Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А.Н.В. к Алтайскому краевому Законодательному Собранию, Правительству Алтайского края о признании не действующими в части нормативных правовых актов, установил:
А.Н.В. обратилась в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими частей 3 и 4 статьи 4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" и постановления Правительства Алтайского края от 29 апреля 2021 года N 149 "Об утверждении порядка предоставления удостоверенной сертификатом выплаты на приобретение жилого помещения в собственность", ссылаясь в обоснование своих требований на то, что постановлением администрации Ленинского района г. Барнаула от 08 июня 2012 года N 939 она признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории города Барнаула Алтайского края. В настоящее время срок ожидания предоставления жилого помещения составляет 9 лет. При этом она обращалась в суд с требованием осуществить предоставление ей жилого помещения и решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 марта 2018 года исковые требования удовлетворены, на краевое государственное казенное учреждение "Региональное жилищное управление" возложена обязанность по предоставлению жилого помещения в течение 6 календарных месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, после чего ею получен исполнительный документ и передан на исполнение судебным приставам-исполнителям, по делу возбуждено исполнительное производство. Общий срок неисполнения решения суда об обязании предоставить административному истцу жилое помещение в настоящее время составляет 2 года и 7 месяцев. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ единственной формой жилищного обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено однократное предоставление им жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений. Возможность предоставления указанным лицам жилых помещений на иных правовых основаниях, в том числе посредством замены натуральной выдачи жилого помещения на денежную выплату или ее эквивалент, в том числе предоставление регионам права самостоятельно определять возможность подобной замены на территории соответствующего региона федеральным законодательством не предусмотрена. Таким образом, федеральный законодатель устанавливает предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений в качестве императива, не подлежащего замене ни при каких условиях. Вместе с тем оспариваемые нормы регионального законодательства Алтайского края приняты в нарушение Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и противоречат ему, являются коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, что позволяет должностным лицам в Алтайском крае блокировать исполнение судебных решений, обязывающих уполномоченные органы исполнительной власти Алтайского края осуществить предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма в натуральном виде, либо исполнять их по необходимости на свое усмотрение. Административный истец, ожидающая фактического предоставления ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и не желающий получать вместо жилого помещения денежный сертификат, более 9 лет с момента включения в соответствующий список и 3 года 3 месяца с момента вынесения судом решения об обязании предоставить ей жилое помещение, опасается, что региональные власти Алтайского края, исполняя поименованные региональные нормативные правовые акты, будут в первую очередь расходовать бюджетное финансирование на обеспечение исполнения обязательств по жилищным сертификатам, а не на проведение торгов, приобретение и предоставление сиротам жилых помещений по договорам специализированного найма.
В судебном заседании представитель административного истца Д.П.Л. поддержал заявленные требования в полном объеме; представитель административного ответчика Алтайского краевого Законодательного Собрания З.Д.И., представитель административного ответчика Правительства Алтайского края С.Ю.Н., представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края Г.М.С., представитель заинтересованного лица Министерства финансов Алтайского края К.Е.А., представитель заинтересованного лица КГКУ "Региональное жилищное управление" П.Е.С. полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи с полным соответствием оспариваемых правовых норм действующему законодательству и отсутствием у административного истца нарушенного права в результате принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
На обсуждение участвующих в деле лиц судом поставлен вопрос о прекращении производства по административному делу на основании пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами
При этом, как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года N 1727-О, любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218, часть 9 статьи 226, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации); в противном случае административный иск не может быть рассмотрен и разрешен в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В частности, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании части 1 статьи 4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" (далее - Закон Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 03 марта 2021 года N 89 "О законе Алтайского края "О внесении изменения в статью 4 закона Алтайского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" статья 4 закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" дополнена частями 3 и 4 следующего содержания:
"3. Лица, включенные в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Алтайского края, имеют право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверенной сертификатом (далее - выплата на жилье).
4. Выплата на жилье предоставляется лицам, указанным в части 3 настоящей статьи, однократно при условии достижения ими 23 лет, удовлетворительной адаптации к самостоятельной жизни, наличия в отношении них вступившего до 1 января 2019 года в законную силу судебного акта о предоставлении им жилого помещения, а также наличия вступившего в законную силу определения суда об утверждении мирового соглашения об урегулировании судебного спора об обеспечении жилым помещением. Порядок, размер и условия предоставления выплаты на жилье, оценки удовлетворительной адаптации к самостоятельной жизни утверждаются постановлением Правительства Алтайского края. Финансирование расходов осуществляется за счет средств краевого бюджета.".
29 апреля 2021 года в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", законом Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" Правительство Алтайского края постановило утвердить Порядок предоставления удостоверенной сертификатом выплаты на приобретение жилого помещения в собственность (приложение 1) (далее - Порядок) и форму сертификата, удостоверяющего право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в собственность (приложение 2).
Указанный порядок определяет механизм, размер и условия предоставления лицам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Алтайского края (далее - "Список"), удостоверенной сертификатом выплаты на приобретение жилого помещения в собственность (далее - "выплата на жилье").
В соответствии с п. 1.2. Порядка удостоверяемая сертификатом выплата на жилье предоставляется включенным в Список лицам, соответствующим критериям, установленным статьей 4 закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае": достижение возраста 23 лет; наличие вступившего в законную силу судебного акта о предоставлении заявителю жилого помещения; наличие вступившего в законную силу определения суда об утверждении мирового соглашения об урегулировании судебного спора об обеспечении жилым помещением; удовлетворительная адаптация к самостоятельной жизни.
При этом, как предусматривает п. 2.1. Порядка, для получения сертификата заявитель обращается в уполномоченное учреждение с заявлением о предоставлении сертификата по форме, утвержденной Министерством.
Таким образом, реализация предоставления удостоверенной сертификатом выплаты на приобретение жилого помещения в собственность возможна только по волеизъявлению соответствующего лица.
В то же время, как усматривается из административного искового заявления А.Н.В., намерений по реализации права на получение сертификата, удостоверяющего право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, у последней не имеется.
В качестве нарушения своих прав административный истец указывает на обеспокоенность тем обстоятельством, что финансирование предусмотренных оспариваемыми нормативными актами мероприятий по выдаче сертификатов негативным образом скажется на финансировании приобретения и предоставления жилых помещений в рамках исполнительного производства.
Вместе с тем, как установлено и следует из материалов дела, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий, предоставляемых из федерального бюджета (финансирование же расходов на предоставление выплаты на жилье осуществляется полностью за счет средств краевого бюджета), при этом доля средств федерального бюджета является значительной и составляет около 99%, а средства как федерального, так и краевого бюджета являются целевыми и могут быть направлены исключительно на приобретение жилых помещений для предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений.
Кроме того, причиной длительности исполнения решений суда о предоставлении жилых помещений является не недостаточное финансирование из регионального бюджета, а неэффективность способа приобретения жилых помещений на аукционах (которые при отсутствии заявок признаются несостоявшимися), а также отсутствие сформированного в Алтайском крае специализированного жилищного фонда либо такого порядка его формирования, который обеспечивал бы немедленное предоставление жилых помещений соответствующей категории граждан после возникновения оснований предоставления жилого помещения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные акты не нарушают и не затрагивают права, свободы и законные интересы административного истца, что свидетельствует о наличии правовых оснований для прекращения производства по административному делу.
В соответствии со статьей 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации оплаченная административными истцами государственная пошлина подлежит возврату.
Меры предварительной защиты по административному делу не применялись.
Руководствуясь статьями 194-199, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил:
прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению А.Н.В. к Алтайскому краевому Законодательному Собранию, Правительству Алтайского края о признании не действующими части 3 и 4 статьи 4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" и постановления Правительства Алтайского края от 29 апреля 2021 года N 149 "Об утверждении порядка предоставления удостоверенной сертификатом выплаты на приобретение жилого помещения в собственность".
Возвратить А.Н.В. государственную пошлину в сумме 300 руб., уплаченную согласно чеку по операции Сбербанк Онлайн от 29 июня 2021 года.
На определение может быть подана частная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение 15 дней со дня вынесения определения.
Мотивированное определение изготовлено 08 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Алтайского краевого суда от 6 сентября 2021 г. N 3а-1578/2021 "О прекращении производства по административному делу"
Текст определения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании