Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2021 г. N 3894-р
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года (далее - Концепция);
план мероприятий по реализации Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года (далее - план).
2. Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти:
обеспечить реализацию Концепции и плана в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;
представлять в Минспорт России ежегодно отчеты о ходе реализации Концепции и плана.
3. Минспорту России осуществлять координацию деятельности по выполнению мероприятий, предусмотренных планом, и контроль за ходом их реализации.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере развития детско-юношеского спорта, а также обеспечить исполнение плана.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 декабря 2021 г. N 3894-р
Концепция
развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года
I. Общие положения
Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на развитие детско-юношеского спорта (включая подготовку спортивного резерва) в Российской Федерации, ориентированную на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Приобщение лиц, не достигших возраста 18 лет (далее - дети), к систематическим занятиям спортом является необходимым условием формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции во всех сферах жизнедеятельности.
Поддержку и развитие детско-юношеского спорта необходимо рассматривать как приоритетное направление в социальной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны, способствующее увеличению продолжительности и повышению качества жизни российских граждан, раскрытию таланта каждого человека, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Основные положения Концепции соответствуют Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и ратифицированной в 1990 году Российской Федерацией, согласно которой каждый ребенок имеет право на здоровое физическое и психическое развитие, а также образование, направленное в том числе на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
Положения Концепции соотносятся с законодательством Российской Федерации, в том числе с Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ), обеспечивающим гармонизацию законодательства о физической культуре и спорте и законодательства об образовании, документами в области стратегического планирования и инновационного развития страны, здравоохранения, образования, воспитания, физической культуры и спорта, в том числе с соответствующими национальными проектами.
II. Состояние и проблемы развития детско-юношеского спорта
Детско-юношеский спорт является одним из ключевых элементов системы физической культуры и спорта в Российской Федерации, обеспечивающим вовлечение детей в систематические занятия спортом, их физическое развитие, воспитание и подготовку, формирование и укрепление их здоровья, патриотическое воспитание и формирование их гражданской идентичности.
Система детско-юношеского спорта включает в себя детей, занимающихся физической культурой и спортом в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, а также в форме самостоятельных занятий, в том числе по месту жительства и месту отдыха, и принимающих на регулярной основе участие в спортивных соревнованиях.
Ключевыми элементами системы детско-юношеского спорта являются общеобразовательные организации, развивающие школьный спорт, в том числе в рамках внеурочной деятельности, организации дополнительного образования (в том числе организации, осуществляющие спортивную подготовку до 1 января 2023 г.), физкультурно-спортивные организации, спортивные федерации. К элементам системы детско-юношеского спорта также относятся дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации со специальными наименованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, образовательные организации, реализующие интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, нетиповые образовательные организации, а также иные государственные, муниципальные и негосударственные организации, осуществляющие деятельность в области детско-юношеского спорта.
Одной из составных частей системы детско-юношеского спорта является спортивная подготовка детей, в том числе в составе спортивных сборных команд Российской Федерации и профессиональных спортивных клубов. Согласно положениям Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ такая подготовка осуществляется в рамках образовательной или трудовой деятельности как учебно-тренировочный процесс, который подлежит планированию, направлен на физическое воспитание и физическое развитие спортсменов, совершенствование их спортивного мастерства посредством систематического участия в спортивных мероприятиях, в том числе спортивных соревнованиях.
Система студенческого спорта (включая среднее профессиональное образование) для целей Концепции не является частью системы детско-юношеского спорта, но взаимодействует с ней в целях обеспечения создания и преемственности единого физкультурно-спортивного образовательного пространства.
До 2016 года в законодательстве Российской Федерации отсутствовало определение понятия "детско-юношеский спорт", что являлось ключевым фактором, сдерживающим его развитие.
Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" введено понятие "детско-юношеский спорт", ограниченное исключительно деятельностью по спортивной подготовке, в которую по итогам 2020 года вовлечено только 1978 тыс. детей, что составляет менее 9 процентов их общей численности.
Принимая во внимание положения Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ в систему детско-юношеского спорта с 1 января 2023 года войдут более 75 процентов детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Вместе с тем в системе детско-юношеского спорта сохраняются следующие проблемы, требующие решения:
отсутствие единого физкультурно-спортивного образовательного пространства с унифицированным правовым регулированием независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности организаций, обособленность спортивной подготовки от дополнительного образования, общего и профессионального образования;
недостаточная эффективность межведомственного и межуровневого взаимодействия по вопросам развития детско-юношеского спорта;
несоответствие статистических сведений о численности детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, фактическим показателям, а также отсутствие объективных сведений об участии детей в физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе вследствие отсутствия единой федеральной цифровой системы учета такой численности;
несоответствие личностных интересов детей, их физического развития, физической подготовленности, особенностей здоровья и доступных возможностей для занятий спортом, удовлетворяющих их запросам на двигательную активность и соответствующих жизненным циклам современного человека;
несовершенство работы по спортивной ориентации и отбору детей для занятий видом (видами) спорта, соответствующих их индивидуальным возможностям;
недостаточный уровень обеспеченности участников детско-юношеского спорта научно обоснованными программами;
несовершенство системы спортивных соревнований среди детей, в том числе среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включая недостаточное количество таких соревнований на муниципальном уровне;
несоответствие темпа обновления материально-технической базы детско-юношеского спорта, спортивно-образовательных программ подготовки детей, профессионального развития тренеров-преподавателей и иных специалистов, работающих в системе детско-юношеского спорта, темпам социально-экономического развития страны и потребностям общества;
отсутствие у тренеров, работающих с детьми, социальных гарантий и льгот педагогических работников, несовершенство мотивационных механизмов их закрепления в системе детско-юношеского спорта;
неравномерная территориальная, инфраструктурная, финансовая доступность занятий спортом для различных категорий детей (в особенности для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
недостаточное использование потенциала негосударственного сектора, государственно-частного партнерства для развития детско-юношеского спорта;
необеспеченность должного уровня финансирования организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, а также организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
III. Цели и задачи развития детско-юношеского спорта
Целями развития детско-юношеского спорта являются:
обеспечение прав детей на физическое развитие и физическое воспитание, формирование и укрепление их здоровья, личностное самоопределение и самореализацию посредством создания подрастающему поколению доступных условий для занятий спортом;
расширение возможностей для удовлетворения интересов детей и их семей в сфере детско-юношеского спорта, создание у них мотивации к ведению здорового образа жизни и обеспечение вовлечения в систематические занятия спортом не менее 90 процентов детей;
создание надежного фундамента для повышения эффективности подготовки спортивного резерва.
Целевые показатели реализации Концепции приведены в приложении.
Для достижения целей развития детско-юношеского спорта необходимо решить следующие задачи:
создание единого физкультурно-спортивного образовательного пространства для раскрытия потенциала детей;
создание условий для обеспечения соответствия личностных интересов детей с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, особенностей здоровья и доступных возможностей для занятий спортом, удовлетворяющих запросам детей на двигательную активность, соответствующих жизненным циклам современного человека;
совершенствование статистических и иных видов отчетно-учетных показателей детско-юношеского спорта;
разработка и внедрение цифровых технологий в практику детско-юношеского спорта;
повышение вариативности, качества и доступности занятий спортом для каждого, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, особенно в системе образования;
обновление содержания образовательных программ в области физической культуры и спорта в соответствии с интересами детей, потребностями семьи, общества и государства;
обеспечение условий для доступа детей к современным знаниям и технологиям в сфере детско-юношеского спорта, а также к современной спортивной инфраструктуре;
развитие инфраструктуры детско-юношеского спорта за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;
создание механизмов финансовой поддержки участия детей в физкультурных и спортивных мероприятиях, независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи, ведомственной подчиненности организаций, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта;
формирование эффективной межведомственной системы управления развитием детско-юношеского спорта, а также создание условий для участия семьи и общественности в таком управлении;
создание условий для полноценного кадрового обеспечения системы детско-юношеского спорта;
совершенствование системы спортивных соревнований в системе детско-юношеского спорта, в том числе среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания юных спортсменов, их гражданской идентичности.
IV. Принципы государственной политики развития детско-юношеского спорта
Развитие детско-юношеского спорта и эффективное использование его потенциала предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере посредством принятия современных, научно обоснованных решений как в области содержания и технологий, так и в части разработки управленческих и экономических моделей в целях мотивирования, вовлечения и поддержки всех субъектов этой сферы (детей, семей и организаций).
Государственная политика развития детско-юношеского спорта основывается на следующих принципах:
соответствие развития детско-юношеского спорта национальным целям развития Российской Федерации;
обеспечение равной доступности занятий спортом для всех детей;
социальная гарантия государства на качественные и безопасные занятия спортом детей;
общественно-государственное партнерство в целях расширения вовлеченности детей в систему детско-юношеского спорта, включая расширение обязательств государства по его бюджетному финансированию;
удовлетворенность детей и их семей условиями для занятий детско-юношеским спортом;
реализация права на развитие личностного и профессионального самоопределения и самореализации детей в различных элементах системы детско-юношеского спорта;
обеспечение условий для подготовки в системе детско-юношеского спорта высококвалифицированного спортивного резерва для спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации, а также дальнейшего спортивного долголетия лиц, прошедших подготовку в указанной системе;
обеспечение справедливой и честной игры, "чистоты" и безопасности детско-юношеского спорта, включая нулевую терпимость к нарушению антидопинговых правил;
расширение социальной мобильности детей, занимающихся спортом;
открытость и доступность информации в сфере детско-юношеского спорта;
мотивирование средств массовой коммуникации (включая информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и социальные сети) к расширению репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, ресурсов мобильного дистанционного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение и самореализацию детей, их позитивную социализацию в системе детско-юношеского спорта;
содействие государственно-частному партнерству в сфере спортивной индустрии, производящей отечественные спортивный инвентарь и оборудование;
общественно-государственное партнерство в целях стимулирования и поддержки организаций, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта, в создании в этих организациях условий и возможностей для реализации потенциала детско-юношеского спорта;
программоориентированность, где базовым элементом системы детско-юношеского спорта рассматривается образовательная программа, а не образовательная или физкультурно-спортивная организация;
учет региональных особенностей развития детско-юношеского спорта;
преемственность и непрерывность единого физкультурно-спортивного образовательного пространства в системе детско-юношеского спорта, обеспечивающие возможность продолжения образовательных и профессиональных траекторий согласно жизненным циклам современного человека.
V. Основные направления и мероприятия реализации Концепции
Основными направлениями и мероприятиями по развитию детско-юношеского спорта являются:
реализация Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ, в том числе приведение в соответствие с ним правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а также законодательства субъектов Российской Федерации;
внедрение единой цифровой информационной системы учета детей, систематически занимающихся спортом ("Детско-юношеский спорт России"), на базе государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт" для обеспечения централизованного сбора, хранения, обработки и актуализации сведений о деятельности организаций и объединений, функционирующих в системе детско-юношеского спорта, в том числе разработка и внедрение системы сквозной идентификации и учета таких детей, а также создание на базе такой информационной системы портала "Школьные спортивные лиги и клубы";
принятие мер, направленных на совершенствование федерального статистического наблюдения в области физической культуры и спорта и в области образования в целях получения объективной информации о численности детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе в форме самостоятельных занятий, включая персонифицированный учет таких граждан, а также механизм, исключающий их повторный учет;
внедрение системы спортивной ориентации детей для занятий видом (видами) спорта, в том числе адаптивными;
обеспечение подготовки кадров с высшим образованием в области физической культуры и спорта с присвоением квалификации "Тренер по виду спорта. Преподаватель" и введение должностей "тренер-преподаватель" в штат всех организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, как универсального специалиста, выполняющего воспитательную, образовательную и развивающую функции в едином физкультурно-спортивном образовательном пространстве, в том числе повышение профессионального уровня тренеров-преподавателей, социальной роли и статуса, а также совершенствование мер поддержки;
обеспечение проведения ежегодно, начиная с 2022 года, Всероссийского конкурса педагогического мастерства работников физкультурно-спортивного профиля;
учреждение Кубка Президента Российской Федерации для награждения общеобразовательных организаций, являющихся победителями всероссийских этапов Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские состязания" и Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры", и предоставление таким организациям гранта Президента Российской Федерации, направляемого на развитие спортивной инфраструктуры и поощрение педагогических работников за организацию деятельности по развитию детско-юношеского спорта;
обеспечение правового регулирования деятельности центров раннего физического развития детей и организация деятельности таких центров в системах общего образования и дополнительного образования детей, а также принятие мер, направленных на создание во всех субъектах Российской Федерации сети таких центров и повышение эффективности их деятельности;
установление в соответствующих нормативных правовых актах научно-обоснованного минимального возраста (по видам спорта) зачисления детей для обучения по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки;
внедрение целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей;
разработка и реализация межведомственной программы "Плавание для всех" до 2030 года и плана мероприятий по реализации такой программы, в том числе ее реализация во всех субъектах Российской Федерации, а также организация обучения плаванию как базовому жизнеобеспечивающему навыку в рамках такой программы не менее 500 тыс. детей (из числа детей, не умеющих плавать) ежегодно, начиная с 2022 года (включая реализацию основных общеобразовательных программ);
обеспечение системного использования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях передового опыта реализации общероссийскими и региональными спортивными федерациями, профессиональными спортивными клубами программ и проектов по развитию детско-юношеского спорта;
оказание приоритетного внимания созданию условий для развития детско-юношеского спорта при разработке концепций (программ) наследия значимых международных спортивных мероприятий, проводимых в Российской Федерации, а также систематическое проведение на объектах наследия значимых международных спортивных мероприятий физкультурных и спортивных мероприятий среди детей от муниципального до международного уровня;
установление целевого показателя, характеризующего минимальную долю расходов (в общем объеме расходов бюджетов субъектов Российской Федерации) по разделу "Физическая культура и спорт", и обеспечение ежегодно, до 2030 года, увеличения такого показателя в целях развития детско-юношеского спорта;
привлечение малого и среднего бизнеса к управлению объектами спорта и оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению;
внедрение механизма субсидирования создания объектов спортивной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
формирование организационно-финансовых механизмов в системе детско-юношеского спорта, направленных на финансовое обеспечение выполнения функций (оказания услуг) государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в форме субсидий, предоставляемых по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, исходя из осуществляемых организациями различной ведомственной подчиненности функций по вовлечению подрастающего поколения в систематические занятия спортом;
формирование системы медицинского сопровождения участников детско-юношеского спорта, включая создание и ведение единой базы данных медицинского наблюдения за детьми, систематически занимающимися физической культурой и спортом, обеспечение спортивных школ профильными врачами, использование современного медицинского оборудования в целях осуществления контроля за состоянием здоровья и динамики адаптации организма к нагрузкам, оценки его функционального состояния, расширения возможности проведения восстановительных реабилитационных мероприятий (в том числе после спортивных травм), акцентирование особого внимания на детях с ограниченными возможностями здоровья и детях-инвалидах;
проведение научно-исследовательских работ в интересах развития детско-юношеского спорта и его медицинского обеспечения, профилактика травм и заболеваний;
совершенствование нормативно-правового регулирования безопасного проведения тренировочных и спортивных мероприятий;
создание равномерной для всех субъектов Российской Федерации обеспеченности спортивной инфраструктурой (преимущественно малобюджетных объектов, в том числе быстровозводимых модульных, включая бассейны, плоскостных спортивных сооружений и площадок с уличными тренажерами) по месту учебы, работы, жительства и отдыха граждан в соответствии с нормативами и нормами обеспеченности населения такими объектами (в том числе в рамках комплексной застройки жилых территорий) и достижение достаточного уровня развития спортивной инфраструктуры (в том числе в труднодоступных районах со слаборазвитой транспортной инфраструктурой и в сельской местности) с использованием российских инновационных технологий и применением экономически эффективной проектной документации повторного использования;
разработка и реализация межведомственных инновационных и экспериментальных программ в сфере детско-юношеского спорта, направленных на создание условий для осуществления ориентации на вид спорта с учетом возможностей детей, вовлеченных в систематические занятия спортом, и отбора спортивно одаренных детей в целях подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса, для развития спортивной медицины и научно-методического обеспечения, для повышения качества, форм и видов отечественной спортивной продукции, в том числе спортивного инвентаря, оборудования, экипировки;
обновление научно обоснованных норм недельной двигательной активности, гарантирующих оздоровительный и развивающий эффект от занятий физической культурой и спортом, и механизмов определения детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
обеспечение необходимых условий для создания спортивных клубов по месту жительства и работы граждан, а также для осуществления деятельности этих клубов, стимулирование членства детей в них, организация системы соревнований между такими клубами, их грантовая поддержка за счет бюджетных ассигнований;
создание условий для вовлечения в систематические занятия спортом детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, в том числе состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних;
создание единого соревновательного пространства для детей, систематически занимающихся спортом, в соответствии с их способностями, уровнем подготовленности, особенностями здоровья и интересами, независимо от ведомственной подчиненности организации;
создание условий для освоения детьми в Российской Федерации средств плавания и основной гимнастики как базовых жизнеобеспечивающих навыков;
разработка и внедрение механизмов совместного использования образовательными и иными организациями, реализующими дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, объектов спорта для обеспечения реализации таких программ, а также для предоставления таких объектов детям, занимающимся спортом самостоятельно либо в группах, без образования юридического лица;
разработка и реализация региональных программ развития детско-юношеского спорта, предусматривающих в том числе меры, направленные на совершенствование материально-технической базы общеобразовательных организаций и спортивных школ в соответствии с нормативами и нормами обеспеченности таких организаций и школ объектами спортивной инфраструктуры в целях достижения достаточного уровня ее развития (в том числе в сельской местности);
создание и функционирование во всех субъектах Российской Федерации детских спортивно-оздоровительных лагерей, принятие мер, направленных на развитие их спортивной инфраструктуры, включая бассейны, в том числе мобильные;
расширение информационного пространства детско-юношеского спорта, в том числе посредством обмена информацией и опытом с системами подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений;
расширение спектра и объема трансляций на обязательных общедоступных телеканалах и в сети "Интернет" физкультурных и спортивных мероприятий среди детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проходящих на муниципальном, региональном, всероссийском и международном уровнях;
использование сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде для взаимодействия детей в соответствии с их интересами и проблемами, возникающими в ходе занятий спортом;
создание условий для социальной интеграции, адаптации, выявления и дальнейшего спортивного совершенствования спортивно одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних;
обеспечение стимулирования и поддержки организаций, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта, в создании в этих организациях условий и возможностей для реализации потенциала детско-юношеского спорта;
использование публичных механизмов для обеспечения доступа к государственным инфраструктурным, финансовым и иным ресурсам наиболее результативных организаций, осуществляющих деятельность в сфере детско-юношеского спорта, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности;
масштабирование передового мирового и отечественного опыта развития детско-юношеского спорта для системного использования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
расширение возможностей для подготовки, переподготовки и повышения квалификации тренерско-преподавательских, медицинских и управленческих кадров, работающих в организациях, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта;
формирование механизмов привлечения талантливых молодых специалистов в систему детско-юношеского спорта (в том числе в сельской местности) и создание условий для их профессионального развития, включая их грантовую поддержку за счет бюджетных ассигнований;
отбор и внедрение передовых методик, полученных в результате инновационной и экспериментальной деятельности в области детско-юношеского спорта, в практическую работу;
привлечение известных российских спортсменов и спортивных специалистов для широкого вовлечения детей в систематические занятия спортом, формирования у них культуры здорового образа жизни, а также для патриотического воспитания детей;
популяризация детско-юношеского спорта в социальных сетях и в сети "Интернет", в том числе посредством интеграции спортсменов и блогеров, создания интернет-челленджей и видеоконтента, направленных на популяризацию здорового образа жизни и физической активности;
расширение практики проведения физкультурных и спортивных мероприятий среди детей в дистанционном (онлайн) формате, включая совершенствование правового регулирования такой практики;
разработка и реализация комплекса мер, направленных на создание в субъектах Российской Федерации школьных спортивных лиг по виду (видам) спорта, объединяющих школьные спортивные клубы в общеобразовательных организациях, а также повышение эффективности деятельности таких лиг и клубов, в том числе:
совершенствование системы спортивных соревнований как внутри таких лиг и клубов, так и между ними, акцентирование особого внимания на многоэтапность таких соревнований и их проведение по круговой системе, включая проведение ежегодно, начиная с 2022 года, Всероссийской спартакиады школьных спортивных клубов с ее финансированием в рамках Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, организацию указанных соревнований для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также их синхронизацию с Всероссийскими спортивными соревнованиями школьников "Президентские состязания" и Всероссийскими спортивными играми школьников "Президентские спортивные игры";
реализация пилотного проекта по созданию передовых показательных школьных спортивных лиг и клубов с инновационной организационно-методической и материально-технической базой;
разработка и внедрение специальных программ повышения квалификации и переподготовки кадров для актива школьных спортивных лиг и клубов;
использование эффективных механизмов финансирования школьных спортивных лиг и клубов.
VI. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции будет осуществляться в 2 этапа:
I этап - 2022 - 2024 годы;
II этап - 2025 - 2030 годы.
На I этапе реализации Концепции планируется обеспечить:
реализацию положений Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ и создание единого физкультурно-спортивного образовательного пространства, объединяющего всех детей, занимающихся спортом на базе различных организаций, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы;
внедрение единой цифровой информационной системы учета детей, систематически занимающихся спортом, включающей данные медицинского наблюдения за такими детьми, их сквозную идентификацию, а также мониторинг деятельности организаций, осуществляющих развитие детско-юношеского спорта.
На II этапе реализации Концепции планируется продолжить плановую работу по ее реализации.
Начиная с 2022 года Министерством спорта Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации совместно с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями будут проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов (с представлением сводного ежегодного отчета в Правительство Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации).
Министерство спорта Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации в I квартале 2022 г. совместно разрабатывают и утверждают систему мониторинга реализации Концепции.
Министерство просвещения Российской Федерации координирует мероприятия по развитию детско-юношеского спорта в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях (в том числе по реализации такими организациями дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, а также по развитию школьного спорта, включая организацию массовых спортивных соревнований школьными спортивными клубами и лигами), организациях дополнительного образования, находящихся в ведомственной подчиненности органов исполнительной власти в сфере образования, включая спортивные школы.
Министерство спорта Российской Федерации координирует мероприятия по развитию детско-юношеского спорта в организациях дополнительного образования (спортивных школах, находящихся в ведомственной подчиненности органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта), физкультурно-спортивных и иных организациях, не являющихся образовательными, по месту жительства, работы и отдыха граждан, в том числе по отбору спортивно одаренных детей и их спортивной ориентации, подготовке спортивного резерва в целом.
VII. Подготовка спортивного резерва как элемент развития детско-юношеского спорта
1. Цели и задачи подготовки спортивного резерва
Целями подготовки спортивного резерва являются:
достижение качественного уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, продление их спортивного долголетия;
формирование культуры "нулевой" терпимости к допингу в спорте.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
пополнение спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации, спортсменами высокого класса для обеспечения конкурентоспособности российского спорта на международной арене;
совершенствование научно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва с учетом особенностей видов спорта;
совершенствование федеральных стандартов спортивной подготовки;
совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки;
совершенствование медицинского и антидопингового обеспечения на всех этапах спортивной подготовки, а также медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации;
укрепление международных спортивных связей в системе подготовки спортивного резерва.
2. Принципы государственной политики подготовки спортивного резерва
Развитие подготовки спортивного резерва основано на следующих принципах:
обеспечение равных и прозрачных условий для развития системы поиска, отбора и комплексного сопровождения спортивно одаренных детей, включая их спортивную ориентацию в детско-юношеском спорте;
последовательность и преемственность при осуществлении спортивной подготовки;
создание современной инфраструктуры и ее оснащение качественным спортивным инвентарем и оборудованием российского производства;
регулярная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и аттестация кадров;
обеспечение разработки примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки (при их наличии);
обеспечение условий для подготовки спортсменов высокого класса для спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации, а также обеспечение дальнейшего спортивного долголетия лиц, прошедших подготовку в системе подготовки спортивного резерва.
3. Основные направления и мероприятия реализации Концепции в части подготовки спортивного резерва
Основными направлениями и мероприятиями подготовки спортивного резерва являются:
разработка и реализация комплекса мер по повышению эффективности деятельности и методического обеспечения физкультурно-спортивных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки;
актуализация федеральных стандартов спортивной подготовки во взаимодействии с общероссийскими спортивными федерациями, включая их синхронизацию с Единой всероссийской спортивной классификацией;
разработка и утверждение в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки (при их наличии) примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, включающих комплекс мероприятий по спортивному воспитанию, с учетом тенденций развития мирового спорта, новых возможностей науки и цифровых технологий;
разработка и утверждение организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, соответствующих образовательных программ с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки;
разработка и реализация комплекса мер по обеспечению в полном объеме финансирования организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки;
создание сети федеральных детских спортивно-оздоровительных центров круглогодичного профиля, в том числе по адаптивным видам спорта, и формирование на их базе точек роста детско-юношеского спорта;
развитие системы поиска, отбора и комплексного сопровождения спортивно одаренных детей, включая их спортивную ориентацию, с учетом положительного опыта Образовательного Фонда "Талант и успех" при участии региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, а также региональных центров спортивной подготовки;
создание в структуре образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, интернатов для проживания лиц, обучающихся по этим программам;
разработка и утверждение механизмов отбора спортивно одаренных детей в процессе выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) для обучения по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки;
формирование системы комплексного сопровождения подготовки спортивного резерва, включающей диагностические методики и научный анализ оценки показателей здоровья, физического развития, функциональной, технической, психической, тактической подготовленности, в том числе методики восстановления и повышения резервного потенциала спортсмена, способствующие сохранению здоровья и повышению эффективности тренировочного процесса;
развитие системы организаций спортивной медицины в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и приведение ее инфраструктуры в соответствие с современными принципами комплексного сопровождения подготовки спортивного резерва, в том числе развитие врачебно-физкультурных диспансеров и (или) центров спортивной медицины во всех субъектах Российской Федерации (при взаимодействии с региональными органами управления здравоохранением, физической культурой и спортом) в целях медицинского сопровождения лиц, обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки;
разработка и утверждение профессионального стандарта "Врач по спортивной медицине";
развитие системы реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление здоровья и функциональной подготовленности лиц, обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки;
внедрение информационных программ, основанных на положениях всемирного антидопингового кодекса, в организациях, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, в целях формирования у лиц, обучающихся по таким программам, тренеров-преподавателей и специалистов в области физической культуры и спорта нулевой терпимости к достижению спортивного результата с использованием запрещенных в спорте средств и (или) методов (допинга);
модернизация системы подготовки спортивного резерва и разработка единых подходов к ее научно-методическому обеспечению с учетом тенденций развития мирового спорта, новых возможностей науки и цифровых технологий;
проведение международных физкультурных и спортивных мероприятий (включая административные мероприятия) в целях обмена опытом между спортсменами, тренерами-преподавателями и иными специалистами;
участие в международных физкультурных и спортивных мероприятиях, включая административные мероприятия.
VIII. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции обеспечит достижение следующих результатов:
сформирован персонифицированный подход, обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной и спортивной траектории участников детско-юношеского спорта;
сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми занятий спортом на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта;
сформированы механизмы финансовой поддержки прав детей на систематические занятия спортом;
создана единая система учета спортивных результатов участников детско-юношеского спорта (спортсменов и организаций), в том числе по адаптивным видам спорта, основывающаяся на едином открытом формате электронного паспорта спортсмена и портфолио организации;
сформирована эффективная система межведомственного и межуровневого взаимодействия, включающая в том числе интеграцию ресурсов и сетевое взаимодействие организаций различной ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы;
обеспечена информационная открытость, доступ граждан к полной и объективной информации о результатах общественно-профессиональной экспертизы программ в сфере детско-юношеского спорта, об организациях, обеспечивающих вовлечение в систематические занятия детско-юношеским спортом, о качестве и результатах реализации таких программ;
предоставлен доступ семьям с детьми к полной объективной информации о конкретных организациях и реализуемых ими образовательных программах, обеспечена консультационная поддержка в спортивной ориентации;
сформированы эффективные механизмы государственно-общественного межведомственного управления детско-юношеским спортом;
реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, спортивно одаренными детьми;
действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров в системе детско-юношеского спорта;
приняты и реализуются во всех субъектах Российской Федерации программы развития детско-юношеского спорта, предусматривающие его государственную поддержку;
создана и функционирует система регулярного обновления материально-технической базы детско-юношеского спорта с учетом потребностей детей и общественных потребностей в физическом развитии, оздоровлении, воспитании и образовании детей;
расширено участие организаций негосударственного сектора и государственно-частного партнерства в сфере детско-юношеского спорта;
обеспечена привлекательность сферы детско-юношеского спорта для инвестиций и предпринимательской инициативы;
обеспечено повышение удовлетворенности детей и их семей качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой детско-юношеского спорта;
обеспечен рост физической подготовленности детей, снижение их заболеваемости, формирование мотивации к здоровому образу жизни;
усилена воспитательная и образовательная составляющая в системе детско-юношеского спорта, обеспечено формирование у детей гражданской позиции, патриотизма;
создана и функционирует система развития квалифицированного кадрового обеспечения детско-юношеского спорта;
обеспечено повышение социально-экономической эффективности вложений общества в систему детско-юношеского спорта за счет получения более высокого качества социальных результатов;
увеличение доли детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей до 86 процентов к 2024 году и до 90 процентов к 2030 году;
ежегодное поэтапное увеличение по сравнению с 2020 годом доли детей в возрасте 5 - 18 лет, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта, не менее чем на 5 процентов к 2024 году и 12 процентов к 2030 году;
увеличение доли лиц, обучающихся в организациях, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки и зачисленных на этапе высшего спортивного мастерства, в общем количестве лиц, обучающихся в таких организациях, зачисленных на этапе совершенствования спортивного мастерства, до 30 процентов к 2024 году и до 35 процентов к 2030 году;
создание центров раннего физического развития детей во всех субъектах Российской Федерации (не менее чем 85 к 2024 году и не менее чем 170 к 2030 году);
увеличение доли детей, принявших в течение года участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) до 70 процентов к 2024 году и до 90 процентов к 2030 году, а также доли учащихся, выполнивших такие нормативы испытаний, в общей численности учащихся до 8 процентов к 2024 году и до 15 процентов к 2030 году;
увеличение доли детей и подростков, отнесенных к основной группе для занятий физической культурой и спортом, в общей численности детей и подростков до 23,5 процента к 2024 году и до 32,5 процента к 2030 году;
доведение к 2024 году до 100 процентов доли общеобразовательных организаций, имеющих школьный спортивный клуб, и сохранение этого значения до 2030 года;
увеличение доли учащихся, участвующих в соревнованиях школьных спортивных лиг, в общей численности учащихся до 15 процентов к 2024 году и до 35 процентов к 2030 году;
систематическое участие школьных спортивных клубов в спортивных соревнованиях, проводимых школьными спортивными лигами, функционирующими во всех субъектах Российской Федерации;
обучение плаванию как базовому жизнеобеспечивающему навыку в рамках межведомственной программы "Плавание для всех" не менее 500 тыс. детей (из числа детей, не умеющих плавать) ежегодно, начиная с 2022 года;
реализация образовательных программ по направлению "Спорт" региональными центрами выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, создаваемыми с использованием опыта Образовательного Фонда "Талант и успех", в более чем 50 процентах субъектов Российской Федерации к 2024 году и во всех субъектах Российской Федерации к 2030 году;
увеличение по сравнению с 2020 годом численности тренеров-преподавателей, работающих в системе детско-юношеского спорта, не менее чем в 2 раза к 2024 году и не менее чем в 3 раза к 2030 году;
к 2030 году все субъекты Российской Федерации провели на своих территориях первенства России среди юношей (девушек) по олимпийским и неолимпийским видам спорта;
вхождение спортивных сборных команд Российской Федерации в тройку призеров неофициального командного зачета на каждых летних и зимних юношеских Олимпийских играх в период до 2030 года включительно;
увеличение по сравнению с 2020 годом доли отечественных производителей в общем объеме рынка спортивной продукции, в том числе для оснащения спортивных сооружений, на 30 процентов к 2024 году и не менее чем в 2 раза к 2030 году;
увеличение по сравнению с 2020 годом объема трансляций на обязательных общедоступных телеканалах и в сети "Интернет" спортивных мероприятий среди детей от общего объема таких трансляций на 30 процентов к 2024 году и не менее чем в 2 раза к 2030 году.
В результате реализации Концепции будет сформирована межведомственная и межуровневая система детско-юношеского спорта, направленная на широкое вовлечение детей в систематические занятия спортом, реализацию их права на физическое развитие, воспитание и образование, формирование и укрепление их здоровья, продление в перспективе их активного долголетия, развитие способностей и таланта детей, ориентированная на укрепление конкурентоспособности российского спорта, повышение обороноспособности страны и ее устойчивое развитие.
IX. Объем и источники финансирования мероприятий Концепции
Финансовое обеспечение реализации Концепции предусматривается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, а также внебюджетных источников финансирования (в том числе в рамках государственно-частного партнерства).
Государственная поддержка может также осуществляться путем предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт региональных и муниципальных спортивных объектов, предоставления субсидий общероссийским общественным объединениям, осуществляющим содействие развитию детско-юношеского спорта, в том числе среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Финансирование мероприятий по реализации Концепции осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству спорта Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счет средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и внебюджетных источников (в том числе в рамках государственно-частного партнерства).
Приложение
к Концепции развития детско-юношеского
спорта в Российской Федерации до 2030 года
Целевые показатели
реализации Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
||
2024 год |
2030 год |
|||
1. |
Доля детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в возрасте 3 - 17 лет |
процентов |
86 |
90 |
2. |
Доля общеобразовательных организаций, имеющих школьный спортивный клуб |
процентов |
100 |
100 |
3. |
Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, от общего количества детей, занимающихся физической культурой и спортом, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой и спортом, в возрасте 6 - 17 лет |
процентов |
32 |
32,6 |
4. |
Ежегодное поэтапное увеличение по сравнению с 2020 годом доли детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта, в возрасте 5 - 18 лет |
процентов |
5 |
12 |
5. |
Реализация образовательных программ по направлению "Спорт" региональными центрами выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, создаваемыми с использованием опыта Образовательного Фонда "Талант и успех" |
процентов |
50 |
100 |
6. |
Увеличение по сравнению с 2020 годом доли отечественных производителей в общем объеме рынка спортивной продукции, в том числе для оснащения спортивных сооружений |
процентов |
30 |
60 |
7. |
Проведение на территориях субъектов Российской Федерации первенств России по олимпийским и неолимпийским видам спорта |
единиц |
55 |
85 |
8. |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Деятельность в области спорта" к 2020 году |
процентов |
106,3 |
115,5 |
9. |
Количество штатных работников физической культуры и спорта |
тыс. человек |
428 |
465 |
10. |
Индекс реальной заработной платы в сфере физической культуры и спорта к 2021 году |
процентов |
103,5 |
110,5 |
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 декабря 2021 г. N 3894-р
План мероприятий
по реализации Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы)
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
||
I. Нормативно-правовое регулирование в сфере детско-юношеского спорта в Российской Федерации | |||||
1. |
Актуализация и разработка федеральных стандартов спортивной подготовки с учетом гармонизации законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и законодательства Российской Федерации об образовании в целях обеспечения должного уровня их финансирования |
ведомственный акт Минспорта России |
2022 - 2024 годы по отдельному плану-графику |
Минспорт России Минздрав России Минюст России |
|
2. |
Разработка и утверждение в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки (при их наличии) примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, включающих комплекс мероприятий по спортивному воспитанию, с учетом тенденций развития мирового спорта, новых возможностей науки и цифровых технологий |
ведомственный акт Минспорта России |
2021 - 2024 годы |
Минспорт России Минпросвещения России |
|
3. |
Разработка и утверждение межведомственной программы, направленной на всеобщее обучение детей плаванию как базовому жизнеобеспечивающему навыку |
межведомственная программа |
II квартал 2022 г. |
Минспорт России Минпросвещения России Минобрнауки России Минфин России Минэкономразвития России Минпромторг России Минздрав России Минстрой России Росмолодежь Общественная организация "Всероссийская федерация плавания" |
|
4. |
Внесение изменений в приказ Минспорта России от 30 сентября 2015 г. N 914 "Об утверждении порядка осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта" (в части вопросов развития детско-юношеского спорта) |
ведомственный акт Минспорта России |
I квартал 2022 г. |
Минспорт России |
|
5. |
Разработка и утверждение методических рекомендаций по деятельности организаций (структурных подразделений организаций), отвечающих за работу по раннему физическому развитию детей, в том числе в отношении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья |
методические рекомендации |
III квартал 2022 г. |
Минспорт России Минпросвещения России Минздрав России Минтруд России |
|
6. |
Проведение научно-исследовательской работы по определению минимального возраста для зачисления детей в организации, реализующие дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, в группы на этап начальной подготовки по видам спорта |
доклад в Правительство Российской Федерации |
IV квартал 2022 г. |
Минспорт России Минпросвещения России Минздрав России Роспотребнадзор |
|
7. |
Создание и функционирование во всех субъектах Российской Федерации детских спортивно-оздоровительных лагерей, включая меры, направленные на развитие их спортивной инфраструктуры |
доклад в Правительство Российской Федерации |
IV квартал 2023 г. |
Минспорт России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
|
8. |
Приведение законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с законодательством Российской Федерации в сфере образования и в области физической культуры и спорта (в части вопросов развития детско-юношеского спорта) |
доклад в Правительство Российской Федерации |
IV квартал 2022 г. |
Минспорт России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
|
9. |
Разработка и утверждение межотраслевой программы развития школьного спорта до 2030 года |
межведомственный акт Минспорта России, Минпросвещения России |
III квартал 2024 г. |
Минспорт России Минпросвещения России Общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация "Всероссийская федерация школьного спорта" |
|
10. |
Разработка профессионального стандарта "Врач по спортивной медицине" |
ведомственный акт Минтруда России |
IV квартал 2024 г. |
Минтруд России Минздрав России Минспорт России |
|
11. |
Разработка и утверждение плана мероприятий по реализации II этапа Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года (2025 - 2030 годы) |
распоряжение Правительства Российской Федерации |
IV квартал 2024 г. |
Минспорт России Минпросвещения России Минобрнауки России Минтруд России МВД России Минздрав России Минобороны России Минфин России ФМБА России |
|
II. Совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения детско-юношеского спорта | |||||
12. |
Разработка и утверждение системы мониторинга реализации Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года |
доклад в Правительство Российской Федерации |
I квартал 2022 г. |
Минспорт России Минпросвещения России |
|
13. |
Мониторинг реализации Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и оценки ее эффективности |
доклад в Правительство Российской Федерации |
IV квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Минспорт России Минпросвещения России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
|
14. |
Расширение перечня видов спорта, включенных в программу учебного предмета "Физическая культура", в том числе представленных в этой программе в виде отдельных модулей |
доклад в Правительство Российской Федерации |
IV квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации общероссийские спортивные федерации |
|
15. |
Разработка и утверждение региональных планов реализации Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года |
нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
II квартал 2022 г. |
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
|
16. |
Разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на формирование системы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми по месту жительства |
ведомственный акт Минспорта России |
IV квартал 2022 г. |
Минспорт России Минпросвещения России Минфин России Минтруд России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
|
III. Цифровая трансформация детско-юношеского спорта | |||||
17. |
Создание рабочей группы по разработке единой цифровой подсистемы учета детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом "Детско-юношеский спорт", на базе государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт" |
доклад в Правительство Российской Федерации |
I квартал 2022 г. |
Минспорт России Минпросвещения России ФМБА России Росстат |
|
18. |
Внедрение на федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" электронного сервиса "Запись в организации спортивной подготовки (организации, реализующие дополнительные образовательные программы спортивной подготовки)" в рамках мероприятий по созданию и развитию государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт" |
ведомственный акт Минспорта России |
II квартал 2022 г. |
Минспорт России Минпросвещения России Минцифры России |
|
19. |
Интеграция государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт" с Единой автоматизированной информационной системой сбора и анализа данных по организациям, программным мероприятиям дополнительного образования и основным статистическим показателям охвата детей дополнительным образованием в субъектах Российской Федерации, в том числе в части учета детей, систематически занимающихся спортом, включая адаптивные виды спорта, с внешними информационными ресурсами (реализация принципа "однократный ввод и многократное использование данных") |
доклад в Правительство Российской Федерации |
IV квартал 2022 г. |
Минспорт России Минпросвещения России Минцифры России заинтересованные органы исполнительной власти и организации субъектов Российской Федерации |
|
IV. Развитие кадрового потенциала организаций, обеспечивающих развитие детско-юношеского спорта | |||||
20. |
Проведение Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта |
доклад Президенту Российской Федерации |
до 30 июня 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России Минспорт России |
|
21. |
Разработка и утверждение плана мероприятий по переподготовке и повышению квалификации тренерско-преподавательских, медицинских и управленческих кадров, работающих в организациях, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта |
ведомственный акт Минспорта России |
III квартал 2023 г. |
Минспорт России Минпросвещения России |
|
22. |
Разработка программы "Тренер-преподаватель в школу" и ее внедрение в общеобразовательные организации при реализации дополнительных общеобразовательных программ |
межведомственный акт Минспорта России, Минпросвещения России |
III квартал 2023 г. |
Минспорт России Минпросвещения России |
|
V. Совершенствование системы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий | |||||
23. |
Учреждение Кубка Президента Российской Федерации для награждения общеобразовательных организаций - победителей всероссийских этапов Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские состязания", Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры" и о предоставлении этим организациям грантов Президента Российской Федерации на развитие их спортивной инфраструктуры и поощрение педагогических работников, ответственных за организацию деятельности по развитию детско-юношеского спорта |
проект указа Президента Российской Федерации |
I квартал 2022 г. |
Минспорт России Минпросвещения России Минстрой России Минфин России Минэкономразвития России |
|
24. |
Разработка и реализация комплекса мер, направленных на создание во всех субъектах Российской Федерации школьных спортивных лиг по виду (видам) спорта, объединяющих школьные спортивные клубы во всех общеобразовательных организациях, а также по повышению эффективности деятельности таких клубов и уровня их финансового обеспечения |
межведомственный акт Минспорта России, Минпросвещения России |
III квартал 2023 г. |
Минспорт России Минпросвещения России |
|
25. |
Разработка методических рекомендаций по организации и проведению физкультурных и спортивных мероприятий среди школьных спортивных лиг |
методические рекомендации |
II квартал 2022 г. |
Минспорт России Минпросвещения России общероссийские спортивные федерации |
|
26. |
Совершенствование системы физкультурных мероприятий и соревнований для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов |
ведомственный акт Минспорта России |
III квартал 2023 г. |
Минспорт России Минпросвещения России общероссийские спортивные федерации |
|
27. |
Подготовка и проведение Всемирных летних школьных игр "Гимназиада" в 2024 году |
доклад в Правительство Российской Федерации |
2023 - 2024 годы |
Минспорт России Минпросвещения России Минфин России |
|
VI. Развитие инфраструктуры и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта | |||||
28. |
Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом, в том числе материально-техническое обеспечение таких организаций |
доклад в Правительство Российской Федерации |
начиная с I квартала 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России |
|
29. |
Создание единого всероссийского перечня (реестра) школьных спортивных клубов |
реестр |
IV квартал 2022 г. |
Минпросвещения России Минспорт России |
|
30. |
Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов физической культуры и спорта как в сельской местности, так и в крупных городах |
доклад в Правительство Российской Федерации |
начиная со II квартала 2022 г., далее - ежегодно |
Минспорт России Минпросвещения России Минстрой России Минсельхоз России |
|
VII. Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей и их спортивной ориентации для занятий видом (видами) спорта, в том числе адаптивным | |||||
31. |
Проведение образовательных смен по направлению "Спорт" на базе Образовательного Фонда "Талант и успех" и его региональных центров |
доклад в Правительство Российской Федерации |
2022 - 2024 годы |
Минспорт России Минпросвещения России Образовательный Фонд "Талант и успех" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
|
32. |
Утверждение методических рекомендаций по отбору спортивно одаренных детей в процессе выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) для обучения по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки |
ведомственный акт Минспорта России |
III квартал 2023 г. |
Минспорт России Минпросвещения России |
|
33. |
Разработка и внедрение методики тестирования детей, направленной для их спортивной ориентации, для занятий видом (видами) спорта, в том числе по адаптивным видам спорта |
методические рекомендации |
IV квартал 2023 г. |
Минспорт России |
|
34. |
Создание в региональных центрах спортивной подготовки структурных подразделений, отвечающих за организацию работы по индивидуальному отбору спортивно одаренных детей, в том числе в отношении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья |
доклад в Правительство Российской Федерации |
IV квартал 2024 г. |
Минспорт России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
|
VIII. Совершенствование системы научно-методического, медико-биологического, медицинского и антидопингового обеспечения детско-юношеского спорта | |||||
35. |
Утверждение плана проведения научных и научно-практических конференций по вопросам развития детско-юношеского спорта |
ведомственный акт Минспорта России |
II квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Минспорт России Минпросвещения России |
|
36. |
Распространение информационно-образовательных программ по антидопинговой тематике в организациях, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, в целях формирования у лиц, обучающихся по таким программам, тренеров-преподавателей и специалистов в области физической культуры и спорта нулевой терпимости к допингу в спорте на разных этапах спортивной подготовки |
доклад в Правительство Российской Федерации |
2022 - 2024 годы |
Минспорт России Минпросвещения России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
|
37. |
Проведение научных исследований по совершенствованию нормативно-тестирующей части комплекса ГТО, в том числе I - V ступеней, исходя из современного состояния уровня физической подготовленности детей, и обеспечение корректировки нормативно-тестирующей части |
ведомственный акт Минспорта России |
2022 - 2024 годы |
Минспорт России Минпросвещения России |
|
38. |
Формирование системы комплексного контроля подготовки спортивного резерва, включающего диагностические методики и научный анализ оценки показателей здоровья, физического развития, функциональной, технической, психической, тактической подготовленности |
методические рекомендации |
I квартал 2023 г. |
Минспорт России Минпросвещения России Минздрав России |
|
39. |
Создание системы организаций спортивной медицины в субъектах Российской Федерации в целях медицинского сопровождения лиц, обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки |
доклад в Правительство Российской Федерации |
I квартал 2023 г. |
Минздрав России Минспорт России Минпросвещения России |
|
40. |
Формирование системы реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление здоровья и функциональной подготовленности лиц, обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки |
доклад в Правительство Российской Федерации |
2023 - 2024 годы |
Минздрав России Минспорт России Минпросвещения России |
|
41. |
Проведение научных исследований по разработке научно обоснованных норм недельной двигательной активности у детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, гарантирующих оздоровительный и развивающий эффект от занятий физической культурой и спортом |
методические рекомендации |
2023 - 2024 годы |
Минспорт России Минздрав России |
|
42. |
Модернизация системы и разработка единых подходов к научно-методическому обеспечению подготовки спортивного резерва с учетом тенденций развития мирового спорта, новых возможностей науки и цифровых технологий |
доклад в Правительство Российской Федерации |
IV квартал 2024 г. |
Минспорт России Минпросвещения России Минздрав России |
|
IХ. Создание условий для патриотического воспитания детей, занимающихся в организациях, обеспечивающих развитие детско-юношеского спорта | |||||
43. |
Разработка и реализация комплекса мер по привлечению известных российских спортсменов и спортивных специалистов для широкого вовлечения детей в систематические занятия спортом, формирования у них культуры здорового образа жизни, а также патриотического воспитания юных спортсменов |
межведомственный акт Минспорта России, Минпросвещения России, Росмолодежи |
начиная с 2023 года, далее - ежегодно |
Минспорт России Минпросвещения России Росмолодежь |
|
44. |
Популяризация детско-юношеского спорта в социальных сетях и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе посредством интеграции спортсменов и блогеров, создания интернет-челленджей и видеоконтента, направленных на популяризацию здорового образа жизни и физической активности |
доклад в Правительство Российской Федерации |
2023 - 2024 годы |
Минспорт России Минпросвещения России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана Концепция развития детско-юношеского спорта в России до 2030 г., которая предусматривает в т. ч. расширение возможностей для удовлетворения интересов детей и их семей в сфере детско-юношеского спорта, создание у них мотивации к ведению здорового образа жизни и обеспечение вовлечения в систематические занятия спортом не менее 90% детей.
Запланированы разработка и внедрение цифровых технологий в практику детско-юношеского спорта; повышение вариативности, качества и доступности занятий спортом для каждого; обновление образовательных программ в области физкультуры и спорта; совершенствование системы соревнований. Также предусмотрено создание центров раннего физического развития детей во всех регионах.
Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2021 г. N 3894-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 21 января 2022 г. N 0001202201210006, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 января 2022 г. N 4 ст. 648
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 мая 2024 г. N 1261-р
Изменения вступают в силу с 24 мая 2024 г.
Распоряжение Правительства РФ от 20 марта 2023 г. N 664-р
Изменения вступают в силу с 20 марта 2023 г.
Распоряжение Правительства РФ от 29 сентября 2022 г. N 2865-р
Изменения вступают в силу с 29 сентября 2022 г.