Правила
внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового уничтожения
(утв. решением Совета ФПА РФ от 25 января 2022 г., протокол N 7)
На состоявшемся 25 января 2022 г. заседании Совета ФПА РФ был одобрен для использования адвокатами в качестве образца проект "Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового уничтожения" (далее - Правила).
Предлагаемый проект Правил не является обязательным для использования.
Адвокаты самостоятельно разрабатывают и реализуют Правила во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1188 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами" в течение месяца с даты вступления в силу указанного постановления Правительства РФ.
Ранее разработанные адвокатами Правила должны быть приведены в соответствие с Требованиями к Правилам, утвержденным указанным выше Постановлением Правительства РФ в этот же срок.
В будущем адвокаты самостоятельно вносят изменения в разработанные ими Правила в случаях и порядке, установленных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
1. Общие положения
Настоящие Правила внутреннего контроля (далее - Правила) разработаны с учетом требований законодательства Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ/ФРОМУ):
- Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями и дополнениями) (далее - Федеральный закон);
- постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1188 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами";
- постановления Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. N 27 "Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом";
- постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 492);
- приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 г. N 203 "Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" (далее - Положение о требованиях к обучению);
- приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 31 августа 2009 г. N 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок" (далее - Приказ N 103);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу следует читать как "от 08.05.2009 г."
- приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 5 октября 2009 г. N 245 "Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Инструкция);
- приказа Росфинмониторинга от 22 ноября 2018 г. N 366 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (далее - Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей);
- информационного письма Росфинмониторинга от 4 декабря 2018 г. N 57 "О методических рекомендациях по установлению сведений о бенефициарных владельцах клиентов" (далее - Рекомендации о бенефициарах);
- информационного письма Росфинмониторинга от 1 марта 2019 г. N 59 "О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ПОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями" (далее - Рекомендации оценки рисков);
- подп. 1 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации";
- п. 1 и п. 7 ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката;
- и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:
- Адвокат - лицо, получившее в установленном Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность, являющийся стороной по договору (соглашению) об оказании юридической помощи с клиентом, предоставляющим адвокату право на осуществление операций с денежными средствами или иным имуществом клиента, перечисленным в ст. 7.1. Федерального закона, и реализующий такие полномочия;
- клиент - доверитель Адвоката - физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, получающий правовую помощь Адвоката, перечисленную в ст. 7.1. Федерального закона;
- иностранная структура без образования юридического лица - организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица, которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников;
- личный кабинет - информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом;
- уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ);
- выгодоприобретатель - лицо, к выгоде которого действует клиент;
- бенефициарный владелец - физическое лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента - физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо;
- для целей настоящих Правил - цифровая валюта признается имуществом;
- Федеральный закон - Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
- ПОД/ФТ/ФРОМУ - противодействие отмыванию доходов/финансирование терроризма/финансирование распространения оружия массового уничтожения;
- ФАТФ - группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег;
- МВК по ПФТ - Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма.
Правила внутреннего контроля являются документом, который:
а) регламентирует организационные основы работы Адвоката, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового уничтожения;
б) регламентирует организационные основы работы сотрудников Адвоката, в том числе помощников, стажеров и иных лиц, состоящих в трудовых отношениях с Адвокатом.
в) устанавливает обязанности и порядок действий Адвоката в целях осуществления внутреннего контроля;
г) определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лицо, ответственное за их реализацию.
Настоящие Правила включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля:
а) программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля (далее - программа организации внутреннего контроля);
б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей (далее - программа идентификации);
в) программа изучения клиента;
г) программа оценки рисков и управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее - программа оценки и управления рисками);
д) программа выявления сделок и финансовых операций, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, финансированием распространения оружия массового уничтожения и предоставления сведений о них в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее - программа выявления операций);
е) программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - программа замораживания (блокирования);
ж) программа подготовки и обучения Адвокатов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
з) программа проверки системы внутреннего контроля;
и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее - программа хранения информации).
Правила применяются только в отношении следующих видов операций с денежными средствами или иным имуществом, которые Адвокат осуществляет от имени или поручению своего клиента:
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами клиента или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица.
2. Программа организации системы внутреннего контроля
2.1. Внутренний контроль - деятельность Адвоката по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения.
Основная задача внутреннего контроля: недопущение вовлечения Адвоката и его сотрудников, в том числе стажеров, помощников в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.
Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения:
- организация и осуществление внутреннего контроля;
- обязательный контроль;
- запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения за исключением информирования клиентов о прекращении (приостановлении) сделок (операций) клиентов, о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным Федеральным законом;
- иные меры, принимаемые в соответствии с Федеральным законом и принятыми в его исполнение подзаконными актами.
2.2. Для наиболее полной реализации указанных мер Адвокат соблюдает сам и обеспечивает соблюдение всеми сотрудниками настоящих Правил с учетом следующих требований:
1) участие в процессе организации и осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ всех привлеченных сотрудников Адвоката, независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции;
2) сохранение конфиденциальности информации, получаемой в процессе реализации правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;
3) исключение участия Адвоката и сотрудников Адвоката в осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;
4) недопущение информирования клиентов, иных лиц о мерах, принимаемых Адвокатом в результате осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, за исключением информирования клиентов о прекращении (приостановлении) операций (сделок) клиента, о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным Федеральными законами;
5) сохранение конфиденциальности сведений о внутренних документах Адвоката, разработанных в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;
6) обеспечение полноты и своевременности представления в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом;
7) применение эффективных процедур оценки рисков, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения.
2.3. Адвокатом должно быть назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, если такое лицо не назначено, то обязанности специального должностного лица возлагаются на Адвоката.
В случае временного отсутствия Адвоката и/или специального должностного лица его обязанности возлагаются на другое лицо, с учетом требований, предъявляемых к специальному должностному лицу.
Примечание: В соответствии с Постановлением N 492 к специальным должностным лицам, в том числе к Адвокату, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:
а) наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление", либо по направлению подготовки "Юриспруденция", а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
б) специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, целевых правил внутреннего контроля, не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти;
в) прохождение в соответствии с Постановлением N 492 обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
2.4. Адвокатом осуществляется постоянное отслеживание изменений законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также отслеживание информации на сайте Росфинмониторинга, в том числе и через личный кабинет, открытый и зарегистрированный на сайте Росфинмониторинга.
2.5. В случае внесения в Федеральный закон либо иные нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ изменений Адвокат не позднее 1 месяца с даты вступления в силу указанных изменений либо вступления в силу нового нормативного правового акта вносит в свои правила внутреннего контроля соответствующие изменения в форме новой редакции Правил на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью Адвоката.
2.6. Функции, полномочия, обязанности, возлагаемые на Адвоката и/или специальное должностное лицо, назначенное Адвокатом, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения:
2.6.1. Организация разработки и представление на утверждение Адвокату правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
2.6.2. Организация реализации правил внутреннего контроля.
2.6.3. Подготовка методических материалов (при необходимости), консультирование Адвоката и сотрудников Адвоката по вопросам, возникающим при реализации программ внутреннего контроля.
2.6.4. Проведение обучения Адвоката и/или сотрудников Адвоката по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
2.6.5. Организация и осуществление представления в Росфинмониторинг сведений в соответствии с Федеральным законом.
2.6.6. Представление Адвокату, но не реже одного раза в год, письменного отчета о результатах реализации правил и программ внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
2.6.7. Организация работы в соответствии с порядком приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом и программой настоящих правил внутреннего контроля в случаях, предусмотренных п. 10 ст. 7 Федерального закона.
2.6.8. Участие в совершенствовании правил и программ внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
2.6.9 Подготовка новой редакции правил внутреннего контроля в случае внесения изменений в действующее законодательство в области ПОД/ФТ/ФРОМУ.
2.6.10. Обеспечение конфиденциальности информации, полученной при осуществлении возложенных на него функций.
2.6.11. Обеспечение соответствующего режима защиты и хранения фиксируемой информации.
2.6.12. Иные функции в соответствии с настоящими рекомендациями и документами Адвоката о внутреннем контроле.
2.6.13. Для выполнения указанных функций Адвокату и/или специальному должностному лицу предоставляется право:
2.6.13.1. Получать от Адвоката и/или сотрудников Адвоката информацию и документы, в том числе организационно-распорядительные документы, бухгалтерские и денежно-расчетные документы в установленном Адвокатом порядке.
2.6.13.2. Снимать копии с полученных документов, в том числе получать и хранить копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных информационных сетях и автономных компьютерных системах в установленном Адвокатом порядке.
2.6.13.3. Получать объяснения от Адвоката и/или сотрудников Адвоката, касающиеся реализации правил внутреннего контроля.
2.6.13.4. Осуществлять иные права в соответствии с документами Адвоката о внутреннем контроле в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Примечание:
1. Адвокатом (с учетом особенностей структуры, штатной численности, клиентской базы и степени (уровня) рисков, связанных с клиентами и их операциями) может быть сформировано или определено структурное подразделение, выполняющее функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
2. Правила внутреннего контроля Адвоката должны содержать описание системы внутреннего контроля Адвоката, порядок взаимодействия сотрудников Адвоката и их структурных подразделений (при их наличии) по вопросам реализации правил внутреннего контроля.
3. Программа идентификации
3.1. Адвокат до заключения Соглашения с клиентом обязан идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных п. 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1, 1.4-2, 1.4-4 - 1.4-6 ст. 7 Федерального закона, установив следующие сведения:
- в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации), адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных п. 1.11 и 1.12 ст. 7 Федерального закона, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения;
- в отношении юридических лиц - наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, сведения об имеющихся лицензиях на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, доменное имя, указатель страницы сайта в сети "Интернет", с использованием которых юридическим лицом оказываются услуги (при наличии), для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства, также регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано;
- в отношении иностранной структуры без образования юридического лица - наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) при регистрации (инкорпорации), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), место ведения основной деятельности, а в отношении трастов и иных иностранных структур без образования юридического лица с аналогичной структурой или функцией также состав имущества, находящегося в управлении (собственности), фамилию, имя, отчество (при наличии) (наименование) и адрес места жительства (места нахождения) учредителей (участников), доверительного собственника (управляющего) и протекторов (при наличии).
3.2. Идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя (бенефициара) включает в себя следующие мероприятия:
- установление определенных ст. 7 Федерального закона сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя и подтверждение достоверности этих сведений до заключения Соглашения с клиентом;
- проверку наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений:
- в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
- в решениях о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, вынесенных межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансирования терроризма;
- оценку и присвоение клиенту степени (уровня) риска;
- выявление публичных должностных лиц и их родственников;
- выявление лиц из стран, не выполняющих требования ФАТФ;
- обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.
3.3. При заключении Соглашения с клиентом Адвокат обязан:
- определять принадлежность физического лица, которому оказывается правовая помощь или с которым заключается Соглашение, к числу лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемых Президентом Российской Федерации, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц. Принадлежность лица к категории иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций определяется в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);
- выявлять получающих правовую помощь Адвоката супругов, близких родственников (родственников по прямой восходящей и нисходящей линии (родителей и детей, дедушек, бабушек, внуков), полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер, усыновителей, усыновленных), иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц;
- получать информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиента с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов. Характер и объем указанных мер определяются с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма
3.4. Адвокат в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона предпринимает обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по сбору сведений и документов, свидетельствующих, что клиент действует к выгоде или в интересах другого лица (выгодоприобретателя), в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций (сделок), а также по идентификации выгодоприобретателя.
3.5. Адвокат осуществляет идентификацию на основании действительных на дату предъявления документов, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя.
Адвокат осуществляет идентификацию на основании документов, представленных клиентом (представителем клиента) в подлиннике либо в форме надлежащим образом заверенной копии (за исключением документов, удостоверяющих личность физических лиц).
Если к идентификации клиента (представителя клиента), выгодоприобретателя имеет отношение только часть документа, для идентификации может быть представлена заверенная выписка из него.
В случае если для идентификации предъявляются документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, то такие документы должны представляться с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.
В случае если Адвокат осуществляет идентификацию на основании документов, исходящих от государственных органов иностранных государств, то такие документы должны быть легализованы в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
3.6. Положения абз. 4 и 5 п. 3.5. настоящих Правил не распространяются на документы, удостоверяющие личность, выданные компетентными органами иностранных государств, при условии наличия у иностранного гражданина документа, подтверждающего право законного пребывания на территории Российской Федерации (например, въездная виза, миграционная карта).
3.7. В случае представления клиентом копий документов Адвокат вправе потребовать представления подлинников документов для ознакомления.
Примечание:
При проведении идентификации сведения о клиенте, а также представителе клиента и (или) выгодоприобретателе целесообразно фиксировать в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным Адвокатом в правилах внутреннего контроля, за исключением случаев обязательного составления анкеты, предусмотренных приказом Росфинмониторинга от 22 ноября 2018 г. N 366.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.7. Анкета клиента составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа.
Анкета клиента, составленная в виде электронного документа, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью Адвоката.
Сведения, содержащиеся в анкете клиента, хранящейся в электронном виде, при переносе их на бумажный носитель по своему содержанию должны соответствовать их электронному аналогу.
3.8. Адвокату следует оформлять анкету клиента в случаях, если:
- фамилия, имя и отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), а также другие имеющиеся у организации сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе полностью совпадают с информацией, содержащейся в Перечнях сведений организаций и физических лиц о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, к распространению оружия массового уничтожения и Решениях о замораживании денежных средств или иного имущества. При проведении Адвокатом проверки наличия информации о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе используется актуальный на дату такой проверки Перечень.
- в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или операции у Адвоката возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения;
- имеются основания для документального фиксирования информации, предусмотренные п. 2 ст. 7 Федерального закона;
- Адвокат оценивает степень (уровень) Риска как повышенную.
3.9. При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, обновлении информации о них Адвокат вправе на основании п. 5.4 ст. 7 Федерального закона требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).
3.10. Адвокат при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя использует сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, получаемые в соответствии с абз. 5 ст. 9 Федерального закона от соответствующих федеральных органов исполнительной власти в установленном порядке.
3.11. В соответствии с п. 6 ст. 7.5 Федерального закона Адвокат обязан не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган.
3.12. Адвокат также может использовать иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, доступные Адвокату на законных основаниях.
4. Программа изучения клиента
4.1. Программа изучения клиента предусматривает проведение мероприятий, направленных на получение информации о клиенте, указанной в подп. 1.1 п. 1 ст. 7 Федерального закона. При этом под определением деловой репутации клиента, предусмотренной указанным подпунктом, понимается его оценка, основывающаяся на общедоступной информации.
4.2. Адвокат фиксирует сведения (информацию), полученную Адвокатом в результате изучения клиента на магнитных и иных носителях и/или на бумажном носителе.
4.3. Адвокат обязан обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений. (подп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона).
5. Программа оценки рисков
5.1. В рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок Адвокат оценивает и присваивает клиенту степень (уровень) риска.
5.1.1. Оценка рисков Адвокатом осуществляется как до заключения Соглашения с клиентом, так и в ходе оказания правовой помощи.
5.1.2. Оценка рисков Адвокатом осуществляется по одной или по совокупности следующих категорий:
- риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями; - риски, связанные с клиентами;
- риски, связанные с продуктами, услугами, операциями (сделками) или каналами поставок, совершаемыми клиентом.
5.1.3. При оценке рисков проводится классификация клиентов по следующим степеням (уровням) риска:
- высокий риск;
- средний риск;
- низкий риск.
5.1.4. Адвокат оценивает степень (уровень) риска с учетом признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее - признаки повышенной степени (уровня) риска), самостоятельно с учетом рекомендаций Федеральной службы по финансовому мониторингу, а именно в соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. N 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок", а также Методическими рекомендациями по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (Информационное письмо Росфинмониторинга от 1 марта 2019 г. N 59), и принимая во внимание рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
"Примерный перечень признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения" указан в Приложении N 7 к настоящим Правилам.
5.2. Если операции (сделки) или деятельность клиента отнесены Адвокатом к повышенному риску, Адвокат уделяет повышенное внимание операциям (сделкам), проводимым этим клиентом, в целях выявления оснований для документального фиксирования информации, предусмотренных абз. 4 п. 2 ст. 7 Федерального закона, операций, подпадающих под критерии и признаки необычных сделок, предусмотренные в правилах внутреннего контроля, и в целях представления в уполномоченный орган сведений об операциях, установленных п. 3 ст. 7 Федерального закона.
5.3. Решение о присвоении клиенту степени (уровня) риска принимается на основании мотивированного суждения, сформированного по итогам анализа полученной Адвокатом информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце и об операциях, совершаемых клиентом либо в интересах клиента, и носит субъективно-оценочный характер.
Адвокат осуществляет постоянный мониторинг присвоенной клиенту степени (уровня) риска в отношении клиентов, которым оказывает правовую помощь, предполагающую длящийся характер отношений, посредством оценки факторов, на основании которых была присвоена степень (уровень) риска.
Решение о пересмотре присвоенной клиенту степени (уровня) риска осуществляется при выявлении факторов, на основании которых оценивается степень (уровень) риска.
5.4. Оценка (переоценка) степени (уровня) риска, а также обоснование оценки (переоценки) риска фиксируются Адвокатом в анкете клиента.
Примечание: Адвокат и/или сотрудник Адвоката может предусмотреть в Правилах иной способ фиксирования информации об оценке степени (уровня) риска и обосновании оценки риска.
6. Программа выявления сделок
6.1. В целях выявления операций (сделок), подлежащих контролю, Адвокат осуществляет постоянный мониторинг операций (сделок) клиентов.
6.2. Адвокат проводит выявление операций (сделок), руководствуясь критериями и признаками необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. N 103.
6.3. Обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленные в ст. 6 и ст. 7.5. Федерального закона.
6.4. Адвокат обеспечивает повышенное внимание (мониторинг) к операциям (сделкам) клиентов, отнесенным к группе повышенного риска в целях выявления необычных операций, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения.
Определение принадлежности операции к операциям, предусмотренным п. 3 ст. 7 Федерального закона, Адвокат осуществляет с учетом критериев и признаков выявления сделок, приведенных в Приложении N 6 к настоящим правилам внутреннего контроля.
6.5. При выявлении признаков необычной операции (сделки) Адвокат анализирует иные операции (сделки) клиента для подтверждения обоснованности подозрений осуществления им операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
При выявлении в деятельности клиента необычной операции (сделки) или ее признаков Адвокат также может предпринять следующие действия:
а) обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной операции (сделки);
б) обеспечить повышенное внимание (мониторинг) в соответствии с настоящими правилами и требованиями законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, ко всем операциям (сделкам) этого клиента;
в) предпринять иные необходимые действия при условии соблюдения законодательства Российской Федерации.
6.6. По итогам изучения операции (сделки) Адвокат либо уполномоченное Адвокатом специальное должностное лицо принимает решение:
а) о признании операции (сделки) клиента подлежащей обязательному контролю в соответствии со ст. 6 и 7.5. Федерального закона;
б) о признании выявленной необычной операции (сделки) подозрительной операцией (сделкой), осуществление которой может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения;
в) о необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной операции (сделки) клиента;
г) о представлении информации об операциях, предусмотренных подп. "а" и "б" настоящего пункта, в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
Примечание: Адвокат самостоятельно (с учетом особенностей структуры, штатной численности, клиентской базы и степени (уровня) рисков, связанных с клиентами организации и их операциями) определяет процедуры выявления:
а) операций (сделок), подлежащих обязательному контролю в соответствии со ст. 6 и 7.5. Федерального закона;
б) операций (сделок), подлежащих документальному фиксированию в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона по указанным в нем основаниям;
в) необычных операций (сделок), в том числе подпадающих под критерии выявления и признаки необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения.
6.7. На основании результатов программы выявления операций Адвокат документально фиксирует информацию при выявлении признаков совершения клиентом:
а) операции (сделки), подлежащей обязательному контролю в соответствии со ст. 6 и 7.5. Федерального закона;
б) операции (сделки), подпадающей под критерии выявления и (или) признаки необычной операции (сделки);
в) иной операции (сделки), в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
6.8. Документальное фиксирование информации осуществляется на основании информации и документов, предоставляемых клиентами Адвоката. Документы, позволяющие идентифицировать клиента Адвоката, установить и идентифицировать выгодоприобретателя и иных участников операции (сделки), а также определить основания ее совершения, должны быть действительны на дату их предъявления.
Адвокат фиксирует информацию о клиенте, выгодоприобретателе, а также об операциях (сделках) клиента таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно воспроизвести детали операции (сделки), в том числе сумму операции (сделки), валюту и назначение платежа, а также данные о контрагенте клиента.
6.9. В случае выявления признаков совершения клиентом операции (сделки), подлежащей обязательному контролю, в соответствии с требованиями Федерального закона или необычной операции (сделки) Адвокат, выявивший указанную операцию (сделку), составляет внутреннее сообщение - документ, содержащий сведения об указанной операции (сделке) (далее - внутреннее сообщение), по форме, со следующими реквизитами:
1) категория операции (сделки) (подлежащая обязательному контролю либо необычная операция), критерии (признаки) либо иные обстоятельства (причины), по которым операция (сделка) может быть отнесена к операциям, подлежащим обязательному контролю, либо к необычным операциям (сделкам);
2) содержание (характер) операции (сделки), дата, сумма и валюта проведения;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
в) сведения о лице (лицах), проводящем операцию (сделку);
3) описание возникших затруднений квалификации операции как подлежащей обязательному контролю или причины, по которой операция (сделка) квалифицируется как необычная;
4) сведения об Адвокате и/или его сотруднике, составившем внутреннее сообщение об операции (сделке), и его подпись;
5) дата составления внутреннего сообщения об операции (сделке);
6) запись (отметка) о решении Адвоката, принятом в отношении внутреннего сообщения об операции (сделке);
7) запись (отметка) о дополнительных мерах (иных действиях), предпринятых Адвокатом в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков.
Примечание: Форма внутреннего сообщения, порядок, сроки и способ его передачи специальному должностному лицу определяются Адвокатом самостоятельно и отражаются в Правилах.
6.10. Кроме того, Адвокат документально фиксирует информацию об операциях, имеющих следующие признаки:
- запутанный или необычный характер операции (сделки), не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие операции (сделки) целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
- неоднократное совершение операций (сделок), характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом;
- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что операции (сделки) осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.
6.11. При наличии у Адвоката любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в п. 1 ст. 7.1 Федерального закона, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового поражения, Адвокат обязан уведомить об этом уполномоченный орган - Росфинмониторинг (п. 2 ст. 7.1. Федерального закона.)
6.12. Положения п. 2 ст. 7.1. Федерального закона не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны (п. 5 ст. 7.1. Федерального закона).
6.13. Адвокат представляет информацию в Росфинмониторинг в соответствии с Инструкцией о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. N 110.
7. Программа по применению мер по замораживанию (блокированию)
7.1. Замораживание (блокирование) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг - адресованный клиенту-владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным
- в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или
- в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения,
- либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный Перечень.
7.2. Замораживание (блокирование) имущества - адресованный клиенту-собственнику или владельцу имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным
- в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму,
- или в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения,
- либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный Перечень.
7.3. Меры по замораживанию предполагают создание условий в порядке, установленном Информационным письмом Росфинмониторинга от 1 марта 2019 г. N 60, при которых лица, включенные в указанные выше Перечни, а также лица, в отношении которых принято Решение МВК по ПФТ (далее - лица, в отношении которых применяются меры по замораживанию), лишаются возможности получения и (или) распоряжения денежными средствами и (или) имуществом (в том числе доходом от имущества, таким как проценты по вкладам, дивиденды, и иным доходом, получаемым от имущества, принадлежащего указанным лицам), за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
7.4. В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 7 и п. 5 ст. 7.5 Федерального закона меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных п. 2.4 и 2.5 ст. 6 Федерального закона, Адвокатом осуществляются незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении клиента-организации или физического лица в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих клиенту-организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный Перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7.5. Адвокат приостанавливает операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет клиента - физического или юридического лица, на пять рабочих дней с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены (п. 11. ст. 7 Федерального закона), и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляет информацию о них в Росфинмониторинг в случае, если хотя бы одной из сторон сделки и/или операции является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
7.6. Адвокат приостанавливает операцию на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, если в отношении таких лиц имеются полученные в установленном в соответствии с п. 2 ст. 7.5 Федерального закона порядке сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
7.7. При неполучении в течение указанного срока постановления Росфинмониторинга о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании ч. 3 ст. 8 Федерального закона Адвокат осуществляет операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее ее осуществление.
7.8. Адвокат вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которым не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона.
7.9. Приостановление операций в соответствии с п. 10 ст. 7 Федерального закона и отказ от выполнения операций в соответствии с п. 11 ст. 7 Федерального закона не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности Адвоката и/или сотрудника Адвоката, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.
7.10. Осуществление отдельных операций в период замораживания допускается в порядке, установленном Федеральным законом.
7.11. Снятия принятых мер по замораживанию осуществляются Адвокатом после принятия решений об исключении клиентов из Перечней, указанных в п. 7.1. и 7.2, Федерального закона, по основаниям, предусмотренным п. 2.2 ст. 6 и/или п. 2 ст. 7.5 Федерального закона, а в отношении клиентов, по которым было принято Решение МВК по ПФТ, - отмена такого решения МВК по ПФТ.
8. Программа подготовки и обучения Адвоката и сотрудников Адвоката в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - программа подготовки и обучения Адвоката)
8.1. Целью программы подготовки и обучения Адвоката является получение Адвокатом знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также правил внутреннего контроля Адвоката, программ его осуществления и иных организационно-распорядительных документов Адвоката, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля.
8.2. Программа подготовки и обучения Адвоката предусматривает:
а) изучение нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
б) изучение правил и программ осуществления внутреннего контроля при исполнении Адвокатом и/или сотрудником Адвоката должностных обязанностей, а также мер ответственности, которые могут быть применены к Адвокату и/или сотруднику Адвоката за неисполнение требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и иных организационно-распорядительных документов Адвоката, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;
в) изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, а также критериев выявления и признаков необычных сделок.
8.3. Адвокат утверждает перечень сотрудников (при наличии), которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее - обучение).
В перечень включаются следующие сотрудники:
а) Адвокат;
б) при наличии: специальное должностное лицо, назначенное Адвокатом, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и программ его осуществления (далее - специальное должностное лицо);
в) главный бухгалтер (бухгалтер), обслуживающий Адвоката, при наличии, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;
г) сотрудники службы внутреннего контроля Адвоката, при наличии;
д) иные сотрудники по усмотрению Адвоката и с учетом особенностей его деятельности и деятельности клиентов Адвоката.
8.4. Формы, периодичность и сроки обучения устанавливаются в соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 г. N 203 (далее - Приказ N 203).
Обучение проводится в следующих формах:
а) вводный инструктаж;
б) целевой инструктаж (получение Адвокатом и/или сотрудниками Адвоката базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях);
в) повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - повышение уровня знаний).
Вводный инструктаж проводится Адвокатом или специальным должностным лицом, назначенным Адвокатом из числа сотрудников.
Дополнительный инструктаж проводится Адвокатом или специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях:
- при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
- при утверждении Адвокатом новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и программ его осуществления;
- при переводе сотрудника Адвоката на другую постоянную работу (временную работу) в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового уничтожения недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
- при поручении сотруднику Адвоката работы специального должностного лица, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.
Вводный и дополнительный инструктаж проводятся в соответствии с программой подготовки и обучения Адвоката и сотрудников Адвоката в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, разработанной Адвокатом с учетом Приказа N 203.
Обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.
Однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти:
а) Адвокат;
б) главный бухгалтер (бухгалтер), обслуживающий Адвоката, или сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;
Примечание:
Лица, указанные в подп. "а" и "б", назначаемые на соответствующие должности после вступления в силу Положения, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей.
Лица, занимающие на момент вступления в силу Положения должности, указанные в подп. "а" и "б" настоящего пункта, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года, с даты вступления в силу Положения.
Лицам, прошедшим к моменту вступления в силу Приказа N 203 обучение в форме целевого инструктажа в соответствии с приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 г. N 256 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", повторное прохождение целевого инструктажа не требуется.
Прохождение Адвокатом и/или соответствующим сотрудником Адвоката целевого инструктажа подтверждается документом, выдаваемым организацией, проводящей целевой инструктаж (п. 11 Приказа N 203).
Повышение уровня знаний осуществляется в форме участия в конференциях, семинарах и иных обучающих мероприятиях.
Повышение уровня знаний Адвоката и/или сотрудника Адвоката проводится соответственно там, где предусмотрено прохождение целевого инструктажа, по программам обучения, разрабатываемым Адвокатом самостоятельно.
Повышение уровня знаний не реже одного раза в три года (п. 12 Приказа N 203) проходят Адвокат и/или специальное должностное лицо Адвоката, а также сотрудники Адвоката, указанные в п. 8.3. настоящей Программы.
Прохождение Адвокатом и/или сотрудником Адвоката повышения уровня знаний подтверждается документом, выдаваемым организацией, проводящей такое обучение, либо документом, подтверждающим участие соответствующего лица в обучающем мероприятии.
8.5. Учет прохождения Адвокатом обучения.
Адвокат ведет учет прохождения сотрудниками обучения.
Порядок учета прохождения сотрудниками обучения устанавливается Адвокатом.
Факт проведения с Адвокатом и/или сотрудником Адвоката инструктажа (за исключением целевого инструктажа) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ/ФРОМУ и внутренними документами Адвоката, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, по форме, установленной Адвокатом.
Документы, подтверждающие прохождение Адвокатом и/или сотрудником Адвоката обучения, приобщаются к личному делу сотрудника и/или Адвоката.
Примечание: Перечень организаций, проводящих обучение, размещен на сайте Автономной некоммерческой организации "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга" (АНО МУМЦФМ) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Целевой инструктаж в сфере ПОД/ФТ", подраздел "Организации партнеры".
9. Программа проверки осуществления внутреннего контроля
9.1. Программа проверки осуществления внутреннего контроля обеспечивает осуществление контроля за соблюдением Адвокатом и/или сотрудниками Адвоката законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов Адвоката, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля.
9.2. Адвокат или специальное должностное лицо, назначенное Адвокатом, систематически, но не реже одного раза в год:
- проводит внутренние проверки выполнения в организации правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов;
- представляет Адвокату и/или специальному должностному лицу, назначенному Адвокатом, по результатам проверок письменный отчет, содержащий сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов Адвоката, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;
9.3. В случае выявления в ходе проверок осуществления внутреннего контроля нарушений законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов Адвоката необходимо принять меры по устранению выявленных проверок нарушений.
10. Программа хранения информации
Адвокат и/или сотрудник Адвоката обеспечивает хранение в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом:
а) документов, содержащих сведения о клиенте организации, представителе клиента, выгодоприобретателе, полученных на основании Федерального закона, иных принятых в целях его исполнения нормативных правовых актов Российской Федерации, а также правил внутреннего контроля;
б) документов, касающихся операций (сделок), сведения о которых представлялись в Федеральную службу по финансовому мониторингу, и сообщений о таких операциях (сделках);
в) документов, касающихся операций, подлежащих документальному фиксированию в соответствии со ст. 7 Федерального закона, Требованиями к Правилам и настоящими Правилами;
г) документов по операциям, по которым составлялись внутренние сообщения;
д) внутренних сообщений;
е) результатов изучения оснований и целей выявленных необычных операций (сделок);
ж) документов, относящихся к деятельности клиента (в объеме, определяемом Адвокатом), в том числе деловой переписки и иных документов по усмотрению организации;
з) иных документов, полученных в результате применения правил внутреннего контроля.
Адвокат и/или сотрудник Адвоката хранит указанные документы таким образом, чтобы они могли быть своевременно доступны Федеральной службе по финансовому мониторингу, а также иным органам государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и с учетом обеспечения возможности их использования в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе.
11. Личный кабинет Адвоката или сотрудника Адвоката
11.1. Для Адвокатов и сотрудников Адвокатов, являющихся субъектами ст. 7.1. Федерального закона, наличие и использование личного кабинета на сайте Росфинмониторинга является обязательным.
11.2. Через личный кабинет до субъектов ст. 7.1. Федерального закона доводятся:
- Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
- Решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств и иного имущества;
- Сведения о типологиях и рисках ОД/ФТ/ФРОМУ;
- Учебные курсы.
11.3. Адвокаты в соответствии со ст. 7 Федерального закона предоставляют в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную Федеральным законом, через Личный кабинет в соответствии с инструкцией о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом N 115-ФЗ, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. N 110.
11.4. Информация предоставляется в Росфинмониторинг в виде формализованных электронных сообщений с помощью интерактивных форм, размещенных в Личном кабинете Адвоката и\или сотрудника Адвоката на официальном сайте Росфинмониторинга информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.fedsfm.ru.
11.5. Росфинмониторинг обеспечивает размещение на своем официальном сайте описание утвержденных форматов формализованных электронных сообщений, а также рекомендации по его заполнению.
11.6. Формализованное электронное сообщение должно быть подписано квалифицированной электронной подписью.
11.7. В случае невозможности предоставления формализованного электронного сообщения в Росфинмониторинг через Личный кабинет Адвокат и/или сотрудник Адвоката до устранения причин, препятствующих представлению сообщения, формирует его с помощью Личного кабинета либо иного программного обеспечения и предоставляет его в Росфинмониторинг на машинном носителе в виде электронного документа в формате xml-файла с сопроводительным письмом нарочным или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении с соблюдением мер, исключающих бесконтрольный доступ к документам во время доставки: сопроводительное письмо и машинный носитель помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения или извлечения информации из них без нарушения целостности упаковки.
12. Обеспечение конфиденциальности информации
12.1. Адвокат обеспечивает конфиденциальность информации, полученной в результате применения правил внутреннего контроля и реализации программ его осуществления, а также мер, принимаемых Адвокатом и/или при реализации таких программ.
12.2. Адвокат и/или сотрудник Адвоката, представляющий информацию в уполномоченный орган об операциях, подлежащих контролю, не вправе информировать об этом клиентов или иных лиц.
12.3. Адвокату, а также сотрудникам Адвоката запрещено информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным Федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для адвокатов разработаны правила внутреннего контроля в целях борьбы с отмыванием преступных доходов, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения.
Правила не являются обязательными для использования. Рассмотрены программы, касающиеся идентификации, изучения клиента, оценки рисков, выявления сделок, применения мер по замораживанию (блокированию), хранения информации, обеспечения ее конфиденциальности. Приведены критерии и признаки необычных сделок.
Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового уничтожения (утв. решением Совета ФПА РФ от 25 января 2022 г., протокол N 7)
Текст Правил опубликован не был