Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 33099-8 "О внесении изменений в статьи 2 и 4.2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом проектируется внесение изменений в Федеральный закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) и Федеральный закон от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ), направленных на расширение оснований для обязательного применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) на розничных рынках и усиление контроля за соблюдением кассовой дисциплины при осуществлении наличных расчетов на розничных рынках.
По законопроекту имеется ряд замечаний правового характера.
Так, статьей 1 законопроекта статья 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ дополняется пунктом 19, предоставляющим управляющим рынком компаниям право проверять сведения о факте регистрации (перерегистрации) ККТ и о применяемой системе налогообложения на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет".
Обращаем внимание, что предметом регулирования Федерального закона N 54-ФЗ является обеспечение установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения, а в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ (в редакции, вступающей в силу с 1 марта 2022 года) контроль за применением ККТ относится к государственному контролю (надзору), осуществление которого регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Управляющие рынками компании указанным Федеральным законом к контрольно-надзорным органам не отнесены. Проектируемый пункт 19 статьи 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ не соотносится с предметом регулирования названного Федерального закона.
Применительно к проектируемому пункту 11 части 1 статьи 14 Федерального закона N 271-ФЗ, наделяющему аналогичным правом управляющие рынком компании в рамках организации деятельности рынка с целью обеспечения соблюдения лицами, заключившими договоры о предоставлении торговых мест, предусмотренных законодательством требований, отмечаем, что обязанность уполномоченного органа (в данном случае это Федеральная налоговая служба) размещать в сети "Интернет" в свободном доступе сведения о регистрации (перерегистрации) ККТ и о применяемых налогоплательщиками системах налогообложения законодательством не установлена.
Согласно проектируемому пункту 11 части 1 статьи 14 Федерального закона N 271-ФЗ управляющая рынком компания вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о предоставлении торгового места при выявлении факта отсутствия у лица, которому оно предоставлено, зарегистрированной (перерегистрированной) по месту нахождения рынка ККТ при условии, что на торговом месте осуществляется деятельность, требующая применение ККТ при осуществлении расчетов, либо факта отсутствия у такого лица права осуществления расчетов без применения ККТ.
Поскольку в силу положений статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ (в том числе с учетом вносимых в нее настоящим законопроектом изменений) на розничных рынках могут осуществлять торговлю как лица, обязанные применять ККТ, так и лица, освобожденные от ее применения (то есть, применительно к проектируемой норме это будут разные лица, разные торговые места, на которых предусмотрено и не предусмотрено применение ККТ, и разные основания отказа от исполнения договора), проектируемая норма нуждается в доработке и уточнении, в том числе, путем исключения слова "такого" из формулировки "или выявления факта отсутствия у такого лица права осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники...".
Также отмечаем, что с учетом наличия в части 1 статьи 14 Федерального закона N 271-ФЗ пункта 6, устанавливающего в качестве требования к организации деятельности на рынке обеспечение со стороны управляющей рынком компании соблюдения лицами, заключившими с ней договоры о предоставлении торговых мест, требований законодательства о применении ККТ, положения, предоставляющие управляющей рынком компании возможность получения необходимых для исполнения данного требования сведений, подлежат включению в данную норму.
Что касается одностороннего отказа управляющей рынком компании от исполнения договора о предоставлении торгового места, то, с учетом положений статей 310 и 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предусматривающих возможность одностороннего отказа от исполнения договора, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором, основания и порядок такого отказа полагаем необходимым сформулировать применительно ко всем требованиям к организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, предусмотренным статьей 14 Федерального закона N 271-ФЗ.
Проектируемая редакция части 2 статьи 15 Федерального закона N 271-ФЗ в части, касающейся наличия у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, зарегистрированной ККТ, не согласуется с положениями статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ, согласно которой пользователями ККТ являются организации или индивидуальные предприниматели, и пункта 9 статьи 3 Федерального закона N 271-ФЗ, относящего к лицам, с которыми может быть заключен договор о предоставлении торгового места, граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями (например граждан, ведущих личное подсобное хозяйство).
Употребляемое по тексту законопроекта словосочетание "зарегистрированная контрольно-кассовая техника" следует унифицировать с терминологией Федеральных законов N 271-ФЗ и N 54-ФЗ, в которых используется словосочетание "зарегистрированная (перерегистрированная) контрольно-кассовая техника".
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.