Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 746454-7 "О внесении изменений в статью 145 Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования отдельных вопросов условий оплаты труда" (далее - законопроект), внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым и О.А. Ниловым.
Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, действующая редакция статьи 145 "Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций" Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) сформирована Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 347-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Авторы законопроекта признают, что данным Федеральным законом "регулирование указанных правоотношений было существенно скорректировано" и установлен "ряд рамочных ограничений для руководителей, их заместителей, а также главных бухгалтеров определенных категорий организаций с государственным участием". Однако, по их мнению, изменения, внесенные данным Федеральным законом, "не выполняют своей задачи по существенному и справедливому распределению фонда оплаты труда среди сотрудников различных организаций с государственным участием и требуют дополнительного регулирования".
В связи с этим законопроектом предложен ряд изменений, которые, как, указано в пояснительной записке, направлены на "совершенствование механизмов оплаты труда внутри различных государственных организаций, экономию бюджетных средств, на достижение социальной справедливости и соразмерной оплаты труда для всех категорий работников".
Действующая редакция статьи 145 ТК РФ разделяет лиц, в отношении которых осуществляется регулирование условий оплаты труда, на три категории:
1) руководители, их заместители, главные бухгалтеры государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий (далее - руководители фондов, учреждений, предприятий);
2) руководители, их заместители, главные бухгалтеры и заключающие трудовой договор члены коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности (далее - руководители корпораций, компаний, хозяйственных обществ);
3) руководители иных организаций, их заместители, главные бухгалтеры и заключающие трудовой договор члены коллегиальных исполнительных органов иных организаций.
Условия оплаты труда руководителей последней категории законодательством специально не регулируются и устанавливаются по соглашению сторон трудового договора. Законопроект эти положения также не затрагивает.
Новеллы законопроекта касаются только руководителей первых двух категорий.
В части регулирования оплаты труда руководителей фондов, учреждений, предприятий вводятся следующие новеллы:
а) устанавливается, что предельный уровень соотношения их среднемесячной заработной платы, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы руководителей), не может превышать кратности от 1 до 8.
Действующее регулирование предусматривает, что этот предел (кратность) устанавливается решением, соответственно, на федеральном уровне нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, на уровне субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на муниципальном уровне нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом максимальная кратность непосредственно в ТК РФ не установлена;
б) исключается норма, дающая право соответственно Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления утверждать перечни фондов, учреждений, предприятий, в отношении которых правило о предельном уровне оплаты труда руководителей не применяется;
в) вводится дополнительное ограничение размеров оплаты труда данной категории работников: их ежемесячный должностной оклад, выплаты стимулирующего характера и иные выплаты (за исключением выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров) не могут превышать среднемесячное денежное вознаграждение Президента Российской Федерации по показателям предыдущего календарного года.
Ограничения размеров оплаты труда руководителей корпораций, компаний, хозяйственных обществ практически приравниваются к ограничениям, устанавливаемым для руководителей фондов, учреждений, предприятий:
а) устанавливается, что предельный уровень соотношения их среднемесячной заработной платы, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких корпораций, компаний, хозяйственных обществ (без учета заработной платы руководителей), не может превышать кратности от 1 до 8:
б) устанавливается, что их ежемесячный должностной оклад, выплаты стимулирующего характера и иные выплаты (за исключением выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров) не могут превышать среднемесячное денежное вознаграждение Президента Российской Федерации по показателям предыдущего календарного года.
Действующее регулирование предусматривает для этой категории руководителей только общее правило о том, что условия оплаты их труда определяются трудовыми договорами в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Вместе с тем, проблемы, на решение которых направлен законопроект, достаточно полно обсуждались при рассмотрении Государственной Думой внесенного Правительством Российской Федерации проекта федерального закона N 1012025-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части обязательного установления предельных размеров соотношения между среднемесячной заработной платы руководителей (их заместителей, главных бухгалтеров) и среднемесячной заработной платой работников государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, государственных внебюджетных фондов и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а также усиления ответственности за их несоблюдение).
В результате принятый Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 347-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (Далее - Федеральный закон N 347-ФЗ) в достаточной мере урегулировал вопросы ограничения оплаты труда руководителей и других руководящих работников с учетом различий в правовом статусе государственных (муниципальных) организаций и в принципах финансового обеспечения их деятельности.
Указанным Федеральным законом в ТК РФ внесены изменения не только в части обязательного установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников.
Установлена также обязанность учредителей размещать информацию о среднемесячной (в расчете за год) заработной плате указанных категорий работников в сети "Интернет" на официальных сайтах учредителя либо непосредственно на официальных сайтах этих организаций.
Установлена дополнительная ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения его заработной платы, заработных плат заместителей руководителя и главного бухгалтера и зарплаты работников организации. Данное нарушение включено в число оснований прекращения трудового договора с руководителем организации.
Для рассмотрения вопросов практика применения норм Федерального закона N 347-ФЗ Комитет по труду, социальной политики и делам ветеранов провел в феврале 2019 года "круглый стол", в ходе которого от органов исполнительной власти Российской Федерации получена, в частности, следующая информация.
Правительством Российской Федерации установлены предельные размеры соотношения зарплат руководителей и работников:
- для руководителей учреждений, предприятий - в кратности от 1 до 8 (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 года N 1339, с последующими изменениями);
- для руководителей фондов - в кратности от 1 до 10, их заместителей и главных бухгалтеров - от 1 до 8 (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2016 года N 1259).
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года N 2627-р и от 12 декабря 2015 года N 2555-р утверждены перечни учреждений, предприятий, заработная плата руководителей которых устанавливается без учета предельных соотношений. В указанные перечни включены 56 из 15,5 тыс. федеральных государственных учреждений и 76 из 0,9 тыс. федеральных государственных унитарных предприятий. Это организации, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, имеющие особую значимость, масштабность, уникальность, а также стратегическое значение.
Одновременно Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2017 года N 1349 установлено, что если проекты нормативных актов об установлении параметров оплаты труда руководителей учреждений, предприятий, входящих в указанные перечни, содержат предельные соотношения среднемесячной зарплаты в кратности 1 к 15 и выше, то они должны быть согласованы с соответствующим заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.
По данным мониторинга, в 2018 году в 96,7% государственных и муниципальных учреждений соотношение средней зарплаты руководителей и средней зарплаты работников не превысило 4 раз.
Таким образом, в части регулирования условий оплаты труда руководителей фондов, учреждений, предприятий предлагаемые законопроектом нормы представляются избыточными.
Что касается правил оплаты труда руководителей корпораций, компаний, хозяйственных обществ, то они должны устанавливаться с учетом результатов деятельности корпорации, компании или хозяйственного общества.
При этом механизм установления условий оплаты труда руководителей должен учитывать особенности порядка управления соответствующими корпорациями, компаниями, хозяйственными обществами, в том числе в соответствии с корпоративным законодательством.
Таким образом, установление условий оплаты труда руководителей корпораций, компаний, хозяйственных обществ не может регулироваться исключительно нормами трудового законодательства.
По поручению Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России совместно с Росимуществом разработаны Методические указания по применению ключевых показателей эффективности (КПЭ) государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает 50 процентов.
Основными задачами утверждения системы КПЭ являются оценка достижения стратегических целей корпораций, компаний, хозяйственных обществ, мониторинг и контроль реализации их стратегии, создание должной мотивации менеджмента с учетом ориентации сотрудников на достижение приоритетных целей корпораций, компаний, хозяйственных обществ.
В заключении Правительства Российской Федерации на законопроект также отмечено, что предлагаемые законопроектом меры являются чрезмерными и создают препятствия гибкому регулированию оплаты труда, размер которой для работников, указанных в части первой статьи 145 ТК РФ, определяется по общим правилам статей 129 и 132 ТК РФ и зависит от их квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда с учетом установленных ТК РФ ограничений.
Проектируемые законопроектом нормы фактически повторяют нормы проекта федерального закона N 715823-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", который ранее был внесен депутатами Государственной Думы VI созыва О.А. Ниловым и О.Л. Михеевым. Данный законопроект был отклонен Государственной Думой 15 июня 2017 года при рассмотрении в первом чтении.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 1 субъекта Российской Федерации получен положительный отзыв, от органов государственной власти 6 субъектов Российской Федерации получены отрицательные отзывы, мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Правовое Управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении обращает внимание на то, что в соответствии с частью третьей предлагаемой редакции статьи 145 Кодекса ежемесячный должностной оклад, выплаты стимулирующего характера и иные выплаты вышеуказанным лицам не могут превышать среднемесячное денежное вознаграждение Президента Российской Федерации по показателям предыдущего календарного года. В этой связи нуждается в уточнении, идет ли речь в целом о заработной плате вышеуказанных лиц (исходя из понятия "заработная плата", определенного в статье 129 Кодекса) или же названные суммы каждая в отдельности не может превышать среднемесячное денежное вознаграждение Президента Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК), представляющая общероссийские объединения профсоюзов, в своем заключении обращает внимание на то, что законопроект требует доработки.
Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения работодателей, своего мнения по законопроекту не представила.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 746454-7 "О внесении изменений в статью 145 Трудового кодекса Российской Федерации в части регулирования отдельных вопросов условий оплаты труда" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.