Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом
министерства
информационных
технологий и связи
Кировской области
от 28.12.2021 N 139-од
Порядок
осуществления министерством информационных технологий и связи Кировской области внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
Настоящий порядок разработано в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказами Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннее финансового аудита", от 21.11.2019 N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", от 18.12.2019 N 237н "Об утверждение федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" и определяет организацию и осуществление министерством информационных технологий и связи Кировской области (далее - Министерство) внутреннего финансового аудита.
Внутренний финансовый аудит в Министерстве является деятельностью по формированию и предоставлению министру информационных технологий и связи Кировской области (далее - министр):
информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий Министерства, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности.
предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
Внутренний финансовый аудит осуществляется субъектом аудита в целях: оценки надежности внутреннего процесса Министерства, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации;
повышения качества финансового менеджмента.
II. Организация внутреннего финансового аудита
Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и (или) составляющие данные процедура операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры (далее - объекты аудита), выполняемые руководителями и должностными лицами (работниками) структурных подразделений Министерства.
Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита в Министерстве несет министр.
Уполномоченным должностным лицом Министерства, наделенным полномочием по осуществлению внутреннего финансового аудита, является заместитель начальника отдела финансово-экономической, кадровой и организационной работы - главный бухгалтер (далее - субъект аудита).
Деятельность субъекта аудита основывается на следующих принципах:
принцип законности, выражающийся в строгом и полном соблюдении законодательства Российской Федерации, а также правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита;
принцип функциональной независимости, означающий отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности;
принцип объективности, выражающийся в беспристрастности, в том числе в недопущении конфликта интересов любого рода, при планировании и проведении аудиторских мероприятий, а также при формировании заключений о результатах аудиторских мероприятий и годового отчета об осуществлении внутреннего финансового аудита;
принцип компетентности, выражающийся в применении субъектом аудита совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит;
принцип профессионального скептицизма, подразумевающий критическую оценку обоснованности, надёжности и достаточности полученных аудиторских доказательств и направленный на минимизацию возможность упустить из виду подозрительные обстоятельства, сделать неоправданные обобщения при подготовке выводов, использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов;
принцип системности, заключающийся в том, что при планировании и проведении аудиторских мероприятий бюджетные и коррупционные риски периодически анализируются по всем бюджетным процедурам;
принцип эффективности, означающий, что планирование и проведение аудиторских мероприятий должно быть основано на необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита и обеспечения полноты заключения о результатах аудиторского мероприятия путем использования заданного (наименьшего) объема затрачиваемых ресурсов;
принцип ответственности, означающий, что субъект аудита несет ответственность перед министром за предоставление полных и достоверных заключений, выводов и предложений (рекомендаций), позволяющих при их надлежащем выполнении достичь цели и задачи осуществления внутреннего финансового аудита;
принцип стандартизации, означающий, что внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также в соответствии с настоящим Порядком.
Аудиторские мероприятия в Министерстве проводятся субъектом аудита, который подчиняется непосредственно министру.
Субъект аудита при подготовке к проведению и проведении аудиторских мероприятий имеет право:
получать от субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Министерства (далее - субъекты бюджетных процедур) необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, связанные с объектом аудита;
получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий Министерства и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;
знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами Министерства к используемым субъектами бюджетных процедур прикладным программным средствам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;
консультировать субъектов бюджетных процедур (должностных лиц) по вопросам, связанным с совершенствованием организации и осуществления контрольных действий, повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением результативности и экономности использования бюджетных средств;
подписывать и направлять запросы к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимой для осуществления внутреннего финансового аудита;
обсуждать с субъектами бюджетных процедур, вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия, в том числе результаты проведения аудиторского мероприятия, отраженные в заключении о результатах аудиторского мероприятия;
подписывать и направлять обращения к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимой для проведения аудиторского мероприятия;
привлекать к проведению аудиторского мероприятия должностное лицо (работника) Министерства и (или) эксперта;
обсуждать с министром вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия;
подготавливать и направлять министру предложения о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий, а также предложения о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;
подготавливать предложения, касающиеся организации внутреннего финансового контроля, в том числе предложения об организации и осуществлении контрольных действий;
подготавливать предложения по совершенствованию правовых актов и иных документов Министерства, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры.
Субъект аудита при подготовке к проведению и проведении аудиторских мероприятий обязан:
соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая стандарты внутреннего финансового аудита;
планировать свою деятельность, в том числе в части проведения аудиторских мероприятий;
соблюдать положения Кодекса этики и служебного поведения, принятого Министерством в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
применять основанный на результатах оценки бюджетных рисков (риск - ориентированный) подход при планировании и проведении аудиторских мероприятий;
обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков;
представлять на утверждение министру план проведения аудиторских мероприятий;
обеспечивать выполнение плана проведения аудиторских мероприятий; использовать информацию, полученную при осуществлении внутреннего финансового аудита, исключительно в целях исполнения должностных обязанностей;
проводить анализ документов и фактических данных, информации, связанных с объектом внутреннего финансового аудита, в целях планирования и проведения аудиторского мероприятия;
направлять объектам аудита программу аудиторского мероприятия, а также проект заключения и (или) заключение;
утверждать программы аудиторских мероприятий; обеспечивать выполнение программы аудиторского мероприятия; обеспечивать получение достаточных аудиторских доказательств; формировать рабочую документацию аудиторскую мероприятия;
рассматривать письменные возражения и предложения объектам аудита; обеспечивать подготовку и представление министру заключений о результатах аудиторских мероприятий и годового отчета об осуществлении внутреннего финансового аудита;
обеспечивать проведение мониторинга реализации объектам аудита мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и(или) недостатков;
обеспечивать ведение реестра бюджетных рисков; обеспечивать подготовку заключения;
своевременно сообщать министру о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений.
Объекты аудита имеют право:
знакомиться с программой аудиторского мероприятия; получать разъяснения у субъекта аудита по вопросам, связанным с проведением аудиторского мероприятия;
получать информацию о результатах проведения аудиторского мероприятия (заключение, проект заключения);
представлять письменные возражения и предложения по результатам проведенного аудиторского мероприятия, обязаны:
оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации, а также аннулировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков; выполнять законные требования субъекта аудита;
по результатам проведения аудиторских мероприятий реализовывать меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;
осуществлять в присутствии субъекта аудита бюджетные процедуры и составляющие эти процедуры операции (действия) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, в случае, если аудиторское мероприятие проводится методом наблюдения и (или) инспектирования.
III. Планирование внутреннего финансового аудита
Планирование внутреннего финансового аудита включает составление (ведение) и утверждение плана проведения аудиторских мероприятий, составление и утверждение программы аудиторского мероприятия.
При планировании внутреннего финансового аудита учитываются: бюджетные полномочия Министерства и осуществляемые Министерством бюджетные процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, влияющих на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемых в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации; результаты оценки бюджетных рисков;
обеспеченность субъекта аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
необходимость резервирования времени на проведение внеплановых аудиторских мероприятий; требования министра.
При планирования внутреннего финансового аудита субъект аудита проводит предварительный анализ сведений о результатах:
мониторинга качества финансового менеджмента Министерства, включая результаты мониторинга качества исполнения бюджетных полномочий, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля;
мониторинга реализации объектам аудита мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и(или) недостатков;
реализации предложений и рекомендаций субъекта аудита по результатам аудиторских мероприятий.
В целях сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки формируется и ведется реестр бюджетных рисков Министерства, который содержит следующую информацию в отношении каждого идентифицированного бюджетного риска:
наименование бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры (объект бюджетного риска); описание бюджетного риска; наименованное владельца бюджетного риска; оценка значимости (уровня) бюджетного риска; оценка вероятности бюджетного риска; оценка степени влияния бюджетного риска; описание последствий бюджетного риска; описание причин бюджетного риска.
Бюджетный риск оценивается как значимый или незначимый в зависимости от оценки его вероятности и степени влияния.
При оценке вероятности бюджетного риска оценивается степень возможности наступления событий негативно влияющих на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента Министерства.
Вероятность бюджетного риска оценивается как низкая, средняя или высокая.
При оценке степени влияния бюджетного риска оценивают уровень потенциального негативного воздействия события на результаты выполнения бюджетной процедуры, определяемый как оценка одного или нескольких из следующих показателей:
отклонения от целевых показателей качества финансового менеджмента, характеризующих качество исполнения бюджетных полномочий, управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
искажения бюджетной отчетности;
потенциальный ущерб публично правовому образованию;
отклонения от целевых значений государственных (муниципальных) программ;
санкции, налагаемые в случае возникновения нарушений;
потенциальное негативное воздействие последствий реализации бюджетного риска на репутацию Министерство.
Степень влияния бюджетного риска оценивается как высокая, средняя или низкая.
Бюджетный риск оценивается как значимый если хотя бы один из критериев его оценки (вероятность или степень влияния) оценивается как высокий, либо в случае, если оба критерия его оценки (вероятность или степень влияния) оцениваются как средние.
Предварительная оценка бюджетных рисков Министерства осуществляется субъектами бюджетных процедур, являющимися владельцами бюджетных рисков.
Объекты аудита на основании запроса представляют субъекту аудита предложения, по выявленным бюджетным рискам (с проведенной предварительной оценкой вероятности и степени влияния данных рисков) с целью их последующей оценки субъектом аудита и включением в реестр бюджетных рисков Министерства.
Реестр бюджетных рисков Министерства формируется и ведется субъектом аудита по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Актуализация реестра бюджетных рисков Министерства проводится субъектом аудита не реже одного раза в год.
Реестр бюджетных рисков формируется по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку и представляется субъекту аудита по запросу.
Актуализация реестра бюджетных рисков проводится не реже одного раза в год.
Субъект аудита осуществляет свою деятельность в соответствии с Планом проведения аудиторского мероприятий на очередной финансовый год.
План проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год составляется субъектом аудита по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку и утверждается Министром не позднее 30 декабря года, предшествующего планируемому, и размещается в течение 10 рабочих дней после утверждения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изменения в План проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год вносятся по предложениям субъекта аудита, согласованных с субъектом аудита, и утверждаются Министром.
Информация о внесении изменений в План проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год размещается в течение 5 рабочих дней после принятия соответствующего решения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения Министра, принятого на основании предложений субъекта аудита.
В решении Министра о проведении внепланового аудиторского мероприятия указываются темы, объекты и цели аудиторского мероприятия, а также сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия.
Решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия утверждается приказом Министра и доводится субъектом аудита до объектов аудита.
С целью планирования аудиторского мероприятия субъектом аудита составляется и утверждается программа аудиторского мероприятия.
Перед составлением программы аудиторского мероприятия субъект аудита проводит предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации (обеспечении выполнения) и выполнении бюджетных процедур и бюджетных рисках во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, являющихся объектами аудиторского мероприятия.
Программа аудиторского мероприятия составляется по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку и включает:
основание аудиторского мероприятия (пункт плана проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год или решение Министра о проведении внепланового аудиторского мероприятия);
сроки проведения аудиторского мероприятия;
проверяемый период;
наименование субъекта бюджетных процедур;
цель аудиторского мероприятия;
перечень объектов аудиторского мероприятия, а также значимость (уровень) бюджетных рисков в отношении бюджетных процедур, являющихся объектами аудиторского мероприятия;
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторского мероприятия;
применяемые методы внутреннего финансового аудита;
ф.и.о. и подпись субъекта аудита;
дату утверждения программы аудиторского мероприятия субъектом аудита.
Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита.
К методам внутреннего финансового аудита относятся: аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
Изменения в программу аудиторского мероприятия утверждает субъект аудита.
Субъект аудита направляет (вручает) утвержденную программу аудиторского мероприятия объектам аудита для ознакомления, не позднее чем за 5 рабочих дней до начала аудиторского мероприятия.
В случае внесения изменений в программу аудиторского мероприятия субъект аудита обеспечивает ознакомление объектам аудита с указанными изменениями в течение 3 рабочих дней после их внесения.
IV. Проведение аудиторского мероприятия и оформление его результатов
Аудиторское мероприятие проводится субъектом аудита в соответствии с утвержденной программой.
В случаях, когда для исследования одного или нескольких вопросов, подлежащих изучению в соответствии с программой аудиторского мероприятия, необходимы специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт, субъектом аудита к проведения аудиторского мероприятия может быть привлечен эксперт и (или) должностное лицо (работник) Министерства, не являющийся объектом аудита и не принимавший участия в выполнении аудируемой бюджетной процедуры как в текущем, так и в отчетном финансовом году.
Экспертом, привлекаемым к проведено аудиторского мероприятия, является физическое лицо, в том числе являющееся сотрудником экспертной (научной) или иной организации, обладающее специальными знаниями, умениями, профессиональными навыками и опытом по вопросам, подлежащим изучению в соответствии с программой аудиторского мероприятия.
В качестве эксперта может быть привлечено лицо:
не состоящее в период проведения аудиторского мероприятия и не состоявшее в текущем и отчетном финансовом году в трудовых отношениях с Министерством;
не являющееся в период проведения аудиторского мероприятия должностным лицом органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Привлекаемый к проведению аудиторского мероприятия эксперт и (или) должностное лицо (работник) Министерства должен соответствовать одному или нескольким из следующих критериев, свидетельствующих о наличии у него специальных знаний, умений, профессиональных навыков и опыта, в частности:
наличие стажа работы в сфере, к которой относятся вопросы, подлежащие изучению при проведении аудиторского мероприятия, в том числе в сфере бюджетного (бухгалтерского) учета, аудита, экономики, государственных (муниципальных) финансов, информационных технологий, юриспруденции и иных вопросов;
наличие образования и профессиональной подготовки, необходимых для изучения вопросов при проведении аудиторского мероприятия;
наличие сертификатов, лицензий и (или) других документов, подтверждающих специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт в сфере, к которой относятся вопросы, подлежащие исследованию при проведении аудиторского мероприятия;
членство в профессиональных объединениях, саморегулируемых организациях в сфере, к которой относятся вопросы, подлежащие изучению при проведении аудиторского мероприятия, а также соблюдение этим лицом стандартов и правил, установленных указанными объединениями, организациями.
Привлечение экспертов осуществляется посредством выполнения экспертом конкретного вида и определенного объема работ на основе заключенного с ним государственного (муниципального) контракта или иного гражданско-правового договора, а также для выполнения отдельных заданий, подготовки аналитических записок, экспертных оценок в рамках проведения аудиторского мероприятия.
Результаты работы эксперта и (или) должностного лица (работника) Министерства, привлеченного к проведению аудиторского мероприятия, используются при подготовке субъектом аудита заключения о результатах аудиторского мероприятия, включаются в рабочую документацию аудиторского мероприятия, а также могут отражаться в заключении о результатах аудиторского мероприятия.
Результаты работы эксперта представляются в формах, установленных в соответствующее государственном (муниципальном) контракте или договоре, фиксируются в акте приемки работ (оказанных услуг) и подлежат рассмотрению субъектом аудита с точки зрения достоверности информации, на которой основывается оценка (заключение) эксперта, а также в отношении обоснованности содержащихся в нем выводов, предложений или рекомендаций.
Использование результатов р
<< Назад |
Приложение 1. >> Реестр бюджетных рисков |
|
Содержание Приказ Министерства информационных технологий и связи Кировской области от 28 декабря 2021 г. N 139-од "О порядке осуществления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.