Решение Самарского областного суда от 23 ноября 2021 г. N 3а-1901/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1901/2021 по административному исковому заявлению С.А.В. о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
С.А.В. (далее административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
Признать недействующим со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2018 года N 1647 в части включения в него под пунктом N N нежилого помещения с кадастровым номером N и под пунктом N N нежилого помещения с кадастровым номером N;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 г. N 1647
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 в части включения в него под пунктом N N нежилого помещения с кадастровым номером N и под пунктом N N нежилого помещения с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что в указанные пункты Перечней включены принадлежавшие административному истцу в вышеуказанные налоговые периоды на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N которые не отвечают критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанных объектов в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности К.Д.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области, остальные участвующие в деле лица представителей в суд не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы вышеуказанные приказы которыми утверждёны Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018, 2019 годы.
Факт включения нежилого здания в соответствующие перечни подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается.
Соответствующие приказы опубликованы в установленном законом порядке:
- от 18 октября 2017 года N 1647 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, опубликован в печатном издании "Волжская коммуна", N 281 (30176) 23.10.2017 г. (Приказ, приложение (пп. 1-90), Волжская коммуна", N 283 (30178) 01.11.2017 г. (приложение (пп. 91-16435), Волжская коммуна", N 285 (30180) 02.11.2017 г. (приложение (пп. 16436-20775), Волжская коммуна", N 297 (30192) 16.11.2017 г. (приложение (пп. 20776-34378);
- от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, опубликованный на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, и печатном издании "Волжская коммуна", N 308 (30543) 20.11.2018 г.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности указанные налоговые периоды принадлежали нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N площадью 220,3 и 309,1 кв. м, соответственно, расположенные по адресу: <адрес>.
В техническом паспорте нежилых помещений их вид и назначение не указаны.
Согласно письму управляющей компании ООО "К." на момент продажи указанные помещения находились в состоянии отделки не позволяющих их коммерческое использование.
В связи с изложенным суд полагает, что ни по предназначению, ни по фактическому использованию помещений у министерства не имелось оснований для включения помещения в Перечни.
Как указало министерство в своем отзыве, нежилые помещения включены в Перечни по факту их расположения в нежилом здании административно-офисного назначения с кадастровым номером N, также включенном в Перечень.
Между тем, в Перечни на 2018, 2019 годы указанное здание не включено.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости указанное здание имеет назначение и наименование - нежилое здание, вид разрешенного использования отсутствует.
Фактическое использование данного здания на момент принятия нормативных правовых актов министерством не проверялось, а наличие на здании вывески "Деловой центр "Ф." само по себе не является основанием для признания здания объектом делового, офисного, коммерческого назначения.
Земельный участок с кадастровым номером N, на котором расположено здание, имеет вид разрешенного использования: "под объектами специального назначения", что не предполагает безусловное размещение на нем объектов офисного, делового, коммерческого назначения.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения нежилых помещений в Перечни не имелось, в связи с этим требования административного истца о признании недействующими Перечней на 2018, 2019 годы в части включения в них под соответствующими пунктами нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2018, 2019 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
В соответствии с положениями статей 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу административного истца с Министерства имущественных отношений Самарской области подлежит взысканию уплаченная при подаче административного искового заявления государственная пошлина в размере 600 руб. (чек-ордер от 05.10.2020).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования С.А.В. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2018 года N 1647 в части включения в него под пунктом N N нежилого помещения с кадастровым номером N и под пунктом N N нежилого помещения с кадастровым номером N;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 г. N 1647
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 в части включения в него под пунктом N N нежилого помещения с кадастровым номером N и под пунктом N N нежилого помещения с кадастровым номером N.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу С.А.В. государственную пошлину в размере 600 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24.11.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 23 ноября 2021 г. N 3а-1901/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании