Решение Самарского областного суда от 9 ноября 2021 г. N 3а-1875/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1875/2021 по административному исковому заявлению ООО "С." о признании недействующим в части нормативного правового акта, установил:
ООО "С." (далее административный истец, Общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило:
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия;
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 N 1608 в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия;
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 N 2201 в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N и под пунктом: N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенных по адресу: <адрес>, со дня его принятия;
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014 в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N и под пунктом: N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенных по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Требования обоснованы тем, что в указанные пункты Перечней включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание и помещение находящееся в нем, которые не отвечают критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанных объектов в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности К.И.Ю. заявила отказ от административного иска в части требования о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия. В оставшейся части поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что административный иск в части оспаривания Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год следует прекратить, а в оставшейся части удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы вышеуказанные приказы которыми утверждёны Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019, 2020, 2021 годы.
Факт включения нежилого здания, а с 2020 года и помещения находящегося в нем, в соответствующие перечни подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается.
Соответствующие приказы опубликованы в установленном законом порядке:
Приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 N 1608 опубликован на официальном сайте министерства и в газете "Волжская коммуна", N 308 (30543) от 20.11.2018;
Приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 N 2201 опубликован на официальном сайте министерства и в газете "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019;
Приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014 опубликован на официальном сайте министерства и в газете "Волжская коммуна" N 171 (30955) от 21.10.2020;
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N и нежилое помещение в нем с кадастровым номером N, расположенные по адресу: <адрес>.
Из пояснений представителя административного истца, технического паспорта, договоров аренды между административным истцом и ООО "П.", лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, выданной ООО "П.", акта осмотра недвижимого имущества, составленного кадастровым инженером З.Д.И., следует, что нежилое здание и помещение в нем используется для фармацевтической деятельности. Объекты бытового обслуживания населения, торговые объекты, объекты общественного питания в здании отсутствуют.
Виды разрешенного использования в отношении нежилого здания с кадастровым номером N и нежилого помещения с кадастровым номером N в ЕГРН не указаны.
По сведениям ЕГРН здание располагается на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "склады".
Указанный вид использования объекта недвижимости, в совокупности со сведениями о нежилом здании и нежилом помещении, не предполагают безусловное размещение в нем офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Доводы Министерства имущественных отношений Самарской области о том, что включение нежилого помещения в соответствующие Перечни обусловлено тем, что здание в ЕГРН поименовано как "Слад# офис", не могут быть приняты судом во внимание, поскольку достоверных сведений о размещении в нежилом здании и помещении, включенном в Перечни, офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания на площади не менее 20% общей площади этого здания, помещения в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, либо по результатам соответствующего осмотра, подтверждающего такой вид использования объекта капитального строительства - не предоставлено.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером N и нежилое помещение с кадастровым номером N необоснованно включены в соответствующие Перечни, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2019, 2020, 2021 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 195, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Принять отказ ООО "С." от административного иска в части требования о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия. Производство по делу в соответствующей части прекратить.
Разъяснить ООО "С." последствия прекращения производства по делу, предусмотренные ч. 1 ст. 195 КАС РФ.
В оставшейся части требований административный иск ООО "С." удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 N 1608 в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия;
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 N 2201 в части включения в него под пунктом: N нежилого здания с кадастровым номером N и под пунктом: N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенных по адресу: <адрес>, со дня его принятия;
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014 в части включения в него под пунктом: N нежилого здания с кадастровым номером N и под пунктом: N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенных по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10.11.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 9 ноября 2021 г. N 3а-1875/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании