Во исполнение пункта 16 Комплекса мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.04.2021 N 1058-р, руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), в целях совершенствования работы по профилактике суицидального поведения, предупреждению и предотвращению суицидальных попыток, Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Региональную межведомственную программу Пензенской области "Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних Пензенской области на 2022-2025 годы" (далее - Программа).
2. Исполнительным органам государственной власти Пензенской области осуществлять исполнение мероприятий Программы и представлять ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным, в Министерство образования Пензенской области информацию о ходе реализации мероприятий Программы.
3. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы общего и профессионального образования.
Губернатор Пензенской области |
О.В. Мельниченко |
Утверждена
постановлением
Правительства Пензенской области
18.02.2022 N 119-пП
Региональная межведомственная программа Пензенской области "Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в Пензенской области на 2022-2025 годы"
(далее - региональная программа)
Паспорт региональной программы
Сроки реализации региональной программы: |
2022-2025 годы |
Ответственный исполнитель региональной программы: |
Министерство образования Пензенской области |
Участники региональной программы: |
Министерство образования Пензенской области, государственные учреждения, функции и полномочия учредителя, в отношении которых осуществляет Министерство образования Пензенской области, Министерство здравоохранения Пензенской области, государственные учреждения, функции и полномочия учредителя, в отношении которых осуществляет Министерство здравоохранения Пензенской области, Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, Министерство культуры и туризма Пензенской области, Министерство физической культуры и спорта Пензенской области, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Пензенской области, Министерство внутренней и информационной политики Пензенской области, Министерство общественной безопасности и обеспечения деятельности мировых судей Пензенской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Пензенской области (по согласованию). |
Цель региональной программы и ее значения по годам реализации |
Развитие системы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних в Пензенской области. Значения региональной программы по годам реализации: 2022-2024 годы: - обеспечена доступность психолого-педагогической помощи в образовательном пространстве (в общеобразовательных организациях области функционируют психологические службы в соответствии с распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2020 N Р-193); - созданы организационно-правовые условия для повышения уровня межведомственного взаимодействия субъектов, участвующих в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних - участников региональной программы; - реализуются меры по повышению квалификации и профессиональной компетенции специалистов Министерства образования Пензенской области, Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, Министерства здравоохранения Пензенской области; - сформирована разноуровневая система профилактики аутодеструктивного поведения, основанная на диагностике и мониторинге, механизме регистрации случаев незавершенных и завершенных суицидов, комплексном планировании. С 2025 года - функционирует эффективная система профилактики суицидального поведения. |
Задачи региональной программы |
- проведение мониторинга состояния системы функционирования психологических служб в организациях и учреждениях ведомств социальной сферы Пензенской области - участников региональной программы; - реализация мер по обеспечению условий функционирования психологических служб в организациях и учреждениях ведомств социальной сферы Пензенской области - участников региональной программы в соответствии с распоряжением Министерства просвещения России от 28.12.2020 N Р-193; - создание условий для повышения квалификации и профессиональных компетенций специалистов Министерства образования Пензенской области, Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, Министерства здравоохранения Пензенской области по вопросам сопровождения, оказания помощи несовершеннолетним "группы суицидального риска" и их семьям; - создание условий для развития системы экстренной психологической медицинской и социальной помощи для детей, обеспечения доступности оказания несовершеннолетним, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, кризисных состояниях, профессиональной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; - обеспечение постоянных процедур мониторинга состояния безопасности психологической среды, выявления суицидальных маркеров у несовершеннолетних; - ведение базы данных по несовершеннолетним с суицидальным поведением и обеспечение эффективного информирования субъектов системы профилактики; - создание условий для работы областной мобильной команды экстренного реагирования (ОМКЭР) на факты деструктивного поведения несовершеннолетних; - смена форматов информационно-просветительской работы с родителями и родительскими общественными формированиями; - обеспечение доступности профессиональных консультативных услуг для несовершеннолетних и их родителей (законных представителей); - организация целевой работы с подростками из "группы суицидального риска" в организациях и учреждениях социальной сферы Пензенской области - участниками региональной программы; - привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации региональной программы через развитие проектной, информационно-просветительской деятельности, направленной на формирование у несовершеннолетних моделей совладающего поведения. |
Объем бюджетных ассигнований региональной программы |
В рамках текущего финансирования. |
Результаты региональной программы |
- снижение количества совершенных суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних и молодежи Пензенской области; - повышение эффективности работы по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних и молодежи Пензенской области; - повышение уровня правовой культуры населения Пензенской области, компетенций специалистов учреждений - участников региональной программы. |
1. Общая характеристика сферы реализации региональной программы
В последние десятилетия во всем мире наблюдается тенденция к росту числа самоубийств. Всемирная организация здравоохранения отмечает, что по этой причине в наши дни погибло людей больше, чем во всех вместе взятых конфликтах, при этом суицид является третьей по значимости ведущей причиной смертности у лиц в возрастной группе от 10 до 19 лет. В России частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. По данным официальной статистики, от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаи суицидальных попыток. Количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин.
Современный человек иногда не в состоянии найти позитивный смысл своей жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых, недостатка культуры мировоззренческой рефлексии как условия поиска уникального смысла своим неповторимым путем. Мир высоких технологий, порождающий большое количество неудовлетворенных потребностей, а также ряд неустойчивых психических состояний, вносит деструктивное начало в жизнь современного человека, в том числе ребенка.
Считается, что к самоубийству приводит целый комплекс взаимодействующих биологических, генетических, психологических, социологических, культурных факторов в совокупности с факторами окружающей среды. Наиболее восприимчивым к влияниям подобного рода является подростковый возраст, когда ребенок проходит в своем развитии огромный путь, обретает чувство личности. Возраст подростка является периодом особой концентрации конфликтов, которые зачастую приводят к поведенческим отклонениям, в том числе суициду.
К числу биологических факторов относятся устанавливаемые медицинскими работниками серотонинергическая, норадренергическая, дофаминергическая дисфункции, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая гиперактивность. К указанной группе факторов можно также отнести клинические факторы: депрессивные, тревожные симптомы, усугубляющиеся отсутствием психиатрической помощи в первые три месяца психического расстройства; формирующиеся расстройства личности, шизофрения; злоупотребление психоактивными веществами (часто как средство самолечения); хронические соматические заболевания (особенно с ограничением повседневного функционирования и хроническим болевым синдромом); попытки самоубийства в последние полгода; семейная история самоубийств.
Психологические факторы формирования суицидального поведения у детей и подростков многочисленны: неблагоприятная семейная обстановка (отсутствие любви, наличие безразличия, жестокости, насилия (физического, психологического, сексуального) или, напротив, отношение к ребенку как кумиру семьи; развод родителей); отсутствие психологической безопасности образовательной среды (неспособность справиться с трудностями учебной программы; адаптация к учебному процессу; повышенная напряженность в экзаменационный период; конфликты с друзьями или педагогами; буллинг); индивидуальные психологические особенности (пубертатный период, чувство неполноценности, заниженная самооценка; прессинг успеха (страх не оправдать надежды взрослых); слишком высокие собственные притязания на успех; крушение романтических отношений, неразделенная любовь; беременность; проблемы с правоохранительными органами; подражание своим сверстникам и кумирам, совершившим суицид).
Социально-средовые факторы - это стрессовые события, определенные социальные характеристики, доступность средств суицида. Риск самоубийств повышают вынужденная миграция, факты дискриминации социальных групп (лица, освободившиеся из заключения или содержащиеся под стражей, и члены их семей; лица, которые идентифицируют себя с представителями нетрадиционной сексуальной ориентации; беженцы). Немаловажным риском суицида является стигма в отношении обращения за помощью, все еще существующая в обществе. Продолжают подвергаться стигматизации те, кто стремится получить помощь в связи с суицидальным поведением, нарушениями психического здоровья, злоупотреблением психоактивными веществами либо иными эмоциональными стресс-факторами, что может быть существенным препятствием к получению необходимой помощи.
Большое значение в суицидальном поведении детей и подростков играет семья.
Отягощающими факторами риска суицида в большинстве случаев выступают семейное неблагополучие, дисфункции семейных систем, необоснованно суровая и непоследовательная дисциплинарная практика, нервно-психические заболевания, поведенческие девиации, а также несбалансированность образовательной среды.
Особую настороженность вызывает семья, в которой имеет место насилие.
Повышенный суицидальный риск имеют несовершеннолетние из негармоничных семей, в таких семьях вырастают до 40% детей и подростков с суицидальным поведением (Панченко Е.А., 2011). Высокой суицидогенной опасностью обладает патологическое воспитание в родительской семье. По данным Б.С. Положего и др. (2011), более 90% детей и подростков с различными формами суицидального поведения получили патологическое воспитание в своих родительских семьях. Д.Н. Исаев (2004), изучив особенности суицидального поведения у умственно отсталых детей в возрасте от 10 до 15 лет, обнаружил, что причиной суицидального поведения у них является не интеллектуальный дефект, а расстройство личности, сформировавшееся на фоне резидуальных органических поражений головного мозга. Из-за депривации и/или отвержения у умственно отсталых детей не формируется чувство уверенности в себе и защищенности.
Серьезную обеспокоенность сегодня вызывает снижение возрастной границы среди детей, совершающих самоубийство. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни - фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Существующий стереотип "откладывания" просьбы о помощи специалистов, психологов, врачей, неприятие перемен в подростке и нежелание предпринимать меры мешает своевременному выявлению проблем, тем самым усугубляет положение.
Высокую напряженность в реализации профилактических мер вызывает сеть "Интернет". Вовлечение несовершеннолетних в потребление информации, приносящей вред здоровью и развитию - одна из приоритетных, тяжело поддающихся превенции проблема современного общества. В этой связи своевременно принимаемые программные организационные, правовые, методические меры на уровне школы, муниципальных образований, региона, страны - необходимое условие преломления ситуации с аутодеструктивным поведением детей и молодежи.
А включение доказательных методик мониторинга сетевого молодежного контента - один из дополнительных инструментов профилактики, в том числе суицидального поведения.
Часто роковую роль в самоубийстве несовершеннолетних играет безответственное освещение самоубийств в средствах массовой информации (далее - СМИ) и социальных сетях, где суициду могут придать сенсационную, гламурную или романтическую окраску, увеличивая риск того, что у самоубийц найдутся подражатели среди уязвимых людей.
Важно, чтобы представители СМИ сознавали свою ответственность при необоснованно подробном освещении самоубийства известных людей, сообщениях о необычных способах самоубийства или о серии самоубийств, а также оправдании самоубийств, характеризуя их как допустимую реакцию на кризис или несчастье.
Доступ к средствам совершения самоубийства - один из важнейших факторов риска. Прямая доступность или близость таких средств повышает риск самоубийства.
Каждая смерть ребенка - это трагедия уже потому, что его страх перед жизнью побеждает страх смерти. Но, несмотря на то, что единых общепринятых установленных методов работы с суицидальной или потенциально суицидальной личностью не существует, применение программно-целевого подхода, практик, доказавших свою эффективность - инструмент, способствующий систематизации межведомственных усилий в сфере профилактики аутодеструктивного поведения и обеспечения безопасности детства.
2. Сведения о показателях региональной программы
Система показателей (индикаторов) сформирована с учетом обеспечения возможности проверки и подтверждения достижения целей и решения задач региональной программы и включает взаимодополняющие друг друга показатели (индикаторы) реализации региональной программы. Состав показателей (индикаторов) увязан с основными мероприятиями региональной программы, что позволяет оценить ожидаемые конечные результаты и эффективность реализации региональной программы.
Состав показателей (индикаторов) региональной программы определен с учетом требований к характеристике каждого показателя (адекватность, точность, объективность, достоверность, однозначность, экономичность, сопоставимость, своевременность и регулярность), исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач региональной программы.
Показателями (индикаторами) достижения целей и решения задач региональной программы являются:
- численность педагогов-психологов в образовательных организациях;
- доля образовательных организаций, соответствующих нормам штатной численности педагогов-психологов, от общего числа ОО (юридических лиц);
- доля обучающихся, охваченных программами дополнительного образования и (или) вовлеченных в волонтерскую и иную социально активную деятельность, от общей численности обучающихся по программам основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования;
- динамика количества проведенных мероприятий, консультаций для несовершеннолетних;
- количество проведенных мониторингов интернет-сайтов;
- число самоубийств и суицидальных попыток в сравнении с предыдущим периодом;
- численность лиц, прошедших лечение после совершения суицидальных попыток, в сравнении с предыдущим периодом;
- число госпитализаций в связи с попытками самоубийств или смертей в результате самоубийств.
Перечень показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случае потери информативности показателя (достижение максимального значения или насыщения).
3. Мероприятия региональной программы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ожидаемый результат |
Целевые показатели эффективности реализации мероприятия |
Единицы измерения |
Целевые показатели |
Ответственные исполнители |
|||
План 2022 год |
План 2023 год |
План 2024 год |
План 2025 год |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. Обеспечение доступности профессиональной психологической помощи несовершеннолетним | ||||||||||
1.1. |
Проведение мониторинга состояния системы функционирования психологических служб в организациях и учреждениях ведомств Пензенской области - участников региональной программы |
2022 г., далее - ежегодно |
Выявление проблем и перспектив системы функционирования психологических служб в организациях и учреждениях ведомств Пензенской области - участников Программы |
Охват муниципалитетов, участвующих в мониторинге, от общего количества муниципальных районов (городских округов) |
процент |
80 |
100 |
- |
- |
Министерство образования Пензенской области ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" (по согласованию) |
1.2. |
Увеличение численности педагогов-психологов в образовательных организациях до соответствия норм штатной численности, рекомендованных Распоряжением Министерства просвещения России от 28.12.2020 N Р-193 |
постоянно |
Обеспечение доступности профессиональной психологической помощи несовершеннолетним |
Доля образовательных организаций, соответствующих нормам штатной численности педагогов-психологов, от общего числа ОО (юридических лиц) |
процент |
60 |
70 |
80 |
90 |
Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пензенской области (по согласованию) |
1.3. |
Повышение квалификации педагогических работников по программе дополнительного профессионального образования "Основы психолого-педагогической профилактики аутоагрессивных форм поведения у обучающихся образовательных организаций" |
ежегодно |
Приобретение теоретических знаний и практических навыков по проблеме суицидального поведения среди несовершеннолетних |
Количество педагогических работников, прошедших обучение на курсах повышения квалификации |
чел. |
Не менее 30 |
Не менее 30 |
Не менее 30 |
Не менее 30 |
Министерство образования Пензенской области ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" (по согласованию) |
1.4. |
Организация и проведение семинаров-практикумов для врачей-педиатров по формированию навыков раннего распознавания признаков суицидальных рисков у несовершеннолетних |
ежегодно |
Повышение квалификации медицинского персонала по выявлению несовершеннолетних с суицидальными рисками |
Количество специалистов, повысивших уровень профессиональных компетенций |
чел. |
20 |
30 |
40 |
50 |
Министерство здравоохранения Пензенской области, ГБУЗ ОПБ им. К.Р. Евграфова (по согласованию) |
1.5. |
Проведение обучающих семинаров, лекций для специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с участием врачей-психиатров по вопросам организации работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних, направленных на повышение компетенций в вопросах по выявлению маркеров риска, технологичности действий в ситуации проявлений суицидального поведения несовершеннолетними |
ежегодно |
Определение единых подходов к диагностике суицидального поведения несовершеннолетних. Освоение алгоритма действий в ситуации проявлений суицидального поведения несовершеннолетними |
Количество мероприятий |
шт. |
Не менее 4 |
Не менее 4 |
Не менее 4 |
Не менее 4 |
Министерство образования Пензенской области ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" (по согласованию) Министерство здравоохранения Пензенской области ГБУЗ ОПБ им. К.Р. Евграфова (по согласованию) ГБУЗ "Пензенский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики" (по согласованию) |
2. Развитие эффективного межведомственного взаимодействия субъектов, участвующих в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних | ||||||||||
2.1. |
Формирование и ведение реестра (базы данных по несовершеннолетним с суицидальным поведением) |
постоянно |
Создание единой межведомственной статистической отчетности о суицидах у несовершеннолетних |
Количество реестров |
шт. |
1 |
1 |
1 |
1 |
Министерство здравоохранения Пензенской области Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Пензенской области (по согласованию) Министерство образования Пензенской области |
2.2. |
Обеспечение эффективной работы телефона экстренной психологической помощи в ГБУЗ ОПБ им. К.Р. Евграфова |
ежегодно |
Профилактика суицидальных действий с возможностью проведения аналитики и принятие своевременных организационных решений |
Количество точек экстренной психологической помощи в учреждениях здравоохранения |
шт. |
1 |
1 |
1 |
1 |
Министерство здравоохранения Пензенской области ГБУЗ ОПБ им. К.Р. Евграфова (по согласованию) |
2.3. |
Разработка (актуализация) документов: алгоритмов, порядков, регламентов информационного взаимодействия субъектов системы профилактики в случае выявления у несовершеннолетних суицидального поведения |
постоянно |
Создание условий, регламентирующих эффективное межведомственное взаимодействие |
Количество документов |
шт. |
Не менее 1 |
Не менее 1 |
Не менее 1 |
Не менее 1 |
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Пензенской области (по согласованию) Министерство образования Пензенской области Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Министерство здравоохранения Пензенской области |
2.4. |
Обеспечение работы площадки онлайн-консультирования несовершеннолетних, их законных представителей "Penzadoctor" |
постоянно |
Обеспечение доступности своевременной консультативной помощи несовершеннолетним, в том числе с суицидальными рисками, родителям (законным представителям) |
Доля клиентов, получивших консультативную помощь от числа обратившихся за онлайн-консультированием |
процент |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство здравоохранения Пензенской области ГБУЗ ОПБ им. К.Р. Евграфова (по согласованию) Министерство образования Пензенской области ГБУ ПО "Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи Пензенской области" (по согласованию) |
2.5. |
Развитие работы кабинетов медико-психологической помощи несовершеннолетним в поликлинических отделениях медицинских организаций, организация их деятельности в структуре поликлинических отделений межрайонных медицинских организаций Пензенской области (в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития от 17.05.2012 N 566н с последующими изменениями) |
2022 год, постоянно |
Обеспечение доступности медико-психологической помощи, в том числе по направлению врачей педиатров, врачей общей практики |
Количество муниципальных образований с функционирующими кабинетами |
шт. |
5 |
6 |
8 |
10 |
Министерство здравоохранения Пензенской области |
2.6. |
Обеспечение работы антикризисного центра ГБУЗ ОПБ им. К.Р. Евграфова для оказания профилактической лечебно-реабилитационной специализированной медицинской помощи, в том числе несовершеннолетним с суицидальным поведением |
ежегодно |
Обеспечение преемственности при оказании специализированной медико-психологической помощи в стационарных, амбулаторных условиях, в том числе амбулаторное сопровождение |
Доля несовершеннолетних с суицидальным поведением, получивших профилактическую лечебно-реабилитационную специализированную медицинскую помощь, от числа обратившихся за помощью |
процент |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство здравоохранения Пензенской области |
2.7. |
Создание и функционирование антикризисного центра для несовершеннолетних и молодежи на базе ГБУЗ ОПБ им. К.Р. Евграфова |
2022 г. |
Обеспечение доступности экстренной медико-психологической помощи несовершеннолетним и молодежи в кризисных состояниях, перенесшим психологическую травму, состояниях суицидальной готовности |
Количество учреждений |
единица |
1 |
1 |
1 |
1 |
Министерство здравоохранения Пензенской области |
2.8. |
Создание условий для работы региональной мобильной команды экстренного реагирования на факты проявления суицидального поведения (резонансные случаи) |
2022 г., постоянно |
Обеспечение оперативного анализа причин и условий суицидального поведения, прогнозирование и планирование действий субъектов системы профилактики |
Количество мобильных команд экстренного реагирования областного уровня |
единица |
1 |
1 |
1 |
1 |
Министерство образования Пензенской области ГАУ "Многофункциональный молодёжный центр Пензенской области" Субъекты системы профилактики Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пензенской области (по согласованию) |
2.9. |
Проведение мероприятий по вовлечению подростков и молодежи в социально-позитивную активность, в том числе совместно с социально ориентированными некоммерческими и волонтерскими организациями |
постоянно |
Вовлечение большего количества подростков и молодежи в социально-позитивную активность |
Доля обучающихся, охваченных программами дополнительного образования и (или) вовлеченных в волонтерскую и иную социально активную деятельность, от общей численности обучающихся по программам основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования |
процент |
75,5 |
77 |
80 |
80 |
Министерство образования Пензенской области Министерство культуры и туризма Пензенской области Министерство физической культуры и спорта Пензенской области |
3. Реализация мер организационного, методического, информационно-просветительского, воспитательного характера, направленных на профилактику аутодеструктивного поведения несовершеннолетних, вовлечение большего количества несовершеннолетних в активные формы социально значимой деятельности | ||||||||||
3.1. |
Проведение в образовательных организациях мероприятий для родителей (законных представителей) обучающихся, направленных на просвещение по вопросам психологических особенностей развития детей и подростков, развитие коммуникации с подростком, снижение стигматизации суицидального поведения, распознавание кризисных ситуаций, включая информирование родителей (законных представителей) обучающихся об алгоритме их действий в случае возникновения проблем |
постоянно |
Просвещение, повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей по проблемам профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних |
Увеличение доли родителей, принявших участие в родительских собраниях по вопросам профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних за отчетный период, в общем количестве родителей |
процент |
25 |
35 |
45 |
45 |
Министерство образования Пензенской области Органы управления образованием муниципальных районов (городских округов) |
3.2. |
Разработка и реализация психологами в режиме групповой или индивидуальной работы программ формирования у несовершеннолетних жизненных навыков, конструктивных моделей совладающего поведения |
2022 г., постоянно |
Формирование у обучающихся моделей совладающего поведения |
Доля образовательных организаций разного уровня образования (общее, СПО), реализующих программы формирования жизненных навыков, от общего количества ОО юридических лиц |
процент |
20 |
25 |
30 |
35 |
Министерство образования Пензенской области ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" (по согласованию) ГАУ "Многофункциональный молодёжный центр Пензенской области" (по согласованию) ГБУ ПО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области" (по согласованию) |
3.3. |
Информационно-методическое взаимодействие ППМС центра Пензенской области с ГБУЗ "Пензенский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики" в части реализации просветительской функции для родителей, обучающихся, специалистов |
в течение всего периода |
Повышение уровня культуры медицинских, знаний о клинических проблемах подростковой депрессии, агрессии, аутодеструктивного поведения |
Количество проведенных за отчетный период мероприятий с родителями, обучающимися, студентами |
единица |
Не менее 7 |
Не менее 9 |
Не менее 9 |
Не менее 9 |
Министерство образования Пензенской области Министерство здравоохранения Пензенской области ГБУЗ "Пензенский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики" (по согласованию) ГБУ ПО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области" (по согласованию) |
3.4. |
Разработка методических рекомендаций по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних для педагогических работников |
ежегодно |
Методическое сопровождение педагогических работников по вопросам профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних |
Количество информационных материалов |
шт. |
Не менее 5 в год |
Не менее 5 в год |
Не менее 5 в год |
Не менее 5 в год |
Министерство образования Пензенской области ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" (по согласованию) ГБУ ПО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области" (по согласованию) ГБУЗ "Пензенский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики" (по согласованию) |
3.5. |
Разработка и реализация в рамках рабочих программ воспитания форм совместного досуга и коммуникаций детей, родителей и педагогов с целью улучшения психологического климата и социализации детей |
4 раза в год |
Конструктивное взаимодействие семьи и образовательной организации, формирование психологически безопасной среды |
Количество проведенных за отчетный период мероприятий с родителями, обучающимися, студентами |
шт. |
Не менее 7 |
Не менее 9 |
Не менее 9 |
Не менее 9 |
Министерство образования Пензенской области Образовательные организации Пензенской области (по согласованию) |
3.6. |
Организация и проведение индивидуальных консультаций с несовершеннолетними их родителями, (законными представителями) с выявленным риском суицидального поведения, направленных на формирование позитивного мировоззрения, предупреждения суицидального поведения |
в течение всего периода |
Оказание адресной помощи несовершеннолетними с выявленным риском суицидального поведения, их родителям (законным представителям) |
Доля родителей, (законных представителей) обучающихся с выявленным риском суицидального поведения, получивших индивидуальные консультации, от общего количества заявившихся на получение консультативных услуг |
процент |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство образования Пензенской области ГАУ "Многофункциональный молодёжный центр Пензенской области" (по согласованию) ГБУ ПО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области" (по согласованию) Образовательные организации Пензенской области (по согласованию) |
3.7. |
Семейное медико-психологическое консультирование (семьи подростков с суицидальными тенденциями) |
в течение всего периода |
Профилактика суицидального поведения у несовершеннолетних (вторичная, третичная) |
Доля семей (родителей, законных представителей), получивших консультативную помощь от количества обратившихся |
процент |
100 |
100 |
100 |
100 |
ГБУЗ ОПБ им. К.Р. Евграфова (психотерапевты, медицинские психологи) |
3.8. |
Проведение мониторинга информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с целью выявления и дальнейшей блокировки сайтов, распространяющих информацию о способах совершения самоубийства и призывах к суициду, а также пропагандирующих насилие и иное деструктивное поведение |
в течение всего периода |
Профилактика суицидального поведения у несовершеннолетних |
Количество проведенных мониторингов |
шт. |
Не менее 50 |
Не менее 50 |
Не менее 50 |
Не менее 50 |
Министерство образования Пензенской области ГАУ "Многофункциональный молодёжный центр Пензенской области" (по согласованию) УМВД России по Пензенской области (по согласованию) |
3.9. |
Проведение ежегодного анализа индивидуальных особенностей несовершеннолетних, мониторинга безопасности образовательной среды, и социально-психологического тестирования |
ежегодно |
Выявление маркеров депрессии, агрессии, социального одиночества у обучающихся и студентов в образовательном пространстве Аналитический срез по муниципальным образованиям |
Количество аналитических отчетов по итогам проведенных мониторингов |
шт. |
Не менее 3 |
Не менее 3 |
Не менее 3 |
Не менее 3 |
Министерство образования Пензенской области ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" (по согласованию) ГБУ ПО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области" (по согласованию) Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пензенской области (по согласованию) |
3.10. |
Проведение ежегодной единой недели диагностики маркеров суицидальных проявлений у несовершеннолетних Пензенской области по итогам мониторинга безопасности образовательной среды, анализа индивидуальных особенностей и социально-психологического тестирования |
ежегодно |
Организация адресной работы, психолого-педагогической помощи. Разработка методических рекомендаций по организации адресной профилактической работы |
Доля реализованных индивидуальных междисциплинарных, (межведомственных) программ психолого-педагогической, социальной работы с несовершеннолетними (их родителями, (законными представителями) от количества выявленных несовершеннолетних с признаками аутодеструктивного поведения |
процент |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство образования Пензенской области |
3.11. |
Реализация профилактических мер, психолого-педагогических форматов работы с участниками образовательных отношений, в том числе с применением технологий "Сеть социальных контактов", "Активная поддержка родителей" |
в течение всего периода, по мере необходимости |
Восстановление эмоциональных детско-родительских связей, конструктивного общения и сплоченности в образовательной среде |
Доля состоявшихся сетевых встреч по методике "Сеть социальных контактов" от запланированных на основании согласия родителей (законных представителей) |
процент |
90 |
90 |
90 |
90 |
Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Министерство образования Пензенской области |
3.12. |
Реализация мер по развитию школьных и муниципальных служб примирения (медиации) |
в течение всего периода |
Организация выявления и решения конфликтов в образовательной среде, снижение психологической напряженности |
Доля образовательных организаций (ОО), в которых реализуются меры по развитию школьных и муниципальных служб примирения (медиации) от общего количества ОО |
процент |
35 |
40 |
45 |
50 |
Министерство образования Пензенской области ГАУ "Многофункциональный молодёжный центр Пензенской области" (по согласованию) ГБУ ПО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области" (по согласованию) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 18 февраля 2022 г. N 119-пП "Об утверждении Региональной межведомственной программы Пензенской области "Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в Пензенской области на 2022-2025 годы"
Вступает в силу с 5 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован на Официальном портале Правительства Пензенской области (www.pnzreg.ru) 22 февраля 2022 г., на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22 февраля 2022 г. N 5800202202220003, в газете "Пензенские губернские ведомости" N 13 от 22 февраля 2022 г.