Решение Самарского областного суда от 21 декабря 2021 г. N 3а-2062/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2062/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "С." о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "С." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в пункт N нежилого здания с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в пункт N нежилого здания с кадастровым номером N, а также просило взыскать с министерства имущественных отношений государственную пошлину в размере 9000 руб.
Требования обоснованы тем, что включенное в указанные пункты Перечней нежилое здание с кадастровым номером N, в котором располагаются принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку указанное здание не предусматривает размещение в нем офисных объектов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания. Нежилое здание использовалось и фактически используется в производственно-складских целях. Включение указанного объекта недвижимости в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представители административного истца по доверенности К.Д.А., В.Д.А. поддержали заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что объект недвижимости с кадастровым номером N включено в оспариваемые Перечни на основании пп. 2 п. 3 статьи 378.2 НК РФ, поскольку имеет наименование "административно-бытовой корпус", в нем по сведениям, размещенным в Интернете, размещаются офисные помещения.
Заслушав представителей административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 7 октября 2019 года N 2201, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержден приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2020 год, в пункт N Перечня на 2021 год.
Приказ министерства от 7 октября 2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 года.
Приказ министерства от 19 декабря 2020 года N 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4, 6 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о нежилом здании с кадастровым номером N площадью 3591,9 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>.
Сведения о собственнике данного нежилого здания в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Между тем, общество с ограниченной ответственностью "С." является собственником расположенных в указанном здании нежилых помещений с кадастровыми номерами N (площадью 373,2 кв. м), с кадастровым номером N (площадью 3218,7 кв. м).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером N имеет назначение нежилое, наименование - административно-производственный корпус.
По сведениям технического паспорта в нежилом здании располагаются кабинеты, лестничные клетки, коридоры, тепловые узлы, душевая, моечная, кладовые, подсобные помещения, санузлы, бытовые помещения, водомерный узел, компрессорная, окрасочный цех, сушильные и окрасочные камеры, склад, венткамера, цех окраски, электрощитовая.
Термин "кабинет" не тождественен термину "офис", остальные помещения являются производственными, складскими, подсобными или вспомогательными помещениями.
Наименование здания "административно-бытовой корпус" не свидетельствует о том, что указанное здание предназначено для размещения в качестве офисного объекта, объекта торговли, объекта общественного питания или бытового обслуживания.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания на даты утверждения Перечней административным ответчиком не проводились, доказательств фактического использования нежилого здания под офисы административным ответчиком не предоставлено.
Согласно акта осмотра, выполненного "О.-С." от 11 октября 2021 года, в здании фактически располагаются коридоры, тепловой узел, душевая, моечная, кладовая, подсобные помещения, санузлы, душевая, производственно-складские помещения, электрощитовая, помещения для размещения мебели и строительного мусора, комнаты для приема пищи, для персонала, лестничные клетки, часть помещений пустует.
В 2020-2021 годах здание использовалось под склады арендаторами ООО "Ф.Т.", ИП З. А.В., ООО "Б.", что подтверждается договорами аренды.
ООО "ПКФ "Л." использовало нежилые помещения площадью 282,1 кв. м под производственное помещение, помещение площадью 14, 1 кв. м - под офис.
Использование помещений под офис составляет 0,39% от общей площади здания.
Нежилое здание располагается на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования которого: для дальнейшей эксплуатации производственной базы.
Указанный вид разрешенного использования земельного участка в совокупности со сведениями о нежилом здании не предполагают размещение в нем офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Доводы административного ответчика о том, что по сведениям Интернета в здании располагаются офисные помещения, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку сведения, содержащиеся в Интернет, не являются допустимыми по делу доказательствами, а кроме того, они не подтверждают расположение в здании более 20% помещений офисного, торгового назначения или объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером N необоснованно включено в Перечни на 2020, 2021 годы, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2020, 2021 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что решение состоялось в пользу административного истца, с административного ответчика подлежит взысканию в пользу административного истца уплаченная им государственная пошлина в размере 9 000 руб. (платежное поручение N 113 от 4 октября 2021 года).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "С." удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него подпунктом N нежилого здания с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "С." государственную пошлину в размере 9000 руб.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 21 декабря 2021 г. N 3а-2062/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании