Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к Положению о системе управления
охраной труда Министерства труда,
занятости и социальной защиты
Республики Коми
Положение
об управлении профессиональными рисками Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
1. Область применения
1.1. Настоящее Положение об управлении профессиональными рисками содержит описание управления профессиональными рисками как одной из процедур системы управления охраной труда (далее - СУОТ) в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее - Министерство). Настоящее Положение устанавливает единый порядок идентификации опасностей, оценки, учета и анализа профессионального риска причинения вреда здоровью и жизни государственного гражданского служащего, а также единые требования к содержанию и оформлению документации и разработке мероприятий, направленных на управление профессиональными рисками в области охраны труда в Министерстве.
1.2. Целями настоящего Положения являются:
- предотвращение травматизма, аварий, инцидентов и профессиональных заболеваний;
- получение объективной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, с целью формирования в дальнейшем корректирующих действий;
- выявление и контроль опасностей в области охраны труда;
- эффективное управление профессиональными рисками в области охраны труда (снижение травматизма, аварий, инцидентов и профессиональных заболеваний);
- планирование работ по управлению профессиональными рисками;
- формирование обоснованных рекомендаций по уменьшению профессионального риска.
1.3. Положение является составной частью СУОТ в Министерстве и является локальным нормативным актом по охране труда.
2. Определения и термины
2.1. В настоящем Положении используются следующие определения и термины:
- допустимый риск - риск, уменьшенный до уровня, который можно допустить, учитывая требования законодательства и собственную Политику в области охраны труда;
- идентификация опасности - процесс осознания того, что опасность существует и определение ее характеристик;
- недопустимый риск - риск, при котором требуется немедленное принятие мер по уменьшению влияния опасностей на работников в процессе выполнения работы;
- инцидент - небезопасное происшествие, связанное с работой или произошедшее в процессе работы, но не повлекшее за собой несчастного случая;
- опасность - фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья;
- оценка риска - процесс анализа рисков, вызванных воздействием опасностей на работе, для определения их влияния на безопасность и сохранение здоровья работников;
- происшествие - событие, связанное с работой, в результате которого возникает или могла возникнуть травма или ухудшение здоровья (независимо от тяжести), или смерть;
- управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков
3. Общие положения
Процедура управления профессиональными рисками в Министерстве предполагает:
- выявление опасностей;
- оценку уровней профессиональных рисков;
- снижение уровней профессиональных рисков.
3.1. Процедура управления профессиональными рисками в Министерстве учитывает следующее:
- управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности Министерства;
- все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;
- процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;
- эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.
4. Идентификация (выявление) опасностей
4.1. Цепь идентификации - выявление, идентификация и описание всех имеющихся на рабочем месте опасностей, с определением потенциального ущерба безопасных условий труда и здоровья.
4.2. Процедура идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков должны учитывать:
- повседневную (стандартную, обычную) и редко выполняемую деятельность государственных гражданских служащих, а также деятельность работников внешних организаций, имеющих доступ к зоне выполнения работ;
- человеческий фактор при выполнении профессиональной деятельности государственными гражданскими служащими (утомление вследствие высокого напряжения, ошибки при часто повторяющихся действиях и т.п.);
- опасности, выявленные как вблизи, так и вне зоны выполнения работ, которые способны неблагоприятно повлиять на здоровье и безопасность государственных гражданских служащих, включая работников внешних организаций;
- инфраструктуру, оборудование и материалы, находящиеся в зоне выполнения работ, вне зависимости от того, кем они предоставлены;
- ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые приводили либо потенциально могут привести к травме или профессиональному заболеванию государственного гражданского служащего;
- причины возникновения потенциальной травмы или заболевания, связанные с выполняемой работой;
- сведения об имевших место травмах, профессиональных заболеваниях.
4.3. Выявление опасностей является начальным и самым важным этапом оценки рисков, учитывающим недостатки в охране труда, которые могут причинить вред здоровью и безопасности людей. При этом рассматриваются следующие вопросы:
Какие опасности возникают в работе?
Что является причинами опасности?
Где проявляется опасность?
Кто подвержен опасности?
В каких: ситуациях государственные гражданские служащие могут подвергнуться опасности?
4.4. Идентификация (выявление) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью государственных гражданских служащих, осуществляется комиссией по идентификации опасностей и оценке рисков (далее - Комиссия по рискам), регламент и состав которой утверждается приказом Министерства.
В Министерстве формируется и поддерживается в актуальном состоянии Реестр опасностей, в котором предусмотрено упорядочивание всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения: уровня создаваемого ими профессионального риска и с учётом не только штатных условий деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями. Форма Реестра опасностей определена приложением N 1 к настоящему Положению.
4.5. Выявление опасностей предусматривает определение и учёт опасности для здоровья государственных гражданских служащих, исходящей из характера трудовой деятельности, производственного помещения, иных рабочих зон и условий труда. Учитываются ранее выявленные опасности, а также такие факторы опасности, которые могут причинить вред в силу личных особенностей государственных гражданских служащих и факторов трудовой деятельности.
4.6. Факторы опасности фиксируются по итогам контрольного обхода рабочих мест, опроса государственных гражданских служащих, наблюдения за действиями государственных гражданских служащих во время выполнения ими трудовых функций.
4.7. Причины опасных ситуаций и событий, приводящих к ним, анализируются с точки зрения организации труда, условий труда, действий государственных гражданских служащих, соблюдения требований охраны труда, организации руководства структурным подразделением, Министерством.
4.8. Учитываются опасные ситуации, возникающие как при обычном ходе рабочего процесса, так и в исключительных и редких ситуациях. Исключительными ситуациями в Министерстве можно считать следующие:
- возложение дополнительных обязанностей государственных гражданских служащих по причине отпуска, болезни и др. их коллег;
- работа практиканта;
- осуществление уборки, ремонта во время работы государственных гражданских служащих;
- случаи отклонений в работе, связанные с нештатными ситуациями, происшествиями, возможными аварийными ситуациями.
4.9. Анализ причин, приводящих к опасной ситуации, включающий установление цепи событий, приводящих к опасной ситуации, учитывается при разработке мероприятий по предотвращению рисков.
4.10. К источникам информации для выявления опасностей относятся:
- нормативные правовые и технические акты, справочная и научно-техническая литература, локальные нормативные акты и т.п.;
- результаты контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- результаты наблюдения за рабочим местом, работой подрядных организаций, внешними факторами (дорогами, организацией питания, климатическими условиями и т.д.);
- результаты анализа анкет, бланков, опросных листов и т.д.;
- результаты опроса государственных гражданских служащих;
- опыт практической деятельности.
4.11. При подготовке к проведению идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков, а также при разработке предложений по управлению профессиональными рисками изучаются необходимые документы по охране труда:
- записи обо всех видах контроля состояния охраны труда для выявления наиболее часто повторяющихся нарушений требований охраны труда и определения лиц, наиболее часто фигурирующих в качестве нарушителей трудовой дисциплины;
- материалы расследований, имевших место несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
- записи по обучению, проведению инструктажа и проверке знаний требований охраны труда;
- инструкции по охране труда.
5. Оценка рисков
5.1. Риск является сочетанием вероятности и возможной величины вреда, причиняемого опасностью.
5.2. Определение величины риска производится с целью установления его степени и ранжирования факторов опасности. При идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков необходимо рассмотреть:
- трудовые процессы и их параметры;
- типовые работы (работы, выполняемые на регулярной основе);
- техническое обслуживание, техническая диагностика, ремонт оборудования, приспособлений;
- нетиповые работы, включая, выезды за пределы рабочего места (командировки);
- деятельность всего персонала, имеющего доступ к рабочему месту, включая подрядчиков и посетителей;
- опасности, возникающие вне рабочего места и способные негативно повлиять на здоровье и безопасность лиц, работающих на рабочих местах;
- опасности, возникающие вблизи от рабочего места.
Для проведения идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков Комиссия по рискам определяет перечень рабочих мест, чтобы получить максимально достоверное представление об опасностях, существующих на данном рабочем месте.
5.3. Определение величины риска проводится в ситуации, соответствующей моменту контроля, без преувеличения и преуменьшения риска. В оценке необходимо стремиться к наиболее объективной величине.
5.4. Величина риска образуется из вероятности опасного события и значимости (серьезности) причиняемых им последствий. В документы оценки рисков вносится величина риска, основываясь на его последствиях. При необходимости совокупная величина может определяться по нескольким различным последствиям.
5.5. Значимость последствий означает серьезность причиняемого здоровью человека вреда, вызываемого событием, вызвавшим этот вред.
5.6. При оценке серьёзности последствий учитываются следующие факторы:
- характер причиненного вреда (незначительный / значительный);
- широта последствий (сколько лиц пострадало);
- повторяемость вредного воздействия / нет повторяемости;
- продолжительность вредного воздействия (короткая / длительная)
5.7. Уровень серьёзности последствий, вызванных опасностью, оценивается по критериям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1. Определение серьезности последствий
Уровень серьёзности последствий |
Критерии серьезности последствий |
Незначительные |
Событие вызывает кратковременное заболевание или нарушение здоровья, которые не предполагают обращение за медицинской помощью, вследствие чего возможно отсутствие на работе не более трёх дней. |
Умеренно значимые |
Событие вызывает значительные и длительные последствия. Предполагает обращение за медицинской помощью, временную нетрудоспособность от 3 до 30 дней и, как следствие, отсутствие на работе. |
Серьезные |
Событие вызывает постоянные и необратимые повреждения. Предполагает тяжёлую временную нетрудоспособность более 30 дней и, как следствие, отсутствие на работе или постоянную нетрудоспособность (серьёзные профессиональные заболевания, необходимость смены профессии, стойкая нетрудоспособность или летальный исход). |
В определении серьезности последствий, особенно в опасных случаях, и при оценке значения их в ущербе для здоровья, необходимо учитывать компетентное мнение специалистов в области медицины.
5.8. При оценке степени вероятности событий, приводящих к опасной ситуации, учитываются такие факторы, как:
- частота проявления вредного воздействия;
- продолжительность вредного воздействия;
- возможность предвидеть заранее появление вредного воздействия;
- возможность предотвратить вредное воздействие.
5.9. Степень вероятности событий, приводящих к опасной ситуации, оценивается в соответствии с критериями, приведёнными в таблице 2.
Таблица 2. Определение степени вероятности события
Степень вероятности |
Критерии вероятности события |
1. Маловероятно |
Событие, которое возникает редко и нерегулярно. |
2. Вероятно |
Событие, которое возникает время от времени, но нерегулярно. |
3. Высокая вероятность |
Событие, которое возникает часто и регулярно. |
При проведении наблюдений и собеседований с государственными гражданскими служащими, Комиссия по рискам отслеживает факторы, влияющие на безопасность рабочего места:
- трудовой процесс;
- содержание рабочего места;
- факторы окружающей среды на рабочем месте;
- эргономические факторы;
- проходы и проезды;
возможности для эвакуации и оказания первой помощи пострадавшему.
При идентификации опасностей необходимо рассматривать не только опасности и профессиональные риски от деятельности, выполняемой государственными гражданскими служащими, но и опасности и профессиональные риски, возникающие от деятельности подрядчиков и посетителей.
5.10. Величина риска определяется одним из наиболее применяемых способов (по стандарту BS 8800), представленному в таблице 3.
Таблица 3. Оценка величины риска
Вероятность |
Последствия |
||
Незначительные |
Умеренно значимые |
Серьезные |
|
Малая |
1 Малозначимый риск |
2 Малый риск |
3 Умеренный риск |
Средняя |
2 Малый риск |
3 Умеренный риск |
4 Значительный риск |
Высокая |
3 Умеренный риск |
4 Значительный риск |
5 Недопустимый риск |
В таблице принято три уровня серьезности последствий и три уровня вероятности возникновения вреда. Сначала определяется серьезность последствий, причиненных ситуацией, с помощью трёх разных позиций в верхней строке таблицы, а после этого оценивают вероятность причиненного вреда с помощью первого столбца. На пересечении трёх выбранных направлений окажется величина найденного уровня риска. Величины риска различаются от минимальной, значение "1" (малозначимый риск), до максимальной, значение "5" (недопустимый риск).
5.11. Величина риска определяет, какие действия по управлению риском необходимо предпринять для снижения или исключения риска (таблица 4).
Таблица 4. Действия по управлению риском
Величина риска |
Действия по управлению риском |
Малозначимый риск |
Этот риск считается допустимым. Не требуются дополнительные действия. Необходимо поддержание средств управления риском в рабочем состоянии. |
Малый риск |
Не требуются дополнительные средства управления риском, действиям по дальнейшему снижению этого риска даётся низкий приоритет. Работодателю необходимо провести мероприятия, которые позволяют убедиться, что средства управления риском поддерживаются в рабочем со |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.