В соответствии с Порядком организации в Министерстве социального развития Московской области работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, утвержденным приказом министра социального развития Московской области от 06.11.2019 N 21П-553 "Об утверждении Порядка организации в Министерстве социального развития Московской области работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства социального развития Московской области в сфере социального обслуживания за 2021 год.
2. Управлению организации деятельности структурных подразделений и подведомственных учреждений Министерства социального развития Московской области осуществить размещение (опубликование) настоящего приказа на официальном сайте Министерства социального развития Московской области (www.msr.mosreg.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Контрольно-надзорная деятельность".
|
Л.С. Болатаева |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом министра
социального развития
Московской области
от 16.12.2021 г. N 20П-551
Обобщение и анализ
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства социального развития Московской области в сфере социального обслуживания за 2021 год
1. Общие положения
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", статьей 3 Закона Московской области от 04.12.2014 N 162/2014-ОЗ "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области", статьей 33 Закона Московской области от 30.06.2021 N 123/2021-ОЗ "О видах регионального государственного контроля (надзора) на территории Московской области", постановлением Правительства Московской области от 19.12.2017 N 1086/46 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания" Министерство социального развития Московской области (далее - Министерство) осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, в том числе за обеспечением доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, на территории Московской области (далее - государственный контроль).
Государственный контроль осуществляется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - поставщиков социальных услуг, осуществляющих социальное обслуживание на территории Московской области, включенных в Реестр поставщиков социальных услуг Московской области, формирование которого осуществляется Министерством (далее - организации).
Государственный контроль непосредственно осуществляется управлением по вопросам социального обслуживания населения и реабилитации инвалидов Министерства и управлением по делам семьи, детей и демографического развития Министерства.
2. Цели проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
Целью проведения обобщения и анализа Министерством правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере социального обслуживания и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований при осуществлении государственного контроля (далее - обобщение правоприменительной практики) является:
1) обеспечение единства практики применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - обязательные требования);
2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем опубликования;
3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применения обязательных требований;
4) совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
3. Основные задачи обобщения правоприменительной практики
Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
1) выявление проблемных вопросов применения Министерством обязательных требований;
2) выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
3) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
4) выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
5) подготовка предложений по совершенствованию законодательства.
4. Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования в сфере социального обслуживания
К нормативным правовым актам, регулирующим осуществление Министерством государственного контроля, принятым в отчетный период относятся:
1) Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 11.06.2021, Собрание законодательства Российской Федерации, 14.06.2021, N 24 (часть I), ст. 4188, "Российская газета", N 133, 18.06.2021);
2) Закон Московской области от 30.06.2021 N 123/2021-ОЗ "О видах регионального государственного контроля (надзора) на территории Московской области" (официальный интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 30.06.2021, издание "Ежедневные новости. Подмосковье", N 121,05.07.2021);
3) постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 999 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания" (официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.06.2021, Собрание законодательства Российской Федерации, 05.07.2021, N 27 (часть II), ст. 5386);
4) постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2021 N 1520 "Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.09.2021, Собрание законодательства Российской Федерации, 13.09.2021, N 37, ст. 6540);
5) постановление Правительства Российской Федерации от 14.09.2021 N 1559 "Об изменении и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.09.2021, Собрание законодательства Российской Федерации, 27.09.2021, N 39, ст. 6712);
6) Закон Московской области от 08.06.2021 N 99/2021-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области" (официальный интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 15.06.2021, "Ежедневные новости. Подмосковье", N 111, 21.06.2021);
7) Закон Московской области от 20.10.2021 N 178/2021-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области" (официальный интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 22.10.2021, "Ежедневные новости. Подмосковье", N 202, 26.10.2021);
8) постановление Правительства Московской области от 18.05.2021 N 375/16 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 30.12.2014 N 1195/51 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Московской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области в сфере социального обслуживания населения" (официальный интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 01.06.2021, "Ежедневные новости. Подмосковье", N 151, 16.08.2021, "Ежедневные новости. Подмосковье", N 165, 03.09.2021);
9) постановление Правительства Московской области от 20.07.2021 N 582/24 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 30.12.2014 N 1195/51 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Московской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области в сфере социального обслуживания населения" (официальный интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 20.07.2021, "Информационный вестник Правительства Московской области", N 20, 27.10.2021, "Ежедневные новости. Подмосковье", N 218, 19.11.2021);
10) постановление Правительства Московской области от 20.07.2021 N 585/25 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 30.12.2014 N 1195/51 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Московской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области в сфере социального обслуживания населения" (официальный интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 09.08.2021, "Ежедневные новости. Подмосковье", N 188, 06.10.2021, "Информационный вестник Правительства Московской области", N 20, 27.10.2021);
11) постановление Правительства Московской области от 22.09.2021 N 909/32 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 30.12.2014 N 1195/51 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Московской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области в сфере социального обслуживания населения" (официальный интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 22.09.2021, "Ежедневные новости. Подмосковье", N 226, 01.12.2021);
12) постановление Правительства Московской области от 26.10.2021 N 1079/38 "О региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания на территории Московской области" (официальный интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 01.12.2021);
13) постановление Правительства Московской области от 08.12.2021 N 1300/41 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Московской области" (официальный интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 08.12.2021);
14) распоряжение Министерства социального развития Московской области от 19.10.2021 N 20РВ-195 "О признании утратившими силу некоторых распоряжений Министерства социального развития Московской области по вопросам осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания" (официальный сайт Министерства социального развития Московской области http://msr.mosreg.ru, 19.10.2021).
5. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля
Государственный контроль реализуется в том числе посредством организации и проведения проверок в отношении организаций.
Осуществление контрольно-надзорной деятельности проводится на основании планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При подготовке плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерство руководствовалось требованиями:
Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Проект плана проходит процедуру согласования с прокуратурой Московской области на предмет законности включения в него объектов регионального государственного контроля (надзора).
Проект плана готовится с учетом критериев проблемности (классификации) поставщиков социальных услуг в соответствии с присвоенным уровнем проблемности, в соответствии с пунктами 49, 50 Административного регламента исполнения Министерством социального развития Московской области государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, утвержденного распоряжением Министерства социального развития Московской области от 29.02.2016 N 19РВ-17 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством социального развития Московской области государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания".
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, проект ежегодного плана проведения плановых проверок направляется Министерством в прокуратуру Московской области на бумажном и электронном носителях.
Прокуратурой Московской области после рассмотрения проекта ежегодного плана проведения плановых проверок на предмет законности включения в него организаций в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносятся предложения об устранении выявленных замечаний и о проведении по возможности в отношении отдельных организаций совместных плановых проверок, в том числе о необходимости совмещения сроков проведения проверок различными надзорными органами в отношении одной организации на одну дату.
После рассмотрения предложений прокуратуры Московской области и согласования с иными контролирующими органами сроков проведения проверок Министерством до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в прокуратуру Московской области направляется утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок.
Министерством обеспечена доступность информации о подконтрольных объектах, подлежащих проверкам. На официальном сайте Министерства (www.msr.mosreg.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещена информация:
о плане проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствующий период;
о совокупности обязательных требований к субъектам проверок;
о результатах проведения плановых и внеплановых проверок и статистика результатов проведения проверок;
доклад о проведении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
В 2021 году проведена 21 плановая проверка (15,7 процента организаций).
В ходе проведения проверок выявлено 11 нарушений законодательства, из которых:
1) отсутствие положений о структурных подразделениях (отделениях и т.д.) поставщика социальных услуг 1 - 1;
2) отсутствие в договоре на предоставление социальных услуг существенных условий 2 - 1;
3) несоответствие положения о попечительском совете примерному положению о попечительском совете организации социального обслуживания 3 - 2;
4) несоблюдение порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - 1.
___________________________________
1 В учредительном документе (устав) поставщика социальных услуг закреплено, что структурные подразделения осуществляют свою деятельность в соответствии с Положениями об отделениях, утверждаемыми директором поставщика социальных услуг. При этом структура поставщика социальных услуг должна соответствовать структуре, предусмотренной уставом поставщика социальных услуг. Виды деятельности, указанные в положениях о структурных подразделениях (отделениях) поставщика социальных услуг должны соответствовать видам деятельности, указанным в уставе поставщика социальных услуг.
2 Примерная форма договора о предоставлении социальных услуг утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.11.2014 N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
3 Примерное положение о попечительском совете организации социального обслуживания утверждено приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.06.2014 N 425н "Об утверждении Примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания" и должно включать в себя структуру, порядок формирования, срок полномочий, компетенцию попечительского совета и порядок принятия им решений.
Срок проведения Министерством плановых проверок не превышал пяти рабочих дней. Министерством в 2021 году не допущено нарушений сроков проведения плановых проверок.
Контрольно-надзорные мероприятия проведены Министерством с соблюдением прав организаций, в соответствии с законодательством о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В 2021 году случаев обжалования действий должностных лиц Министерства при проведении проверок не было.
По результатам проверок должностными лицами Министерства, проводящими проверку, составлялся акт проверки. Акт проверки оформлялся непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручался руководителю либо уполномоченному представителю организации под расписку об ознакомлении, либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Меры прокурорского реагирования к должностным лицам Министерства в связи с их действиями не применялись.
Случаев невозможности проведения плановых проверок в 2021 году не было. Воспрепятствования законной деятельности должностных лиц по проведению проверок или уклонение от проверок со стороны проверяемых организаций в 2021 году также не было.
В связи с тем, что Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность за нарушение обязательных требований в сфере социального обслуживания не предусмотрена, протоколы об административных правонарушения Министерством не составлялись.
В случае выявления при проведении проверки нарушений организациями обязательных требований, должностным лицом Министерства, проводящим проверку выдается организации предписание об устранении выявленного нарушения обязательных требований с указанием срока устранения нарушения.
Министерством осуществлялся своевременный контроль за выполнением выданных предписаний. С целью пресечения нарушений законодательства Министерством в 2021 году выдано 8 предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере социального обслуживания. Нарушения устраняются в соответствии с установленными сроками.
Проверок, результаты которых были отменены в связи с наличием грубых нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отчетном периоде не отмечено. Информация о показателях работы размещена на официальном сайте Министерства (www.msr.mosreg.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Контроль (надзор) в сфере социального обслуживания".
Факты оспаривания в суде организациями оснований и результатов проведения в отношении них мероприятий по контролю в 2021 году отсутствуют.
Проверки, результаты которых признаны недействительными в 2021 году, отсутствуют.
В ходе проведения проверок в 2021 году в деятельности организаций нарушений обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, не выявлено.
При осуществлении государственного контроля административные штрафы не налагались.
Материалы о выявленных нарушениях в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел не передавались.
Анализ причин возникновения нарушений в сфере социального обслуживания показывает, что основными из них являются:
недостаточный уровень правовых знаний и правовой культуры руководителей и должностных лиц организаций;
неудовлетворительное экономическое и финансовое состояние ряда организаций.
Выдано 15 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области государственного контроля.
В целях предотвращения нарушений требований действующего законодательства в сфере социального обслуживания Министерством осуществлялись следующие мероприятия:
проведение семинаров, "круглых столов" и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий с целью разъяснения применения действующих нормативных правовых актов (согласно утвержденному плану);
на официальном сайте Министерства (www.msr.mosreg.ru) и организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на информационных стендах размещены нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования в сфере социального обслуживания;
проведение обучения сотрудников организаций по утвержденным тематическим планам, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, аттестация;
ежеквартальное составление рейтинга учреждений социального обслуживания в соответствии с приказом социального развития Московской области от 25.06.2019 N 21П-257 "Об организации работы по оценке эффективности деятельности государственных учреждений социального обслуживания Московской области, подведомственных Министерству социального развития Московской области", в который включены критерии, свидетельствующие о наличии (отсутствии) нарушений, выявленных (не выявленных) в ходе проверок контрольными (надзорными) органами, на основании которого оценивается работа руководителя, в том числе с применением мер дисциплинарного взыскания.
Стоит отметить, что в соответствии со вступлением в силу 1 июля 2021 года статьи 106 Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" плановые проверки в III и IV кварталах 2021 года отменены.
Предметом государственного контроля с 1 июля 2021 года является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, требований Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Московской области, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания.
6. Предложения по совершенствованию законодательства
Предложения по совершенствованию административного законодательства для включения в кодекс Российской Федерации об административных нарушениях отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра социального развития Московской области от 16 декабря 2021 г. N 20П-551 "Об утверждении обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства социального развития Московской области за 2021 год"
Текст приказа опубликован на сайте Министерства социального развития Московской области (http://msr.mosreg.ru) 16 декабря 2021 г.