Постановление Мэрии города Кызыла Республики Тыва от 20 января 2022 г. N 28
"Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при мэрии города Кызыла"
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", постановлением Правительства Республики Тыва от 24 августа 2005 года N 949 "Об утверждении примерного положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при муниципальных образованиях Республики Тыва" и в целях обеспечения координации действий и ведомственного решения проблем безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" мэрия города Кызыла постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при мэрии г. Кызыла.
2. Признать утратившими силу:
2.1. постановление мэрии г. Кызыла от 30.04.2014 N 557 "Об утверждении положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при мэрии г. Кызыла";
2.2. постановление мэрии г. Кызыла от 06.06.2018 N 665 "О внесении изменений в Положение о комиссии по делам несовершеннолетних при мэрии города Кызыла";
2.3. постановление мэрии г. Кызыла от 31.10.2018 N 128 "а" "О внесении изменений в Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при мэрии г. Кызыла".
3. Информационно-аналитическому отделу мэрии г. Кызыла разместить настоящее постановление на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республика Тыва" - www.mkyzyl.ru.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра по социальной политике мэрии г. Кызыла.
Мэр г. Кызыла |
К. Сагаан-оол |
Утверждено
постановлением мэрии г. Кызыла
от 20 января 2022 г. N 28
I. Общие положения
1.1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при мэрии г. Кызыла (далее - комиссия) является постоянно действующим коллегиальным органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющим координацию и контроль деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и иные функции в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Тыва.
1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Тыва, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации и ратифицированными ею международными соглашениями в сфере защиты прав детей, федеральными и региональными законами, конституционными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Главы Республики Тыва и Правительства Республики Тыва, а также настоящим Положением.
1.3. Деятельность комиссии основывается на принципах:
законности;
демократизма;
гуманного обращения с несовершеннолетними;
поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней;
индивидуального подхода к исправлению поведения несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;
взаимодействия с родителями или иными законными представителями совершеннолетнего по вопросам защиты его прав и законных интересов.
1.4. Основными задачами комиссии являются:
1.4.1. осуществление мер, предусмотренных законодательствами Российской Федерации и Республики Тыва по координации деятельности органов и учреждений системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;
1.4.2. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
1.4.3. обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, защиту их от всех форм дискриминации;
1.4.4. социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанным с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ, а также случаев склонения их к суицидальным действиям;
1.4.5. выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
II. Основные полномочия комиссии
Для решения возложенных задач комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при мэрии г. Кызыла в пределах своей компетенции:
2.1. принимает участие в разработке муниципальных целевых программ защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшения условий жизни охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности правонарушений и антиобщественных действий, контролируют реализацию этих программ;
2.1.1. регулярно информирует мэра г. Кызыла о состоянии работы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также о выявленных фактах нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних на территории г. Кызыла;
2.2. утверждает межведомственные планы (программы, порядки взаимодействия) по наиболее актуальным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов;
2.3. рассматривает вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", и иные вопросы, связанные с их обучением;
2.3.1. при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, дает согласие на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования. Комиссия принимает совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет и оставивших общеобразовательные организации до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетними образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с согласия их родителей (законных представителей) по трудоустройству таких несовершеннолетних;
2.4. обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия);
2.5. применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательствами Российской Федерации, Республики Тыва;
2.6. направляет в порядке, установленном законодательством Республики Тыва, в органы государственной власти Республики Тыва и органы местного самоуправления отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории г. Кызыла;
2.7. совместно с соответствующими органами или учреждениями готовит материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательствами Российской Федерации, Республики Тыва;
2.8. рассматривает в пределах своей компетенции материалы в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также в отношении несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность за соответствующее правонарушение;
2.9. рассматривает в пределах своей компетенции материалы в отношении несовершеннолетних, уклоняющихся от учебы до достижения пятнадцатилетнего возраста, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, после применения мер дисциплинарного воздействия со стороны образовательного учреждения;
2.10. рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексом Республики Тыва об административной ответственности к компетенции комиссии;
2.11. обращается в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу и морального вреда в порядке, установленном законодательствами Российской Федерации, Республики Тыва.
Участвует в рассмотрении судом дел, возбужденных по инициативе комиссии и связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних;
2.12. вносит в суды по месту нахождения специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа совместно с администрацией указанных учреждений представления:
2.12.1. о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее, чем за один месяц до истечения, установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;
2.12.2. о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
2.12.3. о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;
2.12.4. о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
2.13. дает совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
2.14. участвует в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
2.15. вносит в государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности представления по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних;
2.16. вносит в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях неисполнения ими постановления комиссии или непринятия мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, указанных в представлении комиссии;
2.17. осуществляет контроль:
2.17.1. за условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними в детских домах, других интернатных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, а также в муниципальных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
2.17.2. за организацией досуга несовершеннолетних по месту жительства, за состоянием воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними в образовательных, культурно-просветительных учреждениях, спортивных организациях, в учреждениях начального профессионального образования;
2.17.3. за соблюдением законодательства при исключении учащихся из образовательных учреждений;
2.17.4. за соблюдением законодательства при трудоустройстве и увольнении несовершеннолетних;
2.17.5. за состоянием профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, но при этом не допускается вмешательство комиссии в оперативно-служебную деятельность подразделений;
2.18. получает безвозмездную, необходимую для осуществления своих полномочий информацию от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности;
2.19. в пределах своей компетенции может давать официальные разъяснения и вести переписку, иметь бланки со своим наименованием и другим необходимым составом реквизитов, печать, штампы;
2.20. члены комиссии имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке посещать учреждения государственной и муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждения уголовно-исполнительной системы для обследования условий воспитания, обучения и содержания в них несовершеннолетних;
2.21. по вопросам, не урегулированным настоящим Положением, деятельность комиссии регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Тыва.
III. Организация работы комиссии
3.1. В состав комиссии входят председатель комиссии, заместитель председателя, ответственный секретарь и члены комиссии.
Членами комиссии могут быть руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений делегированных по решению руководителя, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, а также другие заинтересованные лица.
3.2. Комиссию возглавляет председатель, являющийся заместителем мэра по социальным вопросам.
Председатель комиссии:
- осуществляет руководство деятельностью комиссии;
- председательствует на заседании комиссии и организует ее работу;
- имеет право решающего голоса при голосовании на заседании комиссии;
- представляет комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления и иных организациях;
- утверждает повестку заседания комиссии и назначает дату ее заседания;
- дает заместителю председателя, ответственному секретарю, членам комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии;
- осуществляет контроль за исполнением плана работы комиссии, подписывает постановления об административном и протоколы заседания комиссии;
- обеспечивает представление установленной отчетности о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательствами Российской Федерации и Республики Тыва.
3.3. Заместитель председателя комиссии:
- выполняет поручения председателя комиссии;
- исполняют обязанности председателя комиссии в его отсутствие;
- обеспечивают контроль за исполнением протоколов комиссии;
- обеспечивают контроль за своевременной подготовкой материалов для рассмотрения на заседании комиссии.
3.4. Ответственный секретарь комиссии:
- осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседании комиссии;
- выполняет поручения председателя и заместителя председателя комиссии;
- оповещает членов комиссии и лиц, участвующих в заседании, о времени и месте заседания, проверяет их явку, знакомит с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение комиссии;
- осуществляет подготовку и оформление проектов постановлений, протоколов комиссии по результатам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании;
- обеспечивает вручение копий постановлений комиссии;
- обеспечивает своевременное направление протоколов заседания комиссии исполнителям;
- совершает от имени председателя комиссии процессуальные действия, предусмотренные Гражданским, Арбитражным, Уголовным процессуальными кодексами Российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе имеет право на подписание искового заявления, административного искового заявления, также совершает от имени председателя комиссии действия, связанные с исполнительным производством, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве", в том числе имеет право на предъявление и отзыв исполнительного документа, обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.
3.5. Члены комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов, отнесенных к компетенции комиссии, и осуществляют следующие функции:
- участвуют в заседании комиссии и его подготовке;
- предварительно (до заседания комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, проводимым на ее рассмотрение;
- вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса и о запросе дополнительных материалов по нему;
- вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
- участвуют в обсуждении протоколов, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам, и голосуют при их принятии;
- посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;
- составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации, Кодексом Республики Тыва об административных правонарушениях;
- выполняют поручения председателя комиссии;
- информируют председателя комиссии о своем участии в заседании или причинах отсутствии на заседании.
3.6. Порядок проведения заседаний комиссии.
3.7.1. Комиссии рассматривают материалы:
- по заявлению несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей;
- по собственной инициативе;
- по представлению органов опеки и попечительства, органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, внутренних дел, образовательных организаций, общественных объединений;
- по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
- преданные в порядке, предусмотренном ст. 2.3, 22.3, 23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- по заявлению граждан.
3.7.2. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц и являются, как правило, открытыми.
В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях или иных законных представителях комиссия, с учетом характера рассматриваемых материалов, может принять мотивированное постановление о проведении закрытого заседания.
3.7.3. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов комиссии.
Председательствует на заседании комиссии ее председатель либо по его поручению заместитель председателя или член комиссии.
3.7.4. Материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также материалы об административном правонарушении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, комиссия рассматривает только в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей.
3.7.5. Другие материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей комиссия может рассмотреть в их отсутствие при условии, что указанные лица были соответствующим образом извещены, и ходатайство об отложении рассмотрения этих материалов в комиссию не поступало.
3.7.6. Адвокат несовершеннолетнего допускается к участию в работе комиссии с момента подготовки материалов к заседанию комиссии.
3.7.7. В начале заседаний комиссии председательствующий объявляет, какие материалы подлежат рассмотрению, представляет лиц, участвующих в заседании. Объясняет права и обязанности гражданам, в отношении кого рассматривается материал. После этого оглашаются необходимые документы, зачитываются поступившие материалы, а также выясняются обстоятельства, имеющие значение принятия обоснованного решения, рассматриваются ходатайства, заслушиваются выступления участвующих в заседании лиц.
3.7.8. Ходатайства по существу рассматриваемых материалов могут быть заявлены несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, адвокатом, специалистами, участвующими в рассмотрении материалов, а также лицами, обратившимися в комиссию с представлением в отношении несовершеннолетнего или его законных представителей. Результаты рассмотрения заявленных ходатайств заносятся в протокол заседания комиссии.
3.7.9. В случае необходимости уточнения состояния здоровья несовершеннолетнего комиссия с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего может принять решение о направлении его на медицинское освидетельствование или психолого-медико-педагогическую консультацию.
3.7.10. При опросе несовершеннолетнего, не достигшего пятнадцатилетнего возраста, по усмотрению комиссии либо ходатайству лиц, представляющих интересы несовершеннолетнего, должен участвовать педагог.
3.7.11. На время выяснения обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, комиссия вправе удалить его из зала заседания, о чем делается запись в протоколе заседания комиссии.
3.7.12. Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим на заседании комиссии и секретарем заседания комиссии.
3.7.13. Решение комиссии оформляется в форме постановлений.
3.7.14. В постановлении указываются:
а) наименование комиссии;
б) дата заседания комиссии;
в) время и место проведения заседания;
г) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии;
д) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании;
е) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление;
ж) содержание рассматриваемого вопроса;
з) сведения о выявленных по рассматриваемому вопросу нарушениях прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);
и) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии);
к) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
л) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики;
м) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
3.7.15. Постановления комиссии направляются членам комиссии, в органы и учреждения системы профилактики и иным заинтересованным лицам и организациям.
3.7.16. Постановления, принятые комиссией, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики.
Органы и учреждения системы профилактики обязаны сообщить комиссии о мерах, принятых по исполнению постановления, в указанный в нем срок.
3.7.17. Постановление комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательствами Российской Федерации, Республики Тыва.
3.7.18. Комиссия имеет бланк со своим наименованием.
3.8. Представления комиссии.
3.8.1. В целях устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, совершению ими правонарушений и антиобщественных действий, а также в целях устранения нарушений прав и интересов несовершеннолетних, выявленных при рассмотрении материалов на заседаниях комиссии может быть принято решение о направлении представления в государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности соответствующие представления.
3.8.2. Должностные лица, в отношении которых вынесены представления, в течение месяца со дня получения представлений комиссии обязаны рассмотреть его и сообщить комиссии о мерах, принятых по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.
Непринятие указанных мер влечет за собой ответственность, установленную законодательствами Российской Федерации, Республики Тыва.
IV. Заключительное положение
4.1. Комиссия подотчетна выборным должностным лицам городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и прав при Правительстве Республики Тыва.
4.2. Финансовое и материальное обеспечение комиссии.
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Мэрии города Кызыла Республики Тыва от 20 января 2022 г. N 28 "Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при мэрии города Кызыла"
Текст постановления опубликован на официальном интернет-сайте городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (http://mkyzyl.ru) 20 января 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Мэрии города Кызыла Республики Тыва от 8 июня 2022 г. N 425