Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства культуры
Чеченской Республики
от 28 декабря 2021 г. N 110-ос
Порядок
осуществления Министерством культуры Чеченской Республики внутреннего финансового аудита
1. Общие положения
1. Настоящий Порядок осуществления Министерством культуры Чеченской Республики внутреннего финансового аудита (далее - Порядок) разработан с учетом положений пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и определяет цели, порядок организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве культуры Чеченской Республики и подведомственных ему учреждениях (далее соответственно - Министерство, Учреждения).
2. Внутренний финансовый аудит в Министерстве и Учреждениях организуется и осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию отдельных документов, используемых при осуществлении внутреннего финансового аудита, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июня 2021 года N 246, а также требованиями:
- федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 195н (далее - ФС ВФА "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита");
- федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 196н (далее - ФС ВФА "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита");
- федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2019 года N 237н (далее - ФС ВФА "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита");
- федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 91н (далее - ФС ВФА "Реализация результатов внутреннего финансового аудита");
федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 года N 160н (далее - ФС ВФА "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита").
Термины, определения которые даны в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита, используются в настоящем Порядке в том же значении, в каком они используются в этих нормативных правовых актах.
3. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
а) оценки надежности внутреннего финансового контроля Минкультуры ЧР на предмет соответствия установленными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требованиям к исполнению своих бюджетных полномочий и подготовки предложений по повышению его эффективности;
б) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином России;
в) повышения качества финансового менеджмента.
4. Внутренний финансовый аудит в Министерстве и Учреждениях осуществляется уполномоченным должностным лицом Министерства, наделенным приказом Министерства полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - субъект внутреннего финансового аудита).
5. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, эффективности, системности, ответственности и стандартизации.
6. Субъект внутреннего финансового аудита находится в непосредственном подчинении Министра культуры Чеченской Республики (далее - Министр).
7. Права и обязанности субъекта внутреннего финансового аудита определены в ФС ВФА "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита".
8. Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, осуществляемые структурными подразделениями Министерства, а также подведомственными учреждениями Министерства в части касающейся эффективности выполнения видов работ, утвержденных государственным заданием (далее - объекты аудита).
2. Планирование аудиторских проверок
9. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с планом проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год (далее - План), который составляется субъектом внутреннего финансового аудита (приложение N 1 к настоящему Порядку).
План утверждается Министром до начала очередного финансового года.
10. В План включается одно аудиторское мероприятие, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, за отчетный финансовый год.
План доводится до руководителей структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за осуществление внутренних бюджетных процедур (далее - Субъекты бюджетных процедур).
План содержит следующую информацию: пункт Плана, тему аудиторского мероприятия, Субъект бюджетных процедур, месяц начала и окончания аудиторского мероприятия, ответственных исполнителей.
11. Решение о проведении аудиторского мероприятия оформляется приказом Министерства, в котором указывается тема, месяц начала и окончания аудиторского мероприятия, Субъект бюджетных процедур, ответственный исполнитель.
12. Датой начала аудиторского мероприятия признается дата утверждения его Программы, датой окончания - дата утверждения заключения по результатам аудиторского мероприятия.
13. Решение о внесении изменений в План принимается Министром по предложениям субъекта внутреннего финансового аудита.
14. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения Министра. Решение оформляется приказом Министерства, в котором указываются тема, даты начала и окончания указанного мероприятия, Субъект бюджетных процедур.
15. При планировании аудиторского мероприятия (составлении плана и/или программы аудиторского мероприятия) субъектом внутреннего финансового аудита учитываются:
а) степень обеспеченности ресурсами, необходимыми для осуществления внутреннего финансового аудита;
б) необходимость резервирования времени на проведение внеплановых аудиторских мероприятий;
в) возможность совершенствования субъектом внутреннего финансового аудита совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит.
16. В целях составления Плана субъектом внутреннего финансового аудита учитываются:
а) информация о выявленных бюджетных рисках, в том числе об их значимости, во взаимосвязи с бюджетными процедурами и/или операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур;
б) информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля за период времени, прошедший с момента предыдущей проверки, а также информация о типовых нарушениях/недостатках, выявленных органами государственного финансового контроля;
в) результаты проведения аудиторских мероприятий, своевременности исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок;
г) другие положения утвержденных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
3. Программа аудиторского мероприятия
17. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с программой аудиторского мероприятия (далее - Программа), которая утверждается субъектом внутреннего финансового аудита.
18. В целях составления Программы субъектом внутреннего финансового аудита проводится предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации и выполнении бюджетных процедур, бюджетных рисков во взаимосвязи с операциями/действиями по выполнению бюджетных процедур, являющихся Объектами внутреннего финансового аудита.
19. Программа аудиторского мероприятия содержит:
а) основание аудиторского мероприятия - пункт Плана или дата и номер приказа Министра о проведении внепланового аудиторского мероприятия;
б) тему;
в) проверяемый период;
г) сроки проведения;
д) цели и задачи;
е) применяемые методы внутреннего финансового аудита;
ж) наименование объекта внутреннего финансового аудита;
з) перечень вопросов, подлежащих изучению;
и) сведения об ответственном исполнителе аудиторского мероприятия.
20. Перечень вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия, и применяемые методы внутреннего финансового аудита определяются в зависимости от Объектов внутреннего финансового аудита, целей аудиторского мероприятия и оценки значимости (уровня) бюджетных рисков.
Используемые методы внутреннего финансового аудита обеспечивают получение субъектом внутреннего финансового аудита необходимых и достаточных аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия.
21. Выбор метода внутреннего финансового аудита для исследования каждого из вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия, основывается на характере исследуемого вопроса и целях его изучения.
Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита.
22. Методы внутреннего финансового аудита:
а) аналитические процедуры;
б) инспектирование;
в) пересчет;
г) запрос;
д) наблюдение за действиями субъектов бюджетных процедур;
е) мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
23. Ответственный исполнитель аудиторского мероприятия с учетом положений пункта 7 ФС ВФА "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" подписывает сформированную программу аудиторского мероприятия.
Субъект внутреннего финансового аудита утверждает программу аудиторского мероприятия в срок не позднее 5 рабочих дней до даты начала проведения аудиторского мероприятия.
24. Субъектом внутреннего финансового аудита, при необходимости, в Программу могут вноситься изменения.
4. Проведение аудиторских мероприятий
25. При проведении аудиторского мероприятия собираются аудиторские доказательства, достаточные и уместные для достижения целей аудиторского мероприятия, обоснования выводов и рекомендаций, и формирования заключения по результатам проведения аудиторского мероприятия.
26. Достаточность является мерой количества аудиторских доказательств, необходимых для достижения целей аудиторского мероприятия, обоснования выводов и рекомендаций и формирования заключения по результатам проведения аудиторского мероприятия. При оценке достаточности аудиторских доказательств следует учитывать, что большой объем аудиторских доказательств не компенсирует их нерелевантность и ненадежность.
27. Уместность является мерой качества аудиторских доказательств. Уместность аудиторских доказательств характеризуется их релевантностью и надежностью.
Аудиторские доказательства являются релевантными, если они имеют логическую связь с вопросами, подлежащими изучению в соответствии с программой аудиторского мероприятия, и важны для изучения этих вопросов и достижения целей аудиторского мероприятия.
Надежность аудиторских доказательств зависит от их характера и источника. Надежные аудиторские доказательства должны быть получены с применением прозрачных и воспроизводимых методов, т.е. должны показывать те же результаты при повторном тестировании.
Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем изучения объектов внутреннего финансового аудита с использованием методов в соответствии с программой аудиторского мероприятия.
28. Изучение объектов внутреннего финансового аудита, документов, данных и информации осуществляется сплошным или выборочным способом. Использование сплошного или выборочного способа изучения зависит от целей аудиторского мероприятия и характеристик исследуемых данных, документов, информации, процедур, а также использования программных средств для изучения объектов внутреннего финансового аудита.
29. При проведении аудиторского мероприятия используется выборка, предназначенная для того, чтобы на основании изучения менее, чем 100% элементов общего набора действий (операций), документов, данных, информации (далее - генеральной совокупности), из которых производится выборка, сделать выводы относительно всей генеральной совокупности.
30. Выборка может быть проведена одним из следующих способов:
а) статистическая выборка, при которой элементы для изучения выбираются из генеральной совокупности случайным способом или с использованием теории вероятности;
б) нестатистическая выборка - не соответствующая характеристикам статистической выборки;
в) качественная выборка - обеспечение в выборке максимально возможного числа групп в генеральной совокупности;
г) количественная выборка - обеспечение в выборке такого числа единиц, при котором можно достаточно обоснованно судить о величина изучаемых признаков (объем выборки).
Применяемый способ выборки для изучения объектов внутреннего финансового аудита должен обеспечить получение достаточных для достижения целей аудиторского мероприятия аудиторских доказательств.
31. Субъект внутреннего финансового аудита при проведении аудиторского мероприятия оценивает степень выполнения программы аудиторского мероприятия и достижения его целей. Оценка выполнения программы аудиторского мероприятия и достижения его целей осуществляется на основе рабочей документации аудиторского мероприятия.
5. Документирование аудиторских мероприятий
32. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая ведется и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях.
33. Рабочая документация подтверждает, что объекты внутреннего финансового аудита исследованы в соответствии с Программой этого аудиторского мероприятия; собраны аудиторские доказательства (документы,
данные, информация), достаточные и уместные для обоснования выводов, рекомендаций и формирования заключения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.
34. Рабочая документация формируется до окончания аудиторского мероприятия.
35. Рабочая документация храниться в архиве субъекта внутреннего финансового аудита (шкаф) не менее 5 лет.
6. Основания и сроки приостановления и/или продления аудиторских мероприятий
36. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторского мероприятия) или продления аудиторского мероприятия, субъект внутреннего финансового аудита, направляет Министру служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) данного мероприятия.
37. Основаниями для приостановления проведения аудиторского мероприятия являются:
а) отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного (бухгалтерского) учета у Субъекта бюджетной процедуры - на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения Субъектом бюджетной процедуры в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
б) непредставление Субъектом бюджетной процедуры документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствование проведению аудиторского мероприятия и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки - на период устранения перечисленных обстоятельств.
38. Срок приостановления (продления) аудиторского мероприятия определяется в каждом конкретном случае, исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период его приостановления (продления), но не может превышать 60 рабочих дней.
39. Решение о приостановлении (продлении) аудиторского мероприятия, принятое Министром в соответствии с мотивированной служебной запиской субъект внутреннего финансового аудита, оформляется приказом Министерства.
40. После устранения причин приостановления аудиторского мероприятия Субъект внутреннего финансового аудита возобновляет его проведение в сроки, устанавливаемые приказом Министерства.
7. Составление и представление заключений
Представление и рассмотрении возражений по результатам проведенного аудиторского мероприятия
41. Заключение по аудиторскому мероприятию (далее - Заключение) включает в себя:
а) тему аудиторского мероприятия;
б) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий;
в) описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (далее - значимые остаточные бюджетные риски);
г) выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита:
- о степени надежности внутреннего финансового контроля;
- о достоверности бюджетной отчетности, в том числе о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
д) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
е) дату подписания заключения;
ж) должность, фамилию, имя, отчество, подпись Субъекта внутреннего финансового аудита;
з) должность, фамилию, имя, отчество, подпись субъекта внутреннего финансового аудита.
42. Подписанный экземпляр Заключения передается на ознакомление Субъекту бюджетной процедуры в течение 5 рабочих дней.
43. При наличии возражений и предложений по фактам, указанным в Заключении, Субъект бюджетной процедуры в течение 3-х рабочих дней с даты его получения вправе представить в свободной форме возражения и предложения Субъекта внутреннего финансового аудита на бумажном носителе или в электронном виде.
44. Возражения и предложения Субъекта бюджетных процедур, поступившие по результатам проведенного аудиторского мероприятия, рассматриваются субъектом внутреннего финансового аудита и, при необходимости, учитываются субъектом внутреннего финансового аудита, в том числе в целях ведения реестра бюджетных рисков.
45. В течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Заключения, Субъект бюджетной процедуры обеспечивает разработку плана мероприятий по реализации предложений и рекомендаций и/или устранению недостатков/нарушений (приложение N 2 к настоящему Порядку).
46. Субъект бюджетной процедуры обеспечивает выполнение внесенных Субъектом внутреннего финансового аудита предложений и в установленные сроки представляет субъекту внутреннего финансового аудита информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторских мероприятий с приложением копий подтверждающих документов (приложении N 3 к настоящему Порядку).
47. Подписанный экземпляр Заключения направляется Министру в течение 10 рабочих дней для принятия решений.
48. Министр рассматривает Заключение и принимает одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, предусмотренные федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", с указанием сроков их выполнения.
49. Министр принимает решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, на основании информации, как содержащейся в заключениях субъекта внутреннего финансового аудита, так и в полученной вне рамок проведения аудиторских мероприятий, в том числе на основании информации субъекта внутреннего финансового аудита о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений, о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
50. Субъекты бюджетных процедур, являющиеся руководителями структурных подразделений Министерства, в целях выполнения решений Министра, а также на основании информации о проведении и результатах аудиторского мероприятия, в том числе указанной в аналитических записках субъекта внутреннего финансового аудита, проекте заключения и заключении, вправе самостоятельно принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, включая разработку и выполнение перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.
51. Информация о принятых решениях, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента обобщается субъектом внутреннего финансового аудита в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
52. Субъект внутреннего финансового аудита регулярно (не реже одного раза в год) проводят мониторинг реализации Субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в рамках которого формируют информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
53. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
8. Составление и представление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
54. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом, подписывается субъектом внутреннего финансового контроля и направляется Министру (приложение N 4 к настоящему Порядку).
55. Отчетным периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
56. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, характеризующую достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности:
а) о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий за отчетный год, а в случае невыполнения плана - информацию о причинах его невыполнения;
б) о количестве и темах, проведенных внеплановых аудиторских мероприятий за отчетный год (при наличии);
в) о степени надежности осуществляемого в Минкультуры Чеченской Республики внутреннего финансового контроля;
г) о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности Минкультуры Чеченской Республики;
д) о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, направленной на решение задач внутреннего финансового аудита;
е) о субъекте внутреннего финансового аудита;
ж) дату подписания годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, должность, фамилию и инициалы, подпись субъекта внутреннего финансового аудита.
9. Реестр бюджетных рисков, участие субъектов бюджетных процедур в формировании и ведении (актуализации) реестра бюджетных рисков
57. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки ведется реестр бюджетных рисков Минкультуры Чеченской Республики, который должен включать следующую информацию в отношении каждого выявленного бюджетного риска (приложение N 5 к настоящему Порядку):
а) наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, являющейся объектом бюджетного риска;
б) описание бюджетного риска;
в) наименование владельца бюджетного риска;
г) оценка значимости (уровня) бюджетного риска;
д) оценка вероятности бюджетного риска;
е) оценка степени влияния бюджетного риска;
ж) описание последствий бюджетного риска;
з) описание причин бюджетного риска;
и) меры по предупреждению и (или) минимизации (устранению) бюджетного риска.
Информация, указанная в подпункте "и" настоящего пункта, включается в реестр бюджетных рисков только в случае возможности и целесообразности принятия Минкультуры Чеченской Республики мер по предупреждению и (или) минимизации (устранению) соответствующего бюджетного риска.
58. При формировании и ведении реестра бюджетных рисков субъектом внутреннего финансового аудита осуществляется оценка бюджетных рисков, определение их значимости.
59. Субъект внутреннего финансового аудита проводит мониторинг реализации Субъектами бюджетных процедур мер по минимизации бюджетных рисков, по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Мониторинг может проводиться в рамках проведения аудиторского мероприятия и/или в период между аудиторскими мероприятиями.
Результаты мониторинга, проводимого в рамках аудиторского мероприятия отражаются в Заключении о его результатах; вне аудиторского мероприятия оформляются аналитической запиской в произвольной форме.
60. Субъект внутреннего финансового аудита при осуществлении внутреннего финансового аудита также руководствуется положениями, определенными федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, не включенными в настоящий Порядок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.