Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
экономической политики
и развития города Москвы
от 12.01.2022 г. N 4-ПР
Правила
аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее - Правила), определяют порядок аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее соответственно - эксперты, аттестация).
1.2. Аттестация осуществляется Департаментом экономической политики и развития города Москвы (далее - Департамент).
1.3. Аттестация проводится по областям экспертиз в срок, не превышающий 60 рабочих дней, в отношении граждан, соответствующих критериям, установленным настоящими Правилами, для подтверждения наличия у них специальных знаний, опыта в соответствующей сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Под областью экспертизы в целях настоящих Правил понимается сфера государственного регулирования цен (тарифов), в рамках которой проводится исследование по вопросам, поставленным должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, перед экспертом в рамках контрольного (надзорного) мероприятия в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Результатом экспертизы (исследования) является представление экспертом должностному лицу, уполномоченному на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, экспертного заключения в соответствующей сфере (области) и по соответствующему виду заявленной экспертизы.
1.4. Гражданин, претендующий на получение аттестации эксперта (далее - заявитель), обращается в Департамент в соответствии с настоящими Правилами.
1.5. Проверка соответствия заявителя критериям аттестации осуществляется в срок, не превышающий 45 рабочих дней, путем рассмотрения представленных документов и (или) сведений и проведения квалификационного экзамена.
1.6. Управление контроля и аудита Департамента вносит сведения об аттестации эксперта в Реестр аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее - Реестр).
Сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми для ознакомления с ними органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Департамент размешает открытые сведения из Реестра на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
1.7. Аттестация и привлечение экспертов осуществляются Департаментом на безвозмездной основе.
2. Область и виды экспертиз
2.1. Привлечение экспертов возможно для осуществления экспертизы в целях регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в процессе осуществления регулируемых видов деятельности:
- субъектов естественных монополий в сфере транспортных услуг;
- в области газоснабжения;
- в сфере электроэнергетики;
- в сфере теплоснабжения;
- в сфере водоснабжения и водоотведения;
- в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
2.2. В рамках реализации бухгалтерской, финансово-экономической, технической и технологической экспертиз может подлежать оценке выполнение контролируемым лицом обязательных требований в части:
а) экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности;
б) выполнения в бухгалтерском учете обязательных требований к раздельному учету доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности;
в) реализации инвестиционных, производственных программ и программ энергосбережения;
г) корректности применения регулируемых цен (тарифов) и платы за технологическое присоединение к инженерным сетям;
д) корректности расчета платы за технологическое присоединение к инженерным сетям;
е) достоверности данных, в представленных предложениях об установлении цен (тарифов) и платы за технологическое присоединение к инженерным сетям.
3. Критерии аттестации экспертов
3.1. Заявителями в рамках аттестации являются граждане Российской Федерации, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, государственными или муниципальными служащими, претендующие на прохождение аттестации и включение в Реестр, обладающие специальными знаниями, опытом в соответствующей сфере (области) и виду заявленной экспертизы.
Аттестуемый должен обладать следующими знаниями и навыками:
- способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации;
- способностью использовать информационно-коммуникационные технологии и программно-технические средства, необходимые для подготовки и оформления экспертных заключений;
- способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, прикладные программные средства, современные средства телекоммуникации, автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных.
3.2. Критериями аттестации экспертов являются:
а) наличие высшего образования;
б) наличие не менее трех лет стажа работы по специальности (в соответствующей сфере (области) и виду заявленной экспертизы);
в) наличие знаний и навыков в соответствующей сфере (области) и виду заявленной экспертизы;
д) знание нормативно-правового регулирования в сфере государственного регулирования цен (тарифов), положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих отношения в области соблюдения обязательных требований в сферах государственного регулирования цен (тарифов).
4. Представление документов и их проверка
4.1. Заявитель подает в Департамент следующие документы:
а) заявление об аттестации эксперта, привлекаемого к экспертизе в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов), содержащее согласие на обработку и публикацию персональных данных заявителя в Реестре аттестованных Департаментом (далее - заявление), по форме согласно приложению к настоящим Правилам;
б) копии документов, подтверждающих соответствие критериям аттестации экспертов, предусмотренным настоящими Правилами, для проведения экспертизы которых требуется привлечение экспертов:
- копии документов об образовании с приложениями (в том числе копии документов о дополнительном образовании);
- копии документов, подтверждающих наличие стажа работы (копию трудовой книжки или выписку из электронной трудовой книжки);
- копии документов, подтверждающих наличие знаний в области государственного регулирования цен (тарифов), в том числе свидетельства, удостоверения, сертификаты, аттестаты (при наличии таких документов);
в) в случае наличия обстоятельств, указанных в пункте 8 заявления, заявитель дополнительно прикладывает копии документов, указывающих на их наличие.
4.2. Заявление и копии документов, указанные в пункте 4.1 настоящих Правил (далее - заявительные документы), могут быть поданы заявителем в письменной форме непосредственно в Департамент, либо направлены почтовым отправлением, либо в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4.3. Заявительные документы, представленные (направленные) заявителем, регистрируются в Департаменте и передаются в Управление контроля и аудита Департамента в день их получения или не позднее 9 часов 00 минут дня, следующего за днем регистрации.
4.4. Управление контроля и аудита Департамента в течение 5 рабочих дней со дня получения заявительных документов проверяет:
а) представленное заявление на предмет соответствия установленной форме;
б) сведения, указанные в заявлении, в случае наличия обстоятельств, указанных в пункте 8, оценивает возможность и определяет сферы (области) регулирования для привлечения заявителя к осуществлению экспертизы в целях регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов);
в) факт представления документов, подлежащих предоставлению в соответствии с настоящими Правилами.
4.5. По результатам проверки Управление контроля и аудита Департамента принимает одно из следующих решений:
а) о принятии заявительных документов к рассмотрению;
б) о возврате заявительных документов без рассмотрения в случае несоблюдения требований, установленных настоящими Правилами.
Возврат документов и сведений без рассмотрения осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня поступления заявительных документов.
В случае поступления заявительных документов непосредственно в Департамент (либо направления их почтовым отправлением) заявительные документы возвращаются заявителю почтовым отправлением.
При поступлении заявительных документов в форме электронного документа заявителю направляется уведомление в форме электронного документа.
4.6. Основаниями для возврата заявительных документов, без рассмотрения являются:
- представление заявления и прилагаемых к нему документов, которые не поддаются прочтению;
- представленное заявление оформлено с нарушением требований настоящих Правил;
- копии представленных документов не подтверждают сведения, указанные в заявлении;
- отсутствие подтверждения действительности электронной подписи, включающей проверку статуса (действительности) сертификата открытого ключа, в случае представления заявления в электронном виде.
4.7. По результатам рассмотрения заявительных документов Управление контроля и аудита Департамента, ответственное за организацию проведения аттестации экспертов, в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их регистрации, направляет в адрес заявителя уведомление:
а) об отказе в допуске заявителя к квалификационному экзамену (в случае несоответствия заявительных документов установленным настоящими Правилами требованиям и (или) несоответствия заявителя критериям аттестации экспертов, указанным в разделе 3 настоящих Правил) с приложением полученных заявительных документов;
б) о допуске заявителя к квалификационному экзамену (в случае соответствия заявительных документов установленным настоящими Правилами требованиям и соответствия заявителя критериям аттестации экспертов, указанным в разделе 3 настоящих Правил) с указанием о месте, дате и времени проведения квалификационного экзамена;
в) о вынесении вопроса об аттестации заявителя без проведения квалификационного экзамена в случае соблюдения одновременно следующих условий:
- заявитель представил документы в соответствии с настоящими Правилами;
- заявитель ранее имел аттестацию Департамента в качестве эксперта;
- заявитель ранее не допускал нарушений требований нормативных правовых актов при проведении экспертизы, фактов недостоверности или необъективности в своей деятельности.
4.8. Управление контроля и аудита Департамента уведомляет заявителя о результатах проверки заявительных документов в установленные настоящими Правилами сроки способом, указанным в пункте 11 заявления.
4.9. В случае принятия решения о допуске заявителя к квалификационному экзамену ему сообщается дата, время и место проведения данного экзамена.
Квалификационный экзамен проводится в срок не позднее 45 рабочих дней со дня поступления заявительных документов.
5. Положение об аттестационной комиссии
5.1. Квалификационный экзамен проводится Аттестационной комиссией по проведению квалификационных экзаменов заявителей, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее - Комиссия).
5.2. Комиссия создается на основании приказа Департамента, которым определяется персональный состав Комиссии.
5.3. Комиссия формируется из государственных гражданских служащих Департамента в составе не менее 5 членов, включая председателя и (или) заместителя председателя, членов Комиссии и секретаря.
5.4. Председатель Комиссии:
а) осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии;
б) председательствует на заседаниях Комиссии;
в) организует работу Комиссии, несет ответственность за организацию деятельности Комиссии;
г) утверждает протоколы заседания Комиссии;
д) осуществляет контроль за реализацией принятых Комиссией решений.
5.5. При отсутствии возможности председателя Комиссии принять участие в работе Комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя.
5.6. Члены комиссии:
а) присутствуют на заседаниях Комиссии;
б) участвуют в голосовании по вопросам, предусмотренным повесткой дня заседания Комиссии;
в) подписывают протокол заседания Комиссии;
г) в случае несогласия с принятым решением излагают в письменном виде свое мнение, которое подлежит обязательному включению в протокол заседания Комиссии.
5.7. Секретарь Комиссии:
а) проводит работу по обеспечению деятельности Комиссии;
б) готовит материалы к заседанию Комиссии и проекты протоколов заседания Комиссии;
в) обеспечивает направление необходимых материалов заявителям.
5.8. Заседания комиссии проводятся по необходимости, по мере поступления заявительных документов.
О месте, дате и времени заседания Комиссии ее члены уведомляются секретарем Комиссии не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения заседания Комиссии.
5.9. Заседания Комиссии считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей состава Комиссии.
5.10. Решение принимается Комиссией по каждому заявителю большинством голосов. При равенстве голосов голос председательствующего на Комиссии является решающим.
6. Порядок проведения квалификационного экзамена
6.1. По просьбе заявителя ему предоставляется возможность участия в квалификационном экзамене в дистанционной форме.
6.2. Основанием для проведения квалификационного экзамена является поступившая в Комиссию копия уведомления о допуске заявителя к квалификационному экзамену, направленная Управлением контроля и аудита Департамента.
6.3. Заявительные документы в течение одного рабочего дня после дня поступления в Комиссию копии уведомления о допуске заявителя к квалификационному экзамену передаются Управлением контроля и аудита Департамента секретарю Комиссии.
6.4. Заявитель в течение 10 рабочих дней со дня направления органом контроля (надзора) уведомления о месте, дате и времени проведения квалификационного экзамена вправе направить в орган контроля (надзора) заявление об изменении даты и времени проведения квалификационного экзамена, но не более одного раза в рамках процедуры его аттестации.
6.5. Заявитель должен в установленное время явиться на квалификационный экзамен, имея с собой документ, удостоверяющий личность.
6.6. Квалификационный экзамен проводится в форме устного собеседования или письменного тестирования.
Способ проведения квалификационного экзамена определяется председателем (заместителем председателя) Комиссии не позднее одного дня до его проведения.
6.7. При проведении квалификационного экзамена заявитель отвечает на вопросы Комиссии, утвержденные председателем (заместителем председателя) Комиссии.
6.8. При письменном тестировании для подготовки ответов на вопросы заявителю предоставляется не более 30 минут.
6.9. По итогам устного собеседования, либо письменного тестирования, членами Комиссии принимается решение об оценке знаний заявителя ("соответствует критериям аттестации" либо "не соответствует критериям аттестации").
По каждому вопросу, содержащемуся в экзаменационном билете, принимается одно из следующих решений: "зачет" или "незачет", принимаемое большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании.
При равенстве голосов голос председательствующего на заседании Комиссии является решающим.
6.10. Устный квалификационный экзамен считается сданным в случае, если оценка "зачет" получена по всем заданным вопросам; письменное тестирование считается сданным в случае, если оценка "зачет" получена не менее чем по 80% заданным вопросам.
6.11. Результаты квалификационных экзаменов оформляются протоколом Комиссии.
К протоколу Комиссии прилагаются экзаменационные задания всех заявителей, присутствовавших на квалификационном экзамене.
6.12. В протоколе в том числе указываются:
- дата заседания Комиссии и номер протокола;
- фамилии, инициалы присутствовавших членов Комиссии с указанием должности;
- фамилии, инициалы заявителей;
- результат квалификационного экзамена по каждому заявителю ("соответствует критериям аттестации", либо "не соответствует критериям аттестации");
- отметки о неявке заявителей;
- особые мнения членов Комиссии и иные сведения при необходимости.
6.13. Протокол оформляется секретарем в течение трех рабочих дней с даты заседания Комиссии, подписывается председательствующим и всеми членами Комиссии, присутствовавшими на квалификационном экзамене.
7. Принятие решения об аттестации, приостановлении, прекращении действия аттестации
7.1. На основании протокола Комиссии в течение трех рабочих дней с даты его оформления готовится приказ Департамента:
а) об аттестации заявителя и включении его в Реестр, если по результатам квалификационного экзамена принято решение о его соответствии критериям аттестации эксперта;
б) об отказе в аттестации заявителя, если по результатам квалификационного экзамена принято решение о его несоответствии критериям аттестации эксперта, либо если заявитель не принял участие в квалификационном экзамене.
Департамент уведомляет заявителя в течение 5 рабочих дней о принятом в соответствии с настоящим пунктом решении.
7.2. Срок действия аттестации составляет три года.
7.3. Решение о прекращении действия аттестации эксперта принимается в случае:
а) поступления заявления эксперта о прекращении аттестации;
б) поступления сведений о смерти эксперта;
в) подтверждения факта недостоверности или необъективности результатов деятельности эксперта. Департамент уведомляет эксперта в течение 5 рабочих дней о принятом в соответствии с настоящим пунктом решении.
7.4. В случае принятия решения о прекращении действия аттестации эксперта согласие, данное в соответствии с пунктом 10 заявления, считается отозванным.
7.5. В течение двух рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия аттестации эксперта Департамент исключает сведения об аттестации эксперта из реестра экспертов.
7.6. Эксперт, в отношении которого принято решение о прекращении действия аттестации в связи с подтверждения факта недостоверности или необъективности результатов деятельности эксперта, вправе обратиться в Департамент для аттестации в соответствии с настоящими Правилами не ранее чем по истечении одного года со дня принятия соответствующего решения.
7.7. Решение о приостановлении действия аттестации эксперта принимается в случае поступления эксперта на государственную гражданскую службу.
8. Формирование и ведение Реестра
8.1. Управление контроля и аудита Департамента обеспечивает формирование и ведение Реестра.
8.2. Формирование и ведение Реестра осуществляется в электронном виде.
Ведение Реестра осуществляется в условиях, обеспечивающих предотвращение несанкционированного доступа к сведениям, содержащимся в реестре.
8.3. Каждой записи в Реестре присваивается регистрационный порядковый номер.
8.4. Реестр содержит следующие сведения:
а) фамилия, имя и отчество (при наличии) эксперта;
б) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты;
в) вид экспертизы, к проведению которой привлекается эксперт при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере (области) регулируемых государством цен (тарифов);
г) дата и номер приказа об аттестации эксперта;
д) срок действия аттестации;
е) сведения о приостановлении, прекращении действия аттестации;
ж) дата и номер протокола заседания Комиссии.
8.5. Сведения вносятся в Реестр в течение 5 рабских дней со дня принятия решения об аттестации, приостановлении, прекращении действия аттестации.
8.6. Оригиналы документов, указанные в настоящих Правилах, подлежат хранению в установленном порядке в Управлении контроля и аудита Департамента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.