Решение Самарского областного суда от 29 декабря 2021 г. N 3а-2327/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2327/2021 по административному исковому заявлению К.А.И. о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
К.А.И. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что включенное в указанные пункты Перечней принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно не предусматривает размещение на нем офисных объектов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания, помещение использовалось и используется для размещения детского клуба "Ф.". Включение указанного объекта недвижимости в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности К, Д.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое помещение располагается на первом этаже многоквартирного жилого дома, где, как правило, располагаются офисные или торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания; по сведениям, размещенным в сети Интернет, на первом этаже многоквартирного жилого дома, где расположено нежилое помещение, включенное в Перечни, располагаются торговые объекты и объекты бытового обслуживания.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 18 октября 2017 года N 1647, которым утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год.
Приказом от 29 октября 2018 года N 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.
Приказом от 7 октября 2019 года N 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержден приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2018 год, в пункт N Перечня на 2019 год, в пункт N Перечня на 2020 год, в пункт N Перечня на 2021 год.
Приказ министерства от 18 октября 2017 года N 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1-90),"Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91-16435), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436-20775), "Волжская коммуна", N 297 (30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776-34378).
Приказ министерства N 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
Приказ министерства от 7 октября 2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 года.
Приказ министерства от 19 декабря 2020 года N 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что К.А.И. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 174,4 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имеет назначение - нежилое помещение, наименование-часть объекта.
По сведениям технического паспорта, выполненного муниципальным предприятием "И.", в нежилом помещении располагаются: нежилые помещения (без указания из назначения), коридоры.
Таким образом, сведения технического учета и сведения Единого государственного реестра недвижимости не подтверждают назначение нежилого помещения для использования в качестве торговых или офисных объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, поэтому они не позволяли министерству включать нежилое помещение в Перечни.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого помещения на даты утверждения Перечней административным ответчиком не проводились.
Из пояснений представителя административного истца следует, что нежилое помещение использовалось и используется в настоящее время ИП ФИО3 под размещение детского клуба "Ф.".
Подтверждением этому служит акт осмотра, составленный 30 ноября 2021 года ООО "О.-С.", договоры аренды от 1.08.2016, от 1.10.2021 года.
Нежилое помещение расположено в здании жилого дома с кадастровым номером N, которое располагается на земельном участке с кадастровым номером N, видом разрешенного использования которого является: под многоквартирный жилой дом.
Указанный вид разрешенного использования земельного участка в совокупности со сведениями о нежилом помещении, располагающемся в здании многоквартирного жилого дома, не предполагают размещение офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Доводы административного ответчика о том, что по сведениям, размещенным в сети Интернет, на первом этаже многоквартирного жилого дома, где расположено нежилое помещение, включенное в Перечни, располагаются торговые объекты и объекты бытового обслуживания, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку сведения из сети интернет не являются допустимыми по делу доказательствами, а кроме того, они не подтверждают назначение или фактическое использование в нежилом помещении, принадлежащем административному истцу на праве собственности, более 20% помещений в качестве торговых, офисных объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение с кадастровым номером N необоснованно включено в Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 годы, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2018, 2019, 2020, 2021 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования К.А.И. удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него подпунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 29 декабря 2021 г. N 3а-2327/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании