Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
приказом Министерства труда,
занятости и социальной защиты
Республики Коми
от 22.12.2021 г. N 1598
(приложение)
Положение
о системе управления охраной труда Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
8 апреля 2022 г.
I. Общие положения
Пункт 1 изменен с 8 апреля 2022 г. - Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 8 апреля 2022 г. N 440
1. Настоящее положение о системе управления охраной труда в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее - Положение) разработано во исполнение требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в соответствии с приказом Минтруда России от 29 октября 2021 г. N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда".
2. Положение создано в целях обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ) в Министерстве с учетом:
- раздела X "Охрана труда" ТК РФ;
- ГОСТ 12.0.230-2007 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст);
- ГОСТ 12.0.230.1-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007" (введен в действие Приказом Госстандарта от 09.06.2016 N 601-ст).
3. Положение обеспечивает соблюдение в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее - Министерство) государственных нормативных требований охраны труда, а также процедур, направленных на достижение целей в области охраны труда (далее - процедуры), включая: процедуру подготовки (обучения) государственных гражданских служащих по охране труда и процедуру управления профессиональными рисками.
4. СУОТ Министерства представляет собой единство:
- организационных структур управления Министерства с фиксированными обязанностями его должностных лиц;
- локальных нормативных актов, обеспечивающих функционирование СУОТ Министерства, включая планирование и реализацию мероприятий по улучшению условий труда и организации работ по охране труда;
- устанавливающей (локальные нормативные акты Министерства) и фиксирующей (журналы, акты, записи) документации СУОТ Министерства.
5. Требования Положения обязательны для всех государственных гражданских служащих Министерства (далее - государственные гражданские служащие), и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и помещениях Министерства.
II. Политика Министерства в области охраны труда
6. Политика Министерства в области охраны труда является публичной документированной декларацией Министерства о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
7. Политика Министерства в области охраны труда обеспечивает:
- приоритет сохранения жизни и здоровья государственных гражданских служащих в процессе осуществления их профессиональной служебной деятельности, как непосредственно на рабочих местах, так и при направлении в служебную командировку;
- соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
- выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья государственных гражданских служащих, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
- учет индивидуальных особенностей государственных гражданских служащих, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, средств индивидуальной и коллективной защиты, осуществления профессиональной служебной деятельности;
- непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ Министерства;
- обязательное привлечение государственных гражданских служащих к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия.
8. Основными задачами политики Министерства в области охраны труда являются:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья государственных гражданских служащих;
- реализация федеральных и региональных программ (мероприятий) по улучшению условий и охраны труда;
- материально-техническое обеспечение реализации мероприятий по охране труда;
- систематическое обучение и повышение квалификации государственных гражданских служащих по охране труда.
9. Для решения поставленных задач Министерство стремится обеспечить:
- контроль за соблюдением требований охраны труда;
- обучение и проверку знаний требований охраны труда;
- осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению несчастных случаев на производстве и минимизации их последствий;
- вовлечение государственных гражданских служащих в активное участие в деятельности по охране труда;
- информирование государственных гражданских служащих об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и безопасности труда.
10. Политика по охране труда должна быть доступна государственным гражданским служащим, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и строениях Министерства.
III. Цели Министерства в области охраны труда
11. Основной целью Министерства в области охраны труда является обеспечение безопасных условий труда, предотвращение либо максимальное снижение возможных последствий, связанных с рисками для здоровья государственных гражданских служащих, улучшение условий труда путем реализации процедур, предусмотренных разделом V настоящего Положения.
IV. Обеспечение функционирования СУОТ Министерства (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами)
12. Организация работ по охране труда в Министерстве возлагается на руководителей структурных подразделений Министерства и ответственного за организацию работы по охране труда в Министерстве.
13. Распределение обязанностей в сфере охраны труда закрепляется настоящим Положением, а также в служебных контрактах и (или) должностных регламентах государственных гражданских служащих, участвующих в управлении охраной труда.
Пункт 14 изменен с 1 сентября 2022 г. - Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 8 апреля 2022 г. N 440
14. Министр труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Республики Коми:
- гарантирует права государственных гражданских служащих на охрану труда, включая обеспечение условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;
- обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха государственных гражданских служащих;
- обеспечивает своевременное страхование государственных гражданских служащих от несчастных случаев на производстве;
- организовывает ресурсное обеспечение мероприятий по охране труда;
- организует безопасную эксплуатацию зданий и строений Министерства, а также оборудования;
- принимает меры по предотвращению происшествий и случаев ухудшения здоровья государственных гражданских служащих, сохранению жизни и здоровья государственных гражданских служащих и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим первой помощи;
- обеспечивает обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда государственных гражданских служащих в порядке, утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 (далее - Порядок N 1/29);
- организует управление профессиональными рисками, путем реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы СУОТ;
- организует и осуществляет контроль за состоянием условий и охраны труда;
- обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание государственных гражданских служащих в соответствии с требованиями охраны труда;
- обеспечивает доступность документов и информации, содержащих требования охраны труда в Министерстве, для ознакомления с ними государственных гражданских служащих и иных лиц.
Пункт 15 изменен с 8 апреля 2022 г. - Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 8 апреля 2022 г. N 440
15. Ответственный за организацию работы по охране труда в Министерстве:
- выполняет функции по организации работ по охране труда в Министерстве, в своей деятельности руководствуясь законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по охране труда, приказами, распоряжениями, инструкциями, а также соглашениями и другими локальными правовыми актами, настоящим Положением и должностным регламентом;
- осуществляет планирование и реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;
- осуществляет контроль состояния охраны труда в структурных подразделениях Министерства;
- осуществляет оказание методической помощи руководителям структурных подразделений Министерства в разработке новых и внесении изменений в действующие акты по охране труда, а также в составлении программ обучения работников безопасным приемам и методам работы;
- осуществляет подготовку сведений о существующих профессиональных рисках в целях информирования государственных гражданских служащих;
- участвует в работе Комиссий по расследованию несчастных случаев и профессиональных заболеваний в Министерстве, анализе причин травматизма, профессиональных заболеваний, в том числе микроповреждений (микротравм), в разработке мероприятий по их предотвращению;
- осуществляет проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на государственную гражданскую службу, студентами, проходящими практику в Министерстве, а также для лиц, командированных в Министерство;
- проводит мониторинг потребности в обучении государственных гражданских служащих в области охраны труда, исходя из государственных нормативных требований охраны труда;
- проводит обучение по охране труда согласно утвержденной программе обучения;
- в любое время суток беспрепятственно посещает и осматривает служебные и бытовые помещения Министерства, знакомится в пределах своей компетенции с документами по охране труда;
- при выявлении нарушений требований по охране труда государственными гражданскими служащими для принятия соответствующих мер по их устранению незамедлительно в письменном виде доводит информацию до заместителя министра, курирующего в Министерстве вопросы в сфере охраны труда;
- запрашивает и получает от руководителей структурных подразделений Министерства необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда.
Пункт 16 изменен с 8 апреля 2022 г. - Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 8 апреля 2022 г. N 440
16. Руководитель структурного подразделения Министерства (начальник Управления, начальник отдела, заведующий сектором):
- обеспечивает условия труда, соответствующие требованиям охраны труда, в структурном подразделении Министерства;
- обеспечивает функционирование СУОТ, в структурном подразделении Министерства;
- участвует в организации управления профессиональными рисками;
- принимает меры по предотвращению в структурном подразделении происшествий и случаев ухудшения здоровья государственных гражданских служащих, в том числе микроповреждений (микротравм), сохранению жизни и здоровья государственных гражданских служащих структурного подразделения Министерства и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим первой помощи;
- принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев, в том числе микроповреждений (микротравм), происшедших в структурном подразделении Министерства, и профессиональных заболеваний государственных гражданских служащих структурного подразделения Министерства, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
- своевременно информирует заместителя министра, курирующего в Министерстве вопросы в сфере охраны труда, об авариях, несчастных случаях, происшедших в структурном подразделении Министерства, и профессиональных заболеваниях государственных гражданских служащих структурного подразделения Министерства;
- предоставляет государственным гражданским служащим структурного подразделения возможность беспрепятственного ознакомления с документами, содержащими требования охраны труда;
- принимает меры по оказанию пострадавшим первой помощи.
Пункт 17 изменен с 8 апреля 2022 г. - Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 8 апреля 2022 г. N 440
17. Государственный гражданский служащий:
- соблюдает требования охраны труда в рамках выполнения своих должностных обязанностей, правил внутреннего служебного распорядка, а также соблюдение служебной (трудовой) дисциплины;
- проходит обучение по охране труда, а также по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на рабочем месте;
- участвует в контроле за состоянием условий и охраны труда;
- содержит в чистоте свое рабочее место;
- перед началом рабочего дня проводит осмотр своего рабочего места;
- следит за исправностью оборудования на своём рабочем месте;
- о выявленных при осмотре своего рабочего места недостатках докладывает своему непосредственному руководителю и действует по его указанию;
- извещает своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков заболевания и отравления, а также микроповреждениях (микротравмах). Принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим;
- при возникновении происшествия (аварии) принимает необходимые меры по ограничению развития возникшего происшествия (аварии) и его ликвидации.
V. Процедуры, направленные на достижение целей Министерства в области охраны труда
18. Процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда, включают:
- процедуру подготовки (обучения) государственных гражданских служащих по охране труда;
- процедуру управления профессиональными рисками.
Пункт 19 изменен с 1 сентября 2022 г. - Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 8 апреля 2022 г. N 440
19. Подготовка государственных гражданских служащих по охране труда проводится в соответствии с Порядком N 1/29.
20. Вводный инструктаж проводится ответственным за организацию работы по охране труда в Министерстве один раз со всеми вновь принимаемыми на государственную гражданскую службу, студентами, проходящими практику в Министерстве, а также для лиц, командированных в Министерство. Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной с учетом специфики деятельности организации, в соответствии с приложением N 1 к настоящему Положению.
Государственные гражданские служащие освобождаются от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, поскольку их деятельность не связана с применением, эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного механизированного ручного инструмента, хранением и применением сырья и материалов.
Перечень должностей государственных гражданских служащих, освобождаемых от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, установлен приложением N 2 к настоящему Положению.
Пункт 21 изменен с 1 сентября 2022 г. - Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 8 апреля 2022 г. N 440
21. Обучение по охране труда в Министерстве проводит ответственный за организацию работы по охране труда в Министерстве в соответствии с программой обучения, определенной приложением N 3 к настоящему Положению.
Перечень должностей государственных гражданских служащих, проходящих подготовку по охране труда в Министерстве, определен приложением N 4 к настоящему Положению.
Перечень должностей государственных гражданских служащих, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях, допущенных к оказанию услуг в области охраны труда, определен приложением N 5 к настоящему Положению.
Для проверки знаний требований охраны труда государственных гражданских служащих в Министерстве создается Комиссия по проверке знаний требований охраны труда (далее - Комиссия по проверке знаний). Проверка знаний осуществляется в соответствии с Порядком N 1/29 и может проходить как в устной ("вопрос-ответ"), так и в письменной (тест) формах. По результатам проверки знаний составляется протокол по форме, определенной приложением N 6 к настоящему Положению. По результатам проверки членами Комиссии выдается удостоверение об успешном прохождении проверки знаний требований охраны труда, форма которого определена приложением N 7 к настоящему Положению.
22. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками Министерство устанавливает порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками:
- выявление опасностей;
- оценка уровней профессиональных рисков;
- снижение уровней профессиональных рисков.
Положение об управлении профессиональными рисками Министерства определено приложением N 8 к настоящему Положению. Данное положение устанавливает единый порядок идентификации опасностей, оценки, учета и анализа профессионального риска причинения вреда здоровью и жизни государственных гражданских служащих, а также единые требования к содержанию и оформлению документации и разработке мероприятий, направленных на управление профессиональными рисками в области охраны труда в Министерстве.
В целях определения опасностей (включая оценку рисков) создается комиссия по идентификации опасностей и оценке рисков (далее - Комиссия по рискам), регламент и состав которой утверждается приказом Министерства.
Пункт 23 изменен с 8 апреля 2022 г. - Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 8 апреля 2022 г. N 440
23. Перечень опасностей, которые могут возникнуть в процессе трудовой деятельности, представляющих угрозу жизни и здоровью государственных гражданских служащих, определен приложением N 9 к настоящему Положению.
Перечень опасностей, указанных в первом абзаце настоящего пункта, не является исчерпывающим и подлежит корректировке путем проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом штатных условий деятельности, случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.
В целях совершенствования внутренних процессов управления охраной труда в Министерстве и предупреждения производственного травматизма учет микроповреждений (микротравм) осуществляется в соответствии с приложением N 10 к настоящему Положению.
VI. Планирование мероприятий по реализации процедур, направленных на достижение целей в области охраны труда и улучшения СУОТ
Пункт 24 изменен с 8 апреля 2022 г. - Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 8 апреля 2022 г. N 440
24. С целью планирования мероприятий по реализации процедур министром труда, занятости и социальной защиты Республики Коми ежегодно утверждается план мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков в Министерстве (далее - План).
25. Ответственный за организацию работы по охране труда в Министерстве в срок до 1 декабря текущего года готовит проект Плана на следующий календарный год и представляет его на утверждение министру труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
26. План формируется с учетом результатов анализа состояния условий и охраны труда в Министерстве. В Плане отражаются:
- общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
- ожидаемый результат от мероприятий, проводимых при реализации процедур;
- сроки реализации мероприятий, проводимых при реализации процедур;
- ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур.
VII. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
Пункт 27 изменен с 8 апреля 2022 г. - Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 8 апреля 2022 г. N 440
27. Ответственный за организацию работы по охране труда в Министерстве, руководители структурных подразделений Министерства организуют:
- контроль состояния рабочих мест государственных гражданских служащих, применяемого оборудования, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, мониторинг показателей реализации процедур;
- контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения (подготовка по охране труда);
- учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, микроповреждений (микротравм), а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению;
- контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.
28. По результатам контроля эффективности процедур функционирования СУОТ и мониторинга их реализации ответственный за организацию работы по охране труда в Министерстве до первого февраля года, следующего за отчетным, готовит отчёт.
VIII. Планирование улучшений функционирования СУОТ
29. Пои планировании улучшения функционирования СУОТ ответственный за организацию работы по охране труда в Министерстве проводит анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей:
29.1. Степень достижения целей Министерства в области охраны труда;
29.2. Способность СУОТ обеспечивать выполнение целей и задач Министерства, установленных разделом II настоящего Положения.
29.3. Эффективность действий, намеченных Министерством на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ.
29.4. Необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц Министерства в области охраны труда, перераспределение ресурсов Министерства.
IX. Реагирование на несчастные случаи и профессиональные заболевания
30. С учетом специфики деятельности Министерства, при незначительном риске уровня возникновения аварий, реагирование на несчастные случаи осуществляется в соответствии со статьями 227-231 ТК РФ, постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях", а также в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 967 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний".
X. Управление документами СУОТ Министерства
31. С целью организации управления документами СУОТ настоящим положением Министерства устанавливаются обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения Министерства и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между структурными подразделениями Министерства, обеспечивающие функционирование СУОТ.
32. Ответственный за организацию работы по охране труда в Министерстве осуществляет разработку, согласование, утверждение, пересмотр, хранение в установленном порядке документов СУОТ:
а) Программа вводного инструктажа по охране труда.
б) Вводный инструктаж по охране труда.
в) Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда.
г) Учебный план по охране труда.
д) Программа обучения по охране труда.
е) Календарный учебный график.
ж) Перечень вопросов для проверки знаний требований охраны труда.
з) Протоколы заседаний Комиссии по проверке знаний требований охраны труда.
и) Положение о системе управления профессиональными рисками в Министерстве, включая:
- методику оценки рисков;
- карты оценки рисков в структурном подразделении;
- сводную таблицу оценки рисков на рабочих местах в Министерстве;
- реестр опасностей на рабочем месте;
- план мероприятий по снижению профессиональных рисков;
33. Сроки хранения документов устанавливаются в соответствии с приказом Росархива от 20.12.2019 N 236 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения".
34. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая:
а) акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;
б) журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;
в) результаты контроля функционирования СУОТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.