В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" и на основании решения Общественного совета при Министерстве просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики от 13 декабря 2021 г. приказываю:
1. Утвердить Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, осуществляемого Министерством просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики в рамках исполнения полномочий, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на 2022 год (далее - Программа).
2. Управлению по надзору и контролю в сфере образования:
разместить на сайте Минпросвещения КБР Программу и информацию о результатах ее общественного обсуждения;
обеспечить выполнение в установленные сроки мероприятий Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника управления по надзору и контролю в сфере образования Минпросвещения КБР Жарикову Е.В.
Министр |
А. Езаов |
Утверждена
Министерства просвещения,
науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
от 15 декабря 2021 г. N 22/1164
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, осуществляемого Министерством просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики в рамках исполнения полномочий, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на 2022 год
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство) осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Кабардино-Балкарской Республики (за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования).
Для реализации переданных полномочий в Министерстве создано управление по надзору и контролю в сфере образования (далее - Управление по надзору), включающее 2 отдела: отдел по надзору и контролю за исполнением законодательства в сфере образования и отдел лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования (далее - государственный контроль (надзор)) осуществляется в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997.
С 1 июля 2021 г. контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Изменения, внесенные в законодательство в сфере контрольной (надзорной) деятельности, вступившие в силу с 1 июля 2021 г., привели к изменению вида федерального государственного контроля (надзора):
до 1 июля 2021 г. осуществлялись федеральный государственный надзор в сфере образования, федеральный государственный контроль качества образования, лицензионный контроль за образовательной деятельностью. В настоящее время указанные направления контрольной (надзорной) деятельности преобразованы в один вид контроля (надзора) - федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования, предметом которого являются:
соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
При осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, предусмотрено в отношении:
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Кабардино-Балкарской Республики;
органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющих управление в сфере образования.
Субъектами (объектами) государственного контроля (надзора) по состоянию на 25 сентября 2021 г. являются 470 образовательных организаций, в том числе:
41 дошкольная образовательная организация;
267 общеобразовательных организаций;
15 профессиональных образовательных организаций;
49 организаций дополнительного образования;
30 организаций дополнительного профессионального образования;
56 организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
12 индивидуальных предпринимателей.
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования на 2022 год (далее - Программа) разработана во исполнение статьи 44 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990.
Программа представляет собой взаимосвязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований, направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики.
За период с 1 января 2021 г. по 1 октября 2021 г. Управлением по надзору проведено 55 плановых выездных проверок, по результатам которых выдано 55 предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере образования.
В указанный период составлены 2 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 19.30.2 КоАП РФ, и 1 протокол об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.
При осуществлении плановых проверок выявлялись следующие типичные нарушения в части наличия и достоверности информации, размещенной организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - ОООД), на их официальном сайте в сети "Интернет":
сайты ОООД в большинстве не соответствуют Правилам размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582, а также Требованиям к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 г. N 831;
отсутствие учета мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации;
несоблюдение порядка принятия локальных нормативных актов образовательных организаций (отсутствуют такие стадии правотворчества как обсуждение локального акта, ознакомление всех заинтересованных с локальным актом), на утвержденных локальных актах отсутствуют реквизиты распорядительного акта или решения коллегиального органа;
несоблюдение сроков организации дополнительного профессионального образования педагогических работников в форме повышения квалификации (один раз в три года) по профилю деятельности;
отсутствие соответствующего требованиям, установленным Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309, Паспорта доступности образовательной организации;
отсутствие локального акта, регламентирующего порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников и (или) обучающихся;
отсутствие в договорах об образовании основных характеристик образования, в том числе вид, направленность образовательной программы, форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения);
оформление отчисления воспитанников из дошкольных отделений приказом "О выбытии в школу" вместо приказа "Об отчислении";
несоответствие форм заявления о приеме, журнала приема заявлений, в котором должны регистрироваться заявления о приеме в ОООД и прилагаемые к нему документы, представленные родителями (законными представителями) детей, требованиям Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 15 мая 2020 г. N 236;
несоответствие форм заявления при приеме на обучение в ОООД по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования установленной форме;
отсутствие документов, уведомляющих принимающую организацию о зачислении обучающегося, отчисленного из исходной организации (письменное уведомление о номере и дате распорядительного акта о зачислении обучающегося в принимающую организацию);
отсутствие распорядительного акта об отчислении обучающихся 9, 11 классов (издается только приказ о выдаче аттестатов), в соответствующем локальном акте указываются не все основания отчисления из ОООД;
несоответствие проведения промежуточной аттестации обучающихся локальному акту ОООД (например, в локальном акте предусмотрена промежуточная аттестация в виде контрольных работ по учебным предметам, а фактически считают промежуточную аттестацию как годовую оценку);
отсутствие в ОООД четких правил выставления четвертных, триместровых, полугодовых и годовых отметок;
отсутствие в учреждениях дополнительного образования системы учета документов обучающихся, сданных при приеме в ОООД;
отсутствие решения педагогического совета учреждения дополнительного образования о переводе обучающихся по результатам промежуточной аттестации на следующий год обучения;
отсутствие в учреждениях среднего профессионального образования внесения данных о гражданах, принятых на обучение в учреждение, в ФИС ГИА и приема (в соответствии с п. 4 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 755);
несоблюдение сроков внесения данных в информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" в учреждениях дополнительного профессионального образования.
В 2021 г. в рамках реализации программы профилактики риска нарушений законодательства в сфере образования осуществлены следующие мероприятия по контролю (надзору) без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:
наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации, в том числе при подготовке к осуществлению контрольно-надзорных мероприятий и непосредственно в ходе проверок, при подготовке и проведении проверок;
наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая представляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении");
мониторинг исполнения подконтрольными образовательными организациями требований законодательства об образовании по обеспечению создания и ведения официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с учетом Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 г. N 831.
По результатам проведенных мероприятий в образовательные организации направлены 234 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений обязательных требований, осуществлялись следующие профилактические мероприятия:
поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://кбрнадзор.рф перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" гиперактивных ссылок на тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
проведение консультаций, личных приемов представителей подконтрольных субъектов, в том числе по вопросам организации и проведения проверок, а также принятых по их результатам мер, соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере образования;
информирование подконтрольных субъектов о планируемых и проведенных проверках путем размещения информации в Федеральной информационной системе "Единый реестр проверок";
проведение ежеквартального мониторинга действующих нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере образования и доведение его до сведения подконтрольных субъектов;
выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (234).
Информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, об изменениях в системе обязательных требований в 2021 году составила 100%.
Профилактика нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования осуществлялась в различных формах. В целях увеличения доли информированности подконтрольных субъектов использовались информационные технологии (web-семинары, ВКС-совещания). На сайте управления http://кбрнадзор.рф в 2021 году создан модуль "Видеонадзор", позволяющий организацию удаленного взаимодействия с подконтрольными субъектами.
В 2021 году проведено 15 совещаний с представителями органов местного самоуправления, членами администраций образовательных организаций разных форм собственности, реализующих программы общего, профессионального, дополнительного профессионального и дополнительного образования. Участниками мероприятий по профилактике правонарушений стали более 1000 человек.
В ходе указанных семинаров-совещаний рассмотрены типичные нарушения законодательства об образовании и лицензионных требований, даны разъяснения нормативных правовых актов в подконтрольной сфере.
Раздел 2. Цели и задачи реализации Программы
Профилактическая работа в Министерстве представляет собой системно организованную деятельность по комплексной реализации мер организационного, информационного, правового и иного характера, направленных на достижение следующих основных целей:
предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований);
предотвращение причинения вреда либо угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;
повышение прозрачности деятельности Управления по надзору при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования;
формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов.
Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить решение следующих задач:
выявление причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
формирование единого понимания обязательных требований у всех участников отношений в области государственного контроля (надзора), в том числе путем разъяснения подконтрольным субъектам обязательных требований;
мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и, как следствие, снижение вреда, причиняемого охраняемым законом ценностям;
оценка состояния подконтрольной среды и особенностей подконтрольных субъектов (объектов);
проведение профилактических мероприятий с учетом данных состояния подконтрольной среды и особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
сбор и анализ статистических данных, необходимых для организации профилактической работы, в том числе для определения видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий;
повышение квалификации работников Управления по надзору, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора);
создание системы взаимодействия между подконтрольными субъектами и Управлением по надзору, обеспечивающей наиболее полное информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований и проводимой Управлением по надзору профилактической работы, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Раздел 3. Перечень профилактических мероприятий, сроки и периодичность их проведения
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения мероприятия |
Ответственный за исполнение |
1. |
Информирование |
в течение 15 дней со дня принятия нормативных правовых актов, программ, перечней, руководств и иных сведений или внесения в них изменений |
Управление по надзору |
2. |
Обобщение правоприменительной практики: |
|
Управление по надзору |
|
- подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики за 2021 год; |
не позднее 30 апреля 2022 г. |
|
|
- публичное обсуждение доклада; - утверждение доклада о правоприменительной практике |
в течение 10 рабочих дней после размещения на официальном сайте не позднее 1 июня 2022 г. |
|
3. |
Объявление предостережений о недопустимости нарушения требований и рассмотрение их в установленном порядке |
не позднее 30 дней со дня получения сведений, указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" |
Управление по надзору |
4. |
Консультирование: - по телефону; - посредством видео-конференц-связи; - при личном приеме; - в ходе проведения профилактического мероприятия; - посредством размещения на официальном сайте письменных разъяснений по однотипным обращениям контролируемых лиц |
ежедневно, кроме выходных и праздничных дней с 10:00 до 16:00, перерыв с 13:00 до 14:00 |
Управление по надзору |
5. |
Профилактический визит: |
|
Управление по надзору |
|
- в отношении лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности |
в течение года со дня получения лицензии |
|
|
- в отношении контролируемых лиц, отнесенных к категории высокого риска |
в течение года со дня принятия решения о категорировании объектов контроля (до 29 сентября 2022 г.) |
|
План-график профилактической работы на месяц с указанием объектов государственного контроля (надзора) и конкретными датами проведения мероприятий утверждается ежемесячно приказом Министерства и размещается на официальном сайте по адресу: http://кбрнадзор.рф.
Раздел 4. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Основными критериями оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий являются:
результативность деятельности Министерства;
информированность контролируемых лиц об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения мероприятий по контролю, правах контролируемых лиц в ходе мероприятий по контролю;
понятность обязательных требований контролируемым лицам;
снижение количества нарушений обязательных требований;
вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с Управлением по надзору, в том числе в рамках проводимых профилактических мероприятий.
Оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий осуществляется в ходе анализа выполнения мероприятий программы профилактики по следующим индикативным показателям:
количество проведенных профилактических мероприятий, ед.;
количество выданных в отчетном году предостережений о недопустимости нарушения требований, ед.;
количество консультирований, ед.;
количество профилактических визитов, ед.;
количество консультаций, оказанных контролируемым лицам по вопросам соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, ед.;
количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед.;
наличие на официальном интернет-сайте Министерства актуального перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю.
Результаты оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий отражаются в докладе об итогах профилактической работы, проведенной Министерством.
Целевые индикаторы и показатели эффективности и результативности профилактических мероприятий в 2022 году
N п/п |
Наименование показателя |
Величина |
1. |
Доля проведенных профилактических мероприятий, предусмотренных программой, в соответствии со сроками (периодичностью) их проведения, от общего числа профилактических мероприятий |
100% |
2. |
Доля охвата субъектов контроля профилактическими мероприятиями от общей численности подконтрольных субъектов |
100% |
3. |
Информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований от общей численности подконтрольных субъектов от общей численности подконтрольных субъектов |
100% |
4. |
Рост исполнительности подконтрольных субъектов (доля устраненных выявленных в процессе контрольно-надзорных мероприятий нарушений требований законодательства об образовании от общего числа выявленных нарушений) |
100% |
5. |
Доля исполненных предостережений в общем количестве выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований |
100% |
Конечные результаты (социальный и экономический эффект от реализованных мероприятий):
социальный эффект профилактики нарушений обязательных требований достигнут в условиях исключения избыточного административного давления на подконтрольные субъекты (снижения административной нагрузки) и сотрудничества с подконтрольными субъектами по вопросам соблюдения обязательных требований и осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования на постоянной основе.
Экономический эффект от реализованных мероприятий:
минимизация ресурсных затрат всех участников контрольно-надзорной деятельности за счет снижения административного давления;
снижение количества нарушений обязательных требований;
уменьшение административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики от 15 декабря 2021 г. N 22/1164 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, осуществляемого Министерством просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики в рамках исполнения полномочий, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на 2022 год"
Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики (http://www.edu.kbr.ru)