Решение Приморского краевого суда от 23 августа 2021 г. по делу N 3а-244/2021
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Внуковой О.Н.,
при секретаре Перебейносове М.С.,
с участием прокурора Романовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гривина Я.В., Лончаковой А.С., представляющих интересы ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13,ФИО14, ФИО509., ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО510, ФИО63, ФИО64, ФИО508 ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО90, ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО96, ФИО97, ФИО98, ФИО99, ФИО100, ФИО101, ФИО102, ФИО103, ФИО104, ФИО105, ФИО106, ФИО107, ФИО108, ФИО109, ФИО110, ФИО111, ФИО112, ФИО113, ФИО114, ФИО115, ФИО116, ФИО117, ФИО118, ФИО119, ФИО120, ФИО121, ФИО122, ФИО123, ФИО511., ФИО124, ФИО125, ФИО126, ФИО127, ФИО128, ФИО129, ФИО130, ФИО131, ФИО132, ФИО133, ФИО134, ФИО512 ФИО135, ФИО136, ФИО137, ФИО138, ФИО139, ФИО140, ФИО141, ФИО142, ФИО143, ФИО144, ФИО145, ФИО146, ФИО147, ФИО148, ФИО149, ФИО150, ФИО151, ФИО152, ФИО153, ФИО154, ФИО155, ФИО156, ФИО157, ФИО158, ФИО159, ФИО160, ФИО161, ФИО162, ФИО163, ФИО164, ФИО165, ФИО166, ФИО167, ФИО168, ФИО169, ФИО170, ФИО513 ФИО171, ФИО172, ФИО173, ФИО174, ФИО175, ФИО176, ФИО177, ФИО178, ФИО514., ФИО179, ФИО180, ФИО181, ФИО182, ФИО183, ФИО184, ФИО185, ФИО186, ФИО187, ФИО188, ФИО189, ФИО190, ФИО191, ФИО192, ФИО193, ФИО194, ФИО515., ФИО195, ФИО196, ФИО503, ФИО197, ФИО198, ФИО199, ФИО516 ФИО517 ФИО200, ФИО201, ФИО202, ФИО203, ФИО204, ФИО205, ФИО206, ФИО207, ФИО208, ФИО209, ФИО210, ФИО211, ФИО212, ФИО213, ФИО214, ФИО215, ФИО216, ФИО217, ФИО218, ФИО219, ФИО220, ФИО221, ФИО222, ФИО223, ФИО224, ФИО225, ФИО226, ФИО227, ФИО228, ФИО229, ФИО230, ФИО231, ФИО232, ФИО233, ФИО234, ФИО518., ФИО235, ФИО236, ФИО237, ФИО238, ФИО239, ФИО240, ФИО519., ФИО241, ФИО242, ФИО243, ФИО244, ФИО245, ФИО246, ФИО247, ФИО248, ФИО520., ФИО249, ФИО250, ФИО251, ФИО252, ФИО253, ФИО254, ФИО255, ФИО256, ФИО257, ФИО258, ФИО259, ФИО260, ФИО261, ФИО262, ФИО263, ФИО264, ФИО265, ФИО266, ФИО267, ФИО268, ФИО269, ФИО270, ФИО271, ФИО272, ФИО273, ФИО274, ФИО275, ФИО276, ФИО277, ФИО278, ФИО279, ФИО280, ФИО281, ФИО282, ФИО283, ФИО284, ФИО285, ФИО286, ФИО521., ФИО287, ФИО288 ФИО289, ФИО290, ФИО291, ФИО292, ФИО293, ФИО294, ФИО295, ФИО296, ФИО297, ФИО522, ФИО298, ФИО299, ФИО300, ФИО301, ФИО302, ФИО303, ФИО304, ФИО305, ФИО306, ФИО307, ФИО308, ФИО309, ФИО310, ФИО311, ФИО312, ФИО313, ФИО314, ФИО315, ФИО316, ФИО317, ФИО318, ФИО319, ФИО320, ФИО321, ФИО322, ФИО323, ФИО324, ФИО523., ФИО325, ФИО326, ФИО327, ФИО328, ФИО329, ФИО330, ФИО331, ФИО332, ФИО333, ФИО334, ФИО335, ФИО336, ФИО337, ФИО338, ФИО339, ФИО340, ФИО341, ФИО342, ФИО343, ФИО344, ФИО345, ФИО346, ФИО347, ФИО348, ФИО349, ФИО350, ФИО351, ФИО352, ФИО353, ФИО354, ФИО355, ФИО356, ФИО357, ФИО358, ФИО359, ФИО360, ФИО361, ФИО362, ФИО363, ФИО364, ФИО365, ФИО366, ФИО367, ФИО368, ФИО369, ФИО370, ФИО371, ФИО372, ФИО373, ФИО374, ФИО375, ФИО376, ФИО377, ФИО378, ФИО379, ФИО380, ФИО381, ФИО382, ФИО383, ФИО384, ФИО385, ФИО386, ФИО387, ФИО388, ФИО389, ФИО390, ФИО391, ФИО392, ФИО393, ФИО394, ФИО395, ФИО396, ФИО397, ФИО524., ФИО525., ФИО526., ФИО398, ФИО399, ФИО400, ФИО401, ФИО402, ФИО403, ФИО404, ФИО405, ФИО406, ФИО407, ФИО408, ФИО409, ФИО410, ФИО411, ФИО412, ФИО413, ФИО414, ФИО415, ФИО416, ФИО417, ФИО527., ФИО418, ФИО419, ФИО420, ФИО421, ФИО422, ФИО423, ФИО424, ФИО425, ФИО426, ФИО427, ФИО428, ФИО429, ФИО430, ФИО431, ФИО432, ФИО433, ФИО434, ФИО528., ФИО435, ФИО436, ФИО437, ФИО438, ФИО439, ФИО440, ФИО441, ФИО529., ФИО442, ФИО443, ФИО444, ФИО445, ФИО446, ФИО447, ФИО448, ФИО449, ФИО450, ФИО451, ФИО452, ФИО453, ФИО454, ФИО455, ФИО456, ФИО457, ФИО458, ФИО459, ФИО460, ФИО461, ФИО462, ФИО463, ФИО464, ФИО465, ФИО466, ФИО467, ФИО468, ФИО469, ФИО470, ФИО471, ФИО472, ФИО473, ФИО474, ФИО475, ФИО476, ФИО477, ФИО478, ФИО479, ФИО480, ФИО481, ФИО482, ФИО483, ФИО484, ФИО485, ФИО486, ФИО487, ФИО488, ФИО489, ФИО490, ФИО530, ФИО491, ФИО492, ФИО493, ФИО494, ФИО495, ФИО496, ФИО356, ФИО497, ФИО498, ФИО499, ФИО500 к Губернатору Приморского края, об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
Губернатором Приморского края принято постановление от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)".
Текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19 марта 2020 года, в печатном издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 22(1756), 24 марта 2020 года.
23 июня 2021 года Губернатором Приморского края принято постановление N 66-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)".
13 августа 2021 года Губернатором Приморского края принято постановление N 66-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Вместо "N 66-пг" имеется в виду "N 86-пг"
Гривина Я.В. и Лончакова А.С. которым поручено ведение данного административного дела в интересах группы лиц, обратились в Приморский краевой суд с настоящим коллективным административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просили признать недействующим Постановление N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" (с изменениями и дополнениями от 23 июня 2021 года) от 18 марта 2020 года полностью, как не соответствующий законодательству Российской Федерации и не подлежащий применению. В обоснование заявленных требований указали, что оспариваемый акт устанавливает правило "юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по продаже товаров, оказанию услуг, выполнению работ, обеспечивать соблюдение гражданами санитарно-эпидемиологических требований, не допуская посетителей в торговые объекты, места оказания услуг, выполнения работ и не осуществляя продажу товаров, оказание услуг, выполнение работ при отсутствии у посетителей средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания), а также юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным, внеуличным, городским наземным электрическим, автомобильным транспортом, в том числе легковым такси, обеспечивать соблюдение гражданами санитарно - эпидемиологических требований, исключая нахождение пассажиров в транспортных средствах при отсутствии у них средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания)", в связи с чем административные истцы лишаются возможности являться участниками вышеуказанных гражданских правоотношений. Вместе с тем, согласно позиции ВОЗ в части ношения масок, прямо указано что "в настоящее время не имеется убедительных научных сведений или данных, непосредственно указывающих на необходимость повсеместного и широкого использования масок здоровыми людьми", кроме того, ни одного официального исследования профильными организациями, учреждениями, подтверждающего преимущество и пользу от ношения масок, не производилось.
Указание в постановлении (в редакции от 12.11.2020 г. N 160-пг) в абз. 3, абз. 4 п. 1 "слова "средства индивидуальной защиты (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания)" заменить словами "средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски медицинские, маски лицевые гигиенические (в том числе изготовленные самостоятельно), респираторы)" не может дополнить закрытые перечни средств, отнесенных к СИЗОД, раннее введенные федеральным законодателем (подп. 2.2. п. 2 ГОСТ 12.4.011-89 "Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация", ГОСТ 55446-2013 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях. Классификация")
Административные истцы также считают обжалуемое постановление незаконным, поскольку основывается, в том числе, и на Федеральном законе от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", однако названный федеральный закон, не подлежит применению, так как не имеет юридической силы ввиду нарушенных конституционных норм по срокам процедуры введения в действие федеральных законов в соответствии с положениями ч. 3 и ч. 4 ст. 105, ч. 1 и ч. 2 ст. 107 Конституции РФ.
Исходя из данных обстоятельств, Указ Президента РФ "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" от 02.04.2020 г. N 239, дающий право губернаторам субъектов РФ обеспечивать разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, принят вне правовых норм, и не даёт оснований рассматривать его как акт, объявляющий о чрезвычайном положении, равно как и устанавливающий какие-либо режимы повышенной готовности и чрезвычайных ситуаций, карантинных или иных мер, предусмотренных таким чрезвычайным положением. Следовательно, все те полномочия, которые были получены Губернатором Приморского края, на основании Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ, а также Указа Президента РФ от 02.04.2020 г. N 239, а значит и все пункты обжалуемого постановления (с изменениями и дополнениями) недействительны.
Ссылка Губернатора Приморского края в постановлении на постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", постановление от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" необоснованная, потому как, согласно п. 7 во взаимосвязи с п. 9.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322, полномочия главного государственного санитарного врача ограничены нормативно-правовым регулированием по принятию актов в форме Приказов, издаваемых в рамках организационных вопросов деятельности самой Службы. Таким образом, постановление руководителя Службы Роспотребнадзора является незаконным, не имеющим юридической силы, а соответственно, не может быть применимо в качестве основания для издания нормативно-правовых актов, в том числе и регионального значения.
Оспариваемое Постановление Губернатора Приморского края (в редакциях от 11.07.2020 N 98-пг, 29.07.2020 N 106-пг, 27.08.2020 N 120-пг, 27.10.2020 г. N 155-пг и от 12.11.2020 г. N 160-пг, 28.04.2021 N 48-пг, 23.06.2021 N 66-пг) имеет отсылки на письма Службы Роспотребнадзора, не имеющие силы нормативно-правовых актов.
Абзацем 2, 3 пункта 7 обжалуемого постановления (с изменениями и дополнениями от 23 июня 2021 года) нарушаются нормы федерального законодательства, так согласно статье 10 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц возложена на самих граждан, в связи с чем не может быть возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по продаже товаров и оказанию услуг, перевозке пассажиров и багажа.
Организация и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, возложены на должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вместе с тем обжалуемое постановление N 21-пг от 18.03.2020 г. в редакции от 12.10.2020 N 147-пг ввело возложение этих обязанностей на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Указанным пунктом постановления Губернатора Приморского края (с изменениями и дополнениями от 23 июня 2021 года) введен запрет на не допуск посетителей без СИЗОД в торговые объекты и не осуществление продажи товаров таковым, а также исключение нахождения пассажиров в транспортных средствах без СИЗОД.
Вместе с тем не может быть установлен запрет на продажу продуктов питания и непродовольственных товаров покупателям, и отказ в оказании услуг лицам по причине отсутствия средств индивидуальной защиты органов дыхания, поскольку продажа товаров и оказание услуг гражданам, регулируется Гражданским Кодексом РФ.
Принимая во внимание факт отсутствия каких-либо нормативных правовых актов, а равно и энциклопедических пояснений, юридически раскрывающих определение понятия терминов: "масочный режим", а также факт отсутствия в перечне опасных заболеваний некой "новая коронавирусная инфекция (COVID-19)", в отличии от штамма ранее выявленного вируса с присвоенным кодом заболевания "В 34.2" и наименованием "коронавирусная инфекция (2019-nCoV)", усматриваются нарушения федерального законодательства, приводящие к нарушению прав, свобод и законных интересов административных истцов, препятствуют осуществлению прав и свобод либо препятствуют осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административных истцов.
В судебное заседание представители административных истцов, административного ответчика не явились, о дате и времени рассмотрения дела были извещены.
Представитель административного ответчика представил письменный отзыв, из которого следует, что с заявленными требованиям не согласен, указав, что в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции Губернатором Приморского края принято Постановление N 21-пг, пунктом 2 которого установлены правила поведения для граждан на период введения режима повышенной готовности. Постановление N 21-пг и его оспариваемые редакции приняты с соблюдением порядка принятия, в частности с соблюдением требований, устанавливающих полномочия Губернатора Приморского края на принятие нормативных правовых актов, требований к форме и виду нормативных правовых актов, процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу. Доводы административного истца основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, либо на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела (отзыв прилагается).
Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Романовой О.Н., полагавшей, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий, не противоречат федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав административных истцов (заключение прилагается), суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу положений статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий.
Согласно положениям частей 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Отношения, возникающие в области защиты населения, территории от чрезвычайных ситуаций, урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности.
Согласно положениям подпунктов "а", "м", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта, с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
Исходя из взаимосвязанных положений пункта 8 и подпункта "а" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым при региональном уровне реагирования является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
2 апреля 2020 года Президентом РФ принят Указ N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", согласно пункту 2 которого высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
Статьей 8 Устава Приморского края, принятого Думой Приморского края 12 сентября 1995 года (в редакции от 30 июля 2019 года N 544-КЗ), определена система органов государственной власти Приморского края.
Согласно части 4 указанной статьи высшим должностным лицом Приморского края является Губернатор Приморского края.
Губернатор Приморского края осуществляет, в том числе, полномочия в соответствии с федеральными законами, Уставом и законами Приморского края (пункт 14 статьи 36 Устава Приморского края).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 44 Устава Приморского края Губернатор Приморского края на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Приморского края издает правовые акты.
Правовые акты Губернатора Приморского края, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений.
Губернатором Приморского края принято постановление от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)".
В соответствии с пунктом 1 постановления Губернатора Приморского края от 18.03.2020 N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" на территории Приморского края введен режим повышенной готовности.
Текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19 марта 2020 года, в печатном издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 22(1756), 24 марта 2020 года.
29 апреля 2020 года Губернатором Приморского края принято постановление N 52-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)".
Данным нормативным правовым актом, в том числе, пункт 2 постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг дополнен абзацем следующего содержания: "использовать при посещении мест приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с действующим законодательством, иных общественных мест, а также при пользовании транспортом общего пользования, в том числе такси, средства индивидуальной защиты (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания)".
Постановлением Губернатора Приморского края от 12 октября 2020 года N 147-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", в том числе, пункт 7 дополнен абзацами следующего содержания:
"Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по продаже товаров, оказанию услуг, выполнению работ, обеспечивать соблюдение гражданами санитарно-эпидемиологических требований, не допуская посетителей в торговые объекты, места оказания услуг, выполнения работ и не осуществляя продажу товаров, оказание услуг, выполнение работ при отсутствии у посетителей средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания).
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным, внеуличным, городским наземным электрическим, автомобильным транспортом, в том числе легковым такси, обеспечивать соблюдение гражданами санитарно-эпидемиологических требований, исключая нахождение пассажиров в транспортных средствах при отсутствии у них средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания)".
Постановлением Губернатора Приморского края от 12 ноября 2020 года N 160-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" по тексту постановления слова "средства индивидуальной защиты (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания)" заменены словами "средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски медицинские, маски лицевые гигиенические (в том числе изготовленные самостоятельно), респираторы)" в соответствующих падежах; слова "средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания)" - словами "средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски медицинские, маски лицевые гигиенические (в том числе изготовленные самостоятельно), респираторы)";
абзац четвертый пункта 7 постановления дополнен словами: "а также исключить проведение торжественных, корпоративных, траурных (поминальных) мероприятий с общей численностью участников более 20 человек".
Постановлением Губернатора Приморского края от 30 декабря 2020 года N 191-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", в том числе пункт 7 дополнен абзацами следующего содержания:
"организациям общественного питания, в том числе ресторанам, барам, кафе, обеспечить в период с 24.00 часов до 6.00 часов обслуживание граждан без посещения ими помещений указанных организаций (за исключением расположенных в здании аэровокзального комплекса международного аэропорта Владивосток);
исключить проведение торжественных, корпоративных, траурных (поминальных) мероприятий с общей численностью участников более 20 человек".
Постановлением Губернатора Приморского края от 05.02.2021 N 7-пг абзац пятый в пункте 7 исключен, в пункт 7 введен абзац "исключить проведение торжественных, корпоративных, траурных (поминальных) мероприятий с общей численностью участников более 50 человек"
Постановлением Губернатора Приморского края от 23.06.2021 N 66-пг в пункт 7 введен абзац "обеспечить в период с 2.00 часов до 6.00 часов обслуживание граждан без посещения ими помещений указанных организаций (за исключением расположенных в зданиях аэровокзального комплекса международного аэропорта Владивосток, многопрофильного комплекса морского вокзала г. Владивостока, железнодорожных вокзалов, расположенных на территориях муниципальных образований Приморского края).
13 августа 2021 года Губернатором Приморского края принято постановление N 66-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", в пункты 2 и 7 изменений не вносилось.
В соответствии со статьей 4 Закона Приморского края от 6 августа 2014 года N 463-КЗ "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Приморского края" источниками официального опубликования правовых актов Губернатора Приморского края, Правительства Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края являются газета "Приморская газета" и Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). Официальным опубликованием правового акта Губернатора Приморского края, Правительства Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края считается первая публикация его полного текста в газете "Приморская газета" или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). Правовые акты Губернатора Приморского края, Правительства Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней со дня их подписания (часть 3).
Постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг, с последующими изменениями и дополнениями, принято уполномоченным лицом в пределах его компетенции, в соответствии с требованиями законодательства к форме его издания, порядка принятия, опубликования и введения в действие.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (статья 2 Закона).
Согласно подпункту "д" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является должностное лицо субъекта Российской Федерации, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (пункт 1.2).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 марта 2020 года N 5 издано в пределах полномочий Главного государственного санитарного врача РФ, так Главный государственный санитарный врач РФ наряду с правами и полномочиями, предусмотренными статьей 50 и пунктами 1,2 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" наделяется полномочиями принимать постановления, издавать распоряжения и указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая методики расчета и оценки риска для здоровья человека.
Таким образом Постановление от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" принято Главным государственным санитарным врачом РФ в пределах предоставленных ему федеральным законодателем полномочий, зарегистрировано Минюстом России и официально опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации, в установленном законом порядке не признано недействующим.
Как следует из преамбулы обжалуемое Постановление N 21-пг принято также в соответствии с Федеральным законом N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Указанный Федеральный закон N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и закрепляет в этой области полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон, будучи нормативным правовым актом общего действия, призван, как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, определять права и обязанности участников правоотношений, а также устанавливать компетенцию и конкретные полномочия органов государственной власти, разграничивая их на основе конституционного принципа разделения властей, распространяющегося на осуществление государственной власти в Российской Федерации как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
На основании вышеуказанных правовых актов, а также в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции Губернатором Приморского края принято обжалуемое Постановление N 21-пг.
На момент принятия оспариваемого административными истцами нормативного правового акта Федеральный закон N 68-ФЗ в установленном законом порядке также не признавался недействующим.
Доводы административных истцов о том, что при принятии обжалуемого постановления Губернатора Приморского края указанные Федеральный закон N 68-ФЗ и Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 марта 2020 года N 5 не подлежали применению, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", дополнен пунктом 16 - коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
В ситуации, обусловленной необходимостью всемерного снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, большое практическое значение имеет системное и комплексное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения COVID-2019, в числе которых и такая важная профилактическая мера как обязательный масочный режим, в частности, при посещении торговых объектов, в общественном транспорте, такси, при посещении иных общественных мест.
Требование к использованию масок, установленное в действующих в настоящее время Санитарных правил (санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", принятых в целях профилактики и предотвращения распространения иных инфекционных заболеваний человека и определяющих содержание санитарно-противоэпидемических мероприятий, является одним из механизмов, обеспечивающих предотвращение передачи инфекции.
Положения пункта 4.4 Санитарных правил согласуются с положениями Временных рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, предусматривающими для профилактики COVID-19 использование маски в условиях широкой циркуляции инфекции и трудностей обеспечения физического дистанцирования, например, в общественном транспорте, магазинах, в замкнутом пространстве или местах большого скопления людей, и не противоречат им. Также в данных рекомендациях отмечено, что "ношение масок должно стать элементом комплекса мероприятий, направленных на прерывание передачи инфекции и спасение жизней; одного только применения масок недостаточно для обеспечения надлежащей защиты от COVID-19".
При наличии принятых в установленном порядке санитарных правил, возлагающего на физических лиц обязанность ношения медицинских масок, перчаток, соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров в определенных местах, эти требования становятся предписаниями, которые должны соблюдаться теми, кому они адресованы.
Национальными стандартами Российской Федерации ГОСТ Р 58396-2019 "Маски медицинские. Требования и методы испытаний" медицинские маски рекомендованы к использованию в целях минимизации прямой передачи инфекционных агентов между людьми и снижения риска распространения болезней.
Роспотребнадзор в Рекомендациях от 11.04.2020 N 02/6673-2020-32 по применению средств индивидуальной защиты для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19 (в п. 2) определил, что особенностью защитной одежды при рисках инфицирования является обязательное применение средств индивидуальной защиты органов дыхания, к числу которых наряду с полнолицевыми масками, противогазами, респираторами относятся ватно-марлевые маски;
В Рекомендациях от 21.04.2020 N 02/7500-2020-24 по организации работы сферы услуг по профилактике COVID-19 рекомендовано использование работниками средств индивидуальной защиты IV типа, к числу которых отнесена маска (одноразовая или многоразовая) со сменой каждые 3 часа или респиратор фильтрующий.
Минпромторгом России составлен Перечень российских производителей медицинских изделий, средств индивидуальной защиты и дезинфицирующих средств на территории Российской Федерации (Письмо от 27.03.2020 N БА-21585/03), в состав которого вошли такие наименования продукции, как маска медицинская, маска, маска техническая трехслойная на резинке.
Росстандарт на своем официальном сайте разместил "Требования к лицевым маскам: обзор стандартов", указав, что лицевые маски можно квалифицировать по трем основным группам, в число которых входит "прочие лицевые маски" (санитарно-гигиенические изделия), для которых разработаны технические условия ТУ 13.92.29-005-00302178-2020 "Маска лицевая гигиеническая".
На основании п. 1 ст. 426 ГК РФ лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Такими правовыми актами могут выступать нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как указывалось выше, Федеральный закон N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" наделил органы государственной власти субъектов РФ полномочиями принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно Постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" (в редакции от 21.08.2021) пунктом 7, абзац 2, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по продаже товаров, оказанию услуг, выполнению работ, предписано не допускать посетителей в торговые объекты, места оказания услуг, выполнения работ и не осуществляя продажу товаров, оказание услуг, выполнение работ при отсутствии у посетителей средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски медицинские, маски лицевые гигиенические (в том числе изготовленные самостоятельно), респираторы).
а также юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (абзац 3), осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным, внеуличным, городским наземным электрическим, автомобильным транспортом, в том числе легковым такси, исключить нахождение пассажиров в транспортных средствах при отсутствии у них средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски медицинские, маски лицевые гигиенические (в том числе изготовленные самостоятельно), респираторы).
Для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлены обязанности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный госсанэпидемнадзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Таким образом, хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги, в случае установления нормативным правовым актом субъекта РФ обязательного использования гражданами средств индивидуальной защиты и возможности отказа в обслуживании лиц, не соблюдающих указанное требование, вправе отказать в обслуживании гражданину, не использующему средств индивидуальной защиты, поскольку должны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Губернатор Приморского края, при введении режима повышенной готовности имел право на принятие обжалуемого постановления от 18 марта 2020 года N 21-пг, принятое постановление направлено на обеспечение реализации и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан, проживающих и временно находящихся на территории Приморского края (в том числе и административного истца), на жизнь и здоровье.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, которые подвергаются риску заражения в случае несоблюдения гражданами и организациями ограничительных мер, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Иные доводы административных истцов также не являются основанием для признания обжалуемого постановления недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Гривиной Я.В., Лончакова А.С., представляющих интересы группы лиц, к Губернатору Приморского края о признании недействующим постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" (в редакции постановления от 23 июня 2021 года N 66-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", а также в редакции постановления от 13 августа 2021 года N 66-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)") - отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в газете "Приморская газета" - официальное издание органов государственной власти Приморского края и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба и апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.Н. Внукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 23 августа 2021 г. по делу N 3а-244/2021
Текст решения опубликован не был