных услуг, условия заключенного договора о предоставлении социальных услуг и проявлять уважительное отношение, корректность и внимательность в отношении получателя социальных услуг.
Настоящее Руководство по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (далее - Руководство) разработано с целью предотвращения нарушений законодательства в сфере социального обслуживания, обеспечения соблюдения обязательных требований, информирования подконтрольных субъектов, в отношении которых осуществляется региональный государственный контроль (надзор), а также для обеспечения единообразия правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).
1. Основные понятия и сокращения, используемые в настоящем Руководстве
Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:
Министерство - Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия, уполномоченный орган по осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Республики Мордовия;
региональный государственный контроль (надзор) - деятельность Министерства по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
должностное лицо - сотрудник Министерства, уполномоченный на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
обязательные требования - требования, устанавливаемые нормативными правовыми актами, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
социальное обслуживание граждан (далее - социальное обслуживание) - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;
социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;
поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;
стандарт социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;
система социального обслуживания, включающая:
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации);
- Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия, уполномоченное на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания на территории Республики Мордовия;
- организации социального обслуживания, находящиеся в ведении Министерства (далее - организации социального обслуживания Республики Мордовия);
- негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
- индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.
2. Нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания, содержащие обязательные требования
Основными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере социального обслуживания, содержащим обязательные требования, являются:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ;
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
свод правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 798/пр;
Закон Республики Мордовия от 12 ноября 2014 г. N 86-З "О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия";
постановление Правительства Республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. N 563 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия";
приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия (Минсоцзащиты Республики Мордовия) от 8 июля 2014 г. N 215 "О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг"
приказ Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия от 11 ноября 2019 г. N 411 "Об утверждении тарифов на социальные услуги, предоставляемые поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия в стационарной, полустационарной формах социального обслуживания, тарифов на срочные социальные услуги, тарифов на социальные услуги в форме социального обслуживания на дому".
3. Описание обязательных требований
N п/п |
Описание обязательного требования |
Часть, пункт, статья нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования |
1 |
2 |
3 |
1. |
Соблюдение поставщиком социальных услуг требований по предоставлению достоверной и актуальной информации для ведения регистра получателей социальных услуг |
статья 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; п. 4 Порядка формирования и ведения регистра получателей социальных услуг в Республике Мордовия, утвержденного приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 8 июля 2014 г. N 215 |
2. |
Наличие у поставщика социальных услуг индивидуальных программ предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ) на всех получателей социальных услуг |
статья 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" |
3. |
Наличие у поставщика социальных услуг договоров о предоставлении социальных услуг, заключенных между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем |
статьи 12, 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" |
5. |
Наличие в договоре о предоставлении социальных услуг существенных условий (положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг, в случае если они предоставляются за плату или частичную плату) |
статья 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" |
6. |
Соблюдение поставщиком социальных услуг сроков и условий предоставления социальных услуг, определенных договором о предоставлении социальных услуг, заключенным между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем |
статья 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" |
7. |
Соблюдение поставщиком социальных услуг порядка и стандарта предоставления социальных услуг |
статья 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; постановление Правительства Республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. N 563 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия" |
8. |
Правильность оформления поставщиком социальных услуг отказов получателя от социальных услуг |
статья 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" |
9. |
Соблюдение поставщиком социальных услуг правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет |
пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" |
10. |
Соблюдение поставщиком социальных услуг нормативов обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг в отделениях стационарного социального обслуживания |
статья 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; постановление Правительства Республики Мордовия от 20 октября 2014 г. N 528 "Об утверждении нормативов для организаций социального обслуживания Республики Мордовия" |
11. |
Соблюдение поставщиком социальных услуг норм питания: при предоставлении социальных услуг в стационарных отделениях социального обслуживания |
статья 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" |
12. |
Соблюдение поставщиком социальных услуг норм обеспечения мягким инвентарем: при предоставлении социальных услуг в стационарных отделениях социального обслуживания |
статья 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; постановление Правительства Республики Мордовия от 20 октября 2014 г. N 528 "Об утверждении нормативов для организаций социального обслуживания Республики Мордовия" |
13. |
Обеспечение инвалидам беспрепятственного доступа в объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур |
статьи 15, 19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 798/пр в полном объеме |
4. Цели и содержание обязательных требований
Основная цель обязательных требований - предотвращение нарушений законодательства в сфере социального обслуживания.
Обязательные требования содержат рекомендации по:
- соблюдению обязательных требований, касающихся ведения документации поставщиками социальных услуг;
- размещению и обновлению информации о поставщике социальных услуг, в том числе на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- порядку организации деятельности поставщиков социальных услуг, а также организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;
- обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
5. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части ведения документации поставщиками социальных услуг
Основная документация поставщиков социальных услуг может включать в себя:
1) устав;
2) положения об отделениях;
3) штатное расписание с указанием наименования должностей персонала и его численности;
4) правила, инструкции, методики, в том числе:
- правила внутреннего трудового распорядка должны определять режим работы учреждения, порядок действия его структурных подразделений и их взаимодействия между собой при оказании социальных услуг;
- правила поведения получателей социальных услуг должны определять их права и обязанности как клиентов учреждения, характер их взаимоотношений с обслуживающим персоналом и между собой, степень ответственности за возможные нарушения режима учреждения;
- должностные инструкции специалистов, устанавливающие их обязанности, права, ответственность за оказываемые социальные услуги, требования к образованию, квалификации, профессиональной подготовке, деловым и моральным качествам, к соблюдению принципов гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности по отношению к обслуживаемым гражданам, необходимости проявлять к ним максимальную чуткость, вежливость, выдержку, предусмотрительность, учитывать их физическое и психическое состояние, а также требования этики взаимоотношений с клиентами и их социальным окружением;
5) документацию на специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы).
Документация (паспорта, технические описания, инструкции по эксплуатации, формуляры и др.) на имеющееся специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы) предназначена для обеспечения грамотной и эффективной эксплуатации, обслуживания, поддержания в работоспособном состоянии, своевременного выявления и устранения неисправностей, ремонта и замены;
6) документы, связанные с социальным обслуживанием в учреждении:
- личные дела получателей социальных услуг.
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Состав документации конкретного поставщика социальных услуг может быть уточнен в зависимости от типа организации социального обслуживания, специфики обслуживаемых категорий населения, характера предоставляемых услуг.
6. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети "Интернет", в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания
Поставщики социальных услуг обеспечивают открытость и доступность информации:
а) о дате государственной регистрации, об учредителе (учредителях), о месте нахождения, филиалах (при наличии), режиме и графике работы, контактных телефонах и адресах электронной почты;
б) о структуре и органах управления организации социального обслуживания, в том числе:
наименование структурных подразделений (органов управления) (при наличии);
фамилии, имена, отчества и должности руководителей структурных подразделений, положения о структурных подразделениях (при наличии);
места нахождения обособленных структурных подразделений;
адреса официальных сайтов структурных подразделений в сети "Интернет" (при наличии);
адреса электронной почты структурных подразделений (при наличии);
в) о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов организации социального обслуживания (при наличии);
г) о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);
д) о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг (о наличии оборудованных помещений для предоставления социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания, в том числе библиотек, объектов спорта, наличии средств обучения и воспитания, об условиях питания и обеспечения охраны здоровья получателей социальных услуг, доступе к информационным системам в сфере социального обслуживания и сети "Интернет");
е) о перечне предоставляемых социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;
ж) о порядке и условиях предоставления социальных услуг бесплатно и за плату по видам социальных услуг и формам социального обслуживания с приложением образцов договоров о предоставлении социальных услуг бесплатно и за плату;
з) о тарифах на социальные услуги по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;
и) о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;
к) о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, и количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания за счет средств физических и (или) юридических лиц;
л) об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и объеме предоставляемых социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;
м) о наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (с приложением электронного образа документов);
н) о финансово-хозяйственной деятельности (с приложением электронного образа плана финансово-хозяйственной деятельности);
о) о правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, о правилах внутреннего трудового распорядка и коллективном договоре (с приложением электронного образа документов);
п) о наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания, и об отчетах об исполнении таких предписаний;
р) о проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания;
с) иную информацию, которая размещается, опубликовывается по решению поставщика социальных услуг и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная информация подлежит размещению на официальном сайте поставщика социальных услуг и обновлению в течение 10 рабочих дней со дня ее создания, получения или внесения соответствующих изменений.
Пользователю официального сайта предоставляется наглядная информация о структуре официального сайта, включающая в себя ссылку на официальные сайты органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" полномочия в сфере социального обслуживания, и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Информация размещается на официальном сайте в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме электронного образа копий документов. При размещении информации на официальном сайте и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Информация на официальном сайте размещается на русском языке.
Размещенные на официальном сайте сведения должны быть доступны пользователям для ознакомления круглосуточно без взимания платы и иных ограничений.
7. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части порядка организации деятельности поставщиков социальных услуг
Поставщики социальных услуг обязаны:
1) предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями;
2) предоставлять срочные социальные услуги в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
3) предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;
4) использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;
5) предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;
6) осуществлять социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
7) обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
8) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети "Интернет" и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;
9) выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
10) обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
11) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг.
Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:
1) ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
2) применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
3) помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.
При предоставлении социального обслуживания, в том числе в стационарной форме социального обслуживания, получателю социальных услуг обеспечиваются:
1) надлежащий уход;
2) безопасные условия проживания и предоставления социальных услуг;
3) соблюдение требований и правил пожарной безопасности;
4) соблюдение требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию зданий, помещений и деятельности организаций социального обслуживания установлены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2020 г. N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг".
Требования к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидам к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур установлены СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 798/пр.
Должности специалистов в стационарных организациях социального обслуживания замещают лица, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе и соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым к таким должностям.
Государственные организации социального обслуживания создают попечительские советы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг
Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной или в стационарной форме.
Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.
Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.
Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления всех видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 - 7 статьи 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Таким образом, поставщики социальных услуг в стационарной форме должны предоставить помещения для предоставления социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, а также услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме поставщиками социальных услуг должны быть обеспечены:
1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией.
Сопровождение осуществляется работником организации социального обслуживания при перемещении внутри организации, при входе и выходе из организации, при подъеме и спуске с лестницы, при посещении столовой, буфета и в других ситуациях, когда получатель социальных услуг нуждается в таком сопровождении;
2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации.
Особое значение данный вопрос приобретает для лиц, передвигающихся в креслах-колясках. С целью реализации получателями социальных услуг возможности самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания помещения организации должны отвечать определенным требованиям. Так, для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, необходимы достаточная ширина коридоров, дверных проемов, места для разворота коляски, отсутствие порогов и иных резких перепадов высоты. Места, где такие перепады имеются, должны быть оборудованы пандусами, подъемниками, передвижение с этажа на этаж должно осуществляться при помощи специально оборудованных лифтов, подъемников. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но передвигающихся без кресла-коляски, большое значение имеет уклон лестницы, определенная высота перил, нескользкое покрытие пола. Для лиц с нарушением зрения (слепых и слабовидящих) ступени лестницы должны иметь контрастное выделение краев, коридоры и лестницы должны иметь ограничительные бортики и т.д. Санитарные комнаты оборудуются поручнями и иными специальными приспособлениями - автоматическим спуском воды, сенсорными смесителями и сушилками для рук и т.д. Вся необходимая информация размещается на расстоянии, с которого она может быть наиболее эффективно визуально воспринята, оборудование располагается в зоне досягаемости для лиц, перемещающихся в креслах-колясках, и т.д. При размещении и выборе характера исполнения элементов информационного обеспечения должны быть учтены углы поля наблюдения, удобные для восприятия визуальной информации; ясное начертание и контрастность, а при необходимости - рельефность изображения; зоны досягаемости для тактильной трости; исключение помех восприятию звуковой и визуальной информации: бликование указателей и знаков, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень и т.п.;
3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика.
Поставщики социальных услуг предоставляют социальные услуги в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг, утвержденным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации обязательным для исполнения поставщиками социальных услуг.
Порядок предоставления социальных услуг устанавливается по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и включает в себя:
1) наименование социальной услуги;
2) стандарт социальной услуги;
3) правила предоставления социальной услуги бесплатно либо за плату или частичную плату;
4) требования к деятельности поставщика социальной услуги в сфере социального обслуживания;
5) перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен представить получатель социальной услуги, и документов, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или представляются получателем социальной услуги по собственной инициативе.
Стандарт социальной услуги в свою очередь включает в себя:
1) описание социальной услуги, в том числе ее объем;
2) сроки предоставления социальной услуги;
3) подушевой норматив финансирования социальной услуги;
4) показатели качества и оценку результатов предоставления социальной услуги;
5) условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности.
9. Ответственность за нарушение обязательных требований в сфере социального обслуживания
В соответствии с пунктом 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Ответственность за нарушение обязательных требований | |
Состав нарушения |
Виды наказаний |
Неисполнение предписания в установленный срок (часть 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях) |
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 1,0 до 2,0 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 10,0 до 20,0 тыс. руб. |
Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (статья 9.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях) |
наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2,0 до 3,0 тыс. руб.; на юридических лиц - от 20,0 до 30,0 тыс. руб. |
10. Анализ судебной практики
Судебная практика при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания отсутствует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия от 13 октября 2021 г. N ОД-340 "Об утверждении руководств по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и признании утратившим силу приказа Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия от 27 декабря 2019 г. N ОД-479 "Об утверждении руководств по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)"
Текст приказа опубликован не был