Приказ Главы Администрации Октябрьского района г. Пензы от 29 декабря 2020 г. N 365
"Об утверждении Порядка внутреннего финансового аудита"
Руководствуясь пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок внутреннего финансового аудита.
2. Настоящий приказ опубликовать в муниципальной газете "Пенза" и разместить на интернет-странице администрации Октябрьского района города Пензы официального сайта администрации города Пензы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя главы администрации Октябрьского района города Пензы по организации деятельности администрации района.
Глава администрации |
А.В. Гришин |
Утвержден
приказом
главы администрации
Октябрьского района города Пензы
от 29.12.2020 N 365
Порядок внутреннего финансового аудита
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает в соответствии с действующим законодательством единые требования к осуществлению администрацией Октябрьского района города Пензы (далее - администрация района) внутреннего финансового аудита.
2. Осуществление внутреннего финансового аудита
2.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется должностными лицами администрации района (далее - субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
2.2. Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется главе администрации района.
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
2.3. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий администрацией района, направленной на повышение качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
2.4. Структурные подразделения (отдел) администрации района являются объектами внутреннего финансового аудита (далее - объекты аудита).
2.5. В рамках осуществления внутреннего финансового аудита:
а) оценивается надежность внутреннего финансового контроля;
б) подтверждаются законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования бюджетных средств;
в) подтверждается соответствие учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
г) оценивается эффективность применения объектом аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур;
д) подтверждается наличие прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
е) подтверждаются законность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения должностных лиц правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
ж) подтверждается достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность.
2.6. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством доведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым главой администрации района.
Внеплановые аудиторские проверки проводятся на основании решений главы администрации района, на основании поступившей информации о нарушении бюджетного законодательства и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также в рамках контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе внутреннего финансового аудита.
2.7. Должностные лица (субъекты) внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
- запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
- посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
- привлекать независимых экспертов.
2.8. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с планом аудиторской проверки, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности;
в) знакомить уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок;
г) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
2.9. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет глава администрации района.
2.10. Глава администрации района при организации внутреннего финансового аудита обязан исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.
3. Планирование внутреннего финансового аудита
3.1. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита (далее - План аудита).
3.2. План внутреннего финансового аудита представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане аудита указывается проверяемая бюджетная процедура и объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
3.3. При планировании аудиторских проверок (составлении плана) учитываются:
а) значимость операций, групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций для тестирования эффективности (надежности) информации, к которым также относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур;
в) результаты оценки бюджетных рисков;
г) степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
е) наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок.
3.4. В ходе планирования субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
3.5. Формирование и утверждение плана внутреннего финансового аудита осуществляется до начала очередного финансового года.
3.6. План внутреннего финансового аудита на соответствующий год утверждается главой администрации района или лицом, исполняющим его обязанности, в срок до 15 декабря года, предшествующего планируемому году.
3.7. Изменения плана аудита осуществляются по обращению на имя главы администрации района субъекта внутреннего финансового аудита администрации района, оформляется дополнительным документом "Изменения в план внутреннего финансового контроля на ... год." и утверждается главой администрации района или лицом, исполняющим его обязанности.
Изменение Плана аудита осуществляется посредством принятия приказа главы администрации района о внесении изменений в план аудита.
3.8. Контроль за выполнением Плана аудита осуществляет заместитель главы администрации района.
3.9. Внеплановые аудиторские проверки назначаются главой администрации района на основании поступившей информации о нарушениях, а также в рамках контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе внутреннего аудита.
4. Проведение аудиторских проверок
4.1. Аудиторская проверка назначается приказом главы администрации района.
4.2. Для осуществления аудиторской проверки формируется аудиторская группа работников (далее - аудиторская группа) с распределением обязанностей между членами аудиторской группы.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.4. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утверждается руководителем аудиторской группы.
Программа аудиторской проверки должна содержать:
а) тему аудиторской проверки;
б) наименование объектов аудита;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
4.5. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения.
4.6. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
4.7. Срок проведения аудиторской проверки определяется индивидуально и зависит, от масштаба объекта аудита и сложности учета. Аудиторская проверка не может превышать 45 рабочих дней.
4.8. Продление срока проведения аудиторской проверки, установленного при назначении аудиторской проверки, осуществляется приказом главы администрации района на основании докладной записки руководителя аудиторской группы, но не более чем на 30 рабочих дней.
Основаниями для продления аудиторской проверки являются:
- необходимость получения у экспертов, третьих лиц документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки;
- необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований;
- наличие обстоятельств непреодолимой силы.
4.9. Решение о продлении аудиторской проверки оформляется приказом главы администрации района, в котором указывается наименование объекта аудита, тема аудиторской проверки, основание продления аудиторской проверки, состав аудиторской группы, срок доведения аудиторской проверки.
4.10. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы к главе администрации района.
Основаниями для приостановления аудиторской проверки являются:
- отсутствие бухгалтерского учета у объекта аудита. Приостановление проверки на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки;
- непредставление объектом аудита документов, материалов и иной информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов и иной информации. Данные основания препятствуют проведению аудиторской проверки или основания для уклонения от проведения аудиторской проверки. Проведение проверки приостанавливается на период устранения перечисленных обстоятельств;
- временная нетрудоспособность субъекта внутреннего аудита (при проведении аудиторской проверки одним должностным лицом). Проверка приостанавливается на период такой нетрудоспособности.
4.11. Приостановление аудиторской проверки оформляется приказом главы администрации района.
4.12. После устранения причин приостановления проверки аудиторская группа возобновляет проведение аудиторской проверки в сроки, устанавливаемые соответствующим приказом главы администрации района.
4.13. Приостановление, возобновление, продление аудиторской проверки осуществляется на основании служебной записки руководителя аудиторской группы на имя главы администрации района.
5. Оформление и рассмотрение результатов внутреннего финансового аудита
5.1. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который составляется в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока проведения аудиторской проверки в двух экземплярах.
Акт аудиторской проверки подписывается руководителем аудиторской группы. В течение 3 рабочих дней с момента подписания один экземпляр акта вручается представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. О получении акта представитель объекта аудита делает запись в экземпляре акта проверки руководителя аудиторской группы.
Срок рассмотрения акта аудиторской проверки объектом аудита составляет 5 рабочих дней с момента его получения.
Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
5.2. Руководитель аудиторской группы в срок до 10 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту аудиторской проверки рассматривает обоснованность возражений и составляет по ним письменное заключение. Заключение должно содержать ссылки на законодательство и другие правовые акты или их отдельные положения, указание на согласие или несогласие с возражениями и окончательный вывод. Указанное заключение подписывается руководителем аудиторской группы и утверждается главой администрации района. Один экземпляр заключения направляется объекту аудита, второй экземпляр заключения приобщается к материалам аудиторской проверки.
5.3. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
- информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;
- информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
- выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
- выводы о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности в соответствии с требованиями, установленными в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;
- выводы о соблюдении порядка формирования учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета;
- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в планы внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
5.4. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляются главе администрации района. По результатам рассмотрения отчета глава администрации района принимает одно или несколько решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) об устранении выявленных нарушениях с указанием срока;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в правоохранительные и (или) иные уполномоченные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
6. Составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового аудита
6.1. Руководитель аудиторской группы составляет годовую отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита (далее - Отчетность) и предоставляется главе администрации района до 01 февраля следующего года за отчетным.
6.2. Отчетность должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности и другой информации администрации района.
Проведение внутреннего финансового аудита считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию, либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также повышению эффективности использования бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главы Администрации Октябрьского района г. Пензы от 29 декабря 2020 г. N 365 "Об утверждении Порядка внутреннего финансового аудита"
Текст приказа опубликован в муниципальной газете "Пенза" N 14 от 15 апреля 2022 г.
Приказом Главы Администрации Октябрьского района г. Пензы от 22 апреля 2024 г. N 87 настоящий документ признан утратившим силу