Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды
(восьмого созыва)
на проект федерального N 29249-8 "О внесении изменений в статьи 33 и 40 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях установления дополнительных гарантий социальной защиты государственных охотничьих инспекторов), внесенный депутатом Государственной Думы В.М. Резником
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона N 29249-8 "О внесении изменений в статьи 33 и 40 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Концепцией законопроекта является установление дополнительных гарантий социальной защиты должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного охотничьего контроля (надзора) (далее - государственные охотничьи инспектора).
Деятельность государственных охотничьих инспекторов характеризуется повышенными рисками для их жизни и здоровья при выявлении и пресечении противоправных действий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (борьба с браконьерами, досмотр вещей задержанных лиц, остановка и досмотр транспортных средств, проверка оружия и других орудий охоты, изъятие незаконно добытых животных, орудий охоты, транспортных средств, рассмотрение административных дел, работа в удаленных и отдаленных местностях). Согласно предоставленным Минприроды России данным, за последние 5 лет отмечено 8 случаев гибели и 37 случаев нанесения вреда здоровью государственных охотничьих инспекторов при выполнении служебных обязанностей. Средний размер выплат со стороны нанимателя (работодателя) в случае гибели государственного охотничьего инспектора при исполнении служебных обязанностей составляет 178 тысяч рублей, а в случаях причинения вреда жизни и здоровью - 30 тысяч рублей. Размеры выплат свидетельствуют о том, что имеющиеся в настоящее время механизмы социальной защиты явно недостаточны, проблема носит актуальный характер.
Президент Российской Федерации В.В. Путин давал поручение рассмотреть вопрос об определении правового положения государственных охотничьих инспекторов по аналогии с нормативно-правовым регулированием этого вопроса в отношении сотрудников органов внутренних дел (Пр-2374, п. 1в от 08.12.2016).
Следует отметить, что проблемы обеспечения социальных гарантий должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов решаются в Федеральном законе N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" либо в отдельных законодательных актах Российской Федерации, например, в Федеральном законе N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", Федеральном законе N 3-ФЗ "О полиции", Федеральном законе N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", Федеральном законе N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Федеральном законе N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральном законе N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и целом ряде других актов.
В соответствии с упомянутой выше сложившейся практикой законопроектом предлагается урегулировать вопрос обеспечения дополнительной социальной защиты государственных охотничьих инспекторов в специальном законодательном акте - Федеральном законе от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте).
В соответствии с предоставленными Минприроды России данными, в 2020 году функции по федеральному государственному охотничьему контролю (надзору) в Российской Федерации осуществляли 3530 служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и 1359 сотрудников государственных учреждений, созданных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Законопроектом предлагается определить основные параметры обязательного страхования: требования к страховщикам, страховые случаи, размер страховых выплат. Так, проектируется, что в случае гибели (смерти) государственного охотничьего инспектора размер страховой выплаты наследникам составит 180-кратный размер его среднемесячной заработной платы. В случае установления государственному охотничьему инспектору инвалидности в период работы (службы) либо в течение одного года после освобождения от должности, если инвалидность наступила вследствие причинения ему телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью, - в размере, равном 36-кратному размеру среднемесячной заработной платы. В иных случаях причинения государственному охотничьему инспектору в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, - в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы.
Определение иных условий обязательного государственного страхования государственных охотничьих инспекторов предлагается передать на уровень Правительства Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует увеличения расходов федерального бюджета на финансирование осуществления уже предусмотренной действующим законодательством функции по федеральному государственному охотничьему контролю (надзору).
Размер увеличения расходов федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственного страхования государственных охотничьих инспекторов, может быть оценен в 14,4 млн. рублей ежегодно (до 2% фонда оплаты труда).
В законопроекте учтены замечания содержащиеся в заключении Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 года N 12536п-П11.
Принятие законопроекта позволит обеспечить минимально необходимый уровень социальных гарантий государственным охотничьим инспекторам, что в свою очередь существенно повысит качество осуществления федерального государственного охотничьего контроля (надзора).
Вцелом поддерживая концепцию законопроекта, Комитет отмечет необходимость соотнесения предлагаемого законопроектом регулирования с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в случае смерти застрахованного лица предусматривается единовременная страховая выплата в размере 1 млн. рублей) и Федеральным законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Указанное замечание может быть учтено при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 29249-8 "О внесении изменений в статьи 33 и 40 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Д.Н. Кобылкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.