Приказ Министерства территориальной безопасности Пермского края от 28 июля 2021 г. N 10-04-01-139
"Об утверждении Порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита Министерством территориальной безопасности Пермского края"
В целях реализации полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, установленных ч. 5 ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пп. "а" п. 3 и пп. 13 Федерального стандарта внутреннего финансового аудита, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", п. 8 федерального стандарта внутреннего финансового аудита, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н "Об утверждении Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый к настоящему приказу Порядок организации и осуществления внутреннего финансового аудита Министерством территориальной безопасности Пермского края.
2. Утвердить прилагаемый к настоящему приказу Порядок организации и осуществления контроля подведомственных учреждений Министерства территориальной безопасности Пермского края.
3. Отделу организационно-правовой работы Министерства территориальной безопасности Пермского края (далее - Министерство) организовать размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://mtb.permkrai.ru).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
В.А. Батмазов |
Порядок
организации и осуществления внутреннего финансового аудита Министерством территориальной безопасности Пермского края
(утв. приказом Министерства территориальной безопасности Пермского края от 28 июля 2021 г. N 10-04-01-139)
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок осуществления внутреннего финансового аудита (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации, в целях обеспечения единого подхода к организации и осуществлению внутреннего финансового аудита должностными лицами Министерства территориальной безопасности Пермского края (далее - Министерство).
Порядок содержит положения, определяющие особенности их применения при планировании, формировании и утверждении программы аудиторского мероприятия, проведении аудиторского мероприятия, составлении и представлении заключения, годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита и другие положения. В настоящем Порядке применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита, "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н (далее - приказ Минфина России N 196н).
1.2. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется субъектом внутреннего финансового аудита - уполномоченным должностным лицом.
Субъект внутреннего финансового аудита в части осуществления в Министерстве внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно министру.
Объект внутреннего финансового аудита - бюджетная процедура и (или) операции по выполнению бюджетной процедуры.
Субъектами бюджетных процедур являются сотрудники Министерства, которые организуют и выполняют бюджетные процедуры.
Бюджетные процедуры - процедуры главного администратора средств показателей качества финансового менеджмента, в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета Пермского края, а также по исполнению бюджета Пермского края, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.
Владелец бюджетного риска - субъект бюджетных процедур, ответственный за выполнение бюджетной процедуры, операции по выполнению бюджетной процедуры, в рамках которой выявлен бюджетный риск, в том числе ответственный за реализацию мер по минимизации (устранению) бюджетного риска.
Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита - информация, основанная на данных, отраженных в заключениях и реестре бюджетных рисков, в том числе информация о достоверности сформированной бюджетной отчетности, о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, о надежности внутреннего финансового контроля.
1.3. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
1.3.1. оценки надежности внутреннего процесса Министерства, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий Министерством (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
1.3.2. подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Пермского края;
1.3.3. повышения качества финансового менеджмента.
1.4. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на следующих принципах:
1.4.1. законности, представляющего собой строгое и полное соблюдение законодательства Российской Федерации, а также правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и ведомственные (внутренние) акты Министерства;
1.4.2. функциональной независимости, представляющего собой отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности;
1.4.3. объективности, представляющего собой беспристрастность, в том числе в недопущении конфликта интересов любого рода, при планировании и проведении аудиторских мероприятий, а также при формировании заключений и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;
1.4.4. компетентности, представляющего собой применение субъектом внутреннего финансового аудита совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит;
1.4.5. профессионального скептицизма, представляющего собой критическую оценку обоснованности, надежности и достаточности полученных аудиторских доказательств и направленного на минимизацию возможности упустить из виду подозрительные обстоятельства, сделать неоправданные обобщения при подготовке выводов, использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов;
1.4.6. системности, представляющего собой периодический анализ бюджетных и коррупционных рисков по всем бюджетным процедурам при планировании и проведении аудиторских мероприятий;
1.4.7. эффективности, представляющего собой планирование и проведение аудиторских мероприятий, основанного на необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита и обеспечения полноты заключения о результатах проведения аудиторского мероприятия путем использования заданного (наименьшего) объема затрачиваемых ресурсов;
1.4.8. ответственности, представляющего собой ответственность субъекта внутреннего финансового аудита перед министром за предоставление полных и достоверных заключений, выводов и предложений (рекомендаций), позволяющих при их надлежащем выполнении достичь цели и задачи осуществления внутреннего финансового аудита;
1.4.9. стандартизации, представляющего собой осуществление внутреннего финансового аудита в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также ведомственными (внутренними) актами, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
1.5. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого в Министерстве, а также подготовки предложений по его организации деятельность субъекта внутреннего финансового аудита направлена на решение, в частности, следующих задач:
установление достаточности и актуальности правовых актов и документов Министерства, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры (полноты регламентации процесса их выполнения), и (или) выявление несоответствия положений этих актов правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
выявление избыточных (дублирующих друг друга) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
изучение наличия прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий Министерством, в целях формирования предложений и рекомендаций по предотвращению несанкционированного доступа к таким базам данных, вводу и выводу из них информации;
оценка степени соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий, требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры;
формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры;
изучение совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами контрольных действий и их результатов, в том числе анализ причин и условий нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), в целях определения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись и (или) осуществлялись не в полной мере;
оценка организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий на предмет их соразмерности выявленным бюджетным рискам, а также способности предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
формирование предложений и рекомендаций по организации и применению контрольных действий в целях:
минимизации бюджетных рисков при выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
обеспечения отсутствия и (или) существенного снижения числа нарушений и (или) недостатков, а также устранения их причин и условий;
достижения Министерством значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Права и обязанности должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2.1. Субъект внутреннего финансового аудита при подготовке к проведению и проведении аудиторских мероприятий имеет право:
2.1.1. получать от субъектов бюджетных процедур необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, связанные с объектом внутреннего финансового аудита, в том числе объяснения в письменной и (или) устной форме;
2.1.2. получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий Министерства и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;
2.1.3. знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами Министерства к используемым субъектами бюджетных процедур прикладным программным средствам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;
2.1.4. посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур;
2.1.5. консультировать субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации и осуществления контрольных действий, повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением результативности и экономности использования бюджетных средств;
2.1.6. осуществлять профессиональное развитие путем приобретения новых знаний и умений, развития профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита;
2.1.7. руководствоваться применимыми при осуществлении внутреннего финансового аудита положениями профессионального стандарта "Внутренний аудитор", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июня 2015 г. N 398н, в части положений, не урегулированных установленными Министерством финансов Российской Федерации федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также ведомственными (внутренними) актами Министерства, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита;
2.1.8. подписывать и направлять запросы субъектам бюджетных процедур о представлении документов и фактических данных, информации, необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита, по установленной форме Приложением 7 к настоящему Положению;
2.1.9. обсуждать с субъектами бюджетных процедур вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия, в том числе результаты проведения аудиторского мероприятия, отраженные в заключении;
2.1.10. по результатам проведенной оценки бюджетных рисков вносить изменения в программу аудиторского мероприятия (за исключением изменения срока проведения аудиторского мероприятия в части даты его окончания);
2.1.11. обсуждать с министром вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия;
2.1.12. подготавливать и направлять министру предложения о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий, а также предложения о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;
2.1.13. подготавливать предложения, касающиеся организации внутреннего финансового контроля, в том числе предложения об организации и осуществлении контрольных действий;
2.1.14. подготавливать предложения по совершенствованию правовых актов и иных документов министру, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры.
2.2. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:
2.2.1. соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и ведомственные (внутренние) акты Министерства;
2.2.2. своевременно сообщать министру о нарушениях субъектом внутреннего финансового аудита принципов внутреннего финансового аудита, о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений;
2.2.3. использовать информацию, полученную при осуществлении внутреннего финансового аудита, исключительно в целях исполнения должностных обязанностей;
2.2.4. применять основанный на результатах оценки бюджетных рисков (риск-ориентированный) подход при планировании и проведении аудиторских мероприятий;
2.2.5. проводить аудиторские мероприятия в соответствии с программами этих мероприятий, в том числе по решению аудиторской группы выполнять отдельные задания и подготавливать аналитические записки в рамках аудиторского мероприятия;
2.2.6. обеспечивать получение достаточных аудиторских доказательств;
2.2.7. формировать рабочую документацию аудиторского мероприятия;
2.2.8. обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков;
2.2.9. планировать свою деятельность, в том числе в части проведения аудиторских мероприятий;
2.2.10. представлять на утверждение министру план проведения аудиторских мероприятий;
2.2.11. обеспечивать выполнение плана проведения аудиторских мероприятий;
2.2.12. утверждать программы аудиторских мероприятий;
2.2.13. самостоятельно проводить аудиторские мероприятия;
2.2.14. рассматривать письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур по результатам проведенного аудиторского мероприятия (при наличии);
2.2.15. обеспечивать подготовку заключения, подписывать заключения, осуществляя контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия, и представлять заключения министру;
2.2.16. представлять министру годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита за отчетный год;
2.2.17. обеспечивать проведение мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;
2.2.18. обеспечивать ведение реестра бюджетных рисков;
2.2.19. принимать необходимые меры по предотвращению и (или) устранению нарушений принципов внутреннего финансового аудита, личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов;
2.2.20. своевременно сообщать министру о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений.
3. Права и обязанности субъектов бюджетных процедур
3.1. Субъекты бюджетных процедур имеют право:
3.1.1. ознакомиться с программой аудиторского мероприятия;
3.1.2. получать разъяснения у субъекта внутреннего финансового аудита, связанные с проведением аудиторского мероприятия;
3.1.3. получать информацию о результатах проведения аудиторского мероприятия (проект заключения, заключение);
3.1.4. представлять письменные возражения и предложения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.
3.2. Субъекты бюджетных процедур обязаны:
3.2.1. оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков;
3.2.2. по результатам проведения аудиторских мероприятий реализовывать меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков (при необходимости);
3.2.3. осуществлять в присутствии членов аудиторской группы бюджетные процедуры и составляющие эти процедуры операции (действия) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, в случае если аудиторское мероприятие проводится методом наблюдения и (или) инспектирования.
4. Планирование внутреннего финансового аудита
4.1. Планирование внутреннего финансового аудита включает:
составление плана проведения аудиторских мероприятий, внесение в него изменений;
подготовку и принятие решений о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;
планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия.
4.2. В целях планирования внутреннего финансового аудита субъектом внутреннего финансового аудита учитываются:
4.2.1. бюджетные полномочия Министерства и осуществляемые Министерством бюджетные процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, влияющих на значения показателей качества финансового менеджмента;
4.2.1. результаты оценки бюджетных рисков;
4.2.2. обеспеченность субъекта внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
4.2.3. возможность привлечения к проведению аудиторских мероприятий сотрудников Министерства и (или) экспертов;
4.2.4. необходимость резервирования времени на проведение внеплановых аудиторских мероприятий.
5. Оценка бюджетных рисков
5.1. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки субъектом внутреннего финансового аудита ведется реестр бюджетных рисков Министерства (далее - Реестр) по форме, установленной Приложением 1 к настоящему Положению, который в отношении каждого выявленного бюджетного риска включает следующую информацию:
наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, в которых выявлен бюджетный риск;
описание выявленного бюджетного риска и его причин;
возможные последствия реализации бюджетного риска;
значимость (уровень) бюджетного риска (в том числе оценка вероятности и степени влияния бюджетного риска);
владелец бюджетного риска;
необходимость (отсутствие необходимости) и приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;
предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков, включая меры по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия).
Информация, указанная в абзаце 7 пункта 5.1, включается в Реестр в случае возможности и (или) необходимости (целесообразности) принятия Министерством мер по минимизации (устранению) соответствующего бюджетного риска и (или) мер по его предупреждению.
5.2. При формировании и ведении Реестра бюджетные риски ранжируются по значимости (уровню) от наиболее значимого к наименее значимому бюджетному риску.
5.3. Бюджетный риск оценивается как значимый или незначимый в зависимости от оценки его вероятности и степени влияния.
5.4. При оценке вероятности бюджетного риска оценивают степень возможности наступления событий, негативно влияющих на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента Министерства.
Степень возможности наступления таких событий оценивается с учетом причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетных рисков, в том числе с учетом информации о результатах:
а) оценки надежности внутреннего финансового контроля Министерства;
б) мониторинга качества финансового менеджмента, включая мониторинг исполнения качества бюджетных полномочий Министерства, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд;
в) контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля.
5.5. Вероятность бюджетного риска оценивается как низкая, средняя или высокая.
5.6. При оценке степени влияния бюджетного риска оценивается уровень потенциального негативного воздействия события на результаты выполнения бюджетной процедуры, определяемый как оценка одного или нескольких из следующих показателей:
низкие значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе недостижение Министерством целевых значений показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
искажение бюджетной отчетности;
причинение ущерба публично-правовому образованию;
отклонение от целевых значений показателей государственной программы;
применение мер уголовной, административной, материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (работникам) Министерства;
негативное воздействие последствий реализации бюджетного риска на репутацию Министерства;
снижение результативности и экономности использования бюджетных средств Министерством, иные последствия реализации бюджетного риска, которые могут оказать влияние на деятельность Министерства.
5.7. Бюджетный риск оценивается как значимый, если хотя бы один из критериев его оценки - вероятность или степень влияния - оценивается как высокий либо и вероятность, и степень влияния бюджетного риска оцениваются как средние.
6. План проведения аудиторских мероприятий
6.1. Субъект внутреннего финансового аудита осуществляет свою деятельность в соответствии с планом проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год.
6.2. План проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год составляется субъектом внутреннего финансового аудита и утверждается министром до начала очередного финансового года не позднее 25 декабря по форме, установленной Приложением 2 к настоящему Положению.
План проведения аудиторских мероприятий должен включать не менее двух аудиторских мероприятий, в том числе аудиторское мероприятие с целью подтверждения достоверности бюджетной отчетности Министерства и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности.
6.3. Информация о плане проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год доводится субъектом внутреннего финансового аудита до субъектов бюджетных процедур.
6.4. В утвержденный план проведения аудиторских мероприятий могут вноситься изменения в случае:
принятия министром решения о необходимости внесения изменений в план проведения аудиторских мероприятий;
направления субъектом внутреннего финансового аудита в адрес министра предложений о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий, в том числе по причине невозможности проведения плановых аудиторских мероприятий в связи с:
наступлением обстоятельств непреодолимой силы;
недостаточностью временных и (или) трудовых ресурсов при необходимости проведения внеплановых аудиторских мероприятий;
внесением изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты, в том числе регулирующие осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
выявлением в ходе подготовки аудиторского мероприятия существенных обстоятельств (необходимость изменения темы и (или) даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия);
реорганизацией, ликвидацией Министерства и (или) субъекта внутреннего финансового аудита.
Изменения в план проведения аудиторских мероприятий утверждаются министром.
6.5. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения министра, утверждаемого приказом Министерства.
В решении министра о проведении внепланового аудиторского мероприятия указываются тема, объекты и цели аудиторского мероприятия, а также сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия.
7. Программа аудиторского мероприятия
7.1. Для проведения планового или внепланового аудиторского мероприятия субъект внутреннего финансового аудита составляет и утверждает программу аудиторского мероприятия по форме, установленной Приложением 3 к настоящему Положению.
7.2. Программа аудиторского мероприятия должна содержать:
основание проведения и тему аудиторского мероприятия (пункт плана проведения аудиторских мероприятий или решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия);
сроки проведения аудиторского мероприятия;
цель (цели) и задачи аудиторского мероприятия;
методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия;
наименование (перечень) объекта(ов) внутреннего финансового аудита;
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;
сведения о субъекте внутреннего финансового аудита.
7.3. Объем аудиторского мероприятия (перечень вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия) и применяемые методы внутреннего финансового аудита определяются в зависимости от характера объектов аудиторского мероприятия, целей аудиторского мероприятия и оценки значимости (уровня) бюджетных рисков в отношении объектов аудиторского мероприятия.
7.4. Программа аудиторского мероприятия должна охватывать все объекты аудиторского мероприятия и обеспечивать достижение его целей.
7.5. При проведении аудиторского мероприятия субъект внутреннего финансового аудита на основании полученной информации может прийти к выводу о необходимости переоценки значимости (уровня) бюджетных рисков в сторону повышения и изменения в связи с этим программы аудиторского мероприятия.
Изменения в программу аудиторского мероприятия утверждает субъект внутреннего финансового аудита в срок не позднее 5 рабочих дней с даты представления предложений по изменению программы аудиторского мероприятия.
7.6. Субъект внутреннего финансового аудита направляет утвержденную программу аудиторского мероприятия (изменения в программу аудиторского мероприятия) для ознакомления субъектам бюджетных процедур не позднее чем 3 рабочих дня до начала проведения аудиторского мероприятия.
8. Порядок проведения аудиторского мероприятия
8.1. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с утвержденной программой аудиторского мероприятия путем выполнения уполномоченным должностным лицом профессиональных действий (применения совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих проводить аудиторское мероприятие), в том числе действий по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений и рекомендаций.
8.2. Выбор метода внутреннего финансового аудита для исследования каждого из вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия, основывается на характере исследуемого вопроса и целях его изучения. При этом по одному вопросу можно применить несколько методов.
К методам внутреннего финансового аудита относятся аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
Аудиторское мероприятие проводится уполномоченным должностным лицом с применением следующих методов аудита:
а) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанный на полученной информации о выполнении бюджетных процедур, в том числе информации о нарушениях и (или) недостатках при выполнении бюджетных процедур и их причинах;
б) инспектирования, представляющий собой изучение материальных активов и (или) документов и фактических данных, информации, связанных с осуществлением операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
в) пересчета, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов субъектов бюджетных процедур в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах), в том числе в первичных документах и записях в регистрах бюджетного учета, либо выполнение членами аудиторской группы самостоятельных расчетов;
г) запроса, представляющий собой обращение к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия;
д) подтверждения, представляющий собой процесс получения информации относительно конкретного вопроса, подлежащего изучению и оказывающего влияние на обоснованность полученных аудиторских доказательств, в результате которого подтверждаются определенные факты относительно информации, вызывающей сомнение у членов аудиторской группы;
е) наблюдения, представляющий собой изучение действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
ж) мониторинга процедур внутреннего финансового контроля, представляющий собой регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов, оценки надежности внутреннего финансового контроля, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий. При проведении мониторинга процедур внутреннего финансового контроля устанавливаются взаимосвязи (связующие соотношения) между применяемыми контрольными действиями и бюджетными процедурами в целях оценки влияния внутреннего финансового контроля на минимизацию бюджетных рисков, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
Срок исполнения запроса лицами, располагающими документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия, не может превышать 10 рабочих дней с момента поступления указанного запроса.
8.3. Выводы и предложения, сделанные уполномоченным должностным лицом по результатам аудиторского мероприятия, должны основываться на достаточных фактических данных и достоверной информации, подтверждающих выявленные в ходе аудиторского мероприятия нарушения и недостатки.
8.4. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация.
Рабочие документы аудиторского мероприятия могут вестись и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях, а также должны быть сформированы до окончания аудиторского мероприятия.
Рабочая документация аудиторского мероприятия является совокупностью документов и фактических данных, информации (материалов), подготавливаемых либо получаемых в связи с проведением аудиторского мероприятия, в том числе:
документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая формирование его программы;
документы и фактические данные, информация, связанные с выполнением бюджетных процедур;
объяснения, полученные в ходе проведения аудиторского мероприятия, в том числе от субъектов бюджетных процедур;
информация о контрольных действиях, совершаемых при выполнении бюджетной процедуры, являющейся объектом внутреннего финансового аудита;
аналитические материалы, подготовленные в рамках проведения аудиторского мероприятия;
копии обращений к экспертам и (или) к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия, направленных в ходе проведения аудиторского мероприятия, и полученные от них сведения.
Рабочие документы аудиторского мероприятия должны подтверждать, что:
объекты внутреннего финансового аудита исследованы в соответствии с программой аудиторского мероприятия;
аудиторские доказательства собраны;
рабочие документы сформированы до окончания аудиторского мероприятия.
Хранение рабочих документов должно исключать возможность их изменения, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов или их части.
8.5. Срок проведения аудиторского мероприятия не должен превышать 45 календарных дней.
8.6. Датой окончания аудиторского мероприятия считается день подписания заключения аудиторского мероприятия субъектом внутреннего финансового аудита.
В случае отказа субъекта бюджетной процедуры подписать заключение аудиторского мероприятия субъект внутреннего финансового аудита производит запись об отказе от подписи и датой окончания аудиторского мероприятия считается день вручения одного экземпляра заключения аудиторского мероприятия субъекту бюджетной процедуры либо дата получения субъектом бюджетной процедуры заключения аудиторского мероприятия по уведомлению о вручении к заказному почтовому отправлению.
8.7. Срок проведения аудиторского мероприятия, установленный при ее назначении, может быть продлен решением министра на основании докладной записки субъекта внутреннего финансового аудита, но не более чем на 10 рабочих дней.
8.8. Основаниями для продления срока проведения аудиторского мероприятия являются:
а) наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих проведению аудиторского мероприятия в установленные сроки;
б) получение в ходе проведения аудиторского мероприятия информации о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации, требующей дополнительного изучения.
8.9. Решение министра о продлении срока аудиторского мероприятия доводится субъектом внутреннего финансового аудита до сведения субъекта бюджетной процедуры.
8.10. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторского мероприятия), субъект внутреннего финансового аудита направляет министру служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления аудиторского мероприятия.
Решение о приостановлении аудиторского мероприятия, принятое министром в соответствии с мотивированной докладной запиской субъекта внутреннего финансового аудита, оформляется приказом Министерства, который доводится до субъекта бюджетной процедуры.
8.11. После устранения причин приостановления аудиторского мероприятия субъект внутреннего финансового аудита возобновляет проведение аудиторского мероприятия в сроки, устанавливаемые приказом Министерства.
8.12. В случае неустранения причин приостановления аудиторского мероприятия данное мероприятие подлежит завершению на основании решения субъекта внутреннего финансового аудита с оформлением всей необходимой рабочей документации по аудиторскому мероприятию.
8.13. Результаты проведения аудиторского мероприятия оформляются заключением (далее - заключение) по форме, установленной Приложением 4 к настоящему Положению. Заключение составляется в двух экземплярах: один экземпляр - для субъекта внутреннего финансового аудита; один экземпляр - для субъекта бюджетной процедуры.
8.14. Каждый экземпляр заключения подписывается субъектом внутреннего финансового аудита.
8.15. При выявлении нарушений и недостатков в деятельности объекта аудита в заключении аудиторского мероприятия указываются:
а) нормы законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, требования которых нарушены;
б) виды выявленных нарушений с указанием по годам и видам средств (бюджетные, поступившие от приносящей доход деятельности);
в) причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
г) суммы ущерба, выявленного в ходе аудиторского мероприятия;
д) принятые в ходе проведения аудиторского мероприятия меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, результаты принятых мер.
8.16. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, а также иных нарушений, которые могут быть исчислены в денежном выражении, суммы нецелевого использования средств (иных нарушений) указываются по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
8.17. Заключение должно содержать следующую информацию:
а) тему аудиторского мероприятия;
б) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий;
в) описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
г) выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита, установленной(ых) частью 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и (или) программой аудиторского мероприятия, включая один или несколько из следующих выводов:
о степени надежности внутреннего финансового контроля;
о достоверности бюджетной отчетности, в том числе о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
о качестве исполнения бюджетных полномочий Министерством, в том числе о достижении Министерством значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным частью 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
д) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
е) дату подписания заключения;
ж) должность, фамилию, имя, отчество, подпись руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
8.18. Срок для ознакомления с заключением и его подписания субъектом бюджетной процедуры составляет не более 2 рабочих дней со дня со дня получения заключения.
Субъект бюджетной процедуры вправе представить письменные возражения по заключению аудиторского мероприятия в течение 3 рабочих дней со дня вручения.
При наличии у субъекта бюджетной процедуры возражений по заключению он делает об этом отметку и вместе с подписанным заключением аудиторского мероприятия представляет субъекту внутреннего финансового аудита письменные возражения. Данные возражения по заключению аудиторского мероприятия приобщаются к материалам аудиторского мероприятия.
8.19. Субъект внутреннего финансового аудита в срок до 15 рабочих дней со дня подписания заключения (получения письменных возражений по заключению) рассматривает обоснованность этих возражений, составляет по ним заключение и в течение 5 рабочих дней согласовывает его с субъектом бюджетной процедуры.
8.20. Субъект внутреннего финансового аудита в течение 5 рабочих дней со дня подписания заключения субъектом бюджетной процедуры направляет заключение на рассмотрение министру.
8.21. Министр рассматривает заключение и принимает одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, с указанием сроков их выполнения.
Указанные решения утверждаются письменным поручением (в том числе в форме резолюций), поручением, оформляемым протоколом совещания, а также устными указаниями и могут содержать, в частности, следующие решения:
о реализации субъектами бюджетных процедур, в том числе являющимися руководителями структурных подразделений Министерства, выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита (полностью или частично);
о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций (полностью или частично);
об обеспечении надежного внутреннего финансового контроля, включая организацию внутреннего финансового контроля и применение контрольных действий, позволяющих минимизировать бюджетные риски и предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
об изменении (актуализации) правовых актов Министерства, в том числе в целях совершенствования организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, а также способов и сроков совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
об установлении требований к доведению до должностных лиц (работников) Министерства информации, необходимой для правомерного совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
о необходимости уточнения прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий Министерства (осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур), а также уточнения регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
о необходимости уточнения прав субъектов бюджетных процедур по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к регистрам бюджетного учета;
о совершенствовании информационного и управленческого взаимодействия между субъектами бюджетных процедур, а также структурными подразделениями Министерства при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
об установлении (уточнении) в положениях о структурных подразделениях, в должностных регламентах (инструкциях) должностных лиц (работников) Министерства обязанностей и полномочий по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
о необходимости устранения конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур;
о необходимости проведения субъектами бюджетных процедур мониторинга изменений положений законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
о необходимости ведения эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Министерства, включая повышение квалификации субъектов бюджетных процедур;
о разработке перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры с установлением срока их выполнения, а также о выполнении указанных мероприятий;
о проведении служебных проверок и принятии решений по их результатам, включая применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (работникам) Министерства;
о направлении информации и (или) документов в соответствующий орган государственного финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков коррупционного проявления, нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения и (или) применяется административная (уголовная) ответственность;
иные решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента и принятые по результатам рассмотрения выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита.
8.22. Министр принимает решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, на основании информации как содержащейся в заключениях субъекта внутреннего финансового аудита, так и в полученной вне рамок проведения аудиторских мероприятий, в том числе на основании информации субъекта внутреннего финансового аудита о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений, о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
8.23. Субъекты бюджетных процедур, являющиеся руководителями структурных подразделений Министерства, в целях выполнения решений министра, а также на основании информации о проведении и результатах аудиторского мероприятия, в том числе указанной в аналитических записках субъекта внутреннего финансового аудита, проекте заключения и заключении, вправе самостоятельно принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, включая разработку и выполнение перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.
8.24. Информация о принятых решениях, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента обобщается субъектом внутреннего финансового аудита в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
8.25. Субъект внутреннего финансового аудита регулярно (не реже одного раза в год) проводит мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в рамках которого формирует информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
8.26. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
9. Составление и представление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
9.1. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом, подписывается субъектом внутреннего финансового аудита и направляется министру в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, по форме, установленной Приложением 6 к настоящему Положению.
9.2. Отчетным периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
9.3. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, характеризующую достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных частью 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности:
а) о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий за отчетный год, а в случае невыполнения плана - информацию о причинах его невыполнения;
б) о количестве и темах проведенных внеплановых аудиторских мероприятий за отчетный год (при наличии);
в) о степени надежности осуществляемого в Министерстве внутреннего финансового контроля;
г) о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности Министерства;
д) о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, направленной на решение задач внутреннего финансового аудита;
е) о субъекте внутреннего финансового аудита;
ж) дату подписания годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, должность, фамилию и инициалы, подпись субъекта внутреннего финансового аудита.
Приложение 1
к Положению
об осуществлении внутреннего
финансового аудита в
Министерстве территориальной
безопасности Пермского края
Форма
Реестр
бюджетных рисков (БР) на 20____ г.
по состоянию на "___" _________20____ г.
Министерства территориальной безопасности Пермского края
N п/п |
Наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, являющейся объектом БР |
Описание БР |
Наименование владельца БР |
Вероятность БР (низкая/средняя/высокая) |
Степень влияния БР (низкая/средняя/высокая) |
Значимость БР (значимый/незначимый) |
Причины БР |
Последствия БР |
Меры по предупреждению и (или) устранению БР (самоконтроль/контроль по уровню подчиненности/иные действия (указать)) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Министр территориальной безопасности
Пермского края (руководитель субъекта
внутреннего финансового аудита) ___________ ____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Приложение 2
к Положению
об осуществлении внутреннего
финансового аудита в
Министерстве территориальной
безопасности Пермского края
Форма
Утверждаю
Министр территориальной безопасности
Пермского края
_____________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"___" ____________ 20__ г.
План
проведения аудиторских мероприятий Министерством
территориальной безопасности Пермского края
на 20___ год
N п/п |
Тема аудиторского мероприятия |
Субъект бюджетной процедуры (Ф.И.О., должность) |
Проверяемый период |
Дата (месяц) окончания аудиторского мероприятия (или срок проверки) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
Министр территориальной безопасности
Пермского края (руководитель субъекта
внутреннего финансового аудита) ___________ ____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Приложение 3
к Положению
об осуществлении внутреннего
финансового аудита в
Министерстве территориальной
безопасности Пермского края
Форма
Утверждаю
Министр территориальной безопасности
Пермского края
(руководитель субъекта
внутреннего финансового аудита)
_____________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"___" ____________ 20__ г.
Программа
аудиторского мероприятия
______________________________________________________
(тема аудиторского мероприятия)
1. Основание проведения аудиторского мероприятия:
_________________________________________________________________________
(пункт плана проведения аудиторских мероприятий
или решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия)
2. Сроки проведения аудиторского мероприятия:
_________________________________________________________________________
(даты начала и окончания аудиторского мероприятия)
3. Цель (цели) аудиторского мероприятия:
_________________________________________________________________________
4. Задачи аудиторского мероприятия:
_________________________________________________________________________
5. Методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены
при проведении аудиторского мероприятия:
_________________________________________________________________________
6. Наименование (перечень) объекта(ов) внутреннего финансового
аудита:
_________________________________________________________________________
7. Перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения
аудиторского мероприятия:
7.1.________________________________________________________________
7.2.________________________________________________________________
7.3. _______________________________________________________________
8. Сведения о руководителе и членах аудиторской группы или об
уполномоченном должностном лице:
_________________________________________________________________________
Руководитель аудиторской группы <1>
__________________ ________________ _________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"___" ____________ 20__ г.
--------------------------------
<1> Руководитель аудиторской группы подписывает программу аудиторского
мероприятия в случае, если для проведения аудиторского мероприятия
формируется аудиторская группа.
Приложение 4
к Положению
об осуществлении внутреннего
финансового аудита в
Министерстве территориальной
безопасности Пермского края
Форма
Заключение
(проект заключения)
1. Тема аудиторского мероприятия:
_________________________________________________________________________
2. Описание выявленных нарушений и (или) недостатков, их причин и
условий:
_________________________________________________________________________
(в случае выявления нарушений и (или) недостатков)
3. Описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных
ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий
реализации этих бюджетных рисков, а также рисков, остающихся после
реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по
организации внутреннего финансового контроля:
_________________________________________________________________________
4. Выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего
финансового аудита:
_________________________________________________________________________
(установлены пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса
Российской Федерации и (или) программой аудиторского мероприятия)
5. Предложения и рекомендации о повышении качества финансового
менеджмента:
_________________________________________________________________________
(указываются одно или несколько решений, направленных
на повышение качества финансового менеджмента и предусмотренных
пунктами 17 - 19 федерального стандарта внутреннего финансового аудита
"Реализация результатов внутреннего финансового аудита",
утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 22.05.2020 N 91н <1>, в том числе предлагаемые меры по
минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации
внутреннего финансового контроля)
6. Члены аудиторской группы:
__________________ ________________ _________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
__________________ ________________ _________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
__________________ ________________ _________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
__________________ ________________ _________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
__________________ ________________ _________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"___" ____________ 20__ г.
Руководитель аудиторской группы
__________________ ________________ _________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"___" ____________ 20__ г.
Руководитель субъекта внутреннего
финансового аудита
__________________ ________________ _________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"___" ____________ 20__ г.
--------------------------------
<1> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Реализация
результатов внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2020 N 91н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня
2020 г., регистрационный N 58746).
Приложение 5
к Положению
об осуществлении внутреннего
финансового аудита в
Министерстве территориальной
безопасности Пермского края
Форма
Утверждаю
Министр территориальной безопасности
Пермского края
_____________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"___" ____________ 20__ г.
План
мероприятий по устранению нарушений и недостатков,
выявленных в ходе
____________________________________________________________
(наименование аудиторского мероприятия, наименование
объекта аудита),
проведенного с "___" ____________ 20__ г.
по "___" ____________ 20__ г.
N п/п |
Нарушение (текст) с указанием номера страниц заключения аудиторского мероприятия |
Меры, принятые к устранению нарушения |
Срок устранения нарушения |
Должностное лицо, ответственное за устранение нарушения |
Примечание (перечень документов, подтверждающих устранение) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Субъект бюджетной процедуры:
__________________ ________________ _________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение 6
к Положению
об осуществлении внутреннего
финансового аудита в
Министерстве территориальной
безопасности Пермского края
Форма
Годовая отчетность
о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового
аудита Министерства территориальной безопасности Пермского
края по состоянию
на "___" ____________ 20____ года
I. Общая информация
Наименование субъекта внутреннего финансового аудита |
Подчиненность субъекта внутреннего финансового аудита |
Численность субъекта внутреннего финансового аудита |
Повышение квалификации должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита |
Проведение аудиторских мероприятий |
|||||
штатная |
фактическая |
Количество должностных лиц, прошедших обучение |
Наименование программ по повышению квалификации |
Количество запланированных аудиторских мероприятий |
Количество проведенных плановых аудиторских мероприятий |
Процент выполнения Плана проведения аудиторских мероприятий |
Количество проведенных внеплановых аудиторских мероприятий |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Информация о результатах деятельности внутреннего финансового
аудита
N п/п |
Тема аудиторского мероприятия |
Субъект бюджетной процедуры (Ф.И.О., должность) |
Выявлено нарушений и (или) недостатков |
Заключение по результатам проведения аудиторского мероприятия, выявленные нарушения и (или) недостатки |
Информация о наличии бюджетных рисков |
Количество предложений и рекомендаций по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков |
Описание принятых мер |
Описание принятых мер по минимизации бюджетных рисков |
|
В количественном выражении |
В денежном выражении |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Проведение плановых аудиторских мероприятий | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проведение внеплановых аудиторских мероприятий | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель субъекта
внутреннего финансового аудита:
__________________ ________________ _________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение 7
к Положению
об осуществлении внутреннего
финансового аудита в
Министерстве территориальной
безопасности Пермского края
Форма
Руководителю
____________________________________________
(наименование субъекта бюджетных процедур)
____________________________________________
(инициалы, фамилия)
Запрос N _____
на представление документов, фактических данных и информации
В рамках проведения аудиторского мероприятия
_________________________________________________________________________
прошу в срок "___" ____________ 20__ г. предоставить для проведения
аудиторского мероприятия следующее:
N п/п |
Наименование документов, фактических данных и информации, ППО и информационных ресурсов |
Отметка о дате и времени представления документов, фактических данных и информации. ППО и информационных ресурсов |
|
Подпись субъекта внутреннего финансового аудита, дата |
Подпись уполномоченного субъекта бюджетных процедур, представившего документы, дата |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Субъект
внутреннего финансового аудита:
__________________ ________________ _________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Порядок
организации и осуществления контроля подведомственных учреждений Министерства территориальной безопасности Пермского края
(утв. приказом Министерства территориальной безопасности Пермского края от 28 июля 2021 г. N 10-04-01-139)
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок осуществления контроля подведомственных учреждений Министерства территориальной безопасности Пермского края (далее - Порядок) разработан в соответствии Порядком осуществления контроля за деятельностью государственных учреждений Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2011 г. N 954-п, в целях обеспечения единого подхода к организации и осуществлению контроля подведомственных учреждений должностными лицами Министерства территориальной безопасности Пермского края (далее - Министерство).
1.2. Основными целями осуществления контроля за деятельностью учреждений являются выявление, предупреждение и пресечение нарушений, отклонений в деятельности учреждений, а также при осуществлении этим учреждением отдельных видов деятельности, установление правомерности проводимых мероприятий, связанных с текущей деятельностью учреждений.
1.3. Контроль за деятельностью учреждений осуществляют структурные подразделения Министерства, курирующие данные подведомственные учреждения, совместно с отделом организационно-правовой работы Министерства.
Контроль за деятельностью учреждений осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных и документарных проверок.
2. Плановые и внеплановые проверки
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2.1. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом проведения проверок (далее - План).
План утверждается министром территориальной безопасности Пермского края (далее - Министр) в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок, и размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Министерства.
2.1. Плановые проверки в отношении учреждения проводятся один раз в три года.
Срок проведения проверки не может превышать двадцати рабочих дней.
2.2. Внеплановые проверки проводятся при наступлении следующих оснований:
2.2.1. поступление в адрес Министерства заявлений (кроме сообщений анонимного характера):
2.2.1.1. от органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов прокуратуры и иных правоохранительных органов с информацией о нарушениях законодательства Российской Федерации, Пермского края в деятельности учреждения;
2.2.1.2. от юридических лиц, физических лиц с жалобой на нарушения учреждением законодательства Российской Федерации, Пермского края, в том числе на качество предоставления учреждением государственных услуг (выполнения работ);
2.2.2. поручение губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, заместителей председателя Правительства Пермского края, координирующих соответствующие направления деятельности;
2.2.3. истечение срока исполнения учреждением ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения в деятельности;
2.2.4. решение Министра.
2.3. Основаниями для отказа в проведении внеплановой проверки являются:
2.3.1. отсутствие оснований для проведения проверки;
2.3.2. несоответствие предмета внеплановой проверки полномочиям Министерства;
2.3.3. поступление в адрес Министерства сообщений анонимного характера;
2.3.4. наличие в акте о проведении документарной, выездной проверки позиции об отсутствии необходимости проведения внеплановой проверки.
3. Организация и проведение документарной проверки
3.1. Решение о проведении плановой документарной проверки принимается Министром за пять рабочих дней до дня проведения документарной проверки, установленного Планом.
Решение о проведении внеплановой документарной проверки принимается Министром не позднее чем через десять дней со дня наступления оснований, предусмотренных 2.2 настоящего Порядка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. После слов "предусмотренных" пропущено слово "пунктом"
3.2. Решение о проведении плановой документарной проверки (о проведении внеплановой документарной проверки) принимается Министром в форме приказа (далее - приказ о проведении документарной проверки), в котором в обязательном порядке указываются:
3.2.1. фамилия, имя, отчество уполномоченного должностного лица (лиц), проводящего документарную проверку;
3.2.2. наименование учреждения, проверка которого проводится;
3.2.3. цели, предмет документарной проверки;
3.2.4. дата начала и окончания проведения документарной проверки.
В течение трех рабочих дней с момента подписания приказа о проведении документарной проверки заверенная Министром копия данного приказа направляется в учреждение способами, обеспечивающими оперативность ее получения (посредством модифицированной системы электронного документооборота (далее - МСЭД), и (или) электронной почтой).
3.3. Предметом документарной проверки являются сведения о деятельности учреждения, содержащиеся:
3.3.1. в документах, используемых при осуществлении деятельности учреждения;
3.3.2. в отчетной документации о результатах деятельности учреждения;
3.3.3. в документах, устанавливающих фактическое наличие, состояние и характер использования имущества Пермского края, находящегося в оперативном управлении учреждения;
3.3.4. в документах об исполнении учреждением мероприятий по устранению нарушений, указанных в акте о проведении выездной, документарной проверки;
3.3.5. в документах об исполнении учреждением предписаний и представлений, вынесенных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Пермского края соответствующими уполномоченными государственными органами.
3.4. Документарная проверка проводится по месту нахождения Министерства.
3.5. В случае если в представленных для проверки документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения документарной проверки, выявлены несоответствия или противоречия в данных документах, Министерство в течение одного рабочего дня со дня установления (выявления) вышеперечисленных обстоятельств в письменной форме извещает об этом учреждение (далее - извещение).
Извещение направляется в учреждение способами, обеспечивающими оперативность его получения (посредством модифицированной системы электронного документооборота (далее - МСЭД), и (или) электронной почтой).
Учреждение обязано в течение пяти рабочих дней со дня получения извещения представить в Министерство дополнительные документы, сведения и (или) пояснения.
3.6. В течение пяти рабочих дней после даты окончания проведения документарной проверки, указанной в приказе о ее проведении, Министерство подводит итоги документарной проверки, составляет и подписывает акт о проведении документарной проверки.
4. Организация и проведение выездной проверки
4.1. Решение о проведении плановой выездной проверки (о проведении внеплановой выездной проверки) принимается Министром в форме приказа (далее - приказ о проведении выездной проверки), в котором в обязательном порядке указываются:
4.1.1. фамилия, имя, отчество уполномоченного должностного лица (лиц), проводящего выездную проверку;
4.1.2. наименование учреждения, проверка которого проводится;
4.1.3. цели, предмет выездной проверки;
4.1.4. дата начала и окончания проведения выездной проверки.
В течение трех рабочих дней с момента подписания приказа о проведении выездной проверки копия данного приказа, заверенная Министром, направляется в учреждение способами, обеспечивающими оперативность ее получения (посредством модифицированной системы электронного документооборота (далее - МСЭД), и (или) электронной почтой).
4.2. Предметом выездной проверки являются сведения, содержащиеся:
4.2.1. в отчетной документации о результатах деятельности учреждения;
4.2.2. в документах, в которых установлены несоответствия, выявлены нарушения требований законодательства в деятельности учреждения при проведении документарной проверки;
4.2.3. в документах, устанавливающих фактическое наличие, состояние и характер использования имущества Пермского края, находящегося в оперативном управлении учреждения;
4.2.4. в документах об исполнении учреждением мероприятий по устранению нарушений, указанных в акте о проведении выездной, документарной проверки;
4.2.5. в документах об исполнении учреждением предписаний и представлений, вынесенных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Пермского края соответствующими уполномоченными государственными органами.
4.3. Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого учреждения.
4.4. Акт проверки составляется не позднее трех рабочих дней с момента завершения проверки.
В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня завершения проверки.
5. Порядок оформления результатов проверки
5.1. В акте о проведении выездной, документарной проверки (далее - акт проверки) указываются следующие сведения:
5.1.1. дата, время и место составления акта проверки;
5.1.2. дата и номер приказа о проведении проверки;
5.1.3. фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего проверку;
5.1.4. наименование проверяемого учреждения, фамилия, имя, отчество и должность руководителя учреждения, иного уполномоченного представителя учреждения, присутствовавшего при проведении проверки;
5.1.5. дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
5.1.6. характеристика фактических и запланированных на соответствующий период результатов деятельности учреждения;
5.1.7. сведения о результатах проведения проверки, в том числе о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации и (или) Пермского края, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
5.1.8. подпись должностного лица (лиц), проводившего проверку;
5.1.9. сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя учреждения, иного должностного лица или уполномоченного представителя учреждения, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи.
5.2. К акту проверки приобщаются (при наличии) результаты проведенных исследований, экспертиз, объяснения лиц, виновных в нарушениях, должностных лиц учреждения и иные связанные с результатом проверки документы или их копии.
5.3. Акт проверки оформляется в двух экземплярах, первый экземпляр акта проверки находится в Министерстве.
В день составления акта проверки второй экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю, или иному должностному лицу, или уполномоченному представителю учреждения под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, или иного должностного лица, или уполномоченного представителя учреждения, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки второй экземпляр акта проверки в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки направляется учреждению заказным почтовым направлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к первому экземпляру акта проверки.
5.4. Срок для ознакомления, подписания акта проверки и направления возражений на акт проверки в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, составляет пять рабочих дней со дня получения экземпляра акта проверки руководителем учреждения или иным должностным лицом, уполномоченным представителем учреждения, проверка которого проводилась.
5.5. При получении возражений на акт проверки Министерство в течение пятнадцати календарных дней со дня получения таких возражений рассматривает их обоснованность, готовит заключение по результатам рассмотрения возражений (далее - заключение).
5.5.1. В заключении указываются факты и выводы об обоснованности и (или) необоснованности фактов и выводов, представленных в возражениях на акт проверки.
5.5.2. Заключение оформляется в двух экземплярах, первый экземпляр заключения приобщается к акту проверки, второй экземпляр в течение одного рабочего дня со дня его подписания направляется учреждению заказным почтовым направлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к первому экземпляру заключения.
5.6. В случае выявления при проведении проверки нарушений в деятельности учреждения Министерство обязано:
5.6.1. в течение трех календарных дней со дня истечения срока, предусмотренного для подписания акта проверки либо заключения, направить учреждению результаты проведенной проверки с указанием предложений и сроков по устранению выявленных нарушений;
5.6.2. принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений законодательства в деятельности учреждения;
5.6.3. в течение одного рабочего дня с момента выявления нарушения в деятельности учреждения, которое представляет или может представлять непосредственную опасность для жизни и здоровья граждан, принять меры по устранению и недопущению данного нарушения;
5.6.4. при выявлении общественно опасного деяния в течение одного рабочего дня с момента выявления такого деяния направить имеющиеся материалы о нем в соответствующие правоохранительные органы.
5.7. В случае выявления при проведении проверки нарушений учреждение обязано принять меры по устранению, предупреждению и предотвращению выявленных нарушений в своей деятельности и в установленные актом проверки сроки направить в Министерство сведения о проведенных мероприятиях по устранению и недопущению нарушений, выявленных в ходе проверки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства территориальной безопасности Пермского края от 28 июля 2021 г. N 10-04-01-139 "Об утверждении Порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита Министерством территориальной безопасности Пермского края"
Вступает в силу с 12 февраля 2022 г.
Текст приказа опубликован на Официальном сайте Министерства территориальной безопасности Пермского края (http://mtb.permkrai.ru) 11 февраля 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства территориальной безопасности Пермского края от 19 апреля 2023 г. N 10-04-03-49
Изменения вступают в силу с 19 апреля 2023 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2023 г.