С 1 октября 2021 года вступили в силу положения Федерального закона от 28.06.2021 N 230-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 3.1 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 230-ФЗ), на основании которых расширен перечень операций некоммерческих организаций, подлежащих обязательному контролю, а также в сферу обязательного контроля попали переводы любых сумм, которые получают физические и юридические лица (кроме кредитных организаций), иностранные структуры без образования юридического лица из определенных стран и с некоторых территорий, перечень которых будет утверждаться уполномоченным органом.
Согласно пункту 1.2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ (в ред. Закона N 230-ФЗ) операция по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества подлежит обязательному контролю, если такая организация не является органом государственной власти, иным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, потребительским кооперативом, государственным (муниципальным) образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного, общего образования, товариществом собственников недвижимости, в том числе товариществом собственников жилья, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществом, объединением работодателей, зарегистрированной в установленном законом порядке торгово-промышленной палатой.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что начиная с 1 октября 2021 года обязательному контролю подлежат все операции некоммерческих организаций (кроме тех видов некоммерческих организаций, которые попали в список исключений), независимо от суммы и цели совершаемой операции.
В частности, обязательный контроль теперь распространяется на операции, связанные с:
перечислением налогов и иных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
выплатой заработной платы работникам некоммерческой организации;
списанием комиссий банка за расчетно-кассовое обслуживание некоммерческой организации;
возвратом денежных средств в связи с отменой заказа товара после его оплаты;
оплатой картами иностранного государства в торговой сети Российской Федерации;
переводами без открытия счета, например, по системе SWIFT.
Согласно пункту 1.3-1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ (в ред. Закона N 230-ФЗ), вступившему в силу с 1 октября 2021 года, обязательному контролю подлежат операции по получению физическим или юридическим лицом (за исключением кредитной организации), иностранной структурой без образования юридического лица перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если эти денежные средства поступают от плательщика и (или) обслуживающего плательщика банка с территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, перечень которых утверждается уполномоченным органом.
Указанные изменения повлекли за собой кратное увеличение количества обязательных электронных сообщений (далее - ОЭС), направляемых банками в уполномоченный орган, что существенно увеличивает трудовые и временные затраты банков.
Кроме того, в целях выполнения требований пункта 1.2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ (в ред. Закона N 230-ФЗ) банкам требуется осуществить серьезную оперативную доработку применяемого программного обеспечения и автоматизированных банковских систем (далее - АБС), включая анализ клиентской базы в части отнесения обслуживаемых банками некоммерческих организаций к видам организаций, операции которых с 01.10.2021 подлежат обязательному контролю, а также определения эффективных алгоритмов отбора операций, которые подлежат обязательному контролю.
При этом автоматизировать заполнение абсолютно всех полей ОЭС невозможно. Например, поле "Дополнительная информация" требует индивидуального заполнения в каждом конкретном случае. Так, в случае совершения операций по иностранным картам или возвратов денежных средств из иностранных Интернет-магазинов, связанных с отменой заказа товара после его оплаты, банкам приходится вручную устанавливать, сводить воедино и направлять в уполномоченный орган значительный объем информации (включая, например, адрес банкомата, платежного терминала).
Нарушение требований противолегализационного законодательства, выразившееся в ненаправлении ОЭС в уполномоченный орган или направлении ОЭС без должного дополнительного (ручного) контроля со стороны сотрудника банка, со всей очевидностью может привести к серьезным санкциям со стороны регулятора и, в целом, к крайне негативным результатам для деятельности кредитной организации. Однако человеческий фактор, равно как отсутствие на сегодняшний день стопроцентно пригодного программного обеспечения для автоматизированного исполнения новых требований в сфере ПОД/ФТ, касающихся отслеживания операций некоммерческих организаций, не может (тем более, в первые месяцы после вступления в силу Закона N 230-ФЗ) исключать ошибок и (или) просрочек в направлении ОЭС банками.
С учетом изложенного просим поддержать позицию банковского сообщества об оптимизации режима обязательного контроля в отношении операций, совершаемых некоммерческими организациями, и организовать работу по внесению в статью 6 Закона N 115-ФЗ (в ред. Закона N 230-ФЗ) изменений, предусматривающих исключения для некоторых видов операций и некоторых видов некоммерческих организаций.
Ассоциация российских банков надеется на дальнейшее эффективное сотрудничество с Федеральной службой по финансовому мониторингу по вопросам исполнения кредитными организациями требований, законодательства в сфере ПОД/ФТ.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 18 января 2022 г. N А-01/5-11 "О порядке исполнения кредитными организациями Федерального закона от 28.06.2021 N 230-ФЗ"
Текст письма опубликован не был