Министерство просвещения Российской Федерации направляет методические рекомендации по подготовке педагогических кадров по программам бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию ("Ядро высшего педагогического образования"), одобренные на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 25 ноября 2021 г., для использования в работе.
Приложение: на 27 л. в 1 экз.
|
А.В. Зырянова |
ОДОБРЕНО
Коллегией Министерства просвещения
Российской Федерации
25 ноября 2021 г.
Методические рекомендации
по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию
("Ядро высшего педагогического образования")
1. Общие положения
Методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию ("Ядро высшего педагогического образования") (далее - рекомендации, Ядро) определяют ключевые характеристики и параметры основных профессиональных образовательных программ уровня бакалавриат педагогических направлений подготовки (далее - образовательные программы) по профилям, соответствующим предметам (предметным областям) федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, разрабатываемые образовательными организациями высшего образования (далее - вузы), находящимися в ведении Министерства просвещения Российской Федерации. Рекомендации могут использоваться при проектировании образовательных программ, реализуемых вузами, подведомственными другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, частными вузами.
2. Основные термины, сокращения
2.1. Термины
Зачетная единица - унифицированная единица измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику*(1).
В настоящих требованиях зачетная единица составляет 27 астрономических часов или 36 академических часов (при продолжительности академического часа 45 минут). Установленная величина зачетной единицы является единой в рамках учебного плана. Объем части образовательной программы должен составлять целое число зачетных единиц.
Компетенция - динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной, социальной деятельности и личностного развития выпускников, которую они обязаны освоить и продемонстрировать после освоения части или всей образовательной программы.
Модуль - последовательность учебных мероприятий (дисциплин, практик), объединенных в тематические целостные разделы и блоки, которые имеют логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания, то есть отвечают за выработку той или иной компетенции или группы компетенций.
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом, в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
Практическая подготовка - форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательности и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации обучающихся*(2).
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования*(3).
2.2. Сокращения
АРПУ-АРПО - Ассоциации развития педагогических университетов и институтов - Ассоциация развития педагогического образования
ВКР - выпускная квалификационная работа
ВО - высшее образование
ГИА - государственная итоговая аттестация
з.е. - зачетная единица
Закон об образовании - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
ОО - общее образование
ОПОП, образовательная программа, программа - основная профессиональная образовательная программа
ОПК - общепрофессиональные компетенции
ПК - профессиональные компетенции
ПС - профессиональный стандарт
УК - универсальные компетенции
ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт
ФУМО - Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки.
3. Компетентностная модель образовательных программ подготовки педагога
Компетентностная модель образовательных программ включает в себя блоки универсальных и общепрофессиональных компетенций, установленных ФГОС, а также профессиональные компетенции, установленные образовательной организацией.
При проектировании содержания и результатов освоения образовательных программ рекомендуется применять следующие индикаторы универсальных компетенций:
При проектировании содержания и результатов освоения образовательных программ рекомендуются следующие индикаторы достижения общепрофессиональных компетенций:
Категория общепрофессиональных компетенций |
Код и наименование общепрофессиональной компетенции |
Код и наименование индикатора достижения общепрофессиональной компетенции |
Правовые и этические основы профессиональной деятельности |
ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики |
ОПК-1.1. Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, профессионального обучения, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства. |
ОПК-1.2. Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности. | ||
Разработка основных и дополнительных образовательных программ |
ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) |
ОПК-2.1. Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования. |
ОПК-2.2. Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся. | ||
ОПК-2.3. Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов. | ||
Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся |
ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов |
ОПК-3.1. Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. |
ОПК-3.2. Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся. | ||
ОПК-3.4. Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления. | ||
Построение воспитывающей образовательной среды |
ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей |
ОПК-4.1. Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности. |
ОПК-4.2. Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей. | ||
Контроль и оценка формирования результатов образования |
ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении |
ОПК-5.1. Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся. |
ОПК-5.2. Осуществляет контроль и оценку образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности. | ||
ОПК-5.3. Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса. | ||
Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности |
ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями |
ОПК-6.1. Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся. |
ОПК-6.2. Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся. | ||
Взаимодействие с участниками образовательных отношений |
ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ |
ОПК-7.1. Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося. |
ОПК-7.2. Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. | ||
ОПК-7.3. Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др. | ||
Научные основы педагогической деятельности |
ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний |
ОПК-8.1. Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области. |
ОПК-8.2. Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно обоснованные закономерности организации образовательного процесса. | ||
Информационно-коммуникационные технологии для профессиональной деятельности |
ОПК-9. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности |
ОПК-9.1. Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности. |
ОПК-9.2. Демонстрирует способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности. |
При проектировании содержания и результатов освоения образовательных программ в зависимости от выбора задач профессиональной деятельности рекомендуется применять следующие профессиональные компетенции и индикаторы их достижения. Данные профессиональные компетенции в рамках подготовки педагога являются сквозными вне зависимости от направленности (профиля) образовательной программы.
Профессиональные компетенции сформулированы на основе профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (далее - ПС 01.001).
ОТФ |
ТФ |
Код и наименование профессиональной компетенции |
Код и наименование индикатора достижения профессиональной компетенции |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический*
| |||
ОТФ А Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
ТФ А/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение |
ПК-1. Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач |
ПК-1.1. Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета). ПК-1.2. Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО. ПК-1.3. Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные. |
ОТФ А Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
ТФ А/02.6 Воспитательная деятельность |
ПК-2. Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность |
ПК-2.1. Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета. ПК-2.2. Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору). ПК-2.3. Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями. |
ОТФ А Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
ТФ А/03.6 Развивающая деятельность |
ПК-3. Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов |
ПК-3.1. Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.). ПК-3.2. Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности. |
______________________________
* Рекомендуемые профессиональные компетенции для следующих типов задач профессиональной деятельности: культурно-просветительского, сопровождения, методического, организационно-управленческого - представлены в приложении 3.
4. Структура образовательных программ подготовки педагога
В структуре образовательной программы целесообразно предусмотреть модули (блоки) следующей содержательной направленности: социально-гуманитарный, коммуникативно-цифровой, здоровьесберегающий, психолого-педагогический, воспитательный, учебно-исследовательский, предметно-методический.
Объем обязательной части без учета практики и ГИА составляет от 123 до 163 з.е.*(4) На практику рекомендуется отводить в обязательной части от 51 з.е., в части, формируемой участниками образовательных отношений, - от 9 з.е. При этом объем обязательной части, без учета объема государственной итоговой аттестации, составляет 72 процента.
Минимальный рекомендуемый объем ОПОП
Обязательная часть ОПОП (з.е.)
| |
Дисциплины (модули) |
123 |
Практики |
51 |
ГИА |
9 |
Формируемая участниками образовательных отношений часть ОПОП (з.е.)
| |
Дисциплины (модули) |
48 |
Практики |
9 |
Общий объем ОПОП |
240 |
При увеличении объема обязательной части ОПОП пропорционально уменьшается объем части, формируемой участниками образовательных отношений.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, проектируется образовательной организацией и может включать дисциплины и модули, отвечающие запросам профессиональной сферы труда с учетом региональной специфики задач развития образования, особенностей научно-методических школ и традиций вузов.
Особенности проектирования ОПОП с двумя профилями подготовки
В учебных планах направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) трудоемкость предметно-методических модулей обязательной части по каждому из профилей как правило равнозначна по объему (Русский язык и Литература, Математика и Информатика, Физика и Иностранный язык, Иностранный язык и Иностранный язык и др.).
В случае очевидной неравнозначности профилей, обусловленной местом предмета в школьном учебном плане (Иностранный язык и Экономика, Биология и Экология, Начальное образование и Дополнительное образование и др.), трудоемкость по предметно-методическим дисциплинам распределяется в пропорции 60/40.
Варианты*(5) совмещения профилей по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): География и Иностранный язык, География и Экология, География и Биология, Биология и Химия, Биология и Экология, Биология и Иностранный язык, Химия и Экология, Начальное образование и Информатика, Начальное образование и Иностранный язык, Начальное образование и Социальная педагогика, Начальное образование и Дошкольное образование, Музыка и Дополнительное образование, Изобразительное искусство и Дополнительное образование, Изобразительное искусство и Иностранный язык, Обществознание и Право, Обществознание и Основы религиозных культур и светской этики, Физика и Информатика, Технология и Физика, Технология и Информатика, Физическая культура и Дополнительное образование, Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности, Иностранный язык и Иностранный язык, Русский язык и Литература, Русский язык и Иностранный язык, Литература и Мировая художественная культура, Литература и История, Русский язык и Инклюзивное образование, История и Обществознание, История и Право, История и Иностранный язык, Математика и Информатика, Математика и Экономика, Математика и Физика, Русский язык и Родной язык и литература.
5. Структурно-содержательное наполнение модулей
Каждый модуль состоит из нескольких дисциплин, практик, включаемых как в обязательную часть ОПОП, так и в часть, формируемую участниками образовательных отношений. По решению образовательной организации модуль может реализовываться в рамках только обязательной части.
Несколько модулей может осваиваться параллельно (см. Приложение 2) с учетом принципов преемственности и дополнения.
Объем и наполнение модулей образовательных программ рекомендуется разрабатывать в соответствии с Приложением 1 и Приложением 2.
При реализации дисциплин (модулей) следует предусмотреть часы на практическую подготовку путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью педагога.
Обязательным компонентом модуля является учебная и производственная практики.
Наполнение модулей формируется следующим образом:
Социально-гуманитарный модуль
Дисциплины модуля: История (история России, всеобщая история), Философия, Финансово-экономический практикум, Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение.
Модуль обеспечивает знакомство обучающихся со спецификой, основными понятиями, проблемами и концепциями философии и истории, направлен на формирование у обучающихся компетенций в области социально-гуманитарного знания и финансовой грамотности, готовности к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, способности принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности, нетерпимого отношения к коррупционному поведению.
Коммуникативно-цифровой модуль
Дисциплины/практики модуля: Иностранный язык, Речевые практики/Русский язык и культура речи, Технологии цифрового образования.
Практика, направленная на формирование информационно-коммуникативных компетенций, цифровой грамотности профессиональной сферы педагога.
Модуль направлен на формирование у обучающихся коммуникативных компетенций, готовности к осуществлению социального взаимодействия и деловой коммуникации на русском и иностранном(ых) языках, в т.ч. с использованием ИКТ, профессиональных компетенций в сфере медийно-информационной грамотности, готовности к профессиональной деятельности в цифровом пространстве, в том числе в условиях использования технологий искусственного интеллекта.
Модуль здоровьесберегающий
Дисциплины модуля: Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья, Основы медицинских знаний, Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура и спорт, Элективные курсы по физической культуре и спорту.
Актуальность модуля связана с возрастающими новыми угрозами (Covid-19), чрезвычайными ситуациями в школах.
Модуль направлен на формирование у обучающихся компетенций в области здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности (умения создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов), а также формирование физической культуры личности (умений и способностей направленного использования разнообразных средств здоровьесбережения, физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности).
Психолого-педагогический модуль
Дисциплины модуля/практики: Психология, Педагогика, Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями.
Педагогическая практика, включая классное руководство.
Модуль направлен на формирование у обучающихся готовности к осуществлению профессиональной деятельности на основе знаний закономерностей развития личности, современных теорий обучения и воспитания, системы научных представлений об инклюзивном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и особыми образовательными потребностями, владения умениями реализации инклюзивной модели образования, восприятия межкультурного разнообразия общества; организации и интерпретации психолого-педагогических исследований.
Модуль воспитательной деятельности
Дисциплины модуля/практики: Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, Психология воспитательных практик, Технология и организация воспитательных практик (классное руководство), Основы вожатской деятельности.
Педагогическая практика, включая классное руководство, вожатскую практику.
Актуальность модуля обусловлена государственными задачами в области воспитания подрастающего поколения.
Модуль направлен на формирование у обучающихся готовности к осуществлению целенаправленной воспитательной деятельности, к использованию методов и форм организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий, оказанию консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями.
Модуль учебно-исследовательской и проектной деятельности
Дисциплины модуля/практики: Методы исследовательской/проектной деятельности, Методы математической обработки данных.
Учебная и производственная практика - научно-исследовательская работа (проектная работа).
Модуль направлен на формирование исследовательских умений для выполнения работ аналитического и прикладного характера, в том числе курсовых, проектных, выпускных квалификационных и других, осуществления и организации проектно-исследовательской деятельности в школе.
Предметно-методический модуль
Модуль направлен на формирование профессиональных компетенций и готовности к осуществлению профессиональной деятельности в области преподавания конкретного предмета.
Содержательное наполнение модуля формируется в соответствии с направленностью (профилем) подготовки.
6. Рекомендации к включению практик
Одной из форм практической подготовки является практика, которая включается в модуль в соответствии с его содержанием, задачами и результатами освоения формируемых модулем компетенций.
Целенаправленность, непрерывность, преемственность, систематичность практической подготовки студентов обусловливают комплексный характер практики как единства блоков ее содержания (интеграция психологических, общепедагогических, теоретических, методических, специальных, предметных знаний) и основных видов педагогической деятельности.
Типы и формы практик
При проектировании ОПОП типы практик следует соотносить с типами задач профессиональной деятельности, реализуемыми образовательной программой.
В соответствии с ФГОС выделяются учебная и производственная практики.
Типы учебной практики: |
Типы производственной практики: |
ознакомительная |
педагогическая практика |
технологическая (проектно-технологическая) |
технологическая (проектно-технологическая) практика |
научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) |
научно-исследовательская работа |
По решению организации перечень типов практик может быть дополнен. Рекомендуемые типы производственной практики: педагогическая вожатская практика, психолого-педагогическая практика, тьюторская, практика по классному руководству, педагогическая по организации деятельности и взаимодействия обучающихся, воспитательная практика, организационно-методическая, культурно-просветительская, научно-исследовательская работа по психологической диагностике развития школьника, комплексная педагогическая.
При проектировании содержания учебных и производственных практик предусматриваются следующие виды учебно-профессиональной деятельности: решение профессиональных кейсов, разборы ситуационных задач, участие в разработке и реализации проектов общероссийского, регионального, университетского уровней - "Урок профессионала" (возможный вариант наименования). В рамках участия в проектной деятельности обучающимся предоставляется возможность познакомиться с новыми практиками (цифровыми ресурсами, образовательными платформами и пр.), особенностями педагогической профессии.
По решению образовательной организации практика проводится непрерывно, путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения всех видов практик, предусмотренных ОПОП, и (или) дискретно:
- по видам практик - путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики;
- по периодам проведения практик - путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.
Возможно сочетание дискретного проведения практик по их видам и по периодам их проведения.
При реализации ОПОП по направлению подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)" предусматривается практика по двум профилям подготовки.
Педагогическая практика
Педагогическая практика строится на принципах поэтапности, системности в организации со второго по выпускной курс и обеспечивается за счет метамодульного подхода, направленного на всестороннее и последовательное овладение основными видами профессионально-педагогической деятельности, закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся и приобретение ими практических навыков профессиональной деятельности.
Педагогическая практика включает в себя несколько этапов, направленных на постепенное усложнение содержания практической подготовки с целью обеспечения овладения обучающимися трудовыми функциями педагога.
Педагогическую вожатскую практику и практику по организации классного руководства целесообразно планировать по итогам завершения модуля воспитательной деятельности.
В рамках вожатской практики обучающиеся могут работать вожатыми в детских оздоровительных и городских лагерях, организовывать работу кружков и секций в подростковых клубах и школах, участвовать в организации и проведении мероприятий детских общественных объединений, принимать участие в организации и проведении городских фестивалей и других событий, адресованных детям и молодежи.
Минимальный объем практик по модулям:
Наименование модуля |
Зачетные единицы |
||
Обязательная часть |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
Минимальное |
|
Социально-гуманитарный модуль |
0 |
0 |
0 |
Коммуникативно-цифровой модуль |
6 |
0 |
6 |
Модуль здоровья и безопасности жизнедеятельности |
0 |
0 |
0 |
Психолого-педагогический модуль |
12 |
0 |
12 |
Модуль воспитательной деятельности |
9 |
0 |
9 |
Учебно-исследовательский |
9 |
0 |
9 |
Предметно-методический модуль |
15 |
9 |
24 |
Итого по однопрофильному бакалавриату: |
51 |
9 |
60 |
Образовательная организация вправе самостоятельно распределить объем зачетных единиц, отводимых на практику по психолого-педагогическому и предметно-методическому модулям.
______________________________
*(1) Часть 4 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
*(2) Пункт 22 статьи 2 Закона об образовании.
*(3) Пункт 6 статьи 2 Закона об образовании.
*(4) Приведен расчет для 44.03.01 Педагогическое образование
*(5) Образовательные организации вправе дополнить варианты совмещения профилей
Приложения
Приложение 1
Минимальный объем и наполнение обязательной части модулей
Социально-гуманитарный модуль (от 11 з.е.)
Наименование дисциплины |
минимальное кол-во з.е. |
Формируемые компетенции |
История (история России, всеобщая история) |
4 |
|
Философия |
3 |
|
Финансово-экономический практикум |
2 |
|
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности. Антикоррупционное поведение |
2 |
Коммуникативно-цифровой модуль (от 12 з.е.)
Наименование дисциплины |
минимальное кол-во з.е. |
Формируемые компетенции |
Иностранный язык |
6 |
|
Речевые практики/Русский язык и культура речи |
3 |
|
Технологии цифрового образования |
3 |
Модуль здоровьесберегающий (от 8 з.е.)
Наименование дисциплины |
минимальное кол-во з.е. |
Формируемые компетенции |
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья |
2 |
|
Основы медицинских знаний |
2 |
|
Безопасность жизнедеятельности |
2 |
|
Физическая культура и спорт |
2 |
|
Элективные курсы по физической культуре и спорту |
- |
Психолого-педагогический модуль (от 16 з.е.)
Наименование дисциплины |
минимальное кол-во з.е. |
Формируемые компетенции |
Психология |
7 |
|
Педагогика |
7 |
|
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями |
2 |
______________________________
* При выборе сопровождения в качестве типа задач профессиональной деятельности
Модуль воспитательной деятельности (от 9 з.е.)
Наименование дисциплины |
минимальное кол-во з.е. |
Формируемые компетенции |
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений |
2 |
|
Психология воспитательных практик |
2 |
|
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство) |
3 |
|
Основы вожатской деятельности |
2 |
Модуль учебно-исследовательской и проектной деятельности (от 6 з.е.)
Наименование дисциплины |
минимальное кол-во з.е. |
Формируемые компетенции |
Методы исследовательской/проектной деятельности |
3 |
|
Методы математической обработки данных |
3 |
______________________________
* При выборе проектного типа задач профессиональной деятельности
Предметно-методический модуль
(от 60 з.е.) в соответствии с направленностями подготовки.
Приложение 2
Примерный учебный план образовательных программ направления подготовки педагога
Индекс |
Наименование |
Форма контроля с номером семестра |
Зачетные единицы |
Номера семестров |
Курс |
|||
Экзамен |
Зачет |
Зачет с оценкой |
Минимальное |
|||||
Блок 1. Дисциплины (модули)
| ||||||||
Обязательная часть (О)
| ||||||||
Б1.О.01 |
Социально-гуманитарный модуль |
|
|
|
11 |
|
|
|
Б1.О.01.01 |
История (история России, всеобщая история) |
2 |
1 |
|
4 |
1, 2 |
1 |
|
Б1.О.01.02 |
Философия |
4 |
|
|
3 |
4 |
2 |
|
Б1.О.01.03 |
Финансово-экономический практикум |
|
2 |
|
2 |
2 |
1 |
|
Б1.О.01.04 |
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение |
|
3 |
|
2 |
3 |
2 |
|
Б1.О.02 |
Коммуникативно-цифровой модуль |
|
|
|
12 |
|
|
|
Б1.О.02.01 |
Иностранный язык |
3 |
1, 2 |
|
6 |
1, 2, 3 |
1, 2 |
|
Б1.О.02.02 |
Речевые практики/Русский язык и культура речи |
2 |
|
|
3 |
2 |
1 |
|
Б1.О.02.03 |
Технологии цифрового образования |
|
2 |
|
3 |
2 |
1 |
|
Б1.О.03 |
Здоровьесберегающий модуль |
|
|
|
8 |
|
|
|
Б1.О.03.01 |
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья |
|
1 |
|
2 |
1 |
1 |
|
Б1.О.03.02 |
Основы медицинских знаний |
|
1 |
|
2 |
1 |
1 |
|
Б1.О.03.03 |
Безопасность жизнедеятельности |
|
3 |
|
2 |
3 |
2 |
|
Б1.О.03.04 |
Физическая культура и спорт |
|
1 |
|
2 |
1 |
1 |
|
Б1.О.03.05 |
Элективные курсы по физической культуре и спорту |
|
2, 4, 6 |
|
|
2, 3, 4, 5, 6 |
1, 2, 3 |
|
Б1.О.04 |
Психолого-педагогический модуль |
4, 5 |
2, 3, 3, 4, 6 |
|
16 |
|
|
|
Б1.О.04.01 |
Психология |
4 |
2, 3 |
|
7 |
2, 3, 4 |
1, 2 |
|
Б1.О.04.02 |
Педагогика |
5 |
3, 4 |
|
7 |
3, 4, 5 |
2, 3 |
|
Б1.О.04.03 |
Обучение лиц с OB3 и особыми образовательными потребностями |
|
6 |
|
2 |
6 |
3 |
|
Б1.О.05 |
Модуль воспитательной деятельности |
|
|
|
9 |
|
|
|
Б1.О.05.01 |
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений |
|
5 |
|
2 |
5 |
3 |
|
Б1.О.05.02 |
Психология воспитательных практик |
|
4, 6 |
|
2 |
4, 6 |
2, 3*(1) |
|
Б1.О.05.03 |
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство) |
|
5 |
|
3 |
5 |
3 |
|
Б1.О.05.04 |
Основы вожатской деятельности |
|
4, 6 |
|
2 |
4, 6*(1) |
2, 3*(1) |
|
Б1.О.06 |
Модуль учебно-исследовательской и проектной деятельности |
|
|
|
6 |
|
|
|
Б1.О.06.01 |
Методы исследовательской/проектной деятельности |
|
4/5*(2) |
|
3 |
4/5 |
2/3 |
|
Б1.О.06.02 |
Методы математической обработки данных |
|
6 |
|
3 |
6 |
3 |
|
Б1.О.07 |
Предметно-методический модуль |
|
|
|
60 |
|
|
|
Б1.О.08 |
Предметно-методический модуль по профилю 2*(1) |
|
|
|
60/40 |
|
|
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (В)
| ||||||||
Блок 2. Практика*(3)
| ||||||||
Б2.О.01 |
Учебная практика |
|
|
|
9 |
|
|
|
Б2.О.01.01(У) |
Технологическая практика (проектно-технологическая практика) |
|
|
2 |
6 |
2 |
1 |
|
Б2.О/В.01.02(У) |
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) |
|
|
4/6*(4) |
3 |
4/6 |
2/3 |
|
Б2.О.02 |
Производственная практика, педагогическая |
|
|
|
36 |
|
|
|
Б2.О.02.01(П) |
Педагогическая практика |
|
4, 5, 6 |
27 |
4, 5, 6 |
2, 3 |
||
Б2.О.02.02(П) |
Педагогическая практика (классное руководство) |
|
|
5 |
3 |
5 |
3 |
|
Б2.О/В.02.03(П) |
Педагогическая вожатская практика |
|
4, 6 |
|
6 |
4, 6*(1) |
2, 3*(1) |
|
Б2.О/В.03.01(П) |
Производственная практика, научно-исследовательская работа |
|
|
8, 10*(1) |
6 |
8, 10 |
4, 5 |
|
Другие типы практик (волонтерская, учебно-технологическая по ИКТ и др.) |
|
|
|
9 |
|
|
||
Блок 3. ГИА |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
Б3.О.01(Г) |
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена |
|
|
|
3 |
|
4, 5 |
|
Б3.О.02(Д) |
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы |
|
|
|
6 |
|
4, 5 |
______________________________
*(1) - по усмотрению образовательной организации, в том числе при проектировании образовательных программ по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).
*(2) Выбор семестра на усмотрение разработчиков и с учетом выполнения курсовых работ
*(3) Практика может включаться в обязательную часть и в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Типы и виды практик определяются образовательной организацией
*(4) В зависимости от начала реализации "Методы исследовательской/проектной деятельности"
Приложение 3
Профессиональные компетенции для типов задач профессиональной деятельности: культурно-просветительского, сопровождения, методического, организационно-управленческого
ОТФ |
ТФ |
Код и наименование профессиональной компетенции |
Код и наименование индикатора достижения профессиональной компетенции |
Тип задач профессиональной деятельности: культурно-просветительский
| |||
ПС 01.001 ОТФ А Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
ТФ А/03.6 Развивающая деятельность |
ПК-4. Способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы в соответствии с потребностями различных социальных групп |
ПК-4.1. Организует культурно-образовательное пространство, используя содержание учебных предметов (по профилю), и применяет различные технологии и методики культурно-просветительской деятельности. ПК-4.2. Использует приемы организации культурно-просветительской деятельности с учетом запросов различных возрастных, гендерных, социокультурных, этнических групп, опираясь на содержательные ресурсы предметных областей (по профилю). ПКС-4.3. Участвует в популяризации знаний (в области предмета по профилю) среди субъектов образовательного процесса. |
Тип задач профессиональной деятельности: проектный
| |||
ПС 01.001 ОТФ 3.2 Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ |
ПС 01.001 ТФ В/03.6 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования |
ПК-5. Способен организовывать индивидуальную и совместную учебно-проектную деятельность обучающихся в соответствующей предметной области |
ПК-5.1. Демонстрирует знание принципов проектирования, владения проектными технологиями. ПК-5.2 Разрабатывает и реализует индивидуальную и совместную учебно-проектную деятельность обучающихся в соответствующей предметной области. ПК-5.3. Использует передовые педагогические технологии в процессе реализации учебно-проектной деятельности обучающихся в соответствующей предметной области. |
Тип задач профессиональной деятельности: сопровождения
| |||
ОТФ А Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
ТФ А/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение |
ПК-6. Способен использовать современные методы и технологии обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья |
ПК-6.1. Знает специальные методики и современные технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. ПК-6.2. Выбирает способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся с особыми образовательными потребностями по вопросам воспитания и обучения детей. |
ОТФ А Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
ТФ А/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение |
ПК-7. Способен к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности. |
ПК-7.1. Применяет меры профилактики детского травматизма и использует здоровьесберегающие технологии в учебном процессе. ПК-7.2. Оказывает первую доврачебную помощь обучающимся. |
Тип задач профессиональной деятельности: методический
| |||
ОТФ А Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
ТФ А/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение |
ПК-8. Способен организовывать образовательный процесс с использованием современных образовательных технологий, в том числе дистанционных. |
ПК-8.1. Разрабатывает образовательные программы различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями. ПК-8.2. Формирует средства контроля качества учебно-воспитательного процесса. ПК-8.3. Разрабатывает план коррекции образовательного процесса в соответствии с результатами диагностических и мониторинговых мероприятий. |
Тип задач профессиональной деятельности: организационно-управленческий
| |||
ОТФ А Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
ТФ А/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение |
ПК-9. Способен планировать, организовывать, контролировать и координировать образовательный процесс |
ПК-9.1. Осуществляет анализ образовательной среды, определяет цель деятельности субъектов образовательного процесса и способы ее достижения. ПК-9.2. Планирует деятельность субъектов образовательного процесса на основе нормативно-правовых документов. ПК-9.3. Управляет коллективом учащихся, формирует учебно-познавательную мотивацию обучающихся к изучаемому предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности, использует способы организации совместной деятельности. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 14 декабря 2021 г. N АЗ-1100/08 "О направлении информации"
Текст письма опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", апрель 2022 г., N 12