Во исполнение статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", в целях проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Республики Дагестан, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год при осуществлении регионального государственного экологического надзора Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (далее - Минприроды РД).
2. Отделу планирования и анализа надзорной деятельности Управления государственного экологического надзора Минприроды РД разместить настоящий приказ на официальном сайте Минприроды РД в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://mprdag.ru/).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Врио министра |
Р. Гамидов |
Утверждена
приказом Министерства
природных ресурсов и экологии РД
от 20 декабря 2021 г. N 334
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан
Настоящая Программа разработана в целях реализации положений Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
Организация и проведение профилактических мероприятий Министерства осуществляется уполномоченными лицами Управления государственного экологического надзора (далее - ГЭН) на основании соответствующего плана-графика профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора).
1. Анализ текущего состояния подконтрольной среды, описание текущего уровня развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
В региональном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - HBOC), расположенных на территории Республики Дагестан числятся:
- 53 объекта II категории HBOC;
- 731 объектов III категории HBOC;
- 4945 объектов IV категории.
Отнесение объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска, для регионального экологического надзора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 N 1410.
При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) в области охраны окружающей среды за 11 месяцев 2021 года были проведены следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
- выездные проверки: проведено 59 плановых проверок; проведено 3 внеплановых проверок;
- проведено 63 рейдовых мероприятий с целью выявления фактов непосредственного обнаружения правонарушений;
По результатам проведения государственного экологического контроля (надзора) в области охраны окружающей среды:
- выявлено 74 нарушений требований экологического законодательства Российской Федерации (из них, допущенных юридическими лицами - 33, должностными лицами - 34, индивидуальными предпринимателями - 7);
- составлено 74 протокола об административных правонарушениях;
- выдано 38 предписаний об устранении правонарушений;
- выдано 3 предостережения администрациям о недопустимости нарушения обязательных требований.
Основные нарушения выявлены:
- по ст. 8.1 КоАП РФ "Несоблюдение экологических требований при эксплуатации объектов";
- по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ "Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления";
- по ст. 8.5 КоАП РФ "Сокрытие или искажение экологической информации";
- по ст. 8.46 КоАП РФ "Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений".
Анализ контрольно-надзорной деятельности Министерства в данной области показывает, что основными нарушениями требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности хозяйствующих субъектов являются следующие нарушения:
- не обеспечение накопления отходов производства и потребления безопасным способом для окружающей среды (в том числе незаконный сброс отходов производства и потребления на почву; отсутствие оборудованных площадок для накопления отходов производства и потребления);
- не проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- не проведение производственного экологического контроля;
- осуществление сброса загрязняющих веществ в водные объекты с превышением допустимых концентраций;
- не осуществление постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
2. Цели и задачи реализации программы профилактики
Целями проведения профилактической работы являются:
- повышение прозрачности деятельности Управления государственного экологического надзора Минприроды РД при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора);
- предупреждение нарушения, подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований);
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и причинению вреда охраняемым законом ценностям;
- мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
Для достижения основных целей профилактической работы необходимо решение следующих задач:
- оценка возможной угрозы причинения либо причинения вреда окружающей среде, выработка и реализация профилактических мер, способствующих ее снижению;
- выявление факторов угрозы причинения, либо причинения вреда окружающей среде, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения угрозы;
- оценка состояния подконтрольной среды и установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от присвоенных подконтрольным субъектам уровней риска;
- регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на уровень безопасности охраны окружающей среды обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет регионального государственного экологического надзора;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
- снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
Место нахождения Управления государственного экологического надзора Минприроды РД: 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Абубакарова, 73, 4 этаж. Почтовый адрес: 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Абубакарова, 73.
Адрес электронный почты: mmkep04@mail.ru.
Прием посетителей по вопросу исполнения государственной функции осуществляется по адресу: 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Абубакарова, 73, 4 этаж, тел./факс: +7 8722 67-72-86
Официальный сайт министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.mprdag.ru (далее - официальный сайт министерства).
Телефон для получения справочной и консультационной информации по процедуре осуществления государственного экологического надзора: +7 8722 67-72-86.
Телефон "Горячей линии" для сообщения и заявления физическими и юридическими лицами информации о фактах нарушения законодательства в области охраны окружающей среды: +7 8722 67-72-86.
График работы министерства и приема посетителей государственного экологического надзора министерства:
понедельник, вторник, среда, четверг, пятница - с 9 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, перерыв с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут;
предпраздничные дни - с 9 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, перерыв с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут.
Выходные дни: суббота, воскресенье.
3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда, разработаны в соответствии с положением Управления государственного экологического (контроля) надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.
Управление государственного экологического (контроля) надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан проводит следующие виды обязательных профилактических мероприятий:
1. информирование;
2. обобщение;
3. консультирование;
4. объявление предостережения;
5. профилактический визит.
Информирование
Информирование осуществляется посредством размещения Управлением государственного экологического надзора Минприроды РД на официальном сайте Минприроды РД в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) сведений, предусмотренных статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
Ответственный исполнитель: Управление государственного экологического надзора Минприроды РД, отдел планирования и анализа надзорной деятельности, заместитель начальника Управления - начальник отдела Магомедов Ахмед Даниялович.
Обобщение правоприменительной практики
Доклад о правоприменительной практике по результатам государственного экологического контроля (надзора) готовится Управлением государственного экологического надзора Минприроды РД ежегодно, не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом министра природных ресурсов и экологии Республики Дагестан и размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 5 рабочих дней со дня утверждения доклада.
Ответственный исполнитель: заместитель начальника Управления государственного экологического надзора Минприроды РД Кадиев Карим Кадиевич.
Консультирование
Должностное лицо Управления государственного экологического надзора Минприроды РД по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения) по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе:
1) наличие и (или) содержание обязательных требований в области охраны окружающей среды, оценка соблюдения которых относится к предмету государственного экологического контроля (надзора);
2) периодичность и порядок проведения профилактических мероприятий;
3) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
4) порядок обжалования решений Управления, действий (бездействия) его должностных лиц.
Консультирование должностными лицами Управления государственного экологического надзора Минприроды РД осуществляется следующими способами:
1) по телефону;
2) посредством видеоконференцсвязи;
3) на личном приеме;
4) в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
При проведении консультирования может осуществляться аудио-, видеозапись.
В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Минприроды РД в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Управления государственного экологического надзора Минприроды РД.
Перечень однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей определяется ежегодно не позднее 01 марта на основании данных учета проведенных консультаций за предшествующий календарный год.
Информация о способах и времени осуществления консультирования, а также перечень вопросов, по которым осуществляется консультирование, в том числе письменное консультирование, размещаются на официальном сайте Минприроды РД в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Ответственный исполнитель: Государственные инспектора в области охраны окружающей среды Республики Дагестан.
Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
В случае наличия у Управления государственного экологического надзора Минприроды РД сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Управление объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Объявленные предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, включая уведомления об исполнении предостережений, результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения подлежат учету, а соответствующие данные используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Ответственный исполнитель: Заместитель начальника Управления государственного экологического надзора Минприроды РД Исрапилов Анвар Арсенович.
Профилактический визит
Профилактический визит проводится должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственного экологического контроля (надзора), в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Профилактический визит проводится государственным инспектором в области охраны окружающей среды Республики Дагестан в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к используемым им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемого лица, исходя из отнесения к категории риска.
Ответственный исполнитель: Государственные инспектора в области охраны окружающей среды Республики Дагестан.
Виды
профилактических мероприятий и сроки (периодичность) их проведения
N п/п |
Формы и виды профилактических мероприятий |
Периодичность проведения, сроки выполнения |
Ожидаемые результаты проведения мероприятий |
Информирование | |||
1 |
Информирование осуществляется посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии на официальном сайте Минприроды РД в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) сведений: |
Постоянно |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях |
|
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) |
Постоянно |
|
|
- сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, |
По мере принятия или внесения изменений |
|
|
регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу |
|
|
|
- перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции |
По мере принятия или внесения изменений |
|
|
- утвержденные проверочные листы |
По мере принятия или внесения изменений |
|
|
- руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" |
Постоянно |
|
|
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска |
По мере принятия или внесения изменений |
|
|
- перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска |
В течение 5 дней со дня утверждения |
|
|
- программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий) |
В течение 5 дней со дня утверждения (утверждение не позднее 20 декабря предшествующего года) |
|
|
- исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица |
По мере принятия или внесения изменений |
|
|
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований |
Не реже 1 раза в год |
|
|
- сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц |
По мере принятия или внесения изменений |
|
|
- доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа |
До 5 рабочих дней со дня утверждения (утверждение доклада не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным) |
|
|
- доклады о государственном контроле (надзоре) |
До 15 марта, следующего за отчетным |
|
|
|
|
|
Обобщение правоприменительной практики | |||
2 |
Обобщение практики осуществления регионального государственного надзора и размещение на официальном сайте Минприроды РД в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (e-mail: minprirodi@e-dag.ru) |
Подготовка доклада не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным (размещение в срок до 5 рабочих дней со дня утверждения доклада) |
Предотвращение нарушения обязательных требований |
3 |
Проведение публичных мероприятий по обсуждению результатов правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора), в том числе в межведомственном формате |
По итогам года |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях |
Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований | |||
4 |
Объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года N 166 |
По мере необходимости |
Стимулирование добросовестного исполнения обязательных требований |
Профилактический визит | |||
5 |
Проведение профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ. |
I, II, III, IV квартал |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях |
Консультирование | |||
6 |
Осуществление консультирования (дачи разъяснений) по следующим вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) |
По мере поступления обращений контролируемых лиц и их представителей |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях |
4. Показатели результативности и эффективности программы профилактических рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора)
Основным способом достижения эффективности и результативности профилактических мероприятий является:
- информирование подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения мероприятий по контролю, правах подконтрольного субъекта в ходе мероприятий по контролю;
- вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с контрольно-надзорным органом, в том числе в рамках проводимых профилактических мероприятий.
Показателями эффективности и результативности профилактических мероприятий являются:
1) увеличение количества объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований при условии поступления соответствующих обращений в министерство;
2) увеличение числа подконтрольных субъектов, освобожденных от внеплановых проверок (в случаях, в которых допустимо, целесообразно и максимально эффективно объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований);
3) снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений одним и тем же подконтрольным субъектом (на одном и том же объекте);
4) увеличение количества проведенных профилактических бесед о недопустимости нарушения обязательных требований.
Оценка эффективности осуществляется путем ежегодного анализа количества показателей эффективности и результативности профилактических мероприятий согласно Плану реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках регионального государственного экологического надзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от 20 декабря 2021 г. N 334 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на 2022 год"
Вступает в силу с 20 декабря 2021 г.
Текст приказа опубликован не был