В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Смоленской области на 2022 год.
2. Определить отдел контроля за деятельностью стационарных учреждений социального обслуживания ответственным структурным подразделением Департамента Смоленской области по социальному развитию (далее также - Департамент) за организацию и проведение мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Смоленской области.
3. Отделу информационных технологий управления жилищно-коммунальных льгот и социальных выплат Департамента (Е.Э. Гонтовой) разместить настоящий приказ на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
И.о. начальника Департамента |
Т.С. Никифорова |
Утверждена
приказом начальника
Департамента
Смоленской области
по социальному развитию
от 13 декабря 2021 г. N 1447
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Смоленской области на 2022 год
1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Смоленской области
1.1. Департамент Смоленской области по социальному развитию с 1 января 2015 года является органом, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор).
1.2. В связи с вступлением в силу с 1 июля 2021 года Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается положением о региональном государственном контроле (надзоре), утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
1.3. В настоящее время региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания на территории Смоленской области (далее - региональный государственный контроль) регламентируется Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания на территории Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 19.08.2021 N 547.
Согласно статье 15.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" посредством осуществления указанного вида регионального государственного контроля обеспечивается также соблюдение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, изданных в целях обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи.
1.4. В связи с вступившими в силу с 1 июля 2021 года изменениями, внесенными в статью 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", контролируемыми лицами в рамках осуществления регионального государственного контроля являются:
а) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания;
б) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.
1.5. Объектами регионального государственного контроля являются:
а) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
б) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе услуги, к которым предъявляются обязательные требования.
Общее количество контролируемых лиц, включенных в реестр поставщиков социальных услуг Смоленской области, деятельность (результаты деятельности) которых подлежит региональному государственному контролю со стороны Департамента, на 1 июля 2021 года составило 8.
1.6. Наиболее значимыми рисками при осуществлении контролируемыми лицами социального обслуживания являются несоблюдение порядка предоставления социальных услуг, условий заключенного договора о предоставлении социальных услуг, что может привести к причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо создать угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, прежде всего правам, свободам и законным интересам граждан.
Причиной возникновения указанных рисков зачастую является неверное понимание контролируемыми лицами обязательных требований. Однако профилактические мероприятия Департамента, такие как информирование, консультирование, разработка и опубликование соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, позволяют быстро устранить возникшую проблему до проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
1.7. В 2021 году Департаментом проводилась работа по профилактике нарушений обязательных требований во исполнение статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Программа профилактики нарушений обязательных требований при исполнении Департаментом Смоленской области по социальному развитию государственной функции "Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан и осуществление государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в сфере социального обслуживания граждан на территории Смоленской области" на 2021 год утверждена приказом начальника Департамента от 18.12.2021 N 936 (далее - Программа профилактики). Указанным приказом утвержден План-график профилактических мероприятий на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годы. Программа профилактики, а также отчеты о проведении запланированных мероприятиях размещены на официальном сайте Департамента (http://www.socrazvitie67.ru/) в сети "Интернет" (далее - официальный сайт Департамента).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "18 декабря 2020 г."
1.8. В рамках выполнения Программы профилактики на 2021 год были проведены следующие мероприятия:
1. Во исполнение пункта 1 Плана-графика на официальном сайте Департамента размещен и актуализируется перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по региональному государственному контролю, а также тексты соответствующих правовых актов: 5 нормативных правовых актов (федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации), 11 приказов (Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации), 2 областных закона, 2 постановления Администрации Смоленской области, 7 приказов начальника Департамента.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" указанный перечень подлежит корректировке.
2. Во исполнение пункта 2 Плана-графика приказом начальника Департамента от 30.12.2020 N 998 утверждено Руководство по соблюдению обязательных требований при проведении мероприятий по контролю (надзору) в сфере социального обслуживания граждан на территории Смоленской области (далее - Руководство) и размещено на официальном сайте Департамента.
Указанное Руководство содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований в части состава основной документации поставщика социальных услуг в зависимости от специфики обслуживаемых категорий населения, характера предоставляемых услуг. В Руководстве даются разъяснения по вопросу размещения и обновления информации на официальном сайте поставщика социальных услуг, в части порядка организации деятельности, а также предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, в части ответственности за нарушение обязательных требований в сфере социального обслуживания.
На официальном сайте Департамента размещены комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного контроля с 1 июля 2021 года, а также устанавливающих обязательные требования.
3. Во исполнение пункта 3 Плана-графика 20.02.2021 проведен семинар в режиме видео-конференц-связи (далее - ВКС) по вопросу наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, 14.09.2021 состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики, а также изменений действующего законодательства. Выписки из протоколов прошедших публичных обсуждений размещены на официальном сайте Департамента.
Проведено обобщение практики осуществления регионального государственного контроля с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований. Обзор обобщения правоприменительной практики осуществления регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания граждан на территории Смоленской области за 2020 год, утвержденный приказом начальника Департамента от 14.12.2020 N 917, размещен на официальном сайте Департамента.
4. В рамках исполнения пункта 4 Плана-графика в течение года предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований поставщикам социальных услуг не выдавались по причине отсутствия оснований, установленных действующим законодательством.
Согласно подпункту 4.5 Программы профилактики целевыми показателями качества и результативности являлись:
индикативные показатели (2021 год):
- количество проведенных профилактических мероприятий (публичные обсуждения, семинары), ед. - 2;
- количество поставщиков социальных услуг, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед. - 58;
- доля поставщиков социальных услуг, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества поставщиков социальных услуг), % - 93,5%;
показатели качества (2021 год):
- снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений, % - 25%;
- уровень удовлетворенности граждан качеством и доступностью предоставляемых поставщиками социальных услуг, % - 99%.
Согласно разделу 6 Программы профилактики оценка эффективности программы проводится путем сравнения фактических значений показателей с целевыми показателями реализации программы. Сравнение целевых значений показателей в 2020 году и фактических значений показателей в 2021 году приведено в таблице 1.
Значение целевого показателя "снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений, %" за отчетный период снизилось по сравнению с 2020 годом.
Уровень реализации Программы профилактики оценивается как высокий. Вместе с тем корректировка Программы, в том числе изменение состава профилактических мероприятий, будет осуществляться в соответствии с изменениями, внесенными в действующее законодательство.
В ходе реализации Программы профилактики на 2021 год по вопросам соблюдения обязательных требований с поставщиками социальных услуг было достигнуто конструктивное сотрудничество, увеличилось число поставщиков социальных услуг, вовлеченных в регулярное взаимодействие с Департаментом.
Исходя из вышеизложенного, профилактическая работа в последующие периоды будет направлена на повышение эффективности регионального государственного контроля, формирование заинтересованности контролируемых лиц в соблюдении законодательства в сфере социального обслуживания.
2. Цели и задачи реализации Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
2.1. Целями реализации программы профилактики рисков причинения вреда являются:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
2.2. Задачи реализации Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
1) формирование единого понимания обязательных требований у всех контролируемых лиц;
2) разъяснение контролируемым лицам обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля;
3) повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
4) выявление факторов риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков и их реализация;
5) устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований.
3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
3.1. Информирование.
Осуществляется посредством размещения на официальном сайте Департамента, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах следующей информации:
1) текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного контроля;
2) сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление регионального государственного контроля, о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) утвержденных проверочных листов в формате, допускающем их использование для самообследования;
5) руководств по соблюдению обязательных требований, разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
6) перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов контроля к категориям риска;
7) перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
8) Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Департаментом (при проведении таких мероприятий);
9) исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться Департаментом у контролируемого лица;
10) сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
11) сведений о порядке досудебного обжалования решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц;
12) докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики Департамента;
13) докладов о региональном государственном контроле.
Департамент поддерживает вышеуказанную информацию в актуальном состоянии на своем официальном сайте.
3.2. Обобщение правоприменительной практики.
По итогам обобщения правоприменительной практики Департамент подготавливает доклад, содержащий результаты осуществления регионального государственного контроля (далее - доклад о правоприменительной практике). Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом начальника Департамента не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, и размещается на официальном сайте Департамента в срок не более 10 дней со дня утверждения доклада о правоприменительной практике.
3.3. Объявление предостережения.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется контролируемому лицу в случае наличия у Департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Предостережение содержит указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
3.4. Консультирование.
Консультирование контролируемых лиц осуществляется Департаментом:
- в письменной форме при их письменном обращении;
- в устной форме - по телефону, посредством ВКС, на личном приеме либо в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия.
Уполномоченные должностные лица Департамента осуществляют консультирование по следующим вопросам:
а) профилактика рисков нарушения обязательных требований;
б) соблюдение обязательных требований;
в) порядок осуществления регионального государственного контроля;
г) порядок обжалования решений Департамента.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев консультирования на основании обращений контролируемых лиц и их представителей, поступивших в письменной форме или в форме электронного документа.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия процедур.
3.5. Профилактический визит.
Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования ВКС. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам регионального государственного контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта регионального государственного контроля исходя из отнесения его к соответствующей категории риска.
Обязательные профилактические визиты проводятся Департаментом в отношении:
а) объектов регионального государственного контроля, отнесенных к категории высокого риска;
б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания.
Профилактический визит проводится с предварительным информированием контролируемого лица. Срок проведения профилактического визита не может превышать один рабочий день.
Департамент обязан предложить проведение профилактического визита контролируемому лицу, приступающему к осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
Сроки (периодичность) проведения вышеуказанных профилактических мероприятий отражены в таблице 2.
4. Показатели результативности и эффективности Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
4.1. Целевыми показателями результативности и эффективности Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
индикативные показатели:
- количество проведенных профилактических мероприятий, ед.;
- количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед.;
- доля контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества контролируемых лиц), %;
показатели качества:
- снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений (отношение количества однотипных ошибок, к общему количеству выявленных ошибок* 100);
- уровень удовлетворенности получателей социальных услуг качеством и доступностью предоставляемых контролируемыми лицами социальных услуг, %.".
4.2. Методика оценки показателей эффективности Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Департамент ежегодно осуществляет расчет и оценку фактических (достигнутых) значений показателей эффективности программы. Расчет и оценка фактических (достигнутых) значений показателей осуществляется по каждому показателю.
Отчетным периодом для определения значений показателей является календарный год. Оценка фактических (достигнутых) значений показателей проводится путем сравнения с целевыми (индикативными) значениями показателей.
Целевые показатели реализации программы профилактики рисков причинения вреда и планируемые значения показателей на 2022 год отражены в таблице 3.
Таблица 1
N |
Наименование показателя |
Целевое значение показателя в 2020 году |
Фактическое значение показателя в 2021 году |
1 |
Снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений, % |
30% |
25% |
2 |
Уровень удовлетворенности граждан качеством и доступностью предоставляемых поставщиками социальных услуг, % |
99% |
99% |
Таблица 2
Перечень
профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
N |
Профилактические мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
1. |
Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований |
в течение года (актуализация в рамках изменения действующего законодательства) |
отдел контроля за деятельностью стационарных учреждений социального обслуживания (далее - отдел контроля) |
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
|
|
2.1. |
Подготовка и утверждение доклада (приказ начальника Департамента), содержащего результаты осуществления регионального государственного контроля (доклад о правоприменительной практике) |
не позднее 15 марта |
отдел контроля |
2.2. |
Размещение на официальном сайте Департамента доклада о правоприменительной практике |
не позднее 25 марта |
|
3. |
Объявление предостережения |
в течение года (при наличии оснований, установленных действующим законодательством) |
отдел контроля |
4. |
Консультирование |
|
|
|
- в письменной форме |
в течение года (в случае поступления обращений контролируемых лиц и их представителей в письменной форме или в форме электронного документа) |
отдел контроля |
|
- в устной форме |
в течение года (по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия) |
|
5. |
Профилактический визит |
февраль, июль, сентябрь |
отдел контроля |
Таблица 3
N |
Целевые показатели реализации Программы |
Формула расчета показателей |
Значение показателя |
||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
|||
1 |
Снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений, % |
Отношение количества однотипных ошибок, к общему количеству выявленных ошибок* 100 |
30% |
25% |
23% |
2 |
Уровень удовлетворенности граждан качеством и доступностью предоставляемых поставщиками социальных услуг, % |
- |
99% |
99% |
99% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента Смоленской области по социальному развитию от 13 декабря 2021 г. N 1447 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Смоленской области на 2022 год"
Текст приказа опубликован не был