Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 29 декабря 2021 г. N 2233-ПП
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе на территории города Москвы
1. Общие положения
1.1. Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе на территории города Москвы (далее - Положение) определяет порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе на территории города Москвы.
1.2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе на территории города Москвы (далее - региональный контроль) является соблюдение юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, являющимися операторами технического осмотра (далее - контролируемые лица), при осуществлении технического осмотра транспортных средств установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и установленного размера платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе на территории города Москвы (далее - обязательные требования).
1.3. Региональный контроль осуществляется Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - Департамент транспорта) в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
1.4. Решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимает руководитель (заместитель руководителя) Департамента транспорта с учетом требований, установленных статьей 64 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
1.5. От имени Департамента транспорта региональный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица:
1.5.1. Руководитель (заместитель руководителя) Департамента транспорта.
1.5.2. Должностное лицо Департамента транспорта, к должностным обязанностям которого должностным регламентом отнесено осуществление полномочий по региональному контролю, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - инспектор).
1.6. Инспекторы, уполномоченные на проведение конкретного профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия, определяются решением Департамента транспорта о проведении профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия.
Запрещается проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении тех же объектов контроля.
1.7. Департамент транспорта при осуществлении регионального контроля проводит профилактические мероприятия и контрольные (надзорные) мероприятия из числа предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
1.8. Объектом государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) является деятельность, действия контролируемых лиц, включая результаты их деятельности по оказанию услуг, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования.
1.9. Департамент транспорта осуществляет учет объектов контроля посредством государственной информационной системы "Цифровая платформа взаимодействия бизнеса и контрольных (надзорных) органов "Открытый контроль" (далее - ГИС "Открытый контроль").
1.10. Региональный контроль осуществляется в соответствии с:
1.10.1. Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
1.10.2. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ).
1.10.3. Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
1.10.4. Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
1.10.5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".
1.10.6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2021 г. N 338 "О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
1.10.7. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
1.10.8. Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 июня 2021 г. N 294 "О реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
1.10.9. Постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2011 г. N 666-ПП "Об организации проведения технического осмотра транспортных средств в городе Москве для отдельных категорий лиц и утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета города Москвы операторам технического осмотра в целях возмещения недополученных доходов в связи с проведением технического осмотра транспортных средств без взимания платы".
1.10.10. Постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2012 г. N 107-ПП "Об установлении предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств в городе Москве".
1.10.11. Постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2020 г. N 2384-ПП "О государственной информационной системе "Цифровая платформа взаимодействия бизнеса и контрольных (надзорных) органов "Открытый контроль".
1.11. Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:
1.11.1. Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением Департамента транспорта о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) объекты контроля, если иное не предусмотрено федеральными законами.
1.11.2. Знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
1.11.3. Требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки.
1.11.4. Знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия.
1.11.5. Составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия.
1.11.6. Выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения.
1.11.7. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления контрольных (надзорных) мероприятий.
1.11.8. Выдавать контролируемым лицам предписания об устранении выявленных правонарушений с указанием сроков устранения.
1.11.9. Обращаться в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность.
1.11.10. Совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
1.12. Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий обязан:
1.12.1. Соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц.
1.12.2. Своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений Департамента транспорта.
1.12.3. Проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами.
1.12.4. Требовать представления документов, информации, материалов, если они относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов.
1.12.5. Не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также имеющиеся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
1.12.6. Не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявления неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций.
1.12.7. Не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей - присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, осуществлять консультирование.
1.12.8. Предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету регионального контроля, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено Федеральным законом N 248-ФЗ.
1.12.9. Знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия.
1.12.10. Знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия.
1.12.11. Учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу.
1.12.12. Доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.12.13. Соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий.
1.13. Инспектор не вправе:
1.13.1. Оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям Департамента транспорта.
1.13.2. Проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением Департамента транспорта.
1.13.3. Проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
1.13.4. Требовать представления документов, информации, материалов, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов.
1.13.5. Распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления регионального контроля и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.13.6. Требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
1.13.7. Осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий.
1.13.8. Превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
1.13.9. Препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено законодательством Российской Федерации и эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
1.14. Контролируемое лицо при осуществлении регионального контроля имеет право:
1.14.1. Присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие Департамента транспорта с контролируемыми лицами.
1.14.2. Получать от Департамента транспорта, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами.
1.14.3. Получать от Департамента транспорта информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну.
1.14.4. Знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать Департаменту транспорта о своем согласии или несогласии с ними.
1.14.5. Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Департамента транспорта, решения Департамента транспорта, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении регионального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.14.6. Привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами).
1.14.7. Представлять в Департамент транспорта информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия может быть перенесено в соответствии с пунктом 2.16 настоящего Положения.
1.15. Взаимодействие контролируемого лица с Департаментом транспорта, защита прав и законных интересов контролируемого лица могут осуществляться лично или через представителя, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В качестве представителей контролируемого лица могут выступать законные представители организаций, уполномоченные представители. Полномочия представителя контролируемого лица должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, распорядительным документом организации или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального контроля
2.1. Региональный контроль осуществляется на основе системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющей выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
Отнесение объектов контроля к категориям риска осуществляется решением руководителя (первого заместителя руководителя, заместителя руководителя) Департамента транспорта в соответствии с критериями отнесения объектов контроля к определенной категории риска (далее - критерии риска), предусмотренными приложением 1 к настоящему Положению.
2.2. При рассмотрении Департаментом транспорта сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в том числе в обращениях граждан, Департаментом транспорта проводятся мероприятия, направленные на оценку достоверности полученных сведений, после чего категория риска объекта контроля пересматривается или подтверждается.
2.3. Сбор, обработка, анализ и учет сведений об объектах контроля в целях их отнесения к категориям риска осуществляются без взаимодействия с контролируемыми лицами.
2.4. При осуществлении регионального контроля применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2.5. Департаментом транспорта обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
2.6. В соответствии с оценкой риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям устанавливаются три категории риска:
2.6.1. Высокий риск.
2.6.2. Средний риск.
2.6.3. Низкий риск.
2.7. В целях, связанных с осуществлением регионального контроля, Департамент транспорта получает на безвозмездной основе документы и (или) сведения от государственных органов, органов местного самоуправления, либо подведомственных таким органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме.
2.8. Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, раскрытие информации, в том числе ознакомление с такими документами и (или) сведениями в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
2.9. Перечень объектов контроля с присвоенными категориями риска утверждается ежегодно Департаментом транспорта и размещается не позднее 1 июня текущего года в открытом доступе на странице Департамента транспорта на официальном портале Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.mos.ru/dt/function/.
2.10. Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска устанавливаются с учетом положений частей 5 и 6 статьи 23 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.11. Для оценки риска причинения вреда (ущерба), при принятии решения о проведении и выборе вида контрольного (надзорного) мероприятия Департамент транспорта использует категории риска, предусмотренные приложением 1 к настоящему Положению.
2.12. Департамент транспорта в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска принимает решение об изменении категории риска указанного объекта контроля в порядке, предусмотренном пунктом 2.19 настоящего Положения.
2.13. Обмен информацией и документами между Департаментом транспорта и контролируемым лицом о совершаемых ими действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ, посредством размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также посредством ГИС "Открытый контроль", иных средств связи.
2.14. Для целей информирования контролируемого лица Департамент транспорта может использовать адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации контролируемого лица.
2.15. Документы, направляемые контролируемым лицом Департаменту транспорта в электронном виде, могут быть подписаны:
2.15.1. Простой электронной подписью.
2.15.2. Простой электронной подписью, ключ которой получен физическим лицом при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации.
2.15.3. Усиленной квалифицированной электронной подписью в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ или настоящим Положением.
2.16. В случае поступления от индивидуального предпринимателя, являющегося контролируемым лицом, в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия Департамент транспорта вправе перенести контрольное (надзорное) мероприятие на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя в Департамент транспорта.
2.17. Виды контрольных (надзорных) мероприятий определяются Департаментом транспорта исходя из категории риска:
2.17.1. Высокий риск:
2.17.1.1. Выездная проверка.
2.17.1.2. Инспекционный визит.
2.17.1.3. Документарная проверка.
2.17.2. Средний риск:
2.17.2.1. Выездная проверка.
2.17.2.2. Инспекционный визит.
2.17.2.3. Документарная проверка.
2.17.3. Низкий риск - профилактические мероприятия.
2.18. При рассмотрении Департаментом транспорта сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в том числе в обращениях граждан, Департаментом транспорта проводятся мероприятия, направленные на оценку достоверности полученных сведений, после чего категория риска контроля пересматривается или подтверждается.
2.19. При отнесении объектов контроля к категориям риска, применении критериев риска и выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований Департаментом транспорта используются сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, использования специальных режимов регионального контроля, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, в том числе обеспечивающие маркировку, прослеживаемость, учет, автоматическую фиксацию информации, и иные сведения о контролируемых лицах, в том числе из открытых источников данных.
В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении планового контрольного (надзорного) мероприятия Департамент транспорта использует индикаторы риска нарушения обязательных требований, предусмотренные приложением 2 к настоящему Положению.
2.20. Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется Департаментом транспорта в информационных системах государственного контроля (надзора), в том числе в ГИС "Открытый контроль".
2.21. Включение в ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется с учетом периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, определяемой категорией риска, предусмотренной приложением 1 к настоящему Положению.
Для объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, устанавливается средняя частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в 4 года и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в два года.
Для объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, минимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий составляет не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в 6 лет и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года.
В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
2.22. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий), формируемого Департаментом транспорта и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
2.23. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся в виде выездной проверки и инспекционного визита.
2.24. Основанием для проведения внеплановых контрольных мероприятий являются:
2.24.1. Поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц.
2.24.2. Требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
2.24.3. Истечение срока исполнения решения Департамента транспорта об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.25. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в отношении объектов регионального контроля, относящихся к категории высокого риска и среднего риска.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемой Департаментом транспорта программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда) путем проведения профилактических мероприятий.
Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда размещается на странице Департамента транспорта на официальном портале Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.mos.ru/dt/function/, в ГИС "Открытый контроль" в течение 5 дней со дня утверждения, но не позднее 20 декабря предшествующего года.
3.2. При осуществлении регионального контроля проводятся следующие профилактические мероприятия:
3.2.1. Информирование.
3.2.2. Обобщение правоприменительной практики.
3.2.3. Объявление предостережений.
3.2.4. Консультирование.
3.2.5. Профилактический визит.
3.2.6. Самообследование.
3.3. Департаментом транспорта также проводятся профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда в соответствии с главой 10 Федерального закона N 248-ФЗ.
Департамент транспорта при проведении профилактических мероприятий осуществляет взаимодействие с гражданами, организациями только в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.
Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) Департамента транспорта или иному должностному лицу Департамента транспорта, уполномоченному на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
3.4. Информирование осуществляется посредством размещения и поддерживания в актуальном состоянии сведений, предусмотренных статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на странице Департамента транспорта на официальном портале Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.mos.ru/dt/function/, в ГИС "Открытый контроль", в средствах массовой информации и иных формах.
3.5. Обобщение правоприменительной практики проводится в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.6. По итогам обобщения правоприменительной практики Департамент транспорта обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа (далее - доклад о правоприменительной практике).
3.7. Доклад о правоприменительной практике готовится Департаментом транспорта не реже одного раза в год. Департамент транспорта обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
3.8. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя Департамента транспорта не позднее 15 марта года, следующего за отчетным годом, после чего размещается на странице Департамента транспорта на официальном портале Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.mos.ru/dt/function/ в течение 15 календарных дней со дня его подписания.
3.9. Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад Департамента транспорта о состоянии государственного контроля (надзора).
3.10. Методическое обеспечение деятельности по обобщению правоприменительной практики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
3.11. Порядок объявления предостережения:
3.11.1. В случае наличия у Департамента транспорта сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Департамент транспорта объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
3.11.2. Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном пунктом 2.13 настоящего Положения, и содержит указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
3.11.3. Составление и вручение контролируемому лицу предостережения осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня получения Департаментом транспорта сведений о готовящихся нарушениях либо признаках нарушения обязательных требований. Предостережение направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном пунктом 2.13 настоящего Положения.
3.11.4. В случае принятия Департаментом транспорта решения об объявлении контролируемому лицу предостережения одновременно с указанным предостережением контролируемому лицу в целях проведения им самообследования соблюдения обязательных требований направляется адрес страницы Департамента транспорта на официальном портале Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://www.mos.ru/dt/function/), позволяющий пройти самообследование соблюдения обязательных требований.
3.11.5. По результатам рассмотрения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемым лицом могут быть поданы в Департамент транспорта возражения в течение 60 дней со дня получения предостережения.
3.11.6. Департамент транспорта рассматривает возражения и по итогам рассмотрения направляет ответ в письменной форме контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений.
3.11.7. При отсутствии возражений контролируемое лицо в указанный в предостережении срок направляет в Департамент транспорта уведомление об исполнении предостережения.
3.11.8. Уведомление направляется контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в Департамент транспорта, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью контролируемого лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты Департамента транспорта, либо иными указанными в предостережении способами.
3.11.9. Департамент транспорта осуществляет учет объявленных им предостережений и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
3.12. Консультирование:
3.12.1. Консультирование (разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального контроля) осуществляется должностным лицом Департамента транспорта по обращениям контролируемых лиц и их представителей без взимания платы.
3.12.2. Информация о должностных лицах, осуществляющих консультирование при личном обращении, посредством телефонной связи, видео-конференц-связи, и график консультирования размещается на странице Департамента транспорта на официальном портале Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.mos.ru/dt/function/.
3.12.3. Консультирование контролируемых лиц и их уполномоченных представителей при личном обращении, а также посредством видео-конференц-связи осуществляется по предварительной записи.
3.12.4. Консультирование в ходе проведения профилактического мероприятия осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ.
3.12.5. Консультирование при личном обращении осуществляется в специальных помещениях, оборудованных средствами аудио- и (или) видеозаписи, о применении которых контролируемое лицо уведомляется до начала консультирования.
3.12.6. Должностные лица Департамента транспорта, осуществляющие консультирование, дают устный ответ по существу каждого поставленного вопроса.
3.12.7. Консультирование в устной и письменной формах осуществляется по следующим вопросам:
3.12.7.1. Профилактика рисков нарушения обязательных требований.
3.12.7.2. Соблюдение обязательных требований.
3.12.7.3. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий.
3.12.7.4. Порядок обжалования решений Департамента транспорта.
3.12.8. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ.
3.12.9. При осуществлении консультирования должностное лицо Департамента транспорта обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.12.10. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Департамента транспорта, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия.
3.12.11. Информация, ставшая известной должностному лицу Департамента транспорта в ходе консультирования, не подлежит использованию контрольным (надзорным) органом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
3.12.12. Департамент транспорта осуществляет учет консультирований.
3.12.13. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на странице Департамента транспорта на официальном портале Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.mos.ru/dt/function/, в ГИС "Открытый контроль" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Департамента транспорта.
3.13. Профилактический визит:
3.13.1. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту оказания услуг контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
3.13.2. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, о соответствии объектов контроля критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
3.13.3. Обязательный профилактический визит осуществляется в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в области технического осмотра транспортных средств, и с учетом следующих особенностей:
3.13.3.1. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется Департаментом транспорта не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
3.13.3.2. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Департамент транспорта не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
3.13.3.3. Обязательный профилактический визит осуществляется не реже чем один раз в год.
3.13.3.4. Срок осуществления обязательного профилактического визита составляет один рабочий день.
3.13.3.5. При проведении профилактического визита контролируемым лицам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
3.13.3.6. В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объект регионального контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу Департамента транспорта для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
3.14. Самообследование:
3.14.1. В целях добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований и обеспечения возможности получения контролируемыми лицами сведений о соответствии критериям риска контролируемыми лицами проводится самостоятельная оценка соблюдения обязательных требований (далее - самообследование) в соответствии с положениями Федерального закона N 248-ФЗ.
3.14.2. Методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований размещаются Департаментом транспорта в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Положения.
3.14.3. Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на странице Департамента транспорта на официальном портале Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.mos.ru/dt/function/, и может касаться как контролируемого лица в целом, так и его обособленных подразделений, объектов контроля.
3.14.4. Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований по итогам самообследования, проведенного в соответствии с пунктом 3.14.3 настоящего Положения, вправе подать декларацию соблюдения обязательных требований.
3.14.5. Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в Департамент транспорта в порядке, предусмотренном пунктом 2.13 настоящего Положения.
3.14.6. Департамент осуществляет регистрацию декларации соблюдения обязательных требований и размещает ее на странице Департамента транспорта на официальном портале Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.mos.ru/dt/function/, в ГИС "Открытый контроль" в срок не позднее 20 рабочих дней с даты ее получения.
3.14.7. Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет три года с даты регистрации указанной декларации Департаментом транспорта.
3.14.8. В случае изменения сведений, содержащихся в декларации соблюдения обязательных требований, уточненная декларация представляется контролируемым лицом в Департамент транспорта в течение одного месяца со дня изменения содержащихся в ней сведений в порядке, предусмотренном пунктом 2.13 настоящего Положения.
3.14.9. В случае если при проведении планового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, Департаментом транспорта принимается решение в соответствии с пунктом 6.2.2. настоящего Положения и декларация соблюдения обязательных требований аннулируется.
3.14.10. Контролируемое лицо вправе вновь подать декларацию соблюдения обязательных требований по результатам самообследования не ранее чем по истечении одного года с даты выявления нарушения обязательных требований.
4. Осуществление регионального контроля
4.1. В рамках осуществления регионального контроля проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
4.1.1. Требующие взаимодействия с контролируемым лицом:
4.1.1.1. Выездная проверка.
4.1.1.2. Инспекционный визит.
4.1.1.3. Документарная проверка.
4.1.2. Не требующие взаимодействия с контролируемым лицом - наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности).
4.2. Контрольное (надзорное) мероприятие начинается после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения.
4.3. В случае поступления от контролируемого лица либо его представителя информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия Департамент транспорта вправе принять решение перенести контрольное (надзорное) мероприятие на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения контролируемого лица либо его представителя в Департамент транспорта.
4.4. Случаями, при наступлении которых индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе в соответствии с частью 8 статьи 31 Федерального закона N 248-ФЗ представить в Департамент транспорта информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, являются:
4.4.1. Нахождение на стационарном лечении в медицинском учреждении.
4.4.2. Нахождение за пределами Российской Федерации.
4.4.3. Административный арест.
4.4.4. Избрание в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения в виде: заключения под стражу, домашнего ареста.
4.5. Информация, указанная в пункте 4.4 настоящего Положения должна содержать указание на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
4.6. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий используются в обязательном порядке средства фото- и видеосъемки, иные способы фиксации доказательств.
4.7. Выездная проверка:
4.7.1. Выездная проверка проводится посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений Департамента транспорта.
Выездная проверка проводится по месту нахождения контролируемого лица (осуществления деятельности по оказанию услуг).
4.7.2. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.7.3. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного контролируемого лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
4.7.4. В ходе выездной проверки допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
4.7.4.1. Осмотр.
4.7.4.2. Досмотр.
4.7.4.3. Опрос.
4.7.4.4. Получение письменных объяснений.
4.7.4.5. Истребование документов.
4.8. Инспекционный визит:
4.8.1. Инспекционный визит проводится путем взаимодействия с контролируемым лицом по месту нахождения (осуществления деятельности по оказанию услуг) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
4.8.2. В ходе инспекционного визита допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
4.8.2.1. Осмотр.
4.8.2.2. Опрос.
4.8.2.3. Получение письменных объяснений.
4.8.2.4. Истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности по оказанию услуг) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
4.8.3. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта контроля.
4.8.4. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности по оказанию услуг не может превышать один рабочий день.
4.8.5. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения, в которых осуществляется их деятельность по оказанию услуг.
4.9. Документарная проверка:
4.9.1. Документарная проверка проводится по месту нахождения Департамента транспорта, ее предметом являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности по оказанию услуг и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений Департамента транспорта, в том числе сведения, составляющие государственную тайну и находящиеся по месту нахождения (осуществления деятельности по оказанию услуг) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
4.9.2. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Департамента транспорта, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих контролируемых лиц регионального контроля.
4.9.3. В ходе документарной проверки допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
4.9.3.1. Получение письменных объяснений.
4.9.3.2. Истребование документов.
4.9.4. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Департамента транспорта, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Департамент транспорта направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в Департамент транспорта указанные в требовании документы.
4.9.5. Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента транспорта документах и (или) полученным при осуществлении регионального контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в Департамент транспорта пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента транспорта документах и (или) полученным при осуществлении регионального контроля, вправе дополнительно представить в Департамент транспорта документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
4.9.6. При проведении документарной проверки сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Департаментом транспорта от иных органов у контролируемого лица, не истребуются.
4.9.7. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Департаментом транспорта контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Департамент транспорта, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Департамента транспорта о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента транспорта документах и (или) полученным при осуществлении регионального контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Департамент транспорта.
4.10. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности):
4.10.1. При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.
4.10.2. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Департаментом транспорта принимается решение об объявлении контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, одновременно с указанным предостережением контролируемому лицу в целях проведения им самообследования соблюдения обязательных требований направляется адрес страницы Департамента транспорта на официальном портале Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://www.mos.ru/dt/function/), позволяющий пройти самообследование соблюдения обязательных требований.
4.11. При проведении инспекционного визита, выездной проверки инспектором применяются проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), которые формируются и утверждаются Департаментом транспорта.
4.12. Проверочные листы не могут возлагать на контролируемое лицо обязанность по соблюдению обязательных требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.13. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий проверочные листы заполняются инспектором в электронной форме посредством внесения ответов на контрольные вопросы и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью инспектора.
4.14. Контроль за устранением выявленных нарушений обязательных требований осуществляется Департаментом транспорта в форме выездной проверки, если проводится оценка исполнения решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований, принятого по итогам выездной проверки. В остальных случаях контроль за устранением выявленных нарушений обязательных требований осуществляется в форме инспекционного визита.
4.15. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий Департаментом транспорта осуществляются следующие контрольные (надзорные) действия в соответствии с требованиями, предусмотренные статьями 76-80 Федерального закона N 248-ФЗ:
4.15.1. Осмотр.
4.15.2. Досмотр.
4.15.3. Опрос.
4.15.4. Получение письменных объяснений.
4.15.5. Истребование документов.
4.16. Порядок проведения осмотра:
4.16.1. Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
4.16.2. По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра.
4.17. Порядок проведения досмотра:
4.17.1. Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя осуществляется только в случае отсутствия контролируемого лица либо его представителя на объекте контроля и (или) предоставления контролируемым лицом информации Департаменту транспорта о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия с обязательным применением видеозаписи.
4.17.2. По результатам досмотра инспектором составляется протокол досмотра, который подписывается контролируемым лицом или его представителем.
4.18. Проведение опроса:
4.18.1. Под опросом в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в получении инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией.
4.18.2. Результаты опроса фиксируются инспектором в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений.
4.19. Порядок получения письменных объяснений:
4.19.1. Письменные объяснения (далее - объяснения) оформляются путем составления письменного документа в свободной форме.
4.19.2. Инспектор вправе собственноручно составить объяснения со слов должностных лиц или работников организации, являющихся контролируемыми лицами, их представителей, свидетелей. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что инспектор с их слов записал верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления.
4.20. Порядок истребования документов:
4.20.1. Истребуемые документы направляются в Департамент транспорта в форме электронного документа в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ, за исключением случаев, если Департаментом транспорта установлена необходимость представления документов на бумажном носителе. Документы могут быть представлены в Департамент транспорта на бумажном носителе контролируемым лицом лично или через представителя либо направлены по почте заказным письмом. На бумажном носителе представляются подлинники документов либо заверенные контролируемым лицом копии. Нотариальное удостоверение копий документов, представляемых в Департамент транспорта, не требуется. Тиражирование копий документов на бумажном носителе и их доставка в Департамент транспорта осуществляются за счет контролируемого лица. По завершении контрольного (надзорного) мероприятия подлинники документов возвращаются контролируемому лицу.
4.20.2. В случае представления заверенных копий истребуемых документов инспектор вправе ознакомиться с подлинниками документов.
4.20.3. Документы, которые истребуются в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, должны быть представлены контролируемым лицом инспектору в срок, указанный в требовании о представлении документов. В случае если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном требовании срока, оно обязано незамедлительно ходатайством в письменной форме уведомить инспектора о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы. В течение 24 часов со дня получения такого ходатайства инспектор продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем составляется соответствующий электронный документ и информируется контролируемое лицо любым доступным способом в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.20.4. Документы (копии документов), ранее представленные контролируемым лицом в Департамент транспорта, независимо от оснований их представления могут не представляться повторно при условии уведомления Департамента транспорта о том, что истребуемые документы (копии документов) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены.
4.21. В ходе осуществления регионального контроля Департамент транспорта в случае необходимости может привлекать для совершения отдельных контрольных (надзорных) действий специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия контрольным (надзорным) органам, в том числе при применении технических средств.
Специалисты привлекаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
4.22. Специалист имеет права, установленные статьей 34 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.23. За дачу заведомо ложных пояснений и (или) совершение неправомерных действий специалист несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, о чем он должен быть предупрежден.
4.24. Документы, оформляемые Департаментом транспорта при осуществлении регионального контроля, составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
4.25. Информирование о совершаемых должностными лицами Департамента транспорта действиях и принимаемых решениях при осуществлении регионального контроля:
4.25.1. Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами Департамента транспорта действиях и принимаемых решениях осуществляется в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Положения.
4.25.2. Контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если сведения предоставлены контролируемому лицу в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Положения, в том числе направлены ему электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены Департаменту транспорта контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении регионального контроля, муниципального контроля или оказании государственных и муниципальных услуг. Для целей информирования контролируемого лица Департаментом транспорта может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
5. Специальные режимы регионального контроля
5.1. В качестве специального режима государственного контроля (надзора) проводится мониторинг, под которым понимается режим дистанционного регионального контроля, заключающийся в целенаправленном, постоянном (систематическом, регулярном, непрерывном), опосредованном получении и анализе информации о деятельности контролируемых лиц по оказанию услуг, об объектах контроля с использованием систем (методов) мониторинга, в том числе с применением специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, должностными лицами Департамента транспорта.
5.2. Соглашение на проведение мониторинга между контролируемым лицом и Департаментом транспорта может быть заключено при соблюдении следующих условий:
5.2.1. Объекты регионального контроля отнесены к средней категории риска причинения вреда (ущерба).
5.2.2. Контролируемым лицом обеспечивается доступ Департаменту транспорта к своим информационным ресурсам для проведения мониторинга.
5.2.3. Контролируемым лицом соблюдается обязанность информирования Департамента транспорта о допущенных случаях причинения вреда охраняемым законом ценностям и угрозах их возникновения.
5.3. Порядок сбора, фиксации и обмена информацией, полученной в процессе мониторинга, порядок обмена документами и иной информацией определяются соглашением на проведение мониторинга.
5.4. Мониторинг осуществляется на основании решения руководителя Департамента транспорта, выпускаемого по результатам проведения оценки соответствия контролируемого лица требованиям, предъявляемым к нему для осуществления мониторинга, технической готовности контролируемого лица и Департамента транспорта к информационному взаимодействию в рамках мониторинга и заключения соглашения на его проведение.
5.5. Решение о заключении соглашения на проведение мониторинга принимается руководителем (заместителем руководителя) Департамента транспорта.
5.6. Соглашение на проведение мониторинга между контролируемым лицом и Департаментом транспорта заключается на три года и может быть продлено на более долгий срок при двухстороннем соглашении сторон и при соблюдении условий заключения соглашения на проведение мониторинга.
5.7. Руководителем (заместителем руководителя) Департамента транспорта принимается решение о прекращении осуществления мониторинга в одном из следующих случаев:
5.7.1. Выявление несоответствия контролируемого лица требованиям, предъявляемым к нему для осуществления мониторинга, в том числе к технической оснащенности и сопровождению мониторинга.
5.7.2. Неисполнение контролируемым лицом положений соглашения на проведение мониторинга между контролируемым лицом и Департаментом транспорта.
5.7.3. Подача контролируемым лицом заявления о прекращении осуществления мониторинга.
5.8. Департамент транспорта уведомляет контролируемое лицо о прекращении мониторинга в течение 10 дней со дня принятия решения о прекращении осуществления мониторинга.
5.9. Контролируемые лица, в отношении которых осуществляется мониторинг, освобождаются от плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении соблюдения обязательных требований, являющихся предметом такого мониторинга.
5.10. В случае получения в ходе мониторинга сведений о фактах нарушения обязательных требований Департамент транспорта принимает решения в соответствии с частью 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
6. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
6.1. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия, ознакомление с результатами контрольного (надзорного) мероприятия, представление возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в порядке, установленном главой 16 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.2. Решения, принимаемые по результатам контрольных (надзорных) мероприятий:
6.2.1. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Инспектором выдаются рекомендации по соблюдению обязательных требований, проводятся иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6.2.2. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований со стороны контролируемого лица Департамент транспорта в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
6.2.2.1. Выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ.
6.2.2.2. Незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и по доведению до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность организаций, выполняемые ими работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен.
6.2.2.3. При выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
6.2.2.4. Принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6.2.2.5. Рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6.3. В предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предусмотренном пунктом 6.2.2.1 настоящего Положения, указываются:
6.3.1. Фамилии, имена, отчества (при наличии) инспекторов, проводивших контрольное (надзорное) мероприятие.
6.3.2. Дата выдачи.
6.3.3. Адресные данные объекта контроля.
6.3.4. Наименование лица, которому выдается предписание.
6.3.5. Нарушенные нормативные правовые акты.
6.3.6. Описание нарушения, которое требуется устранить.
6.3.7. Срок устранения нарушения.
6.4. В случае если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности по оказанию услуг), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности по оказанию услуг контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, должностные лица Департамента транспорта составляют акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информируют контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае должностные лица Департамента транспорта вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом.
В случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, уполномоченное должностное лицо Департамента транспорта вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
7. Порядок фотосъемки, аудио- и видеозаписи и иных способов фиксации доказательств
7.1. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, применяться персональные компьютеры, ноутбуки, съемные электронные носители информации, копировальные аппараты, сканеры, телефоны (в том числе сотовой связи), механические, программные и электронные средства измерения и фиксации, в том числе принадлежащие контролируемому лицу (далее технические средства), а также работающие в автоматическом режиме технические средства фиксации правонарушений, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи видеорегистраторы должностных лиц Департамента транспорта, камеры, расположенные на технических средствах Департамента транспорта.
7.2. Решение об осуществлении фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств выявленных нарушений обязательных требований принимается инспектором самостоятельно.
7.3. При отсутствии возможности осуществления видеозаписи применяется аудиозапись проводимого контрольного (надзорного) действия.
7.4. Аудио- и (или) видеозапись осуществляется открыто, с уведомлением вслух в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.
7.5. Порядок осуществления фотосъемки, аудио- и видеозаписи:
7.5.1. Для фиксации хода и результатов контрольного (надзорного) мероприятия осуществляются ориентирующая, обзорная, узловая и детальная фотосъемка и видеозапись.
7.5.2. Фотосъемка, аудио- и видеофиксация проводятся инспектором, назначенным ответственным за проведение контрольного (надзорного) мероприятия, посредством использования видеорегистраторов, фотоаппаратов, диктофонов, видеокамер, а также мобильных устройств (телефоны, смартфоны, планшеты).
7.5.3. Оборудование, используемое для проведения фото- и видеофиксации, должно иметь техническую возможность отображения на фотоснимках и видеозаписи текущей даты и времени, а также сохранения данных о месте съемки (координат).
7.5.4. Аудиозапись ведет инспектор, назначенный ответственным за проведение контрольного (надзорного) мероприятия.
7.5.5. При проведении фото- и видеофиксации должны соблюдаться следующие требования:
7.5.5.1. Необходимо применять приемы фиксации, при которых исключается возможность искажения свойств объекта контроля.
7.5.5.2. Следует обеспечивать условия фиксации, при которых полученные фотоснимки, видеозапись максимально точно и полно отображают свойства объектов контроля.
7.5.6. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия с указанием типа и марки оборудования, с помощью которого проводилась фиксация.
7.6. Зафиксированные с помощью фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, технических средств доказательства выявленных нарушений обязательных требований оформляются в виде приложения к акту контрольного (надзорного) мероприятия, в котором делается отметка об осуществлении фотосъемки, аудио-, видеозаписи, использовании технических средств для фиксации доказательства выявленных нарушений обязательных требований.
8. Обжалование решений Департамента транспорта, действий (бездействия) должностных лиц Департамента транспорта
8.1. Правом на обжалование решений Департамента транспорта, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в пункте 8.2.3 настоящего Положения.
С 1 января 2023 г. судебное обжалование решений Департамента транспорта, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Решения Департамента транспорта, действия (бездействие) его должностных лиц, принятые в ходе осуществления регионального контроля, могут быть обжалованы контролируемым лицом в досудебном порядке в соответствии с положениями главы 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
8.2. Досудебный порядок подачи жалобы:
8.2.1. Жалоба подается контролируемым лицом в Департамент транспорта в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
8.2.2. Жалоба рассматривается руководителем (заместителем руководителя) Департамента транспорта в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен Департаментом транспорта, но не более чем на 20 рабочих дней.
8.2.3. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального контроля, имеют право на досудебное обжалование:
8.2.3.1. Решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
8.2.3.2. Актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений.
8.2.3.3. Действий (бездействия) должностных лиц Департамента в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
8.2.4. Жалоба на решение Департамента транспорта, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
8.2.5. Жалоба на предписание Департамента транспорта может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
8.2.6. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен Департаментом транспорта.
8.2.7. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
8.2.8. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента транспорта.
8.2.9. Департамент транспорта в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
8.2.9.1. О приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента транспорта.
8.2.9.2. Об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента транспорта.
8.2.10. Информация о решении по ходатайству о приостановлении исполнения обжалуемого решения направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.
8.2.11. Форма и содержание жалобы должны быть оформлены в соответствии со статьей 41 Федерального закона N 248-ФЗ.
Материалы, прикладываемые к ходатайству, заявлению, жалобе, в том числе фото- и видеоматериалы, представляются контролируемым лицом в электронном виде в соответствии с пунктом 2.13 настоящего Положения.
8.2.12. Руководитель (заместитель руководителя) Департамента транспорта принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней с момента получения жалобы, если:
8.2.13. Жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, указанных в пункте 8.2.4 настоящего Положения, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы.
8.2.14. В удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.
8.2.15. До принятия решения по жалобе от заявителя, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы.
8.2.16. Имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе.
8.2.17. Ранее в Департамент транспорта была подана другая жалоба от того же заявителя по тем же основаниям.
8.2.18. Жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Департамента транспорта, а также членов их семей.
8.2.19. Ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного заявителя с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства.
8.2.20. Жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган.
8.3. Департамент транспорта при рассмотрении жалобы использует информационную систему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.
8.4. Жалоба подлежит рассмотрению Департаментом транспорта в срок, предусмотренный пунктом 8.2.2 настоящего Положения.
8.5. Департамент транспорта вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их Департаментом транспорта, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
8.6. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на Департамент транспорта, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.
8.7. По итогам рассмотрения жалобы руководитель (заместитель руководителя) Департамента транспорта принимает одно из следующих решений:
8.7.1. Оставляет жалобу без удовлетворения.
8.7.2. Отменяет решение органа полностью или частично.
8.7.3. Отменяет решение Департамента транспорта полностью и принимает новое решение.
8.7.4. Признает действия (бездействие) должностных лиц Департамента транспорта незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
8.8. Решение руководителя (заместителя руководителя) Департамента транспорта, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном пунктом 2.13 настоящего Положения, в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
9. Ключевые и индикативные показатели
Ключевые показатели регионального контроля и их целевые показатели утверждены постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2019 г. N 1849-ПП "О мерах по осуществлению контрольной (надзорной) деятельности в городе Москве".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.