Во исполнение Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", в целях обеспечения устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение по повышению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера* (далее - Положение).
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия планировать мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, с учетом Положения.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления, руководителям предприятий и организаций в Республике Бурятия осуществлять мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, с учетом Положения.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Бурятия:
4.1. Проводить уточнение перечня организаций, необходимых для выживания населения, производящих продукцию, выполняющих работы и услуги, а также эксплуатирующих объекты, необходимые для выживания населения при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, ежегодно к 30 января текущего года.
4.2. Представлять уточненный перечень организаций, необходимых для выживания населения, производящих продукцию, выполняющих работы и услуги, а также эксплуатирующих объекты, необходимые для выживания населения при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, в Республиканское агентство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и Комитет специальных программ Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия ежегодно к 20 февраля.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Бурятия - Председатель Правительства Республики Бурятия |
А. Цыденов |
______________________________
* Приложение в электронном виде
______________________________
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 19.02.2022 N 60
Положение по повышению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
1. Общие положения по повышению устойчивости функционирования организаций
Положение по повышению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - Положение) определяет цель, задачи, методы, перечень и состав мероприятий по реализации требований Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" в области обеспечения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - организации).
Целью настоящего Положения является обеспечение органов управления гражданской обороны (далее - ГО), расположенных на территории Республики Бурятия, едиными организационными подходами решения задачи устойчивого функционирования организаций.
В настоящем Положении приведена детализация необходимых мероприятий органам управления ГО на различных уровнях управления по обеспечению устойчивости функционирования организаций.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" одной из задач гражданской обороны является обеспечение устойчивости функционирования организаций.
Под устойчивостью функционирования организаций понимается их способность противостоять опасностям, возникающим при военных конфликтах, вследствие этих конфликтов или при чрезвычайных ситуациях, с целью поддержания выпуска продукции или оказания услуг в запланированном объеме и номенклатуре, предотвращения или ограничения угрозы жизни и здоровью персонала, населения и материального ущерба.
Целью выполнения задачи обеспечения устойчивости функционирования организаций является сохранение обороноспособности посредством обеспечения способности населения к трудовой деятельности, обеспечения его безопасности, выживания и сохранения материальных ценностей - жилого фонда муниципального образования, основных производственных фондов организаций при военном конфликте, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - ЧС).
Задачи обеспечения устойчивого функционирования организаций возложены на исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления и организации.
За разработку, планирование и осуществление мер, направленных на обеспечение устойчивости функционирования организаций, отвечают руководители ГО организаций.
Нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области обеспечения устойчивости функционирования организаций являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении";
- Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении";
- Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
- Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике";
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации";
- Закон Республики Бурятия от 14.07.2020 N 1011-VI "О гражданской обороне на территории Республики Бурятия";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 09.06.2011 N 286 "Об утверждении системы гражданской обороны Республики Бурятия";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 15.02.2007 N 49 "Об организации подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 05.02.2007 N 31 "Об утверждении Положения о Комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики Республики Бурятия в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени";
- Указ Главы Республики Бурятия от 15.12.2021 N 328 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Республике Бурятия".
2. Обеспечение устойчивости функционирования организаций
В соответствии с пунктом "б" статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования в ЧС природного и техногенного характера.
С учетом анализа состояния объектов организации органом, уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС, формируется План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации. Инженерно-технические мероприятия, проводимые в мирное время и при приведении ГО в готовность, должны иметь положительное заключение технико-экономического обоснования. Объем и качество инженерно-технических мероприятий зависят от важности организации в экономике Республики Бурятия и от сложности прогнозируемых условий ее функционирования в период военного конфликта, а также при ЧС.
В интересах обеспечения устойчивого функционирования организаций и эксплуатируемых ими объектов, систем инфраструктуры экономики на разных уровнях управления формируются резервы финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Мероприятия по ГО, в том числе в интересах обеспечения устойчивости функционирования для элементов объектов экономики, закладываются на этапе проектирования основных производственных фондов (также капитального ремонта, реконструкции, перепрофилировании, модернизации, восстановлении) в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ. Состав мероприятий должен соответствовать положениям п. 6.2.2 ГОСТ Р 55201-2012 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства".
Общий состав мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организаций определен постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации".
Мероприятия по планированию и обеспечению устойчивости функционирования организаций должны соответствовать положениям ГОСТ Р 22.2.12-2020 "Повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях. Основные положения".
Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи ГО, связанной с обеспечением устойчивости функционирования организаций являются:
- создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;
- рациональное размещение производительных сил, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
- разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников электро, газо, энерго, водоснабжения и водоотведения;
- разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО;
- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
- заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;
- создание страхового фонда документации;
- повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
3. Организации, необходимые для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Определение организаций, необходимых для выживания населения осуществляется заблаговременно с учетом общих признаков, существенно влияющих на эффективность их функционирования и достижения целей жизнеобеспечения населения:
- соответствующий заявленному уставом организации вид деятельности, необходимый для выживания населения при военных конфликтах;
- признаки (соответствие критериям) успешной финансово-экономической деятельности;
- длительный (более трех лет) период деятельности на рынке работ (товаров, услуг);
- оптимальные показатели соотношения "цена - качество работ" (товаров, услуг);
- наличие и укомплектованность профессионально подготовленным персоналом;
- наличие ресурсов для выполнения требуемого объема задач жизнеобеспечения населения при военном конфликте;
- возможность защиты наибольшей работающей смены при военном конфликте;
- способность устойчиво функционировать при военном конфликте, либо в условиях, вызванных последствиями военного конфликта;
- выгодное размещение объектов организации, необходимых для выживания населения при военных конфликтах по критерию логистики и безопасности;
- регистрация организации и размещение эксплуатируемых ею объектов в пределах ответственности заказчика.
Под организацией, необходимой для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, понимается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - РФ), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью (созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ), владеющие объектами, производящие товары, выполняющие работы и услуги, либо эксплуатирующие объекты, необходимые для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.
Основными организациями, реализующими требования обеспечения устойчивости функционирования, являются:
- объекты организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне в порядке, установленном законодательством РФ в области ГО;
- объекты, имеющие мобилизационное задание и/или продолжающие функционировать в военное время;
- объекты, представляющие высокую потенциальную опасность, в том числе критически важные объекты, потенциально опасные объекты, особо опасные и технически сложные объекты;
- объекты жизнеобеспечения населения, в том числе предприятия агропромышленного комплекса, объекты пищевой и мясо-молочной промышленности, хлебозаводы, холодильники, предприятия торговли и общественного питания, бытовой инфраструктуры и жилищно-коммунального обслуживания, предприятия водо, электро и теплоснабжения, учреждения здравоохранения, организации материально-технического и продовольственного снабжения, предприятия городского и междугороднего транспорта, муниципальные ремонтно-восстановительные службы;
- другие организации по решению органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) и исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия (далее - ИОГВ РБ).
Задачи поддержания устойчивого функционирования относятся к организациям, производящим продукцию, оказывающим услуги, а также эксплуатирующим объекты, необходимые для выживания населения при военных конфликтах и ЧС на правах собственности, долевого участия, аренды и иных вариантов хозяйственного использования объектов и владения объектами в соответствии с законодательством РФ.
Организации, необходимые для выживания населения в условиях военного конфликта, а также при ЧС, эксплуатируют только гражданские объекты в соответствии с нормами международного гуманитарного права. В этом случае они находятся под защитой международного гуманитарного права.
Ранжирование организаций, необходимых для выживания населения в условиях военного конфликта, а также при ЧС, осуществляется по степени важности, что вызвано дефицитом имеющихся ресурсов и принятой тактикой сосредоточения усилий ОМСУ на наиболее чувствительных для выживания населения элементах системы жизнеобеспечения, как в городских, так и в сельских поселениях. Эти организации являются гарантирующими.
Системообразующими элементами системы жизнеобеспечения населения в условиях военного конфликта являются объекты и организации электроснабжения и водоснабжения.
Организации, обеспечивающие электроснабжение и водоснабжение муниципальных образований, а также неотключаемых объектов возглавляют реестр объектов и систем жизнеобеспечения.
Важность организации рассматривается и оценивается по комплексу параметров: количество обслуживаемого населения (в т.ч. с учетом эвакомероприятий); производственная мощность организации; "уровень ответственности" - характеристика, определяемая в соответствии с объемом экономических, социальных и экологических последствий разрушения элемента системы жизнеобеспечения населения; устойчивость к внешним воздействиям.
С учетом важности наиболее приоритетными являются организации, осуществляющие деятельность по удовлетворению первоочередной потребности населения в зоне ЧС, либо в зоне военного конфликта, составляющие основу первоочередного жизнеобеспечения населения, включающего: медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости.
Требования обеспечения устойчивого функционирования распространяются на организации, созданные в условиях военного конфликта в интересах выживания населения (особенности создания таких организаций продиктованы режимом военного положения).
ОМСУ определяется перечень необходимых для выживания населения объектов экономики системы жизнеобеспечения, в том числе эксплуатируемых организациями, зарегистрированными на других территориях. Предпочтение отдается организациям, зарегистрированным в пределах рассматриваемого муниципального образования.
Перечень необходимых для выживания населения организаций, производящих продукцию, выполняющих работы и услуги, а также эксплуатирующих объекты, необходимые для выживания населения при военных конфликтах и при ЧС, утверждается в ОМСУ муниципальным правовым актом в виде реестра организаций и объектов. Состав организаций может изменяться и должен соответствовать необходимому объему работ (товаров, услуг) для выживания населения.
Выполнение мероприятий по обеспечению выживания населения осуществляется организациями на договорной основе. Стоимость услуг (товаров, работ) жизнеобеспечения регулируется (контролируется) ОМСУ, ИОГВ РБ, специально уполномоченным федеральным органом.
Бесплатные услуги по жизнеобеспечению населения осуществляются для социально незащищенной части населения через органы социальной защиты, фонды, общественные и некоммерческие организации. Гуманитарная помощь пострадавшему населению распределяется негосударственными структурами.
Количество организаций, представленных иностранными юридическими лицами, должно быть ограничено не более чем третьей частью от общего объема услуг (работ, продукции), необходимых для выживания населения при военных конфликтах.
4. Поддержание устойчивости функционирования организаций
Организующим звеном в обеспечении устойчивости функционирования организаций на подконтрольных территориях муниципальных образований являются ОМСУ.
В соответствии с главой 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ОМСУ осуществляют реализацию задач местного значения.
Наиболее значимыми для целей поддержания устойчивого функционирования организаций мероприятиями являются:
- составление и рассмотрение в соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходных статей проекта бюджета муниципального образования на первоочередные мероприятия ГО по поддержанию устойчивого функционирования организаций, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального образования;
- установление, изменение или отмена местных налогов и сборов муниципальных образований, в том числе в целях поддержания устойчивости функционирования организаций;
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности в интересах выживания населения;
- организация в границах муниципального образования надежного, безаварийного, устойчивого электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ;
- в рамках выполнения задач ГО срочное восстановление коммунальных служб с целью обеспечения выживания населения, оставшегося в зоне конфликта или ЧС;
- обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них в условиях внешних воздействий, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, своевременное восстановление транспортного сообщения в пределах установленных границ;
- обеспечение проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, эвакуированных, пострадавших и вынужденных переселенцев жилыми помещениями в соответствии Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.11.2016 N 1194 "О предоставлении вынужденным переселенцам и членам их семей жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев";
- организация строительства, содержания, ремонта и восстановления муниципального жилищного фонда в условиях военного конфликта и ЧС, создание условий для жилищного строительства строительными организациями, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий ОМСУ в соответствии с жилищным законодательством;
- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании в условиях военного конфликта и ЧС;
- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования;
- участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах муниципального образования;
- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования, а в рамках выполнения задач ГО - организация борьбы с пожарами в условиях военного конфликта и ЧС, в интересах спасения людей, сохранения жилого фонда и обеспечения устойчивости функционирования организаций;
- создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания в условиях военного конфликта и ЧС;
- утверждение правил на территории муниципального образования, устанавливающих требования по содержанию зданий (включая жилые дома), светомаскировки (до 600 км от границы РФ) сооружений и земельных участков, на которых они расположены в условиях военного конфликта, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, и периодичность их выполнения;
- установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в восстановлении состояния прилегающих территорий;
- организация восстановления инфраструктуры территории муниципального образования включая освещение улиц, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, обозначение опасных районов, (уточнение границ безопасных районов), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов муниципального образования;
- утверждение генеральных планов муниципальных образований, правил землепользования при военном конфликте и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ) и с учетом режима военного положения, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования, изменение и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования для условий военного времени, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального образования для муниципальных нужд в интересах выживания населения, осуществление муниципального земельного контроля, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров представляющих опасность нарушений;
- изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети в т.ч. муниципального района, (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения) наименований элементам планировочной структуры в границах муниципального образования, изменение, аннулирование таких наименований;
- организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне (в т.ч. охране объектов организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов) и ГО, защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера;
- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории муниципального образования;
- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
- содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в интересах сохранения системы жизнеобеспечения и выживания населения в условиях военного конфликта и ЧС;
- осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования в условиях военного конфликта и ЧС;
- осуществление муниципального лесного контроля;
- оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, в борьбе с пожарами и первоочередном жизнеобеспечении пострадавших, создание условий для деятельности народных дружин, благотворительных фондов в условиях военного конфликта и ЧС;
- оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Из общего состава задач первоочередными мероприятиями, осуществляемыми ОМСУ по поддержанию устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, являются:
- мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению работающего, пострадавшего населения, вынужденных переселенцев в соответствии с подпунктами 2.2, 2.3 ГОСТ Р 22.3.05-96 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях" "Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях", по видам жизнеобеспечения населения в зоне ЧС, а также мероприятия, необходимые для функционирования системы жизнеобеспечения населения;
- организация в пределах административной границы надежного, устойчивого электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ;
- срочное восстановление необходимых коммунальных служб;
- создание условий для обеспечения жителей (округа, района) доступными услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания в условиях военного конфликта;
- сохранение и обеспечение функционирования жилого фонда, а также больничной базы в пределах административных границ;
- содержание и срочное восстановление транспортной инфраструктуры;
- уточнение и обозначение границ опасных и безопасных районов.
Кроме того, ОМСУ заблаговременно уточняют перечень организаций, продолжающих работу в условиях военного конфликта на контролируемой территории.
Наиболее существенным направлением деятельности ОМСУ в интересах поддержания устойчивого функционирования организаций является обеспечение эксплуатируемых объектов экономики энерго и водоснабжением.
ОМСУ в соответствии с Планом ГО и защиты населения готовят в меры по безаварийному отключению систем энергоснабжения, приводят в готовность силы к восстановлению нарушенных, поврежденных коммуникаций. Готовятся к выдаче потребителям и использованию запасы материальных средств.
Организуется борьба с пожарами.
В случае проведения эвакомероприятий, ОМСУ рассматривается вопрос об отключении потребителей от систем жизнеобеспечения (изменение режимов энергоснабжения) на территориях, где население эвакуировано.
Республиканским штабом по обеспечению безопасности электроснабжения Правительства Республики Бурятия разрабатывается и доводится до ОМСУ график "веерных отключений" электроэнергии.
ОМСУ принимают меры к изменению режима и графиков работ организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах с учетом ограничений электроснабжения (переход на работу в ночную смену).
ОМСУ организует привлечение неработающего населения к выполнению задач ГО, территориальной обороны и восстановления объектов.
В целях планирования и контроля выполнения первоочередных мероприятий по поддержанию устойчивости функционирования организаций ОМСУ могут формировать координационный орган ГО - комиссию по повышению устойчивого функционирования организаций.
5. Организация превентивных мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организаций в ходе градостроительной деятельности, планировки и застройки городских и сельских поселений
Размещение организаций, объектов и систем жизнеобеспечения осуществляется с учетом СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, СНиП 2.07.01-89*", СНиП 2.01.51-90 СП "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне" (СП 165.1325800.2014) (далее - СП "ИТМ ГО").
В соответствии с принятыми нормами мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования организаций должны носить превентивный характер и предусматриваться заранее.
Размещение и подготовка объектов организаций должны соответствовать требованиям СП "ИТМ ГО" в части касающейся:
- объектов связи, радиовещания и телевидения;
- электроснабжения, в т.ч. тепловых электростанций мощностью 150 МВт и выше, а также линий электропередач и иных объектов электросетевого хозяйства;
- газораспределительной системы;
- критически важных объектов топливно-энергетического комплекса;
- объектов теплоснабжения;
- транспортной инфраструктуры;
- защитных сооружений ГО;
- объектов хранения имущества ГО.
Размещение организаций осуществляется с учетом выводов из паспортов безопасности территорий, разрабатываемых на основании Приказа МЧС РФ от 25.10.2004 N 484 "Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
В целях выживания населения при военных конфликтах и ЧС развитие территорий городских и сельских поселений должно осуществляться с учетом "желтых линий" с сохранением не заваливаемых (в случае разрушения зданий и сооружений) проездов.
Основные мероприятия по обеспечению устойчивого функционирования организаций следует проводить с учетом с ГОСТ Р 22.2.12-2020 "Повышение устойчивости функционирования организаций в ЧС".
5.1. Требования к проектированию систем водоснабжения городских округов и поселений
Вновь проектируемые и реконструируемые системы водоснабжения, питающие отдельные территории, отнесенные к группам по ГО, или несколько территорий, в числе которых есть территории, отнесенные к группам по ГО, а также организации, отнесенные к категории особой важности по ГО, должны базироваться не менее чем на двух независимых источниках воды, один из которых следует предусматривать подземным.
При невозможности обеспечения питания системы водоснабжения от двух независимых источников допускается снабжение водой из одного источника с устройством двух групп водозаборных сооружений, одна из которых должна располагаться вне зоны возможных разрушений.
В муниципальных образованиях, расположенных в зонах возможного радиоактивного загрязнения и возможного химического заражения, для обеспечения населения питьевой водой создаются защищенные от радиоактивного загрязнения и (или) химического заражения централизованные (групповые) системы водоснабжения с преимущественным базированием на подземных источниках воды.
Существующие и проектируемые для водоснабжения населения, сельскохозяйственных животных и птицы шахтные колодцы и другие сооружения для забора подземных вод в зонах возможного радиоактивного загрязнения следует защищать от попадания в них радиоактивных веществ.
Суммарную мощность водозаборных сооружений рассчитывают по нормам мирного времени.
В случае выхода из строя одной группы водозаборных сооружений мощность оставшихся сооружений должна обеспечивать подачу воды по аварийному режиму на производственно-технические нужды объектов, а также на хозяйственно-питьевые нужды для численности населения мирного времени по нормам, установленным соответствующими национальными документами по стандартизации.
Для гарантированного обеспечения питьевой водой населения в случае выхода из строя всех водозаборных сооружений или радиоактивного загрязнения и (или) химического заражения источников водоснабжения в городах и иных населенных пунктах, отнесенных к группам по ГО, должны быть предусмотрены резервуары для создания в них не менее трехсуточного запаса питьевой воды для численности населения города или иного населенного пункта, по норме не менее 10 л в сутки на одного человека, с применением средств консервации воды для продления сроков ее хранения.
В зоне возможного радиоактивного загрязнения резервуары питьевой воды следует оборудовать фильтрами-поглотителями для очистки воздуха от радиоактивных веществ.
Резервуары питьевой воды должны быть расположены за пределами зон возможных сильных разрушений.
Резервуары питьевой воды должны быть оборудованы герметическими люками и приспособлениями для раздачи воды в передвижную и переносную тару.
Суммарная проектная производительность защищенных от радиоактивного загрязнения и (или) химического заражения объектов водоснабжения в безопасной зоне, обеспечивающих водой в условиях прекращения централизованного снабжения электроэнергией, должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения, в том числе эвакуированных, а также сельскохозяйственных животных и птицы, содержащихся на предприятиях всех форм собственности, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, в питьевой воде и определяться:
- для населения - из расчета не менее 25 л в сутки на одного человека;
- для сельскохозяйственных животных и птицы - по нормам расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения ВНТП-Н-97, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (протокол от 14.02.1995 N 1).
При проектировании новых и реконструкции существующих систем технического водоснабжения территорий, отнесенных к группам по ГО, и организаций, отнесенных к категориям по ГО, должно быть предусмотрено применение систем оборотного водоснабжения. Кроме того, водоводы, магистральные сети систем хозяйственного водоснабжения, вводы воды в подвальные и иные помещения домов, которые могут быть приспособлены для защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от ЧС, следует дооборудовать пунктами забора и подачи воды в передвижную и переносную тару.
При проектировании систем водоснабжения тепловых электростанций, расположенных в верхнем или нижнем бьефе гидротехнических сооружений, должна быть предусмотрена возможность технического водоснабжения этих станций при прорыве сооружений напорного фронта гидротехнических сооружений, а также возможность обеспечения устойчивости работы систем водоснабжения.
Все существующие водоводы и водозаборные сооружения для водоснабжения территорий, отнесенных к группам по ГО, и организаций, отнесенных к категориям по ГО, а также для полива сельскохозяйственных угодий должны иметь приспособления, позволяющие подавать воду на хозяйственно-питьевые нужды путем разлива в передвижную тару. Водозаборные сооружения с дебетом 5 л в секунду и более должны иметь, кроме того, устройства для забора из них воды мобильными средствами пожаротушения.
При проектировании новых и реконструкции действующих водозаборных сооружений, следует применять погружные насосы, сблокированные с электродвигателями.
Не менее половины скважин должны быть присоединены к автономным резервным источникам питания электроприемников и иметь устройства для подключения насосов к передвижным электростанциям.
Конструкции оголовков действующих и резервных водозаборных сооружений должны обеспечивать их полную герметизацию. Оголовки скважин должны размещаться в колодцах или иных сооружениях, обеспечивающих в необходимых случаях их защиту от фугасного действия обычных средств поражения, вызывающего разрушение зданий, сооружений и коммуникаций.
При подсоединении промышленных предприятий к городским сетям водоснабжения существующие на указанных предприятиях водозаборные сооружения следует герметизировать (консервировать) и сохранять для возможного использования их в качестве резервных источников водоснабжения.
Водозаборные сооружения, не пригодные к дальнейшему использованию, должны быть тампонированы, а самоизливающиеся водозаборные сооружения - оборудованы регулирующими кранами.
На системах централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения территорий, отнесенных к группам по ГО, и организаций, отнесенных к категории особой важности по ГО, расположенных вне территорий, отнесенных к группам по ГО, должна быть обеспечена возможность подачи чистой воды в сеть, минуя водонапорные башни.
При проектировании на территориях, отнесенных к группам по ГО и организаций, отнесенных к категории особой важности по ГО, расположенных вне территорий, отнесенных к группам по ГО, нескольких самостоятельных водопроводов коммунального и промышленного назначения следует предусматривать возможность передачи воды от одного водопровода к другому с соблюдением требований к качеству питьевой воды, установленных законодательством РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и правилами СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
При проектировании технических водопроводов для производственных нужд территорий, отнесенных к группам по ГО, и организаций, отнесенных к категории особой важности по ГО, расположенных вне территорий, отнесенных к группам по ГО, должна быть обеспечена возможность их использования для пожаротушения.
Пожарные гидранты, а также задвижки для отключения поврежденных участков водопровода территорий, отнесенных к группам по ГО, а также взрывопожароопасных объектов и организаций, отнесенных к категории особой важности по ГО, расположенных вне территорий, отнесенных к группам по ГО, должны быть расположены вне зон возможного образования завалов от зданий (сооружений) различной этажности (высоты).
Защиту систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения муниципальных образований, базирующихся на поверхностных источниках водоснабжения, подверженных периодическому или систематическому загрязнению и аварийным сбросам веществ, опасных для жизни и здоровья людей, животных и птицы, следует осуществлять в соответствии с положениями ГОСТ Р 22.6.01-95.
Системы водоснабжения в особых природных и климатических условиях следует проектировать в соответствии с СП 31.13330.2012.
5.2. Требования к объектам электроснабжения, в том числе тепловым электростанциям мощностью 150 МВт и выше, а также линиям электропередач и иным объектам электросетевого хозяйства напряжением 330 кВ и более
Объекты электроснабжения следует проектировать с учетом обеспечения устойчивого электроснабжения территорий, отнесенных к группам по ГО, и организаций, отнесенных к категориям по ГО, в условиях реализации опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС.
Схема электрических сетей энергосистем должна предусматривать возможность автоматического деления энергосистемы на сбалансированные независимо работающие части (блоки). Выполнение такой схемы позволяет осуществлять веерное отключение потребителей при остром дефиците мощности энергосистемы в условиях военных конфликтов.
При проектировании схем развития электрических систем тепловые электростанции, отнесенные к категориям по ГО, следует размещать вне зон возможных разрушений территорий, отнесенных к группам по ГО, и организаций, отнесенных к категории особой важности по ГО, а также вне зон возможного катастрофического затопления.
Тепловые электростанции мощностью свыше 1000000 кВт, использующие в качестве топлива уголь и мазут, следует размещать не ближе 1000 м от границ проектной застройки территорий, отнесенных к группам по ГО, и границ зон возможных сильных разрушений, установленных для организаций, отнесенных к категории особой важности по ГО.
Для тепловых электростанций аналогичной мощности, но работающих на газовом и газомазутном топливе, удаление от границ проектной застройки территорий, отнесенных к группам по ГО, а также от границ зон возможных сильных разрушений, установленных для организаций, отнесенных к категории особой важности по ГО, может быть сокращено до 500 м.
На территориях, отнесенных к группам по ГО, размещение тепловых электростанций, независимо от их установленной мощности, допускается только за пределами селитебной территории.
Электрические сети напряжением 500 кВ и выше, узловые подстанции напряжением 330 кВ и более в тех энергосистемах, в которых они образуют сеть высшего напряжения, следует сооружать за пределами зон возможных разрушений территорий, отнесенных к группам по ГО, и организаций, отнесенных к категории особой важности по ГО, а также вне зон возможного катастрофического затопления.
Распределительные линии электропередачи энергетических систем напряжением 35-110 (220) кВ и более должны быть закольцованы и подключены к нескольким источникам электроснабжения с учетом возможного повреждения отдельных источников, а также должны проходить по разным трассам.
При проектировании систем электроснабжения следует предусматривать возможность применения передвижных электростанций и подстанций.
Энергосистемы и их объединения должны иметь запасные загородные защищенные диспетчерские пункты и защищенные городские диспетчерские пункты.
Загородные защищенные диспетчерские пункты должны размещаться за пределами зон возможных разрушений территорий, отнесенных к группам по ГО, и организаций, отнесенных к категории особой важности по ГО, зон возможного катастрофического затопления. Загородные защищенные диспетчерские пункты должны обеспечивать защиту персонала и оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми к укрытиям.
Защищенный городской пункт управления энергосистемой, расположенный на территории, отнесенной к группе по ГО особой важности, должен размещаться в одном из убежищ, а расположенный на территории, отнесенной к первой или второй группе по ГО - в одном из укрытий, предназначенном для защиты обслуживающего персонала энергосистемы.
При проектировании схем внешнего электроснабжения территорий, отнесенных к группам по ГО, следует предусматривать их электроснабжение от нескольких независимых и территориально разнесенных источников электроснабжения (электростанций и подстанций), часть из которых должна располагаться за пределами зон возможных разрушений.
Системы электроснабжения территорий, отнесенных к группам по ГО, должны быть спроектированы и построены с таким расчетом, чтобы была обеспечена возможность транзита электроэнергии в обход разрушенных объектов за счет сооружения коротких перемычек воздушными линиями электропередачи.
В целях повышения надежности электроснабжения линии электропередачи, расположенные на территориях, отнесенных к особой группе и к первой группе по ГО и питающие объекты обороны (объекты военного назначения), организации, имеющие мобилизационное задание, организации, обеспечивающие жизнедеятельность указанных территорий, участки электрифицированных железнодорожных путей, объекты газо и водоснабжения, лечебные учреждения, особо опасные и технически сложные объекты, следует проектировать в кабельном исполнении.
Для обеспечения возможности снижения электрической нагрузки на территориях, отнесенных к группам по ГО, системы электроснабжения неотключаемых в военное время объектов должны быть отделены от систем электроснабжения прочих объектов.
Неотключаемые объекты должны обеспечиваться электроэнергией по двум кабельным линиям от двух независимых и территориально разнесенных источников электроснабжения.
Для повышения надежности электроснабжения неотключаемых объектов (необходимых для выживания населения) при их проектировании и строительстве должна быть предусмотрена установка автономных резервных источников питания электроприемников. Мощность автономных резервных источников питания электроприемников определяют из расчета полноты обеспечения электроэнергией электроприемников первой категории, продолжающих работу в военное время.
Установка автономных резервных источников питания электроприемников большей мощности должна быть обоснована технико-экономическими расчетами.
В схемах внутриплощадочных электрических сетей организаций потребителей электроэнергии предусматриваются меры, допускающие дистанционное кратковременное отключение отдельных объектов, периодические и кратковременные перерывы в электроснабжении.
При проектировании и строительстве магистральных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов, продуктопроводов) предусматривается электроснабжение перекачивающих насосных и компрессорных станций от источников электроснабжения, расположенных за пределами зон возможных разрушений, а также установку на них автономных резервных источников питания электроприемников.
Объекты, отнесенные к категории особой важности по ГО, для бесперебойного электроснабжения на случай повреждения основного источника электроснабжения должны иметь собственный автономный резервный источник питания электроприемников. Также при проектировании и строительстве указанных объектов должна предусматриваться возможность их электроснабжения от передвижного автономного резервного источника питания электроприемников, расположенного за пределами зон возможных разрушений.
На территориях, отнесенных к группам по ГО, расположенных на берегах водных объектов общего пользования, следует предусматривать создание береговых устройств, для приема электроэнергии от судовых энергоустановок.
5.3. Ограничения для организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Основные ограничения для организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС природного и техногенного характера, связаны с размещением эксплуатируемых ими объектов.
Организации, эксплуатируемые ими объекты и системы, необходимые для выживания гражданского населения в границах поселения в условиях военного конфликта и ЧС природного и техногенного характера не должны располагаться:
- вблизи военных объектов и их инфраструктуры;
- вблизи опасных объектов;
- в зонах возможного катастрофического затопления;
- крупных транспортных коммуникаций;
- в зонах возможного химического и /или радиоактивного заражения.
Размещение объектов организаций, необходимых для выживания населения должно быть максимально приближено к потребителю и максимально ему доступно.
ОМСУ муниципальных образований, включающих городские и сельские поселения, обеспечиваемые теплом и другими ресурсами от промышленных объектов, должны предусматривать в планах развития альтернативные, либо резервные источники снабжения.
5.4. Особенности функционирования систем жизнеобеспечения населения в условиях военного конфликта, а также при и ЧС природного и техногенного характера
Невостребованные в районах отселения после общей эвакуации населения объекты и системы жизнеобеспечения должны быть законсервированы, приведены в безопасное состояние (для опасных объектов).
Системы электро, водо, газоснабжения эвакуированных районов городских поселений должны быть отключены по решению руководителя ГО. Отключение производится эксплуатирующими организациями.
Системы жизнеобеспечения муниципальных образований могут быть временно отключены по сигналам оповещения ГО в ходе военного конфликта или ЧС природного и техногенного характера с целью предупреждения аварий, предупреждения вторичных факторов поражения, вызванных внешним воздействием.
Функционирование организаций, необходимых для выживания населения на временно оккупированных территориях осуществляется в соответствии со ст. 63 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12.08.1949.
Организации и эксплуатируемые ими объекты, необходимые для выживания населения при военных конфликтах в соответствии с нормами международного гуманитарного права являются гражданскими объектами и находятся под защитой этого права. Эти нормы подтверждены ограничением методов и средств ведения боевых действий.
6. Организация работы органов управления ГО по обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Комиссия по повышению устойчивости функционирования экономики Республики Бурятия в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (далее - Комиссия) создается при участии ИОГВ РБ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ОМСУ и организаций.
Положение о Комиссии и ее состав утверждается Правительством Республики Бурятия. Комиссия является постоянно действующим, организующим, координирующим и консультативным органом, образована для организации, планирования и обеспечения согласованности действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ИОГВ РБ, ОМСУ и организаций при решении вопросов повышения устойчивости функционирования экономики Республики Бурятия.
6.1. Создание и организация работы комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в муниципальном образовании
В целях обеспечения выполнения первоочередных мероприятий по поддержанию устойчивости функционирования организаций необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, ОМСУ в пределах границ муниципальных образований создают специальный орган ГО - комиссию по повышению устойчивости функционирования (в соответствии со статьей 2, пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне").
Комиссии действуют на основании Положения, утвержденном руководителем ОМСУ.
Комиссии по повышению устойчивости функционирования организаций ОМСУ в своей работе руководствуются Конституцией РФ, Конституцией Республики Бурятия, нормативными правовыми актами РФ и Республики Бурятия, а также требованиями муниципальных нормативных и руководящих документов по направлениям деятельности, в том числе в условиях военного конфликта органом управления ГО, штабом территориальной обороны.
Порядок работы комиссии по повышению устойчивости функционирования организаций ОМСУ определяется "Положением о повышении устойчивости функционирования организаций (объектов экономики) муниципального образования в мирное время и при военных конфликтах", в котором отражаются:
- общие положения;
- цель работы и основные задачи комиссии и функции по организации и проведению мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организаций (в том числе организаций и эксплуатируемых ими объектов, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов);
- состав, порядок работы комиссии, ее полномочия и права.
Комиссия по повышению устойчивости функционирования организаций ОМСУ формирует и ведет сводный реестр организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах, а также при ЧС природного и техногенного характера, и контролирует работу их комиссий по повышению устойчивости функционирования.
6.2. Создание и организация работы комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Приказом руководителя утверждается Положение о комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, определяются основные задачи, структура и состав членов комиссии, их полномочия, права и порядок работы.
Комиссия по повышению устойчивости функционирования организации, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера является постоянно действующим координационным, коллегиальным органом ГО в организации. Комиссия создается на основании приказа руководителя организации "Об обеспечении устойчивости функционирования организации (предприятия) при военном конфликте" в котором определяется цель работы комиссии, основные задачи и состав.
В организациях, эксплуатирующих несколько объектов, продолжающих работу при военном конфликте, комиссии могут быть созданы на каждом объекте - обособленном подразделении организации.
Комиссия по повышению устойчивости функционирования организации, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера создается из наиболее подготовленных и опытных специалистов. В зависимости от специфики производственной деятельности и численности производственного персонала объекта комиссия может создаваться в виде самостоятельной постоянно действующей комиссии.
Состав комиссии определяется ее задачами и всегда соответствует функциональным должностным обязанностям входящих в них специалистов организации. Это персонал, имеющий распорядительные полномочия и специалисты, имеющие специальные компетенции в обеспечении функционирования объекта организации.
Председатель комиссии - заместитель руководителя организации, либо главный инженер эксплуатируемого объекта.
Заместитель председателя комиссии - заместитель руководителя объекта (предприятия) по производству.
Члены комиссии:
- заместитель руководителя организации по экономическим вопросам (главный экономист);
- заместитель руководителя организации (объекта) по коммерческим вопросам (материально-техническому снабжению);
- заместитель руководителя объекта по капитальному строительству;
- главный технолог;
- главный механик;
- главный энергетик;
- главный конструктор;
- руководители основных производств;
- специалист, уполномоченный в области ГО и ЧС;
- начальник пожарной охраны объекта;
- секретарь комиссии;
- руководители цехов основного производства.
Для ускорения принятия решений по рассматриваемым вопросам рекомендуется в состав комиссии включать юрисконсульта.
Для организаций непроизводственной сферы состав комиссии представляется из заместителей руководителя организации и руководителей структурных подразделений. Не рекомендуется в состав комиссии включать военнообязанных специалистов, не имеющих бронь.
Основными задачами комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера являются:
- организация разработки, планирования и контроля выполнения мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организации (эксплуатируемого объекта) в условиях военного конфликта и в ЧС природного и техногенного характера;
- организация и проведение исследовательских работ по оценке уязвимости основных производственных фондов производства, безопасности наибольшей работающей смены на объекте в условиях ЧС мирного и военного времени;
- координация выполнения структурными подразделениями организации мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования на территории эксплуатируемого объекта (объектов);
- осуществление контроля за проведением мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования в структурных подразделениях организации, как в повседневном режиме, так и при приведении в готовность ГО;
- организация подготовки руководящего состава и персонала объекта по вопросам обеспечения устойчивости функционирования;
- организация и проведение учений и тренировок с персоналом по обеспечению устойчивости функционирования на эксплуатируемом объекте;
- обеспечение защиты рабочих, служащих, членов их семей и обеспечения жизнедеятельности в ЧС;
- организация рационального размещение производственных сил и основных производственных фондов предприятия на соответствующей территории;
- подготовка к выполнению работ по восстановлению предприятия (организации) после поражения противником;
- обеспечение устойчивого управления в условиях военного конфликта;
- осуществление взаимодействия с ОМСУ.
Основные обязанности и права должностных лиц комиссии определяются разрабатываемыми в установленном порядке функциональными обязанностями, утверждаемыми руководителем организации (объекта экономики).
6.3. Документы, разрабатываемые в организациях в целях выполнения задачи по повышению устойчивости функционирования
Положением о комиссии по повышению устойчивости функционирования в организациях предусматривается разработка установочных и распорядительных документов:
- приказ руководителя объекта экономики "О создании комиссии по повышению устойчивости функционирования организации";
- положение о комиссии по повышению устойчивости функционирования организации (объекта экономики);
- функциональные обязанности каждому члену комиссии;
- перспективный план повышения устойчивости функционирования (организации) объекта экономики;
- план работы комиссии на год;
- приложение к Плану ГО организации - План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации;
- материалы исследований устойчивости (проводятся один раз в пять лет);
- протоколы заседания комиссии по повышению устойчивости функционирования;
- протокол аттестации по устойчивости (по решению руководителя организации).
В соответствии с Положением комиссия формирует проекты решения по вопросам, входящим в ее компетенцию. Председатель комиссии и секретарь подписывают проект принятого решения.
Решения, требующие финансирования, предварительно согласовываются с финансовым органом в случаях, когда представитель финансового органа не входит в состав комиссии.
Проект решения готовится заблаговременно и предлагается к утверждению большинством голосов членов комиссии. Председатель комиссии имеет решающий голос.
Утверждает проект решения руководитель организации, после чего Решение вступает в силу.
В ходе работы комиссия может использовать в качестве исходных данных ранее подготовленные документы: мобилизационный план организации, план локализации аварии (при наличии), план действий объектовой подсистемы, единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, по предупреждению и ликвидации ЧС, декларации безопасности опасных производственных объектов организации и другие документы.
7. Организация исследования устойчивости работы организации
Главная цель исследований устойчивости организаций заключается в выявлении слабых элементов во всех системах и звеньях, подготовке комплекса организационных, инженерно-технических, специальных и других мероприятий по их устранению. Работу организует и осуществляет комиссия по повышению устойчивости функционирования в соответствии с рекомендациями не реже одного раза в пять лет и проводится она в три этапа.
На первом этапе осуществляются мероприятия, направленные на организацию исследований. При этом определяются объем исследований и необходимые для этого силы и средства. Создаются расчетно-исследовательские группы, в состав которых включаются специалисты цехов и служб объекта, способные квалифицированно провести оценку устойчивости работы конкретных элементов и систем объекта. При оценке устойчивости всего предприятия такие группы возглавляют главный инженер, главные специалисты и начальники служб. Исследованием устойчивости работы цехов руководят их начальники. Они включаются в группу руководителя исследования, возглавляемую главным инженером.
Проведение исследований регламентируется внутри объектовыми документами, которые разрабатываются инженерно-технической службой и отделами, секторами или лицами специально уполномоченным на решение задач в области ГО, предупреждению и ликвидации ЧС.
К таким документам относятся:
- приказ руководителя;
- план проведения исследований;
- календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению оценки устойчивости.
В приказе указываются цель исследований и сроки их проведения, объем предстоящих работ, состав расчетно-исследовательских групп по направлению исследований, вид отчетности и сроки представления, контроль за исследованиями.
В плане исследований содержится перечень всех мероприятий, проводимых в ходе работ с указанием сроков их выполнения, ответственных исполнителей и видов отчетности.
Задание каждой группе должно включать перечень вопросов, подлежащих исследованию, с указанием сроков выполнения по промежуточным этапам, а также возможные максимальные значения параметров поражающих факторов.
Организационный этап заканчивается проведением руководителем совещаний исполнителей, на которых они получают основные указания о порядке проведения предстоящих исследований, изучении методики оценки, проведении инженерных расчетов и разработке мероприятий по повышению устойчивости элементов и систем объекта.
На втором этапе проводится непосредственная работа по оценке устойчивости отдельных элементов и систем, а также объекта в целом. Каждая из расчетно-исследовательских групп разрабатывает предложения по проведению инженерно-технических, технологических и организационных мероприятий, направленных на повышение устойчивости слабых мест, элементов, систем, приборов.
На третьем этапе результаты исследований обобщаются. Составляется итоговый отчет, разрабатываются и планируются мероприятия по обеспечению устойчивости работы объекта, которые включаются в План ГО и План действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Исследование устойчивости осуществляется по следующим основным направлениям:
- вероятность возникновения ЧС на эксплуатируемом организацией объекте или вблизи него и степень влияния на его функционирование;
- интенсивность, состав и особенности применения противником современных средств поражения;
- физическая устойчивость зданий и сооружений, сетей коммунально-энергетического хозяйства, резервуарных парков, элементов системы жизнеобеспечения производства;
- надежность защиты персонала;
- устойчивость системы управления;
- надежность материально-технического снабжения и производственных связей;
- готовность объекта к восстановлению нарушенного производства.
Исходя из проведенных исследований, формируется вывод, в котором определяется оценка устойчивости функционирования объекта экономики с подготовкой предложений по наращиванию мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования объекта.
8. Финансирование мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций
Финансирование мероприятий по подготовке к работе в ЧС и обеспечению устойчивого функционирования организаций, эксплуатирующих объекты, необходимые для выживания населения при военных конфликтах, а также при ЧС природного и техногенного характера осуществляется за счет доходной части бюджета организаций. В частности, это касается инженерно-технических мероприятий обеспечения пожарной безопасности, физической защиты основных производственных фондов, зданий, сооружений и коммуникаций от внешних воздействий. Объем финансирования определяется самой организацией и ограничивается условиями обязательного обеспечения финансовой стабильности и экономической безопасности предприятия.
Финансирование мероприятий по обеспечению надежности технологического оборудования, строений и систем коммунально-энергетического хозяйства объектов предусмотрено амортизационными и коммунальными отчислениями эксплуатирующих организаций, а также отчислениями на содержание зданий и сооружений.
Организационные мероприятия планируются заблаговременно в организациях и, как правило, не требуют дополнительного финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Органом, уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС, с учетом анализа состояния объектов организации формируется План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации. Инженерно-технические мероприятия, проводимые в мирное время и при приведении ГО в готовность, должны иметь положительное заключение технико-экономического обоснования. Объем и качество инженерно-технических мероприятий зависят от важности организации в экономике Республики Бурятия и от сложности прогнозируемых условий ее функционирования в период военного конфликта, а также при ЧС.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 19 февраля 2022 г. N 60 "Об утверждении Положения по повышению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера"
Вступает в силу с 24 февраля 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 24 февраля 2022 г.