Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Орска
от 27 января 2022 г. N 125-п
Бюджетный прогноз города Орска на долгосрочный период до 2027 года
1. Общие положения
Бюджетный прогноз города Орска на долгосрочный период до 2027 года (далее - долгосрочный бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", национальных и федеральных проектах, стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, бюджетном прогнозе Оренбургской области на долгосрочный период до 2036 года, прогнозе социально-экономического развития города Орска на период 2022 - 2024 годов, Концепции развития города Орска до 2030 года, государственных программ Оренбургской области и муниципальных программ города Орска.
Процесс управления финансами невозможен без выстроенной системы планирования и прогнозирования показателей деятельности. На уровне общественных финансов к таким показателям относятся доходы, расходы, источники финансирования дефицитов бюджетов. Их планирование характеризуется такими признаками как: регламентированный процесс, связь с имеющейся информацией, направленность на достижение определенных целей, временной характер.
Разработка долгосрочного бюджетного прогноза способствует снижению уровня неопределенности относительно основных приоритетов, подходов к формированию механизмов и принципов реализации бюджетной политики на долгосрочном этапе, что обеспечивает прогнозируемость основных бюджетных показателей.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование является продолжением работы по повышению качества управления муниципальными финансами и внедрению программно-целевого метода планирования и исполнения бюджета. Долгосрочный бюджетный прогноз наряду с концепцией развития города Орска, трехлетним бюджетом, муниципальными программами стал одним из инструментов, обеспечивающим определение вектора социально-экономического развития муниципального образования.
Показатели, планируемые в краткосрочных периодах, базируются на принципах и ориентирах, заложенных в долгосрочном прогнозировании.
Задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по обеспечению бесперебойного функционирования муниципального хозяйства при обеспечении сбалансированности местного бюджета, достаточности финансовых ресурсов для выполнения полномочий и задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
Практическое значение долгосрочного бюджетного прогноза шире непосредственно прогнозирования и затрагивает области, связанные с определением предельных объемов финансового обеспечения муниципальных программ, общих ресурсных ограничений, содержит элементы целеполагания, планирования и программирования.
Долгосрочное планирование позволяет повысить эффективность расходов бюджета, способствует рациональному использованию имеющихся финансовых ресурсов, сдерживает необоснованный рост расходов.
2. Цели, задачи и принципы долгосрочной бюджетной политики
Целью долгосрочного бюджетного прогноза является обеспечение предсказуемости основных характеристик местного бюджета в зависимости от вариативности сценариев социально-экономического развития города. В настоящее время зависимость местного бюджета от внешних источников велика, в связи с чем целью долгосрочного бюджетного планирования является не только прогнозирование собственных доходных источников, но и оценка объемов поступления безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов для выполнения полномочий органов местного самоуправления в долгосрочном периоде.
С помощью долгосрочного бюджетного прогноза оценивается объем финансового обеспечения муниципальных программ, возможность участия города в мероприятиях национальных и региональных проектов, федеральных и государственных программах.
Цель бюджетной политики состоит в обеспечении достаточности финансовых ресурсов для выполнения полномочий органов местного самоуправления при сохранении сбалансированности и устойчивости бюджета.
При формировании и реализации бюджетной политики на долгосрочный период необходимо исходить из решения следующих основных задач.
Во-первых, бюджетная политика должна обеспечивать взаимосвязь и координацию объемов финансового обеспечения, предусматриваемых во всех документах стратегического планирования, прежде всего, таких как прогноз социально-экономического развития города и муниципальные программы.
Необходимо продолжить работу по четкой приоритизации расходных обязательств муниципального образования "Город Орск". Участники бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджета должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Во-вторых, должны быть обеспечены бюджетная устойчивость и стабильность.
Необходимо поддерживать безопасный уровень дефицита и муниципального долга, предотвращая тем самым условия для возникновения финансовых кризисов. Одновременно необходимо сохранять относительно постоянный уровень муниципальных расходов в условиях нестабильности бюджетных доходов.
Принятие новых расходных обязательств, участие в мероприятиях национальных и региональных проектов, государственных программах должно производиться только при наличии достаточного объема доходов. Для этого необходимо осуществлять постоянный мониторинг и анализ доходов местного бюджета, факторов, влияющих на их рост или падение.
Также необходимо:
- выявлять неиспользованные фонды муниципальных учреждений и принимать соответствующие меры по их продаже или сдаче в аренду;
- продолжать практику тесного взаимодействия с налоговыми органами в целях повышения собираемости налоговых доходов;
- координировать деятельность структурных подразделений администрации города, являющихся главными администраторами доходов муниципального образования, в части проведения претензионно-исковой работы, способствующей снижению объемов недоимки по неналоговым доходам бюджета;
- продолжать практику работы комиссии по стабилизации экономики.
В-третьих, необходимо вести учет и управление бюджетными рисками.
В-четвертых, бюджетный процесс должен реализовываться при прозрачности и открытости бюджета для общества.
Бюджетная политика осуществляется в интересах общества. Успех ее реализации зависит не только от действий тех или иных органов власти, но и от того, в какой мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации.
Этот подход реализуется за счет:
- публичного обсуждения проектов муниципальных программ;
- размещения на официальном сайте администрации города ежегодного сводного доклада о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ (подпрограмм) города Орска;
- размещения на официальном сайте администрации города итогового доклада о результатах мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг;
- размещения на сайте финансового управления администрации города докладов о результатах деятельности структурных подразделений администрации города, являющихся главными распорядителями бюджетных средств;
- разработки электронной брошюры "Бюджет для граждан";
- функционирования общественного совета при финансовом управлении администрации города;
- продолжения внедрения практики инициативного бюджетирования.
В-пятых, в долгосрочном периоде должны осуществляться мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса, развитию системы управления муниципальным долгом, имуществом, финансовыми активами, интеграции процедур в рамках комплексной контрактной системы города Орска в бюджетный процесс.
В-шестых, совершенствование муниципального внешнего и внутреннего финансового контроля за деятельностью главных администраторов бюджетных средств должно обеспечить улучшение администрирования доходов местного бюджета, повысить результативность и эффективность бюджетных расходов.
3. Общая характеристика и основные проблемы развития экономики муниципального образования "Город Орск"
Перспективы развития города Орска во многом зависят от внешних факторов и условий, которые формируются вне города, имеют преимущественно объективный по отношению к нему характер и оказывают существенное влияние на процессы, протекающие внутри города.
Международные факторы влияют на город Орск сильнее, чем на большинство российских регионов и городов в силу его пограничного положения и наличия предприятий, ориентированных на мировые рынки.
Город Орск - самый большой город Восточного Оренбуржья, в силу этого объективно выполняющий административно-обслуживающие функции для соседних городов и районов. Уровень жизни в этих муниципальных образованиях ниже, что обуславливает миграционный поток в Орск на учебу и работу.
Численность населения муниципального образования "Город Орск" на 01 января 2021 года составила 228,7 тыс. человек.
Основная часть крупных предприятий города относится к отрасли тяжелой промышленности: черная металлургия, машиностроение и металлообработка, химическая промышленность.
Орск является крупным транспортным узлом, через который осуществляется большой объем грузовых и пассажирских перевозок. Через город Орск проходят пути железнодорожного сообщения: по железной дороге город связан с городами Восточного Оренбуржья, автомагистралями республиканского значения город связан с Оренбургом и казахстанским Актобе, функционирует довольно разветвленная сеть автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.
На потребительском рынке города Орска отмечается положительная динамика показателей развития. Потребительский рынок города достаточно насыщен основными продуктами питания, чему способствуют поставки на рынок продукции местных товаропроизводителей и социально значимых непродовольственных товаров.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем. Администрация города Орска проводит системную работу в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства. В городе реализуется муниципальная программа "О развитии малого и среднего предпринимательства в городе Орске". На территории города Орска действует учреждение инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства - муниципальное бюджетное учреждение "Бизнес-инкубатор "Орский". Основная цель деятельности инкубатора: обеспечение условий для эффективного развития, повышения конкурентоспособности инкубируемых субъектов малого предпринимательства. Для достижения поставленной цели выполняется следующее:
- предоставляются в аренду субъектам малого предпринимательства нежилые помещения на льготных условиях;
- оказываются консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;
- предоставляются инкубируемым субъектам малого предпринимательства услуги связи и доступ в Интернет;
- оказывается содействие по подбору административных и производственных площадей по мере выхода из бизнес-инкубатора;
- проводятся обучающие семинары и тренинги для граждан, планирующих открыть свое дело, и субъектов МСП.
В целях обеспечения более эффективного взаимодействия представителей предпринимательского сообщества с органами местного самоуправления города Орска в направлении развития предпринимательства в 2019 году был создан Общественный Совет предпринимателей при главе города Орска. Постановлением администрации города Орска от 12 июля 2019 года N 2755-п "О создании Общественного Совета предпринимателей при главе города Орска" утвержден состав и положение о данном Совете. Совет является коллегиальным совещательным, консультативным органом, который создан для выработки согласованных решений по реализации государственной и муниципальной политики в области поддержки и развития предпринимательства на территории города, а также содействия развитию предпринимательства, привлечения малого и среднего бизнеса к решению социально-экономических задач на территории муниципального образования "Город Орск".
В целях развития конкуренции, снижения административных барьеров и устранения избыточного муниципального регулирования постановлением администрации города Орска от 27 января 2020 года N 151-п (с изменениями и дополнениями от 21 января 2021 года N 52-п) утверждена "дорожная карта" (план мероприятий) по содействию развития конкуренции в муниципальном образовании "Город Орск", в соответствии с которой определены мероприятия, направленные на содействие развития конкуренции на социально значимых и приоритетных рынках города Орска.
Ключевым приоритетом экономической политики города является привлечение инвестиций в развитие его инфраструктуры. Для этого городом реализуются следующие меры:
- развитие инструментов поддержки инвесторов и предпринимателей, а также механизмов взаимодействия с инвесторами;
- оптимизация процедуры предоставления услуг для бизнеса.
Для реализации указанных мер формируется эффективная система привлечения инвестиций, способная свести к минимуму риски инвесторов.
В связи с зависимостью бизнеса от экономических и политических изменений инвесторам и предпринимателям оказываются различные формы поддержки:
- в реестр приоритетных инвестиционных проектов Оренбургской области включено ПАО "Орскнефтеоргсинтез" (постановление Правительства Оренбургской области от 13 октября 2015 года N 817-п);
- в реестр приоритетных инвестиционных проектов города Орска включено ООО "Берёза" с проектом "Строительство спортивно-оздоровительного комплекса "Берёза" в поселке ОЗТП" (услуга "Сопровождение инвестиционного проекта в режиме "одного окна", договор о реализации инвестиционного проекта от 08 августа 2017 года N 2. Срок действия до 01 января 2022 года);
- установлена и действует льготная процентная налоговая ставка по земельному налогу в размере 0,75% в отношении земельных участков, используемых для реализации инвестиционного проекта, субъектами инвестиционной деятельности и развития малого и среднего предпринимательства (Решение Орского городского Совета депутатов от 29 июня 2005 года N 570 "О земельном налоге" (с изменениями от 2015 года). Условием предоставления указанной льготы является использование земельных участков с целью размещения вновь созданных, реконструированных объектов имущества, являющихся результатом реализации инвестиционного проекта.
В целях повышения инвестиционной привлекательности Орска проводится работа над открытостью и доступностью информации о потенциале и возможных направлениях развития бизнеса в городе. В рамках реализации Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании "Город Орск" функционирует Инвестиционный портал города Орска (Инвесторск.рф). Инвестиционный портал необходим для информирования инвесторов о возможностях и привлекательности города, об отдельных инвестиционных проектах, инвестиционных площадках и налоговых льготах инвесторам. На данный момент инвестиционный портал преобразован, в результате чего город Орск получил максимальный балл в муниципальном инвестиционном рейтинге Оренбургской области при оценке качества страницы с актуальной и доступной информацией про инвестиционную деятельность на официальном сайте муниципального образования. Одним из важных преобразований стало размещение в разделе "Презентация" нового инвестиционного паспорта муниципального образования "Город Орск", который был разработан в 2019 году.
Инвестиционный паспорт разработан как источник необходимой информации для инвестора, заинтересовавшегося особенностями деловой среды нашего города. Инвестиционный паспорт с основными социально-экономическими показателями, описанием климата, природы и природных ресурсов, перечнем организаций и учреждений, оказывающих услуги и помощь инвесторам, представляет собой аналитическую базу для формирования у потенциального инвестора правильного представления об инвестиционной привлекательности города, в который он намерен вкладывать денежный капитал.
26 сентября 2021 года заместителем министра экономического развития Российской Федерации Галкиным Сергеем Сергеевичем было подписано соглашение о создании на территориях муниципальных образований "город Оренбург" и "Город Орск" Оренбургской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Оренбуржье" (Соглашение N С-272-СГ/Д14). Территория особой экономической зоны в городе Орске по площади составляет 180,0 гектаров. В районе данного участка есть точки подключения ко всем необходимым ресурсам, многие здания, сооружения и коммуникации будут возводиться с нуля в соответствии со всеми современными стандартами. При получении статуса резидента ОЭЗ инвесторы станут получателями льгот по налогу на прибыль: 0% - в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, но не более срока существования особой экономической зоны; 5% - в период с шестого по десятый налоговый период включительно, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, но не более срока существования особой экономической зоны; 13,5% - по истечении десяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, но не более срока существования особой экономической зоны, налогу на имущество: 0% на 10 лет, земельному налогу: 0% на 10 лет, транспортному налогу: 0% на 10 лет, таможенным пошлинам:0% и таможенному НДС: 0%.
В свою очередь особая экономическая зона принесет городу увеличение количества рабочих мест; развитие сферы услуг, в том числе, транспортных, общественного питания; возможное увеличение жилой застройки близлежащих территорий; улучшение деловой и инвестиционной привлекательности города, а в дальнейшем и пополнение налоговыми поступлениями бюджетов всех уровней.
В рамках реализации Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании "Город Орск" осуществляет свою деятельность Общественный совет по инвестиционному климату и развитию малого и среднего предпринимательства (далее - Совет). Это открытый совещательный орган, в рамках которого собираются представители органов местного самоуправления, бизнеса, региональных и территориальных подразделений федеральных структур. Наличие Совета позволяет согласовывать и координировать действия бизнеса и власти в вопросах улучшения инвестиционного климата и развития малого и среднего предпринимательства. Совет обеспечивает вовлечение предпринимателей в разработку и реализацию политики по привлечению инвестиций, а также обеспечивает общественную экспертизу инвестиционных проектов, рассмотрение инициатив бизнес-сообщества.
Наиболее негативными последствиями и рисками для экономики города Орска в условиях нестабильности являются:
- приостановление инвестиционных проектов;
- снижение конкурентоспособности организаций вследствие дефицита финансовых ресурсов;
- сокращение внутреннего спроса;
- рост дешевого импорта на мировом рынке;
- санкции;
- снижение поступлений доходных источников;
- необеспеченный рост расходных обязательств в области социальной сферы, в том числе в части оплаты труда;
- нестабильность законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность, высокая налоговая нагрузка на экономику;
- замедление темпов развития отраслей реального сектора: промышленности, аграрно-промышленного комплекса, строительной индустрии.
4. Итоги бюджетной политики муниципального образования "Город Орск" за 2019 - 2021 годы
4.1. Доходы бюджета города Орска в 2019 - 2021 годах
Общий объем поступления доходов в городской бюджет в 2019 году составил 5 396,0 млн. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы в сумме 1 713,6 млн. рублей.
Общий объем поступления доходов в городской бюджет в 2020 году составил 4 977,0 млн. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы в сумме 1 755,9 млн. рублей.
Прогнозируется получить доходов в городской бюджет в 2021 году 5 227,3 млн. рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов в сумме 1 874,5 млн. рублей (приложение N 1 к бюджетному прогнозу).
В структуре налоговых доходов городского бюджета в 2020 году наибольший удельный вес занимают следующие налоги: на доходы физических лиц (порядка 53,4%), на совокупный доход (порядка 31,2%), на имущество (порядка 9,7%) (приложение N 2 к бюджетному прогнозу).
Налога на доходы физических лиц в 2020 году поступило 818,7 млн. рублей. По сравнению с 2019 годом поступления увеличились на 86,4 млн. рублей. Прогнозируется поступление налога в 2021 году в сумме 824,4 млн. рублей.
Налогов на совокупный доход в 2020 году поступило 478,5 млн. рублей. По сравнению с 2019 годом поступления увеличились на 25,6 млн. рублей. Прогнозируется поступление налога в 2021 году в сумме 595,4 млн. рублей.
Налогов на имущество в 2020 году поступило 148,3 млн. рублей. По сравнению с 2019 годом поступления уменьшились на 1,9 млн. рублей. Прогнозируется поступление налога в 2021 году в сумме 147,4 млн. рублей.
Государственной пошлины в 2020 году поступило 58,7 млн. рублей. По сравнению с 2019 годом поступления увеличились на 8,2 млн. рублей. Прогнозируется поступление госпошлины в 2021 году в сумме 38,4 млн. рублей.
Данные о поступлении налоговых доходов за 2019 - 2027 годы представлены в приложении N 3 к бюджетному прогнозу.
4.2. Расходы городского бюджета в 2019 - 2021 годах
Расходы городского бюджета на 2021 год по состоянию на 01 ноября запланированы в объеме 5 366,7 млн. рублей, за 2020 год произведены в сумме 5 136,8 млн. рублей, за 2019 год - в сумме 5 108,2 млн. рублей (приложение N 1 к бюджетному прогнозу).
Расходы местного бюджета формируются с учетом приоритетности - в 100% объеме планируются ассигнования на выплату заработной платы работникам бюджетного сектора и оплату предоставления коммунальных услуг муниципальным учреждениям (в соответствии с проектировками основных параметров местного бюджета на очередной финансовый год). В полном объеме обеспечиваются расходы по публичным нормативным обязательствам, на обеспечение необходимого уровня софинансирования при предоставлении городу субсидий из вышестоящего бюджета, расходы на организацию питания в муниципальных образовательных организациях города.
Одним из основных направлений при планировании и расходовании бюджетных средств является реализация Указа Президента РФ от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
В расходной части местного бюджета преобладающая доля - это бюджетные ассигнования, направляемые на социально-культурную сферу. Ежегодно доля расходов бюджета по данному направлению составляет порядка 70%. По итогам 2019 года расходы произведены на сумму 3 355,0 млн. рублей, в 2021 году на социально-культурную сферу запланировано 3 783,0 млн. рублей, что на 428,0 млн. рублей превышает показатель 2019 года.
С 2021 года расходы на социально-культурную сферу полностью охвачены мероприятиями муниципальных программ.
В городе реализуются следующие муниципальные программы социально-культурной направленности:
- "Развитие образования в городе Орске";
- "Развитие физической культуры, спорта и туризма в городе Орске";
- "Здоровая молодежь - сильная молодежь";
- "Реализация молодежной политики в городе Орске";
- "Социальная политика города Орска".
Кроме того, начиная с 2019 года, город участвует в реализации мероприятий национальных проектов, имеющих социальную направленность. В 2019 году расходы на реализацию национальных проектов по социально-культурному направлению составили 154,9 млн. рублей, в том числе по проекту "Образование" - 151,7 млн. рублей, по проекту "Демография" - 3,2 млн. рублей. В результате были завершены работы по капитальному ремонту здания МАУДО "Дворец пионеров и школьников г. Орска", проведен капитальный ремонт здания МОАУ "СОШ N 31 г. Орска", оборудована площадка для тестирования населения в соответствии с Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом ГТО. В 2020 году в рамках реализации мероприятий национального проекта "Культура" были приобретены музыкальные инструменты и оборудован виртуальный концертный зал в МАУДО "ДШИ N 2 г. Орска" на сумму 7,2 млн. рублей, в 2021 году проводится модернизация МАУДО "ДШИ N 1 г. Орска" посредством проведения капитального ремонта здания и оснащения оборудованием и инвентарем, общий объем расходов составляет 34,0 млн. рублей.
Ежегодно решением о бюджете отдельным приложением утверждаются расходы, направляемые на поддержку семьи и детей. За 2019 год объем таких расходов составил 2 958,1 млн. рублей, за 2020 год - 2 863,3 млн. рублей, на 2021 год плановые показатели - 3 176,3 млн. рублей.
Расходы бюджета на образование по состоянию на 01 ноября 2021 года исполнены в сумме 2 446,7 млн. рублей, что составляет 78,2% от запланированных бюджетных назначений, за 2020 год исполнение составило 2 765,0 млн. рублей, за 2019 год - 2 847,4 млн. рублей.
Ежегодно в соглашениях, заключаемых между администрацией города и отраслевыми министерствами Оренбургской области, устанавливается целевой показатель по уровню средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в "майских" Указах Президента Российской Федерации, в зависимости от уровня средней заработной платы в Оренбургской области наемных работников. По итогам 2020 года средняя заработная плата составила:
- педагогические работники муниципальных учреждений общего образования - 34 000 рублей;
- педагогические работники муниципальных учреждений дошкольного образования - 28 700 рублей;
- педагогические работники муниципальных учреждений дополнительного образования детей - 32 759,85 рублей;
- работники учреждений культуры - 31 804,2 рублей;
- работники архива - 29 625,0 рублей.
Кроме того, начиная с 2020 года, в местный бюджет поступают иные межбюджетные трансферты на выплату ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам школ в размере 5 000,0 рублей.
Расходы на культуру и кинематографию из бюджета города по состоянию на 01 ноября 2021 года произведены на сумму 114,0 млн. рублей, что составило 79,3% от плановых назначений, в 2020 году произведены на сумму 128,3 млн. рублей, в 2019 году - на сумму 119,7 млн. рублей.
За период 2019 - 2020 годов из вышестоящих бюджетов были предоставлены субсидии на комплектование книжных фондов библиотек и подключение общедоступных библиотек к сети Интернет и развитие системы библиотечного дела с учетом задач расширения информационных технологий и оцифровки.
На социальную политику в 2019 году были направлены средства в размере 209,8 млн. рублей, в 2020 году - 200,0 млн. рублей. По состоянию на 01 ноября 2021 года бюджетные ассигнования по данному направлению составляют 225,9 млн. рублей, кассовые расходы составили 186,2 млн. рублей или 82,4%.
В области социальной политики основная часть расходов осуществляется за счет субвенций, поступающих из областного бюджета на выполнение переданных полномочий по опеке и попечительству, финансовому обеспечению отдыха и оздоровления детей, компенсации части родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях.
В 2021 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот предусмотрены средства в размере 78,4 млн. рублей, что составило 35% от общего объема бюджетных ассигнований, направленных на социальную политику. Расходы осуществляются за счет субвенций, поступающих из областного бюджета на выполнение переданных государственных полномочий.
Ежегодно администрацией города реализуются мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, в результате ежегодно порядка 32 семей получают денежные сертификаты на улучшение жилищных условий. Мероприятия реализуются в рамках муниципальной программы "Реализация молодежной политики в городе Орске". В 2019 году на эти цели с учетом софинансирования из областного и федерального бюджетов направлено 28,7 млн. рублей, в 2020 году расходы составили 25,9 млн. рублей, план на 2021 год - 29,2 млн. рублей. Сертификаты на приобретение жилья в 2019 году получила 31 семья, в 2020 году - 33 семьи, в 2021 году планируется предоставить 38 молодым семьям.
Расходы бюджета на физическую культуру и спорт в 2019 году составили 178,2 млн. рублей, в 2020 году - 212,8 млн. рублей, план на 2021 год составляет 397,5 млн. рублей (в том числе 177,7 млн. рублей на реконструкцию стадиона "Локомотив").
В рамках мероприятий муниципальной программы "Развитие физической культуры, спорта и туризма в городе Орске на 2019 - 2024 годы" осуществляется поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. В 2019 - 2021 годах финансовая поддержка предоставлялась автономной некоммерческой организации - спортивный клуб "Южный Урал".
Расходы на поддержку транспорта в 2019 году составили 145,0 млн. рублей, в 2020 году - 118,0 млн. рублей, план на 2021 год - 124,8 млн. рублей. С 2020 года организация транспортного обслуживания населения осуществляется путем заключения муниципальных контрактов в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также предоставления субсидий юридическим лицам (исполнителям по муниципальным контрактам) на возмещение части затрат при выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Расходы на дорожное хозяйство (без учета расходов на уличное освещение) в 2019 году составили 804,3 млн. рублей, в 2020 году - 404,3 млн. рублей. Основная причина снижения расходов в 2020 году по сравнению с предыдущим годом в том, что в 2019 году из вышестоящего бюджета были предоставлены субсидии на реконструкцию автодороги от ул. Гайское шоссе до ул. Достоевского, с учетом софинансирования местного бюджета расходы составили 192,2 млн. рублей, а также иные межбюджетные трансферты на осуществление дорожной деятельности, источником финансового обеспечения которых были средства федерального бюджета, в размере 160,0 млн. рублей. В 2021 году бюджетные ассигнования запланированы в объеме 362,2 млн. рублей. Расходы на дорожное хозяйство осуществляются за счет средств дорожного фонда города Орска.
С 2019 года в сфере дорожного хозяйства город принимает участие в реализации мероприятий национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Участие в данном проекте позволило за период с 2019 по 2021 год дополнительно отремонтировать 36,8 км автомобильных дорог местного значения, общий объем бюджета составил 563,2 млн. рублей.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в 2019 году составили 394,4 млн. рублей, в 2020 году - 811,6 млн. рублей, план на 2021 год - 487,7 млн. рублей.
В 2020 году Орск стал площадкой для реализации федерального пилотного проекта по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения с износом сетей более 60%. В рекордно короткие сроки в городе провели реконструкцию 5 объектов теплоснабжения, проложили илопровод, завершили строительство водопровода в центральной части города. Все намеченные мероприятия выполнены в срок, общий объем расходов бюджетных средств составил 304,5 млн. рублей.
Город принимает активное участие в мероприятиях национального проекта "Жилье и городская среда", что позволяет решать вопросы переселения граждан из аварийного жилья, благоустройства общественных и дворовых территорий.
За 2019 - 2020 годы на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилья произведены расходы в размере 283,1 млн. рублей, в 2021 году планируется направить 167,1 млн. рублей.
Ежегодно Орск входит в число получателей средств в рамках регионального проекта Оренбургской области "Формирование современной городской среды". За период 2019 - 2021 годов проводились работы по благоустройству трех общественных территорий: парк "Строителей" (II очередь), парк "Северный" (I-III очередь), парк "Пищевик" (I-II очередь). Расходы на данные цели составили 179,2 млн. рублей, в том числе за счет средств вышестоящих бюджетов - 167,1 млн. рублей.
Благоустройством были охвачены 8 дворовых территорий, расходы произведены в объеме 21,4 млн. рублей.
В 2021 году город стал победителем Пятого Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях с проектом по благоустройству сада "Шевченко" в Старом городе. На реализацию данного проекта в 2022 году будут предоставлены субсидии из вышестоящих бюджетов в размере 69,8 млн. рублей, софинансирование местного бюджета составит 2,5 млн. рублей.
Одной из основных задач в сфере бюджетной политики является 100%-ое выполнение администрацией города обязанностей и мероприятий, предусмотренных соглашением о мерах по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования, ежегодно заключаемым с министерством финансов Оренбургской области. Помимо отсутствия просроченной кредиторской задолженности ежегодно удается обеспечивать:
- сохранение стабильного уровня муниципального долга;
- выполнение показателей по уровню заработной платы отдельных работников бюджетной сферы, поименованных в "майских" Указах Президента Российской Федерации;
- финансирование расходов за счет собственных доходов только на решение вопросов местного значения.
Постановлением администрации города утвержден план консолидации бюджетных средств в целях оздоровления муниципальных финансов, который предусматривает, в том числе:
- проведение работы с главными администраторами доходов местного бюджета по обеспечению своевременного и полного поступления доходов в местный бюджет;
- проведение претензионно-исковой работы по взысканию недоимки по неналоговым платежам в бюджет;
- установление запрета на увеличение численности муниципальных служащих;
- проведение работы по вхождению в число муниципальных образований, которым выделяются кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов, выдаваемых Управлением Федерального казначейства Российской Федерации.
При планировании и исполнении бюджета применяется программно-целевой метод, который позволяет эффективнее расходовать денежные средства с достижением определенного заданного результата. В городе реализуются мероприятия 16 муниципальных программ в сфере образования, культуры, спорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, благоустройства территории, молодежной и социальной политики, муниципального управления. 98,5% всех расходов бюджета охвачены программными мероприятиями. В настоящее время программно-целевой метод консолидирован с практикой проектного управления, программные мероприятия консолидируются с мероприятиями "дорожной карты" по реализации региональных проектов.
Программный бюджет позволяет городу принимать активное участие в реализации мероприятий государственных и федеральных программах и получать средства из вышестоящих бюджетов на социально-экономическое развитие муниципального образования. В 2020 году объем таких средств составил 915 млн. рублей.
Исполнение бюджета 2020 года осуществлялось в жестких условиях распространения новой коронавирусной инфекции. В связи с необходимостью реализации мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на функционирование муниципальных учреждений, было принято постановление администрации города от 04 августа 2020 года N 1962-п "Об особенностях исполнения местного бюджета в 2020 году", включающее:
1) обязанность учредителей автономных муниципальных учреждений корректировки муниципального задания в связи с ограничением деятельности;
2) обеспечение принятия (изменение) бюджетных обязательств получателями бюджетных средств с целью недопущения образования просроченной кредиторской задолженности;
3) обеспечение корректировки перечисления субсидий юридическим лицам с учетом обеспечения выплаты заработной платы.
В целях исполнения данного постановления была проведена оценка выполнения муниципальными автономными учреждениями как муниципального задания, так и расходов, производимых учреждениями в условиях ограничения деятельности за счет субсидии, предоставляемой на его финансовое обеспечение.
Таким образом, объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальной услуги "Присмотр и уход" в дошкольных образовательных муниципальных организациях по итогам первого полугодия отчетного года был уменьшен на 7,3% или 38,1 млн. рублей, при соответствующем уменьшении муниципального задания.
К тому же, проведение главными распорядителями бюджетных средств ежемесячного мониторинга расходов автономных учреждений позволило перераспределить сэкономленные средства по оплате за коммунальные услуги и питание в образовательных организациях, образовавшиеся вследствие вводимых ограничений в первом полугодии отчетного года, на осуществление деятельности во втором полугодии, что позволило муниципальным учреждениям без дополнительного выделения бюджетных средств при снятии ограничений оперативно возобновить свою работу с учетом соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В целях профилактики и устранения последствий распространения коронавирусной инфекции в 2020 году выделялись средства:
- за счет средств резервного фонда администрации города Орска в размере 2 484,3 тыс. рублей;
- за счёт перераспределения средств главных распорядителей бюджетных средств в размере 22 688,84 тыс. рублей.
Изменения законодательства, в том числе затрагивающие бюджетные правоотношения (367-ФЗ от 12 ноября 2019 года "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году"), позволили администрации города в 2020 году оперативно решать задачи как по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции, так и по своевременному выполнению возложенных полномочий и принятых обязательств.
В 2021 году была проведена работа по актуализации порядков предоставления из местного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (в том числе некоммерческим организациям). Предоставление субсидий по таким направлениям, как возмещение части недополученных доходов в случае выполнения работ по обеспечению населения услугами бань, возмещение части затрат в случае осуществления деятельности по эвакуации умерших (погибших) с мест происшествий в учреждения, осуществляющие судебно-медицинскую экспертизу, возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по отдыху детей, субсидии некоммерческим организациям, предоставляющим услуги в области физической культуры и массового спорта, осуществляется на конкурсной основе.
Одним из приоритетных направлений деятельности администрации города является обеспечение открытости бюджетных данных. Для этих целей разработан и функционирует сайт финансового управления, где на постоянной основе размещаются данные об основных характеристиках бюджета города, муниципальных программах, отчеты об исполнении городского бюджета, уровне муниципального долга.
Формирование электронной брошюры "Бюджет для граждан" позволяет наглядно продемонстрировать запланированный бюджет города Орска, а также данные о его исполнении. Даже не имея специальных знаний в области государственных (муниципальных) финансов, граждане могут свободно и легко понять принципы формирования доходов и расходов местного бюджета, оценить объем финансовых затрат, направляемых как на содержание сети муниципальных учреждений, так и на содержание муниципального жилищно-коммунального хозяйства, объем инвестиционных расходов.
По уровню открытости бюджетных данных город Орск входит в число муниципальных образований Оренбургской области, имеющих высокий уровень открытости.
4.3. Сбалансированность бюджета и долговая политика
Важнейшей составляющей обеспечения сбалансированности местного бюджета является управление муниципальным долгом. Основной задачей администрации города является ненаращивание объемов муниципального долга, удержание его на стабильном уровне, а при возможности уменьшение размера долговых обязательств.
По итогам исполнения бюджета за 2019 год объем муниципального долга составлял 391,9 млн. рублей (23% от суммы налоговых и неналоговых доходов за минусом отчислений по дополнительному нормативу).
На 01 января 2021 года удалось сократить объем муниципального долга на 116,5 млн. рублей (с 391,9 млн. рублей на 01 января 2020 года до 275,4 млн. рублей на 01 января 2021 года) за счет средств, учитываемых на счете, предназначенном для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений. Данный механизм был применен в связи с внесением изменений в закон об автономных учреждениях, в части отсутствия необходимости возврата заимствованных средств автономных и бюджетных учреждений по завершении финансового года.
За период с 2019 - 2021 годов источниками финансирования дефицита местного бюджета были только остатки средств, образованные на счете бюджета на начало года. Заимствования осуществлялись исключительно в целях перекредитования.
По итогам исполнения бюджета за 2019 год расходы на обслуживание муниципального долга в целом составили 13,7 млн. рублей при первоначально утвержденном плане - 36,7 млн. рублей. Экономия средств сложилась в результате использования револьверных кредитных линий, что позволяет более эффективно маневрировать муниципальными заимствованиями, мониторинга процентных ставок и привлечения бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов).
В 2020 году администрация города один раз (на срок три месяца) смогла воспользоваться бюджетным кредитом, выдаваемым Управлением Федерального казначейства на пополнение остатков средств на счетах бюджетов (во втором квартале УФК приостановило выдачу кредитов муниципальным образованиям в целях консолидации средств для поддержки субъектов РФ, бюджеты которых в большей степени пострадали из-за распространения новой коронавирусной инфекции). Ежегодно бюджет города посредством привлечения данного вида бюджетных заимствований и замещения ими более дорогостоящих кредитов коммерческих банков экономит порядка 11,5 млн. рублей на обслуживании муниципального долга, в 2020 году данная экономия составила 2 млн. рублей. Чтобы облегчить финансовую нагрузку на местные бюджеты по уплате процентов за пользование кредитными ресурсами, министерством финансов Оренбургской области принято решение о перечислении, начиная с июня 2020 года опережающими темпами, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, что позволило городу до декабря месяца не прибегать к коммерческим кредитам. Данная мера поддержки, а также использование револьверных кредитных линий позволили минимизировать расходы на обслуживание долговых обязательств, факт за 2020 год составил 2,6 млн. рублей при первоначально запланированной сумме 36,6 млн. рублей.
С 2020 года в соответствии положениями Бюджетного Кодекса Российской Федерации министерство финансов Оренбургской области проводит оценку долговой устойчивости муниципальных образований Оренбургской области. По результатам оценки 2020, 2021 года город Орск был отнесен к группе муниципальных образований, имеющих высокий уровень долговой устойчивости.
Эффективное управление муниципальным долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и, прежде всего, создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долговой политике города.
На постоянной основе ежегодно разрабатываются основные направления долговой политики муниципального образования "Город Орск" на предстоящий трехлетний период.
Основными задачами управления муниципальным долгом являются:
- повышение эффективности муниципальных заимствований;
- сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
- развитие различных инструментов заимствований;
- совершенствование учета и отчетности по обслуживанию долга и обеспечение раскрытия информации о долге.
Для решения данных задач реализуются мероприятия по:
- поддержанию уровня муниципального долга на уровне, обеспечивающим финансовую устойчивость муниципального образования;
- мониторингу процентных ставок по коммерческим кредитам с целью привлечения более "дешевых" кредитных ресурсов;
- использованию револьверных (возобновляемых) кредитных линий при финансировании дефицита бюджета и (или) погашения долговых обязательств муниципального образования;
- участию в проекте Управления федерального казначейства по предоставлению бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов);
- соблюдению ограничений, установленных бюджетным законодательством по уровню муниципального долга и расходов на обслуживание долговых обязательств;
- недопущению возникновения просроченной кредиторской задолженности по долговым обязательствам муниципального образования.
5. Основные направления развития экономики до 2027 года
Структуру экономики города практически в равных долях представляют промышленность и непромышленная сфера, которая, в свою очередь, включает розничную торговлю, оказание платных услуг населению, продукцию сельского хозяйства, общественное питание, строительство. Одним из ключевых факторов, влияющих на экономику города, является объем промышленного производства и в целом стабильность работы крупных предприятий Орска. Согласно прогнозу социально-экономического развития муниципального образования "Город Орск" до 2027 года индекс промышленного производства в среднем составит 107%. Важно в данном периоде сохранить прогнозируемый уровень.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти в рамках решения вопросов социально-экономического развития территории и смягчения социальных проблем. Администрация города Орска проводит системную работу в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, и работа в этом направлении будет одной из приоритетных в течение всего периода.
Развитие города и стабильный рост его экономики во многом зависят от политики привлечения инвестиций и благоприятного инвестиционного климата. Инвестиционный климат, сформированный на территории города Орска, позволяет, в том числе, реализовывать инвестиционные проекты не только крупным промышленным предприятиям, но и субъектам малого и среднего предпринимательства. Улучшать условия для ведения бизнеса, оказывать всевозможную поддержку предпринимателям не только на стадии разработки проекта, но и на всех этапах его реализации, а также стимулировать представителей бизнес-сообщества к реализации инвестиционных проектов именно на территории города Орска - одни из главных направлений развития экономики.
Одним из важных направлений является выработка совместных мер по осуществлению контроля за своевременностью и полнотой поступления в бюджеты всех уровней налоговых и неналоговых доходов и сборов от предприятий и организаций города и улучшение координации и взаимодействия органов власти с компетентными структурами.
Уровень официально регистрируемой безработицы на 2021 год прогнозируется на уровне 1,2% от экономически активного населения и этот показатель ниже уровня в целом по Оренбургской области (1,4%). В связи с этим важной задачей на период до 2027 года является недопущение роста данного показателя.
6. Основные направления бюджетной политики на долгосрочную перспективу
6.1. Направления бюджетной политики на долгосрочный период по доходам
На налоговую политику муниципального образования "Город Орск" будут оказывать влияние внешние факторы, прежде всего - изменения в законодательстве Российской Федерации:
1. По налогу на доходы физических лиц.
Увеличен возраст детей, оплата или компенсация стоимости путевки на которых не облагается налогом на доходы физических лиц, с 16 до 18 лет, а также до 24 лет - на студентов, которые проходят обучение по очной форме в образовательных организациях.
Дополнен перечень социальных вычетов по налогу на доходы физических лиц вычетом, который предоставляется в сумме расходов, уплаченных налогоплательщиками за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные спортивными организациями (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, и включенные в перечень видов физкультурно-оздоровительных услуг, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
2. По администрированию доходов бюджетов.
Начиная с формирования бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов перечень главных администраторов доходов местного бюджета устанавливается нормативным правовым актом местной администрации.
Общие требования к перечню главных администраторов доходов местного бюджета установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 года N 1557 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам администрирования и прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" внесены изменения в общие требования к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в части:
- уточнения перечня документов и материалов, предоставляемых главными администраторами доходов бюджета муниципального образования в финансовые органы муниципального образования;
- конкретизации ролей участников разработки и согласования методик прогнозирования поступлений доходов местных бюджетов;
- уточнения подходов к разработке методики прогнозирования поступлений доходов, в том числе утверждения формы методики прогнозирования поступлений доходов;
- конкретизации видов имущества, при прогнозировании доходов от продажи которого должен использоваться метод прямого счета.
Главные администраторы доходов муниципальных образований разрабатывают методики прогнозирования доходов в разрезе кодов классификации доходов, в отношении которых они осуществляют полномочия главных администраторов доходов, и утверждают их по согласованию с финансовыми органами муниципальных образований.
В соответствии с постановлением администрации города Орска от 01 апреля 2021 года N 861-п в 2021 - 2023 годах будет реализовываться план мероприятий по вовлечению в оборот земель, что позволит эффективно использовать имеющиеся земельные ресурсы и способствовать росту налоговых и неналоговых доходов местного бюджета.
Продолжится реализация Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и постановке на учет в налоговом органе для уплаты выявленным собственником имущественных налогов, что также будет способствовать увеличению доходной базы местного бюджета.
В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне предусматривается обеспечение бездекларационной уплаты налога и страховых взносов организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения с численностью работников не более 5 человек и имеющими предельную сумму годового дохода не более 60 млн. рублей.
Сохраняется механизм регулярной оценки эффективности налоговых льгот с точки зрения поставленных целей и механизмов корректировки или отмены, в случае если поставленные цели не достигаются.
Формируются справедливые конкурентные условия посредством повышения качества налогового администрирования за счет развития налогового мониторинга, в том числе путем уменьшения пороговых требований вхождения налогоплательщиков в налоговый мониторинг (лимиты по доходам и активам снижаются с 3,0 до 1,0 млрд. рублей, по уплаченным налогам - с 300,0 до 100,0 млн. рублей).
В целях создания для налогоплательщиков более комфортных условий, сокращения времени оформления расчетных документов, а также своевременного исполнения их обязанностей перед бюджетом до конца 2022 года планируется реализовать механизм "единого налогового платежа", позволяющий уплачивать обязательные платежи одним платежным поручением без уточнения вида платежа, срока его уплаты, принадлежности к бюджету бюджетной системы Российской Федерации, а также направлять перечисленные средства на погашение имеющейся у плательщика недоимки, возникшей ранее.
В целях повышения качества налогового администрирования с 01 марта 2022 года федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, включается в систему налогового контроля. При этом запрещается проведение плановых проверок соблюдения законодательства о применении ККТ, а внеплановые проверки будут проходить без предварительного уведомления проверяемого лица.
6.2. Направления бюджетной политики на долгосрочный период по расходам
Основным направлением бюджетной политики на долгосрочную перспективу является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета. Обеспечение устойчивости местного бюджета должно сопровождаться обеспечением наличия достаточного объема финансовых средств, необходимых для выполнения принятых городом расходных обязательств. Главными задачами, которые стоят перед администрацией города, являются обеспечение приоритетности бюджетных расходов, взвешенность при приятии обязательств.
Основными задачами бюджетной политики на долгосрочную перспективу являются:
1. Повышение качества муниципальных программ и расширение их использования в бюджетном планировании.
Продолжится работа по совершенствованию нормативной базы, необходимой для программно-целевого планирования и реализации городского бюджета в программном формате с использованием проектного управления.
2. Повышение эффективности использования средств, направляемых на финансовое обеспечение оказания муниципальных услуг.
В рамках решения данной задачи будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств, исключения планирования расходов на содержание имущества, не используемого при оказании муниципальных услуг.
Будет продолжена работа по выполнению требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергической эффективности.
3. Обеспечение в полном объеме публичных нормативных обязательств, первоочередных расходов на оплату труда и коммунальных услуг.
4. Обеспечение безусловного исполнения указов Президента Российской Федерации по обеспечению уровня средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы.
5. Обеспечение минимального размера оплаты труда, установленного законодательством, с учетом уральского коэффициента.
6. Выполнение государственных полномочий только в случае их передачи с обязательным наличием необходимого объема субвенций из вышестоящего бюджета.
7. Увеличение в общей сумме расходов муниципальных бюджетных и автономных учреждений доли расходов, осуществляемых за счет приносящей доход деятельности.
8. Повышение эффективности муниципальных закупок путем:
- обоснованности закупок;
- стремления к экономии в ходе закупочных процедур при условии соблюдения качества и требований законодательства;
- проведения экспертизы качества поставленного товара, результатов выполненной работы;
- использования "электронных магазинов" при закупке товаров, работ, услуг у единственного поставщика.
9. Принятие мер, направленных на сокращение объемов дебиторской задолженности, недопущение наличия просроченной кредиторской задолженности.
10. Контроль за результативностью использования субсидий, предоставляемых из местного бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (в том числе некоммерческим организациям).
11. Обеспечение открытости и прозрачности информации о муниципальных финансах.
6.3. Долговая политика и сбалансированность бюджета города Орска на долгосрочный период
Основной задачей управления долгом в долгосрочной перспективе является удержание его на стабильном уровне.
Обеспечение сбалансированности местного бюджета планируется обеспечивать за счет планирования расходной части бюджета в пределах прогнозируемого объема доходов местного бюджета. Дефицит местного бюджета планируется финансировать только за счет остатка денежных средств, образовавшегося на начало очередного финансового года. Привлечение кредитных ресурсов будет осуществляться исключительно в целях перекредитования имеющихся кредитов коммерческих банков.
Для повышения устойчивости местного бюджета федеральным и региональным законодательством предусмотрен ряд ограничений (условий). Так, в Бюджетном кодексе Российской Федерации введены ограничения на размер дефицита бюджета, а также на размер муниципального долга и объем расходов на обслуживание муниципального долга.
Стратегическая задача в области управления муниципальным долгом на долгосрочный период будет заключаться в осуществлении взвешенной долговой политики, сохранении умеренной долговой нагрузки, совершенствовании системы управления долговыми обязательствами.
Политика по управлению муниципальным долгом будет направлена на:
- обеспечение сбалансированности местного бюджета;
- обеспечение постоянного доступа муниципального образования к источникам заемных средств на приемлемых условиях;
- обеспечение своевременного и полного исполнения долговых обязательств города;
- обеспечение раскрытия информации о долге;
- вхождение в группу заемщиков - муниципальных образований Оренбургской области с высоким уровнем долговой устойчивости.
Планируется продолжать практику привлечения кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), выдаваемого Управлением Федерального казначейства, а также кредитов коммерческих банков на основе револьверной (возобновляемой) линии для минимизации расходов на обслуживание муниципального долга, что позволит направлять высвобождаемые средства на решение социальных задач муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.