1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") по переходу до 2024 года к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в Мурманской области (далее - дорожная карта по переходу к единой модели подчиненности).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления Мурманской области принять участие в реализации мероприятий дорожной карты по переходу к единой модели подчиненности.
Губернатор Мурманской области |
А. Чибис |
План
мероприятий ("дорожная карта") по переходу до 2024 года к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в Мурманской области
(утв. распоряжением Правительства Мурманской области от 16 ноября 2021 г. N 257-РП)
1. Общее описание
План мероприятий ("дорожная карта") по переходу до 2024 года к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в Мурманской области (далее - "дорожная карта") направлен на организацию и завершение мероприятий, направленных на переход к единой ведомственной подчиненности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот), всех типов и органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в Мурманской области.
2. Цель мероприятий
Реализация мероприятий "дорожной карты" (приложение к настоящему Плану мероприятий) позволит установить в Мурманской области единую ведомственную подчиненность для организаций для детей-сирот, а также органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в Мурманской области, в том числе:
- обеспечить управление всеми организациями для детей-сирот, в том числе организациями, осуществляющими сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), и лиц из их числа через единый орган исполнительной власти Мурманской области, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;
- наиболее эффективно обеспечивать выработку и реализацию единой государственной политики региона в сфере защиты прав и законных интересов детей-сирот, в том числе помещенных под надзор в организации для детей-сирот;
- установить единый порядок и нормативы финансирования деятельности организаций для детей-сирот, в том числе организаций, осуществляющих сопровождение детей-сирот и лиц из их числа, а также общие нормы материального обеспечения и меры социальной поддержки детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот;
- обеспечить проживание по принципам семейного воспитания в организациях для детей-сирот, а также решение вопросов устройства на воспитание в семьи граждан Российской Федерации;
- обеспечить получение образования воспитанниками организаций для детей-сирот по основным образовательным программам в близлежащих образовательных организациях.
Реализация мероприятий "дорожной карты" приведет к более эффективному управлению организациями для детей-сирот, в том числе организациями, осуществляющими сопровождение детей-сирот и лиц из их числа, последовательной реабилитационной работе с детьми-сиротами на разных этапах жизни, отсутствию необходимости перевода детей-сирот при достижении определенного возраста из одной организации для детей-сирот в другую.
3. Характеристика проблемы
В соответствии с законодательством Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют уполномоченный орган исполнительной власти в сфере опеки и попечительства, а также виды деятельности и ведомственную принадлежность организаций для детей-сирот.
В Мурманской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан является Министерство образования и науки Мурманской области.
На Министерство возложена координация и контроль деятельности органов опеки и попечительства региона, осуществление функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, обеспечение выплаты единовременного пособия при передаче детей-сирот в семьи, выплаты регионального единовременного пособия при усыновлении детей-сирот, ведение сводного списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Мурманской области, и другое.
На сегодняшний день в регионе работают 10 организаций для детей-сирот, в которых проживают 242 ребенка-сироты, из них подведомственны:
- Министерству образования и науки Мурманской области - 6 организаций (три центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей (далее - центры), три коррекционные школы-интернаты);
- Министерству здравоохранения Мурманской области - 2 организации (два дома ребенка);
- Министерству труда и социального развития Мурманской области - 1 организация (дом-интернат для умственно отсталых детей);
- Российскому комитету "Детские деревни - SOS" - 1 организация (детская деревня).
К организациям для детей-сирот в соответствии с Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Положение), относятся все организации, в которые под надзор помещаются дети-сироты на основании акта органа опеки и попечительства. В случае если дети-сироты помещаются в дома ребенка, дом-интернат для умственно отсталых детей, коррекционную школу-интернат, деятельность таких организаций должна быть приведена в соответствие с требованиями Положения. Проживание детей организовывается по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу.
Помощь в социальной адаптации детей в возрасте до 18 лет и лиц в возрасте от 18 лет и старше, подготовке детей к самостоятельной жизни, в том числе в осуществлении мер по защите их прав и законных интересов, может осуществляться организациями для детей-сирот посредством оказания консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов, представительства детей в государственных органах и органах местного самоуправления, организациях, а также посредством предоставления при необходимости возможности временного проживания в данных организациях.
Вместе с тем сопровождение выпускников из числа детей-сирот осуществляют организации для детей-сирот, подведомственные только Министерству образования и науки Мурманской области. В центрах и коррекционных школах-интернатах с детьми реализуются индивидуальные программы по подготовке к самостоятельному проживанию; на базе государственного областного бюджетного учреждения "Мурманский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Ровесник" создан и успешно функционирует Координационный центр по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников из числа детей-сирот (далее - Координационный центр выпускников), представительства которого работают в городах Мурманске, Оленегорске, Мончегорске, Апатиты, в Кольском и Кандалакшском районах, что позволяет охватить весь объем нуждающихся в сопровождении выпускников из числа детей-сирот и своевременно оказывать им содействие в решении проблемных вопросов. Информация о работе с выпускниками размещается в единой региональной системе учета и анализа данных о численности и положении выпускников из числа детей-сирот "Выпускник Плюс", которую ведет Координационный центр выпускников. На сегодняшний день в системе учтены сведения о 2292 выпускниках.
Нормативное правовое регулирование вопросов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан на региональном уровне осуществляет Министерство образования и науки Мурманской области.
Министерством образования и науки Мурманской области создана региональная система социально-педагогической поддержки замещающих семей и детей-сирот: на базе государственного областного бюджетного учреждения Мурманской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" с 2013 года работает Координационный центр развития семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Координационный центр); все муниципалитеты охвачены специалистами школ приемных родителей; работают службы по сопровождению опекунов, попечителей, приемных родителей, усыновителей и детей, воспитывающихся в замещающих семьях. В центрах с детьми ведется работа по подготовке их к передаче в замещающие семьи или возврату биологическим родителям по программе, разработанной психологами Координационного центра.
Ежегодно подготовку в школах приемных родителей проходят более 300 человек, находятся на сопровождении специалистов более 480 замещающих семей, в которых воспитываются свыше 900 детей.
Организована деятельность общественных объединений замещающих семей: региональная общественная организация "Ассоциация замещающих родителей Мурманской области", 16 объединений замещающих семей, в муниципальных образованиях работают опекунские советы.
Таким образом, деятельность, направленная на исполнение требований федерального и регионального законодательства в части защиты прав и интересов детей-сирот, сосредоточена в большем объеме в организациях, подведомственных Министерству образования и науки Мурманской области, что влечет за собой правовое и организационное обеспечение перехода организаций для детей-сирот, а также органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан к единой модели подчиненности - подчиненности Министерству образования и науки Мурманской области.
4. Этапы реализации
"Дорожная карта" предусматривает три этапа по переходу к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот, в том числе организаций, осуществляющих сопровождение детей-сирот и лиц из их числа, а также органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан (далее - единая модель подчиненности):
- правовое обеспечение перехода к единой модели подчиненности;
- организационное обеспечение перехода к единой модели подчиненности;
- мониторинг и оценка реализуемых в регионе мероприятий.
5. Срок реализации
Срок реализации "дорожной карты" - IV квартал 2021 года до 2024 года.
Приложение
к Плану мероприятий
("дорожной карте")
Мероприятия ("дорожная карта")
по переходу до 2024 года к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в Мурманской области
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
Вид документа |
Ожидаемый результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Мероприятия, направленные на правовое обеспечение перехода к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот), и органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан (далее - органы опеки и попечительства) в Мурманской области | |||||
1 |
Создание межведомственной рабочей группы из представителей заинтересованных органов исполнительной власти Мурманской области, НКО в целях выработки организационной и финансовой модели перехода на единую подчиненность организаций для детей-сирот, а также организаций, осуществляющих сопровождение детей-сирот и лиц из их числа, и органов опеки и попечительства в Мурманской области |
Министерство образования и науки Мурманской области |
IV квартал 2021 года |
Распоряжение Правительства Мурманской области |
Определение организационной и финансовой модели перехода на единую подчиненность организаций для детей-сирот, а также организаций, осуществляющих сопровождение детей-сирот и лиц из их числа, и органов опеки и попечительства в Мурманской области |
2 |
Выработка организационной и финансовой модели перехода на единую подчиненность организаций для детей-сирот, а также организаций, осуществляющих сопровождение детей-сирот и лиц из их числа, и органов опеки и попечительства в Мурманской области |
Министерство образования и науки Мурманской области, Министерство здравоохранения Мурманской области, Министерство труда и социального развития Мурманской области, Российский комитет "Детские деревни - SOS" |
2022 - 2024 годы |
Нормативный правовой акт Мурманской области |
Определена организационная и финансовая модель перехода на единую подчиненность организаций для детей-сирот, а также организаций, осуществляющих сопровождение детей-сирот и лиц из их числа, и органов опеки и попечительства в Мурманской области |
3 |
Внесение изменений в нормативные правовые акты Мурманской области, уставы и локальные акты организаций для детей-сирот в части установления единой ведомственной подчиненности организаций для детей-сирот, а также организаций, осуществляющих сопровождение детей-сирот и лиц из их числа, и органов опеки и попечительства в Мурманской области |
Министерство образования и науки Мурманской области |
II квартал 2023 года |
Нормативный правовой акт Мурманской области, уставы и локальные акты организаций для детей-сирот |
Определены правовые условия для установления единой ведомственной подчиненности организаций для детей-сирот, а также организаций, осуществляющих сопровождение детей-сирот и лиц из их числа, и органов опеки и попечительства в Мурманской области |
II. Мероприятия, направленные на методическое обеспечение перехода к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства в Мурманской области | |||||
1 |
Проведение совещаний и других мероприятий для руководителей органов исполнительной власти Мурманской области, НКО, в ведении которых находятся организации для детей-сирот |
Министерство образования и науки Мурманской области |
Один раз в полгода начиная с IV квартала 2021 года до 2024 года |
Письмо в Министерство здравоохранения Мурманской области, Министерство труда и социального развития Мурманской области, Российский комитет "Детские деревни - SOS" |
Обеспечено методическое руководство и координация деятельности по внедрению единой модели функционирования организаций для детей-сирот, а также организаций, осуществляющих сопровождение детей-сирот и лиц из их числа, и органов опеки и попечительства в Мурманской области |
2 |
Проведение совещаний и других мероприятий для руководителей организаций для детей-сирот Мурманской области |
Министерство образования и науки Мурманской области |
Один раз в полгода начиная с IV квартала 2021 года до 2024 года |
Письмо в организации для детей-сирот Мурманской области |
Обеспечено методическое руководство и координация деятельности по внедрению единой модели функционирования организаций для детей-сирот |
III. Мероприятия, направленные на организационное обеспечение перехода к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства в Мурманской области | |||||
1 |
Анализ численности воспитанников, относящихся к категории детей-сирот, с учетом их выпуска (выбытия) в срок до 2024 года, состояния их здоровья, возраста |
Министерство образования и науки Мурманской области |
IV квартал 2021 года |
Письмо в организации для детей-сирот Мурманской области |
Осуществление перехода к единой модели функционирования организаций для детей-сирот |
2 |
Анализ имеющейся численности сотрудников организаций для детей-сирот, занятых в работе с данной категорией детей, и потребности сотрудников после реформирования организаций для детей-сирот |
Министерство образования и науки Мурманской области |
IV квартал 2021 года |
Письмо в организации для детей-сирот Мурманской области |
Осуществление перехода к единой модели функционирования организаций для детей-сирот |
3 |
Анализ и прогноз потребности мест в организациях для детей-сирот Министерства образования и науки Мурманской области для приема детей-сирот |
Министерство образования и науки Мурманской области |
IV квартал 2021 года |
Письмо в организации для детей-сирот Мурманской области |
Осуществление перехода к единой модели функционирования организаций для детей-сирот |
4 |
Анализ наличия зданий, имеющихся в ведении Министерства образования и науки Мурманской области и подведомственных ему организаций, наличия в них условий для проживания детей-сирот, в том числе с различными нарушениями в развитии |
Министерство образования и науки Мурманской области |
IV квартал 2021 года |
Аналитическая справка |
Осуществление перехода к единой модели функционирования организаций для детей-сирот |
5 |
Передача необходимого здания, указанного в пункте 4 раздела III, администрации организации для детей-сирот |
Министерство образования и науки Мурманской области, организация для детей-сирот |
IV квартал 2021 года |
Приказ о передаче здания в оперативное управление организации для детей-сирот |
Осуществление перехода к единой модели функционирования организаций для детей-сирот |
6 |
Финансирование необходимых ремонтных работ зданий, имеющихся в ведении Министерства образования и науки Мурманской области и подведомственных ему организаций |
Министерство образования и науки Мурманской области |
IV квартал 2021 года |
Заявка на финансирование ремонтных работ |
Осуществление перехода к единой модели функционирования организаций для детей-сирот |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Мурманской области от 16 ноября 2021 г. N 257-РП "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по переходу до 2024 года к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в Мурманской области"
Вступает в силу со дня официального опубликования
Текст карты опубликован не был