Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
Д.Е. Грибов
03.02.2022 г.
Положение
о Всероссийской креативной олимпиаде "Арт-Успех" для детей, в том числе с ограниченными возможностям здоровья, в рамках Всероссийской Большой олимпиады "Искусство - Технологии - Спорт"
I. Общие положения
Настоящее Положение определяет условия, порядок организации и проведения Всероссийской креативной олимпиады "Арт-Успех" для детей, в том числе с ограниченными возможностям здоровья (далее - Олимпиада), в рамках Всероссийской Большой олимпиады "Искусство - Технологии - Спорт".
1.1. В 2022 году Олимпиада проводится во исполнение:
- Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в котором одной из национальных целей развития Российской Федерации является предоставление возможности для самореализации и развития талантов;
- Указа Президента Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 745 "О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России";
- Поручения Президента Российской Федерации от 25 августа 2021 г. N Пр-1808ГС, (п. 2 "В") "Обеспечить на системной основе вовлечение учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в олимпиады, иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные и спортивные мероприятия";
- Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 122-р;
- Федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование";
- постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации";
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;
- Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р;
1.2. Содержание и направления Олимпиады разработаны с учетом глобальных вызовов развития образования, искусств, культуры и креативных индустрий, прогнозов рынка труда и занятости молодежи в ближайшей перспективе, инновационных механизмов профориентации, на основе компетентностного подхода, современных технологий образования.
1.3. Организатор Олимпиады - Министерство просвещения Российской Федерации.
Оператор Олимпиады - федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий" (далее - Федеральный оператор)
1.4. Термины, используемые в положении:
Дополнительное образование художественной направленности - дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы художественной направленности для детей и взрослых, разработка и проектирование которых осуществляется педагогами дополнительного образования на основе содержания различных видов искусств, народной культуры, ремесел и художественного творчества, интеграции достижений культуры, гуманитарных наук и технологий. Основой и условием художественной направленности дополнительного образования выступает процесс организации художественно-эстетической деятельности обучающихся.
Художественное творчество детей - выражение индивидуальных особенностей, эстетического отношения к окружающему миру и к себе в посильной для возраста ребёнка художественной форме. Составная часть системы эстетического воспитания и художественного образования, средство эстетического развития личности. Результатом художественного творчества детей выступают выполненные самостоятельно или под руководством педагога продукты художественного (собственного или исполнительского) творчества в различных видах художественной деятельности.
Продукты детского творчества - совокупный целостный результат самостоятельного творческого проявления ребёнка, выполненный по личному впечатлению или замыслу и собственными силами на основе художественных умений, навыков, приобретённых самостоятельно и (или) в образовательном процессе по видам или жанрам искусств, ремесел, в том числе с использованием современных цифровых технологий.
Художественные навыки - навыки художественного творчества, сформированные умения в различных видах или жанрах искусств, ремесел, в том числе с использованием современных цифровых технологий.
Художественные навыки будущего - навыки художественного творчества детей и молодежи, собственно творческие, креативные навыки создания новых продуктов художественной деятельности по видам или жанрам искусств, ремесел, в том числе с использованием современных цифровых технологий, востребованные на рынке труда, компетенций и квалификаций в цифровой экономике.
Цифровые технологии - использование современных цифровых технологий в художественном творчестве, искусстве и ремеслах, в том числе цифровые разновидности художественного творчества.
II. Цели и задачи Олимпиады
2.1. Цели Олимпиады - создание новых условий и равных возможностей для массового охвата художественным творчеством и приобщения детей 10-18 лет к искусству, в том числе детей с ОВЗ и инвалидностью, через развитие и распространение новых форм художественного творчества с использованием цифровых технологий, а также выявление и трансляция новых образовательных и культурных практик применения цифровых технологий в сфере искусства и художественного творчества.
2.2. Задачи Олимпиады:
- выявление, сопровождение и поддержка детей, в том числе детей с ОВЗ и инвалидностью, представляющих новый опыт культурных практик в сфере цифровых технологий, художественного творчества, культуры и искусств;
- формирование художественных навыков детей и молодежи, востребованных на рынке труда будущего;
- опережающая профориентация и творческое самоопределение детей;
- подготовка детей и молодежи к новому рынку труда и квалификаций, цифровой экономике, культуре;
- формирование новых профессиональных экспертных компетенций педагогов дополнительного образования;
- повышение уровня методического сопровождения и обновления дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности;
- содействие достижению Целей устойчивого развития ООН, Национальных целей развития Российской Федерации и показателей федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
III. Сроки проведения и этапы Олимпиады
Олимпиада проводится в 2022 году в четыре этапа:
3.1. Школьный (дистанционно) - с 1 по 31 марта 2022 г.
3.2. Муниципальный (дистанционно) - до 30 апреля 2022 г.
3.3. Региональный (дистанционно) - до 31 мая 2022 г.
3.4. Федеральный - до 1 декабря 2022 г.
Федеральный этап проходит в два тура:
- отборочный тур (дистанционно) - до 15 октября 2022 г.
- финальный тур (очно) - сроки и место проведения определяет Оргкомитет Олимпиады.
Сроки и формат проведения этапов Олимпиады могут быть изменены решением Оргкомитета Олимпиады в соответствии с эпидемиологической ситуацией в регионе проведения и в Российской Федерации в целом, которая будет наблюдаться на период проведения конкретного этапа.
IV. Номинации Олимпиады
4.1. Олимпиада на каждом этапе состоит из конкурсных испытаний для индивидуального участия обучающихся по Арт-трекам (далее - номинации):
- "Вечерний киносеанс";
- "Мир глазами детей";
- "Театральные подмостки";
- "Картинная галерея";
- "Арт-город";
- "Танцпол";
- "Концертный зал";
- "Арт-директор";
- "HandMade";
- "Книжная полка";
- "Виртуальная реальность".
4.2. Направление "Технологии" проводит конкурсы: "3Dзайн". Направления конкурса: народные ремесла; современный дизайн-код; "народный" дизайн-код; "Технологии в искусстве". Направления конкурса: оцифровка музейных экспонатов, создание виртуальных туров, реставрация и реконструкция, разработка интерактивных квестов. Цикл лекций: "Наука - это красиво", мастер-классы: фотограмметрия, разработка виртуальной и дополненной реальности, художественная аэрофотосъемка, 2D- и 3D-графика, технологии в киноиндустрии, создание компьютерной музыки.
4.3. Направление "Спорт" проводит испытания: конкурс "Эмоции спорта", конкурс "Искусство в спорте". Образовательная программа: семинары, мастер-классы по интеграции спорта и искусства.
4.4. Олимпиада на муниципальном, региональном и федеральном этапах также состоит из конкурсных испытаний для командного участия обучающихся и может проходить в следующих форматах: защита интерактивного арт-проекта, инфографики, цифрового портфолио, лонгрида, дневников, сайтов, блогов, квестов, квизов, онлайн-игр и др.
4.5. На каждом этапе Олимпиады (за исключением школьного этапа) рейтинг формируется по итогу суммирования баллов индивидуального зачета участников и результатов командной работы.
V. Участники Олимпиады
5.1. Участниками Олимпиады являются дети 10-18 лет, обучающиеся образовательных организаций всех типов, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе дети с ОВЗ и инвалидностью, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
5.2. Участниками муниципального этапа Олимпиады являются школьные разновозрастные команды образовательных организаций, сформированные из обучающихся в количестве 11 человек, являющихся победителями школьного этапа по Арт-трекам, указанным в п. 4.1 Положения.
5.3. Участниками регионального этапа Олимпиады становятся команды - победители муниципального этапа соответственно.
5.4. Участниками федерального этапа Олимпиады становятся команды - победители регионального этапа.
VI. Руководство Олимпиады
6.1. Руководство Олимпиадой и ее организационное обеспечение осуществляет организационный комитет Олимпиады (далее - Оргкомитет) в соответствии с п. 3.1 Положения Всероссийской Большой олимпиады "Искусство - Технологии - Спорт".
Оргкомитет утверждает сроки и место проведения финального тура федерального этапа Олимпиады.
6.2. Информационно-методическое, экспертно-аналитическое и организационно-техническое сопровождение Олимпиады осуществляет Федеральный оператор.
6.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования в срок до 15 марта 2022 г. направляют информацию о Региональных операторах Олимпиады на почту Федерального оператора: artolimp@vcht.center
6.4. Функции Регионального оператора:
- содействие в проведении школьного, муниципального и федерального этапов Олимпиады;
- организация и проведение регионального этапа олимпиады;
- создание необходимых условий для участия детей с ОВЗ и инвалидностью, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- направляет Федеральному оператору заявку от субъекта Российской Федерации на участие в федеральном этапе Олимпиады в соответствии с инструкцией о размещении заявок;
- осуществляет информационно-методическое сопровождение Олимпиады на всех этапах Олимпиады;
- содействует реализации информационной кампании Олимпиады на сайте Регионального оператора и на сайтах образовательных организаций субъекта Российской Федерации.
VII. Жюри Олимпиады
7.1. Жюри муниципального, регионального и федерального этапов Олимпиады формируется из представителей органов исполнительной власти всех уровней, осуществляющих управление в сфере образования, культуры, спорта, молодежной политики, социальной защиты и др., признанных профессиональным сообществом экспертов, представителей научно-педагогического сообщества, бизнеса, общественных и социально-ориентированных некоммерческих организаций сферы образования, культуры и искусства.
7.2. Жюри Олимпиады:
- осуществляет экспертизу материалов, поступивших на каждый этап Олимпиады, в соответствии с критериями оценки материалов по номинациям (Приложение 1.1);
- определяет победителей и призеров каждого этапа Олимпиады;
- вправе учреждать дополнительные специальные номинации и награды на муниципальном, региональном этапе по согласованию с Региональным оператором Олимпиады, на федеральном этапе по согласованию с Оргкомитетом Олимпиады.
VIII. Порядок проведения этапов Олимпиады
8.1. Школьный этап.
Непосредственное проведение школьного этапа Олимпиады и регистрация участников данного этапа возлагаются на организацию-участника (образовательную организацию, участвующую во Всероссийской Большой олимпиаде "Искусство - Технологии - Спорт").
Школьный этап Олимпиады предполагает индивидуальное участие обучающихся по каждой номинации. Выполнение заданий происходит на цифровой платформе Олимпиады afisha.dop.edu.ru. Ответы на конкурсные задания проходят техническую и содержательную экспертизу. По итогам школьного этапа формируется в каждой номинации рейтинг участников. Из числа победителей школьного этапа в каждой номинации формируется команда образовательной организации для участия в муниципальном этапе Олимпиады (11 человек).
8.2. Муниципальный этап.
Организационно-техническое сопровождение муниципального этапа Олимпиады осуществляют муниципальные органы управления образованием или определенный ими муниципальный оператор Олимпиады.
Муниципальный этап проводится на цифровой платформе Олимпиады afisha.dop.edu.ru. Обязательным, начиная с муниципального этапа (согласно Положению Всероссийской Большой олимпиады "Искусство - Технологии - Спорт"), условием участия для команды является наличие у нее одной или нескольких организаций-партнёров, осуществляющих наставничество по номинациям Олимпиады. Победители муниципального этапа направляются для участия в региональном этапе Олимпиады.
Квота победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады определяется на основе рейтинга команд, составленного по итогам оценок жюри, и составляет не более 25% от общего числа участников по каждому направлению творчества и специальным номинациям (5% - победители; 20% - призеры).
8.3. Региональный этап.
Организационно-техническое сопровождение регионального этапа Олимпиады осуществляет региональный оператор. Региональный этап проводится на цифровой платформе Олимпиады afisha.dop.edu.ru.
Победители регионального этапа направляются для участия в федеральном этапе Олимпиады.
Квота победителей и призеров регионального этапа Олимпиады определяется на основе рейтинга команд, составленного по итогам оценок жюри, и составляет не более 25% от общего числа участников по каждому направлению творчества и специальным номинациям (5% - победители; 20% - призеры).
8.4. Отборочный тур федерального этапа.
Организационно-техническое сопровождение отборочного тура федерального этапа Олимпиады осуществляет федеральный оператор. Отборочный тур федерального этапа проводится на цифровой платформе Олимпиады afisha.dop.edu.ru. Победителями отборочного тура федерального этапа становятся не менее 20 команд, набравших наибольшее количество баллов по итогам экспертной оценки жюри. Победители отборочного тура федерального этапа принимают участие в финальном туре федерального этапа Олимпиады.
IX. Организация финального тура федерального этапа Олимпиады
9.1. Финальный тур федерального этапа Олимпиады проводится очно в формате "Art-future-skills" ("Художественные навыки будущего") и включает в себя персонализированный конкурс на основе оценки компетенций каждого участника и командный конкурс - участие в проектной командной работе по разработке цифрового арт-объекта.
9.2. Длительность очного этапа Олимпиады - 4 дня и включает в себя следующие блоки:
- оценка индивидуальных hard-компетенций каждого участника команд по соответствующей номинации, указанной в п. 4.1. Положения;
- оценка командной работы команд - победителей регионального этапа Олимпиады, которые в равных условиях за ограниченное количество времени должны представить арт-объект, разработанный и созданный с применением цифровых технологий;
- защита подготовленного цифрового арт-объекта в формате "Выставка "Арт-Успех". В конкурсных испытаниях в процессе командной работы измеряются и оцениваются "soft skills" (критическое мышление, командная работа, коммуникация, креативность, навыки презентации);
- индивидуальное тестирование участников с целью комплексной диагностики и развития soft skills на основе методики "Skillfolio", выявляющей уровень эмоционального интеллекта, способностей памяти и внимания, умения работать в команде, невербальной и межличностной коммуникации, креативного, системного и критического мышления, профессиональные роли, выявление сферы интересов;
- индивидуальные консультации по ранней профориентации обучающихся - участников Олимпиады в сфере искусства и цифровых технологий. Построение индивидуального маршрута в выявленной сфере профессиональных интересов.
9.3. Суммарное количество баллов персональной результативности участников команды и результаты командной итоговой защиты цифрового арт-объекта будут являться основанием для формирования рейтинга победителей и лауреатов федерального этапа Олимпиады.
X. Награждение участников Олимпиады
10.1 Подведение итогов федерального этапа Олимпиады осуществляет жюри по номинациям Олимпиады.
10.2 Победителям и призерам федерального этапа Олимпиады вручаются дипломы. В случае, если финальные мероприятия Олимпиады состоятся только в дистанционном формате, дипломы направляются в электронном виде.
10.3 Образовательным организациям, подготовившим победителей и призеров федерального этапа Олимпиады, вручаются благодарственные письма Оргкомитета Олимпиады.
10.4 По решению Оргкомитета победители и призеры федерального этапа Олимпиады могут быть поощрены дополнительными призами в порядке и на условиях, определенных действующим законодательством Российской Федерации.
XI. Финансовое обеспечение Олимпиады
11.1. Средства на проведение федерального этапа Олимпиады формируются в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерством просвещения Российской Федерации.
11.2. Проведение школьного, муниципального и регионального этапов Олимпиады осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
XII. Заключительные положения
Вопросы, не отраженные в настоящем Положении, решаются Оргкомитетом Олимпиады, исходя из своей компетенции в рамках сложившейся ситуации, и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.