В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приказываю:
1. Утвердить прилагаемое руководство по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора в Московской области.
2. Управлению делами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
3. Признать утратившим силу приказ министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 30.09.19 N 20П-362 "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора в Московской области".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области С.И. Мороза.
И.о. министра сельского хозяйства и продовольствия |
С.Б. Воскресенский |
Утверждено
приказом министра
сельского хозяйства и продовольствия
Московской области
от 15.03.2021 N 19П-37
Руководство
по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора в Московской области
Настоящее руководство разработано в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и имеет целью оказание юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, включая разъяснение отдельных его положений, выполнение которых, как свидетельствует практика, вызывает определенные затруднения и недопонимания.
Раздел I
Нормативные правовые акты, регламентирующие обязательные требования в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов
Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих соблюдение требований, определяющих порядок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов:
- Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире";
- Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- приказ Минприроды России от 24.07.2020 N 477 "Об утверждении Правил охоты";
- приказ Минприроды России от 30.06.2020 N 403 "Об установлении ограничений любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания";
- приказ Минприроды России от 30.06.2020 N 404 "Об утверждении требований к земельному участку и (или) лесному участку, предназначенным для осуществления любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания";
- приказ Минприроды России от 24.12.2010 N 560 "Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов";
- приказ Минприроды России от 09.01.2014 N 6 "Об утверждении Порядка осуществления производственного охотничьего контроля и о признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 марта 2012 г. N 81 "Об утверждении Порядка осуществления производственного охотничьего контроля";
- приказ Минприроды России от 29.08.2014 N 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц";
- приказ Минприроды России от 07.10.2020 N 778 "Об утверждении Порядка содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, в том числе требований к содержанию и разведению охотничьих ресурсов с использованием объектов охотничьей инфраструктуры";
- приказ Минприроды России от 25.11.2020 N 965 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях";
- приказ Минприроды России от 25.11.2020 N 964 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных";
- приказ Минприроды России от 06.09.2010 N 345 "Об утверждении Положения о составе и порядке ведения государственного охотхозяйственного реестра, порядке сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации и предоставления ее заинтересованным лицам";
- приказ Минприроды России от 27.11.2020 N 981 "Об утверждении Порядка подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу";
- приказ Минприроды России от 06.07.2020 N 412 "Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов";
- приказ Минприроды России от 23.12.2010 N 559 "Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства";
закон Московской области от 02.07.2011 N 102/2011-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Московской области";
- постановление Губернатора Московской области от 28.01.2021 N 20-ПГ "О видах разрешенной охоты и параметрах осуществления охоты в охотничьих угодьях Московской области";
- распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 06.03.2020 N 20РВ-64 "Об утверждении норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и норм пропускной способности охотничьих угодий на территории Московской области".
Раздел II
Круг лиц, в отношении которых устанавливаются обязательные требования
Лица, попадающие под соблюдение обязательных требований при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора: физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Раздел III
Статистика нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов
Действующие положения современного природоохранного законодательства предусматривают ряд требований, обязательных для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В связи с продлением моратория на проверки субъектов малого предпринимательства до конца 2020 года (ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") проверки юридических лиц, включенных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и отнесенные к субъектам малого предпринимательства, на 2020 год не планировались.
На основании истечения трех лет с даты проведения последней проверки в ежегодный план проведения плановых проверок на 2020 год, согласованный с органами прокуратуры, была включена проверка одного юридического лица (МСОО "МООиР"), которая должна была проводиться в июне текущего года.
Однако, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, указанная проверка была исключена из плана в соответствии с распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
Предложения по включению в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления федерального государственного охотничьего надзора на 2021 год для согласования с органом прокуратуры Министерством не подавались.
В 2020 году Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области проведено 1789 рейдовых мероприятий в отношении физических лиц - охотников. Проведенный анализ выявленных в ходе рейдовых мероприятий нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, позволил определить наиболее часто встречающиеся нарушения.
Статистика нарушений обязательных требований, выявленных в отношении юридических лиц - охотпользователей
Несмотря на то, что по объективным причинам в проведении проверочных мероприятий в отношении юридических лиц - охотпользователей в 2020 году произошел определенный перерыв, можно выделить ряд наиболее типичных нарушений, выявляемых в ходе плановых проверок охотпользователей за предыдущие годы:
- не соблюдение порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379;
- отсутствие схемы использования и охраны охотничьего угодья, либо ее несоответствие требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- проведение биотехнических мероприятий с нарушением объема и состава, определяемого документом внутрихозяйственного охотустройства;
- нарушение порядка осуществления производственного охотничьего контроля.
N |
Вид нарушения |
Количество нарушений, выявленных в ходе КНМ (2018 год) |
1 |
Нарушения обязательных требований законодательства при выдаче охотникам разрешений на добычу охотничьих ресурсов в части корректного заполнения необходимых полей бланка разрешения |
2 |
2 |
Отсутствие схемы использования и охраны охотничьего угодья, либо ее несоответствие требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти |
2 |
3 |
Проведение биотехнических мероприятий с нарушением объема и состава, определяемого документом внутрихозяйственного охотустройства |
1 |
Статистика нарушений обязательных требований, выявленных в отношении физических лиц
В отношении физических лиц - охотников в 2020 году Министерством проведено 1789 контрольно-надзорных (рейдовых) мероприятий. Проведенный анализ выявленных в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, позволил определить наиболее часто встречающиеся нарушения, допускаемые физическими лицами:
производство охоты без разрешительных документов (разрешения на добычу охотничьих ресурсов, охотничьего билета, путевки, разрешения на ношение и хранение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия) - 174;
ненаправление сведений о добытых охотничьих ресурсах, предусмотренных разрешением на добычу охотничьих ресурсов, по месту его получения - 78;
нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах, плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекративших движение по инерции после выключения мотора, с расчехленным или заряженным или имеющим патроны (снаряды) в магазине охотничьим огнестрельным (пневматическим) оружием - 71;
осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты - 22;
осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты - 26.
N |
Вид нарушения |
Количество нарушений, выявленных по обращениям граждан |
Количество нарушений, выявленных в ходе КНМ |
Всего нарушений |
1. |
Производство охоты без разрешительных документов (разрешения на добычу охотничьих ресурсов, охотничьего билета, путевки, разрешения на ношение и хранение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия) |
6 |
168 |
174 |
2. |
Ненаправление сведений о добытых охотничьих ресурсах, предусмотренных разрешением на добычу охотничьих ресурсов, по месту его получения |
0 |
78 |
78 |
3. |
Нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах, плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекративших движение по инерции после выключения мотора, с расчехленным или заряженным или имеющим патроны (снаряды) в магазине охотничьим огнестрельным (пневматическим) оружием |
1 |
70 |
71 |
4. |
Осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты |
1 |
21 |
22 |
5. |
Осуществление охоты с нарушением установленных Правилами охоты сроков охоты |
2 |
24 |
26 |
11 |
ИТОГО |
10 |
361 |
371 |
В результате контрольно-надзорных (рейдовых) мероприятий в отношении физических лиц за 2020 год выявлено 371 административное правонарушение, вынесено 342 постановления. Наложено штрафов на сумму 400 тыс. руб., взыскано - 312 тыс. руб.
Из приведенной статистики очевидно довольно значительное снижение количества выявленных правонарушений по сравнению с предыдущими годами, что объективно связано с введением запрета весенней охоты и приостановкой деятельности охотпользователей в период действия режима повышенной готовности из-за сложившейся эпидемиологической ситуации.
В рамках административного делопроизводства предъявлено исков по административным правонарушениям на сумму 91,8 тыс. руб., взыскано - 91,8 тыс. руб.
По 27 правонарушениям материалы переданы в правоохранительные органы. По уголовным делам было наложено исков на 2350,0 тыс. руб., взыскано - 1890,0 тыс. руб.
Раздел IV
Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов для юридических лиц - охотпользователей
1. Нарушения обязательных требований законодательства при выдаче охотникам разрешений на добычу охотничьих ресурсов в части корректного заполнения необходимых полей бланка разрешения
Нормативно правовой акт: приказ Минприроды России от 29.08.2014 N 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц".
Обязательные требования:
В закрепленных охотничьих угодьях выдача разрешений осуществляется охотпользователем. Для получения разрешения физическое лицо (далее - заявитель) представляет охотпользователю заявление. В заявлении обязательно указываются:
- ФИО заявителя;
- вид охоты, который предполагается осуществлять;
- сведения о добываемых охотничьих ресурсах и их количестве;
- предполагаемые сроки охоты; места охоты;
- предполагаемые орудия и способы охоты;
- дата выдачи охотничьего билета и его учетные серия и номер).
Разрешение на добычу копытных животных и медведей выдается на отлов или отстрел одной особи таких животных.
В отношении остальных видов охотничьих ресурсов такое разрешение выдается на отлов или отстрел: конкретного количества особей (если в отношении охотничьих ресурсов установлен лимит их добычи) или количества охотничьих ресурсов в пределах нормы допустимой добычи в день или в сезон (если в отношении охотничьих ресурсов не установлен лимит их добычи).
В разрешении указываются следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество (при наличии) охотника;
- вид охоты;
- сведения о добываемых охотничьих ресурсах;
- количество добываемых охотничьих ресурсов;
- сроки охоты и места охоты;
- дата выдачи охотничьего билета, его учетные серия и номер.
Рекомендации по соблюдению обязательного требования.
Работниками охотпользователей при оформлении разрешений на добычу охотничьих ресурсов допускаются многочисленные ошибки и незаполненные графы: например, чаще всего не указываются сроки охоты, нормы добычи, либо данные охотничьего билета гражданина, которому выдается разрешение, не проставляются необходимые подписи и печати.
При приеме заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов и оформлении данных разрешений уполномоченному лицу охотпользователя необходимо неукоснительно соблюдать порядок, установленный приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379, в части:
проверки сведений, указанных в заявлении;
заполнения обязательных полей разрешения;
корректного указания в разрешении сведений, предусмотренных приказом Минприроды (вид охоты, количество добываемых охотничьих ресурсов, сроки охоты и т.д.);
проставления в обозначенных местах бланка разрешения необходимых подписей и печатей.
Образцы заполнения разрешений на добычу охотничьих ресурсов с указанием полей, по которым наиболее часто охотпользователями допускаются нарушения, приведены в Приложении N 1 к Руководству.
2. Отсутствие схемы использования и охраны охотничьего угодья, либо ее несоответствие требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств.
Документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья (ст. 39, Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Нормативно правовой акт: приказ Минприроды России от 23.12.2010 N 559 "Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства".
В соответствии с охотхозяйственным соглашением охотпользователь обязан провести внутрихозяйственное охотустройство и в течение трех лет с момента заключения охотхозяйственного соглашения утвердить схему использования и охраны охотничьего угодья.
Обязательные требования:
Внутрихозяйственное охотустройство осуществляется на основе материалов натурных исследований, картографических материалов, литературных источников, а также материалов, отражающих численность и состояние охотничьих ресурсов (на основании учетов, проведенных ранее).
При осуществлении внутрихозяйственного охотустройства проводится комплексная качественная оценка элементов среды обитания, охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья с учетом биотических, абиотических и антропогенных факторов, влияющих на распространение и жизнедеятельность охотничьих ресурсов.
Схема использования и охраны охотничьего угодья должна содержать:
а) картографический материал (графическое отображение и данные о площадях категорий и классов элементов среды обитания охотничьих ресурсов);
б) проект деления территории охотничьего угодья на егерские обходы, выделения зон охраны охотничьих ресурсов, зон нагонки и натаски собак охотничьих пород (с нанесением на карту и описанием границ выделяемых участков);
в) проект планирования создания охотничьей инфраструктуры (охотничьи базы, дома охотников, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства), с нанесением на карту основных объектов охотничьей инфраструктуры, а также описанием плана создания вышеперечисленных объектов.
Схема использования и охраны охотничьего угодья обязательно должна содержать следующую информацию:
- перечень видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории охотничьего угодья, в отношении которых планируется осуществлять бонитировку;
- максимальная и минимальная численности основных видов охотничьих ресурсов на территории охотничьего угодья;
- расчет пропускной способности охотничьего угодья;
- биотехнические мероприятия;
- объемы допустимой добычи охотничьих ресурсов;
- ветеринарно-профилактические и противоэпизоотические мероприятия по защите охотничьих ресурсов от болезней;
- мероприятия по созданию охотничьей инфраструктуры.
Рекомендуется использовать материалы аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющие давность не более 5 лет на момент разработки внутрихозяйственного охотустройства и отражающие реальное состояние экосистем.
Рекомендации по соблюдению обязательного требования.
В течение трех лет с момента заключения охотхозяйственного соглашения охотпользователь обязан провести внутрихозяйственное охотустройство закрепленных за ним охотничьих угодий.
Организация внутрихозяйственного охотустройства и составление Схемы использования и охраны охотничьего угодья может осуществляться охотпользователем самостоятельно или с привлечением сторонней организации, специализирующейся на проведении данного вида работ.
При привлечении сторонней организации потребуется подготовить техническое задание с учетом требований, установленных Порядком внутрихозяйственного охотустройства, и предоставить данной организации исходные данные необходимые для проведения работ (например, описание границ охотничьего хозяйства, его площадь, перечень видов охотничьих ресурсов, их численность и др.).
В случае самостоятельной разработки схемы использования и охраны охотничьего угодья охотпользователем может быть использована следующая последовательность действий.
Провести подготовительные работы, включающие подбор и изучение литературных и ведомственных материалов, комплексно характеризующих территорию охотничьего угодья, возможность развития здесь охотничьего, лесного, рыбного хозяйства; данных по растительному и животному миру устраиваемой территории. Материалы анализируют за последние 5 лет, используя отчеты и статистические данные как по устраиваемому охотничьему хозяйству, так и в целом по муниципальному образованию его размещения.
Провести полевые работы, основная цель которых - получение натурных данных, необходимых для составления проекта внутрихозяйственного устройства. Полевые работы включают сбор опросных и всех возможных сведений о наличии, численности и размещении охотничьих и растительных ресурсов, об оценке продуктивности угодий; полевой учет распределения и запасов охотничьих животных и их кормов.
Полевые работы заканчиваются составлением чернового варианта перспективного плана ведения хозяйства с основными показателями его деятельности, который в последствии перерабатывается в охотоустроительный проект с привлечением целого ряда дополнительных материалов.
Проработанные материалы проекта внутрихозяйственного устройства печатают и брошюруют вместе с таблицами и приложениями, изготавливают карты и схемы, другие необходимые материалы.
Работу по экономическому обследованию завершают документом, в котором дают предложения: по организации охотничьего хозяйства, его территории, границ; структуре. Кроме того, представляют план первоочередных организационно-хозяйственных мероприятий и основные контрольные цифры развития хозяйства.
Экземпляр документа внутрихозяйственного охотустройства предоставляется в Министерство.
3. Проведение биотехнических мероприятий с нарушением объема и состава, определяемого документом внутрихозяйственного охотустройства
К биотехническим мероприятиям относятся меры по поддержанию и увеличению численности охотничьих ресурсов.
Проведение биотехнических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения (ст. 47, Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Нормативно правовой акт: приказ Минприроды России от 24.12.2010 N 560 "Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов".
Обязательные требования:
Проведение биотехнических мероприятий осуществляется ежегодно в объеме и составе, определяемом документом внутрихозяйственного охотустройства.
В охотничьих угодьях необходимо проводить следующие виды биотехнических мероприятий:
Предотвращение гибели охотничьих ресурсов:
- предотвращение незаконной добычи охотничьих ресурсов, а также разрушения и уничтожения среды их обитания - профилактика преступлений и правонарушений в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе в рамках осуществления производственного охотничьего контроля;
- изъятие хищных животных (за исключением объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации), влияющих на сокращение численности охотничьих ресурсов - при проведении проверки охотпользователь представляет сведения о регулировании численности, поданных заявках и количестве добытых в рамках регулирования численности особей;
См. Красную книгу Московской области (3 издание)
- предотвращение гибели охотничьих ресурсов при эксплуатации транспортных средств и осуществлении производственных процессов - размещение мест подкормки вдали от дорог, магистралей, населенных пунктов и прочих техногенных объектов для минимизации нахождения;
- создание в охотничьих угодьях зон охраны охотничьих ресурсов - при проведении проверки охотпользователь представляет документы, регламентирующие границы, площадь, режим охраны зон охраны охотничьих ресурсов.
Подкормка охотничьих ресурсов и улучшение кормовых условий среды их обитания:
- выкладка кормов - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие закупку / выкладку кормов;
- создание искусственных водопоев - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие создание искусственных водопоев;
- создание сооружений для выкладки кормов - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы (реестры солонцов / кормушек, акты организации солонцов / кормушек), подтверждающие создание сооружений для выкладки кормов (примеры сооружений для выкладки кормов приведены в Приложении N 2 к Руководству);
устройство кормовых полей - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие устройство кормовых полей.
Улучшение условий защиты и естественного воспроизводства охотничьих ресурсов:
- создание защитных посадок растений - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие создание защитных посадок растений;
- устройство искусственных мест размножения, жилищ, укрытий охотничьих ресурсов - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие устройство искусственных мест размножения, жилищ, укрытий охотничьих ресурсов;
- создание искусственных водоемов - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие создание искусственных водоемов.
Расселение охотничьих ресурсов:
- акклиматизация и реакклиматизация охотничьих ресурсов - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, по акклиматизации, переселению, гибридизации охотничьих ресурсов;
- размещение охотничьих ресурсов в среде их обитания, выращенных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, по содержанию охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания.
Рекомендации по соблюдению обязательного требования.
Предотвращение гибели охотничьих ресурсов
С целью недопущения нарушения обязательных требований охотпользователем обеспечивается проведение следующих видов мероприятий:
I. Профилактика преступлений и правонарушений в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе в рамках осуществления производственного охотничьего контроля.
Под производственным охотничьим контролем понимается деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Производственный охотничий контроль осуществляется в границах охотничьих угодий, указанных в охотхозяйственных соглашениях.
Производственный охотничий контроль осуществляется производственным охотничьим инспектором, успешно прошедшим проверку знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора, при наличии удостоверения установленного образца (ст. 41, Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Производственный охотничий контроль осуществляется в порядке, установленном приказом Минприроды России от 09.01.2014 N 6 "Об утверждении Порядка осуществления производственного охотничьего контроля и о признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.03.2012 N 81 "Об утверждении Порядка осуществления производственного охотничьего контроля".
Для начала осуществления на закрепленной территории производственного охотничьего контроля охотпользователям необходимо:
а) определить из своих работников кандидатов в производственные охотничьи инспектора, которые будут удовлетворять установленным Законом об охоте требованиям (наличие трудового договора, действующего охотничьего билета единого федерального образца и разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия).
б) подготовить и направить в министерство в отведенные на прием документов сроки следующие документы:
- направление на прохождение проверки знания требований;
- копию трудового договора кандидата в производственные охотничьи инспектора;
- согласие кандидата в производственные охотничьи инспектора на обработку его персональных данных;
- копии охотничьих билетов и разрешений на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия соответствующих кандидатов.
в) направить кандидата в производственные охотничьи инспектора в определенную министерством дату на прохождение проверки знания требований;
г) обеспечить получение кандидатом по результатам успешного прохождения проверки знания требований удостоверения и нагрудного знака производственного охотничьего инспектора.
Проверки знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора проводятся не реже 1 раза в квартал.
Производственный охотничий контроль осуществляется в соответствии с планом осуществления производственного охотничьего контроля, составляемым и утверждаемым охотпользователями.
План осуществления производственного охотничьего контроля включает в себя:
а) наименование охотпользователя - юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) охотпользователя - индивидуального предпринимателя;
б) реквизиты охотхозяйственного соглашения, заключенного в отношении охотничьих угодий, в границах которых охотпользователем осуществляется производственный охотничий контроль;
в) фамилии, имена, отчества (при наличии), а также серии и номера удостоверений производственных охотничьих инспекторов, осуществляющих производственный охотничий контроль на территории соответствующего охотничьего угодья;
г) фамилии, имена, отчества (при наличии), а также серии и номера удостоверений производственных охотничьих инспекторов, ответственных за осуществление производственного охотничьего контроля на территории соответствующего охотничьего угодья;
д) перечень планируемых мероприятий при осуществлении производственного охотничьего контроля.
Охотпользователи обеспечивают ведение журнала, в котором отражаются результаты сбора, обработки, обобщения сведений об осуществлении производственного охотничьего контроля на территории закрепленных за ними охотничьих угодий и ежегодно до 1 февраля текущего года представляют в министерство сведения об осуществлении производственного охотничьего контроля на территории закрепленных за ними охотничьих угодий за истекший год.
II. Мероприятия по изъятию хищных животных (за исключением объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации), влияющих на сокращение численности охотничьих ресурсов.
Для подтверждения проведения указанных мероприятий охотпользователем при проведении проверки обеспечивается представление сведений об их проведении в том числе о количестве добытых особей.
III. Мероприятия по предотвращению гибели охотничьих ресурсов от транспортных средств и производственных процессов.
В целях предотвращения предотвращение гибели охотничьих ресурсов при эксплуатации транспортных средств и осуществлении производственных процессов - размещение мест подкормки вдали от дорог, магистралей, населенных пунктов и прочих техногенных объектов для минимизации нахождения обеспечивается размещение мест подкормки вдали от дорог, магистралей, населенных пунктов и прочих техногенных объектов для минимизации нахождения;
IV. Создание в охотничьих угодьях зон охраны охотничьих ресурсов (зон покоя).
При проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, регламентирующие границы, площади и режим охраны зон покоя охотничьих ресурсов, в том числе документы внутрихозяйственного охотустройства (см. подраздел 2 "Отсутствие схемы использования и охраны охотничьего угодья, либо ее несоответствие требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти").
Подкормка охотничьих ресурсов и улучшение кормовых условий среды их обитания:
Для подтверждения проведения мероприятий по подкормке охотничьих ресурсов и улучшению кормовых условий среды их обитания охотпользователем при проведении проверки представляются документы / сведения, подтверждающие:
- закупку / выкладку кормов (например, счета, накладные, акты выполненных работ)
- создание искусственных водопоев,
- создание сооружений для выкладки кормов, том числе реестры солонцов / кормушек, акты организации солонцов / кормушек, схемы размещения (примеры сооружений для выкладки кормов приведены в Приложение N 2 к Руководству);
- устройство кормовых полей (схемы размещения кормовых полей).
Расселение охотничьих ресурсов
В целях разведения и расселения в охотничьих угодьях охотничьих ресурсов охотпользователем могут проводиться мероприятия по акклиматизации и реакклиматизации охотничьих ресурсов, размещению в угодьях охотничьих ресурсов, выращенных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" акклиматизация, переселение, гибридизация охотничьих ресурсов осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", при наличии разрешений на проведение акклиматизации, переселения или гибридизации охотничьих ресурсов, которые выдаются на срок не менее чем один год.
В разрешении на проведение акклиматизации, переселения или гибридизации охотничьих ресурсов указываются сведения о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе, которым оно выдано, об охотничьих угодьях и иных территориях, в которых проводятся акклиматизация, переселение, гибридизация охотничьих ресурсов, о видах и целях акклиматизации, переселения, гибридизации охотничьих ресурсов, об условиях акклиматизации, переселения, гибридизации охотничьих ресурсов, их доставки для расселения в среде обитания.
Выдачу разрешений на проведение акклиматизации, переселения или гибридизации охотничьих ресурсов осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор).
Порядок подачи заявления о получении разрешения на проведение акклиматизации, переселения или гибридизации охотничьих ресурсов, перечень документов, представляемых одновременно с таким заявлением, порядок принятия решения о выдаче такого разрешения или об отказе в его выдаче, порядок аннулирования такого разрешения, ведения государственного реестра разрешений на проведение акклиматизации, переселения или гибридизации охотничьих ресурсов, форма такого разрешения утверждены приказом Минприроды России от 31.12.2010 N 570.
Сроки и последовательность административных процедур (действий) Росприроднадзора при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на переселение объектов животного мира в новые места обитания, установлены приказом Минприроды России от 21.03.2012 N 70 "Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на переселение объектов животного мира в новые места обитания".
Согласно пункту 5 части 1, а также части 3 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отлов охотничьих ресурсов в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов является одним из видов охоты.
Для проведения мероприятий непосредственно по отлову охотничьих ресурсов, после получения разрешения на проведение переселения охотничьих ресурсов в Росприроднадзоре, необходимо обратиться в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области за получением разрешения на охоту в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов выдаваемом в порядке, установленном приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379.
Для осуществления в Московской области деятельности по разведению охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания охотпользователь, заключивший охотхозяйственное соглашение, должен получить разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (кроме охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
Для получения данного разрешения необходимо подать в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области:
а) заявление о получении разрешения, составленное в произвольной форме, подписанное заявителем (его уполномоченным представителем) и содержащее следующую информацию:
наименование уполномоченного органа;
наименование (полное и сокращенное), организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица или фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;
русские и латинские названия видов, количество особей и половой состав охотничьих ресурсов, планируемых к содержанию и разведению;
виды и цели деятельности, относящейся к содержанию и разведению охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (размещение охотничьих ресурсов в среде их обитания (и) или реализации);
условия содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (границы и площади территорий, предполагаемых для полувольного содержания, описание и адреса объектов, предназначенных для содержания в искусственно созданной среде обитания);
условия доставки охотничьих ресурсов заказчику или размещения их в среде обитания (вид транспорта, количество охотничьих ресурсов, планируемых к размещению в среде обитания);
порядок размещения охотничьих ресурсов в среде обитания (виды и количество планируемых к выпуску в естественную среду обитания охотничьих ресурсов и планируемые сроки выпуска);
номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя; фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя или должность, фамилия и инициалы представителя юридического лица;
сведения о документах, уполномочивающих представителя заявителя подать от его имени заявление о получении Разрешения (реквизиты доверенности);
дата подписания заявления;
б) план вольера (место расположения, границы и площадь вольерного комплекса);
в) проект содержания (разведения) охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, включающий расчет максимальной численности особей охотничьих ресурсов, допустимой к содержанию в вольере, рационы кормления животных и перечень противоэпизоотических мероприятий.
Решение о выдаче разрешения принимается в течение десяти дней со дня регистрации заявления о получении разрешения. Выдача разрешения осуществляется в течение трех рабочих дней со дня принятия вышеуказанного решения.
Руководство
по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов для физических лиц
1. Производство охоты без разрешительных документов (разрешения на добычу охотничьих ресурсов, охотничьего билета, путевки, разрешения на ношение и хранение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия)
Охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (пункт 5 статья 1 Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Нормативно правовой акт: приказ Минприроды России от 24.07.2020 N 477 "Об утверждении Правил охоты".
Обязательные требования:
В соответствии с пунктом 3 Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от, при осуществлении охоты охотник обязан иметь при себе:
а) охотничий билет;
б) в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии";
в) в случае осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке;
г) в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке, и путевку.
Рекомендации по соблюдению обязательного требования.
С целью недопущения нарушения обязательных требований перед осуществлением охоты необходимо получить:
I. Охотничий билет единого федерального образца:
- через портал государственных и муниципальных услуг Московской области:
- через единый портал государственных услуг Российской Федерации.
- обратившись в Многофункциональный центр (МФЦ) по предоставлению государственных и муниципальных услуг Московской области;
Услуга предоставляется бесплатно.
Форма заявления на выдачу охотничьего билета единого федерального образца размещена на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
Подробная инструкция о порядке получения охотничьего билета единого федерального образца размещена на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
II. Разрешение на добычу охотничьих ресурсов:
а) Для осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях получить разрешение на добычу охотничьих ресурсов можно следующими способами:
- подав заявление и оплатив госпошлину за предоставление услуги через Портал государственных услуг Московской области, где также можно ознакомиться с порядком оказания услуги, регламентирующими правовыми актами, формой заявления на предоставление государственной услуги;
- обратиться в Многофункциональный центр (МФЦ) по предоставлению государственных и муниципальных услуг Московской области;
- при личном обращении в отделы охотничьего надзора Управления государственного охотничьего надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (контактная информация размещена на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области).
За предоставление государственной услуги по выдаче разрешений оплачивается государственная пошлина в размере 650 рублей. Бланк квитанции для оплаты государственной пошлины размещен на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
б) Для осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях необходимо получить у охотпользователя, в чьих охотничьих угодьях планируется производство охоты, разрешение на добычу охотничьих ресурсов и путевку (договор на оказание услуг).
Контактная информация охотпользователей находится в открытом доступе на сайте Министерства.
Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Московской области, утверждена постановлением Губернатора Московской области от 10.11.2017 N 499-ПГ.
III. Разрешение на хранение и ношение оружия (при производстве охоты с огнестрельным охотничьим оружием).
Предоставление услуги по выдаче данных разрешений осуществляется подразделениями лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
2. Ненаправление сведений о добытых охотничьих ресурсах, предусмотренных разрешением на добычу охотничьих ресурсов, по месту его получения
Нормативно правовой акт: приказ Минприроды России от 29.08.2014 N 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц".
Обязательные требования:
Сведения о добыче охотничьих ресурсов направляются по месту получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов в сроки, установленные приложениями 3 - 6 к приказу Минприроды России от 29.08.2014 N 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц"
Данная информация указана на каждом бланке разрешения типографским способом.
Рекомендации по соблюдению обязательного требования.
С целью недопущения нарушения обязательных требований необходимо внимательно ознакомиться со всей информацией, содержащейся на бланке разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
В сроки, указанные на бланке разрешения, необходимо заполнить сведения о добытых охотничьих ресурсах (табличная форма на обратной стороне разрешения) и представить их в территориальный отдел охотничьего надзора, либо направить заказным почтовым отправлением по адресу: 127543, Москва, ул. Садовая-Триумфальная, д. 10/13, Управление государственного охотничьего надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области. В случае отсутствия добычи охотничьих ресурсов допускается проставление в таблице значка "Z".
3. Нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах, летательных аппаратах, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекративших движение по инерции после выключения мотора, с охотничьим оружием в расчехленном состоянии, а равно со снаряженным магазином или барабаном и (или) имеющим патрон в патроннике
Нормативно правовой акт: приказ Минприроды России от 24.07.2020 N 477 "Об утверждении Правил охоты".
Обязательные требования:
В соответствии с пунктом 62.12 Правил охоты при осуществлении любительской и спортивной охоты запрещается нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах, летательных аппаратах, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекративших движение по инерции после выключения мотора, с охотничьим оружием в расчехленном состоянии, а равно со снаряженным магазином или барабаном и (или) имеющим патрон в патроннике.
Рекомендации по соблюдению обязательного требования.
С целью недопущения нарушения обязательных требований необходимо перед тем, как расчехлять и заряжать охотничье огнестрельное длинноствольное оружие убедиться, что мотор механического транспортного средства (летательного аппарата, плавательного средства) выключен и механическое транспортное средство (летательный аппарат, плавательное средство) прекратил движение. По окончании охоты, перед помещением оружия в транспортное средство разрядить и зачехлить его.
4. Осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты
Нормативно-правовые акты: приказ Минприроды России от 24.07.2020 N 477 "Об утверждении Правил охоты", постановление Губернатора Московской области от 28.01.2021 N 319-20 "О видах разрешенной охоты и параметрах осуществления охоты в охотничьих угодьях Московской области".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного постановления вместо "319-20" следует читать "319-ПГ"
Обязательные требования:
Правилами охоты установлены обязательные для соблюдения запреты и ограничения при производстве охоты, Параметрами осуществления охоты в охотничьих угодьях Московской области конкретизированы некоторые способы охоты для региона.
Рекомендации по соблюдению обязательного требования.
С целью недопущения нарушения обязательных требований необходимо соблюдать установленные Правилами охоты запреты и ограничения, а именно, не допускать:
- добычу охотничьих животных, находящихся в бедственном положении, беспомощном состоянии, на переправах через водные объекты, в условиях стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации, за исключением добычи волка и серой вороны;
- прижизненную срезку пантов у дикого северного оленя;
- использование стандартных ногозахватывающих удерживающих капканов со стальными дугами для отлова волка, енотовидной собаки, енота-полоскуна, рыси, барсука, лесной куницы, соболя, горностая, выдры, бобров, ондатры, за исключением отлова волка в целях регулирования его численности;
- использование любых плавательных средств в период осуществления весенней охоты для преследования, выслеживания, поиска и (или) добычи пернатой дичи, за исключением плавательных средств, используемых для создания не находящегося в движении укрытия, а также подбора и транспортирования добытой дичи;
- использование патронов, снаряженных дробью или картечью при осуществлении охоты на копытных животных и медведей, за исключением использования дроби (картечи) диаметром не менее 5 миллиметров для стрельбы по кабарге, косулям и дикому северному оленю и диаметром не менее 7,5 миллиметров для стрельбы по кабану;
- применение снотворно-наркотических, отравляющих и обездвиживающих веществ, кроме осуществления видов охоты для отлова охотничьих животных, с применением обездвиживающих веществ в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- применение взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей, газов, электрического тока;
- применение любых световых устройств, для добычи пернатой дичи, за исключением случаев осуществления охоты в целях регулирования численности, акклиматизации, переселения и гибридизации, содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
- применение любых световых устройств, тепловизоров, приборов ночного видения для добычи охотничьих животных за исключением случаев добычи в темное время суток: копытных животных, медведей, волка, шакала, лисицы, енотовидной собаки, барсука, бобров, с соблюдением требований, установленных настоящими Правилами. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) могут вводиться ограничения по применению любых световых устройств, тепловизоров, приборов ночного видения для добычи охотничьих животных в соответствующих охотничьих угодьях субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона об охоте;
- применение тепловизоров, приборов ночного видения при осуществлении охоты с использованием охотничьего метательного стрелкового оружия;
- применение электронных устройств, имитирующих звуки, издаваемые охотничьими животными и иными животными, за исключением осуществления охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, охоты в целях регулирования численности, а также охоты на волка серую ворону;
- применение механических транспортных средств и любых летательных аппаратов, за исключением случаев, указанных в пункте 68 настоящих Правил, а также при осуществлении деятельности, предусмотренной статьями 15, 17, 18 Федерального закона об охоте, и при транспортировке продукции охоты, добытой в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- использование для привлечения охотничьих животных других живых животных с признаками увечий и ранений;
- применение охотничьего метательного стрелкового оружия при осуществлении коллективной охоты в общедоступных охотничьих угодьях;
- нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах, летательных аппаратах, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекративших движение по инерции после выключения мотора, с охотничьим оружием в расчехленном состоянии, а равно со снаряженным магазином или барабаном и (или) имеющим патрон в патроннике, за исключением случаев, указанных в пункте 68 настоящих Правил, а также при осуществлении деятельности, предусмотренной статьями 15, 17, 18 Федерального закона об охоте;
- добычу кабанов загоном, нагоном, а также с применением собак охотничьих пород с 1 января по 28 (29) февраля, за исключением добора раненых кабанов;
- добычу кабанов загоном, нагоном, с применением собак охотничьих пород, за исключением добора раненых кабанов, в случае принятия в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина) для предупреждения распространения и ликвидации очагов африканской чумы свиней;
- при осуществлении любительской и спортивной охоты применение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и нарезных стволов охотничьего огнестрельного комбинированного оружия для охоты на пернатую дичь, за исключением осуществления любительской и спортивной охоты с таким оружием под патрон кольцевого воспламенения (бокового огня) калибра 5,6 миллиметров на рябчика, тетерева и глухаря в сроки, указанные в подпункте 51.2 пункта 51 настоящих Правил;
- при осуществлении любительской и спортивной охоты применение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и нарезных стволов охотничьего огнестрельного комбинированного оружия калибром более 5,7 миллиметров для охоты на зайцев, белку, горностая, куниц, норки, хорей - более 8 миллиметров для охоты на бобров, барсука;
- применение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия для охоты на пернатую дичь, снаряженного дробью (картечью) крупнее пяти миллиметров и пулями;
- применение пневматического охотничьего оружия, за исключением осуществления охоты на белку, горлиц, рябчика, серой вороны, а также для проведения научно-исследовательских работ и мероприятий, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира;
- применение самострелов, настороженного огнестрельного, пневматического и метательного оружия, падающих пик, крючьев, ловчих ям, "подрезей", "башмаков" и других самоловов, способных нанести вред человеку;
- при осуществлении охоты применение петель для добычи копытных животных, пушных животных, птиц;
- при осуществлении охоты применение любых самоловов при добыче пернатой дичи;
- применение сетей и других ловчих приспособлений из сетей, за исключением:
а) применение при добыче норки и ондатры верш (мордушек), изготовленных из сетки с размером ячеи не менее 50 миллиметров;
б) применение обметов при добыче куницы;
в) применение сетей и ловчих приспособлений из сетей при осуществлении охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, охоты в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, охоты в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;
- применение самоловов для добычи копытных животных за исключением случаев отлова в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, а также случаев применения живоловушек для отлова кабана в целях регулирования его численности;
- осуществление охоты в период весенней охоты с подхода, за исключением охоты на глухаря на току и на медведя;
- осуществление охоты на пернатую дичь, в период весенней охоты, с собаками и ловчими птицами, за исключением применения подружейных собак для отыскивания раненой пернатой дичи (подранков) и подачи добытой пернатой дичи;
- осуществление охоты на самок уток, глухарей, тетеревов в период весенней охоты;
- осуществление охоты на рябчиков, лысуху, камышницу, серого гуся, белую и тундряную куропатку, на вальдшнепа на утренней тяге в период весенней охоты;
- уничтожение выводковых убежищ животных (гнезда, норы), кроме уничтожения выводковых нор и логовищ волков, а также гнезд серой вороны;
- выжигание растительности;
- запрещается осуществление любительской и спортивной охоты с собаками охотничьих пород на особо охраняемых природных территориях, за исключением случаев, когда осуществление такой охоты допускается режимом соответствующей особо охраняемой природной территории.
Запрещается перемещение (транспортировка) и разделка охотничьих животных (в том числе погибших) или их частей без документов, указанных в подпункте 5.2 пункта 5 настоящих Правил.
Также необходимо соблюдение требований, установленных Параметрами осуществления охоты в охотничьих угодьях Московской области:
- охота на взрослых самцов лося, осуществляемая с 1 сентября по 30 сентября, разрешается только из засады или с подхода, с манком (на вабу);
- охота на все половозрастные группы лося ограничивается сроком с 1 октября по 10 января;
- охота на кабана с 1 июня по 1 октября разрешается только из засады (засидки), стрелковой вышки, с подхода (охота загоном, нагоном, а также с применением собак охотничьих пород в этот период не разрешается, за исключением добора раненых кабанов);
- использование тепловизоров, приборов ночного видения для добычи копытных животных при осуществлении любительской и спортивной не разрешается, за исключением охоты со стрелково-наблюдательных вышек.
5. Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты
Нормативно-правовые акты: приказ Минприроды России от 24.07.2020 N 477 "Об утверждении Правил охоты", постановление Губернатора Московской области от 28.01.2021 N 20-ПГ "О видах разрешенной охоты и параметрах осуществления охоты в охотничьих угодьях Московской области".
Обязательные требования:
Правилами охоты установлены разрешенные сроки охоты на все виды охотничьих ресурсов за исключением сроков охоты на пернатую дичь в весенний период. Сроки охоты на пернатую дичь в весенний период на территории Московской области установлены постановлением Губернатора Московской области от 28.01.2021 N 20-ПГ "О видах разрешенной охоты и параметрах осуществления охоты в охотничьих угодьях Московской области".
Рекомендации по соблюдению обязательного требования.
С целью недопущения нарушения обязательных требований необходимо осуществлять охоту только в установленные Правилами охоты и Параметрами осуществления охоты в Московской области сроки.
Охотнику требуется:
- внимательно изучить сроки разрешенной охоты на интересующие виды охотничьих ресурсов;
- внимательно изучить сроки охоты, указанные в разрешении на добычу охотничьих ресурсов и / или путевке.
Вид, группа видов |
Срок осуществления охоты |
ВЕСЕННЯЯ ОХОТА | |
на селезней уток с использованием живых подсадных (манных) уток из искусственного укрытия | |
Водоплавающая дичь |
с 20 марта по 10 мая |
в общих сроках в южной части Московской области | |
Водоплавающая и боровая дичь |
с первой субботы апреля в течение 10 (десяти) календарных дней |
в общих сроках в северной части Московской области | |
Водоплавающая и боровая дичь |
со второй первой субботы апреля в течение 10 (десяти) календарных дней |
ЛЕТНЕ-ОСЕННЯЯ ОХОТА (ПТИЦА) | |
с подружейной собакой и охотничьим оружием | |
Водоплавающая дичь |
со второй субботы августа по 31 декабря |
Болотно-луговая дичь |
с 25 июля по 31 декабря |
Боровая, полевая и степная дичь |
с 5 августа по 31 января |
в общих сроках (без подружейной собаки) | |
Водоплавающая дичь |
со второй субботы августа по 30 ноября |
Болотно-луговая дичь | |
Полевая дичь | |
Степная дичь | |
Боровая дичь |
с третьей субботы августа по 31 декабря |
ПУШНЫЕ ЖИВОТНЫЕ | |
Заяц русак |
с 1 октября по 31 января |
Заяц беляк, лисица, енотовидная собака |
с 15 сентября по 28 (29) февраля |
Ондатра |
с 10 сентября по 28 (29) февраля |
Бобр |
с 1 октября по 28 (29) февраля |
Барсук |
с 15 августа по 31 октября |
Белка, горностай, куница лесная, ласка, норка американская, хорь лесной |
с 15 октября по 28 (29) февраля |
КОПЫТНЫЕ ЖИВОТНЫЕ | |
Кабан |
с 1 июня по 28 (29) февраля |
Лось все половозрастные группы взрослые самцы |
с 1 октября по 10 января с 1 сентября по 30 сентября |
Косуля все половозрастные группы взрослые самцы |
с 1 октября по 10 января с 20 мая по 20 июня с 15 июля по 15 августа |
Олень благородный все половозрастные группы взрослые самцы |
с 1 октября по 10 января с 1 сентября по 30 сентября |
Олень пятнистый: все половозрастные группы взрослые самцы |
с 1 октября по 10 января с 1 сентября по 30 сентября |
Раздел V
Изменения законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов
К настоящему времени произошли следующие важные изменения в законодательстве:
1. Федеральным законом от 18.02.2020 N 26-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и Федеральный закон "О животном мире" внесены изменения в Закон об охоте в части отношений, связанных с содержанием и разведением охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
Предусмотрелись особенности любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
Охота осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства).
В полувольные условия и искусственно созданную среду обитания могут помещаться охотничьи ресурсы, изъятые из среды их обитания и находящиеся в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих содержание и разведение охотничьих ресурсов в таких условиях на основании охотхозяйственных соглашений и при наличии разрешений.
Ограничения любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, могут устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Положения о лимите и квоте добычи охотничьих ресурсов не распространяются на охотничьи ресурсы, находящиеся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
2. 31 августа 2020 года зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации приказ Минприроды России от 24.07.2020 N 477 "Об утверждении Правил охоты", который вступил в силу с 1 января 2021 года. Старая редакция Правил охоты с 01.01.2021 утратила силу.
В целом, новая редакция направлена на урегулирование вопросов, возникающих на практике при осуществлении охоты, а также на уточнение спорных формулировок.
Введено понятие охоты как деятельности, связанной с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. К охоте приравняли нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами, в том числе нахождение на дорогах с расчехленным и (или) заряженным с охотничьим огнестрельным, пневматическим, метательным стрелковым оружием (далее - охотничье оружие) и (или) продукцией охоты.
Согласно п. 5.1 Правил охотник обязан "соблюдать настоящие Правила, а также параметры осуществления охоты, установленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)" - в действовавшей редакции норма, обязывающая охотника соблюдать параметры охоты, устанавливаемые на региональном уровне, отсутствовала.
Согласно новой редакции Правил физические лица при осуществлении охоты по требованию должностных лиц и производственных охотничьих инспекторов разряжают оружие, предъявляют, передают для проверки документы, предъявляют для досмотра вещи, находящиеся при себе, орудия, продукцию охоты и транспортные средства.
В новой редакции правил добавлены пункты, направленные на обеспечение безопасности на охоте, такие как обязательное применение одежды со светоотражающими элементами (п. 12 и 13 Правил).
Уточнены требования к охоте на пернатую дичь и на пушных животных, в том числе ее периоды, требования к отлову и отстрелу охотничьих животных, ограничения охоты.
Пункт 51 Правил устанавливает рамочные сроки охоты на пернатую дичь, а субъекты могут внутри этих рамок сдвигать его, но не могу при этом делать его меньше определенного количества дней.
Предусмотрена охота на селезней уток с использованием живых подсадных (манных) уток и ее период (непрерывно с 1 марта по 16 июня в течение не менее 30 дней, конкретный срок устанавливается высшим должностным лицом субъекта РФ).
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации теперь вправе регламентировать вопросы:
использования механических средств для охоты;
петель, включая требования к ним, допустимым для отлова волка, шакала, зайца беляка, белой и тундряной куропатки, рябчика, глухаря способом, исключающим причинение вреда другим объектам животного мира (при установлении видов разрешенной охоты и параметров) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
использования метательного стрелкового оружия - в части установления сроков охоты на копытных, медведей, пушных животных на две недели ранее сроков, установленных Правилами;
введения ограничения по срокам охоты на медведей в соответствующих охотничьих угодьях (при установлении видов разрешенной охоты и параметров);
введения ограничения по применению любых световых устройств, тепловизоров, приборов ночного видения для добычи охотничьих животных (при установлении видов разрешенной охоты и параметров);
введения ограничения по применению механических транспортных средств, летательных аппаратов в случаях, когда их использование допускается (при осуществлении охоты в целях регулирования численности волка, шакала, лисицы, при установлении ограничительных мероприятий - в целях регулирования численности дикого северного оленя и кабана - в обоих случаях при указании регистрационных номеров используемых средств в разрешении на добычу) (при установлении видов разрешенной охоты и параметров);
сроков охоты на пернатую дичь с подружейными собаками (при установлении видов разрешенной охоты и параметров);
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации: вправе произвести разделение территории субъекта на зоны и установить различные сроки весенней охоты (каждый продолжительностью не более 10 календарных дней), в том числе в каждой из зон;
вправе установить конкретный срок весенней охоты на селезней уток с использованием живых подсадных (манных) уток в соответствующих угодьях в период с 1 марта по 16 июня в течение не менее 30 дней.
Введено положение, позволяющее охотпользователям установить запрет на добычу охотничьих ресурсов в рамках мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов (ч. 13 ст. 39 Федерального закона об охоте).
3. 29.09.2020 вступил в силу приказ Минприроды России от 30.06.2020 N 403 "Об установлении ограничений любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания".
Приказом установлен перечень ограничений при осуществлении любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
4. Приказом Минприроды России от 16.11.2020 N 937 внесены изменения в Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденный приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379. в отношении перечня оснований для отказа в выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Новой редакцией пункта 17.7 установлено, что отказ в выдаче разрешения направляется заявителю если при выдаче заявителю разрешения будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов либо нормативы и нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов или превышено количество особей охотничьих ресурсов, подлежащих регулированию в соответствии с решением о регулировании численности охотничьих ресурсов. Абзац 4 подпункта 17.10 пункта 17 предусматривающий отказ в случае подачи физическим лицом, не являющимся работником юридического лица, индивидуального предпринимателя, выполняющим обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора, заявления на получение разрешения в для осуществления в общедоступных охотничьих угодьях охоты в целях регулирования численности исключен.
5. 28.09.2020 вступил в силу приказ Минприроды России от 30.06.2020 N 404 "Об утверждении требований к земельному участку и (или) лесному участку, предназначенным для осуществления любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания". Приказом установлены минимальные площади земельных участков и (или) лесных участков, предназначенных для осуществления любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов (млекопитающих и птиц), находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
6. В рамках реализации пункта 21.1 статьи 32 и части 3 статьи 55.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приказом Минприроды России от 07.10.2020 N 778 утвержден Порядок содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, в том числе требования к содержанию и разведению охотничьих ресурсов с использованием объектов охотничьей инфраструктуры.
7. С 1 января 2021 года вступил в силу приказ Минприроды России от 25.11.2020 N 965 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях". В новой редакции частично изменились нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативы численности охотничьих ресурсов. Установлены показатели хозяйственно-целесообразной численности охотничьих ресурсов.
8. Взамен утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1496 приказа Минприроды России от 06.09.2010 N 344 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных", приказом Минприроды России от 25.11.2020 N 964 утвержден Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных в новой редакции.
9. С 1 января 2021 года вступил в силу приказ Минприроды России от 27.11.2020 N 981 "Об утверждении Порядка подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу".
В новой редакции приказа уточняется, что лимит добычи вида охотничьих ресурсов определяется как сумма квот (объемов) добычи охотничьих ресурсов, в особях:
- в охотничьих угодьях;
- на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Квота добычи устанавливается:
- для каждого закрепленного охотничьего угодья;
- для каждого общедоступного охотничьего угодья;
- для каждой иной территории.
Уточняется, что юридические лица и ИП, заключившие охотхозяйственные соглашения, с 1 по 10 апреля (включительно) подают в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов для закрепленного охотничьего угодья.
Приводятся формы проекта лимита добычи охотничьих ресурсов и проекта квот добычи охотничьих ресурсов.
10. Постановлением Губернатора Московской области от 28.01.2021 N 20-ПГ утверждены Перечень видов разрешенной охоты в охотничьих угодьях Московской области и Параметры осуществления охоты в охотничьих угодьях Московской области.
В Параметрах осуществления охоты в охотничьих угодьях Московской области установлены сроки осуществления охоты в соответствии с Правилами охоты, утвержденными приказом Минприроды России от 24.07.2020 N 477, а также установлены допустимые для использования орудия охоты и способы охоты.
11. 06.03.2020 издано распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области N 20РВ-64 "Об утверждении норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и норм пропускной способности охотничьих угодий на территории Московской области". Изменения в новой редакции коснулись в основном норм пропускной способности общедоступных охотничьих угодий.
Приложение N 1
к Руководству
Образцы
заполнения разрешений на добычу охотничьих ресурсов, с указанием полей, по которым наиболее часто охотпользователями допускаются нарушения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 15 марта 2021 г. N 19П-37 "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора в Московской области"
Текст приказа опубликован не был