Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
администрации
муниципального образования
город Гусь-Хрустальный
от 15 ноября 2021 г. N 858
Основные направления
бюджетной политики муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Основные направления бюджетной политики муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - бюджетная политика) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяют цели и приоритеты бюджетной политики администрации города в среднесрочной перспективе.
1. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2022 - 2024 годы
Целью бюджетной политики является определение условий, используемых при составлении проекта городского бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров городского бюджета на 2022 - 2024 годы.
Бюджетная политика реализуется через исполнение действующих расходных обязательств города. Объем расходных обязательств ограничен возможностями муниципальной экономики. При этом необходимо отметить, что городской бюджет ежегодно получает дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета Владимирской области. В соответствии с распоряжением департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области от 04.09.2020 N 62 "Об утверждении перечня муниципальных образований Владимирской области, указанных в пунктах 2 - 4 статьи 136 БК РФ, а также муниципальных образований, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц в размере, не превышающем расчетного объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями" доля дотации из областного бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20% доходов городского бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями. В этой связи к бюджету муниципального образования применяются ограничения, установленные пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно: начиная с очередного финансового года муниципальное образование не имеет права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Кроме того, муниципальное образование участвует в реструктуризации бюджетных кредитов из областного бюджета, следовательно, планирование основных параметров городского бюджета должно осуществляться с учетом соблюдения целевых показателей по объему дефицита, установленному соглашениями с департаментом финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, утвержденными решением Совета народных депутатов муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области от 11.06.2019 N 28/4 "Об утверждении дополнительных соглашений, заключенных между департаментом финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области и администрацией муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области в 2018 году при проведении реструктуризации обязательств (задолженности) муниципального образования перед Владимирской областью по бюджетным кредитам".
В 2020 - 2021 годах, наряду с ростом социальных обязательств и расходов на реализацию муниципальных составляющих национальных проектов, дополнительных бюджетных расходов потребовали мероприятия по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции.
В таких непростых экономических условиях основной задачей бюджетной политики является обеспечение сбалансированности городского бюджета, включая следующие направления:
1) осуществление расходов на исполнение действующих расходных обязательств города исходя из возможностей доходов городского бюджета и источников финансирования дефицита бюджета, ограниченных условиями реструктуризации бюджетных кредитов из областного бюджета, утвержденных решением Совета народных депутатов муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области от 11.06.2019 N 28/4;
2) сохранение в 2022 - 2024 годах достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности во Владимирской области;
3) планирование в полном объеме расходов на социальные выплаты с учетом изменения численности их получателей;
4) ограничение роста расходов на содержание органов местного самоуправления города;
5) принятие новых расходных обязательств города исключительно при наличии дополнительных доходов городского бюджета;
6) привлечение дополнительных межбюджетных трансфертов из федерального и областного бюджетов в городской бюджет.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов возрастает актуальность реализации мер по повышению эффективности использования бюджетных средств.
Эффективное управление расходами должно быть обеспечено посредством реализации муниципальных программ, построенных на проектных принципах управления. Муниципальные программы должны стать простым и эффективным инструментом организации как проектной, так и текущей деятельности муниципальных органов, отражающим взаимосвязь затраченных ресурсов и полученных результатов.
2. Основные подходы к формированию бюджетных расходов на 2022 - 2024 годы
Основой для формирования расходов городского бюджета является реестр действующих расходных обязательств муниципального образования на 2022 - 2024 годы, представленный главными распорядителями средств городского бюджета в текущем году.
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации указов Президента Российской Федерации (2012 года) предусмотрены в составе реестра расходных обязательств области в полном объеме.
В соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в составе расходов городского бюджета предусмотрены условно утверждаемые расходы, которые составят в 2023 году не менее 2,5% от общего объема расходов 2023 года (без учета расходов, предусмотренных за счет целевых межбюджетных трансфертов из других бюджетов), и в 2024 году - не менее 5% от общего объема расходов 2024 года (без учета расходов, предусмотренных за счет целевых межбюджетных трансфертов из других бюджетов).
Объем бюджетных ассигнований по отношению к объему, утвержденному настоящим постановлением, может быть изменен на суммы безвозмездных поступлений от вышестоящих бюджетов и перераспределен между главными распорядителями средств городского бюджета в случае изменения их функций и полномочий.
3. Направления бюджетных расходов
Значимость национальных целей развития с точки зрения бюджетной политики подчеркивается тем фактом, что для достижения указанных целей при формировании проекта городского бюджета бюджетные ассигнования на реализацию национальных проектов предусмотрены в приоритетном порядке, таких как:
- национальный проект "Жилье и городская среда" федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" и федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда";
- национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги" федерального проекта "Безопасность дорожного движения";
- национальный проект "Образование" федерального проекта "Цифровая образовательная среда" и федерального проекта "Современная школа";
- национальный проект "Демография" федерального проекта "Спорт - норма жизни".
В трехлетнем периоде будет сохранена социальная направленность городского бюджета.
Расходы городского бюджета на реализацию указов Президента Российской Федерации позволят выполнить в полном объеме целевые показатели по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетного сектора.
Главным приоритетом бюджетной политики в сфере расходов будут инвестиции в человеческий капитал, предоставление качественных и конкурентных муниципальных услуг на основе целей и задач, определенных указами Президента Российской Федерации (2012 года).
Основная задача отрасли образования - это обеспечение качественного образования для детей и подростков независимо от места проживания, состояния здоровья и социального статуса.
В муниципальных и частных общеобразовательных организациях, детских садах с учетом средств областного бюджета будут реализованы условия для получения образования по программам, соответствующим федеральным государственным образовательным стандартам. Будет производиться закупка школьных учебников и пособий в соответствии с требованиями учебного процесса.
Будут приниматься меры по недопущению очередности в дошкольные образовательные организации для детей в возрасте от 1 до 7 лет.
В муниципальных образовательных организациях продолжится организация бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование за счет средств федерального, областного и городского бюджетов.
За счет средств федерального бюджета педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций будет производиться выплата ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство.
По национальному проекту "Образование" федерального проекта "Цифровая образовательная среда" в 2022 году за счет средств федерального, областного и городского бюджетов будет продолжено внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях.
Планируется государственная поддержка по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Основной целью развития системы дополнительного образования детей является обеспечение организованного досуга детей, их занятости во внеурочное время.
Основной задачей в сфере оздоровления детей является доступность отдыха и оздоровления детей.
Важным направлением отрасли является предоставление мер социальной поддержки учащимся и работникам системы образования.
Будет обеспечена своевременная реализация социальных прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках мероприятий по молодежной политике планируется осуществлять развитие созидательной активности молодежи, повышение уровня их вовлечения в общественно полезную деятельность, развитие добровольчества в молодежной среде.
Приоритетными направлениями по отрасли "Культура" будут являться:
- обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни;
- создание условий для культурно-просветительской деятельности, организация культурного досуга.
В сфере культуры за счет средств областного бюджета будут направлены средства на предоставление мер социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения работникам культуры.
Приоритетным направлением бюджетной политики в сфере физической культуры и спорта на 2022 - 2024 годы является создание условий, обеспечивающих возможность для населения города вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре.
Будет обеспечено проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий для всех групп населения, проведение учебно-тренировочных сборов, командирование ведущих спортсменов и команд города для участия в официальных областных, всероссийских и международных мероприятиях.
В рамках национального проекта "Демография" федерального проекта "Спорт - норма жизни" в 2022 - 2024 годах:
- за счет средств областного бюджета будет продолжено содержание объектов спортивной инфраструктуры муниципальной собственности для занятий физической культурой и спортом;
- за счет средств областного и городского бюджетов будет продолжено приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения муниципальных учреждений спортивной подготовки в нормативное состояние;
- за счет средств областного и городского бюджетов планируется реализация программ спортивной подготовки в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.
Повышение энергетической эффективности в бюджетной сфере и коммунальном комплексе будет осуществляться за счет энергосбережения и рационального использования топливно-энергетических ресурсов.
Продолжится реализация мероприятий муниципальной программы "Жилище" в части обеспечения молодых и многодетных семей.
В целях реализации национального проекта "Жилье и городская среда" федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ, областного и городского бюджетов будут направлены на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Будет произведена ликвидация аварийного жилищного фонда.
Планируется производить ремонт муниципального жилищного фонда.
В области коммунального хозяйства с целью обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, в 2022 году планируется разработать проектно-сметную документацию на строительство объекта "Инженерная и транспортная инфраструктура к земельным участкам в районе улиц Крымской - Красносельской, г. Гусь-Хрустальный Владимирской области", а в 2023 году начать строительство.
Также в 2022 - 2023 годах планируется строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам в районе ул. Окружной - ул. Торфяной, г. Гусь-Хрустальный, Владимирской области.
Благоустройство города также одно из важных направлений расходов бюджета.
Так, в трехлетний период в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" продолжится благоустройство наиболее посещаемых территорий города за счет средств федерального, областного, городского бюджетов.
Одним из приоритетных направлений расходов на предстоящий период станет реализация мероприятий муниципальных программ по формированию условий для роста экономики города, а именно: финансовая поддержка дорожного хозяйства.
Объем бюджетных ассигнований на дорожное хозяйство планируется в пределах прогнозируемого объема доходов, подлежащих зачислению в муниципальный дорожный фонд в соответствии с решением Совета народных депутатов муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области "О дорожном фонде муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области".
Бюджетные ассигнования из дорожного фонда будут направлены на поддержание в надлежащем техническом состоянии автомобильных дорог и постепенное сокращение доли муниципальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям.
Обеспечение доступности пассажирских перевозок общественным транспортом будет осуществляться путем оказания адресной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан.
Основными приоритетными направлениями по обеспечению безопасности граждан, предотвращению чрезвычайных ситуаций остаются:
- организация эффективной координации действий межведомственного характера при реагировании на вызовы экстренных служб;
- обеспечение доступа населения к экстренным оперативным службам с использованием единого телефонного номера "123".
Расходы на обеспечение органов местного самоуправления включены в соответствии со структурой администрации города, утвержденной решением Совета народных депутатов муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области.
Бюджетная политика в сфере муниципального управления будет направлена на:
- оптимизацию расходов на содержание органов местного самоуправления;
- соблюдение нормативов формирования расходов на обеспечение деятельности органов местного самоуправления города.
4. Основные направления долговой политики муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Долговая политика является неотъемлемой частью бюджетной политики города и ее основные направления разработаны в целях обеспечения эффективного управления муниципальным долгом муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области.
При подготовке основных направлений долговой политики учтены положения основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
4.1. Итоги реализации долговой политики Владимирской области за 2020 год
По итогам 2020 года объем муниципального долга города составил 264,7 млн. рублей, или 65,3 процента от доходов городского бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Муниципальный долг города представлен:
- бюджетными кредитами на частичное покрытие дефицита бюджета и на частичное покрытие дефицита бюджета в целях погашения долговых обязательств в виде обязательств по кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций, - 234,0 млн. рублей;
- кредитами, полученными от кредитных организаций на погашение долговых обязательств и финансирование дефицита бюджета, - 30,7 млн. рублей.
В целях снижения долговой напряженности исполнения городского бюджета частично реструктуризированы бюджетные кредиты, полученные из областного бюджета (33% от общей задолженности по бюджетным кредитам). Проценты за пользование бюджетными кредитами составляют 0,1 процента годовых.
Расходы на обслуживание муниципального долга города за 2020 год составили 1967,1 тыс. рублей, или 0,19 процента объема расходов городского бюджета (за минусом расходов, осуществленных за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета).
Погашение и обслуживание долговых обязательств города осуществлялись в установленный срок и в полном объеме.
4.2. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
В планируемом периоде ряд факторов будут определять характер и направления долговой политики муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области.
На исполнение бюджета города в 2021 году влияют риски, обусловленные сложившейся экономической ситуацией в России в связи с распространением COVID-19 и принятием мер по устранению коронавирусной инфекции.
В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области на 2022 - 2024 годы реализация долговой политики в предстоящий период будет осуществляться в условиях умеренного ускорения темпов роста экономики города, стабильного уровня инфляции.
В плановом периоде объем дефицита городского бюджета не превысит ограничений, установленных условиями заключенных с департаментом финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области соглашений о предоставлении бюджету муниципального образования бюджетных кредитов из областного бюджета. Основным источником финансирования дефицита городского бюджета будут выступать муниципальные заимствования и вовлечение остатков средств бюджета.
Таким образом, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области будут по-прежнему оставаться на среднем уровне.
4.3. Основные цели и задачи долговой политики муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Основные цели долговой политики муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области - обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости городского бюджета, обеспечение потребности в заемных средствах, поддержание объема и структуры муниципального долга на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения обязательств по его погашению и обслуживанию, минимизация стоимости обслуживания муниципального долга и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.
Основными задачами долговой политики муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области в 2022 - 2024 годах будут являться:
1) обеспечение величины показателя соотношения объема муниципального долга к общему объему доходов городского бюджета без учета безвозмездных поступлений, установленных на соответствующий финансовый год, не более 75%;
2) поддержание структуры муниципального долга и расходов на его обслуживание на оптимальном уровне;
3) выполнение своевременно и в полном объеме обязательств по погашению и обслуживанию муниципального долга города;
4) обеспечение информационной открытости проводимой долговой политики и доступности информации о муниципальном долге;
5) сохранение предельного объема расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования в размере не более 15% объема расходов, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
6) равномерное распределение долговой нагрузки на городской бюджет.
Приоритетной задачей также является выполнение всех обязательств, принятых по ранее полученным из областного бюджета бюджетным кредитам. В этой связи одной из основных задач, определяющих направления долговой политики муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области на 2022 - 2024 годы, будет являться необходимость выполнения условий соглашений, заключенных в 2016 - 2021 годах с департаментом финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области о предоставлении городскому бюджету бюджетных кредитов:
- обеспечение ежегодного дефицита городского бюджета (утвержденного в решении о бюджете и сложившегося по данным годового отчета об исполнении бюджета в соответствующем финансовом году) на уровне не более 5% суммы доходов городского бюджета без учета объема безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год. Значение показателя может быть превышено на сумму изменения остатков средств бюджета муниципального образования, которые в рамках разработки проекта решения Совета народных депутатов муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области о внесении изменений в решение о городском бюджете согласованы с департаментом финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области и не учтены в первоначальной редакции решения о городском бюджете;
- соблюдение ограничения ставок по кредитам, полученным от кредитных организаций, на уровне ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на 1 процент годовых;
- дальнейшая реализация плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования, утвержденного постановлением главы муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области от 29.02.2016 N 104 "Об утверждении плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области".
Погашение в областной бюджет реструктуризированных и нереструктуризированных обязательств по бюджетным кредитам будет осуществляться в соответствии с установленными графиками: в 2022 году - 95,0 млн. рублей, в 2023 году - 68,5 млн. рублей, в 2024 году - 23,5 млн. рублей.
4.4. Инструменты реализации долговой политики муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области
Для обеспечения непревышения установленных показателей по объему муниципального долга, минимизации расходов на обслуживание долговых обязательств, сбалансированности городского бюджета предполагается использование следующих долговых инструментов.
4.4.1. Кредиты от кредитных организаций
Кредиты от кредитных организаций являются основным источником финансирования дефицита городского бюджета и погашения муниципального долга города. Основной задачей при использовании данного инструмента реализации долговой политики является обеспечение привлечения в городской бюджет кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых.
При привлечении кредитов от кредитных организаций будет осуществляться мониторинг кредитного рынка с целью выбора оптимальных параметров привлечения заемных средств (соотношения: объем - процентная ставка - срок кредитования).
4.4.2. Краткосрочные бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета
Привлечение краткосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета по ставке 0,1% годовых сроком до 240 дней позволит снизить объемы и сроки пользования кредитами от кредитных организаций, что снизит расходы на обслуживание муниципального долга.
4.4.3. Муниципальные гарантии муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области
Принятие обязательств по муниципальным гарантиям оказывает влияние на основные параметры городского бюджета. Объем предоставленных гарантий включается в общий объем муниципального долга и непосредственно влияет на его рост. Исполнение обязательств по муниципальным гарантиям может привести к увеличению расходов городского бюджета (гарантии без права регрессного требования) или росту выплат по источникам финансирования дефицита бюджета (гарантии с правом регрессного требования).
На 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов предоставление муниципальных гарантий не планируется.
4.5. Анализ рисков для бюджета муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области, возникающих в процессе управления муниципальным долгом
Важное место в достижении целей долговой политики города занимает оценка рисков потенциальных или существующих долговых обязательств. Эти риски в зависимости от возможностей муниципального образования влиять на вызывающие их факторы подразделяются на две категории:
1) риски, связанные с внешними по отношению к администрации муниципального образования условиями и непосредственно неподконтрольные администрации (косвенные риски):
- риск процентной ставки - вероятность увеличения суммы расходов городского бюджета на обслуживание муниципального долга вследствие увеличения Центробанком России ключевой ставки;
- риск рефинансирования - вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств;
- риск пролонгации - связан с тем, что условия пролонгации обязательств окажутся чрезвычайно невыгодными или пролонгация будет вообще невозможна;
- риск отсутствия участников в аукционах по привлечению кредитных ресурсов;
2) риски, источники возникновения которых непосредственно подконтрольны администрации муниципального образования (прямые риски):
- риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов городского бюджета, поскольку недопоступление доходов потребует поиска альтернативных источников для выполнения расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности;
- риск ликвидности - отсутствие в городском бюджете средств для полного исполнения расходных и долговых обязательств города в срок.
При управлении рисками, связанными с реализацией долговой политики муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области, основной мерой является осуществление достоверного прогнозирования поступлений доходов городского бюджета, определение реальной величины необходимых заемных средств, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств муниципальным образованием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.