Решение Приморского краевого суда от 17 августа 2021 г. по делу N 3а-17/2021
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Романовой О.Н.,
представителя административного истца Толстых Д.В. - Григорьева А.В.
представителей административных ответчиков
Правительства Приморского края - Янковой А.Ю.,
министерства строительства Приморского края - Мазурова М.А., Саминского Н.В.,
Думы города Владивостока Титенко Т.В.,
представителей заинтересованных лиц
краевого государственного бюджетного учреждения Приморского края "Центр развития территорий" - Саминского Н.В.,
администрации города Владивостока Симоновой Т.Н., Карпенко В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Толстых Дмитрия Валерьевича к Правительству Приморского края, министерству строительства Приморского каря, Думе города Владивостока, заинтересованные лица - краевое государственное бюджетное учреждение Приморского края "Центр развития территории", администрация города Владивостока об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
15 сентября 2008 года Думой города Владивостока принято решение N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", которое было официально опубликовано в изданиях "Вестник Думы города Владивостока" от 19 сентября 2008 года N 9, "Приморская газета" от 16 сентября 2008 года N 68 (238), "Владивосток" от 16 сентября 2008 года N 136 (4110). В данное решение вносились изменения, в том числе постановлением Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 год N 61-па "О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края", вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 15 февраля 2018 года, "Приморская газета", спецвыпуск от 21 февраля 2018 года N 21 (1515)). В настоящее время действует в редакции постановления Правительства Приморского края от 22 июня 2021 года N 389-пп.
7 апреля 2010 года N 462 Думой города Владивостока принято решение "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", текст документа опубликован в изданиях "Утро России" N 39 (4233), 10 апреля 2010 года, "Вестник Думы города Владивостока" N 32 (2), 20 апреля 2010 года. В данное решение вносились изменения, в том числе распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 4 апреля 2018 года, "Приморская газета", спецвыпуск от 11 апреля 2018 года N 43 (1537)). В настоящее время действует в редакции распоряжения министерства строительства Приморского края от 12 июля 2021 года N 46-ра.
Толстых Д.В. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнённых административных исковых требований в окончательной редакции просил:
признать не действующим с момента вступления в законную силу решения суда Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 N 61-па) в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 504 кв. м, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. <адрес>, территориальной зоны улично-дорожной сети (Т 4);
признать не действующими с момента вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14) в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 504 кв. м, адрес (местоположение) установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. <адрес> территориальной зоны улично-дорожной сети (Т 4);
обязать Правительство Приморского края опубликовать сообщение о принятом решении по результатам рассмотрения административного искового требования об оспаривании в части Генерального плана Владивостокского городского округа в официальном печатном издании данного исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
обязать министерство строительства Приморского края опубликовать сообщение о принятом решении по результатам рассмотрения административного искового требования об оспаривании в части Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в официальном печатном издании данного органа исполнительной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником земельного участка площадью 504 кв. м с кадастровым номером N, а также расположенного на нём жилого дома, 1925 года постройки, по адресу: г. Владивосток, ул. Одесская, д. 15а. Право собственности зарегистрировано 10 августа 2018 года. Данный жилой дом имеет износ 85,20% и нуждается в реконструкции, в связи с чем, 21 января 2020 года им в администрацию города Владивостока им было направлено уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. Администрацией города Владивостока ему было отказано в реконструкции жилого дома, поскольку земельный участок с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом, расположен в функциональной зоне производственной зоне, зоне инженерной и транспортной инфраструктуры и относится к территориальной зоне Т 4 - территориальная зона улично-дорожной сети, где видами разрешенного использования территориальной зоны не предусмотрена реконструкция индивидуальных жилых домов. В результате изменений, внесённых в Генеральный план постановлением Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па и ПЗЗ Владивостокского городского округа распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 в отношении земельного участка с кадастровым номером N установлена производственная зона, зона инженерной и транспортных инфраструктур, территориальная зона улично-дорожной сети Т 4. Ранее земельный участок относился к функциональной жилой зоне и территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами с индивидуальными земельными участками). Считает, что Генеральный план Владивостокского городского округа и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее - ПЗЗ на территории Владивостокского городского округа) в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N функциональных зон - производственной зоны, зоны инженерной и транспортных инфраструктур, территориальной зоны улично-дорожной сети (Т 4) нарушают его права по использованию принадлежащего ему земельного участка в полной мере, а именно распорядиться своей собственностью согласно её целевому назначению и разрешённому использованию, производить реконструкцию и ремонт жилого дома; противоречат нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и нормам Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ). Публичные слушания должны были проводиться с участием правообладателей земельных участков; разрешенной использование земельного участка, на котором находится, принадлежащий ему жилой дом, осталось прежним: под жилым домом.
К участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены Правительство Приморского края, министерство строительства Приморского края, в качестве заинтересованного лица - администрация города Владивостока.
Административный истец Толстых Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Григорьев А.В., принимавший участие в предыдущих судебных заседаниях, в судебное заседание 17 августа 2021 года не явился, представил ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие и в отсутствие административного истца.
В предыдущих судебных заседаниях представитель административного истца Григорьев А.В. поддержал уточненные административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Правительства Приморского края Янковая А.Ю., в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала, пояснила, что постановление Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 год N 61-па "О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края" принято в соответствии с полномочиями Администрации Приморского края, с соблюдением установленной процедуры, исходя из необходимости внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Представители административного ответчика министерства строительства Приморского края - Мазуров М.А., Саминский Н.В., он же представитель заинтересованного лица краевого государственного бюджетного учреждения Приморского края "Центр развития территорий", в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражали, пояснив, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами в соответствии с предоставленными полномочиями, в установленной форме, официально опубликованы и не противоречат Федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. По фрагменту "Чертежа с границами зон (границами земельных участков) планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства", входящего в состав документации по планировке территории в части проекта планировки территории в районе ул. Фастовская, 33 г. Владивостока, утвержденной постановлением администрации города Владивостока N 11036 от 30 декабря 2014 года, следует, что границы земельного участка с кадастровым номером N расположены в красных линиях как и сам объект капитального строительства (жилой дом). В границах земельного участка с кадастровым номером N согласно фрагменту "Карты зон с особыми условиями использования территории", содержащейся в материалах по обоснованию, входящих в состав Изменений в генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края, утверждённых постановлением Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па, в редакции от 24 декабря 2019 года, проходит автомобильная дорога, подлежащая дальнейшему расширению в целях улучшения транспортной инфраструктуры, поэтому была установлена территориальная зона улично-дорожной сети (Т4). Считают, что препятствия к использованию административным истцом земельного участка и расположенного на нём жилого дома в настоящее время отсутствуют.
Представитель административного ответчика Думы города Владивостока Титенко Т.В. в судебном заседании доводы, указанные в представленном ранее отзыве поддержала, суду пояснила, что полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа по подготовке и утверждению генеральных планов городских округов, в том числе внесению изменений в такие планы, подготовке и утверждению правил землепользования и застройки городских округов, а также внесению в них изменений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний осуществляет Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края. Оспариваемые изменения внесены в Генеральный план и ПЗЗ постановлением Администрации Приморского края и распоряжением департамента градостроительства Приморского края в связи, с чем принятие решения по данному делу оставляет на усмотрение суда.
Представители заинтересованного лица администрации города Владивостока Симонова Т.Н., Карпенко В.О. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражали по основаниям и доводам, указанным в ранее представленном отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что на администрацию города Владивостока возложены обязанности исключительно по проведению публичных слушаний в рамках Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края". Главой города Владивостока были приняты постановление о назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа и ПЗЗ Владивостокского городского округа, которые 31 июля 2017 года были размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте администрации города Владивостока и опубликованы в газете "Владивосток" от 1 августа 2017 года N 112 (5878). В период с 9 октября 2017 года по 20 октября 2017 года администрацией города Владивостока в лице управления градостроительства и архитектуры были проведены публичные слушания по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа и ПЗЗ Владивостокского городского округа, получены протоколы и заключения о результатах публичных слушаний по проектам внесения изменений, которые переданы инициатору публичных слушаний. Указанные заключения размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте администрации города Владивостока. Установление ПЗЗ на территории Владивостокского городского округа для земельного участка с кадастровым номером N, территориальной зоны, не совместимой с указанными в правоустанавливающих документах видами разрешённого использования, направлены на сохранение публичных и частных интересов.
Выслушав объяснения представителей сторон и представителей заинтересованных лиц, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Романовой О.Н., полагавшей, что оснований для признания оспариваемых нормативных правовых актов не действующим в части не имеется, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки городских округов отнесено к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ генеральный план городского округа и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 63 ГрК РФ (за исключением утверждения правил землепользования и застройки в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определён статьёй 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьёй 25 ГрК РФ, осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, с учётом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учётом предложений заинтересованных лиц.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 ГрК РФ).
Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 ГрК РФ).
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 5 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 3 марта 2005 года N 49, к вопросам местного значения города Владивостока относятся утверждение генеральных планов города Владивостока, правил землепользования и застройки.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 утвержден Генеральный план Владивостокского городского округа, включающий схему функционального зонирования территории, схему границ территории общего пользования.
Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, включающие в себя карту градостроительного зонирования Владивостокского городского округа.
Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, введенной Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ, субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.
С 1 января 2015 года в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" полномочия по утверждению Генерального плана Владивостокского городского округа и по внесению в него изменений переданы Администрации Приморского края.
На основании пункта 4 части 1 статьи 2 названного Закона и пункта 2.1.7.1 Положения о департаменте градостроительства Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 6 августа 2007 года N 196-па, с 1 января 2015 года департамент градостроительства Приморского края осуществлял полномочия по утверждению Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и по внесению в них изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
Согласно положениям Закона Приморского края от 1 июля 2019 года N 522-КЗ "О внесении изменений в Устав Приморского края", постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года N 52-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края", постановлением Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" Администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края, департамент градостроительства Приморского края переименован в министерство строительства Приморского края и осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о министерстве строительства Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 18 октября 2019 года N 681-па.
Постановлением Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 год N 61-па "О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края" утверждены изменения Генерального плана, представляющие новую редакцию данного документа территориального планирования; земельный участок с кадастровым номером N отнесен к функциональным зонам: зона транспортной инфраструктуры, общественно-деловая зона, зона рекреационного назначения.
Распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", утверждены изменения Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, создающие новую редакцию этого документа градостроительного зонирования, согласно которой земельный участок с кадастровым номером N отнесен к территориальной зоне улично-дорожной сети (Т 4).
До принятия указных постановления и распоряжения на основании обращений департамента градостроительства Приморского края в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 25 августа 2015 года N 303-па "Об утверждении Порядка организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территориях Владивостокского, Артемовского городских округов, Надеждинского, Шкотовского муниципальных районов Приморского края" главой города Владивостока приняты постановление от 28 июля 2017 года N 1884 "О назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462" и постановление от 28 июля 2017 года N 1885 "О назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план Владивостокского городского округа, утвержденный решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119".
Согласно карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа в составе материалов проекта внесения изменений в ПЗЗ на территории Владивостокского городского округа в отношении земельного участка с кадастровым номером N планировалось вместо зоны многофункциональной общественно-деловой и жилой застройки (ОД 2) установление территориальной зоны улично-дорожной сети (Т 4), согласно карте функциональных зон генерального плана Владивостокского городского округа вместо функциональной зоны общественно-деловая, проектом генерального плана было предусмотрено нахождение вышеуказанного земельного участка в трех функциональных зонах - зоне транспортной инфраструктуры, общественно-деловой зоне, зоне рекреационного назначения.
Во исполнение постановлений главы города Владивостока от 28 июля 2017 года N 1884, от 28 июля 2017 года N 1885 администрацией города Владивостока в лице управления градостроительства и архитектуры в период с 9 октября 2017 года по 20 октября 2017 года проведены публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, по проекту внесения изменений в генеральный план Владивостокского городского округа. Проекты опубликованы на официальном сайте администрации города Владивостока 31 июля 2017 года.
По итогам проведенных публичных слушаний в период с 9 октября 2017 года по 20 октября 2017 года администрацией города Владивостока подготовлены протоколы и заключения о результатах публичных слушаний, включающие в себя вопросы, предложения и замечания, поступившие в администрацию города Владивостока со дня опубликования решений о проведении публичных слушаний и материалов публичных слушаний до даты проведения публичных слушаний, в период проведения экспозиции демонстрационных материалов с 17 сентября 2017 года по 23 сентября 2017 года, а также поступившие в ходе проведения собрания, которые были переданы в департамент градостроительства Приморского края. заключения о результатах публичных слушаний по проектам внесения изменений в ПЗЗ на территории Владивостокского городского округа и в Генеральный план Владивостокского городского округа были размерены в на официальном сайте администрации города Владивостока 25 октября 2017 года, 26 октября 2017 года, 2 ноября 2017 года, и направлены в уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края - Департамент градостроительства Приморского края и в подведомственное ему учреждение - Единую комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края для дальнейшей работы.
В рамках проведения публичных слушаний в отношении указанного земельного участка замечания и предложения не поступали. Заключения по результатам публичных слушаний опубликованы на официальном сайте администрации города Владивостока 2 ноября 2017 года и в печатном издании "Владивосток" 14 ноября 2017 года N 171 (5937).
Судом установлено соответствие порядка принятия, официального опубликования, вступления в законную силу постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 год N 61-па "О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края", распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа".
В суде установлено и подтверждается материалами дела административный истец Толстых Д.В. с 10 августа 2018 года является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 504 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов; виды разрешённого использования: под жилой дом; местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. <адрес>, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущества и сделок с ним 10 августа 2018 года сделана запись N N-25/001/2018-2, на данном земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером N, принадлежащий административному истцу на праве собственности.
Земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет 2 февраля 2011 года.
Согласно фрагменту "Карты зон с особыми условиями использования территории", входящей в состав материалов по обоснованию Изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края, утверждённых постановлением Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па (в редакции от 24 декабря 2019 года) земельный участок с кадастровым номером N расположен в трёх функциональных зонах: зоне транспортной инфраструктуры (существующей), общественно деловой зоне (существующей) и зоне рекреационного назначения (существующей).
Как следует из фрагмента "Карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа. Карты границ зон с особыми условиями использования территории, границ территории объектов культурного наследия" входящей в состав Изменений в ПЗЗ на территории Владивостокского городского округа, утверждённых распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 (в редакции от 29 июля 2020 года) земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне улично-дорожной сети (Т 4).
На момент приобретения Толстых Д.В. земельного участка с кадастровым номером N, земельный участок уже находился в трёх указанных функциональных зонах и в указанной территориальной зоне.
Оспаривая в части Генеральный план Владивостокского городского округа (в редакции от 12 февраля 2018 года) и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (в редакции от 28 марта 2018 года) административный истец указывает на то, что установление в границах земельного участка и расположенного на нём жилого дома, принадлежащего ему на праве собственности, функциональных зон: транспортной инфраструктуры, общественно деловой и рекреационного назначения, территориальной зоны улично-дорожной сети (Т 4) произведено без учёта особенностей спорной территории, что делает невозможным использование земельного участка и жилого дома по целевому назначению.
Генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на её возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и тому подобное, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что вытекает из положений статей 2, 9, 23 ГрК РФ.
Согласно части 11, 12 статьи 9 ГрК РФ генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и утверждаются на срок не менее чем двадцать лет, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечёт за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Тем самым подготовка генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.
В ходе рассмотрения дела установлено, что оспариваемые изменения функциональной и территориальных зон в отношении указанного земельного участка установлены в связи с нахождением данного земельного участка в районе перспективного развития автомобильных дорог в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории ул. Фастовская, 33 в городе Владивостоке в части проекта планировки территории, утвержденного постановлением администрации города Владивостока от 30 декабря 2014 года N 11036 "Об утверждении проекта планировки территории в районе ул. Фастовской, 33 города Владивостока".
Генеральный план городского округа, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать её фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 года N 387-О, от 15 июля 2010 года N 931-О-О, от 25 февраля 2016 года N 242-О).
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечивается возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ).
В оспариваемой части Генеральный план не содержит положений, ограничивающих права административного истца, как пользователя земельного участка, предоставленного для эксплуатации жилого дома. Кроме того, действующее градостроительное законодательство не ставит возможность разработки генерального плана и его корректировки в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, которую затрагивает генеральный план.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), отображающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учётом функциональных зон (зон, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение) и параметров их планируемого развития, определёнными документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Внесенными изменениями в Генеральный план установлено, что принадлежащий административному истцу земельный участок находится в том числе в функциональной зоне транспортной инфраструктуры.
Из системного толкования положений части 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесённой к функциональным зонам.
С учетом обстоятельств дела суд считает, что является правомерным установление в отношении земельного участка административного истца ПЗЗ на территории Владивостокского городского округа зоны Т4 (улично-дорожной сети).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости Сведения о характеристиках объекта недвижимости, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю от 16 июня 2021 года, следует, что земельный участок с кадастровым номером N имеет вид разрешённого использования: под жилым домом.
Согласно части 8 статьи 36 ГрК РФ и части 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешённого использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, установление ПЗЗ на территории Владивостокского городского округа в границах земельного участка с кадастровым номером N территориальной зоны, не совместимой с указанным в правоустанавливающих документах видом разрешённого использования, направлены на сохранение публичных и частных интересов.
Подпункт 1 части 1 и часть 2 статьи 34 ГрК РФ не содержат императивного требования о безусловном сочетании в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и об установлении территориальных зон исключительно по границам, указанным в пункте 2 статьи 34 ГрК РФ. Перечень возможного установления границ территориальных зон носит открытый характер, что следует из подпункта 7 части 2 статьи 34 ГрК РФ.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Генеральный план Владивостокского городского округа (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па) и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14) приняты уполномоченными органами с соблюдением установленной процедуры их принятия, порядка их официального опубликования. В оспариваемой административным истцом части Генеральный план Владивостокского городского округа и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Толстых Д.В. суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать Правительство Приморского края и министерство строительства Приморского края опубликовать сообщения о принятом решение суда в официальных печатных изданиях данных исполнительных органов государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Толстых Дмитрия Валерьевича о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 504 кв. м; категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: под жилым домом; адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. <адрес>, территориальной зоны улично-дорожной сети (Т-4), и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14) в части, установления в границах указанного земельного участка территориальной зоны улично-дорожной сети (Т 4) - отказать.
Обязать Правительство Приморского края, опубликовать сообщение о принятом решении, в части касающейся результатов рассмотрения административных исковых требований об оспаривании Генерального плана Владивостокского городского округа в официальном печатном издании исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать министерство строительства Приморского края, опубликовать сообщение о принятом решении, в части касающейся результатов рассмотрения административных исковых требований об оспаривании в части Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в официальном печатном издании данного органа исполнительной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Г.А. Поломошнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 17 августа 2021 г. по делу N 3а-17/2021
Текст решения опубликован не был